Как узнать битрейт радиостанции
Как определить истинное качество звука потокового аудио
Пару лет назад мы написали статью о том, как определить истинный битрейт любого аудиофайла, а также почему конвертация YouTube в MP3 со скоростью 320 кбит / с — пустая трата времени. Наша цель состояла в том, чтобы помочь пользователям определить истинное качество звука музыкальных файлов, за которые они заплатили и загрузили, чтобы избежать музыкальных сервисов, которые утверждают, что предлагают высококачественный звук без потерь, но, к примеру, подают MP3, преобразованные в FLAC.
Многие пользователи также спрашивали, как они могут определить истинное качество звука потоковой музыки, а не локальных файлов. Это большой вопрос, так как в последние годы появилось много потоковых сервисов HiFi, утверждающих, что они предлагают своим пользователям высококачественные музыкальные потоки без потерь.
Поэтому нам нужно использовать почти идеальный точный анализатор спектра для потоковой передачи звука и понять, как его читать в режиме реального времени.
MusicScope — это анализатор звука в реальном времени и измерительный инструмент, который может обеспечить очень точную обратную связь при потоковой передаче звука. К сожалению, разработчики прекратили продавать лицензии на программное обеспечение, но пробная версия позволяет тестировать до 30 секунд звука.
Для целей данного руководства мы приведем примеры использования программного обеспечения с локальными файлами в разных форматах. Однако вся предоставленная информация может в равной степени применяться к потоковому аудио, например, от Spotify, Deezer и т. Д.
Определение частоты и диапазона громкости LRA
Давайте попробуем трек без потерь (.M4A ALAC) «Прогулка по небу» из фильма «Движущийся замок Хаула». Это оркестровая запись, поэтому мы должны получить хороший образец всех частотных диапазонов. Например, мы можем видеть изолированные высокочастотные пики, например, мерцание тарелок между 11 и 22 кГц.
Наблюдая за графиками в MusicScope, мы видим, что динамический диапазон очень высок, как и следовало ожидать от оркестровой записи.
MusicScope также может дать нам LRA (диапазон громкости), который измеряет контраст между самыми мягкими и самыми громкими частотами. Для этого конкретного трека, мы видим, что разница между самыми тихими и самыми громкими пассажами составляет около 23 децибел.
С точки зрения микродинамики, этот конкретный трек имеет очень большой динамический диапазон, который мы ожидаем от высококачественной оркестровой записи, но также происходит несколько интересных вещей.
MusicScope может сказать нам, выиграет ли трек от более высокого разрешения. Так что этот трек, в частности, записывается с 16-битной глубиной с частотой дискретизации 44 кГц. Но мы можем сказать, что у трека есть большой запас. От 0 до 6 децибел ниже полной шкалы нет данных в линейном частотном спектре.
Таким образом, эффективный битрейт этой дорожки составляет всего около 14–15 бит, что означает, что они могли применить сжатие динамического диапазона во время основной записи, или микрофоны, используемые во время записи, не улавливали всю информацию.
Поэтому, даже если бы существовала версия этого файла с тактовой частотой 96 кГц, это не принесло бы пользы, поскольку наиболее вероятно, что микрофоны, использованные во время записи, не улавливали все данные. Это связано с тем, что большинство микрофонов спроектированы для отображения на частотах человеческого слуха, поэтому, честно говоря, 96-кГц / 24-битная запись этой дорожки не принесет заметной разницы.
Вывод из этого заключается в том, что для улучшения качества звука мы фокусируемся на том, что происходит на этапе записи и мастеринга. Сосредоточение внимания на аудиофайлах с «высоким разрешением» ради файлов с высоким разрешением отвлекает нас от того, что действительно важно, а именно от оборудования для записи и используемого процесса.
Как узнать, может ли песня иметь лучшую аудио версию
Давайте попробуем использовать дорожку EDM «Zebra» из Oneohtrix Point Never в 24-битном формате 44 кГц. Что интересно в этом конкретном треке, так это просто плотность музыкальной информации в этом треке. Вы можете видеть на спектрограмме сплошной зеленый блок и наблюдать, как он заполняет всю дорожку.
Этот трек имеет LRA около 12,9, что довольно много для трека EDM. Здесь интересно то, что вы можете видеть, что это 24-битное отслеживание, которое использует почти все 24 бита динамического диапазона. Самая тихая музыка в этой записи примерно на 100 дБ ниже самого громкого шума.
Так что, глядя на спектрограмму, вы можете сказать, что этот трек обрезан на частоте 22 кГц, это действительно жесткое срезание, а высокочастотные пики на частотах около 22 кГц всего на 60 децибел ниже полной шкалы.
Это означает, что если бы у нас была версия этого трека 96 кГц, вероятно, было бы много информации выше 22 кГц, которая не попала бы в эту версию трека.
Проще говоря, ваш опыт прослушивания мог бы выиграть от версии этого трека с более высоким разрешением. Этот трек достигает пределов своего формата (частота дискретизации 44 кГц). Как только вы поймете процесс мышления, вы по-настоящему начнете понимать, обслуживаете ли вы наилучшую версию трека в потоковом сервисе hi-fi.
Как сказать плохое качество записи звука
Давайте используем трек «Fly Away» от TeddyLoid, в 16-битном формате 44 кГц. Мы сразу слышим, что трек был горячо освоен.
Посмотрев на график радара, мы увидим, что дорожка непрерывно достигает максимальной длительности песни, поэтому она непрерывно ограничивается в натуральную величину. Так что, если вы играете этот трек на оборудовании среднего уровня, он, вероятно, сильно искажает.
Также этот трек имеет LRA около 2,3, что означает, что динамический диапазон составляет 2,3 децибела по всему треку, что выглядит довольно безумно.
Плохое качество или преднамеренное производство?
При рассмотрении трека, такого как «Fly Away», мы также должны учитывать, является ли он треком с плохим мастерингом, например, любительским, или он был намеренным. Трек «Fly Away» должен был стать своего рода «одноразовым», громким танцевальным треком. Звучит так, как будто его играют через плохих ораторов, что, собственно, и было целью мастеринга трека.
Думайте об этом как о фильтрах камеры. Если вы сделаете селфи с высоким разрешением, примените фильтр сепии и добавите, например, эффект размытия. Люди могут подумать, что вы сделали нечеткую фотографию плохого качества, но на самом деле это было ваше намерение. То же самое может случиться с музыкальной продукцией, такой как намеренно плохая музыка «гаражного панка».
Итак, подведем итог. Мы можем использовать MusicScope для определения всевозможной информации о музыкальной дорожке, но мы также должны учитывать, что было задумано исполнителем, и было ли некачественное мастеринг на самом деле формой искусства или чем-то в этом роде.
Сравнительный тест интернет-радиостанций с Lossless-потоком
Интернет-радио сегодня никого не удивишь. Топят что-то свое тысячи каналов, если не миллионы. И вот задача — выловить в этом комарином хоре что-то действительно стоящее и по контенту, и по правильному качеству аудио.
Кто громче?
Напрасно многие думают, что дело только в битрейте. Хотя и битрейт мало кто указывает, да еще снижает без нашего ведома. Многие трансляторы также плевать хотели на рекомендации Audio Engeneering Society, где оговаривается максимальный уровень громкости стрим-потока.
Что мы имеем в итоге? Сначала фонограмма подверглась жестокой компрессии современного мастеринга в стиле Loudness War. Потом эту песню еще и передают с зашкаливанием уровня громкости, повторно клиппируя и без того замученный сигнал. Примером послужит образец стрима сервиса Deezer, захваченного на лету в цифровой форме.
Радио-сервис Deezer злоупотребляет громкостью, что приводит к искажениям в ЦАПе
Как видите, несмотря на довольно высокий битрейт, громкость регулярно тыкается в 0 дБ и вызывает массу искажений, связанных с клиппингом. Хотя вот говорят, Spotify взялся за ум.
Поэтому, рассматривая новую станцию, мы будем обращать внимание и на динамический момент в том числе. Первичным же важным критерием отбора будет являться Lossless-аудиопоток. Он не должен подвергаться обработке кодером с потерей информации, даже если это вполне качественные AAC или 320 кбит/с. Поэтому Linn Radio и ему подобные — извините, сегодня разговор не о вас!
Любовь, деньги и 24 бит
В настоящий момент ряд аудиофильских сервисов, например — Tidal, предоставляют доступ к Hi-Res аудио в рамках абонентской подписки. Но заплатить за эту услугу не так просто, пока тот же Tidal официально здесь не работает. Нужны обходные пути, о которых поговорим как-нибудь в другой раз. Сосредоточимся на онлайн-радиостанциях, вещающих без ограничений во всех смыслах.
В большинстве своем лосслесс-радио использует сигнал с размерностью 16 бит и разрядностью 44 кГц. Что ж, вполне резонно. Большинство альбомов по-прежнему доступно именно в старом добром Red Book, а разница между 16- и 24-битным изложением аудио не настолько критична по сравнению c деградацией звука на lossy-кодеках. В общем, вы меня поняли: на потоке 16/44 плотность данных составляет около мегабита в секунду, и резона увеличивать трафик в полтора раза особо нет.
Как слушать
Ресурсы с lossless-стримом, которые удалось разыскать, не торопятся анонсировать заветную ссылку на главной странице. Зачем перегружать сервер, если «все слушают мр3»? Скорее всего, на ней вы обнаружите интерфейсный плеер с обычным lossy-потоком, который может автоматически снижать битрейт, если система решит, что канал передачи узковат. Нужные нам ссылки на flac-стрим, как правило, можно обнаружить на профильных форумах, посвященных этой задаче. Полученный адрес следует вводить в собственный софтовый плеер с поддержкой http-трансляции — тот же foobar2000 или VLC.
Загрузка веб-адреса интернет-радиостанции для стрима через Foobar2000
VLC, к слову, открывает массу функциональных возможностей на портативных устройствах. Именно его я буду использовать на айфоне и айпаде. Аудиопоток для анализа можно захватить в цифровом виде через оптический выход док-станции, либо просто сохранять стрим через Foobar2000 в отдельный wav-файл, который затем рассматривается в аудиоредакторе.
Трансляцию интернет-радио на портативном устройстве можно настроить через универсальный плеер VLC
Советское — значит отличное
Радио «Сектор» — честный lossless спектр, но с громкостью потока бывает перебор
Еще один местный ресурс «Радио Нина», похоже, управляется одним человеком и наверняка является пиратским стримом. Репертуар — стандартный мейнстрим от Doors до Pink. Lossless-поток послушать можно только после регистрации. Саму ее заделать несложно, но есть нюанс. На Foobar2000 все будет работать, а вот в портативном устройстве нет. Во всяком случае, у меня на VLC музыка не запустилась, несмотря на то, что я еще раз авторизовался на сайте. Спектр у «Радио Нина» в полном порядке, но за громкостью тоже никто не следит, и если трек громкий, его пики неизбежно вылезут в клиппинг.
У радио «Нина» тоже со спектром все честно, но заскоки с громкостью еще более неприличные
Редкости и обман
В тематических разделах интернет-радио всегда интересно ткнуть наугад (вроде Senegal/Religious) и провалиться в другую вселенную. К сожалению, в Сенегале не очень заботятся о lossless-радио. Впрочем, не очень заботятся о нем и в более зажиточных регионах планеты. Количество обнаруженных lossless-радиостанций можно на пальцах сосчитать. В США или Японии бесплатное FLAC-радио искать бесполезно, а вот в Европе еще водится немножко.
Одна из них — JB Radio2. Наряду с современной музыкой станция транслирует много олдскульного контента, при этом, к счастью, не злоупотребляя хитами советских меломанов. В плейлисте Sade соседствует с Бобом Диланом и Fleetwood Mac. Вообще выплывают разные имена, в том числе и бывшие у нас в тени, послушать их особенно интересно.
JB Radio стримит обычный lossy-поток, пропущенный через апсемплер 192 кГц
И тем обиднее было узнать, что источником трансляции JB Radio 2 послужили lossy-файлы. Частотка обрезана по 16 кГц, какой там был битрейт — гадайте сами. Но верхом маразма было то, что это добро передается в контейнере с дискретностью 192 кГц, что очень нагружает канал до более двух мегабит в секунду! То есть поступает искусственно раздутый аудиопоток 16 бит/192 кГц, внутри которого содержится банальный mp3. Для сравнения качнул трансляцию на 320 kbs, можете сравнить качество и вы — разницы никакой, за исключением ширины канала. Греческий админ от комментариев этой ситуации уклонился. Утешением может быть лишь мысль, что на радиостанциях подавляющее большинство музыки переведено в мр3, и в данном случае фонограмма просто избежала участи быть конвертированной в lossy-поток еще раз.
Французский поцелуй
Французская радиостанция L’Eko имеет на родине вполне себе физическую частоту вещания 88,5 МГц. По репертуару вроде никакой экзотики: мейнстрим из поп-рока и хип-хопа, но ни одного знакомого имени. Анализ качества показал, увы, и здесь не обошлось без lossy-кодека в источнике. Разница лишь в том, что, похоже, применялся AAC с более мягкой фильтрацией. И громкость находится в порядке без перегруза. Может быть, они почитали статью Mastered for iTunes?
L’Eko привирает насчет lossless-потока, но зато не борзеет с громкостью
Радио Frequence3 транслирует как lossless, так и lossy источники
Завершает французскую тройку Sing Sing, которая вроде больше ориентируется на традиционный рок-контент, правда опять же с региональными предпочтениями. По спектру и громкости все в порядке, но музыка, вероятно, будет интересна только франкофонам.
У Sing Sing все в полном порядке за исключением репертуара
Качество крепчает на север от Германии
А вот вам 440Hz Radio. Забавно, но частота семплирования здесь стоит не 44 кГц, а 48 кГц. Музон примерно такой же разнообразный, как у L’Eko, но только упор уже на немецких вокалистов: Die Toten Hosen и так далее. Слушайте, кому интересно. Что касается протяженности спектра и громкости, то с этим у трансляции никаких проблем. Но 48 кГц аудиопотока указывает на то, что все-таки имеет место пересчет дискретизации оригинала, которая у CD составляет 44 кГц. И с точки зрения аудиофилии, эта процедура не так уж и безобидна.
Радио «440Hz» передают аудиопоток lossless, но с дискретностью 48 кГц
Хотя сайт сервиса Ai-Radio из Нидерландов выглядит любительской стилизацией под DOS-интерфейс, на нем можно спокойно выбрать себе нужный битрейт, никто ничего не прячет. Музыка подбирается в основном из саундтреков к видеоиграм, т.е любая: за абстрактным электронным коллажем может следовать старая фонограмма классики. Только хотел сказать про честное качество — никаких лишних кодеров и компрессоров, как вдруг наткнулся на трек с явными признаками мр3 происхождения. Ладно, спишем на единичный случай. Справедливости ради следует сказать, что даже на CD-сборниках такое случается сплошь и рядом.
Ai Radio в целом работает честно и с громкостью, и со спектром
Ссылка для веб-плеера: http://r.kyber.io/flac
На технические характеристики ресурса Kyber.io грех жаловаться, да и музыка не банальная
Как работает интернет-радио — принцип работы, плюсы и минусы
Начать вещание через Интернет может каждый, кто имеет доступ к Всемирной сети. Однако, для того чтобы научиться хорошо это делать, важно понимать основы, на которых построено такое вещание.
Что такое онлайн-радио
Имея доступ в Internet, человек имеет возможность не только получать нужную ему информацию, но и передавать её. Для этого он должен создавать передачи и передавать их через Интернет слушателям, не используя радиоприемник. Делая качественный контент, активно проводя рекламные мероприятия, он будет неуклонно увеличивать свою популярность.
Преимущества и недостатки интернет-радио
Вещание посредством Всемирной сети имеет важные преимущества по отношении к традиционному. Вот основные из них:
Обратите внимание! Использование аудиорекламы сопоставимо с влиянием видеорекламы. При этом стоит она гораздо дешевле.
Как работает интернет-радио
Чтобы организовать свою радиостанцию, нужно учитывать, что для её работы требуются следующие три элемента:
Обратите внимание! Чтобы услышать передачу, нужно установить соединение. Чем больше будет соединений, тем выше окажется нагрузка на исходный компьютер и интернет-канал. Поэтому для небольшого количества слушателей можно вести вещание со своего компьютера, но при увеличении их количества удобнее пользоваться серверами, предоставляющими услуги вещания.
Форматы вещания
При передаче звука слушателям важно правильно выбрать формат используемого аудиопотока. Фактическим стандартом стало использование mp3. Однако для мобильных устройств удобно, когда применяется AAC+. Его важная особенность в том, что на низком трафике он способен обеспечить относительно хорошее качество звучания.
Что значит Bitrate (Kbps)
Качественные аудиофайлы весят очень много, соответственно, для них следует предусмотреть много места. Однако стоит помнить, что во время радиотрансляции они передаются по Сети. И здорово, если передача осуществляется на достаточно большой скорости, чтобы не возникало пауз. Чтобы слушать такую трансляцию, потребуется широкополосный Интернет. Владельцам модемов прослушивание программы на ПК станет затруднительным.
Чтобы решить эту проблему, возможно сжатие передаваемой по Сети информации. Если это делают слишком сильно, то звуковой поток будет потреблять меньший объём трафика, но ухудшится его качество. Таким образом прослушать симфонические музыкальные произведения не получится. Однако этот уровень сжатия подойдет для ведения телефонных разговоров. В этом случае говорят, что звук имеет низкий битрейт.
Если нужно, чтобы слушатель наслаждался качественным звуком, то допустимо только небольшое сжатие. В этой ситуации говорят о высоком битрейте.
Слово «Bitrate» переводится как «количество байтов, передаваемое за секунду». Так, 1 Kbps соответствует килобайту, передаваемому за 1 сек. Трансляция радио с низким битрейтом обычно соответствует 24 Kbps. Чтобы слышать качественный звук, нужно, чтобы битрейт составлял 128 Kbps. Максимум в трансляции — ресивер, обеспечивающий 192 Kbps.
Обратите внимание! Качественно работающая интернет-радиостанция должна предусматривать различные возможности слушателей и делать вещание одновременно на несколько потоков с различными битрейтами.
Как вещать
На первоначальном этапе можно в качестве сервера вещания для передач любого жанра использовать собственный компьютер. Для этого достаточно воспользоваться одной из следующих программ:
Важно! Все эти зарубежные программы являются бесплатными. Чтобы начать работу, достаточно приобрести микрофон и можно приступать к вещанию.
Настройка web-сайта
Сайт, через который будет осуществляться вещание, должен быть настроен таким образом, чтобы предоставить слушателям максимум удобства. Для этого нужно предусмотреть следующее:
Доступность интернет-радиостанции для различных категорий слушателей, наличие обратной связи со слушателями способны резко поднять популярность радиоканала.
Реклама своего радио
Относительная доступность организации собственной радиостанции в Интернете привела к большой конкуренции. Чтобы удержаться в нише вещания, важно постоянно давать рекламу. В противном случае существенно снизится или полностью иссякнет приток слушателей.
Обратите внимание! Если посмотреть статистику по количеству слушателей различных радиостанций, то тех, у кого менее 10 слушателей, существует огромное количество.
Вот некоторые способы, как рекламировать свою радиостанцию:
Правовые аспекты
Для ведения интернет-радиостанции нет необходимости получать лицензию, ведь для этого не требуется использовать тот или иной частотный диапазон.
Обратите внимание! При трансляции могут быть использованы произведения, защищённые авторским правом. В этом случае нужно делать предусмотренные законом отчисления.
Организовать интернет-радио можно с минимальными затратами. Предлагая слушателям интересный и качественный контент, вполне возможно завоевать широкую популярность у слушателей и выйти на более серьезный уровень, потеснив Европу плюс или Русское радио.
ITmicro
Сравнение потокового вещания в форматах mp3 и AAC HE V.2
Сравнение потокового вещания в форматах mp3 и AAC HE V.2
Одним из важнейших параметров любой аудио аппаратуры является диапазон воспроизводимых частот.
На данный момент Интернет-радиостанции используют потоковое вещание в двух форматах mp3 и AAC HE v.2 (Advanced Audio Codec Hi Efficiency version 2). В настоящей статье рассказывается, как измерить диапазон частот, поступающих от Интернет-радиостанции, приводятся результаты измерений для разных скоростей потоков.
Стенд для измерения параметров потокового радио.
Для приема и анализа цифровых радиопотоков использовался обычный ноутбук с ОС Windows 7. Поток, в зависимости от формата, воспроизводился при помощи запускаемого через WEB-браузер плейера или при помощи Windows Media Player.
Скорость поступающего потока измерялась при помощи бесплатной утилины NetMeter V.1.14. Для записи и анализа потока использовался Nero Wave Editor. В момент записи потока, линейный аудио-выход компьютера соединялся с линейным входом кабелем minijack-minijack. Так как нас интересовал только спектр воспроизводимого сигнала, то отображение в Nero Wave Editor настраивалось в режим “Дисплей спектрографической чувствительности”.
Во всех тестах речь идет о стерео-аудио потоках.
Результаты измерений потоков MP3 и AAC HE v.2.
Из спектрограммы для кодека mp3, снятой с потоков с различными скоростями,
видно, что максимальная воспроизводимая частота очень сильно зависит от скорости потока.
Для потоков AAC HE v.2 эта зависимость не так сильно выражена.
В спектрограммах по вертикали отображается частота, а по горизонтали – время.
Сводные результаты приведены в таблице:
Скорость потока | Максимальная воспроизводимая частота для кодека mp3 | Максимальная воспроизводимая частота для кодека AAC HE v.2 |
---|---|---|
32 кбит/с | 8 кГц | 14,5 кГц |
64 кбит/с | 11кГц | 16кГц |
128кбит/с | 16кГц |
Конечно, кроме максимальной частоты сигнала, есть еще множество других параметров, а лучше всего оценивать качество звучания при помощи экспертов. В данной статье мы не претендуем на полный профессиональный анализ, мы просто показали, как можно быстро и просто измерить основной параметр аудиопотока.