Как узнать ширину дороги
Ширина полосы движения по ГОСТ
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.
Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:
Ширина полосы за городом
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.
Ширина полосы движения в городе
Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Что делать с полосами неправильного размера?
Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.
Однако в некоторых случаях имеет смысл «разобраться» с неправильной разметкой на проезжей части.
Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.
Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.
Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:
Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).
Как узнать ширину дороги
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Основные параметры и требования
Classification of automobile roads. General parameters and requirements
Дата введения 2006-05-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»
2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст
1 Область применения
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
3 Классы автомобильных дорог
3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
— дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
— имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
4 Категории автомобильных дорог
4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
— количества и ширины полос движения;
— наличия центральной разделительной полосы;
— типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
Класс автомобильной дороги
Катего- рия автомо- бильной дороги
Общее количество полос движения
Ширина полосы движе- ния,
м
Центральная раздели- тельная полоса
Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками
Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями
Доступ
на дорогу
с примыкания в одном уровне
Как узнать ширину дороги
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
УЛИЦЫ, ДОРОГИ И ПЛОЩАДИ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дата введения 1963-07-01
ВНЕСЕНЫ Министерством коммунального хозяйства РСФСР и Академией строительства и архитектуры СССР
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1962 г.
ВЗАМЕН главы СНиП II-Д.7 издания 1954 г. и СН 80-60
Глава СНиП II-К.3-62 «Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования» разработана Гипрокоммундортрансом МКХ РСФСР с участием Академии коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова, Мосинжпроекта ГлавАПУ Мосгорисполкома, Гипросельхоза Главсельстройпроекта при Госстрое СССР, НИИ градостроительства и районной планировки АСиА СССР.
С введением в действие настоящей главы утрачивают силу: глава II-Д.7 СНиП издания 1954 г., а также «Нормы и технические условия проектирования городских улиц, дорог и площадей» (СН 80-60), утвержденные Госстроем СССР 4 января 1960 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормы и правила настоящей главы распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых улиц, дорог и площадей населенных мест (городов, поселков городского типа и сельских населенных мест).
1.2. Нормы содержат требование на проектирование основных элементов улиц, дорог и площадей населенных мест:
проезжие части (включая земляное полотно);
тротуары, пешеходные дорожки, посадочные площадки на линиях общественного транспорта;
зеленые насаждения, разделительные полосы и островки;
инженерные подземные сети;
водостоки и снегоудаление;
1.3. Классификацию улиц, дорог и площадей по транспортно-эксплуатационным и планировочным показателям и установление общих ширин улиц и дорог в пределах красных линий застройки осуществляют в соответствии с главой СНиП II-К.2-62.
1.4. Состав, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым осуществляют строительство новых, а также расширяемых или переустраиваемых улиц, дорог и площадей, определены инструкцией по разработке проектов и смет.
1.5. При проектировании улиц, дорог и площадей населенных мест, расположенных в районах Крайнего Севера, вечной мерзлоты и в сейсмических районах, а также в условиях особых свойств грунтов (макропористых, засоленных и проч.), необходимо учитывать дополнительные требования соответствующих норм и технических условий.
1.6. Улицы и дороги населенных мест по своему назначению разделяют согласно табл.1.
Улицы и дороги населенных мест
Наименование улиц и дорог
Основное назначение улиц и дорог
Скоростная транспортная связь удаленных районов населенного места между собой, с крупными промышленными районами за пределами населенного места и с автомобильными дорогами общей сети с развязкой движения в разных уровнях и обеспечением непрерывности движения транспорта
Транспортная связь между жилыми, промышленными, складскими районами, а также с центром населенного места, объектами общегородского значения (вокзал, парк, стадион и др.), со скоростными дорогами и автомобильными дорогами общей сети, с развязкой движения в одном или разных уровнях
Местные транспортные связи в пределах жилых и промышленных районов, транспортная связь жилых и промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами
Улицы и дороги местного движения:
Транспортная и пешеходная связь микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными улицами
промышленных и складских районов
Транспортная и пешеходная связь отдельных промышленных предприятий и складов с магистральными улицами
Транспортная связь внутри микрорайонов и с улицами местного движения; подъезды к отдельным объектам промышленных районов
Пешеходная связь в микрорайонах и жилых районах с местами приложения труда, отдыха и общественными центрами, пунктами культурно-бытового обслуживания, с остановочными пунктами общественного транспорта. Прогулочные аллеи в парках и лесопарках
Примечание. Отсутствующие в настоящей главе СНиП расчетные параметры, конструктивные решения и другие данные для дорог населенных мест следует принимать согласно главе СНиП II-Д.5-62.
1.7. Расстояние от края проезжей части скоростной дороги до границы жилой застройки следует принимать не менее 50 м с обязательным устройством озелененных полос.
1.8. Пересечения скоростных дорог с другими улицами и дорогами, а также пропуск пешеходов через скоростные дороги устраивают только в разных уровнях.
На первую очередь строительства на скоростных дорогах допускают устройство отдельных пересечений в одном уровне при условии выделения резервных территорий, обеспечивающих устройство в последующем развязки движения в разных уровнях.
Транспортное обслуживание застройки, ближайшей к скоростной дороге, осуществляют путем устройства отдельных проезжих частей с односторонним направлением местного движения с каждой стороны дороги.
1.9. Проезды в микрорайонах следует проектировать с учетом их использования в период строительства для доставки строительных материалов и конструкций, обеспечивая возможность монтажа зданий с транспортных средств, в соответствии с указаниями III части СНиП «Организация и технология строительного производства».
1.10. Площади, в зависимости от их назначения, разделяют согласно табл.2.
Главные площади населенного места
Преимущественно для движения транспорта, обслуживающего административные и общественные здания и сооружения, расположенные в пределах площади, а также для проведения демонстраций и парадов
Площади жилых и промышленных районов
Преимущественно для развязки движения в местах скопления транспорта
Площади перед театрами, клубами, стадионами и другими общественными зданиями
Для подъездов и подходов к общественным зданиям и сооружениям и быстрой эвакуации зрителей и посетителей из них, а также для пропуска пешеходных потоков и размещения стоянок автомобильного транспорта
Площади у торговых зданий и рынков
Для обеспечения удобных подъездов и подходов к торговым зданиям и размещения стоянок автомобильного транспорта
Для обеспечения необходимого транспортного и пешеходного движения с устройством подъездов и подходов к зданиям вокзалов (железнодорожных, автодорожных, морских и речных), а также для размещения стоянок автомобильного транспорта и остановок общественного транспорта
Для распределения транспортных потоков в местах пересечения или слияния магистральных улиц и дорог с большой интенсивностью движения всех видов городского транспорта с пересечением транспортных и пешеходных потоков в одном и разных уровнях
Для организации и распределения движения на подходах к мостам при выходе к ним двух или более улиц или дорог
1.11. Размеры площадей следует принимать в соответствии с проектами планировки и застройки населенных мест.
Проектирование транспортных и предмостных площадей в плане надлежит производить на основе предварительно разработанных схем организации движения транспорта и пешеходов, учитывающих характер и размер движения транспорта и пешеходов на примыкающих к площади улицах.
1.12. На транспортных площадях необходимо отделять часть площади, предназначенную для пропуска транзитного движения, от части площади, предназначенной специально для транспортного обслуживания зданий или группы зданий, выходящих на площадь.
Ширину проезжей части на площадях с кольцевым движением принимают согласно п.2.12 настоящей главы.
1.13. Размеры и состав элементов поперечного профиля улиц и дорог определяют с учетом категории улиц, характера и расчетной интенсивности движения всех видов транспорта и пешеходов, распределения проезжих частей, типа застройки, рельефа местности, способа отвода поверхностных вод, размещения подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов и др.
1.14. В состав поперечного профиля улиц входят: проезжие части, тротуары, полосы для защитных зеленых насаждений, для прокладки подземных инженерных сетей и сооружений, в необходимых случаях полосы для трамвайного движения, разделения движения разных направлений, а также полосы для проезжих частей местного движения и велосипедных дорожек.
1.15. Между проезжей частью и тротуарами проектируют специальные полосы для посадки деревьев и кустарников, расстановки мачт и опор контактной сети, размещения инженерных подземных сетей и для возможного сбора снега, убираемого с проезжей части и тротуаров.
1.16. С целью защиты зданий от шума, пыли и газов со стороны проезжей части следует предусматривать специальные полосы между тротуарами и линиями застройки для посадки деревьев и кустарников.
2. ПРОЕЗЖИЕ ЧАСТИ УЛИЦ, ДОРОГ И ПЛОЩАДЕЙ
2.1. Проезжую часть улиц, дорог и площадей, в зависимости от состава, размера, скорости и условий безопасности движения транспорта, проектируют общей для всех видов транспорта или же в виде самостоятельных конструктивно выделяемых полос, предназначенных для отдельных видов транспорта или для движения с разными скоростями или в разных направлениях.
2.2. Расчетные нагрузки и скорости движения при проектировании проезжих частей улиц, дорог и площадей принимают согласно табл.3.
Расчетные нагрузки и скорости движения
Руководство по проектированию:
ширина проезжей части
Jul 18, 2018 · 8 min read
1. Введение
При определении размеров городских улиц необходимо учитывать различные факторы: аспекты движения (функция дороги, транспортная нагрузка, пропускная способность, эффективность, безопасность движения, режим скорости, состояние дороги способность к нагрузкам), а также аспекты движения пешеходов (проектирование общественного пространства, качество пребывания, безопасность и привлекательность во всех направлениях).
Кроме того, важно создание транспортных зон в условия х эффективного использования пространства, а также экономической эффективности в строительстве и обслуживании. Согласно стандартам VSS поперечное сечение дороги или геометрический нормальный профиль получают из соответствующих ситуаций пересечения (разъезда)случаев столкновения. В некоторых случаях Встречаются случаи, когда два участника дороги встречаются друг с другом пересекают друг друга. Сечения дорог должны быть рассчитаны таким образом, чтобы эти встречи происходили по возможности без конфликтов. Для этого должны быть известны непосредственные габариты по ширине отдельных видов транспорта. Непосредственно на это завязаны другие конкретные характеристики профиля, в том числе скорость во время разъезда и габаритные размеры различных категорий транспортных средств и пешеходного и велосипедного движения.
В этом руководстве, основанном на различных стандартах, дан свод параметров (основные размеры, коэффициенты движения, безопасности и ожидаемая надбавка к типу дороги) различных участников дорожного движения на разных скоростях, данные составляются и иллюстрируются графически и фото примерами.
2. Определение требований к пространству
Для обеспечения бесконфликтного движения между двумя участниками дорожного движения основным параметром является ширина профиля дороги “в свету” (основной габарит). Размеры габаритного проем состоит из базового размера пользователя дороги (автомобиля, пешехода и так далее) и нескольких надбавок или коэффициентов. В стандарте VSS SN 640 201 указаны значения для соответствующего типа транспортного средства, а в таблицах приведены дополнительные параметры из стандарта, необходимые для расчета.
Поскольку этот документ посвящен именно размеру ширины проезжей части, показатели высот не учитываются и не обсуждаются.
2.1. Базовый размер (GA)
Все пользователи дорог имеют разные базовые размеры по ширине (GA), которые определены следующим образом:
2.2. Коэффициент движения или динамический габарит (B)
При расчете ширины дороги базовый размер дополняется коэффициентом движения, это динамический габарит возникающий во время движения. Он учитывает неизбежные отклонения транспортного средства от своей нормальной траектории при движении. Размер соответствующей надбавки зависит от скорости, а в случае велосипеда дополнительно зависит от наклона (см. Стандарт VSS SN 640 201). На более высоких скоростях отклонения от траектории оказывают большее влияние, поэтому коэффициент увеличивается.
Ниже приведены значения для коэффициента движения в разрезе скоростей.
2.3. Коэффициент безопасности (S)
В дополнение к коэффициенту движения необходимо включить и независимый от скорости дополнительный запас по ширине для обеспечения безопасности движения. Коэффициент добавляется с каждой из сторон.
2.4. Коэффициент встречного движения (G)
В зависимости от скорости вводится дополнительная коэффициент к ширине профиля улицы между встречными направлениями улицы. Этот буфер служит для снижения риска аварий при выезде на встречную полосу.
2.5. Минимальная ширина и Базовый габарит
Базовый габарит — это сумма основных размеров, коэффициентов движения, безопасности и надбавки за тип дороги.
Минимальная ширина — это минимальная ширина проезжей части без внешних надбавок коэффициента безопасности.
Улица может быть рассчитана только на минимальную ширину, если ни один внешний элемент (знак, дерево, бордюр) не будет выступать в этот размер.
На приведенном ниже рисунке схематически представлена структура этих терминов.
3. Габариты в зависимости от вида трафика
На дорогах в городе обычно встречаются следующие комбинации видов трафика:
Для определения ширины дороги нужно определить соответствующие случаи разъезда участников движения, их вероятность с учетом функции соответствующей дороги в дорожной сети, а также смежные виды использования.
Для определения ширины проезжей части может быть заложена как минимальная ширина, так и базовый габарит (ширина “в свету”). Важным фактором тут будут дополнительные особенности улицы: наличие обочины, выездов, понижения тротуара и другие элементы попадающие в зону движения. Они могут быть как задействованы при разъезде, так и наоборот предотвращать это — есть искусственные или естественные элементы дороги (стена, изгородь, опоры). В первом случае дорога может быть спроектирована в соответствии с минимальной шириной, а во втором — из расчета общего габарита “в свету”.
И коэффициент движения (динамический габарит) и коэффициент встречного движения, как указывалось выше, зависит от скорости. Вот почему случаи движения даны для различных городских ситуаций и дифференцированы по скорости (20, 30 и 50 км/ч).
Поэтому для определения ширины улицы важны оба значения — минимальная ширина и общий габарит, они подробно описаны в следующей таблице для разных видов встречного трафика и в зависимости от скорости.
• Минимальная ширина = GA1 + GA2 + 2*B1 + 2*B2 + S1 + S2 + G
• Общий габарит = GA1 + GA2 + 2*B1 + 2*B2 + 2*S1 + 2*S2 + G
Далее приведены примеры с иллюстрациями и основными размерами. Иллюстрации даны для скоростей в 20, 30 и 50 км/ч соответственно.
Ширина проезжей части: что важно знать?
Управление транспортным средством можно отнести к науке. Здесь есть свой свод правил, которые следует безукоризненно соблюдать. Автомобильная дорога в этом вопросе играть одну из первых ролей. Она состоит из комплекса сооружений и указателей и призвана обеспечить безопасное передвижение транспортных средств вне зависимости от времени года и погодных условий. Движение транспортных средств должно происходить только по полосе поверхности дорожного покрытия, которое принято называть проезжей частью. Любая дорога для автомобилей может состоять из таких элементов:
В случае с тротуаром вряд ли кто-то не поймет о чем идет речь. Каждый день все городские жители проходят по этой части дороги по своим делам и достаточно часто именно тротуары становятся местом разрастания конфликтов между пешеходами и автомобилистами. Как правило, тротуар отделяется от дорожного полотна некоторыми возвышенностями (бордюрами), наличием зеленых насаждений или бетонными плитами. К сожалению габариты многих современных авто довольно компакты и на тротуары им удается практически беспрепятственно передвигаться.
Трамвайные пути, разделительная полоса и обочина: что важно знать о них?
Трамвайные пути, также как и тротуары не являются обязательным элементом дороги. Многие эксперты вообще считают, что эта часть дороги неэкономична и должна быть ликвидирована. Еще одна часть дороги предназначена для разграничения линий потока движущихся механизмов. Ее принято называть разделительной. Дорожная разметка такого вида является неотъемлемой составляющей автомагистрали и преследует целью регулировать движение и безопасность режима вождения. Что же касается обочины, то ее главным предназначением является осуществление стоянки или полной остановки транспорта.
Проезжие части: сколько их может быть?
О возможном количестве проезжих частей можно узнать из правил дорожного движения. В этом вопросе большая доля ответственности выделена разделительным полосам. Именно с их помощью возможно деление общей дороги на проезжие части. Для повышения уровня безопасности водителей и других участников дорожного движения дорогу разделяют, как правило, на 2 проезжие зоны. Однако во многих городах существуют дороги, разделенные на 4 проезжие части и очень редко на большее количество. При разделении главной дороги на несколько проезжих частей основными считаются две центральные полосы движения. В таком случае маневры, остановки и прочие элементы выполняются на двух крайних частях. Проезжую зону при этом делят на две полосы для того, чтобы можно было совершить обгон и разъезд транспортных средств.
Проезжая часть: ширина и ПДД
Проезжая часть служит для передвижения транспортных средств. В зависимости от категории дороги ширина проезжей части может быть от 2,75 м до 4 м. Однако достаточно часто встречаются и другие размеры дорог. В особенности это касается исторических частей города, и то, они обусловлены устаревшими представлениями о ширине. Что же касается регламентируемых значений для ширины проезжих частей, то они таковы:
Смотрите видео о дорожной разметке с тремя полосами: