почему просят выключать телефоны на борту самолета
Телефон в самолете — почему нельзя пользоваться и зачем включать авиарежим?
Многие авиакомпании запрещают использовать телефон при полете. Теоретически это объясняется созданием помех, которые образуют радиоволны, исходящие от устройств. Выясним, почему в самолетах нельзя пользоваться мобильными телефонами, обязательно ли их отключать, какой гаджет опасен при перелете.
Причина полного запрета
Разберемся, почему нельзя пользоваться телефонами в пассажирских самолетах. До 2013 года перевозчики были убеждены, что включенный смартфон способен создавать помехи, и будет мешать работе устройств, что может привести к аварийному положению. На высоте телефон пытается подключиться ко всем имеющимся вышкам, это влечет за собой неполадки в функционировании некоторых систем.
Через некоторое время было доказано, что вероятность крушения минимальна, а с выходом на рынок смартфонов с функцией «авиарежима», запрет на использование телефонов в самолетах многих компаний был снят. Существуют другие объяснения, почему просят отключать гаджеты:
Современная политика авиакомпаний
Выясним, разрешают ли разные перевозчики пользоваться в самолете телефоном и прочей техникой.
Россия
Авиакомпании применяют консервативные меры и рекомендуют пассажирам отключить телефоны и все цифровые устройства. Если гражданин будет игнорировать просьбу бортпроводника, то это грозит снятием с борта. Также могут аннулировать билет с компенсацией денежных потерь, повлекших задержку рейса. В российские самолеты запрещено брать технику с мощными батареями.
Американские авиаперевозчики разрешают пользоваться мобильным телефоном во время взлета и посадки только в «режиме полета». Пассажирам предоставляют доступ к интернету на высоте 3000 метров над уровнем моря.
Европа
Европейские компании с 2014 года разрешают пользоваться в самолетах ноутбуками, смартфонами, фотоаппаратами в любом режиме с момента взлета до посадки.
Звонки и Wi-Fi во время перелета
Для многих пассажиров это насущный вопрос, можно ли разговаривать по телефону во время полета. Большинство авиаперевозчиков заключили контракты с известными мобильными операторами и предоставляют своим пассажирам возможность совершать телефонные звонки и пользоваться доступом всемирной паутины.
Важно помнить, что куда бы гражданин ни полетел, его гаджет будет подключен к роумингу. Это влечет за собой большие затраты. Ряд авиакомпаний предлагает воспользоваться их Wi-Fi. За эту услугу потребуется заплатить. Следующие авиаперевозчики бизнес-классов позволяют совершенно бесплатно воспользоваться их сетью:
Пассажиры пользуются интернетом в течение ограниченного времени, чаще всего это полчаса. Далее узнаем, зачем выключать телефон на борту самолета.
Зачем нужен авиарежим?
Почему пассажиры выключают телефон в самолете? Современные мобильные устройства снабжены функцией голосовых сообщений, текстовых, блютузом, позволяющим передавать файлы, выходом в интернет. Все это может препятствовать нормальной работе электронных приборов на борту, поэтому бортпроводники просят пассажиров рейса включить авиарежим на гаджете.
При режиме полета сильно нагревается аккумулятор, поэтому рекомендуется взять с собой в ручную кладь зарядное устройство и дополнительный элемент питания.
Можно ли зарядить телефон в самолете?
Поскольку еще не придумали «вечные источники питания», вопрос о зарядке техники остается актуальным, особенно если перелет длится долгое время. Существуют различные классы салонов, в которых пассажир может лететь, и в зависимости от них, узнаем, можно ли зарядить свой телефон:
Тем не менее рекомендуется включать в свой багаж дополнительный аккумулятор.
Телефон, с которым не пустят на посадку
В 2016 году был введен запрет на высшем уровне, который действует почти во всех авиакомпаниях. На борт самолета не пропустят пассажира с корейским смартфоном Samsung Galaxy Note 7. Его не только нельзя заряжать, класть в багаж, но и садиться на самолет, если человек берет его с собой.
Модный смартфон из-за ошибок разработчиков стал «бомбой замедленного действия». За один месяц после того, как он вышел в продажу, было зарегистрировано свыше 35 случаев самовозгорания устройств или произвольного взрыва. Немного позже из-за телефона в Америке сгорел автомобиль.
У самсунга имеется литий-ионная батарейка, которая горит при температуре выше 1300 градусов. Телефон в самолете особенно опасен, так как это приведет к расплавлению алюминия. Именно из-за возгорания таких аккумуляторов множество авиаперевозчиков не позволяют брать на борт и отдавать в багаж гироскутеры, сегвеи. В Китае полностью запретили перевозить всякие аккумуляторные батареи.
Около 5 лет тому назад на борту восточноазиатского авиаперевозчика случилась трагическая ситуация. В результате пользования данной маркой смартфон самовоспламенился во время перелета. Салон воздушного судна задымился, все заволокло завесой. Пассажирам надолго запомнилась неприятная картина. Самолет успешно пошел на посадку, пострадавших не оказалось.
Но компании не могут выяснить, какой у пассажира смартфон — из первых партий, которые бракованы, или из более поздних. Поэтому запрет на данную модель не снят.
Чем грозит неповиновение нарушителю?
Обычно выключение телефонов на борту не является обязательным для исполнения, бортпроводники не проверяют это. Но, если пассажира обнаружили, авиаперевозчик вправе совершить некоторые действия:
Авиакомпании некоторых стран могут отобрать устройство у гражданина. Узнаем, что будет, если не выключить телефон. Часто пассажира заносят в «черный список», он будет лишен возможности покупать билеты на самолет в течение нескольких лет. Если сотовый пассажира явился причиной понесенных убытков перевозчика, то гражданина привлекут к административной ответственности. При возникновении угрозы крушения ему будет грозить заведение уголовного дела.
Некоторые бортпроводники и пилоты осознают, что смартфоны и цифровая техника не всегда опасны при полете. Но авиакомпании опасаются отвергать общепринятые правила транспортировки людей на воздушном судне. Если пассажир не желает проблем, то стоит прислушиваться к просьбам и соблюдать установленные нормы. Если пользование смартфонами разрешено руководством авиакомпании, то пассажиры могут смело их доставать.
Ряд специалистов, которые вычисляют возможные риски, возникающие вследствие авиационных перелетов, провели многочисленные эксперименты. В ходе проведения было установлено, что сильной опасности при использовании сотовых телефонов не возникает. Сам гражданин самостоятельно решит, брать ли с собой гаджеты на рейс или оставить дома. Но нужно помнить, что следование советам и просьбам бортпроводника приведет к хорошему, спокойному перелету.
Пилот рассказал, почему надо выключать телефон во время полета
Телефон необходимо выключать во время полета или переводить в специальный режим из-за того, что его сигналы могут создавать помехи системам навигации самолетов. Об этом сообщает Express со ссылкой на британского пилота.
По его словам, переключение гаджета в авиарежим, при котором нельзя выйти в интернет или позвонить, означает, что любая передача радиочастотного сигнала заблокирована.
Пилот подчеркнул, что за последние годы технические возможности самолетов улучшились, и тем не менее было проведено несколько исследований, которые доказали связь использования мобильных телефонов на борту с возникающими неисправностями системы.
В то же время бывшая стюардесса Бобби Лори утверждает, что помехи из-за работающего гаджета в навигационной системе – это редкость. По ее словам, чаще разговоры по телефону в небе могут вызвать помехи в акустической системе, и тем самым мешать сотрудникам общаться друг с другом.
Ранее стало известно, что в аэропортах и самолетах пассажиров обяжут носить маски. Аналогичного режима будут придерживаться бортпроводники, причем требование сохранится, если на борту выявят пассажира с симптомами инфекционного заболевания. Кроме того, при посадке и высадке из самолета просят соблюдать социальную дистанцию.
На входах в авиагавани пассажирам будут измерять температуру. При входе в салон их попросят продезинфицировать руки, а затем снять верхнюю одежду и убрать на багажные полки.
Зачем нужно отключать телефон в самолете
Отключить телефон, привести спинку сидения в горизонтальное положение и убрать подлокотники! Все мы знаем это наизусть, но действительно ли нужно постоянно выключать телефон?
Впервые о выключение любых портативных устройств на борту самолета мировое сообщество заговорило в 1990-е годы. Например, компания Boeing получила несколько жалоб от экипажей о том, что портативные компьютеры и игровые устройства могут привести к сбою работы автопилота и неисправностям дисплея на приборной панели. Однако когда специалисты компании начали проводить исследования в лабораторных условиях, им так и не удалось воспроизвести эти аномалии.
Несмотря на то, что практически ни одно исследование не смогло доказать существенное влияние работы телефона на функционирование самолета, специалисты не отрицают, что раньше навигационное оборудование было хуже защищено от внешних помех. Все дело в том, что раньше практически вся техника работала на одних частотах, но сегодня существует строгое деление. Все приборы (например, в небе и на земле) работают в разной сети радиочастот. Именно поэтому, если вы заметите, что на взлете кто-то говорит по телефону — волноваться не стоит, это не сможет создать помех в связи пилота с диспетчером.
На сегодняшний день практически все авиакомпании просят отключать мобильные телефоны и другие портативные устройства на момент взлета и приземления. Во время «горизонтального» полета пассажирам обычно разрешается пользоваться устройствами и даже подключатся к Wi-Fi самолета.
Авиакомпании, как и агентства авиационной безопасности, отмечают, что пассажиров до сих пор просят отключать телефоны на борту из-за того, что они отвлекают внимание. Взлет и посадка — самые ответственные моменты полета. Очень важно чтобы в этот момент пассажир был внимателен и смог услышать все инструкции по безопасности.
Почему нужно выключать телефон в самолёте
Не так давно требование об отключении мобильных устройств во время взлёта и посадки самолёта было обязательным, но со временем многие перевозчики стали лояльнее. Компании отказались от жёсткого требования отключать телефоны во время полёта, ограничившись лишь переводом устройств в авиарежим.
Существует несколько причин для отказа от использования мобильных устройств на борту.
Помехи для работы пилотов
Включённый телефон начинает активно искать мобильную сеть и беспроводную связь. Эти факторы могут создавать помехи для связи пилотов с диспетчером, а также для навигационных систем самолёта. Один телефон вряд ли создаст проблемы, но ситуация может измениться, если каждый пассажир будет пользоваться своим устройством. Именно такое мнение распространено среди пассажиров.
В действительности же самолёты и телефоны работают на разных частотах, но авиакомпании предпочитают перестраховаться и не развеивают этот миф. Звонки, смс и любая передача данных остаётся под запретом у ряда компаний.
Нарушение комфорта
Главная цель любой авиакомпании — комфорт каждого пассажира. Во время длительного перелёта постоянно разговаривающий по телефону сосед может доставить дискомфорт. Немалая часть людей и вовсе боится летать, а любой подозрительный звук, в том числе и от мобильных устройств, может посеять панику на борту. Во время многочасового нахождения в замкнутом пространстве это может стать проблемой.
Рассеивание внимания
Справка. Зачем при взлёте и посадке в салоне отключают свет? Делается это для того, чтобы экипаж и пассажиры привыкли к темноте и при необходимости лучше ориентировались в салоне.
Стоимость звонков и интернета
В настоящее время многие авиакомпании заключают договорённости с мобильными операторами для предоставления услуг связи на борту, но в роуминге тарифы резко возрастают. Подобная ситуация чревата непреднамеренными расходами для пассажиров. В салонах бизнес-класса предоставляется услуга wi-fi, но цена также остаётся завышенной.
Опасность при торможении
При взлёте и посадке рекомендуется убрать из рук и с откидных столиков любые предметы, в том числе и мобильные устройства. Т. к. в случае резкого торможения на скорости 150 км/ч данные вещи могут нанести вред физическому здоровью других пассажиров.
Дополнительная выгода для авиакомпаний
Бытует мнение, что запрет на использование смартфона носит и финансовый характер. Во время перелёта сотрудники авиакомпаний предлагают платные услуги связи и доступа в интернет. В некоторых ситуациях выход в интернет нельзя отложить до прилёта, поэтому услуги пользуются спросом. Сторонники данной теории считают, что авиакомпании в корыстных целях запрещают использование личных мобильных устройств.
Какими приборами можно пользоваться
Официального запрета на использование сотовых телефонов во время полёта не существует. Пассажирам доступны все функции мобильного устройства в самолёте, однако многие российские перевозчики по-прежнему запрещают пользоваться смартфонами в полётах. Спорить с бортпроводниками нежелательно, так как это может привести к снятию с рейса. Во избежание проблем необходимо прислушиваться к экипажу и соблюдать внутренние правила авиакомпании.
Зачем выключать телефон в самолете
«Новый стильный телефон, нужен нам повсюду он.
Нужен всем он, как вода: позвонить туда-сюда.
Поболтать о том, о сем, или так, побыть вдвоем».
Мобильник в наши дни – первая необходимость. Без него мы не выходим из дома, не совершаем поездки, не садимся в поезд, самолет. «Просьба отключить сотовые телефоны и не включать до полной посадки самолета» – такие слова слышит каждый путешественник, сидя в мягком кресле лайнера и готовясь взлететь.
Но почему в самолете нельзя пользоваться телефоном? Это угрожает благополучию полета? Или причина в другом? Давайте, разбираться.
Говорит экспертиза
Авиалайнер отличается сложностью и точностью работы электронных систем. Десятилетия считалось, что работающие мобильники создают сигналы-помехи, негативно влияющие на работу автопилота. Портят показания аэронавигационного оборудования и мешают наземным службам следить за рейсом и устанавливать связь на самолетах.
Федеральное управление авиации поручило провести исследование возможного вреда от работы телефонов комиссии по радиотехническим и авиационным средствам (RTCA). Семь лет специалисты центра изучали проблему. В проверке задействовали сотни тысяч авиарейсов.
Лабораторные исследования. Вся электроника создает радиочастотное излучение. Для определения силы радиоволн сотового телефона, исследователи воспользовались специальным спектральным анализатором и изолированным латунным проволочным контейнером (клетка Фарадея).
Внутрь клетки экспериментаторы поместили вещи, которые путешественники берут с собой на борт самолета: МР3 плеер, игровую приставку и проигрыватель CD дисков. Их радиоизлучение оказалось минимальным. Но когда в клетку поместили сотовый – анализатор диагностировал сильнейший скачок. Мобильник действительно является причиной сбоев в работе систем лайнера?
Это был первый, предварительный анализ. При поддержке аэрокосмического авиаинженера Д.Гутау специалисты сымитировали точную модель радиосвязи наземных служб аэропорта с лайнером. Вооружившись сотовым генератором, исследователи попытались нарушить связь и создать опасные помехи.
Радиогенератор создает радиоволны различной силы. Благодаря прибору, можно выяснить, на какой частоте работает и какой силой должен обладать радиосигнал, чтобы нарушить работу систем самолета.
Вначале испытания проходили на частотности GSM 1800 (распространенная частота работы сотового телефона). Но прибор не уловил ни малейших искажений. Все оборудование воздушного судна функционировало благополучно. Но, когда мобильник перенастроили на частотную волну 800-900 МГц, анализатор показал значительное отклонение в работе навигационного анализатора воздушного судна.
Вывод экспертов прозвучал так: мобильный телефон (и иные приборы), работающие в частоте 800-900МГц, создают помехи в работе авиаоборудования и влияют на функционирование систем ориентирования самолета.
Таким стал предварительный результат. Наступила пора проверить данные лабораторных испытаний в полевых условиях, на практике.
Испытания в самолете. Изыскатели переместились на взлетную площадку, где привели в действие анализатор в работающем лайнере. 12 часов они «бомбардировали» воздух радиочастотными сигналами (использовали и современные смартфоны, и старенькие модели стандарта PCS).
Большинство из них поддерживало частотность 800-900 МГц. Но никаких помех, нарушений в функционировании оборудования лайнера выявлено не было. Ни один мобильник не помешал работе авиасистем.
Провода, идущие по салону, экранированы (защищены от посторонних воздействий). Поэтому никакой сигнал мобильного и иного устройства не в силах нарушить систему работы самолета.
Значит, разговаривать по телефону во время воздушного путешествия неопасно? Но почему, даже после подтвержденных, официальных испытаний, стюардессы настойчиво рекомендуют выключать электронные устройства во время полета?
Почему запрещено пользоваться мобильником?
На самом деле использовать сотовый можно. Но не во всех самолетах. Некоторые авиакомпании разрешают, иные просят отключать телефон при полете. Чем аргументировать такой запрет?
«Проще запретить»
Зачем выключать телефон? Владельцы авиакомпаний осторожничают. Ведь сегодня каждый день выходят в свет новые модели гаджетов, изменяются протоколы и стандарты. Да и авиационное оборудование на месте не стоит.
Существует теоретическая возможность того, что современный мобильник сможет негативно отозваться в работе навигационных систем, создать опасные помехи и спровоцировать крушение лайнера.
Постоянное проведение новых исследований экономически невыгодно. Проще запретить, чем взять на себя моральную ответственность за возможную катастрофу, происшедшую по вине работающего мобильника.
Помимо этого, авиакомпании опасаются, что пассажиры узнают в процессе полета о каких-либо негативных происшествиях на земле (аварии с самолетами, теракты, личные трагедии). Такие новости способны вызвать стресс. А человек, находящийся под воздействием разрушающих психику факторов, становится опасным для окружающих.
Комфорт для всех
Хочется усесться в мягкое комфортное кресло лайнера и забыть о проблемах, любоваться волшебными видами облаков за иллюминатором. Отведать вкусный обед, принесенный красавицей-стюардессой и расслабиться. Но рядом усаживается неугомонный сосед, все время болтающий по телефону. Или возбужденная мадам, громко обсуждающая новости с подругой.
Авиакомпании не заинтересованы в жалобах пассажирах и их требованиях по обеспечению тишины в полете. И вряд ли желают лишних конфликтных ситуаций на борту во время перелета.
Можно разделить салоны на любителей поболтать по телефону и на желающих лететь в тишине, где нельзя включать телефон (как в кафе с существующими зонами для курящих). Организовать такое разделение нетрудно, но зачем нужны лишние хлопоты ради 2-3 часов полета? Проще и дешевле запретить телефонные разговоры.
Разговоры отвлекают
Самые опасные моменты при полете – взлет и посадка. Да и в небе происходит всякое. В критические моменты самое важное для безопасности пассажира – соблюдать требования стюардесс. В опасных ситуациях главное – отлаженные, организованные и совместные действия пассажиров и членов экипажа.
Представьте ситуацию, когда на борту происходит нестандартная ситуация. Пилот требует внимание всех пассажиров. А добрая половина из них болтает по телефону или играет в онлайн-игру. Чтобы отключить телефоны, выйти из сети, потребуется 1-2 минуты. А в критических ситуациях важны секунды.
Порой секунды спасают жизнь. Специфика расположения кресел в воздушном лайнере такова, что всего один замешкавшийся на пару секунд пассажир вызывает коллапс всего ряда, блокируя им передвижение.
А при попадании в воздушную яму, турбулентности либо аварийной посадки оброненные планшеты, мобильники становятся травмоопасными предметами.
Вы обращали внимание, что при взлете и посадке в салоне аэробуса отключают свет? Это делается не для того, чтобы пассажиры полюбовались сиянием огней за иллюминатором. В салоне приглушают освещение, чтобы члены экипажа и пассажиры привыкли к темноте и в случае нестандартной ситуации лучше ориентировались в салоне.
А путешественник, втулившись глазами в яркий экран, в опасной ситуации, где нужно беспрепятственно двигаться по салону, превратится в «слепого крота» и создаст помехи другим людям.
Экономический фактор
Но при необходимости в срочном порядке связаться с землей, поговорить с родными, звонить по телефону вам разрешат. Правда, не по своему мобильнику, а предложив воспользоваться собственной платной мобильной связью. Авиакомпании желают дополнительно заработать, получив прибыль от недешевых звонков?
Сторонники такой теории уверены, что авиакомпании исключительно в корыстных целях запрещают звонки по личным мобильникам. Теряется дополнительная прибыль! Такое мнение не лишено оснований. Ведь любая компания, организация заинтересована в получении дивидентов, устанавливая в салонах точки доступа.
Все в бизнесе ищут источники дополнительного дохода. Так почему не воспользоваться такой возможностью?
Так что будет, если в салоне совершить звонок? Оштрафуют, отберут мобильник, высадят с рейса? Как на самом деле относятся различные авиакомпании к пользованию телефоном на борту своих рейсов?
Правила в самолетах разных стран
В 2013 году агентство, отвечающее за безопасность перелетов в Америке и Европе, формально разрешило пользоваться в самолетах мобильными телефонами. Мобильники получили амнистию. Но решающее слово осталось за руководством авиакомпаний. Они вправе диктовать правила.
Большинство авиакомпаний предпочло «золотую середину», ограниченно позволив использовать телефоны. Пассажирам нельзя пользоваться мобильниками лишь на взлете и при посадке. Во время рейса звонить разрешается, но при переводе сотового в режим «в полете».
Такой режим автоматически отключает беспроводные модули при посадке/взлете, а в полете включает режим Wi-fi и разрешает владельцу использовать весь функционал гаджета.
Европа. Авиакомпании европейских авиалиний с 2014 разрешают использовать цифровые устройства (планшеты, телефоны, фотоаппараты) на протяжении всего полета при любом режиме. Но австрийские авиалинии решили перестраховаться и оставили запрет на звонки по мобильнику во время всего полета.
Пассажирам разрешили только пользоваться планшетными устройствами и ноутбуками (кроме взлета/посадки). Как объяснили запрет представители австрийских авиакомпаний, телефонный сервис имеет смысл на дальних расстояниях. А 2-3 часа полета без звонков выдержит даже вечно спешащий бизнесмен.
К ним присоединились и балтийские авиалинии. Компания Airbaltic полностью запрещает своим путешественникам использовать мобильные телефоны. На планшетники и КПК запрет распространяется при посадке и взлете.
Первым европейским перевозчиком, разрешившим мобильную связь на борту лайнера, стали представители арабской авиакомпании Emirates. Арабские самолеты оборудованы специальным устройством, полностью исключающим влияние посторонних сигналов на навигационные системы. Салоны оборудованы миниатюрной станцией («Пико-Сота»), обеспечивающую спутниковую связь с наземными мобильными операторами.
США. Основное свидетельство, где прописан регламент использования путешественниками в полете электронными устройствами: документ-циркуляр 92.21-1А, выпущенный осенью 2000. Этим указаниям подчиняется большинство американских авиаперевозчиков. Они звучат так:
По время перелета в лайнерах разрешено оставлять включенными следующие устройства:
Приборы, которыми разрешено пользоваться до момента взлета и по приземлению:
Во время перелета на заданной высоте (крейсерский полет) можно использовать:
Россия. В Росси подобных нормативных актов не существует. И запрет на использование мобильных телефоне в нашей стране остается в силе (но бортпроводники не относятся строго к этому правилу и не всегда принуждают соблюдать его).
Руководитель аналитической компании «Безопасность полетов в небе» Валерий Шелковников объясняет запрет на использование мобильников тем, что в России не проводились исследований по этому вопросу, в отличие от западных партнеров. Поэтому запрет остается в силе и в самолетах надо выключать мобильные телефоны.
Требования, касаемые правил использования сотовой связью на борту рейсов, разнятся. Точно пробить почву, чтобы подготовиться к полету, помогут сайты авиакомпаний. И не забудьте, сидя в комфортном кресле салона лайнера, внимательно слушать бортпроводницу. Перед полетом она даст все нужные указания и расскажет правила поведения пассажира на борту рейса и укажет, можно ли пользоваться телефоном.