такая упаковка уже есть gs1
Как мы пытались разобраться в штрихкодировании и ничего не поняли
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, я обнаружил, что компания Fasim, где мы регистрировали штрихкоды для игр «Банды умников» исчезла. Милая девушка-менеджер, которая вела все дела по штрихкодированию, просто пропала: абонент не абонент, мейлы без ответа и сайт показывает ошибку 404.
Дело в том, что когда мы решали вопрос со штрихкодами первый раз в 2013 году, то наша команда состояла из 5 человек, а штрихкоды нам нужно было сделать буквально за один день, чтобы заключить первый наш договор с большой сетью. Соответственно, для срочного решения вопроса была использована случайная ссылка из выдачи поисковика по запросу «регистрация штрихкодов». А потом мы, по инерции, просто слали тем же людям артикулы на новые игры для регистрации — другие предложения не особо отличались по цене, и всё было нормально, пока подрядчик не пропал.
Казалось бы, какие проблемы? Найдите другого подрядчика и платите ему. Но в этот раз мы постарались выяснить, откуда берутся штрихкоды, чтобы не «получилось как в тот раз». Но когда открываешь гугл и пытаешься разобраться в вопросе, начинается полный постмодернизм.
Каждый товар, который продается в сетях и более-менее крупной рознице имеет штрихкод. Это не обязательное условие, и на правовом уровне никак не зафиксировано. Но торговые точки, как правило, требуют наличие штрихкода — это облегчает управление складскими запасами, работу с кассой и еще кучу всего.
Штрихкод — уникальная комбинация цифр, которая состоит из кода страны, кода поставщика и кода товара. Когда ты привозишь настолку в любую сеть, и они заводят ее в базу — другого такого номера быть не должно. Но как и кем обеспечивается эта уникальность при обилии предложения на рынке?
По запросу «купить штрихкод» — миллион предложений, от «регистрация EAN13 за полчаса» до пакетных предложений со вступлением в национальную ассоциацию штрихкодирования c ежегодным организационным взносом.
Существует ли в природе единый перечень всех зарегистрированных кодов? Где гарантии, что штрихкод обучающей детской игры не совпадает с рыбными консервами? Кто и как за этим следит?
Спойлер: никто и никак!
Страх и ненависть в штрихкодировании
Просмотрев существующие на рынке предложения, мы пришли к выводу, что, видимо, какими-то центральными генераторами штрихкодов являются две компании, которые предлагают зарегистрировать штрихкоды: «Disai» и «GS1». Остальные, видимо, либо выступали посредниками, либо выдавали случайные последовательности цифр.
Теперь предстояло разобраться: чем отличаются эти две системы и как они создают условия, в которых штрихкод становится действительно уникальной номенклатурой товара?
Начали с организации GS1, которая указана в Википедии как Международная Ассоциация Товарной нумерации. Эти ребята в 2005 году объединились с американской системой штрихкодирования, создали 108 представительств в разных странах — в формате некоммерческих организаций. Для получения штрихкода через GS1 надо подать заявку, оплатить организационный взнос, вносить ежегодные взносы (около 15 тыс. руб. за любое количество штрихкодов), и будет тебе счастье.
Но вот что настораживало: о правах на единую мировую базу штрихкодов GS1 пишет только GS1.
Мы решили развеять сомнения и вступить с ними в переписку. Думали: «Наверняка, представитель компании даст внятное разъяснение и поможет разобраться». Основные вопросы: законно ли использование штрихкодов, имеющихся у нас сейчас, и как они объяснят предложение о регистрации кодов от других компаний?
В ходе переписки с GS1 нам заявили, что коды на игры от нашего пропавшего подрядчика Fasim (которые мы используем по всей Европе), входят в реестр Эстонского отделению GS1. Но Fasim не регистрировало наше право на эти штрихкоды в GS1.
Что же делать? Мы стали жертвами мошенников? Огромные партии наших игр уже продаются в Европе с недействительными штрихкодами? Нас накажут по законам джунглей? GS1 посоветовал купить (опять заплатить) за эти штрихкоды их отделению в Эстонии и не переживать. Мол, коды эти свободны, но их вот-вот купят.
Мы пошли дальше и решили убедиться в необходимости регистрации кодов именно через GS1 и спросили у представителя GS1 о других организациях. Знаете, что они ответили? Что все-все-все остальные — мошенники!
«Это самозванцы. Зайдите на сайт gs1.org и посмотрите сами, кто ведёт эту деятельность в России. Коды GS1 имеют глобальное распространение и действуют по всему миру.
Если вы уже работаете с ритейлерами, многие из них проверяют штрихкоды и просто не возьмут ваш товар.
Уникальность и глобальность достигаются за счёт того, что в каждой стране мира, участвующей в системе GS1, имеется ТОЛЬКО ОДНА организация (национальная организация GS1), которая регистрирует всех участников. В России такой организацией является ГС1 РУС. Все прочие — это самодеятельность.
Disai вводит своих клиентов в заблуждение, они не имеют отношения к GS1».
Мы крепко задумались. Особенно над тремя моментами:
«Они [GS1] пишут очень хитро, но суть в том, что в России никто кроме ГС1рус не может регистрировать штрихкоды в системе GS1 — это правда. Но о том, что нигде не сказано, что система может быть только одна, они почему-то написать «забыли».
Когда-то не было GS1, потом была только GS1, потом ещё появилась ISBN, сейчас уже есть и GS1, и ISBN, и DISAI, может в будущем ещё появятся системы, кто знает.
Официальной информации на уровне законодательства о штрихкодах нет ни в России, ни в одной другой стране, к сожалению.
Есть Ассоциации Автоматической Идентификации, которые учреждают системы штрихового кодирования. В уставах данных ассоциаций прописаны все моменты про систему штрихового кодирования, которую они учреждают. Данные уставы регистрируются в Министерстве Юстиции, о чём на уставах есть все отметки, включая гербовую печать Министерства Юстиции.
А если ГС1 каким-то образом вдруг продаст ваши коды кому-то другому (чего не может быть всё таки), то здесь уже по принципу первенства — кто первый зашёл в торговую сеть, тот и прав, т.к. обе системы существуют официально».
Ну, Disai, хотя бы не отрицали существовании альтернативной системы кодирования.
Однако, в следующем письме, они ссылаются на статью о сравнении двух систем, где приводятся очень патриотические доводы в пользу Disai, что нас очень смутило:
Нам казалось, что мы совсем запутались. Но вдруг менеджер компании Fasim, через которое мы раньше покупали коды, вышла на связь! Своё исчезновение она объяснила техническими работами на сайте и сменой корпоративного номера телефона. Мы поделились с ней своими наблюдениями, и, получив ответ, запутались еще больше.
«Все несколько десятков компаний, которые вы нашли в интернете, обеспечат вам уникальные штрихкоды РФ. Не могу точно сказать насчёт иностранных.
По поводу GS1 — это просто самая известная компания и одна из самых первых. Они выдают абсолютно такие же коды, но с кучей головной боли и проверок, с заполнением кучи документов. Плюс, стоимость у них выше.
Я вам скажу, что за 4 года работы со штрихкодированием при мне было выдано очень много штрихкодов нескольким тысячам компаний клиентов. Проблем с пересечением (совпадением) не было вовсе никогда».
Но как получается, что разные компании, которые отрицают существование друг друга и параллельно выдают штрихкоды разным организациям, не имея единой базы и не сверяясь, могут генерировать разные комбинации цифр?
Ответа на этот вопрос мы так и не нашли.
Что в итоге?
В итоге наши старые «европейские» штрихкоды от Fasim зарегистрировать в эстонском отделении GS1 так и не смогли, там утверждают, что их уже забрала другая компания. Какая именно и с какими товарами — не говорят. Сами мы этой информации найти не смогли, сложностей пока не возникало. Не исключено, что где-нибудь в Чехии под штрихкодами, идентичными нашим, продаются фарфоровые фигурки лосей или торфяные брикеты.
Новые штрихкоды для Европы мы регистрируем в эстонском отделении GS1, вроде там все так делают — решили перестраховаться.
Сотрудничество с компанией Fasim мы прекратили — слишком настораживает, когда партнёр вот так пропадает с горизонта. На российском рынке новые штрихкоды регистрируем в Disai: приобрели пакет из 50 штрихкодов за 17 тыс.руб., просто потому, что по деньгам в нашем случае это раз в 10 выгоднее чем в GS1.
В целом, эта тема до сих пор оставляет нас в недоумении, так что если кто-то может пролить свет на тайный мир возникновения штрихкодов — делитесь в комментариях!
GS1: все о системе стандартизации учета и штрихкодах
Чтобы снизить издержки и повысить эффективность цепей поставок, в 1973 году американские ретейлеры разработали и внедрили единые стандарты для товаров. Тогда же появился первый в мире штрихкод GS1 UPS (Универсальный код продукции), а годом позже был создан Совет по унифицированному коду (UCC). Сегодня он известен как Ассоциация GS1, имеющая представительства в 111 странах мира.
Ассоциация GS1 разрабатывает и внедряет стандарты штрихового кодирования, которые позволяют быстро узнать о происхождении того или иного товара, его производителе, составе, месте хранения, наличии на складе и пр. С каждым годом сфера применения кодов идентификации растет. В статье расскажем об основных видах штрихкодов и о системе GS1 в России.
Международная и национальная системы GS1
Всемирная система GS1 это некоммерческий проект. Ее деятельность определяют ведущие компании, представители малого и среднего бизнеса. Национальная организация GS1 в России носит название Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Она отвечает за внедрение стандартов учета в нашей стране. Производителям или собственникам продукции, которые хотят получать штрихкоды для своих товаров, необходимо оформить членство в ней.
Во внедрении маркировки в России участвует не только ассоциация GS1, но и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), на базе которого создана система «Честный ЗНАК», куда поступают сведения о маркированной продукции, и Национальный каталог, где собрана информация обо всех товарах, представленных на российском рынке.
Регистрация в GS1 RUS для маркировки продукции
Членство в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» — дело добровольное, но не для всех компаний. Если организация производит или продает товары, подлежащие обязательной маркировке, то без вступления в Ассоциацию не обойтись. Стать членом ГС1 РУС несложно:
Для пролонгации статуса участника «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» нужно будет ежегодно уплачивать членские взносы.
Как GS1 связана с маркировкой
Определенные правительством группы товаров в России подлежат обязательной маркировке, а именно: меховые изделия, одежда и обувь, молочные продукты, бутилированная вода, лекарственные препараты, духи, шины, фотоаппараты. Производители или коммерческие организации, поставляющие на российский рынок эти товары, обязаны наносить на них средства идентификации. Для этого нужно зарегистрироваться в Ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», чтобы получать оригинальные коды в российском диапазоне префиксов. Регистрация в GS1 RUS для обязательной маркировки товаров практически ничем не отличается от стандартной процедуры вступления в Ассоциацию:
Участники программы «Честный ЗНАК» запрашивают новые штрихкоды через мастер-систему Каталога маркированных товаров (КМТ). Чтобы иметь возможность создавать идентификационные коды в ГС1 РУС, необходимо обратиться в службу поддержки КМТ. И наоборот, если компания уже была активным членом Ассоциации GS1, то для работы со второй системой ведения номенклатуры требуется добавить мастер-систему КМТ через запрос в саппорт.
Штрихкоды GS1, Data Matrix, GS1-128, GTIN и GLN
Штриховое кодирование создавалось как эффективный инструмент автоматизированного сбора и передачи данных. В небольшом изображении, состоящем из полос, закодированы числа и знаки, которые помогают быстро и точно извлечь информацию о товаре из компьютерной сети.
Кодирование информации происходит путем изменения толщины полос, чередования пробелов и темных штрихов. При считывании штрихкода, сканер фиксирует количество света, который отражается от рисунка. Компьютер преобразовывает полученную информацию в буквы и цифры и сравнивает эту комбинацию с данными штрих кодов из базы GS1. Таким образом зашифровывают информацию о производителе, отправителе товара, указывают вес, срок годности и номер партии продукта.
Если вы посмотрите на любой штрих код GS1, то увидите под или над ним его расшифровку. Это ряд цифр, которые называются элементной строкой или представлением для визуального чтения. Это дублирующий код, его вводят вручную, если этикетка повреждена и информация не сканируется.
В начале любой такой строки всегда располагается идентификатор применения GS1 (AI). Он состоит из двух или более символов и определяет формат и значение данных, которые идут за ним. Например, AI (00) будет предварять серийный грузовой контейнерный код (SSCC), а префикс (01) — обозначать идентификационный номер единицы товара (GTIN).
Идентификационный номер единицы товара еще называется глобальным номером предмета торговли (GTIN). Он используется в мировой цепочке поставок для идентификации продукта и получения достоверной информации о нем. Ассоциация GS1 имеет каталог номеров GTIN, которые присвоены уже существующим продуктам. Новые генерируются только для тех, которые впервые выводятся на рынок. Исключение составляет продукция, свойства которой были изменены. Чтобы определить, нужно ли выпускать новый номер товара, производитель задает себе такие вопросы:
Если хотя бы один ответ на эти вопросы утвердительный, на измененный продукт нужно получить индивидуальный номер GTIN.
Штриховой код может также содержать информацию о местонахождении и юридическом лице. Такой идентификатор получил название GLN — глобальный номер места нахождения. Его еще называют номером компании, потому что он привязывается к определенному юридическому лицу и позволяет определить подразделение, филиал и даже склад. GLN состоит из 13 цифр. Первые три — это префикс страны, далее зашифрована информация об организации.
Номер GLN необходим для ведения электронного документооборота, чтобы система верно определяла контрагентов. Это особенно важно, когда речь идет о международной торговле. Единые стандарты не допустят ошибок в идентификации компаний. GLN открывает доступ в глобальный реестр организаций, где хранятся все сведения о компании. Это быстро и удобно, в отличие от бумажных носителей, куда могут закрасться ошибки, помарки.
Значение ассоциации GS1 в системе обязательной маркировки товаров
Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой ассоциация 1 GS1Rus и как она связана с системой обязательной маркировки товаров. Мы расскажем, каких видов бывают коды GS1, а также, как зарегистрироваться на официальном портале GS1 Russia.
В системе прослеживаемости товаров каждому продукту присваивается индивидуальный маркировочный код, используя который, можно контролировать перемещение конкретного товара, начиная от момента его изготовления или ввоза на территорию РФ и до его продажи конечному потребителю.
Для маркировки, почти во всех товарных группах были выбраны 2D-идентификаторы DataMatrix, участники получают их в организации «Оператор-ЦРПТ». Маркировочные коды создаются для каждого изготовленного, либо импортированного товара, подлежащего ОМ, а также для оптовых компаний и ритейлеров, осуществляющих маркировку складских остатков.
Идентификатор DataMatrix содержит в себе закодированную информацию о товаре, а также его GTIN.
GTIN – представляет собой уникальный набор символов, позволяющий без ошибок распознать код из любой точки мира. Благодаря ему появилась возможность осуществлять контроль за движением товара на протяжении его жизненного цикла.
Возможность создания штрих-кодов в ЦРПТ появляется только после того, как будет получен глобальный идентификатор. Чтобы его получить участник оборота должен стать членом ассоциации GS1, заплатить членский взнос, а также произвести описание всех товарных карточек. Порядок работы един для всех товарных групп, подлежащих маркировке вне зависимости от их направленности.
Связь GS1 Rus с системой маркировки
Для того чтобы принять участие в системе маркировки, изготовителям и иностранным поставщикам, помимо ЦРПТ, необходимо зарегистрироваться в GS1 Rus (ГС1 РУС). Именно они занимаются предоставлением кодов GTIN, больше ни одна компания на территории России не имеет права их создавать. Ниже мы расскажем о том, что GS1 Rus собой представляет, и сколько стоит стать ёе участником.
Сфера деятельности GS1 Rus – представляет собой некоммерческую компанию, чья основная деятельность заключается в создании и введении в оборот стандартов определения и описания товаров. Благодаря им происходит защищённый обмен информацией о товарах по всему миру.
Главными направлениями является:
Установление правил и характеристик учёта.
генерация штрих-кодов для товаров разных направленностей.
Основные офисы организации находятся на территории Бельгии и США, а представительства распространяют свою деятельность на 130 стран.
На территории РФ за введение стандартов GS1 несёт ответственность «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Именно она взаимодействует со всеми изготовителями и иностранными поставщиками.
Помимо центра развития перспективных технологий и GS1, в работе с маркированными товарами участвует ещё Национальный каталог. В нём находятся актуальные данные обо всех Российских товарах. В будущем, когда все товары на территории будут подлежать ОМ, сведения о каждом их них будут внесены в национальный каталог.
Стоимость услуг, предоставляемых ассоциацией GS1
Так как ЮНИСКАН является добровольной ассоциацией, они не берут оплаты за свои услуги, и ведут свою деятельность только на членские взносы. Все хозяйствующие субъекты оплачивают своё вступление в неё.
За участие в организации вносят разовый платёж, составляющий 25000 рублей, после чего ежегодно перечисляют ещё по 15000 рублей для продления членства.
Оплачивая членский взнос, участники имеют право на получение не только GTIN, но и других идентификационных ключей (GLN, SSCC и другие).
В начале внедрения системы маркировки, право на создание кодов DataMatrix тоже принадлежало ассоциации, но уже середины весны 2018 года оно перешло к ЦРПТ. Теперь в ассоциации участники получают только GTIN, а ЦРПТ на их основе создаёт идентификаторы.
Код GS1 в маркировке товаров
Для формирования ИС «Честный знак» и национального каталога, основой для создания кодов стали международные стандарты GS1, потому что они универсальны и не требуют дополнительных расходов, по факту нужно оплатить только членские взносы, а взаимодействие с системой и дальнейший обмен информации будут бесплатными.
Коды GS1 используются для автоматизированной идентификации на всех этапах логистической цепочки на протяжении всего жизненного цикла товара.
В ассоциации GS1 имеется несколько видов кодов, применяемых для товарного контроля, на данный момент на их сайте участники могут выбрать один из 4:
EAN/UPS — наиболее востребованный во всём мире линейный штрих-код. Присутствует на всех товарных упаковках. По факту это предыдущая версия кода GTIN, с той лишь разницей, что в нём запрограммирован только индивидуальный код товара, без информации подробной о нём.
GS1 DataBar — схож с предыдущим, но вмещает в себя больший объём данных.
Чтобы легче было понять основную разницу между штрих-кодами, разберём их чуть более подробно.
Данное обозначение применяется, в основном, в кодировании упаковок (к примеру, обрешётка, паллеты и т.п) для дальнейшей их транспортировки и хранения. Под данным кодом может находиться целая партия продукции. Также на GS1 128 можно внести такие сведения, как: массу, срок хранения, серийный номер и дату производства.
Это 1D-код, используемый для маркировки небольших товаров, к примеру, бижутерии (но только в том случае, если товар не подлежит ОМ). Данный код может наноситься на упаковку в несколько рядов (до 3), что даёт возможность его размещения даже на очень небольших упаковках.
Причины выбора кода GS1 DataMatrix для задач ОМ
Для обязательной маркировки товаров были выбраны QR-коды (для изделий из натурального меха) и коды DataMatrix для остальных товарных групп.
Среди основных достоинств DataMatrix можно выделить:
Невысокую стоимость производимых кодов (около 50 копеек без НДС), что даёт возможность сохранения цен на достаточном уровне.
Возможность маркировки даже мелких упаковок (к примеру, сигаретных пачек, коробочек с лекарствами и т.п.)
Благодаря продвинутым методам криптографического шифрования обеспечивается повышенная безопасность информации, что исключает риск появления в обороте поддельной продукции.
Возможность прямой маркировки на товарах без этикетки.
Большой объём кодирования, на идентификатор можно закодировать до 2 килобайт информации.
Быстрое распознавание идентификаторов, во всех ориентациях, под любым углом наклона.
При логистике товаров, либо долгом складском хранении этикетки могут порваться, затереться или испачкаться, в таких случаях обычные коды приходят в негодность, DataMatrix же легко распознаются даже в тех случаях, когда повреждено до 30% этикетки.
Структура GS1 DataMatrix
В отличие от 1D-кодов GS1 DataMatrix шифрует данные в виде квадратной или прямоугольной матрицы, поделенной на чёрные и белые квадраты. Идентификатор имеет сложную структуру, состоящую из:
Присвоенного товару GTIN.
Серийного номера из 13 знаков, сформированного оператором, либо участником оборота. Применяется, в основном, для внутреннего учёта на производственных площадках, к примеру, для обнаружения бракованных изделий.
Первые четыре знака TH ВЭД, это даёт возможность определить товарную группу изделия (обувь, молоко, духи и т.п).
Проверочный четырёхзначный ключ, выдаваемый оператором.
Проверочный криптографический код из цифр и латинских букв, создаваемый в ЦРПТ. С его помощью подтверждаются данные о товаре, его вводе в оборот и выбытии.
Помимо названных выше значений, в DataMatrix можно закодировать такие сведения, как: срок хранения товара, число и место его изготовления, массу, состав и т.п.
Под графическим изображением идентификатора изготовители помещают его цифровое обозначение (31 цифра). Оно наносится на упаковку, либо товар для надёжности. Если не получилось распознать штрих-код сканером, кассир может ввести обозначенную цифровую последовательность, тем самым идентифицировав товар и подтвердив факт его реализации конечному потребителю.
Коды DataMatrix могут распознаваться во всех ориентациях и под любым наклоном, для их считывания нужно наличие 2D-сканера, поэтому обычные лазерные устройства не подойдут.
Процедура регистрации на официальном портале GS1 Russia
Изготовители и импортеры, работающие с товарами, подлежащими обязательной маркировке, обязаны вступить в ассоциацию GS1Rus, а дистрибьюторы и ритейлеры могут этого не делать.
Для того чтобы вступить в «ЮНИСКАН/ GS1Rus», нужно:
Наличие КЭЦП – можно использовать любую КЭЦП, имеющуюся в организации.
Внедрить в компании систему ЭДО (не обязательно), это необходимо для ведения документации, связанной с маркированными товарами и удалённой работы с ассоциацией.
Процедура вступления в ассоциацию разделена на 3 этапа:
Перейдите на официальный сайт GS1 Russia, откройте вкладку «Порядок вступления», а затем кликните на «Заявление на вступление».
Заполните все пункты анкеты, указав: информацию о работнике, отвечающем за взаимодействие с GS1, реквизиты компании и банковского счёта, контактную информацию.
Разрешите обработку информации.
Укажите адрес электронной почты и номер телефона.
Обозначьте способ обмена документацией (бумажный или цифровой). В первом варианте, обмен документами происходит по почте, либо через курьерскую службу, а во втором- через оператора электронного документооборота.
Подпишите оформленное заявление КЭЦП, после чего отправьте на обработку (занимает около 2-х дней).
После оплаты членского взноса пользователю придёт сертификат, подтверждающий членство и включающий регистрационную информацию, нужную для использования системы GS1.
Получение GTIN для маркировки товаров
Для того чтобы GS1 Rus предоставили члену ассоциации GTIN-код, последний должен описать изготовленный или ввезенный из-за границы им товар. Так, при выдаче кода данные о товаре будут в автоматическом режиме пересылаться в ЧЗ, и уже на их основании ЦРПТ будет создавать коды DataMatrix. Изготовители и импортеры должны предоставлять полное описание товара, а дистрибьюторы и ритейлеры (для маркировки товарных остатков) упрощенное. Описание можно отправить через ЛК системы ЧЗ.
Хозяйствующим субъектам, работающим с маркированными товарами, GS1 Rus для описания товаров разработал отдельный сервис — Markirovka (или GS46), со своим разделом для каждой товарной группы.
Доступ к ЛК пользователи получают после уплаты членского взноса. Ниже мы разберем процедуру описания товаров, на примере товарной группы «Обувь».
Для того чтобы заполнить товарное описание, скачайте из ЛК образец, заполните его, после чего залейте готовый документ на сайт.
Образец описания содержит следующие строки: