код тмц как узнать
Справочник товарно-материальных ценностей
Справочник ТМЦ позволяет выполнять следующие действия:
Создание ТМЦ
Для добавления информации о новом товаре выполните следующие действия:
перейдите в справочник ТМЦ и нажмите на кнопку Добавить
на появившейся форме (см. рисунок ниже) заполните все обязательные поля
Наименование – название товара, например Монитор Benq 19″
Номенклатурный номер – идентификационный код (артикул) товара, например T905
НДС по умолчанию – налог на добавленную стоимость, который будет проставляться при создании документов
Категории ТМЦ предназначены для группировки товаров и, в итоге, облегчают поиск нужной ТМЦ. Для выбора нужной подкатегории установите курсов в поле и введите часть ее кода или наименования. Система предложит Вам список подкатегорий, удовлетворяющих фильтру.
Описание позволяет заполнять дополнительную информацию о товаре, с возможностью форматирования текста. Если Вы уже подали заявку на создание интернет-магазина или собираетесь сделать это в ближайшее время, то помните, что информация внесенная в данное поле (с учетом форматирования) будет отображаться на страницах Вашего интернет-магазина.
Управление изображениями ТМЦ
Кроме текстового описания, система wStore предусматривает визуальное отображение товара.
Для добавления изображения к ранее созданной ТМЦ выполните следующие действия:
нажмите на кнопку «Добавить изображения»
на открывшейся форме, нажмите кнопку «Выбрать» («1»), выберите нужный файл с изображением, и затем кнопку «Загрузить» («2»)
Система wStore поддерживает только следующие форматы изображений: JPEG, GIF и PNG
Редактирование ТМЦ
Редактирование информации о товаре осуществляется при нажатии на кнопку редактирования (см. рисунок ниже), в результате чего откроется форма аналогичная той, которая использовалась при создании новой ТМЦ.
Удаление ТМЦ
Удаление информации о товаре осуществляется при нажатии на кнопку удалить (см. рисунок ниже).
Методика учета товарно-материальных ценностей (нюансы)
Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете
Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?
В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно использовалось в терминологии действовавшего до 2021 года ПБУ 5/01, которое собственно и называлось «Учет материально-производственных запасов». С 2021 года ПБУ 5/01 отменено, а ему на смену пришел ФСБУ 5/2019, в названии которого также фигурирует слово «запасы». Если быть точнее, стандарт именно так и называется.
О том, что новый бухстандарт изменил в учете МПЗ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019, в состав запасов входят:
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы.
Таким образом, понятия МПЗ и ТМЦ обозначают одни и те же классы активов и являются тождественными.
Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ
Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике.
Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен.
От выбора варианта учета будут зависеть бухсчета, на которых должен вестись учет поступления и наличия МПЗ в организации: 10, 15, 16. Подробнее об использовании этих счетов читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.
Все способы подробно разобраны в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?».
Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.
Подробно о методах списания материалов, которые применимы и к остальным МПЗ, читайте в статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».
Также необходимо установить метод списания расходов на покупку, хранение и продажу МПЗ в неторговых организациях: ежемесячно в полном объеме или пропорционально проданным товарам.
Как правильно учитывать материальные расходы в налоговом учете при расчете налога на прибыль, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный досуп к системе.
Бухгалтерский учет ТМЦ на примере
Продали партию из 6 шт. на сумму 42 000 руб. (в т.ч. НДС 7 000 руб.)
Также фирма закупила партию штор, готовых к продаже, в количестве 30 шт. на сумму 90 000 руб. (в т.ч. НДС 15 000 руб.).
Продали 4 шт. на сумму 16 500 руб. (в т.ч. НДС 2 750 руб.)
О специфике бухучета ТМЦ в торговле читайте здесь.
Регламент учета материальных ценностей на предприятии
Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:
Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.
Итоги
Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.
Код тмц как узнать
Редактирование карточки товара возможно как в справочнике ТМЦ и услуги, так в вызываемых окнах, например, при добавлении счета, накладной и т.д.
Настроим вид справочника, для этого нажмем Настроить вид в правой нижней части экрана. Появится окно настройки:
• В виде дерева — будут отображаться группы товаров, содержащие внутри товары.
• В виде дерева – Показывать дерево групп — в левой части списка будет отображаться дерево групп, в правой части — группы товаров, содержащие внутри товары.
• Нет — товары будут отображаться общим списком.
При отображении товаров общим списком, группы товаров не показываются.
Контекстное меню данного справочника содержит следующие пункты:
Для переноса нескольких ТМЦ в новую группу, группу можно не создавать. Для этого необходимо выделить несколько ТМЦ и далее с помощью пункта контекстного меню Переместить перенести их в новую группу.
• Перейти к — позволяет перейти к документам и операциям, связанным с этим ТМЦ или услугой. Будет открыто отдельное окно или выдано сообщение об отсутствии таких документов.
• Информация или нажатие клавиши (появляется только в программе Торговый склад) формирует таблицу с информацией по товарам или группе товаров.
• Движение по ТМЦ (появляется только в программе Торговый склад) — формирует одноименный отчет по выбранному ТМЦ или услуге.
• Движение средств (появляется только в программе Бухгалтерия) — выводит отчет движения средств по выбранному ТМЦ или услуге.
• Добавить аналог — пункт появляется при выделении двух записей в справочнике. При выборе пункта меню появится окно добавления аналога в справочник.
• Изменить осн. поставщика (появляется только в программе Торговый склад при использовании заявок) — используется для одновременной смены основного поставщика у нескольких групп или товаров. Для этого надо выделить соответствующие товары или группы и затем выбрать данный пункт контекстного меню. Перед изменением будет выведено окно подтверждения, где можно удалить какие-либо строки, чтобы основной поставщик у этих товаров не изменился.
• Заполнить осн. поставщика (появляется только в программе Торговый склад при использовании заявок) — анализирует все приходные документы и заполняет основного поставщика в справочнике товаров. Перед изменением будет выведено окно подтверждения, где можно удалить какие-либо строки, чтобы основной поставщик у этих товаров не изменился.
• М-17 Карточка учета доступна только для ТМЦ со значением Материал в графе Товар/Услуга и позволяет сформировать Карточку учета марериала
• Печать и правка прайс-листа — позволяет сформировать прайс-лист.
• Файлы — содержит дополнительные функции по обмену данными:
o Загрузить из Excel, Open Office — позволяет загрузить номенклатуру из произвольного файла Microsoft Excel или Open Office (для этого необходимо, чтобы Microsoft Excel или Open Office был установлен на компьютере). В процессе импорта программа запросит файл, из которого надо загрузить данные а также номера колонок, из которых надо брать название, артикул и другие поля справочника.
o Загрузить состав изделия из Excel, OpenOffice — пункт доступен при работе со сборкой, производством, разукомплектацией. Он предназначен для импорта в программу технологических карт.
o Загрузить из файла, Сохранить в файл (появляется только в программе Торговый склад) — позволяет сохранять товары и цены в центральном офисе и загружать их на торговой точке.
• Для фильтрации журнала по значению в ячейке таблицы необходимо встать на нужную ячейку и в контекстном меню, пункт Фильтрация по выбрать подпункт вида « = ». Журнал будет отфильтрован по этому значению.
Произвольный фильтр вызывает основной диалог фильтрации.
• Сброс фильтра позволяет отменить примененный ранее фильтр.
• Подсветка — позволяет задать цвет фона выделенной записи (или нескольких выделенных записей)
Добавим новый товар, услугу, материал, изделие и пр. в данном справочнике. На экране появится форма ввода (см. рис. 33).
Рис. 33. Добавление нового ТМЦ в справочнике.
Заполним необходимые поля в форме ввода:
• Название ТМЦ или услуги вводится вручную. Можно использовать макросы, которые будут вычисляться при формировании наименования услуги при подстановке позиции в журнал движения ценностей и услуг (если используется программа Бухгалтерия) или журнал товарных операций (если используется программа Торговый склад). Например, если в тексте строки встречается макрос &[МЕС_ТЕК], то в конечном документе программа подставит текущий месяц и год, например «Январь 2010 г.». Для подстановки макроса используйте кнопку выбора справа от поля.
• Код присваивается автоматически каждой ТМЦ, но может быть изменен вручную. При автоматическом присвоении кода, он может быть как числовым (1, 2, 3, 4,…и пр.), так и строковым (сокращение названия ТМЦ) (чтобы установить формат кода необходимо в пункте главного меню программы «Сервис | Настройки склада» или «Сервис | Настройки бухгалтерии», на вкладке «Коды товаров и контрагентов», для поля «Использовать генерацию кодов ТМЦ», выбрать значение из выпадающего списка. Для числового кода в поле «Кол-во знаков в числ. коде (недостающие знаки запол-ся нулями)» введите соответствующее значение).
• Артикул ТМЦ вводится вручную.
• Составлено на — появляется только для изделий при включении функций сборки, производства. В нем указывается на какое кол-во изделий составляется технологическая карта (см.ниже).
• Ед. измерения — базовая единица измерения выбирается из выпадающего списка.
• Упаковка выбирается из списка. Она во-первых используется как упаковка по умолчанию при выборе этого ТМЦ в документе, а во-вторых некоторые отчеты в программе Торговый склад могут делаться по этой упаковке (при выборе соответствующей опции) (для использования упаковок, в пункте главного меню программы «Сервис | Настройки склада» или «Сервис | Настройки бухгалтерии», на вкладке «Использование упаковок», установите флажок в поле «Используем упаковки товаров»)..
• Масса брутто, кг — масса товара в килограммах, используемая как масса брутто в некоторых документах (например в накладной ТОРГ-12), вводится вручную (для использования веса, в пункте главного меню программы «Сервис | Настройки склада», на вкладке «Дополнительные опции справочника товаров», установите флажок «Используем массу брутто товаров». Данная опция не используется в бухгалтерии).
o В программе Торговый склад в справочнике категорий цен в меню «Справочники | Дополнительно | Категории цен»
• Валюта отпускных цен (см. выше) товара выбирается из выпадающего списка (для использования валюты, в пункте главного меню программы «Сервис | Настройки склада» или «Сервис | Настройки бухгалтерии», на вкладке «Валютный учет», установите флажок в поле «Используется валютный учет»).
• Штрих-код товара заносится с помощью сканера или вручную. Товар может иметь несколько штрих-кодов, для ввода второго и далее штрих кодов воспользуйтесь кнопкой справа от поля ввода.
• Нефасованный товар — товар с данным флажком обладает несколькими особенностями:
o Штрих-код нефасованного товара и штучного товара формируются по-разному: в штрих-коде не фасованного товара содержится вес.
o При использовании торгового оборудования используется при выгрузке на автономные кассы. Он позволяет контролировать на автономной кассе продажу нефасованного товара. При выборе значения:
Да — товар можно продавать на развес и списывать дробно;
Нет — товар можно продать только штучно.
o При использовании весов с печатью этикеток. Только товары с этим флажком выгружаются на весы.
o При использовании весов (без печати этикеток). Только для товаров с этим флажком будет считываться вес с подключенных к компьютеру весов.
o При использовании ЕГАИС позволяет выделить нефасованную алкогольную продукцию.
• Минимальный запас (появляется только в программе Торговый склад) товара на складе, меньше которого желательно не допускать. Программа не запрещает продавать минимальный запас товаров, но при подборе товара и в складских отчетах остатки менее минимального будут подсвечены желтым цветом.
• Отображать в прайсе — логический признак, позволяющий отображать/скрывать данный товар в прайс-листе.
• Отдельная сборка (см.ниже) — логический признак, позволяющий определять, что данное изделие (товар) должно собираться отдельной сборкой, даже если он имеет состав, т.е. состоит из других составных частей (для использования производства в пункте главного меню программы «Сервис | Настройки склада» или «Сервис | Настройки бухгалтерии», на вкладке «Производство, сборка, разукомплектация, общепит», установите флажок в поле «Используем сборку, производство, разукомплектацию»).
• Основной поставщик товара (появляется только в программе Торговый склад) заполняется автоматически после поступления. Значение может быть выбрано из справочника контрагентов. Возможно массовое изменение основного поставщика у нескольких товаров или групп товаров с помощью контекстного меню (см.выше).
• Последняя закупоч.цена — значение появляется после поступления товара, это последняя закупочная цена.
Последняя закупоч.цена — это не учетная цена, не себестоимость! Это последняя закупочная цена. Обновление закупочной цены и наименования поставщика товара происходит только в момент добавления приходной накладной, при последующем редактировании накладной обновление не производится.
Себестоимость же товаров формируется после расчета учетных цен с помощью пункта главного меню программы «Сервис | Провести в бухгалтерии», при этом себестоимость подсчитывается для каждой позиции накладной реализации.
• Валюта закупочной цены (появляется только в программе Торговый склад) отображается автоматически после поступления товара (для использования валюты, в пункте главного меню программы «Сервис | Настройки склада» или «Сервис | Настройки бухгалтерии», на вкладке «Валютный учет», установите флажок в поле «Используется валютный учет»).
• Статья НУ по умолчанию (появляется только в программе Бухгалтерия) — статья налогового учета в зависимости от общей или упрощенной системы налогообложения. Выбирается из списка.
• Вид анализа — признак анализа ТМЦ, например, продать, желательно, обычный, малополезный и пр. Значение выбирается из выпадающего списка. Используется для анализа товаров или групп, которые выделяются цветом, например, какие товары продаются лучше, при одинаковой наценке на них, а также при формировании отчета Анализ прибыли (данное поле отображается только в комплексной версии программы или торговом складе).
• Кассовая секция (появляется только в программе Торговый склад) — кассовая секция, к которой относится товар. Если графа не доступна, значит секция указана у группы товаров. Секцию можно указать и для группы товаров тоже, тогда все товары входящие в нее будут относиться к этой секции. Если нужно чтобы в группе были товары из разных секций, тогда поле Кассовая секция у группы следует очистить и тогда у товаров в этой группе появится возможность указания секции (графа станет доступной).
• Алко: *** — поля, используемые для учета алкогольной продукции (описаны в отдельном разделе).
• ТН ВЭД: Название — название товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). Значение данного поля подставляется автоматически при заполнении поля «ТН ВЭД: Код вида товара».
В детализации карточки ТМЦ/услуги могут содержаться следующие закладки
• Сборка — закладка доступна в любой версии программы при включенной опции «Используем, сборку, производство, разукомплектацию» в настройках склада или настройках бухгалтерии (см. подробнее Производство) ;
Далее рассмотрим состав изделия (полуфабриката), т.е. его технологическую карту и как ее заполнять. При занесении изделия указываются материалы, из которых оно состоит. Кол-во материалов заносится исходя из выпуска кол-ва изделий, указанного в графе Составлено на в шапке (см. выше). Для этого заполним в детализации формы ввода ТМЦ соответствующие поля:
• Артикул материала не доступен для редактирования (для отображения артикулов, в пункте главного меню программы «Сервис | Настройки склада», на вкладке «Коды товаров и контрагентов», установите флажок в поле «Отображать артикул рядом с названием ТМЦ»). Данная опция не используется в бухгалтерии.
• Материал выбирается из справочника товаров и услуг.
• Норма с учетом отхода/Кол-во списания — кол-во материалов, которое будет списываться при выпуске готового изделия.
• Отходы/Потери при обработке% — отходы материала в процентах вводятся вручную и позволяют автоматически пересчитать следующую графу:
• материала на единицу готовой продукции заносится вручную.
• Остаток — информационное поле, отображающее текущий остаток материала на складе с учетом занесенных документов.
Инвентарный номер: что это, как правильно присвоить, порядок присвоения
Ведение бухгалтерского учета организации предполагает последовательное отражение всех изменений, в том числе касающихся взаимодействия с товарно-материальными ценностями. Своевременное принятие на баланс позволяет фиксировать дальнейшие операции с теми или иными объектами, квалифицированными в качестве собственности учреждения, и обеспечивает условия для контроля за их сохранностью. Методические указания, утвержденные приказом Министерства финансов № 91Н от 2003 года, содержат определение понятия инвентарный номер и определяют правильный порядок его присвоения.
Общее представление
Кодовый идентификатор закрепляется за имуществом в момент постановки на учет и закрепляет его статус в качестве предмета, подлежащего инвентаризации. Номерное значение наносится различными способами: с помощью лакокрасочных средств, фиксации жетона, гравировки или штрихового кода. Возможны и другие варианты, соответствующие двум приоритетным критериям — невозможность быстрого удаления, и простота визуальной идентификации при проведении ревизионных мероприятий.
Перемещение между филиалами и подразделениями организации не является основанием для смены инвентаризационного номера — это обуславливается сохранностью ТМЦ на балансе предприятия. Присвоенный кодификатор остается неизменным на протяжении всего периода эксплуатации. В тех случаях, когда ОС не находятся в собственности, рекомендуется ведение учета с использованием маркировки арендодателя. Стоит также отметить, что выбытие ранее принятого объекта в результате реализации или списания не означает возможность повторного назначения освободившегося кода другому имуществу — минимальный период ожидания должен составить не менее пяти лет.
Нормативная база
Не существует законодательных положений, которые бы строго определяли, как правильно присвоить инвентарный номер основному средству. Есть инструкция № 174н, опубликованная Минфином, и содержащая общие рекомендации, а также регламент № 157н, актуальный для муниципальных унитарных предприятий. Указанные документы рассматриваются в качестве базиса, используемого организациями при самостоятельной разработке инвентаризационных кодификаторов и порядка их назначения. Алгоритмы закрепляются локальными актами, либо определяются в рамках ведомственной иерархии, будучи установленными вышестоящими органами.
Номерная структура
Для небольших предприятий может быть достаточной обычная последовательная нумерация. Если объекты разносятся между счетами бухгалтерского учета, логичным решением будет включить эту информацию в инвентаризационный номер: к примеру, если реквизиты БУ нематериального актива — 04, код подразделения — 11, а порядковое значение — 23, то итоговый идентификатор будет выглядеть как 041123.
При заполнении также допускается использование буквенных обозначений и сокращений, упрощающих расшифровку маркеров. В этом случае важно учитывать, что ТМЦ могут перемещаться внутри подразделений, поэтому при выборе номерной структуры следует избегать обозначений, способных затруднить инвентаризацию. Выбранный подход в обязательном порядке закрепляется в учетной политике, и подлежит строгому соблюдению.
Как не нужно присваивать инвентарные номера: примеры ошибок
Нарушение стандарта, как правило, негативно сказывается на общих процессах учета, а в отдельных случаях может стать причиной проблем с проверяющими и контролирующими ведомствами. Четкость кодификации представляет особую значимость в рамках деятельности государственных и муниципальных учреждений, а также подведомственных структур — даже одно неверно указанное кодовое значение способно нарушить порядок строгой отчетности и стать причиной применения дисциплинарных мер.
Поводом для ошибок обычно служит недостаточный уровень квалификации — далеко не все ответственные сотрудники на самом деле знают, как правильно поставить инвентарные номера на основные средства, и с какой суммы они присваиваются. Среди распространенных проблем стоит выделить:
Во избежание подобных ситуаций рекомендуется строго придерживаться правил, определяющих необходимость присутствия специальной комиссии во время распределения инвентарных номеров объектов — это гарантирует соблюдение стандартов, и уменьшает вероятность возникновения ошибок.
Что именно подлежит учету
Идентификаторы применяются для регистрации следующих видов собственности организации:
Порядок присвоения инвентарных номеров ТМЦ и основным средствам исключает из обязательного учета любые виды имущества стоимостью менее трех тысяч рублей, и определяет ряд требований, соблюдение которых позволяет организовать контроль должным образом:
Для технически сложных, состоящих из нескольких функциональных частей объектов, маркировка осуществляется на каждом элементе структуры.
Алгоритм присвоения кодовых обозначений
Идентификаторы наносятся на товарно-материальные ценности ответственным сотрудником, в присутствии представителей отдельно учрежденной группы, занимающейся контролем поступления и выбытия активов. Основные критерии — видимость и читабельность, надежность, отсутствие возможности исправления, а также соответствие инвентарного номера образцу, определенному в рамках учетной политики организации.
Некоторые объекты обладают свойствами и характеристиками, не позволяющими произвести физическую маркировку, либо делающими ее нецелесообразной ввиду особенностей эксплуатации. В этих случаях рекомендации по ведению бухгалтерского учета предписывают занести в реестр описание и код, а также указать, что на самом предмете идентификатор отсутствует.
Примеры и образцы документов
Для фиксации принятого на баланс имущества используются специальные журналы. Стандартная форма, размещаемая на титульном листе инвентарной книги, предусматривает указание информации о предприятии, а также личных данных сотрудника, ответственного за ведение БУ. Начиная со второй страницы, ведется таблица, в которую по мере поступления вносятся сведения о каждом новом объекте:
Регистрация перемещений осуществляется с помощью отдельной карточки, на которой также указываются происходящие с ТМЦ изменения.
Ответственность за заполнение и подписание документации возлагается на бухгалтерию. Для крупных организаций рекомендуется использование специализированного программного обеспечения — решения по мобильной автоматизации, предлагаемые компанией «Клеверенс», заметно упрощают рутинные процессы и облегчают ведение инвентаризационного учета.
Пример составления
В распоряжение ОАО «Строитель» поступила компьютерная техника — устройство МФУ, выданное подразделению, имеющему порядковый идентификатор 13. Последний предшествующий код, зафиксированный в реестре — 0506. Указанный объект в рамках БУ относится к категории «Машины и оборудование», что позволяет присвоить ему номерное значение 13050634122, где:
Алгоритм формирования учетной политики
Локальные акты, регламентирующие, кто и как должен присваивать инвентарные номера основным средствам, предусматривают наличие понятных инструкций по заполнению. В записях указываются:
Регламент должен быть исчерпывающим, исключая возможность произвольного принятия решений, затрудняющих последующую идентификацию, и способных привести к ошибкам в процессе ведения бухгалтерского учета. Оптимальный вариант — использование автоматизированных программных шаблонов, заметно упрощающих контроль и формирование отчетности.
Изменения инвентарных номеров основных средств
Учетная политика предприятия также определяет положения, которыми ответственные сотрудники руководствуются в случае возникновения вопросов, связанных с необходимостью корректировки порядковой нумерации. Как правило, присвоенный идентификатор остается неизменным на протяжении всего цикла эксплуатации объекта, однако в случае выявления ошибки следует придерживаться стандартного протокола, утвержденного локальным актом.
Инвентаризационная комиссия
Документация, оформляемая в ходе внесения согласованных изменений, содержит перечень исправлений и утверждается специальной группой. Образец формы указывается в приложении к учетной политике. В типовой список фиксируемых данных входят:
Подписанный документ является основанием для смены регистрационного номера.
Наименования основных средств
Положения п. 13 методической инструкции № 157н предписывают использование русского языка для отражения названий ОС организации. Объекты, в отношении которых действуют требования об обязательной государственной регистрации, должны именоваться в соответствии с данными, представленными в сопроводительной документации. Так, к примеру, транспортное средство, в техническом паспорте которого приводится обозначение «ВАЗ-2110», не может быть поставлено на учетный баланс предприятия с упрощенным наименованием «Лада».
Инвентаризационные номера отдельных помещений
Регистрационные правила, применяемые в отношении недвижимости, предписывают самостоятельную инвентарную идентификацию объектов с различным функциональным предназначением, даже в тех случаях, когда они находятся на территории одного здания. Исходя из порядка, определенного ЕГРП, основанием в данном случае выступает кадастровый документ. В названии указываются характеризующие данные, такие как литера, крыло, этаж, и т. п.
Регистрация оргтехники
Материальные активы, относящиеся к категории технических средств, будь то бытовое или цифровое оборудование, инструменты, сложные приборы и устройства, принимаются к учету в соответствии со следующим регламентом:
Маркировка основного средства для инвентаризации
В соответствии с рекомендациями Министерства финансов, для нанесения идентификационных обозначений допускается использование различных методов:
Выбор подходящего способа зависит от доступных ресурсов, а также специфики хранения и эксплуатации ОС. Основное требование — различимость и надежность маркировки, с помощью которой осуществляется сверка во время проведения инвентаризации.
Какие учетные документы должны храниться на предприятии
Перечень документации, обязательной для сохранения, зависит от специфики объекта:
Для последнего случая также актуально отражение установленных сроков в карточке объекта, с указанием уже произведенных ранее внеплановых работ. Подобный подход упрощает контроль и ведение учета, и позволяет своевременно определить потенциальные затраты, связанные с выходом из строя эксплуатируемого оборудования.
Журнал инвентарных номеров
Для компаний, на балансе которых числится большое количество ОС, а также характерно регулярное движение активов, рекомендуется ведение отдельного документа, учитывающего инвентаризационную нумерацию. Наличие сводного каталога, содержащего сведения о присвоенных и выбывших кодификаторах, способствует оперативному внесению актуальных изменений, и снижает вероятность ошибок.
Учетная политика — нормативные требования ФСБУ 6/2020
В соответствии с приказом Минфина № 204н, опубликованным в сентябре 2020 г., начиная с 2022 года вводятся новые федеральные стандарты бухгалтерского учета основных средств, обязательные для всех предприятий. Обновленное положение отменит предыдущие инструкции и методические указания, однако общий принцип останется неизменным. Содержание документа затрагивает вопросы, касающиеся отражения информации об ОС, однако не предусматривает каких-либо конкретных регламентов.
Заключение
Разобраться в том, что такое инвентарный номер ТМЦ, и как его присвоить при поступлении новых объектов, не так уж и сложно. В то же время важно учитывать, что данная работа требует повышенного внимания и ответственного подхода, и должна быть регламентирована нормами учетной политики организации. Решения по мобильной автоматизации, предлагаемые компанией «Клеверенс», помогут избежать расхождений в учете, и способствуют построению эффективной системы контроля.