может ли мама забрать телефон у ребенка
Права родителей распоряжаться заработками подростка
Имеют ли родители право забирать телефон, который ребенок (16 лет) купил на заработанные им деньги? Имеют ли родители право получать посылки за него, не отдавая их?
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (ст. 26, п. 2 ст. 28 Гражданского кодекса РФ).
Согласно сложившейся практике при определении сделки как мелкой бытовой в качестве важных критериев выступают цели ее заключения и сумма сделки, в частности, направленность сделки на удовлетворение личных бытовых потребностей, соответствие характера сделки физическому, духовному или социальному развитию лица, а также сравнительно невысокая стоимость предмета сделки.
За правом несовершеннолетнего в возрасте 16 лет распоряжаться своими доходами следует и право пользоваться приобретенной вещью (т.е. возможность извлекать из нее полезные свойства в процессе личного или производственного потребления вещи). При этом такому праву несовершеннолетнего корреспондирует обязанность родителей соблюдать эти права несовершеннолетнего.
Родители не имеют права собственности на имущество ребенка, а проживающие совместно дети и родители могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (п. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, забирать у несовершеннолетнего в возрасте 16 лет приобретенные на его доходы вещи (сделки по приобретению которых подпадают под вышеуказанный перечень) родители не вправе. Однако при наличии достаточных оснований несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может быть в судебном порядке по заявлению родителей ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком (п. 4 ст. 26, ст. 30 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 281 Гражданского процессуального кодекса РФ), за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.
Полностью дееспособным становится несовершеннолетний при вступлении его в брак до достижения 18 лет. Он также может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. При эмансипации родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда (ст. 27 Гражданского кодекса РФ).
Относительно получения родителями посылок несовершеннолетнего необходимо отметить, что вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. (п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234).
Таким образом, в случае предварительного оформления в почтовом отделении возможности получения посылки на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств, получить посылку можно и без паспорта.
Защищать права ребенка, если его интересы входят в противоречие с интересами родителей, обязаны органы опеки и попечительства, прокурор, суд, а также сам несовершеннолетний. Когда между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители не вправе представлять интересы своих детей. Ребенку решением органа опеки и попечительства назначается представитель (п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ).
Имеют ли право родители забирать телефон у ребёнка?
Законы и их толкование
Итак, могут ли родители забрать телефон у ребенка? Начнем с того, что несовершеннолетний ребёнок в возрасте от 14 до 18 лет имеет право самостоятельно, без какого-либо согласия родителей, распоряжаться своими доходами, стипендией или заработанными средствами, также подросток вправе совершать покупки, небольшие бытовые сделки или сделки, имеющие бескорыстный характер, не имеющие потребность в нотариальном удостоверении или государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с согласия последнего третьим лицом для определённой задачи или для свободного распоряжения (ст. 26, п. 2ст. 28 Гражданского кодекса РФ).
Несовершеннолетний в возрасте от 14 лет имеет право независимо от чьего-либо мнения пользоваться приобретённой вещью (то есть имеет возможность в процессе потребления вещи извлекать из неё полезные свойства и качества). Законом подразумевается выполнение родителем обязанности соблюдать эти права несовершеннолетних. Законные представители не имеют права собственности на имущество или личные вещи своего ребёнка. Проживающие совместно все члены семьи вправе пользоваться вещами друг друга только со взаимного согласия. (п. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, мы имеем факт, что родители не имеют права забирать какие-либо вещи у несовершеннолетнего (с 14 лет), которые он приобрёл на свои деньги. Но! При достаточном количестве и качестве приведённых оснований несовершеннолетний от 14 до 18 лет судебном порядке может быть лишён права распоряжаться самостоятельно своими доходами (п. 4 ст. 26, ст. 30 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 281 Гражданского процессуального кодекса РФ). Исключением является случай, если несовершеннолетний имеет полную дееспособность (например, женился и завел ребенка).
Могут ли родители забрать у ребенка телефон, если ему еще не исполнилось 14 лет? Если ребенок младше 14 лет, то родители вправе вводить ограничения на использование гаджетов, но отнимать их насильно или забирать совсем они не могут, так как жестокое обращение с детьми преследуется по закону. Дети, столкнувшись с агрессией или даже риском для жизни, вполне могут пожаловаться по телефону горячей линии: +7 (499) 252 83 63. В таком случае родителей ожидает разбирательство с представителями органов опеки.
Ответ юриста
У взрослых и детей не пересекается понятие о совместной собственности, как, например, у супругов. Родители имеют своё имущество, а дети – своё. Ребёнок, как и любой другой полноценный гражданин, имеет право собственности и может потребовать не нарушать его кем-либо. Если рассматривать вопрос со стороны всех формальностей, мама не имеет право брать телефон дочери без её разрешения.
Так можно ли родителям забирать телефон у ребенка? Что касается конкретно телефона, если рассматривать данный вопрос более подробно, то ВРЕМЕННОЕ ограничение ребёнка родителями в телефоне возможно. Например, из-за заботы о его здоровье.
Как избежать конфликта?
Во многих семьях родители считают нормой забирать телефон у ребёнка, но обычно такие действия сопровождаются ссорами, скандалами и недопониманием. Каждая сторона хочет отстоять свою правоту и не желает идти на компромисс. Такое поведение как родителей, так и детей, как правило, не приводит ни к чему хорошему, а только усугубляет ситуацию и ухудшает отношения между членами семьи. Что же нужно делать, чтобы избежать этого, и как найти выход из конфликта?
Ребенок разбил чужой телефон в школе. Кто должен платить?
Мой ребенок случайно разбил чужой телефон. Дети бегали на перемене, и он толкнул мальчика с Айфоном в руках. Родители говорят, что ремонт стоит 20 тысяч рублей, и требуют денег. У нас нет такой суммы. Я в декрете, а отец ребенка с нами не живет.
Кто должен возмещать ущерб, если сыну 10 лет и он ничего не зарабатывает? Какую ответственность вообще несут родители за ущерб, который причинили их дети?
Кира, родители несут ответственность за ущерб, который причинили их дети. Но не всегда нужно платить за разбитые телефоны и даже лбы. Чтобы с вас могли требовать деньги за ремонт телефона, должны совпасть конкретные условия по закону. А еще важно, где ребенок причинил ущерб, сколько ему лет и почему это произошло.
До 14 лет за ущерб всегда отвечают родители
Детей до 14 лет называют малолетними. До этого возраста за причиненный ими ущерб отвечают родители. Они должны делать так, чтобы ребенок не разбивал чужие телефоны, не царапал машины, не бил одноклассников и не брал чужое. Если родители не смогли воспитать ребенка так или не уследили за ним, то придется возмещать ущерб. При этом родителей просто могло не быть рядом, это благополучная семья, все воспитанные и живут в достатке. Но ребенок царапает чью-то машину, берет без спроса чужую вещь или дерется — и вот повод для платы за ущерб.
В этом возрасте неважно, есть ли у ребенка свое имущество. У него может быть доля в квартире и даже счет в банке. Но платить все равно должны родители — своими деньгами.
Причем ответственность могут возложить не только на того родителя, с кем живет ребенок. Если родители в разводе и ребенок живет с мамой, платить заставят и папу. После развода у папы не исчезает обязанность воспитывать ребенка и отвечать за него. Исключения — только в редких случаях, если отцу специально не давали общаться с ребенком и воспитывать его. Но это еще нужно доказать.
Если ребенок вырос, а ущерб еще не успели возместить полностью, то это все равно продолжат делать родители. Считается, что так они отвечают за свои действия. Это же они плохо воспитали ребенка. Так что будут платить, даже когда тот повзрослеет.
С 14 до 18 лет за последствия своих действий ребенок может заплатить сам
С 14 лет подростки уже отвечают за свои действия и сами должны возмещать ущерб, который причинили. Если ребенок в 15 лет разобьет чужой телефон, то он и должен платить за ремонт. Но если у ребенка нет своих доходов или имущества, возмещать ущерб будут родители — например, из своей зарплаты.
Как только ребенку исполнится 18 лет или у него появится свой доход, платить за нанесенный вред будет уже он. Это принципиальное отличие от ответственности за малолетних детей. После 14 лет ребенок уже как бы сам отвечает за ущерб, а родители просто помогают ему платить. Как только у него появится возможность, он начнет рассчитываться своими деньгами.
Если родители плохо смотрят за ребенком — придется платить
Родители несут ответственность за ущерб, только если ребенок причинил его из-за плохого воспитания или если за ним плохо смотрели. Например, родители вообще не уделяют внимания ребенку и даже поощряют его хулиганство или озорство. Но тут нет четких указаний, когда и что считать плохим воспитанием. Переходить дорогу в неположенном месте — это тоже плохое воспитание. Бить одноклассников, даже если они обижают, — тоже повод для возмещения ущерба.
Таких ситуаций может быть много. Например, если маленький ребенок остается дома один и кидает тяжелые предметы на крыши машин. За ремонт машин будут платить родители: они не сделали так, чтобы ребенок не вышел на балкон и не додумался хулиганить.
Но если ребенок случайно повредил игрушкой машину, которую припарковали на детской площадке, родителей будет сложно заставить платить. Потому что они смотрели за ребенком, а ставить машины на детских площадках нельзя. Окончательное решение за судом.
Если родители не виноваты — платить не надо
У ответственности за детей есть такая особенность: вина родителей подразумевается. То есть им нужно доказать, что они не виноваты: за ребенком смотрели, озорство не поощряли, уделяли ему внимание. Тогда платить родители ничего не будут. Доказательствами тут может быть что угодно, от показаний свидетелей до характеристики из школы и конкретных обстоятельств происшествия.
Когда за детей отвечает школа
Если дети в школе, детском саду, лагере или больнице, то за них отвечает эта организация. Но только если выяснится, что, например, учителя плохо смотрели за детьми, оставили их на перемене без надзора или не рассказывали родителям о проблемах с поведением.
Работники школы должны делать так, чтобы на переменах дети не бегали или чтобы никто не пострадал. Можно бегать во время организованной игры или разминки, под контролем. А можно беситься, пока учитель разговаривает по телефону или вообще вышел из класса по своим делам. С точки зрения ответственности это не одно и то же.
Чтобы не нести ответственности за детей, школе тоже нужно доказать, что она не виновата. Сделать это получается не всегда, но школа очень постарается.
Мне кажется, у вас именно такая ситуация:
Но это еще не значит, что все закончится в вашу пользу. В ситуации будут разбираться: важны все обстоятельства. Даже вы можете пока не знать, как все было на самом деле.
Как разбираются в ответственности за детей
Если ущерб кому-то причинили в школе и в период занятий, то обычно этапы такие.
Сначала разбирается классный руководитель. Он узнает, что произошло и как это случилось. Могут позвонить родителям, подключить администрацию. Иногда на этом все и заканчивается.
Потом собирают административный совет. Это уже как совещание — с родителями, учителями, воспитателями, директором, психологом, свидетелями ситуации. На таком совете могут опросить одноклассников: кто что видел, как было дело. Психолог может разговаривать с каждым ребенком и его родителями отдельно. Цель — выяснить, как и почему все произошло. В результате сложится общая картина: как именно разбился телефон, кто за кем бегал, где был учитель. И точно ли телефон разбился именно из-за столкновения детей.
Если не договорились, родители могут пойти в суд. Например, станет понятно, что дети остались без присмотра на перемене, а бегающий мальчик — известный хулиган. Тогда с родителей и школы можно будет взыскать деньги на ремонт телефона. Кто сколько заплатит, решит суд: суммы распределяют в зависимости от степени вины. Тут долевая ответственность — каждый платит свою часть: отдельно школа, отдельно родители.
В суде есть шанс доказать отсутствие вины. Иногда на административном совете становится понятно, что ребенок не виноват, а родители пострадавшей стороны все равно идут в суд и требуют денег. Не нужно этого бояться. Не факт, что вы должны платить или что платить должны именно вы.
Из моей практики — пригождается и помогает что угодно. Если есть за что зацепиться, используйте этот шанс. Но если выясните, что сын и правда виноват: учитель был рядом, ребенку делали замечания и к нему много претензий со стороны школы и других детей, — договаривайтесь с родителями без суда. Может быть, об оплате половины ремонта, о рассрочке или еще какой-то компенсации. Иногда хватает честного разговора и извинений.
Что говорят суды
Суды из-за ущерба, который причинили дети, не такая уж редкость. Проблемы бывают и в школе, и за ее пределами. Иногда доходит до инспекции по делам несовершеннолетних, полиции и травмпунктов. Но родителям часто приходится платить за детей. Вот несколько примеров из жизни.
Квадрокоптер и крыша Рено. Дети запустили квадрокоптер, а он залетел на крышу. Они стали бросать камни, чтобы его сбить, и повредили припаркованную рядом машину. Ее владелец выставил счет на 170 тысяч рублей. Родители не захотели платить добровольно, но суд заставил. Доказать, что не виноваты, они не смогли.
Хулиган и избитые учителя. Третьеклассник побил сразу трех учителей и девочку. Все пострадавшие обратились в суд за компенсацией. Суд выяснил, что маму хулигана много раз вызывали в школу, учителя писали докладные, психологи говорили ей о поведении сына, предлагали вместе разработать план по перевоспитанию. Но мама отказывалась. В итоге ее заставили платить всем пострадавшим: за лечение и моральный ущерб. Основная вина — на ней, а не на школе.
Такое же решение вынесли в другой школе. Там мальчик тоже хулиганил, школа с ним не справлялась, а родители не только не реагировали, а еще и хвалили сына за проделки. Когда он столкнул девочек лбами до сотрясения мозга, родителям пришлось заплатить каждой по 30 тысяч рублей.
Соцсети и драка. Один мальчик побил другого. Родители зафиксировали травмы и подали в суд: требовали деньги на лечение и компенсацию морального ущерба. Родители того, кто бил, подали встречный иск. Якобы пострадавший мальчик оскорблял их сына в соцсетях и из-за этого у ребенка нарушился сон и снизилась успеваемость — в общем, психологическая травма. Вот мальчик и решил отстаивать свою честь по-мужски — а в итоге стал ответчиком по иску на 55 тысяч рублей. Родителей обиженного мальчика заставили платить. А сам он ничего не получил: доказать моральный вред сложнее, чем физический.
Как бывает без судов
Однажды мне позвонили после уроков и срочно вызвали в школу. Якобы мой сын толкнул девочку на остановке, та упала и сильно разбила голову. Ее увезли на скорой, но все обошлось — правда, лоб пришлось зашивать. Сын и одноклассники говорили, что он ее не толкал — это она побежала за ним, хотела ударить его портфелем, но споткнулась и упала. Обычные детские игры, которые так печально закончились.
Собрали административный совет. Мама девочки сразу сказала, что теперь я всю жизнь буду платить ее ребенку деньги, потому что на лбу останется шрам и может испортиться зрение. С девочкой, моим сыном и другими детьми разговаривал психолог, специалисты по воспитательной работе. В итоге девочка призналась, что соврала. Мой сын ее не толкал. Она сказала так от испуга и обиды — обычная детская реакция.
Мама отказалась от претензий, но я все равно передала деньги через учителя. Потому что там многодетная семья и мама в декрете. Девочке в любом случае было нужно лечение, а мой сын хоть и косвенно, но участвовал в неприятной ситуации. Правда, это было мое желание, и деньги я дала только один раз. Платить всю жизнь меня бы не заставили. А для сына это был урок на всю жизнь.
Может быть, и вы разберетесь без суда.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?
Смартфоны на уроке — враги или помощники?
А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.
Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.
Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».
Юридическая сторона вопроса
Имущество
В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.
Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.
В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.
Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).
Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).
Хранение
Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).
В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).
Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.
Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).
В чём же подвох?
Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.
Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.
Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.
Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):
«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:
1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».
В помощь учителю
Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.
Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.
В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить. Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников. По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.
Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.
Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.