такие методы обучения как объяснительно иллюстративный репродуктивный исследовательский

Такие методы обучения как объяснительно иллюстративный репродуктивный исследовательский

Метод (от греч. metodos — путь к чему-либо) означает способ достижения цели.

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. В решении проблемы методов обучения в информатике будем руководствоваться формулировкой известного дидакта Ю.К. Бабанского, определяющего методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития личности.

В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:

— по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);

— в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков);

— по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследователь­ский методы).

Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из классификаций имеет определенное основание, однако в функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация, в которой выделяются такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский.

Для адаптации данной классификации к задачам и содержанию курса информатики целесообразно ее дополнить программированным, модельным методами и методом проектов.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.

При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т. д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.

Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

Дадим краткую характеристику некоторых методов и возможностей их использования в преподавании информатики в зависимости от задач и содержания курса.

Основными задачами базового школьного курса информатики являются: формирование званий о роли информационных процессов в природе, технике, обществе, о значении информатики и вычислительной техники в научно-техническом прогрессе и развитии общества, основных принципах работы компьютера, способах обработки информации; выработка умений моделирования, умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

В связи с этим становится очевидным, что в преподавании информатики должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. В частности, учитель может прибегнуть к. рассказу, когда необходимо в готовом виде сообщить учащимся определенные факты. Например, при работе с текстовой или графической информацией целесообразно рассказать учащимся о возникновении письменности и графических изображений, об эволюции передачи графической информации. При первоначальном знакомстве с любым программным обеспечением (ПС) учитель сообщает необходимые команды, объясняет назначение клавиш, демонстрирует клавиши, нажатие которых приводит к результату, дает образец упражнения для последующей работы, выполняемой учащимися самостоятельно.

Подобные методы (рассказ, изложение, объяснение) эффективны в случаях, когда учебный материал носит информационный характер или представляет собой описание способов практической деятельности. Учитывая то, что перечисленные методы не активизируют познавательную деятельность школьников, их необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Так, при объяснении принципов работы с конкретным программным средством учитель проектирует излагаемый материал на экран, предъявляет требования к учащимся, которыми они руководствуются при выполнении тренировочных упражнений по выработке определенных умений в среде этого средства.

Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный кинофильм с последующим обсуждением его содержания, просматривать вместе с учащимися записи телепередач или специально созданный видеофильм. Однако наиболее распространенным видом работ с использованием этих методов является работа с программным средством. Для концентрации внимания желательно отключать ученический компьютер (РМУ), демонстрацию проводить на головном компьютере или на демонстрационном экране. Можно использовать программы, демонстрирующие возможности конкретного ПС. В этом случае целесообразно использовать компьютеры учащихся. Необходимо четко дозировать время, так как длительная демонстрация ослабляет внимание школьников.

Такие методы, как демонстрация и иллюстрация, желательно сочетать со словесными и практическими методами обучения.

Пример 1. Учитель сообщает учащимся необходимый теоретический материал при рассмотрении вопросов, связанных с текстовым редактором. Анализируя принципы работы текстовых редакторов, показывает схему:

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя.

Пример 2. После объяснения и демонстрации работы графического редактора, учащиеся выполняют вводные упражнения на построение отрезка, ломаной, прямоугольника, окружности и т.п., используя соответствующие пиктограммы.

Пример 3. Работа с текстовым редактором. После загрузки редактора и. текстового файла в ОЗУ компьютеров ученики перемещают курсор в точку экрана, указанную учителем. Нажимают на клавишу или комбинацию клавиш, названную учителем. Наблюдают за состоянием экрана, делают вывод и записывают его в рабочую тетрадь.

Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для усвоения. Так, комментирование полезно при работе над форматированием или копированием текста, перемещением блоков текста.

Комментирование побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.

Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой самостоятельности учащихся. Примером такого упражнения может служить следующая группа операций:

а) учитель демонстрирует определенное действие на головном компьютере или демонстрационном экране;

б) учащиеся выполняют упражнение по образцу или по схеме алгоритма, предложенным учителем;

в) учащиеся выполняют тренировочные упражнения только по заданию.

Проблемный метод (проблемные вопросы, ситуации) целесообразно использовать при работе с графической информацией. Если при этом применяется графический редактор GRIN, то следует обратить внимание учащихся на отсутствие в нем пиктограммы «Ластик». Когда возникает необходимость затереть весь экран или часть рисунка, то перед учащимися следует поставить вопрос: «Можно ли затереть часть рисунка, пользуясь имеющимися пиктограммами редактора? Если «да», то как это осуществить на практике?». Ученики могут предложить произвести затирание закрашенным прямоугольником, предварительно установив требуемый цвет фона.

Приведем пример создания проблемной ситуации при работе обучаемых с электронной таблицей.

Учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке школьной ярмарки для продажи самодельных товаров. От продажи планируется получить Х рублей. Требуется рассчитать, как получить запланированную сумму. Для этого необходимо определить:

а) какую цену установить на каждый товар;

б) сколько изделий каждого типа нужно продать.

Сначала учащиеся заполняют электронную таблицу: оформляют заголовки, формируют необходимые колонки, вводят предполагаемые данные (количество продаваемых товаров и их цену). Затем приступают к решению проблемы. Для достижения требуемого результата неоднократно изменяют введенные данные, анализируют промежуточные суммы и конечный результат до тех пор, пока не будет достигнут желаемый или приемлемый результат.

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ. Этот метод особенно эффективен при изучении тем «Цифровые основы вычислительной техники», «Программное обеспечение». В обучающих программах изучаемый материал подается в строгой последовательности. Каждый кадр содержит порцию нового материала, контрольный вопрос или задание.

Программированное обучение в информатике предполагает:

а) правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;

б) контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);

в) переход к следующей порции лишь после верного ответа, или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;

г) обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала.

Программированное обучение тесно связано с алгоритмизацией, которая на уроках информатики имеет два аспекта: обучение учеников построению алгоритмов и построение алгоритмов обучения.

Обучение учащихся принципам работы с любым инструментальным программным средством имеет единый алгоритм:

1) рассказ учителя о назначении изучаемого программного обеспечения (ПО), основных принципах его работы и применении в различных отраслях;

2) демонстрация возможностей средства, показ работы с основными функциями и командами;

3) организация и выполнение учащимися тренировочных упражнений и заданий различной сложности;

4) контроль выполнения заданий и теоретических знаний по данной теме.

В свою очередь, изучение каждого конкретного средства имеет свой алгоритм. Например, изучение принципов работы с текстовым редактором можно проводить в такой последовательности:

1. Загрузка текстового файла в ОЗУ ученического компьютера.

2. Перемещение курсора по тексту в различных направлениях.

3. Работа с буквами различных алфавитов и шрифтами.

4. Экранное редактирование:

• удаление символа, слова, строки, части строки и т.д.;

• вставка одного или нескольких символов, строки или строк и т.д.;

• копирование символа, слова, строки, блока и т.д.

Пример алгоритма изучения редактирования электронной таблицы с использованием команды EDIT:

1. Если активная ячейка – требуемая, то перейти к п. 3.

2. Переместить курсор в ячейку, требующую редактирования информации.

4. Нажать клавишу ввода.

5. Отредактировать содержимое ячейки, используя клавиши редактирования.

6. Нажать клавишу ввода.

Модельный метод включает в себя построение математической или компьютерной модели, метод «нисходящего проектирования» и др.

К построению моделей учитель информатики базовой школы прибегает при работе с электронными таблицами. В соответствии с полученным заданием ученик строит математическую модель или получает ее в готовом виде. Эти модели в дальнейшем становятся объектами изучения.

Метод применим и при использовании других программных средств. В 9 классе базовой школы для построения моделей используется алгоритмический язык Кумир (ИнтАл). Школьникам предлагается задача: «Создайте компьютерную модель кибернетической мыши, которая перемещается в лабиринте, ограниченном стенами, образующими прямолинейные коридоры. Кибернетическая мышь ведет себя следующим образом:

· начиная с фиксированной исходной позиции, «мышь» входит в лабиринт и, обследуя все коридоры, ищет «сыр»;

· как только «сыр» найден, «мышь» возвращается на исходную позицию;

· заданное время задерживается в исходной позиции;

· по кратчайшему пути направляется к «сыру» и там останавливается».

Приведем примеры других моделей, которые можно предложить школьникам.

1. Нужно совершить полет на воздушном шаре заданным курсом. Требуется рационально использовать горючее и достичь цели.

2. Планируется путешествие. Цель – благополучно достичь конца путешествия, рационально распределив деньги, выделенные для покупки провизии во время передвижения.

Ученик при такой организации познавательной деятельности, кроме навыков использования компьютера и моделирующих программ, изучает некоторые факты из истории, географии, экономики.

Метод «нисходящего проектирования» — декомпозиция, расчленение сложной задачи на более простые, которые в свою очередь могут быть подвергнуты декомпозиции. В основе метода лежит анализ. Этот метод способствует грамотному использованию программного обеспечения, развитию структурированности мышления учащихся.

Приведем пример использования метода при изучении темы «Задача. Модель. Компьютер». При решении задач с использованием модели работа учащихся организуется поэтапно:

• оценка имеющейся информации и выбор плана создания модели;

• проверка адекватности модели;

• получение решения задачи с помощью модели.

Метод проектов является новым методом обучения, где деятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место. В роли проекта может выступить компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, тематическое общение по электронной почте и др. При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд условий:

1. Учащимся следует предоставлять достаточно широкий выбор проектов для реализации возможности реального выбора (причем, как для индивидуальной реализации, так и коллективной).

2. Ввиду отсутствия у школьников навыков проектной деятельности, всякий проект должен сопровождаться инструкцией по работе над проектом с учетом индивидуальных особенностей школьников (письменная инструкция, устные пояснения, пример и т.д.).

3. Учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность в игровой или имитационной форме, презентацию завершенного проекта и внимание к нему со стороны сверстников и взрослых.

4. Необходимо создать условия для обсуждения между школьниками своих проблем. При этом происходит взаимообучение, что важно для обеих сторон.

5. Метод проектов ориентирован, прежде всего, на освоение приемов работы с компьютером.

При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи – используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).

Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока.

В 9 и 11 кл. экзамен по инф-ке явл-ся экз-ном по выбору. Для проведения экзамена по инф-ке в школе создаётся приказом директора школы комиссия в составе: предс-ль комиссии – директор школы (редко завуч); 2 члена комиссии: учитель инф-ки и учитель (инф., мат., физики). Экзамены в июне в течение 1 дня.

Цель: выявить соответствие знания уч-ся обязат-ому минимому содержания образования, их прочности и глубины, проверка их практического применения на проктике.

1. Традиционная. Учащийся вытягивает билет, в билете 2 вопроса и 1 задача. На подготовку – 30 мин.

2. Собеседование. Данную форму м/выбрать те уч-ся, которые проявили интерес к комп-м технологиям и имеют отличные знания по информатике и умения применять их на практике. Учащиеся рассказывают один вопрос без подготовки. Комиссия имеет право попросить сделать практич-ое задание и ответить на дополнит-ые вопросы.

3. Защита рефератов. К данной форме допускаются учащиеся, которые обнаружили интерес к предмету и научной работе. Реферат не обязательно пишется по инф-ке. Но элементы программирования д/б отражены.

На экзамене комиссия знакомится с отзывом учителя предметника (рецензия д/б дана не позднее, чем за неделю до экзамена). Далее слово предоставляется ученику, который защищает свой проект. Комиссия имеет право задать вопросы.

4. Тест. Организация:

1 этап. Подготовительный. Министерство образования (МО) разработало комп-ый тест, программу теста, методич-ие и организационные материалы по проведению теста, и разослало их по эл-ой почте по регионам. Получив данные материалы, ВУЗы определяли центры тестирования в городе (школы) и проводили подготовительно-разъяснительную работу.

2 этап. Тестирование. Во время весенних каникул каждый день по всей стране сдавался один экзамен. Уч-ся, избравшие данный экзамен, приходили в центры тестирования и проходили тестирование. В тот же день, собрав файлы с результатами тестов из всех центров, ВУЗ отсылал по эл-ой почте в МО. Только после получения файлов МО высылало ВУЗу файлы с тестом на след-ий день и пароль к ним.

3 этап. Результаты тестирования. Обработав файлы с результатами тестируемого, МО печатало сертификат, в котором указывалоськол-во набранных баллов и высылало эти сертификаты в адрес ВУЗа (срок до 25 мая).

Результаты тестирования м/б призваны в кач-ве выпускного экзамена в школе только с решения пед-ого совета и в кач-ве вступительного экзамена в ВУЗы (но не все ВУЗы принимают такие результаты).

Время на тест – 120 минут.

28 вопросов, из них 24 альтернативных (выбрать один ответ из пяти) и 4 вопроса открытого типа (вписать ответ самим).

Методика подготовки уч-ся к экзамену по инф-ке

Работа с уч-ся к экзамену д/начаться к началу 2-го полугодия. Необходимо:

1. Объявить и собрать группу. Далее работает с этой группой.

2. Раз в 1 или 2 недели проводится семинарское занятие для обсуждения экзаменационных вопросов и решения задач.

Экзам-е вопросы учащимся сообщ-ся сразу, но задачи не сообщ-ся. На семинарах решаются подобные задачи.

3. М/организовать в кабинете стенд “Готовимся к экзамену”. Там д/б:

— полный ответ на один или два вопроса;

— ответы на часто встречающиеся вопросы.

4. Непосредственно перед экзаменом проводится консультация.

Методика отбора задач

Приоритетные направления в шк. инф-ке:

1) Основы организации и функционирования комп-ра:

— принципы комп-й арифм-ки;

2) Основы алгоритмизации и программ-я:

— исполнители и алгоритмы;

Такой подход способствует отбору тех учащихся, которые имеют склонность к формально логическому стилю мышления; кроме того, он уравнивает шансы всех выпускников (независимо от того, на каких машинах они работают).

Главным требованием к выпускнику явл. проверка его умения решений задач при помощи ЭВМ. Даже блестящий ответ на теоретический вопрос без решения задачи оценивается удовлетворительно.

Обычно при отборе задач для экзамена берут задачи 4-х типов:

1. Арифметические: перевод числа из одной с. с. в др. и арифметические действия над целыми числами в разных с. с.

2. Логические: упрощение логич-х функций, определение их значений, логические операции с целыми числами.

3. Задачи алгоритмизации:

— составление блок-схемы алгоритма;

— определение рез-та работы алгоритма;

— определение ошибки в чужом алгоритме.

4. Задачи программирования: кодирование алгоритмов при помощи изуч-х языков программирования.

Вопросы к экзаменам м/взять в периодической печати. Данные вопросы носят рекомендательный характер. Это значит, что учитель, работающий по своей собственной программе вправе создавать свои собственные вопросы к экзамену.

Источник

Виды методов обучения по характеру познавательной деятельности

Структура познавательной деятельности определяется уровнем активности мышления. На основе подобного критерия педагоги советского пространства И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин сформировали классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности:

Низкий уровень активности мышления выражается в только лишь запоминании готовой информации и ее последующему воспроизведению (осознанному или неосознанному). Такому уровню соответствует репродуктивный метод обучения. Говоря о более высоком уровне мыслительной активности учащегося, мы имеем в виду его стремление получить знание в самостоятельной деятельности, и в данном случае применимы частично-поисковый или исследовательский методы обучения.

Приведенная выше классификация была поддержана прочими педагогами и получила широкое распространение на практике.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

Перечислим основные черты объяснительно-иллюстративного метода обучения:

Для реализации объяснительно-иллюстративного метода применяются разнообразные источники информации (речь, наглядные материалы, технические средства). Логика изложения материала может носить как индуктивный, так и дедуктивный характер. При этом функция педагога заключается в грамотной организации процесса восприятия учащимися.

Репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы схожи тем, что и в том, и в другом случае знания передаются ученикам в готовом виде, при этом задача педагога – раскрыть подаваемую информацию и дать необходимые пояснения. Отличительной же чертой репродуктивного метода является то, что знание подается здесь в его верном воссоздании или репродукции, а для закрепления информации используется регулярное повторение.

Преимущество указанных методов – экономность, т.е. передача большого объема информации за короткий промежуток времени с минимальным расходованием усилий.

Конечное усвоение знаний, опирающееся на повторение, достаточно стабильно. За репродуктивной работой следует творческая, и пропускать этот период в обучении нельзя, да и попросту невозможно, но и усердствовать, применяя метод, не стоит. В общем, рассмотренные методы в процессе обучения отлично сочетаются с прочим педагогическим инструментарием.

Проблемное изложение

Метод проблемного изложения – это ступень для перехода от исполнительской работы к творческой. Изначально ученики не имеют навыка решать проблемные задачи без помощи, и задача учителя – показать пример решения, подробно поясняя весь его путь. Учащиеся не участвуют полноценно в процессе, но, следя за ходом рассуждения, получают урок размышлений и применения их для преодоления познавательных трудностей.

Проблемное изложение – это подача информации двумя путями: педагог сам или посредством технических средств показывает, как применить логику для нахождения решения, либо предоставляет конечный ответ на поставленный вопрос, раскрывая систему доказательств истины передаваемых знаний.

Структура метода проблемного изложения выглядит следующий образом:

Целью метода проблемного изложения является демонстрация учащимся многогранности пути познания, продвижения к истине. В этом процессе учитель сам ставит задачу, передавая ученикам ее конкретную формулировку, и сам же ее решает, демонстрируя ход рассуждения. Учащиеся наблюдают, осмысливают и запоминают, получая в итоге пример научного размышления.

Частично-поисковый и исследовательский методы

Частично-поисковый или эвристический метод – это метод, характеризующийся следующими чертами:

Метод получил название частично-поискового в связи с тем, что учащиеся не всегда справляются с самостоятельным поиском решений поставленной трудоемкой задачи от начала и до конца, и педагогу необходимо направлять их. В некоторых ситуациях часть знаний подается учителем в готовом виде, а часть ученики получают в самостоятельных действиях, находя ответы на поставленные вопросы. Одним из вариантов частично-поискового метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Теперь дадим характеристику процессам исследовательского метода обучения:

Исследовательский метод обучения основывается на творческом восприятии знаний. Недостатком метода можно назвать неэкономное расходование временного ресурса: процесс реализации метода протяжен во времени и требует больших энергетических затрат педагогов и учащихся. Стоит также отметить, что эффективно применять данный метод способны лишь педагоги с высоким уровнем профессиональной подготовки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *