Как узнать где багаж
Отслеживание неполученого багажа онлайн
Текущий статус розыска багажа можно проверить онлайн с помощью службы WorldTracer и регистрационного номера. Регистрационный номер (например, PRGQS12345) указан в документе Property Irregularity Report (PIR), который Вы получили в аэропорту у стойки «Претензии по багажу», когда заявили о неполучении багажа.
Smartwings
Поддержка клиентов
Бронирование и регистрация
Часто задаваемые вопросы
Please finalise your subscription by following the instructions provided in the e mail we have just sent to the e mail address.
If you do not find the subscription confirmation e mail in your inbox, we ask that you also check your spam and bulk mail folders.
Your Smartwings newsletter subscription has been finalised. Newsletters will be mailed to the e-mail address provided.
Thank you for deciding to stay in touch with us. We will regularly ensure you are among the first people to learn about our special events, favourably-priced tickets and new services.
If you have suggestions, questions or comments regarding our newsletter, we will be happy to receive your feedback.
Do you really want to unsubscribe from the newsletter?
You can take advantage of the option to suspend sending of informational notices to your e-mail address for 90 days by clicking on the following button.
We are sorry that you no longer wish to stay in touch with us. Forwarding Smartwings’ newsletters to the submitted e-mail address has been successfully terminated.
Newletter subscription to e-mail address entered for 90 days was successful.
The e-mail address you selected is already subscribing to the newsletter.
An unexpected error occurred. Please try again. If the error recurs, contact us via Contact form.
Потерялся багаж — что делать?
Рассказываем за 2 минуты.
Ищи стойку Lost and Found в аэропорту
Подай заявление об утере багажа на стойке. Обычно она находится неподалёку от ленты выдачи. В небольших аэропортах Lost and Found может не быть. Тогда иди к администрации аэропорта.
Заполни акт Property Irregularity Report (pir)
Печатными буквами на английском языке. Акт используется в международной системе розыска багажа и составляется в нескольких экземплярах.
После сотрудник должен выдать копию с указанием регистрационного номера. Копия понадобится, если ты будешь подавать претензию авиакомпании.
Дождись результатов поиска
В течение 21 дня багаж считается задержанным, по истечении 3 недель — утерянным.
Результатов поиска может быть несколько. Что делать?
Авиакомпания обязана возместить ущерб. Помимо стоимости самого багажа, ты имеешь право требовать компенсацию морального вреда.
При международной перевозке претензию подают в течение 18 месяцев со дня прибытия в пункт назначения.
Как написать претензию по утере багажа
При любом раскладе ты имеешь право на компенсацию от авиакомпании. Она должна оплатить необходимый набор вещей по сезону. Условия читай на официальном сайте авиакомпании или выясняй у представителя в аэропорту.
Любую претензию подавай в письменном виде и приложи документы.
Претензию можно составить в свободной форме, но укажи следующее:
Претензию отвези в офис авиакомпании либо направь заказным письмом с уведомлением. Рассмотреть её должны в течение 30 дней. Если не рассмотрели — подавай в суд.
Чтобы такого больше не было
Приезжай в аэропорт заранее, не храни старые бирки и наклейки на чемодане, повесь бирку с адресом и именем на английском языке, купи страховку багажа.
Розыск багажа
Что делать, если Ваш багаж потерян:
АО «Авиакомпания «Россия» стремится избегать ситуаций с несвоевременной доставкой багажа. Мы делаем все возможное, чтобы вернуть Ваши вещи в максимально короткие сроки. Для этого мы используем международную автоматизированную систему розыска багажа World Tracer, которая позволяет отслеживать перемещение отставшего от пассажира багажа во всем мире.
Если Ваш багаж не прибыл, Вам необходимо незамедлительно обратиться к сотруднику службы розыска багажа до выхода из зоны прилета для заполнения необходимых документов. По прибытии Вашего багажа в аэропорт назначения мы свяжемся с Вами и организуем его доставку
Время, в течение которого разыскивается потерянный багаж
Поиск потерянного багажа производится в течение 21 дня с момента получения заявления от пассажира. В случае, если по истечении 21 дня багаж не найден, пассажир может предъявить перевозчику письменную претензию.
Решение о денежной компенсации и ее размерах принимается, исходя из положений, содержащихся в Воздушном кодексе РФ, Варшавской конвенции и нормативных документах авиакомпании
Информация о потерянном багаже
Более подробную информацию о потерянном багаже Вы можете получить в Группе розыска багажа АО «Авиакомпания «Россия», направив запрос по адресу электронной почты: lostandfound@rossiya-airlines.com
Кроме того, в течение первых 5 дней с момента неприбытия багажа, вы можете связаться со службой розыска багажа аэропорта назначения по телефонам, указанным в акте о неприбытии багажа.
Правила подачи претензий с рейсов SU/FV 6001-6999, выполняемых АО «Авиакомпания «Россия»
Администрация АО «Авиакомпания «Россия» приносит вам свои извинения за причиненные неудобства в связи с неисправной перевозкой вашего багажа.
Извещаем вас о следующем. Ваш рейс выполнялся АО «Авиакомпания «Россия» по соглашению о совместной эксплуатации рейсов с ПАО «Аэрофлот».
Информацию о статусе багажа вы можете получить по телефонам, указанным в распечатке файла PIR или в отделе розыска багажа АО «Авиакомпания «Россия»:
+7 (495) 139 76 00 доб. 5909
Режим работы: 2/2 (два дня рабочих/два дня выходных) с 8:00 до 20:00. В остальное время вы можете получить дополнительную информацию или направить запрос по адресу электронной почты: lostandfound@rossiya-airlines.com.
Проверить статус розыска багажа в режиме онлайн можно на сайте АО «Авиакомпания «Россия» в разделе Онлайн-сервисы или Розыск багажа https://www.rossiya-airlines.com/flight-with-us/on-board/your_baggage/rozysk_baggage/
Для рассмотрения вопроса о выплате компенсации вам необходимо направить в ДНОП ПАО «Аэрофлот» по адресу: 141425, Московская обл. Химкинский р-н, Международное шоссе, д.31, Департамент наземного обеспечения перевозок ПАО «Аэрофлот» следующие документы:
Для рассмотрения вопроса о выплате компенсации вам необходимо обратиться в ближайшее к вам представительство ПАО «Аэрофлот» (адрес и контактные данные можно найти на сайте: http://www.aeroflot.ru/cms/offices) и предоставить следующие документы:
— заявление в свободной форме с указанием размера причиненного вреда и с перечнем вещей, находившихся в багаже, и указанием их стоимости (в случае утраты багажа);
— коммерческий акт (PIR); копию посадочного талона или авиабилета;
— оригинал багажной бирки;
— оригиналы документов, подтверждающие ущерб (чеки, квитанции и т.д.).
Адрес для направления почтовой корреспонденции: 141425, Московская область, Химкинский район, Международное шоссе, 31.
Срок предъявления претензии в случае просрочки доставки багажа (ст.126,127 ВК РФ)
21 день при международной перевозке со дня получения багажа
6 месяцев при внутренней перевозке со дня получения багажа.
Если багаж не найден в течение 21 дня с момента неприбытия, претензионное требование может быть направлено в течение 6 месяцев при внутренней перевозке и 18 месяцев при международной перевозке (ст.126,127 ВК РФ).
Дополнительную информацию можно получить, пройдя по ссылке: http://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/queries и воспользовавшись обратной связью.
Правила подачи претензий с рейсов FV 5501-5999
Администрация АО «Авиакомпания «Россия» приносит вам свои извинения за причиненные неудобства в связи с неисправной перевозкой вашего багажа.
Информацию о статусе багажа вы можете получить по телефонам, указанным в распечатке файла PIR или в отделе розыска багажа АО «Авиакомпания «Россия»:
+7 (495) 139 76 00 доб. 5909
Режим работы: 2/2 (два дня рабочих/два дня выходных) с 8:00 до 20:00. В остальное время получить дополнительную информацию или направить запрос можно по адресу: lostandfound@rossiya-airlines.com.
Проверить статус розыска багажа в режиме онлайн можно на сайте АО «Авиакомпания «Россия» в разделе Онлайн-сервисы или Розыск багажа.
Для рассмотрения вопроса о выплате компенсации Вам необходимо направить в головной офис авиакомпании по адресу: 196210, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 18 к. 4, претензионный отдел ДНОП АО «Авиакомпания «Россия» следующие документы:
— заявление в свободной форме с указанием размера причиненного вреда и с перечнем вещей, находившихся в багаже, и указанием их стоимости (в случае утраты багажа);
— копию авиабилета (распечатка маршрутной квитанции электронного авиабилета), либо посадочный талон;
— оригинал багажной бирки;
— оригиналы документов, подтверждающие ущерб (чеки, квитанции и т.д.).
Срок предъявления претензии в случае просрочки доставки багажа (ст.126,127 ВК РФ)
21 день при международной перевозке со дня получения багажа
6 месяцев при внутренней перевозке со дня получения багажа.
Если багаж не найден в течение 21 дня с момента неприбытия, претензионное требование может быть направлено в течение 6 месяцев при внутренней перевозке и 18 месяцев при международной перевозке (ст.126,127 ВК РФ).
Компенсация может быть по Вашему выбору отправлена по России почтовым переводом или перечислена на расчетный счет при предоставлении полных банковских реквизитов.
Если багаж утерян
Пропавшие вещи при путешествии на самолете
Как уже говорилось выше, существует 2 вида провозимых вещей. Поговорим о них подробнее:
Чтобы точно знать, что делать, если забыл вещи в самолете или в здании аэропорта, как найти и вернуть свои «потеряшки», давайте рассмотрим разные варианты действий.
Ваши действия
Если пассажир забыл вещи в самолете, не надо паниковать. Если вы вспомнили о том, что оставили гаджет или любую другую вещь спустя считаные минуты после прилета, обратитесь к сотрудникам авиакомпании или к работникам аэропорта. Они сообщат вам, где находится рамп-агент. Рамп-агенты – это специалисты, работающие на территории аэровокзала, которые имеют связь с членами экипажа по рациям. Этот вариант развития событий подходит в том случае, если вы еще не прошли процедуру паспортного контроля после прилета. Стоит учитывать, что, если у вас скоро второй рейс или вы торопитесь по другим причинам, есть вероятность опоздать. Процедура возврата вашей вещи предполагает составление акта приема-передачи. А на это потребуется некоторое время.
В аэропортах есть бюро находок
Если вы обнаружили, что забыли вещи, когда воздушное судно уже поднялось в воздух, есть несколько вариантов дальнейших действий. Если этот аэровокзал базовый для авиаперевозчика, чьими услугами вы воспользовались, значит, ваши вещи остались в аэропорту. В этом случае вам надо найти комнату невостребованного багажа, которая может также называться «бюро находок». Обычно в аэропортах это помещение обозначается как lost and found. С возвратом не все так просто. Вам надо убедить сотрудников аэропорта, что это действительно ваше имущество. В таких ситуациях очень выручает знание особенных примет гаджета или другой забытой вещи. Когда бортовые проводники находят в салоне самолета вещь, они записывают номер места, где она была найдена. Если вы предъявите свой посадочный талон, по информации о пассажирах сотрудники аэрокомплекса смогут проверить, действительно ли это вы оставили данную вещь на борту.
Если данный аэровокзал транзитный для авиаперевозчика, и вы вспомнили об оставленном гаджете или другом забытом на борту предмете, когда авиалайнер уже поднялся в воздух, вам надо обращаться к сотрудникам того аэровокзала, откуда был осуществлен перелет, так как воздушное судно вернулось в тот аэропорт. Если после возвращения авиалайнера бортовой проводник не обнаружил вашей вещи (например, если она упала под кресло), то ее найдет сотрудник клининговой компании. В этом случае дальнейшее развитие событий зависит от поступка этого человека. Если он окажется добросовестным, то сам отнесет вашу вещь в комнату невостребованного багажа. Но, как показывает практика, если бортовой сотрудник не замечает оставленную пассажиром вещь, она уже не возвращается к своему хозяину.
Когда пассажиры забывают ноутбуки или планшеты, смартфоны, это не только влечет за собой финансовые потери. На этих гаджетах может храниться конфиденциальная важная информация. Чтобы ее не удалось узнать третьим лицам, производители гаджетов специально предусмотрели функцию удаленной блокировки устройства. Позаботьтесь о защите данных заранее. Включите функцию блокировки и проверьте ее настройки прямо сейчас.
Что делать, если Ваш багаж не прибыл
В случае неприбытия багажа Вам необходимо обратиться к персоналу службы розыска багажа до выхода из зоны прибытия и заполнить специальную форму. Вам будет присвоен номер дела по розыску, отследить статус которого можно используя форму ниже.
Аликанте, Алма-Ата, Амстердам, Анталия, Астана, Астрахань, Афины, Баку, Бангкок, Барселона, Бейрут, Белград, Берлин, Бишкек, Болонья, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Валенсия, Варшава, Вашингтон, Вена, Венеция, Вильнюс, Волгоград, Гавана, Гамбург, Ганновер, Гетеборг, Гонконг, Гуанчжоу, Дели, Дрезден, Дубай, Дублин, Дюссельдорф, Екатеринбург, Ереван, Женева, Загреб, Ираклион, Казань, Каир, Калининград, Кишинёв, Коломбо, Копенгаген, Ларнака, Лион, Лиссабон, Лондон, Лос-Анджелес, Любляна, Мадрид, Майами, Малага, Мале, Милан, Минск, Москва, Мюнхен, Нижний Новгород, Ницца, Нью-Йорк, Осло, Париж, Пекин, Петропавловск-Камчатский, Пермь, Прага, Пхукет, Рига, Рим, Ростов-на-Дону, Салоники, Самара, Санкт-Петербург, Сеул, Симферополь, София, Сочи, Сплит, Стамбул, Стокгольм, Таллин, Ташкент, Тбилиси, Тегеран, Тель-Авив, Тенерифе, Тиват, Токио, Улан-Батор, Франкфурт, Ханой, Хельсинки, Хошимин, Цюрих, Челябинск, Шанхай, Штутгарт.
В случае, если у Вас есть вопросы по розыску багажа или Вы хотите внести изменения (исправления) в заявление, пожалуйста, позвоните по телефону, указанному на акте о неприбытии багажа (ПИР).
Меры предупреждения потери вещей в самолете
Что делать, чтобы потерянная вещь быстро возвратилась к вам? При подготовке к путешествию обратите внимание на пометки на тех вещах, которые собираетесь взять с собой в салон авиалайнера. Небольшие бирки с номером мобильного телефона помогут бортпроводнику быстро связаться с вами, когда он найдет забытый предмет
А на смартфон лучше всего прикрепить стикер с двумя или тремя вариантами контактов и такой информацией:
Помните, что важно приехать за потерянной вещью до окончания срока хранения в комнате невостребованного багажа. Дополнительную информацию о функционировании данной структуры можно узнать у работников аэропорта, где приземлился самолет, и на борту которого забыли вещи.
. Что происходит с вещами, которые не вернулись к хозяевам в течение установленного срока хранения? В соответствии с правилами аэровокзала, предметы из комнаты хранения невостребованного багажа утилизируются, либо отправляются на реализацию
Решение о дальнейшей судьбе такой вещи выносит специальная комиссия из руководящих работников аэропорта.
Что происходит с вещами, которые не вернулись к хозяевам в течение установленного срока хранения? В соответствии с правилами аэровокзала, предметы из комнаты хранения невостребованного багажа утилизируются, либо отправляются на реализацию. Решение о дальнейшей судьбе такой вещи выносит специальная комиссия из руководящих работников аэропорта.
На повреждение багажа
В случае повреждения багажа пассажир имеет право предъявить претензию:
Предлагаем Вам отремонтировать багаж. Если багаж ремонту не подлежит, его стоимость должна быть доказана документально.
К претензии должны быть приложены следующие документы:
Претензии направляются по адресу:
141425, МО, Химкинский р-н, Международное шоссе, д. 31 по почте или через ближайшее представительство ПАО «Аэрофлот»;
Вопросы о порядке предъявления претензий Вы можете задать через обратную связь
Ответственность ПАО «Аэрофлот» и пассажира, а так же порядок предъявления претензий указаны в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО “Аэрофлот” (Файл в формате PDF, 5 Mb)
Самостоятельная проверка статуса багажа
Если вы совершали перелет одной из Авиакомпаний, перечисленных ниже в таблице, вы сможете самостоятельно проверить статус багажа с использованием реферативного номера файла на неприбытие багажа.
Выберите авиакомпанию, на рейсе которой вы совершали перелет:
British Airways
Air Moldova
Brussels Airlines
Lufthansa
Emirates
TAP Portugal
Qatar Airways
EL AL Israel Airlines Ltd.
Iberia
Vueling Airline
Singapore Airlines
Austrian
SWISS
VIETNAM AIRLINES
Royal Jordanian
JAL
Thai Airways
Aegean Airlines
Belavia
Gulf Air
Pegasus Air
Заметили несоответствие внесенных данных (например, в имени, фамилии, адресе, телефоне или описании багажа)? Незамедлительно сообщите об этом в Группу розыска багажа.
Потерянный багаж после полета
Достаточно часто при современной интенсивности перелетов возникают подобные ситуации, когда люди безнадежно стоят около транспортерных лент и ждут свои чемоданы, но такое ожидание не приносит никакого результата. Выясним, как вести себя и что делать, если в аэропорту потеряли багаж.
Основные правила при сдаче вашего багажа
Чтобы обезопасить себя от подобного варианта развития событий, следует придерживаться основных правил при подготовке и сдаче вещей в багажное отделение:
После регистрации ваш багаж отправится в специальное отделение самолета, а получите вы его только после посадки.
Как регистрировать багаж при рейсах с пересадками
В том случае, если ваши билеты приобретены на маршрут со стыковками, переживать не стоит, ведь перенос багажа будет происходить автоматически. Но лучше предупредить при оформлении на стойке регистрации об этом еще раз.
Однако стоит обратить внимание на ваши вещи в следующих случаях:
После прилета необходимо проверить электронное табло, где под номером рейса будет высвечиваться номер ленты, на которой можно забрать багаж.
Ваши вещи отсутствуют
Если это все-таки случилось, то, что необходимо предпринять в первую очередь, чтобы отыскать ваш потерянный багаж? Конечно, паника и расстройство не спасут данную ситуацию. Поэтому следует начать выполнять следующие действия:
Поиски продолжаются ровно 3 недели, если багаж найдут, его доставят в ближайший аэропорт и сообщат вам. Нередко в целях компенсации возможна даже доставка по адресу проживания.
Компенсация за потерю вашего багажа
Несмотря на то что большинство пассажиров находят свои потерянные вещи через 2—3 дня, возможна неисправимая ситуация с безнадежной потерей. В этом случае положена денежная компенсация. Российские авиакомпании в среднем выплачивают 600 рублей за 1 кг. А европейские перевозчики в этом случае возвращают такой же вес 20 долларов. Бывает, что компании предлагают помимо выплаты денежной компенсации еще возмещение ожидания багажа, а также наборы так называемого безбагажного пассажира либо оплачивают покупку данных вещей.
Оформить и предъявить жалобу за утраченные вещи можно в течение 1,5 лет с момента утери. Если же авиаперевозчик не захочет ничего оплачивать, то можно обратиться в суд. Для этого необходимо иметь на руках оригиналы всех авиабилетов и багажных бирок, а также копию заявления и акта утери.
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.