Как узнать своего покровителя
Славянский гороскоп по богу-покровителю
Популяризация славянских истоков породила гороскоп бога-покровитель по дате рождения. Научных подтверждений такому календарю нет, но историки не опровергают факт принадлежности божеств к определенному периоду времени. Узнайте какой древнеславянский бог является защитником от бед, советчиком, указывающим правильный путь.
Как узнать своего бога-покровителя
По некоторым источникам, древние славяне пользовались аналогом современных гороскопов. Один из таких основывается на сопоставлении даты рождения и божества, что относят к конкретному периоду календаря.
То есть, у всех людей имеются славянские боги-покровители по дате рождения. Ангелов-хранителей в языческой традиции нет, эту роль берут на себя боги.
Выргонь с 1 по 10 декабря
Рожденные в это время люди отличаются независимостью, настойчивостью и уверенностью в себе. Они любят соревноваться и конкурировать. Это воинственные люди, никогда не упустят своего. Эгоцентричны и обладают фантазией. Любят комфорт, редко выбирают тяжелую работу.
Время Карачуна
В период с 11 по 23 декабря. Это подземный бог, покровитель зимы и холода. Карачуна предки представляли как нечто холодное, темное и беспросветное — как сама зима.
В его время день укорачивается — вплоть до 22–23 декабря, а температура воздуха снижается.
Родившиеся в это холодное время люди не обладают отменным здоровьем, необщительны, любят поворчать, отличаются раздражительностью. Но это не мешает добиться успеха в жизни. Они не умеют сидеть сложа руки и предаваться лени. Уживаются практически с любым человеком в браке, жизнь с ними спокойная и стабильная.
Одиночества такие люди, несмотря на необщительность, не переносят. Их главный враг — чрезмерная любовь к удовольствиям, что может лишить достигнутого упорным трудом.
Знак Перуна
Рожденным 24 декабря — 20 января людям покровительствует бог Перун. Это божество грозы и молний, имеет сходство с Зевсом. Его называют подателем мужской силы и воинской доблести. Перун — защитник мира Яви, сурово наказывающий за невыполнение правил и заповедей.
Согласно языческому гороскопу, люди под знаком Перуна — истинные воины. Он покровительствует тем, кто готов сражаться за родную землю и род. Это ответственные люди, готовы встать на защиту своих интересов, отличаются неистощимым запасом жизненной энергии. Их не интересует мнение окружающих, главное для таких личностей — справедливость.
Покровительство Рода
Так, богу Роду посвящен период с 21 января по 20 марта. Его предки считали прародителем всего сущего и отцом богов и людей. Род разделил мир на три части — Явь, Навь и Правь.
Люди Рода хорошие семьянины. Они умеют обеспечить стабильность во всех сферах жизни. В зрелом возрасте — это мудрецы, и они способны наставить на путь истинный. Они также хорошие психологи, умеют найти подход к любому человеку. Из таких личностей получаются замечательные педагоги. Привязчивы и покладисты, в личной жизни не испытывают серьезных проблем.
Время Ярила
21 марта по 20 апреля — покровитель бог Ярило. Это божество весеннего, молодого солнца. Его изображали молодым рыжеволосым всадником на белом коне. Каждый год приход Ярило обещает весеннее тепло и яркий солнечный свет пробудившегося от зимы солнца.
Рожденные в это время люди способны сохранять молодость до глубокой старости. Имеют крепкое здоровье и запас жизненных сил. Их излишек приводит к многочисленным любовным связям. Такие личности непостоянны и склонны к изменам. Они оптимистичны и избегают скуки. Эти люди упрямы и не отличаются ленью, поэтому к зрелому возрасту добиваются успеха.
Эмоции берут верх над их разумом, но это не мешает идти к цели. Тому, кому покровительствует Ярило, есть все — друзья, враги, деньги, любовники, дети, проблемы и удовольствия. У них насыщенная, яркая жизнь, и они получают от этого удовольствие.
Богиня Лада
Период с 21 апреля по 21 мая время Лады. Богини красоты, любви, добра и мира. Как богиня-мать Лада покровительствует семейному очагу и гармонии в доме. Она схожа с Богоматерью. Отождествляют Ладу и с Афродитой.
Потомки Лады стремятся к созданию семьи с детства. Они ценят семейный уют, а также способность обеспечить близких материально. Проявляться это по-разному, но все, что делают такие личности, ради семьи. Эти люди обладают чувством прекрасного, изящные и ранимые.
Рожденные во время Лады — гурманы. У них прекрасная интуиция, есть склонность к эмпатии. Они умеют сострадать и сопереживать, сентиментальны и чувствительны. Всегда в гармонии с природой, и этому учат детей, не испытывают проблемы с деньгами.
Покровительство Лели
С 22 мая по 2 июня — время Лели – богини весны и земледелия. Она покровительствует и любовным отношениям, но если Лада — богиня семейного очага, то Леля имеет отношение к началу романа. Ее предки изображали в виде высокой стройной и красивой девушки.
Потомки Лели добры и отзывчивы. С ними легко и приятно общаться. Это интересные личности, с ними не заскучаешь. Непредсказуемы и изменчивы. Предпочитают работать с людьми и умеют делать это качественно.
Период Купальницы
С 3 июня по 12 июля — период Костромы, дочери Купальницы и сестры Купалы. Это богиня изобилия и плодородия, имеет две ипостаси — девушка Кострома и русалка Мавка. Именно от имени ее русалочьей половины сущности произошли такие названия водной и лесной нечисти, как мавки и навки.
Как и покровительница, люди периода Костромы имеют двойственную натуру. Они практичны, целеустремленны и настойчивы, что позволяет добиться немалых жизненных успехов.
Жизнь таких личностей не ограничивается заработком денег и семьей. Они талантливы и увлекаются творчеством. Потомки Костромы любопытные и увлекаемые новыми идеями.
Рожденные под знаком Купала
6-7 июля — праздник Ивана Купалы. Купала — языческий бог, и праздник в его честь отмечался славянами до прихода христианства. Это бог лета, урожая, цветов и плодов, богатства и изобилия. Божество здоровья и жизненной силы.
Потомки Купалы стараются жить по установленным обществом правилам. Им подходят традиционные типы мировоззрения – жизнь по принципу «построил дом, посадил дерево, воспитал сына». Хозяйственные и практичные личности, твердо стоят на ногах, а не летают в облаках.
Любят порядок и щедры. Имеют много друзей и состоят в хороших отношениях с родственниками. Их дом — полная чаша даже тогда, когда доход невысок. Эти люди любят тепло и солнце и не жалуют зиму.
Знак Велеса
Рожденным с 8 по 22 июля покровительствует Велес — скотий бог. Хозяин дикой природы и властелин дорог, покровительствует путешественникам.
Велес — хозяин мира Нави, присматривает за миром людей, властелин времени и всего неопознанного, мистического, необъяснимого с точки зрения логики. Он посылает испытания при жизни, а после смерти человека выступает судьей. Велес имеет отношение к торговле и обретению богатства, обучению и поиску знаний, а также удаче.
Люди под знаком Велеса имеют легким характером и обычно нравятся окружающим. Они не любят вступать в конфликты и быть свидетелями выяснения отношений. Ценят каждый прожитый день и умеют наслаждаться всеми моментами молодости.
Уважают старость и почитают предков, с уважением относятся и к традициям. Обязанности соблюдать их не испытывают, делают это, поскольку считают традиционность правильной. Дети и семья — их главное сокровище. Такие люди зарабатывают честным способом и стараются не нарушать законов.
Покровитель Даждьбог
С 23 июля по 23 августа — время Даждьбога, дающего земные блага бога. Это солярное божество, один из нескольких покровителей дневного светила. Даждьбога называют «дающий долю». Согласно славянским легендам, он выбирает судьбу для человека. Даждьбога также считали покровителем брачной церемонии.
Людям этого периода свойствен царственный характер. Они великодушны и добры к окружающим, любят находиться в центре внимания. Это трудолюбивые и настойчивые личности, быстро добивающиеся жизненного успеха. В то же время эмоциональны и любят новые впечатления.
Семья для них – предмет гордости. Такой человек сделает все, чтобы нарядам супруги, достатку в доме и школьным успехам детей завидовали окружающие.
Время богини Майя
С 24 августа по 8 сентября управляет Майа, богиня мистических сил природы, осеннего урожая и изобилия. Символы богини — зрелые колосья и спелые плоды.
Люди знака Майа ожидают заботы и внимания от окружающих. Они ранимы и любят чистоту отношений, ценят верность и непорочность.
Чуткие личности, понимают настроение собеседника с полуслова, тактичны и обладают природным чувством меры. Последнее не дает им стать жертвой злоупотреблений. Эти люди ценят ощущение гармонии и покоя. Избегают конфликтов и обладают покладистым нравом. Консервативные личности, их сложно обучать новому. Они альтруисты и любят помогать окружающим.
Рожаница
С 9 по 11 сентября — время Рожаниц – покровительниц деторождения и беременных женщин. Они также ответственны за судьбы людей. По ранним легендам, судьбы пишет Даждьбог, а по поздним – Рожаницы плетут их из особых нитей, подобно Норнам из северной мифологии.
Тем, кому покровительствуют Рожаницы, гармоничны и спокойны. Их сложно вывести из себя. Ответственные личности, они не нарушают данных обещаний. Им доверишь любое дело. Потомки Рожаниц трудолюбивы, и, если это качество ценится начальством, способны заработать целое состояние.
Макошь
Люди этого покровителя добиваются успеха, когда сумеют побороть лень. От природы они дипломатичны, мудры и немногословны. Спокойствие и скромность — добродетели таких личностей. Заботливы по отношению к близким, хозяйственны, ценят домашний уют и семейные отношения. У них с детства интерес к рукоделию.
Сварожич
С 28 сентября по 15 октября — день Сварожича, сына Сварога, бог земного огня, войны и победы. Он покровительствует и земной стихии.
Потомки Сварожича умны и склонны к аналитике. Предпочитают придерживаться баланса и равновесия во всех сферах жизни. Они довольно романтичны, несмотря на привычку доверять логике, а не чувствам. Связывают судьбу только с человеком, к которому испытывают чувства. В поисках второй половинки готовы провести часть жизни.
Богиня Мара
Люди этого периода сильны духом. Не умеют идти на компромисс. Считают, что существуют два мнения — их и неправильное. Это самодостаточные личности, ценят власть. Бывают жестокими. Когда речь идет о представительнице прекрасного пола, ее называют роковой дамой. Люди с покровительством Мара живут долго и отличаются отменным здоровьем.
Семаргл
Период с 2 по 8 ноября принадлежит Семарглу. Он препятствует проникновению зла в мир людей, охраняет вход в него из иных измерений. Семаргла предки считали божеством Луны и Огня, хранителем дома и посевов. По легендам, живет среди людей.
Люди под покровительством Семаргла с рождения имеют дух воина. Они готовы штурмовать вершины и побеждать. В семейных отношениях такие личности заботливые, ценят искренние чувства, хранят верность второй половине. У них развита интуиция, и опасность они чувствуют на расстоянии, что помогает сохранять благоразумие и избегать неприятностей.
Такие люди умеют подать себя, отличаются внимательностью и наблюдательностью. Исполнительны и надежны, что дает возможность добиться жизненных успехов в зрелом возрасте.
Период Скипера
Временем с 9 по 30 ноября распоряжается Скипер-зверь. Он пришел на земли Руси, когда Перун был младенцем. Скипер-зверь — предводитель змей и существ из потусторонних измерений и мира Нави.
Скипер-зверь, как и славянские боги, решил покровительствовать людям. Рожденные в это время, скептичны и недоверчивы. Поскольку змея – символ мудрости, это качество им также присуще. Осторожные личности, умеют разглядеть темные стороны поступков окружающих. Не верят в добродетели и считают, что за каждым положительным поступком скрывается – личная выгода.
Почитают старших и следуют традициям. Люди Скипер-зверя сильны в психологическом воздействии. Разбираются в мотивах поступков людей и имеют врожденную склонность к гипнозу и телепатии. Это хорошие друзья, но и страшные враги.
Славянский гороскоп — спорная тема для разговора. Но стоит ознакомиться с ней: знание тотема, системы чертогов и бога-покровителя полезно для каждого. Оценят эту возможность практикующие маги, им контакт со своим внутренним животным принесет немало пользы.
СВЯТОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ: КАК ВЫБРАТЬ ПРИ КРЕЩЕНИИ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕГО СВЯТОГО ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ
Если вашему ребёнку в скором времени предстоит великий праздник – Крещение, то необходимо заранее подумать о выборе небесного покровителя для малыша.
Выбор святого покровителя для младенца
Если же у малыша ещё нет имени, то его небесным покровителем может стать святой, в день почитания которого ребёнок родился. В этом случае малыша нарекают именем его Небесного заступника.
Также вы можете крестить дитя в день определенного святого, которого и выбрать в качестве святого покровителя. Как и в первом случае, ребёнок получит то же самое имя, что и выбранный для него небесный заступник.
Выбор святого покровителя для взрослого человека
Если в Церковь вы пришли в сознательном возрасте, то вы можете самостоятельно выбрать своего Небесного покровителя. Руководствоваться здесь можно несколькими соображениями:
Как и в случае с Крещением младенцев, вы можете выбрать одноименного святого, чей день памяти следует сразу за вашим днём рождения.
Если у вас уже есть излюбленный святой, чью помощь вы чувствуете в минуты отчаяния – вы можете считать его своим небесным покровителем даже в том случае, если его имя не совпадает с вашим.
Кроме того, взрослый человек волен выбирать своего святого заступника, исходя из рода своей деятельности. Практически для каждой профессии существуют небесные покровители – все эти святые в земной жизни были так или иначе связаны с подобной работой (например, Лука Крымский был врачом и сегодня покровительствует тем, кто трудится в медицинской сфере).
Как узнать своего святого покровителя?
Если вы были Крещены в младенчестве и не знаете своего святого покровителя – его можно определить по православному календарю, который называется «святцы». В этом календаре вам необходимо найти святого, имя которого совпадает с вашим. Если он всего один – то именно этот святой является вашим покровителем. Если святых с вашим именем несколько, то покровителем следует выбрать того, чей день памяти идёт сразу после вашего дня рождения.
Как выбрать или узнать святого покровителя, если вашего имени нет в православном календаре?
В последнее время в моду вошли имена, которые не встречаются в православном календаре. Если вы или ваш ребёнок являетесь обладателем такого редкого имени, то выбрать святого покровителя можно несколькими способами:
Для чего нужен небесный покровитель и как с ним «общаться»?
В русской православной традиции ребёнку давали имя (а почти все дети на Руси были крещенными) в честь святого. Таким образом, с малолетства дитя было под покровительством своего Небесного заступника и ощущало себя частью большой духовной семьи – Церкви.
Небесный покровитель становился для человека наставником, помощником и утешителем в горестях. А именины (дата поминовения святого) праздновались с большим размахом, чем собственный день рождения! В этот день обязательно посещалась церковь, и заказывался молебен в честь небесного покровителя.
Конечно, «общение» со святым заступником не должно ограничиваться посещением храма один раз в год. К нему следует приходить, когда в нашей жизни случаются трудности, чтобы попросить помощи, и когда случаются радости – чтобы прочитать благодарственную молитву. Именно поэтому очень хорошо иметь дома икону своего небесного покровителя, чтобы вести «духовный диалог» всякий раз, когда в этом возникает потребность.
Именины и христианские имена
Христианские мужские имена:
Христианские женские имена:
Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
Обязательно ли называть ребенка именно по календарю?
Церковный устав не содержит строгого предписания называть детей именами только тех святых, чья память совершается в день рождения ребенка.
Подобная практика является делом сугубо личного благочестия родителей. Возможно, она связана с тем, что верующие родители, как правило, знают каких святых вспоминает Церковь в данный день (для этого существует Церковный календарь), соответственно, они знают, кому молятся и в тот день, когда на свет появляется их чадо. Поэтому они особо усердно обращаются именно к этим святым.
Опять же отметим: если родители хотят назвать сына или дочь именем, которое им очень нравится или, например, в честь кого-то из предков, но при этом память святого, носящего такое имя, совершается не в ближайшее время, в этом не будет ничего предосудительного. Главное, чтобы и родители, и в будущем – сам ребенок, не забывали молиться тому небесному покровителю, имя которого они избрали для своего ребенка.
Как определить день именин
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8‑й день по рождении ребенка. См. Наречение имени
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.
Именины и День Ангела
Иногда именины в просторечии называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину святых покровителей иногда образно называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван.
При Крещении человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени нет в святцах
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.
Молитва своему святому
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Святоотеческие высказывания о именинах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому».
святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Антоний, митрополит Сурожский
История и символика празднования именин
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20–30‑х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: “как на … именины испекли мы каравай”. Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: Таинство крещения попытались заменить на “октябрины” и “звездины”. Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, “почетные родители”, иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с “пережитками” доходила до анекдотических крайностей: так, в 20‑х годах цензура запретила “Муху-Цокотуху” К. Чуковского за “пропаганду именин”.
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день “телесного” рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели “малое” имя, известное всем, и “большое”, которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Имя могло изменяться с возрастом. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские “молочные” имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Переосмысление этой традиции можно увидеть в монашестве, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов (“чертыхаться”): таким образом можно было накликать “недобрую силу”. Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это “неизреченное Имя”, священная тетраграмма, которую можно перевести как “Я есмь, Который есмь”. По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие “неизреченное Имя”: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, “человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово”.
Предназначением христиан является святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже “реализовалось” в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, “помощника”, “молитвенника”. С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один “избранный народ”.
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православии не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: “прозвищное” имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские “прозвищные” имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: “нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества”.
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания “дехристианизации” именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись “красные святцы”, выдумывались новые, “революционные” имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего “социалистического лагеря”) продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: “имена не придумаешь”, в том смысле, что они “наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев”.
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но “дехристианизация” и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство “массовых культур” — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.