пришло сообщение на телефон о переводе денег
Пришло СМС сообщение о поступлении денежного перевода на карту, что делать?
При активированном мобильном банке владелец карты получает отчетные смс-сообщения по приходным и расходным операциям. В тексте сообщения указывается подробная информация с данными по обработанной операции. Если смс пришло неожиданно, когда держатель карты не ждал никакого перевода, то во избежание проблем, необходимо действовать по определенному алгоритму.
Шаг 1 — Проверка интернет-банка
Если сообщение поступило не с сервисного номера кредитной организации, на него не следует обращать внимание, так как это самая обычная спамовая рассылка. Если смс поступило с номера банка, то, значит, деньги на счет действительно пришли.
В мобильном приложении или в веб-версии интернет-банка можно получить дополнительную информацию по операции. Здесь же клиент удостоверяется в том, что деньги на его счет действительно пришли: достаточно проверить баланс или посмотреть историю операций по карте.
Шаг 2 — Обращение в банк
Сумма, поступившая на счет, должна оставаться в сохранности, так как из «ниоткуда» эти деньги прийти не могут, и в большинстве случаев их придется вернуть. Банк сможет установить наименование кредитной организации, со счета которой был совершен перевод. На этом действия получателя перевода заканчиваются. Остается только ждать, пока отправитель не обратиться за возвратом своих денег. Сам банк в безакцептном порядке средства с карты не списывает.
Чего не стоит делать
Основное правило: ни в коем случае не совершать обратный перевод, и не соглашаться на просьбы незнакомых людей перевести сумму по каким-либо другим реквизитам. Таким образом мошенники занимаются обналичиванием денежных средств.
Если отправитель перевода захочет вернуть свои деньги, он должен связаться с банком, на карту которого поступили средства, после чего уже кредитная организация связывается со своим клиентом. С согласия держателя карты сумма списывается, и возвращается на счет отправителя. Если операция совершена в рамках одного банка, то процесс занимает гораздо меньше времени. Без согласия получателя банк сможет списать деньги только при наличии вступившего в силу решения суда.
Вполне возможно, что никто не станет обращаться за возвратом денег в течение длительного времени. В этом случае держатель карты самостоятельно решает, что делать с суммой, поступившей на его счет.
Незнакомый человек хочет перевести мне деньги. Что может пойти не так?
Две мошеннические схемы, в которых деньги сначала переводят вам, а не наоборот. Но, конечно, этим не закончится.
Есть несколько признаков, по которым можно распознать интернет-мошенников. Но самый верный из них — это просьба (а то и требование) перевести кому-то деньги с невнятной мотивировкой. Но что если не вы переводите деньги, а вам внезапно приходит входящий перевод? Звучит вроде бы безопасно — в чем подвох?
Подвох есть, и сейчас мы расскажем о двух вариантах мошеннической схемы, основанной на входящих денежных переводах.
«Привет, сделайте мне логотип»
Еще со времен работы фрилансером у Энди остался персональный сайт-портфолио. Обновления на нем появлялись нечасто, но и закрывать не хотелось. Обладать доменом имени себя любимого все-таки приятно и полезно.
Клиентов сайт давно не приносил, но в один прекрасный день Энди получил письмо следующего содержания:
«Привет, это Дейв, хотел бы узнать, делаете ли вы дизайн логотипов?»
Завязалась переписка, но с конкретикой у Дэйва было так себе. Бизнес новый, сайт в производстве, а материалы для логотипа и брошюры застряли у некоего «консультанта» — назовем его «Мистер К».
Зато в сговорчивости новому заказчику было не отказать: без какого-либо обсуждения и вопросов он принял предложенную Энди идею и дал отмашку приступать к работе. Вот только материалы для этого нужно забрать у того самого «консультанта», которому бизнесмен задолжал денег. Небольшую сумму, чуть больше тысячи долларов, и у заказчика она есть, но прямо сейчас по техническим причинам ее перевести невозможно.
Зато возможно заплатить Энди. Кстати, не мог бы он оказать небольшую услугу? Заказчик перечислит ему помимо гонорара еще и долг для консультанта, плюс немного за дополнительные хлопоты. После чего дизайнер перекинет Мистеру К положенную ему часть суммы — и все будут довольны.
Ну кто откажется от такого предложения?
Мошенническая схема с входящим переводом: как это работает
Однако Энди поступил благоразумно и решил сначала поискать в Интернете — а не случалось ли подобное еще с кем-то? Поисковик сразу признал в этой ситуации известную уже как минимум два года мошенническую схему. Согласись Энди на предложение, события развивались бы так:
Как делают в России: «ошибочные» входящие переводы
Дизайнеры и другие фрилансеры творческих профессий, как правило, люди подкованные и всякого повидавшие. Поэтому подозрительный стиль общения заказчика и необычная просьба быстро приводят их, как и в случае с Энди, к специализированным веткам Реддита или в блоги, где обсуждают подобные случаи.
Впрочем, судя по комментариям, несколько человек все-таки заглотили наживку и потеряли свои деньги. Это объясняет, почему мошенники до сих пор не отказались от подобного развода.
Хорошая новость для русскоязычной аудитории: в нашей стране конкретно эта схема популярности у мошенников не получила. Можно на нее нарваться, только если вы часто работаете на иностранных заказчиков.
Основная идея схемы: входящий перевод отзовут и деньги с вашего счета исчезнут. А вот то, что перевели вы, вернуть будет очень сложно, а то и невозможно
Зато в России в ходу немного другой обман с входящими переводами. Жертве совершенно внезапно падает на карту некоторая сумма денег — как правило, не очень большая. За этим следует звонок, взволнованный мужчина — а лучше женщина — говорит, что перечислил деньги по ошибке (чаще всего — ошибся в номере телефона), и просит их вернуть.
Дальше вы уже знаете: если жертва поддается, то деньги успешно отправляются мошенникам, а первый перевод через какое-то время аннулируется. Будто его и не было.
Что делать, если деньги уже пришли на карту?
Самый простой и эффективный ответ для большинства таких ситуаций: ничего. Это тот случай, когда бездействие лучше любого действия. Заблокировать подозрительных «заказчиков», отправить авторов ошибочных переводов в банк, в идеале — позвонить в службу безопасности вашего банка.
По российским законам отправитель платежа имеет право вернуть деньги в течение трех лет, поэтому тратить такие подозрительные средства мы тоже не советуем. Но если три года уже прошли, а за деньгами так никто и не обратился ни в банк, ни в суд — скорее всего, вы в безопасности.
Осторожно, мошенники! Что делать, если вам на счёт телефона пришли деньги с чужого номера?
Сегодня ночью меня разбудил настойчиво звонящий телефон. Время на часах 2.18, и я естественно сплю. Спросонья подняв трубку, слышу там требование вернуть деньги, которые мне якобы по ошибке закинули на счёт телефона. Послав собеседника в сторону трёх всем известных букв, я сбросил звонок, и отключил телефон. Мой сон важнее. Да и не ждал я никаких денег в 2 часа ночи, а спал себе спокойненько.
Утром же, проснувшись, включил телефон, и вспомнив о ночном звонке, полез проверять баланс телефона. Точнее сперва обратил внимание на непрочитанную смс:
Вот как. Смс действительно есть. И платёж якобы есть. Для тех, кто не знает, 10 000KZT это примерно 1600 руб./23.5$. Сумма не сказать, чтобы большая, но для некоторых уже ощутимая. Естественно стал проверять баланс, и да, деньги на счёт действительно поступали:
А буквально через несколько минут после того как я включил телефон, начались звонки. Неизвестные мне люди начали требовать вернуть деньги. Якобы по ошибке закинули, ошиблись и т.д. Правда номера с которых звонили, вообще ни разу не были похожими на мой номер. Что уже вызвало во мне подозрения. К тому же вспомнил недавний рассказ товарища. Ему так же закинули на счёт якобы «по ошибке» 5 000тг. И он отказался их возвращать, наслушавшись про схемы мошенничества. Через пару часов деньги со счёта пропали.
Звонки были очень настойчивыми, люди прям требовали сейчас же вернуть деньги. Причем звонили очень настойчиво, то с одного номера, то с другого. По голосам было похоже, что «работали» два человека. Пришлось даже добавить оба номера в черный список:
Но я не стал торопиться, а сразу же позвонил оператору Теле2, и объяснил ситуацию. На что мне девушка в техподдержке сказала, что я сам ничего делать не должен. Если человек закинул деньги на баланс телефона по ошибке. Он сам должен позвонить в техподдержку, и объяснить ситуацию. Имея на руках чек, с номером транзакции и номером чека, можно сделать заявку на перенос баланса с ошибочного номера, на свой номер. К тому же, зная, что у нас в Казахстане баланс на телефон пополняют через приложение Kaspi, я также зашел на сайт за поиском информации, и нашел вот это:
В данном случае мой оператор как раз Теле2. А это означает что схема тут довольно проста. Я скидываю человеку деньги на его номер телефона, а он, получив деньги, делает заявку на возврат своего платежа. В итоге я без денег, а мошенники в плюсе. Конечно и я могу сделать заявку на возврат денег. Но скажем честно. Многие ли из нас знают, что деньги, закинутые на ошибочный счёт можно вернуть? Я лично не знал, до того, как столкнулся с этой ситуацией.
Некоторые читатели могут подумать, что я сам поступаю не честно, и решил прикарманить себе, так сказать, деньги мошенников. Прикрываясь тем, что это мошенники. А обмануть мошенника это не мошенничество. На самом деле это не так. Мне чужие деньги не нужны. К тому же я на очередной звонок ответил, и предложил собеседнику самому обратиться в техподдержку оператору, объяснить ситуацию и получить свои деньги назад. Без моего участия. Я лично ни копейки из этих денег не потратил и не собирался. Но в ответ получил кучу доводов, что якобы они находятся не в городе, оператора у них нет, платили не они и непонятно через какую платёжную систему, что чека у них нет т.д. И всё это постоянно приправленное «поступи по-честному/по-братски/по совести» прям ощущалось что собеседники пытаются продавить, воззвать к совести и т.д.
Но увы. Мне мои деньги достаются не просто так, чтобы я ими разбрасывался. Поэтому в очередной раз повторив, что они могут забрать свои деньги сами, я снова закинул номер в ЧС.
А спустя пару часов, ради интереса проверив баланс, я увидел, что 10 000тг магическим (нет) способом с моего счёта телефона исчезли. А ведь если бы я отправил эти деньги мошенникам, то они бы получили и мои деньги, и обратно свои. Вот так.
Ну и для чего нужна эта статья? Наверное, для того, чтобы обезопасить моих читателей. Не всё является тем, чем кажется на первый взгляд. Я конечно понимаю, можно ошибиться, можно по ошибке закинуть деньги на неправильный номер. Но в данном случае лучше немного включить параноика, и проверить, а не являетесь ли вы жертвой мошеннической схемы. Как минимум если человек ошибся номером, он должен позвонить с номера, который от вашего отличается на 1-2 цифры. Если номер совершенно «левый», то это уже подозрительно. К тому же лучше действительно подождать сутки, которые даются на возврат денег. Если деньги не пропали, возможно люди действительно ошиблись (но это не точно). И вернуть их. Есть и другие похожие схемы мошенничества, но сейчас я рассказал о той, с которой столкнулся лично. Советую изучить эту тему подробнее по другим статьям в интернете. Проинформирован=вооружен. Но конечно же сразу скажу: чужое брать нельзя. И если люди ошиблись номером, то лучше эти деньги вернуть. Закон бумеранга никто не отменял (хоть официально он не является законом). Чужие деньги впрок не пойдут.
Неизвестные перевели деньги на карту и просят вернуть. Что делать?
В чем опасность внезапных поступлений денег?
Во-первых, нельзя забывать, что это не ваши средства. К вам может обратиться их владелец с просьбой вернуть деньги. Если оставить их себе, то на вас могут подать в суд и обвинить в присвоении чужих средств.
Однако стоит быть бдительным: перевести средства на вашу карту мог мошенник. И не из благотворительности, а потому, что хочет использовать вас. Например, он может потребовать вернуть деньги и прислать их на другой счет — не тот, с которого их отправил. И таким образом использовать вашу карту для отмывания денег.
Мошенники могут прибегнуть и к угрозам привлечения к гражданско-правовой и даже уголовной ответственности, рассказал «РБК Инвестициям» заместитель директора департамента информационной безопасности банка «Открытие» Анатолий Брагин.
В пресс-службе Промсвязьбанка также предупредили, что в таких схемах мошенники «будут всеми силами торопить клиента совершить транзакцию».
Мошенник может оставить номер вашей карты на фишинговом сайте или дать его человеку, который хочет что-то у него купить, не подозревая, что перед ним преступник.
В некоторых случаях, когда вы являетесь «подсадной уткой», мошенник может предложить вам «вернуть» ему часть денег. А себе — оставить какую-то сумму за беспокойство. Это нужно, чтобы как-то вас убедить поучаствовать в его схеме, хотя вы этого не подозреваете, отметила Александра Краснова.
Другой вариант: мошенник подделал СМС-ку и пересылает ее вам якобы от банка. А затем — требует вернуть средства. Если вы не заметите подвоха, то на самом деле отправите ему свои деньги.
В планах у мошенника может быть и желание нажиться на вас. Он может попытаться выяснить секретные данные вашей карты, чтобы потом списать с нее и ваши деньги, рассказал Брагин.
Так что неожиданно пришедшие от незнакомца деньги — это далеко не повод для радости. Вот что можно сделать, если вы оказались в такой ситуации.
Шаг 1. Не тратить деньги
Нужно запомнить, что тратить отправленные вам случайно деньги нельзя, как и переводить их на другой счет. Необходимо разобраться в ситуации.
«Оставлять эти деньги ни в коем случае нельзя, потому что это уже будет нарушением закона. С вас могут потребовать возврата этих денег через суд. Если это какая-то мошенническая схема, то вас вообще могут счесть соучастником. А там уже может быть уголовное преследование», — предупредила Александра Краснова.
Шаг 2. Проверить номер, с которого пришла СМС о переводе
Посмотрите на номер телефона, с которого пришла СМС. «Мошенники могут прислать вам сообщение с любого мобильного номера и внутри подделать его текст, чтобы вам показалось, что оно пришло от банка», — рассказал Владимир Бакулин, сотрудник управления «Сбера» по противодействию кибермошенничеству.
Если номер кажется вам подозрительным и не совпадает с привычным номером банка, проверьте свой счет. На нем может не оказаться тех средств, которые якобы вам перевели. Отправленные на карту деньги иногда отображаются с опозданием, но все равно на это стоит обратить внимание.
Шаг 3. Обратиться в банк
Если вам пришла подозрительная СМС якобы от банка, то об этом тоже стоит сообщить сотрудникам банка. Так они смогут постараться пресечь деятельность мошенников. Кроме того, таким образом вы сможете на всякий случай обезопасить себя.
Эксперты рассказали, чем могут обернуться нежданные деньги на вашем счете
Если вам на карту поступили деньги неизвестно от кого, то с вероятностью 99% вы имеете дело с мошенниками или организациями, которым они дали ваши данные паспорта для заключения договора о займе, рассказали «Газете.Ru» юристы и представители финансовых организаций.
«Перевели по ошибке, верните!»
Самый важный совет, который дают юристы на случай неожиданного прибавления на счете — не тратить эти деньги, потому что их потом в любом случае придется возвращать.
Если повезет, то ваш счет пополнился из-за добросовестной ошибки, например, в номере телефона, по которому проводили транзакцию. В этом случае вам, скорее всего, позвонит отправитель вскоре после перевода. Посоветуйте отправившему якобы ошибочный перевод обратиться в свой банк с заявлением о возврате, говорит заместитель председателя МКА «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев.
«При этом получившему деньги гражданину, в свою очередь, тоже необходимо позвонить в свой банк и сообщить, что ему поступил неизвестный перевод. А затем написать заявление на возврат денег, которые были зачислены ошибочно», — говорит юрист. В этом случае вы будете чисты перед законом и минимизируете риски.
Ни в коем случае не нужно совершать возврат самостоятельно.
Так часто работают мошенники: вы «вернули» деньги на указанный им счет, а через пять минут вам звонит настоящий отправитель и заявляет, что первого человека он вообще не знает, и вы перевели деньги неизвестно куда. Требования отправителя при этом вполне может поддержать суд, предупреждает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Поэтому при появлении непонятно откуда взявшихся сумм на счете нужно обращаться в ваш банк.
«Законодательной обязанности возвращать переводы отправителям по заявлению получателя у банков нет, но большинство банков по просьбе клиента это выполняет», — пояснил «Газете.Ru» Алексей Войлуков.
Одна из сложностей, с которыми сталкиваются получатели нежданных денег в том, что отследить источник не всегда возможно. Иногда выручает расширенная выписка по счету или платежный документ, их банк выдаст по запросу, хотя в некоторых случаях — за дополнительную плату, говорит Войлуков.
Однако как объяснили «Газете.Ru» в одном из крупнейших банков России, не всегда у финансовых организаций будут реквизиты совершившего перевод. Такое возможно, если операция была переведена не через платежное поручение, а какие-то платежные сервисы, например, систему быстрых платежей (СБП). Оператор такого сервиса или системы (в случае с СБП это НСПК) может предоставить эту информацию правоохранительным органам или по запросу суда, но точно не рядовому гражданину.
Иногда отправитель, появившийся на вашем горизонте спустя какое-то время, может потребовать процент «за пользование деньгами», пока они были на вашем счете. Юристы напоминают, что процент по займу может быть определен кредитором только в случае, если вы подписали с ним договор.
«В случае если договора между вами нет, то деньги вы должны отдать с процентом, определенным законом. То есть если вы вернули деньги в течение считанных дней, то сумма процентов по 395 ГК РФ будет крайне незначительной (около 9 рублей в день с суммы в 50 тыс. руб.)», — говорит руководитель практики разрешения споров юридической фирмы Клифф Игорь Серкин.
Но как правило, «подарки» в виде наличных не падают на счета граждан просто так. За переводом могут стоять небольшие банки, микрофинансовые организации (МФО) или нелегальные кредиторы. У них на руках могут быть договоры о займах, которые якобы взял получатель, обязавшись платить от 1 до 3% в день от суммы кредита.
В случае если в ходе спора коллекторы или МФО утверждают, что между вами был заключен договор, то вам нужно активизироваться — как минимум обратиться к квалифицированному юристу.
«Недостаточно просто заявить, что договор не был подписан. В случае если существует договор, подписанный не вами, то это основание для заявления о фальсификации доказательства, если дело в суде, и для заявления в полицию в любом другом случае», — подчеркивает Серкин.
Поддаваться панике и давлению со стороны таких кредиторов тоже не нужно, как и платить им проценты.
Нужно фиксировать все общение и писать официальные обращения – в банк, в полицию и в компанию, якобы выдавшую кредит. Можно также обратиться в ЦБ как надзорный орган за финансовыми организациями с жалобой на звонки об оформлении микрокредита без вашего ведома и попросить регулятора провести проверку.
В случае, если будет доказана вина именно микрофинансовых организаций, а не сторонних лиц, такие компании ждут санкции со стороны саморегулируемых организаций и Банка России – от штрафов до исключения из реестров (означает дальнейшую невозможность ведения микрофинансовой деятельности), говорит директор СРО «МиР» Елена Стратьева.
Если же раздаются звонки коллекторов, то может потребоваться обращение в Федеральную службу судебных приставов, которые осуществляют за ними надзор, советует Войлуков. В случае угроз можно также пожаловаться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением о попытках вымогательства, напоминает Андрей Шугаев.
«Еще раз подчеркиваю, что не следует производить самостоятельно «погашение» задолженности и процентов за пользование чужими деньгами. Это будет только на руку мошенникам», — говорит Шугаев.
МФО не всегда по определению виновны
Как напоминает Стратьева, МФО тоже могут стать жертвами мошенников — например, им могут принести поддельные документы, воспользовавшись слитой базой данных. Всего две недели назад документы с персональными данными клиентов банка нашли на свалке в Пятигорске.
«Без знания паспортных данных в деталях такие договоры не востребуемы в части возврата, а значит, здесь также могут иметь место воровство или продажа персональных данных потребителей финансовых услуг. Также без знания полных реквизитов заемщиков перечисление на счет технологически невозможно. Да, существует возможность перевода на карту по номеру телефона, но лишь считанные МФО осуществляют переводы физлицам по номерам телефона, а не номерам карт», — утверждает Стратьева. То есть на самом деле ситуация может быть гораздо шире и сложнее.
К сожалению, застраховаться полностью ни от одного вида недобросовестных практик нельзя. Особенно, если иметь дело с теми, в основе которых может лежать кража и продажа персональных данных. Здесь совет может быть только одним – внимательно следить, где и когда вы их оставляете, предлагают ли вам подписать согласие на обработку персональных данных, если требуют с вас их, на каких условиях, резюмирует она.