такая жизненная полоса а может быть предначертанье свыше стихотворение
Голос
Такая жизненная полоса,
а, может быть, предначертанье свыше.
Других я различаю голоса,
а собственного голоса не слышу.
И все же он, как близкая родня,
единственный,
кто согревает в стужу.
До смерти будет он внутри меня.
Да и потом
не вырвется наружу.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Необитаемые острова
Стихотворение Роберта Рождественского
Снятся усталым спортсменам рекорды.
Снятся суровым поэтам слова.
Снятся влюбленным
в огромном городе
необитаемые
острова.
Самые дальние,
самые тайные,
ветру открытые с трех сторон,
необнаруженные,
необитаемые,
принадлежащие тем,
кто влюблен.
Даже отличник
очень старательный
их не запомнит со школьной скамьи,—
ведь у влюбленных
своя география!
Ведь у влюбленных
карты
свои!
Пусть для неверящих
это в новинку,—
только любовь
предъявила
права.
Верьте:
не сказка,
верьте:
не выдумка —
необитаемые острова.
Все здесь простое,
все самое первое —
ровная,
медленная река,
тонкие-тонкие,
белые-белые,
длинные-длинные
облака.
Ветры,
которым под небом не тесно,
птицы,
поющие нараспев,
море,
бессонное, словно сердце,
горы,
уверенные в себе.
Здесь водопады
литые,
летящие,
мягкая,
трепетная трава.
Только для любящих
по-настоящему
эти
великие острова.
Двое на острове.
Двое на острове.
Двое — и все.
А над ними —
гроза.
Двое –
и небо тысячеверстное.
Двое – и вечность!
И звезды в глаза.
Это не просто.
Это не просто.
Это сложнее любого
в сто крат.
В городе стихшем
на перекрестках
желтым огнем светофоры горят.
Меркнет
оранжевый отблеск неона.
Гаснут рекламы,
гуденье прервав.
Тушатся окна,
тушатся окна
в необитаемых
островах.
О Евгении Евтушенко. Мнения
Испытывал тебя Всевышний модой
И славой, заработанной трудом.
А чья-то зависть непотребной мордой
Склонялась вновь над письменным столом.
Но с первых строк всегда была превыше
Та искренность, которой ты болел.
И потому ты в этих битвах выжил,
И одолел ничтожный беспредел.
Хотя твой гений был не раз обруган,
Душа осталась верной доброте…
И так хотелось видеть рядом друга,
Но приходили вечные не те.
«Поэзия, как и любовь, призванье. »
Андрей Дементьев, 2008
У Бродского в стихах холодность и элитность,
и недостаточно тепла души и простоты.
А стих Евгения понятен всем, имеется доступность.
читателю любому, так много в них любви и доброты.
Дождь в лицо и ключицы,
и над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
Словно шторм с кораблем.
Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю.
Не жалею, что встретила,
Не боюсь, что люблю.
1955
Дорогой Женя, Евгений Александрович. Вы сегодня читали у нас и трогали меня и многих собравшихся до слез доказательствами своего таланта. Я уверен в Вашем светлом будущем. Желаю Вам в дальнейшем таких же удач, чтобы задуманное воплощалось у Вас в окончательных исчерпывающих формах и освобождало место для последующих замыслов. Растите и развивайтесь.
3 мая 1959
Дорогой Евгений Александрович! Сегодня получил Ваши стихи. Спасибо. Все стихи прекрасны. Но выбрал я для 13 симфонии «Страхи». Мне кажется, для моей симфонии «Страхи» больше всего подходят. После прочтения «Бабьего Яра» у меня появился некий ренессанс. И когда я стал читать Вашу книгу «Взмах руки» и решил продолжить работу, то меня прямо невозможно оторвать от бумаги. Давно уже у меня такого не было. И в больнице я без перерыва работаю. Но сегодня пришли Ваши стихи, и опять я во власти долга — долга, который мне необходимо выполнить — долга моей совести. В общем, за это спасибо Вам. Кстати, о совести. Мне кажется, что стоит посвятить несколько слов и совести. О ней позабыли. А вспомнить о ней необходимо. Совесть надо реабилитировать. Совесть надо восстановить во всех правах. Надо предоставить ей достойную жилплощадь в душах человеческих. Когда завершу 13 симфонию, буду кланяться Вам в ноги за то, что Вы помогли мне «отобразить» в музыке проблему совести.
8 июня 1962
***
Каждое утро вместо утренней молитвы я перечитываю, вернее произношу наизусть два стихотворения Евтушенко: «Сапоги» и «Карьера». «Сапоги» — совесть, «Карьера» — мораль. Нельзя лишаться совести. Потерять совесть — все потерять. И совесть надо внушать с самого раннего детства. Честь и слава Евтушенко, что он об этом напоминает, «морализует». Добро, любовь, совесть — вот что самое дорогое в человеке. И отсутствие этого в музыке, литературе, живописи не спасают ни оригинальные звукосочетания, ни изысканные рифмы, ни яркий колорит.
29 октября 1965
Был Евтушенко. читал вдохновенные стихи. Читал так артистично, что я жалел, что вместе со мною нет еще десяти тысяч человек, которые блаженствовали бы вместе. Стихи такие убедительные, что было бы хорошо напечатать их на листовках и распространять их в тюрьмах, больницах и других учреждениях, где мучат и угнетают людей.
2 августа 1968
***
Говорит, что со времени нашего вторжения в Чехию его словно прорвало — он написал бездну стихов. Прочитал пять прекрасных стихотворений. Одно — о трех гнилых избах, где живут три старухи и старичок-брехунок. Перед этой картиной — изображение насквозь прогнившей Москвы — ее фальшивой и мерзостной жизни. Потом — о старухе, попавшей в валютный магазин и вообразившей, что она может купить за советские деньги самую роскошную снедь, что она уже вступила в коммунизм, а потом ее из коммунизма выгнали, ибо у нее не было сертификатов. Потом о войсках, захвативших Чехословакию. Поразительные стихи, и поразителен он. Большой человек большой судьбы.
2 ноября 1968
В интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский крайне негативно отзывался об Евтушенко как поэте и человеке: «Евтушенко? Вы знаете — это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой. дух не нравится этого. Просто — мерзит».
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Evtushenko-Evgeniy.php Штуки-дрюки ©
Шарманка-шарлатанка, как сладко ты поешь!
Шарманка-шарлатанка, куда меня зовешь?
Шагаю еле-еле, вершок за пять минут.
Ну как дойти до цели, когда ботинки жмут?
Работа есть работа. Работа есть всегда.
Хватило б только пота на все мои года.
Расплата за ошибки — она ведь тоже труд.
Хватило бы улыбки, когда под ребра бьют.
I960—1961
Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, уменье расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант (. )
И в новой лирической поэзии роль Е. Евтушенко значительна и велика. Ему удалось, непреднамеренно, без умысла, корысти и расчета, возбудить к произрастанью какой-то неведомый доселе звук. А звук и есть сущность поэзии. В звуке и мировоззрение, и миросозерцание, в звуке — врожденный идеал и все сущее. Звук, тон, форма — судьба поэта, его вечность, современность, но только не злободневность, потому что последняя всегда бесформенна. (. )
Без Евтушенко новую русскую поэзию трудно представить. Невозможно. Евтушенко вообще практически повлиял на всех современных ему поэтов — не только младших, но иногда и старших.
1990
К Евгению Евтушенко я отношусь с чувством глубокой благодарности за то многое, что он сделал для русских писателей, и для меня в частности.
1992
Евгений Евтушенко — поэт. Это знают все. О себе как о человеке он лучше всех сказал сам: «Я разный. Я натруженный и праздный. » Однако как друг он всегда был верным и никогда не был «разным».
Евтушенко принадлежит к тем людям, которые при дилемме, что выбирать — зло или добро, всегда выбирают добро и умеют за него сражаться. В нашем холодном мире это — увы! — редкое качество. Спасибо за это, Женя.
27 ноября 1997
Михаил ШЕМЯКИН ( р.1943 ):
Однажды Олег Целков, рассматривая какой-то каталог, сказал мне: «Художником и мастером является каждый, кто хоть одну прекрасную картину в жизни написал».Если бы Евгений Евтушенко написал один лишь «Бабий Яр», то одного этого было бы достаточно, чтобы причислить его к Мастерам. А ведь творчество Евтушенко необъятно. Вспоминаю свой разговор в Париже с Володей Высоцким. С каким трепетом и восхищением произнёс он слово «Мвстер», говоря о поэзии Евтушенко. Громадный многогранный Мастер, со сложным творчеством и не менее сложной судьбой. Могиканин. Увы, один из последних. »
28 октября 1997
Такая жизненная полоса,
а, может быть, предначертанье свыше.
Других
я различаю голоса,
а собственного голоса
не слышу.
И все же он, как близкая родня,
единственный,
кто согревает в стужу.
До смерти будет он
внутри меня.
Да и потом
не вырвется наружу.
19..
ПЛАЧ ПО БРАТКУ
Ответ Евгению Евтушенко
на Плач по брату и На «хвосте»
А у Межирова был шмалер.
Помнишь? Женщина. Барток. Снежок.
Усмехнувшись в предсмертной марле,
ты немного сбледнул, браток.
Мы, поэты, всегда повинны,
поэтические братки…
Небо спело нам половину,
не задев ключевой строки.
И снежок, точно запах винный,
не выветривается из башки.
Наказуемы высшей мерой,
агрессивно храня успех,
Мы, поэты, как агасферы,
видим ужасы дольше всех.
Помнишь, Женя? Ты помнишь, помнишь!
Свет лирических снежных лиц.
И кепарь твой раскраски пончо
звал на помощь всех фельдшериц!
Мы различны, пути отдельны,
разный шьют на нас компромат:
«Этот ходит хромой как демон,
тот башкой чуток захромал».
Утомляемы пасторалью,
люди радуются опять:
«Если Божий дар потеряли,
значит, было что потерять!»
Но останутся не экраны
не выходы за флажки.
Лишь слеза над башкой братана,
больше нету такой башки.
24 февраля 2005 г.
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ ( р. 1928 ):
Поэзия, как и любовь, призванье.
И ты был призван ею в небесах.
А на земле она – как наказанье,
Как радость с болью,
Как восторг и страх.
Испытывал тебя Всевышний модой
И славой, заработанной трудом.
А чья-то зависть непотребной мордой
Склонялась вновь над письменным столом.
Но с первых строк всегда была превыше
Та искренность, которой ты болел.
И потому ты в этих битвах выжил,
И одолел ничтожный беспредел.
Хотя твой гений был не раз обруган,
Душа осталась верной доброте…
И так хотелось видеть рядом друга,
Но приходили вечные не те.
Еще не время подводить итоги.
Нет срока вдохновенью твоему.
Хотя пора подумать нам о Боге,
Но только в смысле верности ему.
Прости, Поэт, за отдаленность судеб,
За редкую возможность добрых встреч.
Мы иногда так молчаливо любим,
Что ни к чему возвышенная речь.
«Поэзия, как и любовь, призванье. «,
2008
***
Больше, чем поэт
Вот уже более полувека длится конфликт между двумя титанами русской поэзии – между «последним советским поэтом» Евгением Евтушенко и «первым несоветским поэтом» Иосифом Бродским. И хоть один из них уже том свете, спорить продолжают их поклонники. Евтушенко называл причиной конфликта «какую-то дьявольщину» и до сих пор упоминает о нём с болью в голосе. Какая же кошка пробежала между двумя друзьями?
Бродский и Евтушенко познакомились в 1965-м году, сразу после того, как Бродский вернулся с Севера, где пребывал в ссылке за «тунеядство» с 1964-го года. Следует отметить, что именно Евтушенко, ещё не зная Броского лично, возглавил кампанию по его освобождению. В ней брали участие и Жан-Поль Сартр, и итальянские коммунисты, и другие знаменитые личности ХХ века.
Только что вернувшегося Бродского Евтушенко пригласил в ресторан «Арагви». Так началась их дружба «не разлей вода». Но продлилась она недолго.
Спустя несколько лет Бродского решили наказать жёстче – эмиграцией. Для этого он был вызван в КГБ. И надо же, чтобы по чистой случайности (или не по чистой, или не по случайности вовсе) в коридорах Комитета он встретил Евтушенко, который как раз пытался там вернуть отобранную у него на таможне «антисоветскую» литературу, которую он привёз из Соединённых Штатов.
Бродский, долго не думая, окрестил Евтушенко осведомителем, стукачом и «консультантом» по его делу. Вот почти и вся фабула этого конфликта. Казалось бы, ерунда, случайность, которую можно было уладить. Но с годами она росла, как снежный ком, обрастая новой недосказанностью.
И месть Бродского не заставила себя долго ждать. Как только он прибыл в США, Евтушенко тут же похлопотал о его зачислении в преподаватели Квинс-колледжа. Но когда позже Евтушенко и сам решил устроиться туда на работу, Бродский написал письмо руководству учебного заведения с предложением не брать советского поэта на работу, мотивируя это якобы антиамериканским отрывком его стихотворения: «И звёзды, словно пуль прострелы рваные, Америка, на знамени твоём». Надо отметить, что данное произведение было написано Евгением Евтушенко в 1968-м году после убийства Роберта Кеннеди, брата убитого пятью годами ранее Джона Кеннеди.
В программе «Диалоги» на Первом канале Евгений Евтушенко говорил о жёнах, которых он бросал в трудную минуту, о нерождённых или рождённых больными по его вине детях, о детях, им брошенных. Но главная его рана – это давняя ссора даже не с другом, а со знакомцем.
Очевидно, что поэты фокусировались на разных моментах одной, ситуации. «Правда яблони не отменяет правды кипариса». У каждого в этом конфликте – своя правда, неприемлемая другим.
Был ли в самом деле Евтушенко осведомителем? Имел ли Бродский основания пакостить Евтушенко? Есть ли смысл искать виновного в этом конфликте мировоззрений или давать моральные оценки поступкам великих людей?
Подготовила Юлия Сидимянцева
Иосиф Бродский
1940-1996
Брат мой, враг мой
Как с тобою мы договорим?
Нас пожрал теснотой и ссорами
наш сплошной переделкинский Рим,
да и выплюнул в разные стороны.
Дружбой мы не смогли дорожить.
Может, чтоб не мириться подольше,
и не надо нам было дружить,
ибо ссорясь, мы сделали больше.
Мертвым нам не уйти, как живым,
от кровавого русского римства.
Мы с тобою не договорим.
Мы с тобою не договоримся.
25 февраля 2004
В 2000-м году Евтушенко жёстко высказал свое мнение о коллеге по перу: «Он создал собственную интонацию, свою поэтику. Что касается его поэзии в целом, то я не назову его русским национальным поэтом и не потому, что он – еврей, а потому что он много усвоил из западной поэзии. Его поэзия не совсем русская, она довольно холодна, в ней нет теплоты человеческой, и любви мало. Хотя он был освобождён по моему письму, вёл он себя нехорошо по отношению ко мне».
А вот о Высоцком в 2012 году Евгений Александрович сказал:
«Среди всех литвысокоблагородий
один поэт останется Володей.»
Евгений СИДОРОВ ( р. 1938 ):
В начале шестидесятых в Советском Союзе не было более популярного поэтического имени, чем имя Евгения Евтушенко.
Его слава была оглушительной. Она накрывала его с головой, подобно волне мощного прибоя, а брызги разлетались по всему миру, от Парижа до Нью-Йорка, от Токио до Гаваны.
Поэт олицетворял для многих молодой голос новой советской эпохи. Крах сталинизма вызвал к жизни ощущение весенней оттепели, демократизации, свободы творчества. Феномен Евтушенко не есть факт одной литературы. Это явление советского времени, его общественных процессов и противоречий, его атмосферы на переломе века.
Рядом взошли имена других знаменитых поэтов — Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы.
Их стали называть «шестидесятниками».
За плечами Евгения Александровича Евтушенко немало гражданских и художественных поступков.
Не забудем: именно Евтушенко принадлежит стихотворение «Наследники Сталина» (1962) — поэтический манифест антисталинизма шестидесятых.
Евтушенко написал знаменитое стихотворение «Бабий яр» — открытый протест против антисемитизма. Композитор Дм. Дм. Шостакович положил эти стихи на музыку в своей Тринадцатой симфонии.
Разлетевшиеся по радиостанциям мира строки: «Танки идут по Праге. Танки идут по правде. » — ответ поэта на вторжение советских войск в Чехословакию (1968).
Не забудем известное письмо Евтушенко, резко осуждающее высылку А. И. Солженицына из Советского Союза.
И многое другое, достойное и не подлежащее забвению.
Поэзия Евтушенко — зарифмованная кардиограмма сердцебиения страны. Его стихи, нередко теряющие в гармонии, цельности, эстетической оснащенности, выигрывают в актуальности, злободневности, атаке с ходу.
Евтушенко поэт очень русский, продолжающий демократические традиции некрасовской музы и ораторского стиля Маяковского. Он немало сделал в области формы, освежив рифму, особенно консонансную, привив стиху живую пластическую интонацию разговорной речи.
В свои «звездные» часы он был ярким выразителем общественных надежд и потому вправе сказать:
И голосом ломавшимся моим
ломавшееся время закричало.
Дидактика и риторика — постоянные спутники Евтушенко. Вот одна из причин его популярности. Ощущение читательской массы, быстрый нравоучительный отклик на ее запросы составляют самую сердцевину этого поэтического характера. Его стихи откровенно ждут резонанса в публике, без такого ответа поэзия Евтушенко вообще немыслима. Он зависим от мнения своих читателей и слушателей, без устали ищет их одобрения. Только им он верит.
Я писатель,
которого создал читатель.
И я создал читателя.
Долг мой хоть чем-то оплачен.
Пишет Евтушенко лихорадочно много. Чтобы добыть из вороха его строк действительно стоящее, требуется серьезная работа старателя, просеивающего песок в поисках драгоценно мелькнувшей детали, свежего образа, точной формулы. Но зато у Евтушенко есть слова, ставшие своими для целого поколения советских людей, мечтавших о социализме с человеческим лицом. (. )
Подумать только, в свои восемьдесят он продолжает собирать полные залы, внимающие его артистичной, эстрадной манере чтения собственных сочинений. Он по- прежнему не замечает времени, оно свободно течет сквозь него. («Нет лет!» — принципиальный девиз поэта.) И его слушают юные люди новой России и нового европейского и американского мира. Высокий и костистый, он напоминает мамонта из музея поэтической археологии.
В самом деле, Евгений Евтушенко давно стал преданием, фактом литературной и общественной истории. И в этом качестве он продолжает жить среди нас последним, усталым и неутомимым, романтическим трубадуром послесталинской эпохи.
2012
***
«Самая большая твоя заслуга, Женя, состоит в том, что тебе удалось, как никому другому в наше время, сделать русскую поэзию широким общественным явлением, сделать это прежде всего самим собой – своей гражданской честью, дерзостью, артистизмом, отвагой, юмором, вольным размахом рук, обнимающих всех, до кого способен дотянуться, докричаться твой всегда молодой голос».
2012
***
«Человек настоящего и будущего времени»
Соломон Волков: А что у вас вышло с Бродским? Откуда это общеизвестное — если вы «против колхозов», то он — «за»? Ведь не секрет, что вы действительно писали в его защиту руководству страны, помогли его возвращению из ссылки, одними из первых встречали его в Москве с Аксеновым вместе — но все окружение старательно
повторяло его злые слова о вас, об Аксенове, о Вознесенском, да, кажется, обо всех…
Евгений Евтушенко: Это вообще очень странная история — все-таки были те, кому Бродский очень помогал. Но никому из тех, кто когда-либо помог ему, он не сказал спасибо. Я не говорю о себе, но он знал про журналистку Фриду Вигдорову, потерявшую работу, здоровье, когда из ее стенограммы суда над Бродским весь мир узнал имя поэта. Но ни слова никогда не сказал о ней. Думаю, он вообще страшно боялся чувствовать себя вынужденно благодарным кому бы то ни было. Но ведь в конечном счете и тем, как он отмежевался от шестидесятников, он и себе укоротил жизнь, потому что понимал, что нет в этом правды. А окружение, которому правда и не была нужна, восторженно подхватывало любую его язвительную реплику — такое хоровое исполнение сольной партии.
Александр КУШНЕР ( р.1936 ):
«Уважение к именам, освященным славою, не есть подлость (как осмелился кто-то напечатать), но первый признак ума просвещенного. Позорить их позволяется только ветреному невежеству, как некогда, по указу эфоров, одним хиосским жителям дозволено было пакостить всенародно», — сказал Пушкин.
Евгений Евтушенко — это не только стихи, это событие в жизни страны, пришедшееся, прежде всего, на шестидесятые годы. Этим я не хочу сказать, что он остался там, в шестидесятых, нет, конечно. Но, говоря о шестидесятых, о великих переменах, произошедших тогда, после 1953 года, который был переломной вехой в нашей истории, мы всегда назовем имя поэта Евгения Евтушенко. И он, кстати сказать, один из немногих, кто во времена СССР вернул России ее имя:
Заметим, что этот двухстопный анапест перекликается с пастернаковской «Вакханалией»: «А на улице вьюга, / Всё смешалось в одно. ». И Бродский, между прочим, тоже был заворожён этой мелодией: «Ни страны, ни погоста / Не хочу выбирать. ». Это не заимствование, — это перекличка, стихи вырастают не на голом месте, поэт говорит своим голосом, но опирается на предшественников.
Некоторые наши молодые «хиосские жители» смотрят сегодня свысока на Евтушенко и многих других, имевших счастье и горе родиться задолго до появления их, нынешних, на свет. Увидеть бы, что останется от их поэзии лет через пятьдесят.
А восьмидесятилетний Евтушенко и сегодня пишет стихи, среди которых есть прекрасные. Вот лишь один пример:
Меня, конечно, радостью покачивало,
когда в какой-то очень давний год
я получал в Тоскане премию Боккаччио,
но ощутил — вина меня гнетет.
Не проступили на руках ожоги,
не понимал я, что беру чужое,
я сбился вдруг. Меня все поджидали,
и я заговорил о Мандельштаме.
Ведь нечто видел он поверх голов,
Нас, агнцев, на плечах таская,
«от молодых еще воронежских холмов
К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане. »
Так пусть же, получив премию «Поэт», Евгений Евтушенко вины не чувствует: он заслужил эту премию, он берет свое, а не чужое!
2013
Александр ГОРОДНИЦКИЙ ( р. 1933 ):
ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
Безжалостна беда сей горестной утраты.
К минувшим временам назад дороги нет.
Он первым был тогда, в пору шестидесятых,
Когда забрезжил нам в окне неяркий свет.
Тот век теперь далек. Припомним годы оны, —
Мир песен и бесед тех юношеских лет,
Когда от звонких строк гудели стадионы,
И на Руси поэт был больше, чем поэт.
Кружится лист, скользя над плитами надгробий.
Оборвана стезя, и все пошло не в лад.
Ушли его друзья: Андрей, Василий, Роберт.
Ушли его друзья, — и Белла, и Булат.
Умолкли в век иной тех песен отголоски.
Все в Лете утечет сегодняшней порой.
Покажется смешной и перепалка с Бродским,
И гамбургский расчет на первый и второй.
В круговороте дел, подумав хорошенько,
На свой вопрос ответ отыщешь без труда:
Той славы, что имел Евгений Евтушенко,
Не знал другой поэт нигде и никогда.
Тускнеет неба шелк. Неумолимы будни.
С минувшим рвется нить. Вращается Земля.
Последним он ушел, как капитан на судне,
Что должен уходить последним с корабля.
Далекие года. Забывшиеся сплетни.
Июльского дождя на перепутьях след.
Он первым был тогда, — теперь он стал последним.
Последним уходя, он в доме гасит свет.
Михаил Моргулис ( р. 1941 ):**
Печаль для России и всего мира
Алексей Варламов ( р.1963 ):**
Елена ДРАПЕКО (р. 1948 ):**
Владимир БОРТКО ( р. 1946 ):**
Иосиф КОБЗОН ( р. 1937 ):**
«Создавал славу отечественной поэзии»
Наталия СОЛЖЕНИЦЫНА ( р. 1939 ):**
«Гражданин с ярко выраженной гражданской позицией»
Владимир ВИШНЕВСКИЙ ( р. 1953 ):
Сергей Доскач ( р. 19.. )
ПАМЯТИ Е Евтушенко
Не веря молча прислоняюсь к стенке,
Слова. Какие могут быть слова?
Вчера ушёл из жизни Евтушенко.
Не справились с болезнью доктора.
Ушёл во сне. Блаженно и спокойно,
Пройдя сполна заветную стезю,
Но как же мне от этой смерти больно.
Как будто душу вывернуло всю.
Высоцкий, перебрав легко аккорды,
Споёт ему «Натянутый канат»,
И «Ваше благородие» припомнит
Угрюмый и загадочный Булат.
Ему там и без нас нескучно будет,
Но что же НАМ здесь делать без него?
Жевать слова, что дескать, помнить будем?
А что ещё нам? Только и всего.
Листаю его светлые нетленки,
Сейчас не пишут так. Не хватит сил.
Вчера ушёл из жизни Евтушенко,
И оттепель с собою прихватил.
апрель 2017
Автор публ. на Поэмбук и СтихиРУ