такая ни х се в платишке на каблуках
«Это демонстрация свободы» Мужчины с древности носили каблуки. Почему это вновь стало модным?
Недели моды сезона весна-лето 2022 удивили своих гостей обилием мужчин на каблуках. Некоторые особенно ярые традиционалисты нашли в этом едва ли не пощечину общественному вкусу: мол, очередные провокационные нововведения. Однако в действительности мужским туфлям на каблуках много сотен лет. «Лента.ру» разбиралась, как появилась такая обувь в древности и почему она вновь стала трендом в 2021 году.
Родом из древности
Обувь, увеличивающая рост, в том числе с помощью каблука, — изобретение довольно древнее. Одним из первых подобных вариантов были сандалии на толстой подошве или подставках вроде крошечных скамеечек: их использовали, в частности, жрецы и актеры античного театра, чтобы их было видно издали. В Древней Греции подобную обувь называли «котурнами». Поскольку в древнегреческом театре играли исключительно мужчины, то и котурны тоже носили именно они.
В Китае и в Японии в древности тоже использовали подобную обувь, но с другой целью. Предпосылкой к появлению «сандалий-скамеек» стали влажный климат этих стран и работа на заливных рисовых полях. В Японии, где такие сандалии (они изготавливались по принципу дианет, то есть с ремешком между пальцами ног) называли «гэта», было принято надевать их на матерчатый носок «таби» с отделенным большим пальцем.
«Люксовые» мужские гэта покрывали лаком и украшали резьбой. Гэта подразделялись на разновидности в зависимости от количества опорных дощечек и их высоты: такай (с двумя дощечками высотой около 10 сантиметров), асида (обувь для непогоды с двумя дощечками около 20 сантиметров), тэнгу (с одной дощечкой высотой до 20 сантиметров). Тэнгу напоминали мини-ходули, но при определенном навыке японцы ходили и даже бегали в них без затруднений.
Разумеется, носили эту обувь только пешеходы, пассажиры повозок и обладатели паланкинов: ездить в гэта на лошади было невозможно, для верховой езды предназначались дзори — плоские сандалии с подошвой из скрученного соломенного жгута.
Гравюра с изображением мужчин в гэта. Художник Утагава Куниеси, XIX век
Фото: Heritage Art / Heritage Images via Getty Images
Человек приручил лошадь в глубокой древности. Сначала наши предки ездили верхом без седла и сбруи. Потом появилась примитивная уздечка, которая позволяла эффективнее управлять конем, а затем — седло и стремена. Седло было значительно комфортнее для длительной езды, чем просто конская спина, прикрытая куском войлока или шкуры. Стремена давали наезднику опору для ног при управлении конем или преодолении препятствий во время скачки. Был еще один важный плюс стремян в сравнении с ездой «охлюпкой», то есть без седла: конный воин мог вставать в стременах, чтобы метнуть копье, дротик, аркан или выстрелить из лука.
Однако у стремян есть и минус: нога может выскочить из стремени на полном ходу, и всадник рискует потерять управление конем или даже вылететь из седла. Именно для предотвращения подобной неприятности кочевники ввели в обиход обувь из плотной кожи или войлока с загнутым вверх носком, позволяющим удерживать стремя даже в самой быстрой скачке или в бою.
Он позволял всаднику-копьеметателю или лучнику уверенно вставать в стременах, опираясь на середину стопы: от выскальзывания сапога назад предохранял загнутый носок, от проскальзывания вперед — каблук. Ходить в таких сапогах было, возможно, менее удобно, чем в мягкой плоской обуви, но кочевники перемещались главным образом верхом.
Любовь к экзотике
В Европе, регионе преимущественно оседлом, традиции были иными. Во Франции или Голландии, где климат, как и в Японии, большую часть года население не баловал, простонародье ходило по грязи в огромных деревянных башмаках. Аристократы носили обувь из натуральной кожи на мягкой подошве — примерно такую, как изображена на миниатюрах из средневековых рукописей.
Общение Европы и Ближнего Востока ограничивалось, по сути, торговлей и военными походами. Люди в этих регионах исповедовали разные религии, говорили на разных языках, одевались и обувались по-разному. Но все менялось, и в данном случае — не в последнюю очередь благодаря дипломатии.
Один из ценнейших визуальных памятников позднего Средневековья — начала Нового времени, гравюра «Посольство великого князя Московского к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге», датированная 1576 годом, изображает «московитов», бояр из посольства, в обуви на плоской подошве. Нет никакого намека на высокий каблук. Это можно списать на невнимательность художника, но, вероятнее всего, при Иване Грозном высокие каблуки еще не носили даже русские аристократы.
На миниатюре с изображением Аббаса Великого (слева) шах обут в туфли с каблуками. Около 1620 года
Фото: AGB Photo / Legion-media.ru
Но спустя два десятилетия все начало меняться. Персидский шах Аббас I, или Аббас Великий, правивший в конце XVI — начале XVII века, как это часто бывает на Ближнем Востоке, конфликтовал с соседней Османской империей и решил искать союзников среди иноверцев. В 1599 году он отправил посольство во главе с Хусейнали-беком Баятом в Западную Европу. Персы гордо вышагивали на высоких каблуках, и это поразило воображение европейцев. Чуть ранее дипломатические отношения завязались у Персии и с Московским царством — не исключено, что мода на мужские сапоги на каблуке у бояр, дворян и богатых купцов появилась на Руси именно тогда.
Мода правителей
Средний рост человеческой популяции постепенно и неуклонно растет. Для мужчин быть рослым всегда оставалось, как бы сейчас сказали, «эволюционным преимуществом»: выше — значит сильнее, опаснее в бою, привлекательнее для женщин. Если речь шла о монархах или высшей аристократии, отсутствие подобного «биологического превосходства» компенсировалось властью и богатством, но тщеславия и зависти низеньких правителей к более рослым людям никто не отменял.
Обувь, пришедшая некогда из Персии, была для него настоящим спасением: он носил туфли на 10-сантиметровых каблуках и высоченный парик и, соответственно, производил на подданных и послов более внушительное впечатление, чем без этих ухищрений. Король ввел в моду каблуки, выкрашенные в красный цвет чрезвычайно дорогим природным красителем — кошенилью. Это демонстрировало его богатство не хуже, чем драгоценные бриллиантовые пряжки и парчовые банты.
«Портрет сэра Томаса Уортона (1615-1684), кавалера ордена Бани», кисти Антониса ван Дейка, 1639 год
Изображение: Anthony van Dyck
Заведенная Луи XIV мода в той или иной степени продержалась до конца его правления и далее, практически до начала XIX века. Кавалеристы носили каблуки, потому что это было удобно, «паркетные шаркуны» — чтобы привлечь дам. Конец истории идеологически положил Наполеон: он был всего на пять сантиметров выше «короля-солнца», но считал придворные ухищрения ниже своего достоинства: мол, не правитель должен тянуться к подданным, а они к нему склоняться.
Ироническую эпитафию мужским высоким каблукам огласил Пушкин в IV главе «Евгения Онегина» (увидевшей свет в 1828 году): «Ловласов обветшала слава со славой красных каблуков и величавых париков». Даже кавалеристы и наездники-любители в XIX столетии носили обувь с минимальным каблуком, просто позволяющим удобно держать стремя. А в «наземной» повседневной жизни и мужчины, и женщины надевали практически плоскую обувь. Не были исключением даже балы или выступления на сцене.
От публичных домов до мировой сцены
О том, как каблук вернулся в женский гардероб, написано немало. Историки моды благодарят за это кафешантаны и девушек с невысокой социальной ответственностью. Во второй половине XIX века в низкопробных развлекательных заведениях — сначала парижских, а потом и всех остальных — плясали соблазнительные дамы в туфлях на высоком каблуке, а обувь с еще более высоким каблуком разжигала воображение фетишистов в «домах терпимости» и на непристойных фотокарточках, продававшихся из-под полы.
Довольно быстро каблук — сначала скромный и невысокий, а уже в 1930-е годы вполне заметный — стал нормой и для «приличных женщин». В 1950-е, на волне диоровского New Look, незамужние и вполне себе целомудренные девушки обувались в лодочки на 12-сантиметровой шпильке, чтобы понравиться своим потенциальным поклонникам и женихам.
А вот до возвращения каблука в европейский мужской гардероб прошло несколько больше времени, хотя началось оно примерно в то же время, что и возвращение женского. Во второй половине XIX века была одна довольно незначительная, но все же заметная группа мужского населения Северной Америки, постоянно носившая каблуки, — ковбои.
13 красивых цитат про каблуки
Вышла на каблуках. Гололёд. Удача. Давно хотела научиться фигурному катанию!
Великая вещь – каблуки! Надела – почувствовала себя высокой и обалденно красивой! Сняла – почувствовала себя просто счастливой. А уж если врагу ногу отдавила каблуком… то вообще… нирвана.
Когда женщина надевает туфли на высоком каблуке, её облик совершенно меняется, а язык тела становится более выразительным.
Не знаю, кто изобрел каблуки, но все женщины мира очень многим ему обязаны.
Хуже девушки в дешевой обуви может быть только девушка, которая не умеет носить каблуки
Бегать на огромных каблуках намного страшнее, чем прыгать с огромной высотки.
— Как они так быстро ходят? — Ну, например, они не носят огромные каблуки. — Я скажу тебе кое-что о туфлях, Мэг. Если в них не больно, они не помогают.
Женщины не всегда обязаны надевать каблуки. Особенно если им не хочется. В конце концов, не в каблуках же одних заключена вся женская красота. Вся магия идет изнутри, а одежда — лишь продолжение этого.
— Оу, кажется моим плюсневым косточкам конец. — Ты в порядке? — Да-да, вот туфли новые разнашиваю. — Очень красивые. — Спасибо. А ты знаешь, что женщины носят высокие каблуки, чтобы придать больший рельеф ягодицам и груди? — Никогда не задумывался об этом. — Гляди! — Да, очень. рельефно. — Постыдись глазеть, Леонард, у тебя же есть девушка! — Прости. — Видимо, идешь на ужин с Прией, Говардом и Бернадетт? — А ты откуда знаешь? — Слышала в магазине, пока мы там болтали с подружками, потому что, знаешь ли, я теперь такааая. приятного вечера! И постарайся не пялиться на мой зад, когда я повернусь к тебе спиной.
— Лично я безумно боюсь высоты. — А я – нет. Вы же видели мои каблуки.
женщина на каблуках
Хотите верьте, хотите нет девочки-но я вчера убедилась на личном опыте.
Девушка, т. е. женщина я довольно консервативна-за модой не гонюсь. нетуть в моем гардеробе Лабутенов, или как их там называют.
Вчера решилась на свидание-на улице дождь, и как у любой нормальной женщины у меня две проблемы, нечего одеть, и некуда все это складывать.
На мои милые ножки не оказалось другой обуви, кроме туфелек с закрытым верхом и колоссально большим каблуком (лично для меня).
Каблук был настолько большим-что я с трудом на этих туфлях передвигалась. Вернее я привыкла к определенному темпу, а тут приходилось замедляться и двигаться грациозно и медленно. ага, как в советах у Павла Ракова.
Одела красивое платье, пальто. чулочки. ну сами понимаете
И представьте мое удивление-когда Саша заехал за мной-не дожидаясь вышел из машины и открыл передо мной дверцу-усадил меня со словами » такой очаровательной женщине просто необходимо помочь »
А как приятно то было. а то я все в джинсах да на плоской подошве бегаю-по дождливой и прохладной то погоде. а вона как все просто, одеть жутко неудобную обувь-и оно само все случается. Мужчина начинает перед тобой двери машины раскрывать и помогает.
К сожалению-туфли жутко неудобные-постоянно в них ходить, тем более на далекие расстояния-как пешие прогулки-я точно не решусь.
И ведь знаю, что несколько преувеличивает-а все равно приятненько.
пост ни о чем. просто решила написать-сижу чай пью, работать не хочу
Новости от Zaycev News
Новости от ZaycevNews
Другие треки этого исполнителя
Сборники
Популярные треки
Kendrick Lamar и Snoop Dogg на альбоме Terrace Martin «Drones»
Американский продюсер и фьюжн-исполнитель Terrace Martin представил новый альбом «Drones».
Новый сольный альбом музыканта включил в себя 13 треков в совершенно разных жанрах: от хип-хопа и R&B до джаза и хауса. Пластинка Terrace Martin «Drones» посвящена теме влияния технологий на жизни современных людей, на то, как они общаются, и на их взаимоотношения друг с другом.
На альбоме «Drones» отметились и старые коллеги Terrace Martin. Так, например, на сингле «Drones» можно услышать голоса и Kendrick Lamar и Snoop Dogg, с которыми музыкант сотрудничал много лет. Также в создании релиза приняли участие Kamasi Washington, Cordae, Hit-Boy, Ty Dolla Sign и многие другие.
Terrace Martin — мультиинструменталист и саундпродюсер, наиболее известный в качестве продюсера таких выдающихся исполнителей, как Кендрик Ламар, Snoop Dogg, Трэвис Скотт и многих других.
Недавно в музыкальной индустрии прогремела еще одна масштабная коллаборация — канадский R&B-певец The Weeknd и американский хип-хоп-исполнитель Post Malone представили совместный трек «One Right Now». Какой получилась работа двух известных музыкантов — читайте на ZAYCEV NEWS.
Обложка: Terrace Martin / Saintheron.com
© ООО «ЗАЙЦЕВ.НЕТ», 2004-2021
Средство массовой коммуникации «ZAYCEV.NET».
Выходные данные
125315, г. Москва, ул. Лизы Чайкиной 6
+7 (985) 211-85-11 По общим вопросам:
admin@zaycev.net По вопросам взаимодействия с Правообладателями
e-mail: legal@zaycev.net подписаться на нас: