нужно ли отвечать на незнакомые номера телефонов
Какие опасности могут подстерегать, когда отвечаешь на незнакомый номер телефона
Какие опасности могут подстерегать, когда отвечаешь или перезваниваешь на незнакомый номер.
Мы живем в мире технического прогресса, почти у каждого человека на Земле есть минимум один современный гаджет. Сегодня трудно представить, как раньше люди жили общались без помощи цифровых технологий, в первую очередь, без мобильных устройств. Это быстро, удобно и относительно недорого.
Люди постиндустриальной эпохи ежедневно получает великое множество звонков на свой мобильный телефон. Причем не только со знакомых номеров. Стоит ли перезванивать по ним, если вы не успели или не захотели вовремя взять трубку? кто может беспокоить вас с неизвестного номера?
Например, подключение номера с платными входящими звонками. Это способ используют не только представители бизнеса, которые оказывают различные услуги, но и злоумышленники. Принцип действия до безобразия прост — при звонке или отправке сообщения на платный номер действует повышенный тариф. Владелец номера получает процент от стоимости такого звонка.
Помимо этого злоумышленники могут по телефону узнать конфиденциальную информацию — личные данные или данные банковской карты, а затем использовать ее в своих корыстных целях.
Будьте бдительны, и соблюдайте несколько нехитрых правил:
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Незнакомые номера: почему не стоит на них отвечать?
Вас беспокоят звонки с незнакомых номеров днем и ночью 24 часа 7 дней в неделю? Каждый с этим сталкивался, каждый знает, что это за напасть. Вот и я часто сталкиваюсь с такой проблемой и в последний раз история была связана с рекрутером одной уважаемой компании. Казалось бы всё было по-человечески в начале: вижу заявку-отвечаю сопроводительным письмом-жду. И вот на этом пункте как-то всё затянулось. За это время периодически получаю звонки с разных (!) неизвестных номеров. После выяснения обстоятельств, была потеряна лояльность к компании и пропало желание там работать. Фактор был чисто профессиональный. Ведь адекватный HRщик обязательно отправит ответ, если не дозвонился и\или попросит позвонить по определенному номеру. А вообще, хороший рекрутер заранее укажет когда и как с вами свяжется. И номер свой вам отправит. Заранее.
Тремя месяцами ранее моя подруга стала жертвой телефонного вымогателя. Названивал один тип и оперируя тем, что знает кто она, где работает и где живет, вымогал деньги и угрожал расправой. В таких случаях лучше обращаться в полицию и рассказать всё родным и знакомым, чтобы хоть как-то обезопасить свою жизнь, а не надеяться что само пройдет. Ну и не возвращаться в одиночку с работы. А вообще, лучше не брать трубку, тем самым не обнадеживая телефонного афериста на любую прибыль. Такие люди обычно горазды только на словестные оскорбления, но кто их знает, они могут ведь и начать действовать.
Так почему же я не беру трубку когда вижу незнакомый номер? Потому что это бывает:
1. Рискованно или даже опасно. Никогда не знаешь что тебя ждет. Мошенник, продажник или и то, и другое в одном флаконе. За время разговора можно потерять весь свой баланс или ввязаться в сомнительную аферу.
2. Неоправданно. Иногда могут позвонить старые знакомые с новых номеров, которые периодически достают просьбами и спрашивают советы по любому поводу. Надоедливые типы.
3. Бессмыссленно. Звонят и люди из прошлого, которые пытаются снова установить потерянную связь(бывшие любимые, бывшие друзья), которая возникла после серьезной ссоры и других обстоятельств.
4. Затратно. Теряется ваше драгоценнейшее время. ВРЕМЯ вашей жизни.
5. Неспокойно. Истощаются и эмоциональные ресурсы организма. Вы жутко нервничаете, когда вам названивают в неподходящий момент: на совещании, на отдыхе, в нерабочее время. Всегда некстати.
1. Пробить номер в интернете или добавить в контакты ватсап, чтобы увидеть фото и другую информацию. Также проверит чтобы ваш номер и личные контакты не «светились» в интернете, тк вы можете стать добычей сетевиков или аферистов.
2. Не брать трубку. И\или спросить кто это. Если вы действительно нужны, вам напишут смс о том кто это и зачем звонит.
3. Сбрасывать. Абонент поймет что звонить ему не стоит и в итоге решит сдаться.
4. Заблокировать. В крайнем случае можно сделать и так. Долговременный и надежный как скала способ.
5. Всё таки поднять трубку и разочароваться 🙂
Все ваши родные и нужные люди уже в контактах. Люди, которым вы нужны могут связаться с вами любыми способами, по почте, по мессенджерам. Ведь в наш век гораздо продуктивнее и удобнее общаться так. Берегите себя и знакомых от мошенников и не тратьте впустую своё время, жизнь-то одна.
Перезванивать на неизвестный номер телефона небезопасно, потому что можно нарваться на мошенников
Почему нельзя перезванивать на неизвестный вам номер телефона.
Наверняка у каждого было такое: вы смотрите на свой телефон и замечаете пропущенный звонок с номера, которого нет в ваших контактах. Ваша первая мысль – может быть, перезвонить и узнать, кто это был? Но это последнее, что вы должны сделать.
Вы могли бы предположить, что перезвонить безопасно, потому что номер пропущенного звонка имеет код вашего города или относится к известной вам мобильной сети. Это ваш работодатель? Учитель вашего ребенка? Сосед? К сожалению, ответ, вероятно, не тот, который вы ожидаете, говорит Артем Янковский, основатель компании «Кибербезопасность» и автор книги «Как защитить себя от мошенников в мире похитителей личных данных».
Мошенники «умеют подделывать (подменять) телефонные номера для обмана вызываемого абонента», рассказывает он. То, что код на номере телефона совпадает с кодом города, в котором вы живете, еще ничего не означает. Злоумышленники нарочно подменяют номера на знакомые вам коды или телефонные номера, чтобы завоевать ваше доверие.
Возможно, вы проигнорируете номер с кодом 800, но номер, с которого звонят из вашего родного города, скорее всего, будет для вас означать, что вам звонил кто-то, кого вы знаете. «Людям интересно, и мошенники на это рассчитывают, – поясняет Артем. – Это концепция, которая основана на психологии. Ведь все мы боимся, что могли пропустить важный звонок».
По крайней мере, отвечая на телефонные звонки с незнакомых номеров или перезванивая, вы становитесь уязвимыми перед возможными мошенниками, предупреждает Елена Власова, генеральный директор и президент компании «Безопасность IT-систем 77».
«Если вы перезваниваете на незнакомый номер, вы рискуете, – утверждает она. – Ведь в случае если вам звонили мошенники, своим обратным звонком вы показываете, что заинтересовались неотвеченным вызовом и, возможно, боитесь пропустить какую-то важную информацию. В этом случае вы психологически уязвимы для преступников».
«Например, в последнее время очень распространено банковское мошенничество. Вы наверняка слышали о случаях, когда людям звонили под видом службы безопасности банка, сообщая им о том, что данные их банковской карты были скомпрометированы и якобы кто-то пытается вывести с их банковского счета деньги. Далее аферисты выведывают у клиентов банков персональные данные, номер карты, срок действия и другие сведения. Затем на телефон жертвы приходит код, который он сообщает злоумышленникам.
На деле код оказывается доступом в онлайн-кабинет банковского счета. Дальше вы знаете. Вот так под видом общения со службой безопасности какого-нибудь банка люди остаются без денег. Нередко люди сами перезванивали мошенникам, увидев на своем телефоне неотвеченный вызов», – говорит Артем Янковский.
Кстати, банковские мошенники нередко также используют технологии, позволяющие делать подмену входящих номеров. Например, в последний год в России активизировались преступники, которые каким-то образом меняют входящий номер на короткий номер Сбербанка или на сбербанковский номер в коде 800. Естественно, люди, видя на своем телефоне входящий с номера Сбербанка, начинают верить, что им на самом деле звонят из службы безопасности.
В том числе вы должны помнить, что, перезванивая на незнакомый номер (особенно если код города или код сотовой связи вам незнаком), вы можете перезвонить на платный номер, где минута разговора может обойтись вам в круглую сумму. Есть такие номера, где за одну минуту вы можете заплатить более 200 рублей.
Наилучший совет, чтобы максимально защитить себя от телефонных мошенников, – это игнорировать неизвестные номера. В этом случае забудьте о пропущенном незнакомом номере, советует Елена Власова. «Любая важная новость останется в вашей голосовой почте», – говорит она. Или в крайнем случае вы получите смс-сообщение от абонента, который действительно хотел с вами связаться и сообщить что-то важное. Хотя и здесь нужно быть начеку. Ведь мошенники могут ввести вас в заблуждение и через смс-сообщение. В том числе они могут оставить голосовое сообщение в вашей голосовой мобильной почте или на домашнем автоответчике.
Если вас просят связаться со службой безопасности банка, не перезванивайте на телефон, который указан в сообщении. Найдите в Сети официальный единый телефонный номер банка и, позвонив на него, выясните, действительно ли с вами хотел связаться их представитель.
«Никогда не доверяйте – всегда проверяйте», – настаивает эксперт Артем Янковский. И помните, что служба безопасности банка никогда не звонит клиентам. Даже когда ваша карта действительно скомпрометирована.
Никогда не говори «да»
Как нельзя отвечать на незнакомые номера.
Пользователи социальных сетей жалуются на шквал звонков с незнакомых номеров. На том конце провода не называются службой безопасности банка и не просят назвать CVC-код от пластиковой карты или пароль от онлайн-банка. А только задают странные вопросы. Например, «Это Наталья Александровна Иванова?» или «Вас беспокоят из социологического фонда. Скажите, вы пользуетесь интернетом?».
У граждан складывается впечатление, что звонящие — мошенники, заинтересованные только в одном: чтобы им ответили словом «да». Зачем им это нужно?
Одного «да» мало
Дело в том, что с 1 июля прошлого года российские банки могут оказывать услуги без личного присутствия клиента. По данным Центрального банка РФ, биометрию сейчас можно сдать в 140 банках (в общей сложности — 5 тысяч отделений). Как говорится в исследовании консалтинговой компании KPMG «Banking Fraud Survey», 67% финансовых организаций по всему миру инвестируют деньги в развитие биометрии.
Чтобы удаленно пользоваться услугами банка, гражданин в своем финансовом учреждении должен подключить возможность аутентификации по голосу и передать биометрическую информацию (произнести несколько фраз). Это нужно для процедуры подтверждения личности.
«Злоумышленники могут перепродать собранную таким образом базу цифровых слепков голоса жертв, — говорит директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity Softline Company Александр Дворянский. — Мошенники, помимо простого „да“, как правило, пытаются добиться, чтобы жертва также произнесла фразу „я подтверждаю“. Или даже кодовое слово. При наличии записи одной фразы система защиты банка может не поверить одному только телефонному „да“, вырванному из контекста. А вот если у злоумышленника будет слепок голоса жертвы, состоящий из нескольких ключевых фраз, — „да“, „я подтверждаю“ и т. п. — это может дать ему дополнительные возможности добиться своего. Оформить кредит злоумышленники вряд ли смогут, но вот подтвердить перевод денежных средств у них может получиться».
В кол-центрах банков действительно есть системы, которые определяют людей по голосу. Помимо этого, клиентов узнают по кодовому слову, уникальному идентификатору SIM-карты и даже по лицу, рассказывает директор Департамента информационной безопасности компании Oberon Андрей Головин.
«Не стоит забывать, что разговор с оператором всегда вариативен, а мошеннику сложно предугадать, какие вопросы ему зададут. Оператор заметит, что речь и интонация записанных фраз неестественны. Также через контакт-центр деньги не могут быть переведены с вашего счета на какую угодно карту — только на те, которые вы сами добавили в личном кабинете. Поэтому, отвечая на вопрос о том, смогут ли мошенники с помощью данных записей снять деньги с вашего счета, уверенно скажу: нет», — успокаивает эксперт.
Тем не менее, по его словам, «развести на деньги» с подобными записями мошенники могут. Вот так:
— под видом соцопроса заставить произнести слова «да», «нет», «возможно»;
— затем смонтировать аудиозапись, на которой вы как будто соглашаетесь на какие-либо сомнительные услуги или покупки;
— шантажировать, угрожая распространить эту «запись» среди ваших друзей, например, в социальных сетях.
Как себя обезопасить?
Также можно записать реальный номер своего банка в адресную книгу на телефоне, так будет видно, когда звонят из финансового учреждения.
Если вы не планируете пользоваться услугами банка удаленно при помощи биометрии, от подключения такой возможности следует отказаться. «Напомню, что обязать гражданина „сдать биометрию“ (отпечатки пальцев, образец голоса, сетчатки глаза или рисунка вен) ни одна финансовая организация не может. Это будет прямым нарушением Федерального закона „О персональных данных“», — объясняет Головин.
«И самое главное — если диалог с мошенником все-таки состоялся или есть подозрение, что собеседник действует незаконно, незамедлительно обращайтесь в свой банк и опишите эту ситуацию», — резюмирует Дворянский.
Что ни в коем случае нельзя говорить вслух, если на телефон звонят с неизвестного номера?
Просто произнеся одну обычную фразу в телефонном разговоре с незнакомым человеком, можно нажить себе серьезные неприятности.
Как Вы реагируете, когда Вам звонят с неизвестного номера и просят уделить одну минуту внимания? Кто-то молча кладет трубку (или вовсе не отвечает на незнакомые номера), а кто-то, желает поскорее закончить разговор, но считает, что просто нажать на отбой будет чересчур грубо, и отвечает односложными фразами, давая понять собеседнику, что в развитии диалога с ним не заинтересован. Но и этого порой бывает достаточно для звонящего.
На какие вопросы с незнакомого номера не стоит отвечать?
Когда нам звонят из нашего (или не нашего) банка, фирмы по предоставлению каких-либо услуг или продаже товаров (как правило – бесполезных), начинается разговор примерно одинаково:
Здравствуйте (иногда называют по имени и отчеству), я представляю такую-то организацию. Вам удобно разговаривать? Вы могли бы/согласны уделить минуту времени на очень важную информацию?
Иногда, когда основное наше внимание занято чем-то другим, мы можем машинально ответить – да/согласен. И именно этот ответ может доставить нам неприятности, если от имени банка звонят злоумышленники.
Иногда разговор ведется более хитро, и звонящий под предлогом экономии Вашего времени в быстром темпе задает целый ряд коротких вопросов, на которые можно дать односложный, и, как правило, один и тот же ответ. В итоге цепочка ответов приводит к тому, что абонент дает положительный ответ на нужный аферисту вопрос.
В качестве примера:
-«Вам надоели звонки с предложением услышать ценную информацию?»
-«Да»
-«Вас часто беспокоят ими?»
-«Да»
-«Вы бы хотели, чтобы Вам больше никто и никогда не звонил с такими предложениями?»
-«Да»
-«Вы подтверждаете свое согласие на подключение платных услуг?»
Все происходит очень быстро, звонок занимает не более одной минуты, и человек, желая поскорее закончить разговор прощанием, занятый при этом другими делами и мыслями, с достаточной для злоумышленника долей вероятности ответит на простой вопрос так же – «Да». В этот момент он выразит свое согласие с какими-либо условиями.
Далее, все зависит только от жадности злоумышленника и того, на что было дано согласие: в лучшем случае наивный гражданин согласится получать огромное количество спама, в худшем – будет наказан рублем и с его счета начнут с некоторой периодичностью списываться средства за платную подписку (либо единоразовое крупное списание за покупку какого-нибудь ненужного программного обеспечения или контента).
И как нас излишне пугают?
Некоторые считают, что получив запись телефонного разговора и утвердительный ответ, произнесенный Вашим голосом, преступники смогут использовать его для обмана системы биометрии, которая активно внедряется банками.
Однако при телефонном разговоре звук искажается, а нижние и верхние частоты попросту обрезаются. Для человеческого уха это будет Ваш голос, для высокоточной аппаратуры – нет. Для того чтобы полученную запись можно было бы использовать, потребуется ее очень сложная обработка, которая попросту не под силу большинству преступников. Да и зачем, если старые, гораздо более простые способы, до сих пор действуют?
Вывод из всего вышесказанного очевиден – в разговоре не стоит давать ответ, если Вы не поняли вопроса. Тем более, если беседуете с незнакомцем – здесь теоретически может возникнуть не простое недопонимание, а вполне реальный риск потерять деньги.