Как узнать жилищный фонд
Просмотр информации об объекте жилищного фонда
Для просмотра информации об объекте жилищного фонда необходимо размещение информации в Реестре лицензий.
Чтобы попасть в реестр объектов жилищного фонда, выберите вкладку «Объекты управления», а выпадающем списке – строку «Объекты жилищного фонда»
Откроется форма поиска, в которой можно найти необходимый адрес.
Ниже будут расположены результаты поиска по введённым параметрам. Здесь можно увидеть основные характеристики домов.
Для просмотра информации об объекте жилищного фонда нажмите на ссылку
«Информация об объекте жилищного фонда» или на соответствующую пиктограмму дома в блоке информации об объекте жилищного фонда. Откроется страница с информацией о доме.
Если нажать на выпадающий список «Общие данные», можно увидеть подробное описание конструктивных элементов МКД, земельного участка, площади здания по параметрам, процент износа, количество помещений разного типа и т.д.
Нажав на кнопку «Операции» можно выгрузить информацию с Реформы ЖКХ, посмотреть информацию по данным из Росреестра.
Для просмотра истории событий по дому нажмите на кнопку «Просмотреть историю событий». Отдельно можно перейти на вкладки информации о подъездах и помещениях.
Здесь же располагается информация о проведённых технических осмотрах – вкладка «Оценка состояния», описание конструктивных элементов, инженерных сетей и лифтов – вкладка «Описание объекта жилищного фонда».
Что можно узнать о многоквартирном доме в Подмосковье на портале госуслуг
Раздел «Дома» на портале госуслуг Подмосковья
Жильцам многоквартирных домов часто приходится оперативно решать массу различных вопросов – искать информацию об управляющей компании, подавать жалобы в связи с плохим отоплением или антисанитарией, узнавать график отключения воды. На портале государственных и муниципальных услуг (РПГУ) Московской области есть отдельный раздел, посвященный оперативному поиску информации о конкретном многоквартирным доме и решении проблем, связанных с его содержанием. О том, чем полезен жителям Подмосковья раздел «Дома» на портале госуслуг, читайте в материале портала mosreg.ru.
Паспорт дома, жалобы и доска объявлений
Раздел «Дома» на портале госуслуг Подмосковья
Перед началом работы с разделом «Дома» на портале госуслуг необходимо ввести адрес многоквартирного дома, расположенного на территории Подмосковья. После этого все внутренние вкладки персонализируются и выдают информацию применительно к интересующему объекту.
Одна из вкладок называется «Паспорт дома». Там в разделе «Основная информация» размещены такие данные, как год начала эксплуатации, год последнего ремонта, класс энергоэффективности, серия дома, этажность, количество квартир, общая площадь жилых и нежилых помещений, количество подъездов, лифтов, лестниц и секций, тип кровли, материал наружных стен, площадь лестничных маршей, площадок, технического подвала и чердака и много другой информации. Также в отдельной вкладке размещаются фотографии указанного многоквартирного дома.
В разделе «Управление» публикуются все данные об управляющей организации. В разделе «Обслуживание» можно узнать контакты организаций, ответственных за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и лифтовое оборудование в доме. В разделе «Уборка территорий» опубликован минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Отдельно в разделе «Дома» присутствует вкладка «Жалобы по дому». Пользователю предлагается сообщить о низкой температуре в квартире, антисанитарии в подъезде или лифте, затоплении квартир и подвальных помещений или других проблемах. Из вкладки пользователя автоматически переводят в нужный раздел портала «Добродел», с помощью которого окончательно формируется обращение.
Также отдельно вынесена вкладка «Доска объявлений дома». Здесь есть форум для общения соседей, обсуждения инфраструктуры района (парки, детские сады, магазины) и работы управляющей компании, а также информация о встречах и собраниях собственников жилья.
Капремонт, налог на квартиру и график отключения горячей воды
Раздел «Дома» на портале госуслуг Подмосковья
Вкладка «Капитальный ремонт» позволяет узнать общее количество средств, собранных собственниками помещений на проведение капитального ремонта в указанном многоквартирном доме. С помощью вкладки «Налог на квартиру» можно узнать сумму налога на владение помещением исходя из его рыночной стоимости. Здесь приводится подробный алгоритм расчета.
Название вкладки «График отключения горячей воды» говорит сам за себя. Владение такой информацией позволит собственникам квартир лучше планировать свое время, в том числе и досуг, – например, на время отключения горячей воды можно взять отпуск и поехать на дачу или за границу.
Ветхое жилье и задолженность по коммунальным платежам
Раздел «Дома» на портале госуслуг Подмосковья
Еще один сервис в разделе «Дома» позволяет проверить, находится ли указанный дом в зоне риска. Сервис автоматически производит поиск введенного адреса в реестре ветхого жилья и мгновенно сообщает пользователю результаты.
Также в данном разделе есть два отдельных сервиса, первый из которых позволяет узнать задолженность по оплате газа, а также внести показания приборов учета газа для расчета начислений, а второй предназначен для информирования о задолженности по всем остальным видам коммунальных платежей. Чтобы воспользоваться этими сервисами, достаточно ввести номер лицевого счета.
Не менее полезный сервис – информирование о готовности указанного дома к зиме. С его помощью можно узнать о том, в каком состоянии находятся ключевые показатели: жилищный фонд, котельные, тепловые, водопроводные и канализационные сети, запасы топлива.
Как узнать, квартира в собственности или муниципальная?
– Как узнать, квартира в собственности или муниципальная? Хотим оформить жилье в аренду с последующим выкупом. Нужно ли согласие супруга на заключение такого договора?
Отвечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева:
Собственника квартиры можно проверить при помощи выписки из ЕГРН. Оформить такую выписку легко на сайте Росреестра. Кроме того, с данным вопросом можно обратиться в местную администрацию.
Отвечает ведущий эксперт по продаже недвижимости Buybuyhouse Марина Лашкевич:
На данный момент непонятно, про чьего супруга идет речь в вопросе — покупателя или продавца недвижимости. Если покупателя — все зависит от того, как вы будете распределять доли в приобретаемом имуществе и кто будет платить за наем. Если супруг платит, как минимум, требуется его согласие, а лучше оформить на него договор, если его официальные доходы это позволяют.
Если речь о супруге продавца квартиры, важно понимать, кто владеет имуществом.
Узнать статус объекта недвижимости можно следующим образом:
И то, и другое ведомство предоставит вам информацию в установленные законодательством сроки.
Отвечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов:
Узнать, в чьей собственности находится квартира, можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласия супруга на приобретение квартиры не нужно, поскольку в этом случае действует режим совместно нажитого имущества (при отсутствии брачного договора). А вот на продажу такое согласие обязательно нужно.
Отвечает управляющий партнер Legal Lab Pro Татьяна Петренко:
Если предстоит покупка жилья, проверка объекта — необходимая процедура. Для этого нужно пойти в МФЦ и заказать выписку из Единого реестра на недвижимые объекты. Услуга платная. Разумеется, надо знать адрес квартиры, которой вы интересуетесь. Процедура установления собственности занимает, в среднем, 3–5 дней.
По поводу второго вопроса: помните, арендовать с правом выкупа можно жилье, находящееся только в частной собственности у физического или юридического лица. Для этого нужно заключить договор, который регистрируется у нотариуса или сдается в Росреестр. Но прежде чем поставить подпись, необходимо проверить семейный статус продавца.
Если он в браке, требуется нотариально заверенное согласие второго супруга на сделку купли-продажи. Если нет — можно, к примеру, запросить свидетельство о разводе.
Отвечает ведущий юрисконсульт юридической службы ИНКОМ-Недвижимость Ольга Кладкова:
Права собственности на недвижимое имущество регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Узнать информацию о том, кто является собственником объекта недвижимости, можно посредством получения соответствующей выписки из ЕГРН. Получить такую выписку может любое лицо, обратившись в МФЦ, а также через порталы Росреестра или Федеральной кадастровой палаты.
Что касается необходимости получения согласия супруга на заключение договора аренды объекта недвижимого имущества с последующим выкупом — согласие супруга арендодателя будет необходимо, если объект является общей собственностью супругов (совместно нажитым имуществом). Согласие супруга потребуется и в том случае, если договор аренды будет подлежать обязательной государственной регистрации.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Покупка, аренда и льготное жилье: какие госуслуги Департамента городского имущества Москвы можно получить онлайн
Любые сделки с недвижимостью или землей — это всегда масса документов и согласований. В столице их оформлением занимается Департамент городского имущества Москвы. Сюда могут обратиться физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Департамент предоставляет 35 государственных услуг в сфере имущества, земли и жилья. Здесь можно встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, выкупить со скидкой земельный участок под индивидуальное жилищное строительство и оформить права собственности на уже арендуемое у города помещение для ведения малого бизнеса.
В последние годы для улучшения качества предоставления государственных услуг их переводят в электронный формат. Сегодня 24 из 35 госуслуг в сфере имущественно-земельных и жилищных отношений оказываются онлайн. Их можно получить на портале Мэра Москвы mos.ru.
«По статистике последних пяти лет количество обращений за госуслугами Департамента городского имущества стабильно превышает 100 тысяч в год. При этом все больше граждан выбирают услуги в электронном виде, отказываясь от бумажной альтернативы», — рассказывает заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
В 2015 году таких обращений было всего пять процентов, а в 2020-м — уже 26,3 процента. Каждый год расширяется список услуг, которые можно получить в электронном виде. «В 2015 году онлайн были доступны 13 госуслуг, в конце 2020 года — почти вдвое больше. В 2021 году все услуги в сфере имущественно-земельных и жилищных отношений будут доступны онлайн», — добавил Владимир Ефимов.
Электронные услуги и сервисы Департамента городского имущества помогает развивать Департамент информационных технологий. Полный список и условия их предоставления можно найти на странице ведомства на mos.ru.
Как отметили в Департаменте информационных технологий, работа по цифровизации государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений началась в столице в 2010 году, сейчас в онлайн-формат переведены практически все самые востребованные госуслуги.
Цифровая экосистема Москвы позволяет жителям, представителям бизнеса, индивидуальным предпринимателям и застройщикам разрешать практически любые вопросы онлайн, не выходя из дома или офиса. Оформление документов по вопросам недвижимости через mos.ru занимает не более 10 минут. Для удобства пользователей предусмотрено автозаполнение данных на основе профиля заявителя на портале, что позволяет сократить время на ручной ввод, а статус заявления горожане всегда могут отследить в личном кабинете.
От соцнайма до приватизации
Чаще всего москвичи обращаются в Департамент городского имущества за документами на квартиры и дома. Самая популярная услуга — получение информации о правах на жилье, зарегистрированное до 31 января 1998 года. В этот день вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента все данные о жилье стали фиксировать в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Квартиры и дома так и остались за своими хозяевами, но для подтверждения права владения необходимо получить справки и архивные копии документов. Их выдают в Департаменте городского имущества.
Кроме этого, горожане активно пользуются услугой ведомства, касающейся приватизации жилья. Приватизируя квартиру, владельцы получают право распоряжаться собственностью по своему желанию: продавать, сдавать в аренду, обменивать, дарить. С февраля 2017 года услуга стала бесплатной для всех граждан России бессрочно. За это время заключили порядка 50 тысяч договоров передачи квартир в собственность москвичей. На сегодня приватизировано более 90 процентов столичного жилого фонда.
На mos.ru горожане могут подробно узнать об условиях, документах, необходимых для получения жилищных услуг. Так, пользователи портала получают подробную информацию о заключении договоров социального найма.
По ним город передает москвичам помещения в пользование на неограниченный срок. Их можно сдать в поднаем, обменять на другие и даже зарегистрировать других жильцов. Продать или подарить такие помещения нельзя, совершать сделки с квартирой разрешат только после приватизации.
В договорах социального найма для жильцов квартиры или комнаты прописывают все нюансы: количество людей, характеристики помещений и так далее. Любые изменения должны быть зафиксированы в договоре, их вносят при помощи допсоглашений к основному документу. Подробная информация об этом также размещена на mos.ru.
Поменять квартиру по договору соцнайма можно только на жилье такого же статуса. Для этого необходимо сначала получить согласие на обмен, а после оформить новый договор.
Впрочем, жилье можно и вернуть городу — деприватизировать. Информация об этом размещена на странице услуги «Передача гражданами приватизированного жилья в собственность города Москвы».
Услуги для очередников
Очередь на улучшение жилищных условий в Москве за десятилетие сократилась почти в три раза: со 137 тысяч семей в 2010 году до 50 тысяч к декабрю 2020-го. Город на разных условиях предоставляет квартиры и дает субсидии на покупку или строительство жилья.
Дождавшись очереди, можно бесплатно получить жилье по договорам социального найма и мены. Быстрее всех квартиры получают инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, люди, уволенные с военной службы, а также те, кто занимает непригодное для проживания жилое помещение. Кроме социальной квартиры, по городским программам очередники могут получить субсидии на приобретение или строительство жилья или купить его по льготной цене.
Почти все эти этапы проходят через Департамент городского имущества. С его помощью можно встать в очередь на улучшение жилищных условий или заявить об изменениях в статусе или составе семьи, которая стоит на учете.
В Москве есть и альтернативные механизмы обеспечения жильем. Например, москвичи, состоящие на жилищном учете, могут подать заявление на субсидию, купить жилье у города на специальных условиях для очередников или получить квартиру от города по договору социального найма.
Город также оказывает дополнительную помощь москвичам, требующим особой социальной поддержки и состоящим на жилищном учете. Например, семьям, в которых кто-то пользуется инвалидным креслом, в социальный наем предоставляют специально оборудованные квартиры. В них более широкие коридоры, большие санузлы с поручнями и гидравлическими устройствами. Оконные ручки, выключатели и розетки расположены ниже стандартных, а на балконах нет порожка. Узнать, как обратиться за услугой и что для этого нужно, также можно на mos.ru.
Помимо этого, департамент может изменить статус помещения: перевести нежилое в жилое и обратно.
Построить дом
С апреля 2020 года у жителей Москвы появилась возможность заметно сэкономить на жилье, построив дом. Теперь можно приобрести землю у города под индивидуальное жилищное строительство за 40 процентов от кадастровой стоимости. К декабрю москвичи успели выкупить со скидкой 30 участков общей площадью 2,7 гектара на сумму 46,4 миллиона рублей. Льгота помогла им сэкономить 69,6 миллиона рублей.
Пользоваться скидкой могут только физические лица, владеющие недвижимостью на участках, которые разрешено использовать для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства. Для таких сделок есть отдельная госуслуга, ее можно получить бесплатно в любом подразделении службы одного окна департамента или на mos.ru. С заявителем заключается договор купли-продажи. Если услуга оформляется в электронном виде, то договор может быть подписан электронной подписью. С физическими лицами договоры заключаются как в электронном, так и в бумажном виде, для юридических лиц вариант только один — цифровой договор.
Целый список госуслуг существует для арендаторов земли, поскольку любые манипуляции с капитальными строениями на арендованных участках должны быть прописаны в соответствующих договорах. Так, соглашения корректируют при проектировании, строительстве и реконструкции зданий. Если нужно провести на участок инженерные коммуникации, потребуется отдельное разрешение. Этой услугой москвичи пользуются все чаще. С 24 декабря 2020 года ее перевели исключительно в электронный вид.
Льготы для бизнеса
Обзавестись недвижимостью по льготным ценам могут малые и средние предприниматели. С 2017 года в Москве действует программа специализированных торгов по аренде нежилых помещений. Начальные ставки на таких аукционах льготные. Для подвальных помещений стартовая цена равна одной тысяче рублей за квадратный метр в год, для объектов на первом этаже и выше — 4,75 тысячи рублей за квадратный метр в год. В прошлом году на подобных торгах бизнесмены заключили 520 договоров аренды на недвижимость площадью почти 57 тысяч квадратных метров.
При соблюдении ряда условий арендаторы могут выкупить помещение без торгов. С 2011 года по упрощенной схеме город заключил семь тысяч договоров купли-продажи нежилой недвижимости площадью 1,45 миллиона квадратных метров на сумму около 150 миллиардов рублей.
Точка на карте
По закону у каждого объекта должен быть собственный адрес. Его присваивают земельным участкам, жилым строениям, помещениям, коммерческим зданиям и постройкам, недостроенным объектам, а также участкам под жилищное строительство, землям садоводческих товариществ и даже машино-местам. Адреса вносят в специальную информационную систему и используют в том числе для предоставления госуслуг или почтовой связи.
В 2016 году появилась специальная государственная услуга «Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации». До этого адреса помещениям, в том числе квартирам в жилых домах, не присваивали. Их получали только сами строения, а помещения учитывались в технических планах бюро технической инвентаризации. Департамент городского имущества сам провел адресацию квартир в границах так называемой старой Москвы, а это более трех миллионов объектов, или 99 процентов всего жилого фонда.
Проверить, есть ли у вашей недвижимости адрес, можно на сайте Федеральной информационно-адресной службы или в адресном реестре объектов недвижимости на портале открытых данных. Кроме того, информацию проверяет специальный сервис при заполнении электронного заявления на адресацию.
Адрес можно не только присвоить, но и аннулировать. Это происходит при снятии объекта с кадастрового учета, например при разрушении или сносе здания.
Предоставление жилых помещений жилищного фонда г. Москвы
Предоставление жилых помещений жилищного фонда города Москвы с использованием денежных средств заявителя по льготным ценам.
Государственная программа города Москвы «Жилище».
Программа позволяет улучшить жилищные условия жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, и заключается в предоставлении жилых помещений по договорам купли-продажи или мены (в том числе с использованием кредитных средств) по льготной стоимости. Жилые помещения предоставляются из жилищного фонда города Москвы по льготным ценам, которые существенно ниже рыночных.
Расчет выкупной стоимости жилья осуществляется по следующей формуле:
С = Ссерии * Ктер * Кизн * Ккомн * Плщд * Кльгот, где
Ссерии – средняя стоимость строительства 1 кв. метра площади жилых помещений в жилых домах по сериям для государственного заказа г. Москвы на год, в котором осуществляется определение выкупной стоимости жилого помещения;
Ктер – коэффициент, учитывающий месторасположение жилого помещения;
Кизн – коэффициент, учитывающий снижение потребительских качеств жилого помещения;
Ккомн – коэффициент, учитывающий продажу жилого помещения, являющегося комнатой (комнатами), либо доли (долей) жилого помещения;
Плщд – площадь жилого помещения, предоставленного гражданам, состоящим на жилищном учете в порядке улучшения их жилищных условий;
Кльгот – коэффициент, учитывающий количество полных лет пребывания гражданина на жилищном учете (чем дольше граждане состоят на жилищном учете, тем ниже стоимость жилого помещения):
-для пребывающих на жилищном учете 25 лет и более в размере 0,3;
-для пребывающих на жилищном учете от 20 до 25 лет в размере 0,5;
-для пребывающих на жилищном учете от 15 до 20 лет в размере 1;
-для пребывающих на жилищном учете от 10 до 15 лет в размере 1,5.
Таким образом, стоимость жилья, предоставляемого участникам программы, зависит от размера жилья, района, в котором оно расположено, типа постройки (индивидуальный или типовой проект здания), срока эксплуатации дома и степени износа, а также от количества лет нахождения граждан на жилищном учете.
Вы можете участвовать в программе, если:
Также семьями при приобретении жилых помещений может быть использован материнский (семейный) капитал.