Как узнают когда пасха
Пасхалия
Пасха́лия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».
О дате Пасхи Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия ( μετά ισημερίαν έαρινήν ), второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия ( μετά την πρώτην μετ᾿ ισημερίαν πανσέληνον ), и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы».
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018–2030 годы (по новому стилю)
Год | Пасха | Вознесение Господне | День Святой Троицы |
2018 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2019 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
2020 | 19 апреля | 28 мая | 7 июня |
2021 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2022 | 24 апреля | 2 июня | 12 июня |
2023 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2024 | 5 мая | 13 июня | 23 июня |
2025 | 20 апреля | 29 мая | 8 июня |
2026 | 12 апреля | 21 мая | 31 мая |
2027 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2028 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2029 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2030 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени
Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.
Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).
Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?
Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.
Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в‑третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.
Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.
Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.
В толковании на 7‑е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».
Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.
Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.
Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.
Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.
Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.
Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.
Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые “пасхалией”. Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14‑й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта. В настоящее время эти астрономические принципы на Православном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающего от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависимости сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.
Так, в 2002 году первое воскресенье после астрономического равноденствия (21 марта) и полнолуния (это еврейская Пасха, 15 нисана = 28 марта, четверг) пришлось на 31 марта. Это и был законный день Пасхи у западных христиан, и он соответствовал всем нормам пасхалии, принятым I Вселенским Собором 325 года. Но по юлианскому календарю это воскресенье датировалось 18‑м марта и не могло быть пасхальным, т. к. условное юлианское «равноденствие», отстающее от истинного на 13 суток, еще «не наступило»! Поэтому православные праздновали Пасху уже после второго весеннего полнолуния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так происходит в каждом 5‑м, 8‑м, 11‑м, 16‑м и 19‑м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться».
Ю. Рубан
Как определяется дата празднования Пасхи
Как определяется дата празднования Пасхи
Православная Пасха всегда празднуется в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Эта дата привязана к движению Земли вокруг Солнца и изменениям Луны. Такой подход к определению даты Пасхи был утвержден отцами Первого Вселенского Собора, происходившего в 325 году.
Стоит при этом уточнить, что сам принцип ее вычисления был перенят у иудеев и связан с обстоятельствами самой первой Пасхи — Воскресения Христа, которое, как известно из Евангелия, произошло на следующий день после еврейской Пасхи (Песах). Евреи праздновали Песах в память исхода из Египта. Дата их Пасхи высчитывается точно по такому же принципу, что и дата православной, а также католической Пасхи.
Особенности солнечного и лунного календарей
Уже тысячи лет человечество использует два типа календарей:
Солнечные календари не совпадают с лунными, поэтому последние принято называть блуждающими, потому что месяцы в них не согласованы с временами года. К примеру, в нашем солнечном календаре месяц январь всегда бывает зимой, а в мусульманском календаре Мухарарм (первый месяц) может быть как зимой, так и летом.
Солнечные календари были более присущи оседлым народам, жизнь которых зависела от времени года; а лунные календари – кочевым народам. Синтез этих двух вышеназванных календарных систем — месячно-солнечный календарь в наше время используется только в государстве Израиль.
Ныне этот «метоновый» 19-летний цикл используется для вычисления даты Пасхи. Чтобы узнать дату Пасхи, календарь полнолуний накладывается на наш привычный солнечный календарь.
Просто смотрим, когда будет первое полнолуние после весеннего равноденствия (21 марта), и в первое воскресенье после этого полнолуния — Пасха.
Кстати, византийский ученый Матфей Власарь, живший в XIV веке, благодаря метонову циклу высчитал дни Пасхи на два тысячелетия вперед!
Почему православная, католическая Пасха и еврейский Песах чаще всего празднуются в разные дни?
Причина заключается в использовании разных календарей: юлианского (так называемый старый стиль, принят у православных) и григорианского (новый стиль, принят у католиков).
☀ 7 СЕКРЕТОВ СЧАСТЬЯ:
☀
Чтобы быть Счастливым Человеком, надо менять свой внутренний мир, отношение к окружающим и взгляд на мир. Существует 7 секретов Счастливого Человека. Все они кажутся на первый взгляд очень простыми, но на самом деле их не так-то просто соблюдать.
Секрет Счастья: меньше думайте, больше любите и радуйтесь. Все наши проблемы в жизни из-за беспокойного ума, который никак не может угомониться и все время думает-думает.
Надо уметь отпускать Ум, хотя бы на время.
Секрет Свободы: не волноваться о том, что думают о тебе другие. Эта проблема существовала во все времена. сколько людей, столько и мнений и всем Вы точно не угодите. Каждый человек – индивидуален, поэтому не стоит отравлять себе жизнь и быть зависимым от чужого мнения, у Вас должно быть свое собственное. Конечно, если Вы хотите казаться лучше, чем есть – это совсем другой случай. Здесь уже речь идет о слишком большом ЭГО, которое не сослужит хорошую службу Вам. Тем более, что все тайное когда-нибудь становится явным.
Секрет Реальности: мысли – материализуются. Как писал Паоло Коэльо: «Если человек чего-то захочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось». Так что будьте аккуратнее со своими желаниями и мыслями.
Секрет Дружбы: не осуждать и не критиковать. Как написано в Библии: «Не судите, да не судимы будете». Порой мы торопимся осудить человека, его поступки, даже не зная о причинах того, что побудило его к тем или иным действиям. И нам кажется, что тот или иной человек в чем-то неправ. А вот Вы сами правы – такое встречается сплошь и рядом. Если Вы будете осуждать людей, разве это что-то изменит в них самих? Все мы люди разные: с разными недостатками и достоинствами, но в этом и индивидуальность каждого. Надо научиться принимать всех такими, какими они являются, не критиковать и не осуждать. А если Вы что-то хотите изменить в этом мире – лучше начните с себя, потому что: «в чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем».
Секрет Красоты: полюбите себя. Здесь опять хочется написать о принятии. Научитесь принимать себя таким, каким создал Вас Господь. займитесь своим духовным развитием – это будет полезно для Вас и окружающего мира.
Секрет Богатства: сначала научитесь отдавать, а потом получать. Вот поистине сложное правило для века потребителей. Чем больше мы в этом жизни отдаем – тем больше получаем – закон бумеранга. А еще главное – не просто отдавать, а отдавать от сердца и совсем не важно, что мы отдаем: материальные вещи, знания, опыт, любовь – все должно идти от сердца на Благо Всем Живым Существам.
Дата празднования Пасхи по годам
Ежегодно Пасха отмечается в разные даты. Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования — не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).
Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями — специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа — следующий день после Троицы.
Можно вычислить очередную дату Пасхи по специальным таблицам самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми таблицами Пасхальных дат.
Даты Православной и Католической ПАСХИ |
Год | Право- славная пасха | Католи- ческая пасха | Год | Право- славная пасха | Католи- ческая пасха | Год | Право- славная пасха | Католи- ческая пасха |
1918 | 05 мая | 31 мар | 1962 | 29 апр | 22 апр | 2006 | 23 апр | 16 апр |
1919 | 20 апр | 1963 | 14 апр | 2007 | 08 апр | |||
1920 | 11 апр | 04 апр | 1964 | 03 мая | 29 мар | 2008 | 27 апр | 23 мар |
1921 | 01 мая | 27 мар | 1965 | 25 апр | 18 апр | 2009 | 19 апр | 12 апр |
1922 | 16 апр | 1966 | 10 апр | 2010 | 04 апр | |||
1923 | 08 апр | 01 апр | 1967 | 30 апр | 26 мар | 2011 | 24 апр | |
1924 | 27 апр | 20 апр | 1968 | 21 апр | 14 апр | 2012 | 15 апр | 08 апр |
1925 | 19 апр | 12 апр | 1969 | 13 апр | 06 апр | 2013 | 05 мая | 31 мар |
1926 | 02 мая | 04 апр | 1970 | 26 апр | 29 мар | 2014 | 20 апр | |
1927 | 24 апр | 17 апр | 1971 | 18 апр | 11 апр | 2015 | 12 апр | 05 апр |
1928 | 15 апр | 08 апр | 1972 | 09 апр | 02 апр | 2016 | 01 мая | 27 мар |
1929 | 05 мая | 31 мар | 1973 | 29 апр | 22 апр | 2017 | 16 апр | |
1930 | 20 апр | 1974 | 14 апр | 2018 | 08 апр | 01 апр | ||
1931 | 12 апр | 05 апр | 1975 | 04 мая | 30 мар | 2019 | 28 апр | 21 апр |
1932 | 01 мая | 27 мар | 1976 | 25 апр | 18 апр | 2020 | 19 апр | 12 апр |
1933 | 16 апр | 1977 | 10 апр | 2021 | 02 мая | 04 апр | ||
1934 | 08 апр | 01 апр | 1978 | 30 апр | 26 мар | 2022 | 24 апр | 17 апр |
1935 | 28 апр | 21 апр | 1979 | 22 апр | 15 апр | 2023 | 16 апр | 09 апр |
1936 | 12 апр | 1980 | 06 апр | 2024 | 05 мая | 31 мар | ||
1937 | 02 мая | 28 мар | 1981 | 26 апр | 19 апр | 2025 | 20 апр | |
1938 | 24 апр | 17 апр | 1982 | 18 апр | 11 апр | 2026 | 12 апр | 05 апр |
1939 | 09 апр | 1983 | 08 мая | 03 апр | 2027 | 02 мая | 28 мар | |
1940 | 28 апр | 24 мар | 1984 | 22 апр | 2028 | 16 апр | ||
1941 | 20 апр | 13 апр | 1985 | 14 апр | 07 апр | 2029 | 08 апр | 01 апр |
1942 | 05 апр | 1986 | 04 мая | 30 мар | 2030 | 28 апр | 21 апр | |
1943 | 25 апр | 1987 | 19 апр | 2031 | 13 апр | |||
1944 | 16 апр | 09 апр | 1988 | 10 апр | 03 апр | 2032 | 02 мая | 28 мар |
1945 | 06 мая | 01 апр | 1989 | 30 апр | 26 мар | 2033 | 24 апр | 17 апр |
1946 | 21 апр | 1990 | 15 апр | 2034 | 09 апр | |||
1947 | 13 апр | 06 апр | 1991 | 07 апр | 31 мар | 2035 | 29 апр | 25 мар |
1948 | 02 мая | 28 мар | 1992 | 26 апр | 19 апр | 2036 | 20 апр | 13 апр |
1949 | 24 апр | 17 апр | 1993 | 18 апр | 11 апр | 2037 | 05 апр | |
1950 | 09 апр | 1994 | 01 мая | 03 апр | 2038 | 25 апр | ||
1951 | 29 апр | 25 мар | 1995 | 23 апр | 16 апр | 2039 | 17 апр | 10 апр |
1952 | 20 апр | 13 апр | 1996 | 14 апр | 07 апр | 2040 | 06 мая | 01 апр |
1953 | 05 апр | 1997 | 27 апр | 30 мар | 2041 | 21 апр | ||
1954 | 25 апр | 18 апр | 1998 | 19 апр | 12 апр | 2042 | 13 апр | 06 апр |
1955 | 17 апр | 10 апр | 1999 | 11 апр | 04 апр | 2043 | 03 мая | 29 мар |
1956 | 06 мая | 01 апр | 2000 | 30 апр | 23 апр | 2044 | 24 апр | 17 апр |
1957 | 21 апр | 2001 | 15 апр | 2045 | 09 апр | |||
1958 | 13 апр | 06 апр | 2002 | 05 мая | 31 мар | 2046 | 29 апр | 25 мар |
1959 | 03 мая | 29 мар | 2003 | 27 апр | 20 апр | 2047 | 21 апр | 14 апр |
1960 | 17 апр | 2004 | 11 апр | 2048 | 05 апр | |||
1961 | 09 апр | 02 апр | 2005 | 01 мая | 27 мар | 2049 | 25 апр | 18 апр |
Главный недостаток юлианского календаря
Юлианский календарь, до сих пор поражающий воображение своей простотой, был введен Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры. Он должен был решить расхождение между традиционным египетским календарем, в котором всегда было 365 дней в году, и периодом прохождения Солнца между двумя точками равноденствия (момента, когда центр Солнца пересекает небесный экватор). Он составляет 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Юлианский календарь предложил исправить это расхождение, добавляя каждые 4 года 1 дополнительный день. Такой год стал называться високосным, и длится он 366 дней. Юлианский календарь при всей своей простоте содержал в себе одну ошибку. Раз в 128 лет расхождение между реальными точками весеннего и зимнего равноденствия и календарной датой по юлианскому календарю составляло 1 день. Иными словами, каждые 1280 лет точка равноденствия будет смещаться на 10 дней. Рано или поздно мог бы настать момент, когда на календаре у нас в стране было бы первое января, и за окном бы весело щебетали птицы; а в далеком будущем мы бы встречали новый год по юлианскому календарю в летнюю жару.
Папа Григорий XIII постановил: 4 октября 1582 года прибавить 10 суток и считать следующий день 15 октябрем. Сделал он это для того, чтобы исправить ошибку юлианского календаря (1 день в 128 лет) и вернуть «правильную» с астрономической точки зрения пасхалию. Нетрудно заметить, что за время, прошедшее с момента григорианской реформы, расхождение между календарями достигло 13 дней. Произошло это вот почему. В Григорианском календаре последний год века не является високосным, если он без остатка делится на 400. В юлианском же календаре високосные годы строго следуют один раз в 4 года. В результате, к 2100 году расхождение между календарями достигнет не 13, а 14 дней, и нашим потомкам придется праздновать Рождество уже не 7, а 8 января по новому стилю.
Таким образом, юлианский календарь отстает от григорианского, следовательно, весеннее равноденствие по календарю нашей Православной Церкви наступает позже на 13 дней. И если полнолуние наступает в течение этих 13 дней, то у католиков наступает Пасха. У православных же это полнолуние не считается весенним, поскольку оно случается до весеннего равноденствия (однако по григорианскому равноденствие уже наступило). Православные ждут следующего равноденствия, и только тогда празднуют Пасху — Светлое Воскресение Христово.
У евреев, как было сказано, свой солнечно-лунный календарь, основанный на метоновом цикле, отличный от юлианского и григорианского. В нем равноденствие — 26 марта. А поскольку в каждые 19 лет полнолуние случается трижды в период между 21 и 26 марта, то оно для католиков является весенним, а для иудеев — нет. Тогда католическая Пасха бывает в марте, а еврейская (Песах) — в апреле (после следующего полнолуния, которое евреи уже считают весенним).
Православные, руководствуясь апостольскими постановлениями и Священным Писанием, считают празднование христианской Пасхи перед еврейской недопустимым. Получается, что католическая Пасха может быть до еврейской, а православная Пасха однозначно может быть только после еврейской.
Православный метод вычисления Пасхи имеет явное преимущество: в нем невозможно празднование Пасхи до Песах, что соответствует Писанию и апостольским установлениям. Седьмое апостольское правило звучит так: «Аще кто, епископ, или пресвитер или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен из священного чина».
Католическая Пасха, несмотря на большую астрономическую точность, не всегда соответствует Священному Писанию, так как все евангелисты сообщают, что Господь воскрес после еврейской Пасхи.
Математический метод определения даты Пасхи
Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1 (с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1 апреля (Юлианского календаря).