Как узнать где причастие
Отглагольные прилагательные и причастия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего они имеют непроизводную основу, то есть ни от чего не образованы или образованы от существительных.
Прилагательное отвечает на вопросы:
мягкий — прилагательное, непроизводное;
дождливый — образовано от существительного «дождь».
Причастие — это часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Называется так, потому что причастно к свойствам глагола и прилагательного.
написанный — причастие, образовано от глагола «написать»;
приглашенный — причастие, образовано от глагола «пригласить».
Прилагательное имеет только признак предмета.
Причастие обозначает признак действия предмета, часто имеет зависимые слова и может управлять обстоятельством или дополнением в причастном обороте.
Отглагольные прилагательные — особенные слова, которые могут обозначать самостоятельный признак предмета, который связан с действием.
Отглагольные пpилaгaтeльныe — это:
Пpичacтия, которые yтpaтили вpeмeннoe и зaлoгoвoe знaчeния, a тaкжe глaгoльнoe yпpaвлeниe:
Отглагольным прилагательным характерно значение постоянного признака. Употребляются без зависимых слов.
Причастиям свойственен активный признак, который длится во времени. Можно использовать с зависимыми словами.
У отглагольных прилагательных в суффиксе пишется одна буква Н: мороженые ягоды.
У причастий, которые похожи на отглагольные прилагательные, в суффиксах пишется две буквы НН: замороженные ягоды.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Примеры причастий и отглагольных прилагательных:
просеянное через сито зерно (зерно, которое просеяли — причастие),
сеяное зерно (отглагольное прилагательное);
сваренные в кастрюле овощи (овощи, которые сварили — причастие),
вареные овощи (отглагольное прилагательное).
Чтобы определить отглагольное прилагательное, нужно научиться отличать его от причастия. Для наглядности сравним причастие и отглагольное прилагательное в таблице.
Обозначает признак действия. Образуется от глагола.
Рассеянные ветром тучи (рассеять).
Обозначает постоянный признак. Образуется от причастия.
Рассеянный (невнимательный человек).
Может иметь приставки.
Часто не имеет приставок.
Может иметь зависимые (пояснительные) слова.
Не имеет постоянных слов.
Заменяется придаточным определительным.
Рассеянные ветром тучи — это тучи, которые рассеял ветер.
Рассеянный человек — невнимательный.
Таблица «Как отличить отглагольное прилагательное от причастия»
Прилагательные, которые образованы от глагольной основы.
Форма глагола, которая обладает грамматическими признаками:
прилагательных (склонение, изменение по родам);
глаголов (залог, вид, время).
Отсутствуют приставки (кроме не);
Можно образовать от бесприставочных глаголов НСВ.
Можно записать с различными приставками;
Можно образовать от бесприставочных глаголов СВ;
Использование в речи
Не требуют зависимых слов.
Употребляются с зависимыми словами.
Значение постоянного признака.
Можно заменить прилагательным-синонимом (рассеянная — невнимательная).
Значение признака, который длится во времени.
Можно заменить глаголом (рассеянные ветром тучи – ветер рассеял тучи).
Кованый подсвечник, крашеная стена, ношеное платье, рискованное дело, пугливый зверек.
Подкованная кузнецом лошадь, покрашенный кистью стол, записанный мелом номер, открывшийся сундук, смеющийся человек.
Как определить где причастие а где прилагательное
Как определять, где находится прилагательное, а где причастие?
Новые вопросы по русскому языку
Разберити предложение смотрит с неба месяц бледный
Ответы (3)
Ответы (2)
Составить текст про осень с определением
Ответы (1)
1) Азоглавь стихотворение и обоснуй свой выбор: Светило проснулось лишь только, Тепло разбросало вокруг. Рассвет занимается бойко, А мы — на двенадцатый круг. Десятки кругов будут днём, Артелью мы всё уберём. 2.
Как определять, где находится прилагательное, а где причастие?
Как определять, где находится прилагательное, а где причастие?
Ответить на вопрос
Для ответа на вопрос необходимо пройти авторизацию или регистрацию.
Ответы (1)
Геля110 8 янв. 2019 г., 07:08:34
Причастие — это особая форма глагола, обозначающая действие, но представляющее это действие как признак предмета или объекта.
Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного.
Как прилагательное, причастие отвечает на вопрос «какой?
», но как глагол, оноеще сообщает о действии и отвечает на вопрос «что делает?
» Точнее сформулировать вопрос к причастию можно таким образом : «что делающий?
». Причастие имеет суффиксы : — ш, — вш, — ем, — им, — енн, — инн.
Женёккрут 26 нояб. 2019 г., 15:26:22 | 5 — 9 классы
В каком слове правописание суффикса определяется правилом » в наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы?
В каком слове правописание суффикса определяется правилом » в наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.
Мильченок 5 сент. 2019 г., 09:34:35 | 5 — 9 классы
Укажите причастие Выберите правильный ответ : Определять Определил Определяющий Определение?
Укажите причастие Выберите правильный ответ : Определять Определил Определяющий Определение.
Sjew 14 февр. 2019 г., 21:27:47 | 5 — 9 классы
1. какое утверждение является неверным?
1. какое утверждение является неверным?
А) — гласные в окончаниях причастий определяются так же, как и в окончаниях прилагательных б) — причастие обозначает признак предмета, который проявляется во времени в) — причастия бывают совершенного и несовершенного вида г) — причастие, как и глаголы, могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени.
Droid000 22 янв. 2019 г., 03:29:46 | 5 — 9 классы
Написание какой морфемы имён прилагательных и причастий определяется одним и тем же правилом?
Написание какой морфемы имён прилагательных и причастий определяется одним и тем же правилом?
Lnboxru55 23 июн. 2019 г., 10:58:14 | 5 — 9 классы
Помогите Пожалуйста?
Видевший это причастие или прилагательное?
Знавший это причастие или прилагательное?
Имевший это причастие или прилагательное?
Потерявший это причастие или прилагательное?
Нашедший это причастие или прилагательное?
Узнавший это причастие или прилагательное?
Обладающий это причастие или прилагательное?
Margo173666 7 мар. 2019 г., 16:05:57 | 1 — 4 классы
Замените отглагольные прилагательные однокоренными страдательными причастиями с приставками?
Замените отглагольные прилагательные однокоренными страдательными причастиями с приставками.
При необходимности замените определяемое слово.
Запишите словосочетания с прилагательными и причастиями.
Плетеная (корзина), крашеный (пол), путаное (объяснение), ломаная (линия), топленое (масло),.
Nadyafedina 3 мая 2019 г., 17:55:38 | 5 — 9 классы
Рассказать о склонении имен прилагательных и причастий, о правописании окончаний имен прилагательных и причастий?
Рассказать о склонении имен прилагательных и причастий, о правописании окончаний имен прилагательных и причастий.
Alinavojna 29 июн. 2019 г., 08:05:32 | 10 — 11 классы
Рассказать о склонений имя прилагательных и причастий и о провописаний окончании имн прилагательных и причастий?
Рассказать о склонений имя прилагательных и причастий и о провописаний окончании имн прилагательных и причастий.
Хомячница 14 дек. 2019 г., 14:21:39 | 5 — 9 классы
Прилагательное и причастие?
Прилагательное и причастие.
070120052 3 февр. 2019 г., 07:35:33 | 5 — 9 классы
Написание какой морем имен прилагательных и причастие определяется одним и тем же правилом?
Написание какой морем имен прилагательных и причастие определяется одним и тем же правилом?
Вопрос Как определять, где находится прилагательное, а где причастие?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Katya123453katya 1 окт. 2021 г., 16:28:05
Sererga220 1 окт. 2021 г., 16:28:02
В — союз (в кружочек), воздухе — дополнение (волнистой линией), чувствовался — глагол или же сказуемое (двумя чертами), избыток — глагол или же подлежащее (одной чертой) влаги — наречие (пунктир с точкой).
Meochck 1 окт. 2021 г., 16:27:13
Колесо обозрения для парков отдыха. Техническая характеристика. Успехов.
Alinchikplaton 1 окт. 2021 г., 16:14:10
Зарыться приставка за — прижмётся приставка при — задрожит приставка за — затрясётся приставка за — выбирается приставка вы — втыкает приставка в — подтягивается приставка под — Возвратные глаголы : зарыться, прижмётся, затрясётся, выбирается, подтяг..
Masana2 1 окт. 2021 г., 16:12:28
Dasha116 1 окт. 2021 г., 16:12:25
Tolovirko84 1 окт. 2021 г., 16:10:04
Anamazova 1 окт. 2021 г., 16:06:35
«Три мушкетера» — Александр Дюма. Три поросенка — народная сказка. «Сто лет одиночества» Маркес «Хождение за три моря» Афанасий Никитин «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джером «Четыре танкиста и собака» Я. Пшимановский «Двенадцать» Блок..
Настюха2007 1 окт. 2021 г., 16:04:21
Петя ринулся ехать с гусарами. Но Денисов, обращаясь к Долохову, сказал, что ему незачем ехать и он его не пустит. Петя возмутился и спросил по какой причине его не пускают. Ему ответили, что незачем ехать. Но мальчик настаивал и теперь уже обрат..
Polli2100 1 окт. 2021 г., 16:03:49
1) Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта «невольником чести». Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. О..
© 2000-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Причастный оборот
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие причастия
Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
Основные группы причастий:
Рассмотрим пример действительных причастий:
Рассмотрим пример страдательных причастий:
А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.
Определение причастного оборота
Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.
Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.
Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:
В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.
Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Границы причастного оборота
Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.
Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:
Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».
Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.
По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).
Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.
Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.
Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.
От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.
Как найти в предложении (тексте) причастие
Чтобы правильно определять части речи, нужно обладать элементарными знаниями об их отличительных чертах. О том, какими признаками обладает причастие и как найти его в контексте, пойдет речь ниже.
Морфологические признаки
Вопрос о морфологии причастия до сих пор рождает споры среди лингвистов. Их мнение едино в том, что оно соединило признаки глагола и прилагательного.
Школьная программа определяет его как самостоятельную часть речи, обладающую следующими характеристиками:
В тексте они согласуются с существительными и личными местоимениями.
Морфологические признаки
Примеры
Способ образования
Причастия делятся на действительные и страдательные. Они образуются от глаголов суффиксальным способом:
Способы определения причастий
Существует несколько способов нахождения причастий. Нужно выбрать для себя наиболее понятный, выучить порядок действий и отработать алгоритм.
Способ 1
Первый способ предполагает следующий порядок действий:
Примеры
Маленький клоун присел в кресло, придвинутое к зажженной керосинке. – В предложении три слова отвечают на вопрос «какой?»: маленький, придвинутое, зажженной. Слово «маленький» образовано от прилагательного «малый» с помощью суффикса -еньк-. Значит, это прилагательное. «Покрытый» – от глагола «покрыть» с помощью приставки по- и суфф. -т-, «зажженной» – от глагола «зажечь» с помощью приставки за- и суфф. -енн-, значит это причастия.
Способ 2
Отличие от отглагольного прилагательного заключается в том, что причастную конструкцию можно заменить сложноподчиненным предложением без изменения смысла. Прилагательные заменяются синонимами. В первом больше действия, а во втором – признака.
Как отличить причастие от отглагольного прилагательного
Как определить, причастием или прилагательным являются слова, поможет порядок действий:
Кровать с медными шишечками, покрытая стеганым одеялом, занимала почти всю комнату. – Здесь два слова отвечают на вопрос «какой?»: покрытая, стеганым.
Кровать (какая?) покрытая (от глагола «покрыть» с помощью суффикса -т-). Сложноподчиненное предложение: Кровать, которую покрыли стеганым одеялом, занимала почти всю комнату. Признак, выраженный данным словом, носит временной характер: покрыли когда-то. Значит, это причастие.
Одеялом (каким?) стеганым (от глагола «стегать» с помощью суффикса -н-). Здесь следует подумать, чего больше в этом слове действия или признака. Нужно попробовать подключить воображение: что представляется, когда слышишь выражение «стеганое одеяло». Это одеяло со строчками в виде сетки, кружков, какого-то узора, то есть представляется внешний вид, признаки, а не то, что его кто-то простегивал. Нельзя заменить сложноподчиненной конструкцией, так как изменится смысл. Можно подобрать синоним: прошитая. Признак носит постоянный характер. Значит это отглагольное прилагательное.
Приведенные примеры достаточно ясно показывают, как найти причастия в предложении и отличить их от прилагательных.
Как узнать где причастие а где деепричастие
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.
Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.
2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.
В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:
Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.
● Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.
Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.
Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.
Отредактированное школьником предложение
Предложение, отредактированное школьником по схеме
Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.
● Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.
Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.
● Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.
Школьники могут выполнить упражнение таким образом:
Отредактированное школьником предложение
Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.
● Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.
Приводим вариант выполнения данного упражнения:
Отредактированное школьником предложение
Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.
Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).
Теоретические основы изучения деепричастного оборота
В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:
● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);
● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);
● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.
● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
Методический комментарий
Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.
На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.
Причастный и деепричастный оборот
Всего получено оценок: 5856.
Всего получено оценок: 5856.
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.
Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
- Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.
Обособление причастных оборотов
В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:
- Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.
Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.
Обособление деепричастных оборотов
У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.
которые читают вместе с этой
Деепричастный оборот не выделяется запятыми:
Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении, если задать к ним соответствующие вопросы.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.