тахограф пишет нет связи с нкм что это такое
Тахограф пишет «Необходимо заменить НКМ», что это?
В бортовом самописце появилось сообщение следующего содержания: «необходимо заменить НКМ в тахографе», что это может означать? Это значит, что пора заменить модуль СКЗИ (НКМ) в контрольном приборе.
Если тахограф пишет «Заменить НКМ», то скорее всего вышел срок эксплуатации устройства. Кроме этой надписи вы можете видеть ошибки и такого типа: «НКМ заблокирован», «нет связи с СКЗИ» либо тахограф просто перестает принимать водительскую карту. Если на дисплее появилась одна из таких ошибок, пора обратиться в сервисный центр!
Что представляет собой СКЗИ в составе контролирующего устройства?
СКЗИ или НКМ – это особый прибор, выполняющий важные функции в тахографе. В него вносятся данные о тахографе, а также любые сведения о работе авто. Вся информация, записанная в навигационный криптографический модуль, зашифрована и хранится в архиве.
Визуально блок СКЗИ выглядит как маленькая коробка из пластика с защитой от взлома, а внутри неё находятся такие элементы:
Функции модуля защиты в тахографе
Блоком СКЗИ снабжаются цифровые тахографы, предназначенные для использования на территории России. Элемент выполняет следующие функции в тахографе:
Важность присутствия данного элемента в тахографе
В соответствии с действующим законодательством РФ, тахографы, которыми оснащаются ТС, совершающие рейсы по России, в обязательном порядке должны комплектоваться модулем СКЗИ. За отсутствие модуля, езду с не активированным или неисправным блоком предусмотрены штрафные санкции.
Модуль криптографический защиты информации не ставится в тахографы ЕСТР, которые устанавливаются на авто, совершающие международные перевозки. В таких контролирующих устройствах применяются другие технологии шифрования зафиксированной информации.
Порядок активации и правила эксплуатации устройства
Для активации СКЗИ необходимо посетить лицензированную мастерскую, где мастера выполнят необходимые действия в соответствии со следующей инструкцией:
Цифровые контрольные устройства с блоком СКЗИ могут использоваться только на одной машине – на той, данные о которой были внесены в тахограф в момент активации СКЗИ. Эксплуатируется СКЗИ не больше 3 лет – ровно столько действует ключ, выданный ФБУ. За этот срок ресурс хранения информации будет исчерпан, поэтому тахограф пишет «заменить НКМ», что значит, пришло время установить новый блок СКЗИ в тахограф. Если этого не сделать, использование бортового самописца будет невозможным, так как он попросту заблокируется.
Как производится установка нового оборудования
Тахограф пишет «Необходимо заменить НКМ», что значит – пришло время обратиться в мастерскую для периодической замены модуля. Сам цифровой контрольный прибор после установки и активации нового блока СКЗИ можно будет использовать дальше.
Когда необходимо производить замену модуля НКМ?
Ставить новый элемент в самописец по закону нужно:
Что нужно для замены модуля СКЗИ?
Первым делом необходимо найти мастерскую, предоставляющую услуги установки и активации модуля СКЗИ (НКМ). Сервисный центр должен иметь лицензии Федеральной Службы безопасности и числиться в реестре «Росавтотранса».
Этапы замены блока НКМ:
Старый блок СКЗИ хранится в течение 12 месяцев у владельца автотранспорта, после чего элемент подлежит уничтожению, а № регистрации исключается из Реестра.
Кто вправе менять НКМ в Санкт-Петербурге?
Установка нового навигационного криптографического модуля в тахограф должна выполняться исключительно мастерскими, имеющими лицензии Федеральной Службы безопаности на обращение с криптографическими средствами.
Сроки установки нового блока СКЗИ
Процедура замены модуля НКМ в тахографе длится не более получаса. Но из-за того, что необходимо ожидать ответа от Росавтотранса, процесс может затянуться до 5-6 часов. К этому сроку стоит добавить еще время, которое уйдет на калибровку прибора.
Сколько стоит заменить модуль?
В сумму услуги входит стоимость самого модуля и оплата труда мастера, который будет выполнять демонтаж старого, установку нового элемента и последующую настройку оборудования. При заказе комплексной услуги стоимость замены СКЗИ в тахографе будет ниже.
В компании «ТС-Технолоджи» всегда в наличии есть модули для всех видов тахографов, а также необходимые ресурсы для оказания данной услуги «под ключ». Обращайтесь!
Почему нельзя самостоятельно производить замену блока НКМ в тахографе?
Работы по замене элемента вправе выполнять только сертифицированные сервисные центры. Любые несанкционированные действия в отношении самописцев расцениваются как попытки изменения записанных данных, что карается по закону.
Блоки СКЗИ/НКМ
Благодаря данному блоку информация, посредством методов шифрования, стала некорректируемой.
Законом, и техническими параметрами блока СКЗИ определено, что эксплуатировать можно только 3 года. Когда срок НКМ подойдет к завершению, то за 60 дней он начнет оповещать водителя о необходимости скорой замены. В ходе замены старый блок деактивируется, новый блок активируется и производится новая калибровка тахографа. Старый блок подлежит утилизации с составлением акта утилизации средства криптографической защиты информации.
Следует помнить, что с таким прибором нельзя покидать пределов России, в том числе нельзя выезжать и в другие страны Таможенного союза.
Блок СКЗИ для тахографа отечественного образца выполняет следующие функции:
Также блок СКЗИ обеспечивает безусловную сохранность нескольких видов информации, которую запрещается каким бы то ни было образом корректировать никакому лицу, включая мастерскую. К такой информации относятся:
Что еще нужно знать?
По внешнему виду блок СКЗИ для тахографа напоминает коробочку небольшого размера, которая оснащена входом, предназначенным для антенны навигации.
Прибор помещается внутрь тахографов отечественного образца. Мастерская устанавливающая прибор в тахограф пломбирует место установки именными пломбами. Водитель не имеет права вынимать данный прибор, также ему не допускается изменять его положения или выполнять какие-либо действия по отношению к этому блоку. Равным образом это запрещено и для всех иных лиц.
Исключение составляют организации (мастерские), которые обладают лицензией компетентных органов на выполнение подобных действий.
При этом безусловно исключена его перестановка в другой тахограф на иное ТС. Блок СКЗИ включает следующие компоненты:
Допускается использование только таких типов блоков СКЗИ и таких моделей этих устройств, которые перечислены на официальном портале ФБУ «Росавтотранс».
Как часто надо менять?
В соответствии с Приказом № 440 Министерства Транспорта Российской Федерации, тахографы, устанавливаемые на транспортные средства, обязательно должны быть оборудованы средством криптографической защиты информации (СКЗИ).
Этот блок подлежит замене в следующих случаях
Плановая замена СКЗИ каждые 3 года.
Для активации СКЗИ необходимо внести следующие данные:
Информацию о транспортном средстве:
Следовательно, при изменении данных в любом из этих пунктов необходимо проводить процедуру замены блока НКМ.
Основные неисправности современного тахографа с блоком СКЗИ
Повсеместное внедрение современных тахографов с блоком СКЗИ на дальнемагистральных грузовиках и автобусах, обусловленное жесткими требованиями отечественного законодательства, поднимает перед многочисленными транспортными компаниями и частными предпринимателями проблему обеспечения профессионального технического обслуживания и – при необходимости – качественного ремонта этих сложных и дорогостоящих устройств.
Цифровой тахограф представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих непрерывную запись на специальный носитель служебной информации, поступающей от датчиков, установленных в различных подсистемах транспортного средства (ТС). Весь поток данных в тахографе синхронизируется с показаниями точного времени и координатами ТС, определяемыми с помощью встроенного приемо-передатчика навигационной системы ГЛОНАСС.
Неисправности цифрового тахографа можно разделить на 4 основные категории:
Цифровые тахографы изначально разрабатывались с учетом исключения потенциальной возможности их вскрытия с последующим изменением или извлечением информации. Поэтому любая неисправность внутренних электронных блоков практически всегда означает необходимость замены тахографа на новый.
Тахографы относятся к классу современных цифровых устройств массового производства, поэтому они отличаются высокой надежностью и работоспособностью. При соблюдении пользователями простых правил эксплуатации и обслуживания эти приборы практически не выходят из строя в течение всего срока эксплуатации.
Проблемы с датчиками и кабельными соединениями системы возникают гораздо чаще, так как эти элементы могут подвергаться воздействию факторов агрессивной внешней среды. Именно необходимость ремонта (или замены) периферийных устройств или кабелей являются основными причинами обращения владельцев цифровых тахографов в сервисные мастерские.
Еще одной частой причиной возникновения ошибок в работе устройств является небрежное отношение водителей к сохранности и состоянию личных идентификационных карт.
Карты могут выходить из строя по следующим причинам:
При возникновении любой неисправности в тахографе необходимо принимать меры к снятию его с автомобиля и отправки в специализированную мастерскую. Попытки самостоятельного устранения неисправностей прибора могут привести
Диагностика неисправностей
Все современные цифровые тахографы с блоком СКЗИ имеют встроенную систему самодиагностики, способную проводить всестороннее тестирование прибора, определять большинство дефектов и неисправностей, возникающих как в самом тахографе, так и в сопрягаемых с ним устройствах, и выдавать информацию о них на дисплей.
Если же устройство не фиксирует никаких ошибок, но при этом работает со сбоями (или не работает вовсе), то более глубокую его диагностику и поиск неисправностей надо проводить в специализированных мастерских, которые обладают необходимым оборудованием, специальным программным обеспечением и квалифицированным техническим персоналом.
Важно: Техническое обслуживание цифровых тахографов с блоком СКЗИ и их ремонт сопряжены с рядом серьезных ограничений и особенностей:
Способы устранения простых дефектов
К простым дефектам тахографов относятся такие неисправности, устранение которых не требует снятия с автомобиля и разборки (вскрытия) самого прибора:
Правила обслуживания тахографов с блоком СКЗИ
Техническим регламентом предусмотрен периодический контроль приборов, оснащенных блоком СКЗИ. Контроль должен проводиться 1 раз в 2 года (не реже) и включает в себя следующие операции:
Обычно проведением подобных проверок и исчерпывается процедура обслуживания цифрового тахографа. Практика показывает, что эти устройства являются очень надежными и просто так из строя не выходят.
Ремонт и обслуживание тахографов
Когда тахограф выходит из строя, это может быть чревато неприятными последствиями. Прежде всего, поездка может и вовсе отмениться, что влечет за собой финансовые затраты. В случае, если поломка вдруг настигла ваш тахограф, нужно реагировать незамедлительно, и знать где сделать тахограф.
Наша мастерская выполнит ряд услуг по техническому обслуживанию и ремонту тахографов в Костроме, Ярославле и Иваново.
Мы можем произвести работы по диагностике и выявлению любого рода неисправностей, а также сразу же приступить к ремонту устройства. Если обращаться к заводу изготовителю напрямую, то ремонтные работы займут срок от 1 недели, что неприемлемо в сфере логистики. Специалисты нашей мастерской качественно и быстро выполнят ремонт цифровых и аналоговых тахографов.
Почему неисправен тахограф? Частые неисправности, с которыми мы сталкиваемся в своей работе.
«Тахограф тормозит или зависает»
В этом случае мы предлагаем свои услуги по пере прошивке вашего устройства на более новую версию.
«Мастерская не заменила батарейку»
Часто встречаются клиенты, которые думают, что в мастерских им навязывают абсолютно бесполезные услуги если неисправен тахограф. Таким образом, клиент может отказаться от замены батареи на тахографе. Если на таком устройстве села батарейка, то происходит его блокировка, он не воспринимает карту водителя, не печатает. Говоря кратко, превращается в бесполезную коробку в машине. Если такое случилось на моделях vdo continental 1381 и 3283, то ремонту они уже не подлежат. Единственный способ возвращения работы автомобиля в обычное русло — это замена на новый тахограф. Дела обстоят хуже, если неисправен на европейских автомобилях. Вероятнее всего, ТС уйдет в аварийный режим и не будет даже развивать обороты.
«На дисплее тахографа высвечивается ошибка «сбой датчика 20/21»
Это красный сигнал к тому, что тахограф не считывает данные с датчика скорости. Сбой датчика 20 или сбой датчика 21 происходит в нескольких случаях:
«На дисплее тахографа высветилась ошибка «НКМ заблокирован» или «Ошибка блока СКЗИ Е0»
Это означает, что тахограф не видит блок СКЗИ. В этом случае наша мастерская выполняет прошивку устройства, замену шлейфа или замену блока СКЗИ с дальнейшей активацией и калибровкой.
Дополнительные услуги нашей мастерской:
Замена НКМ в тахографе
Периодическая замена НКМ в тахографе выполняется на всех устройствах, оснащенных такими модулями. При этом сам бортовой самописец можно использовать и в дальнейшем – но на место старого криптографического устройства нужно установить новый элемент.
Технология замены СКЗИ
Замена НКМ (навигационного криптозащитного модуля), иначе называемого СКЗИ (средство криптозащиты информации), в тахографе производится по следующему алгоритму:
При замене блока НКМ тахографа снятый элемент передается на хранение владельцу автомобиля (по закону срок хранения составляет 1 год). Повторно устанавливать модуль на этот или другой автомобиль нельзя. После завершения этого срока устройство уничтожается, а акт об его утилизации направляется в ФБУ «Росавтотранс» для исключения регистрационного номера из реестра.
Сроки выполнения операции
При достаточной квалификации персонала сама процедура занимает не более 30-40 минут. За это время мастера выполняют демонтаж устройства, устанавливают блок криптозащиты и снова подключают самописец. Сложность заключается в том, что для активации необходимо получить электронно-цифровую подпись нового модуля. Из-за задержек при связи с сервером ФБУ «Росавтотранс» срок может увеличиться до 4-5 часов.
Также стоит обратить внимание, что калибровка устройства после того, как в него будет установлен новый шифровальный элемент, тоже может занять некоторое время.