моно или стерео что лучше для телефона
Смартфон с отличным звуком: 5 интересных недорогих моделей со стереодинамиками
Хороший звук и стереодинамики в недорогих смартфонах встречаются очень редко, но мы смогли подобрать несколько интересных аппаратов ценой до 15 тысяч рублей
Стереодинамики – крайне редкие гости в смартфонах. Особенно в недорогих. Если ваш бюджет на покупку устройства приближается к 20 тысячам рублей и переваливает за них, то к вашим услугами и Poco X3 NFC, и Samsung Galaxy A52, и realme 7 Pro, и многие другие аппараты. А вот в моделях ценой до 10 и до 15 тысяч такую опцию найти трудно.
Почему? Видимо, по маркетинговым причинам – эту музыкальную фишку, реализовать которую разработчикам смартфона не очень сложно и не шибко дорого, специально приберегают для более дорогих решений. Но – не все: некоторые производители знают о существовании экономных любителей напористого звука и все же выпускают недорогие смартфоны со стереодинамиками.
В этой статье мы собрали пять таких моделей. Все они стоят дешевле 15 тысяч рублей.
Tecno Pouvoir 4
Чем хорош этот смартфон кроме стереодинамиков
Аппарат выполнен в крайне редком форм-факторе – у него аж 7-дюймовый экран (пусть и невысокого разрешения – HD). В связке со стереодинамиками такой дисплей дает весьма приличный опыт при просмотре видео. Еще Tecno Pouvoir 4 следует похвалить за аккумулятор емкостью 6000 мАч – это даже по нынешним меркам заметно больше среднего.
С чем придется смириться
Недостатки у Tecno Pouvoir 4 тоже есть – и некоторые из них довольно странные. Например, здесь всего лишь четырехъядерный процессор (MediaTek Helio A22). Так что смартфон нельзя назватьбыстрым. Быстрая зарядка не поддерживается – возможен только стандартный 10-ваттный режим. Так что лучше оставлять устройство у розетки на ночь. Наконец, «не завезли» поддержку NFC, а роль интерфейсного разъема исполняет устаревший MicroUSB. Плюс набор камер сомнителен: 12-мегапиксельный модуль дополнен парой «затычек» на 2 мегапикселя плюс совершенно бесполезный модулем на 0,1. Фактически мы получаем только одну полезную камеру.
Oppo A52
Чем хорош этот смартфон кроме стереодинамиков
В плюсы аппарата стоит записать экран с разрешением Full HD – за такие деньги нам чаще всего пытаются впарить модели с HD. Аппаратная платформа Qualcomm Snapdragon 665 уже не нова, однако вполне себе актуальна, и ее тоже стоит указать в преимуществах. Как и батарею на 5000 мАч с 18-ваттной быстрой зарядкой. И да, еще в A52 есть NFC-чип для бесконтактных платежей.
С чем придется смириться
Четверная задняя камера звезд с неба не хватает, но а) конфигурация все же адекватная цене и б) здесь хотя бы есть «ширик» (отсутствующий у того же Tecno Pouvoir 4). В общем, к камерам у нас скорее придирки, чем реальные обвинения. Однако, надо признать, у некоторых конкурентов с камерами все круче (см. ниже).
Oppo A53
Чем хорош этот смартфон кроме стереодинамиков
A53 является одним из самых доступных смартфонов с 90-герцевым экраном – и эта фишка является его жирным плюсом. Чипсет Qualcomm Snapdragon 460 тоже вроде как плюс, хотя в предыдущей модели (Oppo A52) применено чуть более мощное решение. При этом A53 располагает аккумулятором емкостью 5000 мАч, чипом NFC, системой подзарядки батареи мощностью 18 Вт и портом USB Type-C.
С чем придется смириться
Несколько удивляет, что Oppo A53 деградировал в сравнении с A52. Скажем, разрешение экрана снизилось с Full HD до HD, чипсет стал чуть слабее. С камерами – и вовсе беда: «ширик» исчез, и основной модуль дополняют малополезные 2-мегапиксельные «затычки» для макро и боке.
Poco M3
Чем хорош этот смартфон кроме стереодинамиков
Преимуществ здесь вагон: от Full HD-экрана до аккумулятора на 6000 мАч, от приличного чипсета Snapdragon 662 до 18-ваттной быстрой зарядки, от основной камеры на 48 мегапикселей до очень крутого дизайна. Крут он прежде всего тем, что Poco M3 не похож ни на какой другой аппарат. То есть модель получилась весьма самобытной, что в наше время обезьянничества друг у друга является большой редкостью.
C чем придется смириться
С отсутствием NFC-чипа – раз. С малополезными дополнительными камерами – два. В Poco M3, как и в Oppo A53, отсутствует широкоугольный модуль, зато есть датчики для боке и макро, без которых, положа руку на сердце, можно совершенно спокойно обойтись. Лучше бы таки «ширик» поставили.
Redmi 9T
Чем хорош этот смартфон кроме стереодинамиков
Фактически это тот же Poco M3, но. с исправленными недостатками! В задней системе камер добавился широкоугольный модуль, плюс Redmi 9T поддерживает NFC. В остальном все так же: Full HD-экран, 48-мегапиксельная камера, 6000 мАч с зарядкой в 18-ваттном режиме, Snapdragon 662 «под капотом».
C чем придется смириться
Ругать Redmi 9T очень сложно. И все же: нам кажется, что он выглядит достаточно банально. Не, сам по себе аппарат неплох и даже симпатичен, но Poco M3 имеет более крутую внешность. Обидно, черт подери!
Моно и стерео — что это такое и отличия
Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.
Определение понятий
Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.
Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.
Сравнение
Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.
Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.
В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.
Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.
Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.
Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.
Выводы
Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.
Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.
В чем разница между стерео и моно звуком: сравнение и особенности
Прослушивание звука в режиме стерео и моно имеет значительные различия. Сейчас наиболее распространен первый вариант, именно он используется в большинстве современных гарнитур и девайсов. Ценители прослушивания музыки и геймеры сразу узнают брак в наушниках, представленных производителем как “стерео”, но однозначно издающих звук в “моно” варианте. Но далеко не все понимают, что разного в этих двух понятиях.
Стерео
Стереофонический звук создают домашние и индивидуальные аудиосистемы. Они передают в пару динамиков два независимых друг от друга сигнала. Наиболее актуально прослушивание в таком режиме оркестров или музыкальных групп, чтобы создавалось ощущение “глубины” и присутствия. Именно стереозвук позволяет воссоздать мелодию каждого отдельного инструмента, которые находятся в разных областях, передавая сигналы в левый и правый канал. Особенно это ощутимо при прослушивании в наушниках.
Когда человек слушает стереозвук, он способен определить, где располагается источник по разнице фаз звуковых колебаний, происходящих между ушами, которая становится достижимой за счет конечности скорости звука. Запись стерео происходит с применением двух микрофонов, расположенных на определенном расстоянии, для каждого из них отведен один (левый или правый) канал. Таким образом создается эффект “панорамного звучания”, то есть приближенного к реальному. Могут использоваться не только 2 канала, но и больше. Если в системе их 4, она называется квадрофонической.
Когда звукозапись начинала свое развитие, в детекторном приемнике и граммофоне звук был монофоническим (одноканальным). Его недостатки стали понятны в 1920-х годах. Живая музыка на концерте значительно отличалась от той, которую можно было услышать из трубы граммофона. Важное пространственное восприятие сводилось к нулю, ведь монозвучание не дает возможности ощущать разное расположение музыкальных инструментов и других объектов относительно слушателя.
Усилители передают один монофонический звук на один канал независимо от количества громкоговорителей. Говоря простыми словами, если слушать музыку в “моно” наушниках, ни о каком панорамном и глубоком звучании можно и не мечтать.
Сравнение
Оба варианта воспроизводят звук, и, если человеку просто нужно услышать какую-то информацию, разницы он не заметит.
Конечно же, главное отличие стереофонии от монофонии в пространственном аспекте. Стерео раскрывает всю глубину звука, исходящего из аудиосистемы. Определить расположение источника в моно можно и не пытаться. С точки зрения естественности, более анатомичными являются стереосистемы, ведь они учитывают устройство человеческого уха. Хотя уши и находятся на маленьком расстоянии друг от друга, но звук слышат не одновременно. Первым он доходит до того уха, которое расположено ближе к источнику, при этом отличается и его частота. Таким образом мозг обрабатывает информацию и может определить, с какой стороны получен сигнал.
Запись монозвука происходит на один микрофон, он имеет одну аудиодорожку. Его восприятие не зависит от месторасположения слушателя. Даже при использовании нескольких колонок одновременно звук в каждой из них будет аналогичен, и никакого ощущения “глубины” не будет. Стереозвук записывают с применением двух записывающих устройств как минимум в две аудиодорожки. Распределение по каналам осуществляется на уровне звуковых и шумовых эффектов, частот, голосов и инструментов. Чтобы слушать стереозвук, понадобится не менее двух колонок или стереогарнитура.
Сейчас на рынке редко можно встретить аудиосистемы с монозвуком, так как люди отдают предпочтение стереозвучанию. Он более приятен при диалоге и прослушивании музыки, а геймеры так и вовсе другого варианта и не рассматривают.
Однако если говорить о профессионалах, которые работают со звуком, им не приходится выбирать и полагаться на собственные предпочтения. Независимо от количества каналов воспроизведения, им необходимо работать с любым их количеством одинаково.
Стерео имеет такие преимущества:
Моно имеет такие преимущества:
Анатомия смартфона: слагаемые звука
Что значит «музыкальный» смартфон? Что такое выделенный ЦАП и аппаратный кодек? У каких девайсов хорошие внешние динамики? И почему одни гаджеты выдают ужасный звук даже в сочетании с первоклассными наушниками, а другие звучат не хуже плееров Hi-Fi? Эти и другие музыкальные вопросы затронем в сегодняшнем разборе.
ЦАП или кодек?
Каким образом мы слышим воспроизводимую смартфоном музыку? Всё просто: излучатели в наушниках или во внешних динамиках создают колебания воздуха, которые улавливаются нашим слуховым аппаратом.
Чем больше длина волны, тем ниже частота звука, и мы воспринимаем её как бас. Звуки от средних частот к высоким соответственно представляют собой волны с меньшей длиной. Среднестатистический человек с идеальным слухом воспринимает звуки (или, как мы уже выяснили, колебания воздуха) с частотой от 20 Гц (нижний бас) до 20 кГц (высокие).
Важно, чтобы «железо» смартфона могло точно «переводить» данные из MP3- или FLAC-файлов с «языка» нулей и единиц на «язык» аналоговый, или, другими словами, конвертировать «на лету» двоичный код в напряжение, которое управляет излучателями в наушниках и порождает звук. Собственно, для описанного процесса преобразования и нужен ЦАП — цифро-аналоговый преобразователь.
ЦАП в смартфоне может быть выделенным, то есть реализованным в виде отдельного высококачественного чипа, либо составной частью аппаратного кодека. Под кодеком в смартфоне подразумевается решение «всё в одном» — универсальный компонент на плате с ЦАП, АЦП, усилителем и другими элементами, отвечающими за координацию всего, что связано со звуком в устройстве.
Если же в девайсе помимо кодека есть отдельный ЦАП специально для прослушивания музыки в наушниках, то это говорит о том, что производитель не искал дешёвых решений — от такого аппарата можно ожидать более высокого качества звука. Правда, справедливости ради следует отметить, что бывают и исключения из правил, когда, например, хорошо реализованные аппаратные кодеки в дорогих смартфонах тоже обеспечивают весьма неплохое звучание со многими наушниками.
ES9018K2M — один из мощнейших ЦАП, устанавливаемых в смартфоны. Технически аудиочип не сильно уступает «полноразмерным» версиям ES9018, применяемым в серьёзной аппаратуре, но при этом может быть размещён в компактных девайсах.
Усилители
Говоря о звуке в наушниках, всегда уделяют очень много внимания маркировке ЦАП и его характеристикам, но часто забывают про не менее важный компонент — усилитель. Дело в том, что недостаточно преобразовать код в напряжение — сигнал ещё нужно правильно усилить. Поэтому от установленного в смартфоне усилителя сильно зависит в целом качество звука, запас по громкости и совместимость с наушниками. Если он слабый (выдаёт недостаточный уровень напряжения и тока), то про высокоомные наушники можно забыть — смартфон их не «раскачает», да и звук будет тихим даже при выставлении максимальной громкости.
Бывают и исключения из правил — Highscreen Boost 3 SE Pro имеет первоклассный ЦАП ESS9018K2M и достаточно мощный для высокоомных наушников усилитель Analog Devices ADA4897-2.
К сожалению, подробную информацию об усилителях в смартфонах не всегда легко найти в открытом доступе. Но, как правило, если в гаджете стоит выделенный ЦАП, а модель позиционируется как «музыкальная», то и проблем с громкостью не возникает.
Audioquest DragonFly — один из самых компактных USB-усилителей с собственным ЦАП, с помощью которого можно «прокачать» звук почти в любом смартфоне.
Разная «обвязка» с оригинальным усилителем бывает также и у смартфонов без выделенного ЦАП. Этим, например, объясняется то, что даже «встроенный» звук на девайсах с одинаковым SoC иногда сильно отличается по качеству и запасу громкости при подключении наушников. Кроме того, к аппаратам без выделенного ЦАП всегда можно при необходимости подсоединить внешний USB-усилитель с собственным ЦАП на борту — это и качество звучания улучшит, и даст возможность пользоваться высокоомными наушниками с хорошим запасом по громкости. Подобных внешних модулей в продаже довольно много, они существенно отличаются между собой качеством и особенно — ценой. Топовые варианты очень дорогие. А среди популярных моделей таких внешних «усилков» стоит отметить девайсы Fiio E7, Meridian Explorer и, например, Audioquest DragonFly.
В iPhone 7 и iPhone 7 Plus звук обрабатывается через ЦАП, встроенный в переходник для наушников, либо через чип внутри корпуса фирменных наушников, подключаемых через Lightning разъём.
Базовые характеристики
Хотя оценивать звук по цифрам — дело неблагодарное, знать основные характеристики полезно для «ориентировки на местности» в мире музыкальных девайсов.
Так, в специализированных тестах можно найти сравнительные таблицы для различных смартфонов, где указывают результаты тестирования выходного аудиотракта. Как правило, в них учитываются следующие, самые главные параметры.
Соотношение сигнал/шум — упрощённо говоря, отвечает за «чистоту» сигнала.
Динамический диапазон — это соотношение между самым громким неискажённым сигналом на выходе и уровнем на выходе при отсутствии воспроизведения для конкретной модели ЦАП.
Stereo crosstalk (перекрёстные помехи) показывает паразитную «утечку» части сигнала из левого канала в правый и наоборот.
Чем лучше показатель сигнал/шум, больше динамический диапазон и меньше stereo crosstalk, тем лучше.
Помимо вышеупомянутого на качество звука также сильно влияют такие параметры аудиочипов, как поддерживаемая частота дискретизации и разрядность. Стандартные минимальные значения, эквивалентные CD-качеству — 44,1 кГц и 16 бит. Этого достаточно, чтобы комфортно слушать MP3.
Чем выше разрядность и больше частота дискретизации, тем теоретически больше звуковых «нюансов» можно передать.
Однако при прослушивании высококачественных lossless-файлов, даже при возможности их воспроизведения, смартфон будет вынужден для многих треков выполнять даунсэмплинг и передискретизацию, что способно негативно сказываться на качестве звучания. А прослушивание музыки в форматах высокого разрешения (Hi-Res) вообще зачастую невозможно на многих гаджетах, кроме «музыкальных». Таким образом, для прослушивания музыки в «тяжёлых» форматах с максимальным качеством стоит обращать внимание на частоту дискретизации и разрядность: например, некоторые смартфоны LG имеют 32-битный ЦАП с частотой дискретизации 384 кГц,что позволяет на таких аппаратах воспроизводить музыку в одном из самых «тяжёлых» форматов — DSD512.
Samsung Galaxy S7 построен на базе небезызвестного 24-битного чипа Cirrus Logic CS47L91 с поддержкой частот дискретизации до 192 кГц.
Стерео- или монодинамики?
Если в наушниках от смартфона можно добиться весьма качественного звука с почти полным спектром слышимых человеком частот, то с внешними динамиками ситуация обстоит иначе. Малые габариты корпуса не позволяют устанавливать большие по диаметру излучатели, а это означает, что низкие частоты (очень большие по длине волны) такая АС просто физически не способна создать по объективным причинам. Следовательно, любой внешний динамик в смартфоне страдает от полного отсутствия самых низких частот, но в зависимости от качества и способа реализации может неплохо справляться со спектром на стыке низких и средних частот, а также без труда воспроизводить верхние частоты.
Кроме того, многие производители пытаются улучшить качество звучания внешних динамиков за счёт особой конструкции резонансной камеры, которая усиливает звук по принципу, схожему с тем, какой действует в корпусе акустической гитары.
Некоторые модели щеголяют стереодинамиками, расположенными на фронтальной стороне корпуса. При грамотной реализации они способны дать некоторое ощущение стереозвука, которое, впрочем, всё равно будет упираться в чрезмерно близкое расположение излучателей друг к другу.
HTC BoomSound — пример одной из самых громких систем со стереодинамиками.
Hi-Res Audio по воздуху
При использовании беспроводных наушников добиться первозданного качества звучания непросто, особенно при прослушивании музыки в форматах Hi-Res. Чтобы слушать музыку в столь высоком качестве без потерь, следует убедиться, что смартфон и наушники поддерживают специальные кодеки, например, aptX, aptX HD или LDAC (фирменный кодек Sony). Данные стандарты обеспечивают скорость передачи данных от 96 кГц/24 бит и выше, которая требуется для отличного воспроизведения DSD-файлов.
HTC 10 имеет на борту высококачественный кодек Qualcomm Aqstic Codec, выделенный 24-битный ЦАП и предлагает сертифицированную поддержку формата Hi-Res Audio.
Итоги
Современные «музыкальные» смартфоны, оборудованные выделенным ЦАП, уверенно наступают на пятки многим плеерам Hi-Fi и способны удовлетворять запросы даже требовательных к звуку пользователей. Правда, чтобы насладиться поистине хорошим звуком, лучше отдать предпочтение девайсам с качественными кодеками, ЦАП с поддержкой высокой разрядности и высокими частотами дискретизации, а также ответственно подойти к подбору наушников.