Как узнать проблему текста
Как правильно определить проблему в сочинении ЕГЭ по русскому
Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.
Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.
Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.
Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.
Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.
Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.
Алгоритм определения проблемы в сочинении
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.
Что нужно избегать при формулировке проблемы
Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.
Итак, в сочинении следует избегать:
Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.
Проблема текста: как ее определить с примерами (ЕГЭ по русскому языку)
Проблема текста: как ее определить с примерами ЕГЭ по русскому языку — об этом наша статья. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку требует от выпускников написания творческой работы по предложенному тексту. Многих пугает этот вид работы, ведь сначала нужно найти проблему текста, затем прокомментировать ее, приведя два примера из прочитанного текста, не забыть написать несколько слов, устанавливающих взаимосвязь этих примеров, а еще найти авторскую позицию. Но, на самом деле, это проще, чем кажется. Главное в этом деле – усвоить несколько простых правил нахождения проблемы, а остальное станет очевидным само собой.
Для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно уметь определить проблему текста. Она является ключом для успешного выполнения творческого задания. Неверно определенная проблема делает работу неполноценной, а выпускники теряют драгоценные баллы. Поэтому к вопросу нахождения проблемы в тексте нужно подойти крайне серьезно.
Что такое проблема текста?
Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.
Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста.
Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция.
Разновидности проблем
Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем.
Нравственные проблемы
Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.
Эстетические проблемы
Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.
Социальные проблемы
Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.
Философские проблемы
Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.
Политические проблемы
Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.
Экологические проблемы
Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.
Как найти проблему текста?
Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:
Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три. На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:
Как сформулировать проблему?
Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац. Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:
Определим проблему вместе
Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:
Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.
Ребята, если вы испытываете трудности при определении проблемы текста, который вам задал учитель, обращайтесь к нам. Мы не обещаем вам готовую проблему с комментарием. Но мы поможем разобраться с текстом и найти проблему. Пишите свои вопросы в комментариях, мы обязательно направим вас на верный путь.
РУСТЬЮТОРС
Как найти проблему текста
↑ Что такое проблема текста?
Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.
Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)
↑ Какие бывают проблемы?
Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.
Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)
Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?
↑ Как формулировать проблему?
Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.
Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.
↑ Типичные ошибки при формулировке проблемы:
1) В проблеме указывают авторскую позицию.
2) Проблема слишком широкая.
3) Сужение проблемы.
4) Проблема, которой нет в тексте.
Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.
↑ Слова-помощники для формулировки проблемы
С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.
Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
— отношение
— взаимоотношение
— воздействие
— взаимодействие
— влияние
— роль
— восприятие
Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Как создавать сочинение на ЕГЭ
С внимательного прочтения текста – не менее двух раз.
Разобраться в том, что является темой текста, какие проблемы текст содержит
Текст и проблема, в чём разница?
Способы выражения проблемы
Обратите внимание
В тексте может быть несколько проблем
не на все из них есть ответ автора,
То есть
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
ВЫВОД:можно начинать с нахождения авторской позиции, а потом формулировать проблему
Типы проблем
Помните.
В каждом тексте речь идёт о человекеи его отношении к миру общечеловеческих ценностей
Человек и природа (гармоническое взаимодействие)
Человек и наука ( истина)
Человек и политика (мир, справедливость, демократия)
Человек и право( закон и правопорядок)
Человек и нравственность (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство и…)
О ценностях
В сознании человека могут сочетаться противоположные ценности.
Чаще всего, выявив общечеловеческие ценности, мы определим позицию автора.
При изображении антиценностной действительности автор подводит к мысли, как должно быть.
На что обратить внимание при анализе художественного текста?
Героев (внешность, поведение, речь, диалоги)
Авторское отношение (пишет с негодованием, восхищением, гордостью, осуждением..)
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Поиск проблемы в тексте
Проблема текста – это ответ на вопрос: о чем текст? Главное, о чем рассуждает автор.
Чтобы выявить проблему, вам нужно максимально обобщить содержание текста. Попробуйте сформулировать главную мысль текста в одном предложении. Далее – сократите или обобщите предложение до формулировки проблемы.
К примеру, текст о переселении деревенских жителей в города поднимает социальную «проблему урбанизации» или «проблему города и деревни», текст о вырубке лесов – «проблема экологии», о том, как ребенок не любил читать, а потом понял, что книги важны, – о нравственной «проблеме взросления» или эстетической «проблеме роли чтения в жизни человека».
Как можно заметить из примеров, в одном тексте может быть несколько проблем, которые можно сформулировать несколькими способами.
Формулировка проблемы должна быть в родительном падеже:
проблема (чего?) семейных ценностей.
Но! Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже. Например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичных выступлений до слушателя.
Помните, что все остальные критерии оценки сочинения напрямую зависят от проблемы: обозначив ее неверно или не придерживаясь ее при дальнейшем написании, вы можете потерять значительное количество баллов или не получить их вообще.
Ниже вы можете посмотреть самые распространенные типы проблем. В сочинении желательно обозначать тип проблемы: социальная, философская, экологическая и так далее. Это докажет проверяющим вашу эрудированность.
Как же начинать сочинение и писать о проблеме текста?
В первом абзаце, обозначающем проблему, пишите не более 3-х предложений. Первым предложением может стать риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа). Вторым – обозначение проблемы. Третьим – небольшое уточнение, более широкая формулировка, отсылка к актуальности или еще что-то, что вы посчитаете нужным (не следует путать с комментарием или повторять одну и ту же мысль).
При обозначении проблемы уместно использовать прилагательные. Проблема какая? Сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая, значимая.
Ниже вы можете посмотреть несколько возможных формулировок для начала текста. Помните, что не обязательно повторять их слово в слово: импровизируйте, задавайте риторический вопрос, говорите об актуальности – главное, не отходите от темы и не путайте постановку проблему со всем остальным.
Напоминаем, что все остальные критерии оценки сочинения напрямую зависят от проблемы: обозначив ее неверно или не придерживаясь ее при дальнейшем написании, вы можете потерять значительное количество баллов или не получить их вообще.