Как узнать доход предприятия
Как рассчитать чистую прибыль (формула расчета)?
Показатель чистой прибыли: кто, где и зачем его рассчитывает
Чистая прибыль и коммерческая деятельность — понятия, неразрывно связанные между собой. Ради прибыли создаются новые производства, интенсивно используются материальные и трудовые ресурсы, изыскиваются эффективные способы наращивания доходности коммерческой деятельности.
Чистая прибыль — один из важных итоговых показателей работы любой фирмы. В получении чистой прибыли заинтересовано не только руководство и собственники компаний. Хорошие показатели чистой прибыли привлекают новых инвесторов, способствуют принятию положительных решений о выдаче фирме кредитов, а также укреплению авторитета компании в рыночных условиях хозяйствования.
Именно чистая прибыль позволяет фирмам развивать материальную базу, вкладывать средства в расширение производства, совершенствование технологий и освоение передовых приемов и методов работы. Все это приводит к выходу компании на новые рынки сбыта, расширению объемов продаж и, как следствие, приросту чистой прибыли.
Как провести анализ чистой прибыли узнайте из статьи «Порядок проведения анализа чистой прибыли предприятия».
В расчете чистой прибыли принимают участие множество финансовых показателей, и формула ее расчета не так проста, как кажется на первый взгляд. В бухотчетности любой компании чистая прибыль отражена в строке 2400 отчета о финансовых результатах (ОФР), и все показатели графы 2 этого отчета участвуют в определении чистой прибыли.
О структуре и назначении ОФР узнайте из этой публикации.
Подробный алгоритм расчета чистой прибыли приведен в следующем разделе.
Как посчитать чистую прибыль?
Вопрос, как рассчитать чистую прибыль компании, встает перед каждым коммерсантом. Самый распространенный алгоритм расчета чистой прибыли — построчное заполнение ОФР, итоговой строкой которого является показатель чистой прибыли.
Схематично формулу расчета чистой прибыли (ЧП) в упрощенном варианте можно представить в следующем виде:
ЧП = В – СС – УР – КР + ПД – ПР – НП,
СС — себестоимость продаж;
УР и КР — управленческие и коммерческие расходы;
ПД и ПР — прочие доходы и расходы;
НП — налог на прибыль.
В строках ОФР это выглядит следующим образом:
Стр. 2400 = стр. 2110 – стр. 2120 – стр. 2210 – стр. 2220 + стр. 2310 + стр. 2320 – стр. 2330 + стр. 2340 – стр. 2350 – стр. 2410 ± стр. 2430 ± стр. 2450 ± стр. 2460.
Более подробная информация о формировании строки 2400 отчета о финансовых результатах, в том числе расчетный пример, есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно.
Расчет чистой прибыли начинается с определения выручки (В) и себестоимости продаж (СС). Это основные исходные показатели для расчета чистой прибыли.
Формулу расчета валовой прибыли узнайте здесь.
Затем полученная разница корректируется на величину коммерческих (КР) и управленческих (УР) расходов, которые компания понесла за тот же период.
О коммерческих расходах подробнее узнайте из материала «Бухгалтерские проводки на коммерческие расходы».
В результате несложных математических действий с этими показателями выявляется прибыль от продаж (строка 2200 ОФР). Затем в целях расчета чистой прибыли показатель прибыли от продаж претерпевает дальнейшие уточнения: его увеличивают на сумму прочих доходов (ПД) и уменьшают на величину прочих расходов (ПР).
Что включают в прочие доходы, расскажем в этой публикации.
После таких действий определяется еще один вид прибыли — прибыль до налогообложения (строка 2300 ОФР). Ее также уточняют, чтобы получить показатель чистой прибыли: из нее вычитают сумму текущего налога на прибыль и учитывают влияние изменений отложенных налоговых обязательств (ОНО), отложенных налоговых активов (ОНА) и прочее влияние, не нашедшее отражение в предыдущих строках ОФР.
В результате перечисленных корректировок и уточнений определяется чистая прибыль компании. Расчеты чистой прибыли возможны за любой период работы: смену, сутки, неделю, декаду, месяц и т. д. Главное, чтобы все участвующие в расчете чистой прибыли показатели были рассчитаны за один и тот же период времени.
О том, каким еще способом определяется чистая прибыль, расскажем в следующем разделе.
Влияние основных показателей деятельности компании на чистую прибыль
Чистая прибыль является многокомпонентным показателем — это видно из состава ее расчетной формулы. При этом каждый участвующий в расчете параметр также сложносоставной. Например, выручка фирмы может подразделяться по разным направлениям деятельности или географическим сегментам, но весь ее объем должен найти свое отражение в формуле расчета чистой прибыли.
О том, как связаны выручка и валовый доход фирмы, см. статью «Как правильно рассчитать валовый доход?» .
Такой показатель, как себестоимость, в тех или иных компаниях может иметь различную структуру и по-разному влиять на чистую прибыль. Так, не стоит ожидать большой чистой прибыли, если на производимую компанией продукцию тратятся суммы, равные или превышающие объем полученной выручки (такое возможно при материалоемких или трудоемких производствах либо применении устаревших технологий).
Влияние на чистую прибыль коммерческих и управленческих расходов очевидно: они уменьшают ее. Величина такого уменьшения напрямую зависит от способности менеджмента компании рационально подходить к структуре и объемам данного вида издержек.
Однако даже при нулевой или отрицательной прибыли от продаж, на которую влияют перечисленные выше показатели, можно получить чистую прибыль. Это связано с тем, что, помимо прибыли от основной деятельности, фирма может зарабатывать дополнительный доход. Об этом речь пойдет в следующем разделе.
Роль прочих доходов и расходов в формировании чистой прибыли
Зачастую основная деятельность компании не приносит ей желаемой чистой прибыли. Особенно часто это происходит на первоначальном этапе становления фирмы. В этом случае большим подспорьем могут послужить полученные компанией дополнительные доходы.
Например, можно получать прибыль от участия в других компаниях или успешно вкладывать свободные денежные средства в ценные бумаги. Полученный доход будет способствовать увеличению чистой прибыли. Даже обычный договор с банком об использовании остатка денег на расчетных счетах фирмы за определенный процент позволит компании получить дополнительный доход, что обязательно скажется на показателе ее чистой прибыли.
Но если фирма использует в работе заемные средства, начисленные за пользование кредитом проценты могут значительно снизить показатель чистой прибыли — о таком влиянии факта привлечения заемных средств на чистую прибыль забывать не стоит. Сумма процентов по заемным обязательствам (даже рассчитанная по рыночной ставке) может серьезно уменьшить чистую прибыль, а в определенных случаях привести к убыткам и банкротству.
Могут ли с главбуха взыскать долги фирмы при банкротстве, узнайте по ссылке.
Значительное влияние на чистую прибыль оказывают разнообразные доходы и расходы, не связанные с основной деятельностью фирмы. К примеру, сдача в аренду неиспользуемых площадей или оборудования может принести неплохой дополнительный доход и положительно сказаться на показателе чистой прибыли. Чистая прибыль возрастет, если реализовать активы компании, не используемые в ее деятельности.
При этом не стоит забывать о необходимости постоянного контроля за составом и величиной прочих расходов — при их росте чистая прибыль снижается. Например, чистая прибыль может снизиться в результате чрезмерного расходования денег на благотворительность и в иных аналогичных случаях.
Как расходы на благотворительность отразить в бухучете, расскажем в этом материале.
Чистая прибыль предприятия — это показатель, рассчитываемый по-разному
Чистая прибыль, формула расчета которой была описана в предыдущих разделах, может быть определена и иным способом. Например:
Стр. 2400 = стр. 2300 – стр. 2410
Чистая прибыль, формула расчета которой приведена выше, равна прибыли до налогообложения за вычетом налога на прибыль.
Такой алгоритм расчета чистой прибыли носит упрощенный характер и может использоваться, например, малыми предприятиями, которые вправе не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
ВАЖНО! Критерии малых предприятий приведены в ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Подробнее о критериях для малых предприятий см. в этой статье.
Информация об отложенных налоговых активах и обязательствах формируется в бухучете и требуется для отражения разниц, возникающих между налоговым и бухгалтерским учетом.
Итоги
Чистая прибыль представляет собой комплексный показатель, включающий все виды полученных фирмой доходов с учетом произведенных расходов. Если издержки компании превышают совокупность выручки от продаж и дополнительных прочих доходов, то можно говорить об отсутствии чистой прибыли и убыточности деятельности компании.
Чистая прибыль позволяет коммерсантам расширять свой бизнес, осваивать новые технологии и рынки сбыта, что, в свою очередь, позитивно сказывается на величине прироста чистой прибыли.
Финансовые показатели, которые нужно отслеживать бизнесу
Финансовый учет — это консультант для бизнеса. Отслеживая важные экономические и маркетинговые показатели, вы можете планировать. Посмотрите на табличку в Excel или в отчет системы аналитики, и сразу будет понятно, может ли компания позволить себе еще одного сотрудника, не будет ли кассового разрыва через полгода, выгодно ли брать кредит, или в текущей ситуации он просто разорит бизнес.
Мы собрали несколько показателей, которые являются основными для финансового учета. Без них решения придется принимать наугад. Показываем на примерах, что будет, если их не отслеживать.
Выручка
Этот показатель еще называют прибылью, и он кажется самым простым — ведь это деньги, которые пришли в компанию. Но есть нюанс — в выручку нельзя записывать деньги, которые уже есть на счетах, но работы за них еще не выполнены.
Например, вы продаете пельмени на заказ. Покупатель отправил вам предоплату, несколько десятков тысяч рублей. Будет ошибкой записать эту сумму в выручку, пока пельмени не доставлены покупателю. Курьер может потерять товар, покупатель во время доставки откажется от покупки и потребует деньги назад, произойдет еще что-то.
Поэтому финансисты обычно считают выручку по факту выполнения обязательств или, если речь про B2B, по подписанному акту.
Выручка — это деньги, которые получила компания за выполненные обязательства.
Если не считать выручку, у бизнесмена может возникнуть иллюзия успешности. Например, у вас веб-студия, вы набрали заказов на миллионы рублей, получили половину денег в качестве предоплаты. А затем из коллектива по какой-то причине выбыли несколько ключевых сотрудников. Оставшаяся команда пропустила сроки сдачи проекта, предоплату пришлось возвращать и еще платить штраф.
Важно четко понимать, какая у вас реальная выручка, какими средствами вы располагаете.
Операционные расходы
Это деньги, которые компания тратит на свою деятельность. Обычно в операционные расходы финансисты закладывают вообще все расходы компании, кроме прибыли и обратных вложений в развитие. То есть закупка товара, зарплата, налоги, аренда и прочее — все это операционные расходы. Этот показатель условно разделяют на две категории.
Переменные расходы
Это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Например, если ваша компания продаст 100 кг пельменей, она потратит 200 руб. на муку. Если продажи составят 500 кг, то расходы на муку увеличатся до 1 000 руб. Так работают переменные расходы.
Постоянные расходы
Это траты компании, которые не зависят от выручки. Чаще всего это зарплаты сотрудников, аренда помещения, оплата интернета и офисных принадлежностей.
Не путайте постоянные и переменные расходы. Постоянным расход называется не от того, что эта сумма одинаковая из месяца в месяц, а потому что не зависит от выручки. Те же канцтовары в офис не зависят от выручки, поэтому это постоянные расходы. Хотя в разные месяцы мы можем тратить на них разные суммы.
Екатерина Яхонтова, финансовый директор «Нескучных финансов»
Обратите внимание: финансисты не записывают в операционные расходы дивиденды, но учитывают зарплаты. Если вы открыли ООО и стали гендиректором, то прибыль вы можете не распределять и вкладывать ее в развитие компании — соответственно, тогда это не будет расходом. Но вот зарплату, хотя бы МРОТ, вам нужно записать в постоянные расходы.
В учете зарплат есть два важных нюанса. Например, у вас есть менеджер по продажам, который получает оклад в 10 000 руб. за месяц. Остальной его доход — процент со сделок, премия. Считайте оклад в постоянных расходах, а премию — в переменных, потому что она зависит от выручки.
Еще помните, что в расходы предприниматель должен заносить не сумму, которую работник получает на руки, а деньги, которые вы списываете с расчетного счета. То есть если человек заработает 10 000 руб., то списать придется примерно 15 000 — добавьте налоги и взносы в социальные фонды.
Иван Шкиря, CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri
EBITDA
В оригинале звучит как Earning Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, то есть показатель прибыли без учета налогов, кредитов и амортизации. Считать просто — нужно из выручки отнять операционные расходы.
Вот зачем нужен EBITDA:
EBITDA является основой других финансовых показателей.
Прочие расходы
В операционные расходы не записываются налоги компании, кредиты и амортизация — эти показатели в финансовых отчетах обычно идут отдельными строками. Но отслеживать их не менее важно.
Кредиты
В расходы идет не весь ежемесячный платеж, а только процент по займу, ведь основное тело кредита вы именно возвращаете, а не тратите.
Налоги
Фиксируются налоги именно компании — например, если вы на УСН «доходы», то это 6 %. Налоги, которые вы платите за сотрудников, записываются в переменные траты, в категории операционных расходов.
Амортизация
С помощью этого показателя в финансовом планировании учитывают расходы на дорогое оборудование и другие материальные вложения в бизнес. Например, когда вы купили новую тестомешалку для пельменной, то ее некорректно записывать в расход конкретного месяца. Если так сделать, у компании будет огромный минус в прибыли. Поэтому сумму равномерно распределяют по месяцам на срок службы купленного предмета.
Например, технику купили за 50 000 руб., а срок службы производителя — 2 года, то есть 24 месяца. Делим деньги на срок и получаем 2 083 руб. в месяц. Именно эту сумму нужно записать в строку «Амортизация» в разделе прочих расходов.
Амортизация — это бухгалтерский термин. При вычислении показателя можно ориентироваться на сроки амортизации, введенные Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Или руководствоваться реалиями бизнеса — мы же говорим не о бухгалтерской документации, а о показателях для себя.
Амортизацию полезно отслеживать для планирования. Например, вы понимаете, что через 3 года тестомешалку нужно поменять, и откладываете на отдельный счет сумму, которая занесена в расход.
Чистая прибыль
Это ваши деньги, которые остались после вычета всех расходов, включая налоги, кредиты и амортизацию. В идеальном мире владелец компании, даже малого бизнеса, «вытаскивает» для личных нужд деньги именно из чистой прибыли.
Чистую прибыль нужно отслеживать, чтобы держать эффективность всего предприятия под контролем. И избежать ситуации, когда на счетах бизнеса денег много, а через полгода выясняется, что компания несет крупные убытки.
Пример с пельменной
Компания генерирует большой оборот, с EBITDA все в порядке. Денег в кассе так много, что основатель перестает отслеживать чистую прибыль, ведь его личные расходы незаметны в общем обороте. Через пару лет выясняется, что никто не учитывал расходы на амортизацию. Коммерческое оборудование устаревает быстро: ломаются печи, выходит из строя тестомешалка.
Ситуацию удается исправить с помощью кредита, но в итоге основатель еще несколько лет не мог тратить деньги на себя — все приходилось вкладывать обратно в дело.
Рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает в динамике эффективность использования каких-либо ресурсов. Рентабельность бывает разных видов. Например, вы можете посчитать эффективность использования всей компании в целом или вычислить рентабельность конкретного актива бизнеса.
Высчитывается рентабельность в виде числа или процента — этот показатель является коэффициентом. Если получившееся число меньше 0 — плохо, если больше, значит лучше.
Вот несколько полезных видов рентабельности.
Маржинальная рентабельность
Берем маржинальную прибыль — это выручка минус переменные расходы. И делим эту прибыль на выручку.
Кофейня продала за месяц 10 000 чашек кофе по цене 100 руб. Выручка — 100 000 руб. Переменные расходы составили 55 000 руб.
Операционная рентабельность
Это выручка минус постоянные и переменные расходы — сколько зарабатывает бизнес после уплаты всех операционных расходов.
Если предположить, что постоянные расходы кофейни из примера выше 20 000 руб., то считать можно так:
Рентабельность по чистой прибыли
Считают делением чистой прибыли на выручку.
В примере с кофейней бизнесмен платит 6 000 руб. налогов и еще учитывает амортизацию, то есть 5 000 руб. на кофемашину. Вот что получается:
Рентабельность нужно отслеживать в динамике, сам по себе этот показатель ничего не даст. Со временем можно делать выводы об эффективности управления расходами. Например, если рентабельность по марже падает, значит у вас увеличились переменные расходы. Возможно, поставщик поднял цену, а вы не заметили.
Если рентабельность по операционной прибыли падает, значит, ваш бизнес становится менее эффективным и затрачивает все больше ресурсов на каждый заработанный рубль. Еще по этому показателю инвесторы сравнивают компанию с конкурентами и оценивают риски.
Рентабельность по чистой прибыли покажет, сколько вы получите денег с каждого рубля выручки. Это общий индикатор для компании: если он снижается, нужно срочно разбираться, в чем причина.
Екатерина Яхонтова, финансовый директор «Нескучных финансов»
Денежный поток
Еще этот показатель называют «кэшфлоу» или движением денежных средств (ДДС). Суть в том, что показатели выручки и рентабельности отражают состояние компании в конкретный момент. А ДДС демонстрирует финансовое состояние компании в динамике. Грубо говоря, вы всегда понимаете, сколько у вас денег сейчас и сколько будет через 1-3-6 или больше месяцев. Причем смотреть полезно как на общий показатель «Итого» в ДДС, то есть сколько денег есть у компании сейчас, так и на составляющие ДДС.
Чтобы составить ДДС, структурируйте все ваши расходы и доходы в одной табличке. Фиксируйте каждую операцию, когда у компании стало больше или меньше денег.
Еще удобно интегрировать в ДДС платежный календарь — записывайте не только расходы и доходы по факту их появления, но и будущие. Например, в вашей таблице могут быть расходы на аренду, которые появляются каждый месяц, и обещанные доходы — те, которые вы ожидаете на счет через некоторое время.
Если вы ИП, разделяйте личные и рабочие расходы, тогда не будет путаницы. Например, назначьте себе условную зарплату, а остальную чистую прибыль сверх нее вкладывайте в развитие бизнеса.
Если не отслеживать ДДС, легко попасть в ситуацию, когда денег не хватает. Пару раз не записали расходы, не учли несколько личных трат — и вот в конце месяца компания уже не может выплатить зарплату сотруднику.
Количество дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность — это обязательства перед вами. Например, веб-студия сделала кому-то сайт, а денег еще не перевели. Или пельменная привезла еды на корпоратив, а оплата будет в конце месяца на счет.
Большая дебиторка — это и хорошо, и плохо одновременно.
Если не следить за дебиторской задолженностью, можно упустить момент, когда компания не может существовать на имеющиеся средства. Плюс большая дебиторка может обернуться безнадежными долгами. Например, если ваши контрагенты разорятся и не смогут выполнить обязательства перед вами.
Точка безубыточности
Этот показатель особенно важен небольшому или начинающему бизнесу. Еще его называют точкой рентабельности или «нулевой точкой». Проще говоря, это ситуация, когда бизнес работает в ноль — не приносит убытков, но и не генерирует чистую прибыль. Обслуживает сам себя.
Точку безубыточности считают в двух видах:
Вот как посчитать ТБУ:
Средний чек
Средний чек, или средняя стоимость заказа — показатель эффективности продаж. Посчитать можно так:
Средний чек = выручка / общее количество совершенных покупок
Показатель пригодится не всем предпринимателям. Если веб-студия делает и небольшие проекты за 10 000 руб., и заключает годовые контракты на несколько миллионов, то средний чек будет только путать. Но та же пельменная этим показателем сможет отслеживать лояльность покупателей или эффективность маркетинговых акций. Например, пельменная запускает акцию — скидку на новинки. И отслеживает средний чек — до акции и после. Если увеличился, все прошло успешно.
Средний чек — это индикатор ситуации с продажами. Помните, что этот показатель зависит от двух составляющих: от выручки и от количества покупателей. Если показатель изменился, даже в большую сторону, нужно выяснять причины. Не всегда рост чека означает, что все хорошо.
Отслеживая изменения среднего чека и количества покупателей в зависимости от цен, можно планировать ассортиментный ряд и стратегию развития. Например, постепенно поменять все товары на дорогие, чтобы дальше привлекать только богатых покупателей. Или сформировать ассортимент эконом-класса. Средний чек уменьшится, но общая прибыль может вырасти за счет роста количества покупателей.
Кратко о том, какие финансовые показатели отслеживать бизнесу и зачем
Финансовый учет нужен для контроля и планирования. Отслеживать полезно не только доходы-расходы, но и различные экономические показатели. Они работают как индикаторы, предупреждают о потенциальных проблемах и подсказывают, какие решения можно принять для исправления ситуации.
Вот основные показатели:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Чистая прибыль — ликбез для начинающих инвесторов
В отчётностях и пресс-релизах компаний можно встретить множество различных финансовых показателей, которые зачастую для новичка звучат одинаково. Например, многие путаются в понятиях операционная, валовая, чистая прибыль, прибыль до уплаты налогов и прибыль, приходящаяся на акционеров компании. Также далёкие от фондового рынка и финансов люди путают выручку с прибылью. И это нормально. Поэтому сегодня я предлагаю вам разобрать, что такое чистая прибыль, попутно объяснив остальные виды прибыли, а также понять, как она образуется, как распределяется и как её анализировать.
Чистая прибыль — один из важнейших показателей компании. Слово «чистая» в данном показателе означает, что прибыль была очищена от налогов, расходов и других отчислений. Чтобы определить, что такое чистая прибыль, предлагаю сначала разобраться с выручкой.
ВЫРУЧКА — доход, полученный от реализации.
Например, К. является индивидуальным предпринимателем, накануне 8 марта он купил 1 000 роз по 3 руб. за штуку. Позже, 8 марта, он продал ранее купленную партию: 1 000 роз по 30 руб. за штуку. Таким образом, выручка К. составила 30 тыс. руб. Но говорит ли это о том, что К. заработал 30 тыс.?
Нет, так как в данном примере не учтены расходы. Чтобы узнать сумму прибыли, необходимо вычесть из выручки, 30 тыс., переменные расходы, то есть расходы, зависящие от объёма производства, что в данном примере равно трём тысячам. 30 тыс. — 3 тыс. = 27 тыс. руб. Мы узнали МАРЖИНАЛЬНУЮ, или ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ.
Но это ещё не все расходы, которые были у К., поэтому из валовой прибыли необходимо вычесть постоянные расходы или коммерческие и управленческие расходы. К управленческим расходам относятся затраты на оплату охраны, интернета, ЖКХ, канцелярских принадлежностей и зарплаты административно-управленческого персонала (например, бухгалтерия, юристы и другие). К коммерческим расходам относятся затраты на оплату труда, логистику и хранение товара, аренду и содержание зданий, рекламу и прочее.
В условиях нашей задачи не указаны коммерческие и управленческие расходы, однако для точности эксперимента давайте предположим, что К. потратил на транспортировку, хранение и рекламу одну тысячу рублей. Вычитая из валовой прибыли постоянные расходы, мы получим: 27 тыс. — 1 тыс. = 26 тыс. ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ.
Теперь важно учесть, были ли внереализационные доходы или расходы в результате данной деятельности. Что это? Это доходы и расходы, не связанные с реализацией. К ним относятся:
Допустим, что К. сделал несколько скидок своим клиентам на общую сумму 500 руб., и его прибыль снизилась: 26 тыс. — 0,5 тыс. = 25,5 тыс. ПРИБЫЛИ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Теперь следует учесть, что К. является индивидуальным предпринимателем и должен заплатить налог на прибыль и другие обязательные платежи (пенсионные и страховые отчисления). Предположим, что данные расходы составляют 10 тыс., поэтому ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ К. равна: 25,5 тыс. — 10 тыс. = 15,5 тыс.
Таким образом, чистая прибыль — это часть дохода предприятия, которая осталась после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей. и скрупулёзно анализируйте отчётность компании.
Если мы говорим о публичных компаниях, то есть тех, которые размещают свои акции на бирже, появляются ещё три показателя.
Мы разобрали, как образуется чистая прибыль, и думаю, больше не возникнет вопросов, почему у компании может увеличиться выручка, но при этом будет числиться чистый убыток — отрицательная чистая прибыль.
Поэтому при анализе чистой прибыли компании я всегда сравниваю её в динамике по отношению к предыдущим периодам, оцениваю выручку и расходы, которые привели к соответствующей динамике.
Именно по качеству распределения чистой прибыли можно оценить, насколько корректно работает менеджмент: правильное распределение должно привезти к увеличению эффективности деятельности компании.
Основными направлениями распределения чистой прибыли являются:
Для нас как для инвесторов наиболее выгодно распределение прибыли на дивиденды. Однако если компания решила не выплачивать дивиденды или снизила их размер, направив деньги на инвестиции, то перед тем, как негативно воспринимать данную информацию, стоит понять, что эти инвестиции дадут компании и вам в будущем. Так как зачастую кратковременное снижение котировок, связанное с дивидендным кризисом, быстро отыгрывается благодаря грамотным инвестициям.