Как уйти в монашество
Как уйти в монастырь и принять монашество
Что такое монашество
Что такое монашество и как уйти в монастырь? Монашеством называется образ жизни православного христианина, оставившего мирскую жизнь и полностью посвятившего себя служению Богу. Это церковный институт, который предполагает принесение особых обетов Богу. Прежде всего, это безбрачие, нестяжание (отказ от владения и приобретения личного имущества) и послушание (отказ от своей воли, следование воле духовника – таким образом монах учится следовать Божьей воле).
Брак сам по себе богоугоден, но несовместим с монашеством. Апостол Павел говорит:
«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; женатый заботится о мирском, как угодить жене» (Кор. 7:32-33).
Монах удаляется от супружества, чтобы угождать лишь одному Богу. Чтобы ничего земное не мешало его стремлению ко Господу. Через обет девства, порабощение своей плоти, монах теснее соединяется с Христом. Возлюбив Бога всем сердцем, монах всего себя отдаёт лишь Ему. Душа такого христианина становится невестой для небесного Жениха.
Для чего становятся монахами
Целью монашества является духовное совершенствование путём подражания образу жизни Иисуса Христа.
«Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве» (митрополит Иларион (Алфеев), «Таинство Веры»).
Монах призван отказаться от всего мирского и как можно больше приблизиться к этому идеалу. Почему это идеал для христианина? Потому что бренные земные ценности, как балласт, замедляют движение человека к главному – к Богу. Очистившейся от мирских страстей душе намного легче идти ко спасению.
Преподобный авва Исаия сказал:
«Невозможно уму, связанному попечениями века сего, служить Богу. Не можете, сказал Господь, Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Через мамону Господь означил все заботы мира сего. Если человек не оставит оных, то не может служить Богу» («Отечник»).
Слово «монах» образовано от греческого корня, который переводится как «один», «одинокий». Однако такая характеристика применима к монахам лишь с внешней, мирской точки зрения. В христианстве есть два пути спасения: брак и монашество. И оба этих пути решают задачу восполнения одиночества человека. Решая, как уйти в монастырь, человек не «хоронит себя заживо». Просто монашество делает это другими способами, нежели семья. Митрополит Иларион (Алфеев) писал, что неполнота, ущербность одиночества в браке преодолевается обретением другого человека. «В монашестве же этот другой – Сам Бог» («Таинство Веры»).
История монашества
Ещё среди первых христиан были те, кто отказывался от брака, имущества и полностью посвящал себя служению Господу. Обеты нестяжания и девства для спасения души узаконил сам Христос:
“И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19:29).
Говоря об отказе от семейной жизни, Господь добавляет, что
“не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит. (Мф. 19:11-12).
Институт монашества окончательно сформировался в 4 веке. Основателем общежительного иночества считается святой Пахомий Великий. Под влиянием святых Антония Великого и Илариона развивалась другая форма монашества – отшельничество. Выдающимися монахами древности считаются также святые Евфимий Великий и Макарий Великий.
Как становятся монахами
Подготовка к принятию монашества называется послушничеством. Послушник живёт в монастыре и выполняет различные послушания. Этот этап необходим для того, чтобы человек понял, насколько ему близок такой образ жизни и чувствует ли он к нему призвание. Как правило, послушничество длится 3 года (Правила святых Вселенских Соборов). Если послушник остался твёрд в своих намерениях, то его посвящают в первую степень монашества.
В наше время вступать в монашество могут и молодые люди. Как уйти в монастырь — сегодня популярный вопрос среди верующих. Однако в древности к постригу готовились очень долго. Стать монахом мог лишь достаточно зрелый человек. Постриг был итогом многолетнего искуса (проверки) и подтверждал, что человек действительно призван к монашеству (митрополит Иларион (Алфеев), «Вы – свет мира»).
Всего в русском Православии существует три степени монашества. Первая степень – рясофор (иночество). Вторая – мантия (малая схима). Третья – схима (великая схима). Все они отличаются друг от друга количеством даваемых Богу обетов, послушаниями и монашеским облачением. Схима, как последняя, высшая степень монашества, подразумевает практически полное отрешение от мира. Схимонахи не выполняют никаких послушаний, кроме непрестанной молитвы и, как правило, живут в затворе или отшельниками. В монашеском духовенстве (священстве) существуют следующие чины: иеродьякон, архидьякон, иеромонах, архимандрит, игумен, епископ, архиепископ, митрополит, викарий, патриарх.
Посвящение в монахи называется постригом, поскольку оно сопровождается пострижением части волос будущего монаха. Такой символический обряд совершается в знак принадлежности монаха к Церкви, его добровольной жертвы Богу. Постригаемый произносит обеты, ему даётся новое имя и небесный покровитель, так как с этого момента начинается совершенно другая жизнь. Постриг со сменой имени совершается при каждом переходе на следующую степень монашества.
Можно ли «выйти» из монашества
Итак, становясь монахом, человек сознательно отрекается от мира и даёт твёрдое обещание всю оставшуюся жизнь посвятить христианскому служению. Поэтому оставление монашества считается грубым нарушением данных Богу обетов.
Святитель Василий Великий в «Пространно изложенных правилах» говорит, что
«посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение».
Тот, кто принёс себя в дар Богу, уже не принадлежит себе. Отрекшийся от монашеских обетов человек становится
«мертв душою и лишен благодати Духа как обративший ни во что условия, заключенные при самом Духе».
О том, каким тяжким грехом является оставление монашества, в своих письмах говорил преподобный Амвросий Оптинский:
«Воспринявшие монашество и оставившие оное, уподобляются Иуде предателю».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с самоубийцей. Святитель Иоанн Златоуст уподобляет нарушившего обеты монаха с воином из царского войска, который струсил и убежал с поля битвы. Дезертирство же всегда подлежит наказанию.
Согласно Шестому правилу Василия Великого, Церковь не признаёт брак человека, который прежде давал обет девства, и считает такового блудником и прелюбодеем. Единственным же способом покаяния для ушедшего из монастыря является возвращение к монашеской жизни.
Как уйти в монастырь
Решение об уходе в монастырь требует трезвого и серьёзного размышления. В этом вопросе не стоит спешить, нужно тщательно всё взвесить. После пострига пути назад уже не будет. Иеромонах Пётр (Бородулин) сказал, что монашество – это счастье, но это также и тяжёлый крест. Это удел избранных.
Митрополит Иларион (Алфеев) определил монашеству как стремление к одиночеству, любовь к богослужению и молитве. Если человек принимает монашество из-за чего-то другого, то он может не выдержать этого бремени. Не в том главный вопрос, как уйти в монастырь, а как остаться.
Преподобный Паисий Святогорец в письмах советует мирянам перед уходом в монастырь прислушаться к своему сердцу. Если хотя бы малая его часть занята другим человеком, то в монастырь уходить не стоит. Дьявол постепенно начнёт одолевать через помыслы и плоть. Сама по себе борьба человека с блудной страстью не является препятствием для ухода в монахи. Главное, чтобы не была актуальна тема брака. Старец Паисий призывает уходящим в монашество не забывать, зачем они отреклись от мирской жизни, и двигаться вперёд, к жизни более высокой.
Митрополит Антоний (Паканич) в одном из своих интервью говорит, что ради монашества нельзя бросать семью. Такие порывы не будут богоугодными. Если Бог призывал христианина к семейной жизни, то нужно нести этот крест с терпением и любовью. Уход в монастырь для семейных людей возможен лишь по обоюдному желанию супругов и благословению духовника. Также у таких супругов не должно быть маленьких детей. Митрополит Антоний подчеркивает, что не стоит спешить в монастырь, если есть хотя бы тень сомнения.
Священник Святослав Шевченко предупреждает девушек, которые задались вопросом «Как стать монахиней?», о сложностях монастырской жизни. Среди них однообразность быта, строгий распорядок дня, различные послушания и длинные богослужения. Тем же, кто не боится всего этого и чувствует стойкое призвание к монашеству, священник рекомендует сначала поступить в монастырь послушницей. Для этого необходимо предварительно встретиться с настоятелем монастыря.
«Сплошной некрополь»: как уйти в монастырь и что там ждет
Марина Найденкова
На сегодняшний день в российских монастырях живут тысячи монахов и монахинь. Кто-то из них пришел в обитель из-за страха расплаты за грехи, кто-то — из-за желания обменять служение на рай, а кто-то — просто из-за любви к Богу. При этом прожить жизнь в монастыре — непростое решение и большое испытание. «Вечерняя Москва» узнала, кто может уйти в монастырь, какие трудности встретятся ему на пути к Богу, а также почему обители называют некрополями.
Почему уходят
У каждого человека свои причины, чтобы уйти в монастырь, рассказал наместник ставропигиального Новоиерусалимского монастыря архимандрит Феофилакт. Но всех людей, по его словам, объединяет любовь к Богу, а их на сегодняшний день тысячи человек.
— Сколько людей, столько и путей в царство небесное. Самые разные люди. У нас тысячи монастырей, тысячи монашествующих, — сказал Феофилакт.
Обычно в монастырь уходят по трем причинам. Первая — страх. Например, человек жил и грешил, а потом понял, что ему, грешнику, нужно спастись, и он идет в монастырь каяться и плакать.
— Вторая причина — это купец. То есть ты — мне, я — тебе. Такое тоже бывает, и над таким нельзя смеяться. Например, господи, я пойду в монастырь, а ты мне потом даруешь рай. Вторая ступенька — ее тоже надо пройти — ступенька страха, ступенька купца, — сказал собеседник «ВМ».
Третья причина, по которой уходят в монастырь, проста. Ее можно назвать ступенькой сыновства: как безоговорочно дети любят родителей, не ради чего-то, так и люди любят Бога, называя его Отцом и Творцом, который любит человека. Эта ступенька — самая главная у большинства ушедших в монастырь.
Как уйти
Феофилакт рассказал, что, для того чтобы уйти в обитель, нужно только желание. При этом принять община может только совершеннолетних граждан. Сначала нужно определиться, в каком монастыре хотелось бы прожить жизнь. Для этого следует посетить пять–семь учреждений. Конечно, мужчины могут рассматривать только мужские монастыри, а женщины — женские.
Верные и неверные
В начале пути в монастырь можно выбирать обитель: пожить в одной, потом в другой, в третьей просто помолиться. Точнее, до того момента, пока пришедший в монастырь не дал обет и стал послушником или послушницей. Обычно этот период длится от года до трех лет. За это время можно осознать, насколько человек вообще готов провести всю жизнь в монастыре, или он все же хочет создать свою семью и жить светской жизнью.
— Если они поняли, что это не для них, то, слава богу, молодец, герой. В таких вещах мы шутим: дадим деньги на такси, на букет цветов для невесты, на то, чтобы он довез ее на такси до ЗАГСа и они подали заявление. Если он понял, что его путь — мирская семейная жизнь, что он, например, не может без жены, ну ладно, слава богу, что он разобрался в себе и понял, что его путь — мирская семейная жизнь. Молодец, очень честный и порядочный человек: он не врет другим и, самое главное, себе. То же касается девушки, которая так поступила. И пока идет период искуса, послушничества, они имеют право принять соответствующее решение, — сказал Феофилакт.
Как рассказал в беседе с «ВМ» насельник Пафнутьево-Боровского монастыря иеромонах Фотий, перед тем как решиться остаться в обители, «человеку нужно 300 раз подумать об этом, потому что это не романтика, о которой пишут в книгах».
— Тебе надо будет проходить искус, проходить все этапы перед поступлением в братию. Сначала ты становишься трудником, потом кандидатом в братию, потом послушником, надеваешь подрясник, но ты еще не монах. В этот период подготовки нужно иметь максимальное терпение, потому что тебя будут испытывать на смирение. Оно пригодится в течение всей жизни в монастыре, потому что одна из главных добродетелей в монастыре — послушание, — сказал Фотий.
Послушание — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются новички в монастыре. Особенно это касается людей, которые приходят в обитель уже в зрелом возрасте, со сложившимся характером и привычками. Фотий также отметил, что в женском монастыре дисциплина строже. Поэтому молодым девушкам, которые решили провести свою жизнь в стенах обители, особенно нужно подумать над выбором.
— Как правило, женские монастыри более наполненные. Дисциплина намного строже, чем в мужских. Есть, конечно, очень строгие мужские монастыри, но все-таки. Надо понимать, когда уходят молодые девушки, что в женском коллективе им придется несладко, — сказал собеседник «ВМ».
Если монахиня идет на исповедь, по его словам, она должна говорить и об известном ей грехе своей сестры. Если не расскажет, грех будет на каждой из сестер.
Священник рассказал, когда нужно молиться Александру Невскому
Работа
По словам Фотия, во всех монастырях разные уставы. Но у монахов и монахинь в течение дня есть послушание или даже послушания. Например, могут отправить на работу в коровник. Там можно пробыть до середины дня. После этого нужно будет отправиться для работы за компьютером, а в конце дня — помочь с делами в храме.
— У каждого, если берем мужской монастырь, брата есть пара послушаний точно. Иногда бывают общие послушания. Например, отправляют собирать картошку или пропалывать что-нибудь, — сказал Фотий.
Что касается финансового вопроса, то в обители даже выплачивают зарплату. Правда, она не такая большая, как в миру. Прожить на нее вряд ли получится, но и платить в монастыре ни за что не нужно. Рассматривать зарплату послушников приходится лишь как карманные расходы.
По словам Фотия, время на отдых у монахов и монахинь есть. Каждый организовывает его самостоятельно. Кто-то читает, кто-то за компьютером что-то делает. Кроме того, в некоторых монастырях разрешен выход за пределы учреждения, но по согласованию.
Фотий также добавил, что, если подвижник пренебрег правилами обители, например, нарушено послушание в наглой форме, могут сделать предупреждение. А за грубое нарушение — даже попросить покинуть монастырь.
Уйти?
Если человек остался в обители, его постригли, то среди прочих обетов он дает клятву жить в выбранном монастыре до смерти, отметил Феофилакт.
В монастыре живут до смерти. По словам Феофилакта, есть даже такой принцип: «зашел в монастырь — зашел как в могилу, кто из могилы вышел раньше всеобщего воскресения, тот погиб».
— То есть если в монастырь пришел, ты умер в миру. Ты должен там находиться, подвязаться, а после смерти смешать свой прах с костями предшествующих подвижников. Поэтому всякий монастырь — это сплошной некрополь, — заключил Феофилакт.
Как уйти в монастырь
Как уйти в монастырь и какой монастырь лучше выбрать
Для каждого человека вера в Бога и любовь к Нему означает нечто свое. С одной стороны, в доверии к Богу нужно пройти несколько ступеней: в начале мы не знаем Бога и не обращаемся к Нему, затем лишь боимся Бога и просим Его о помощи, наконец, мы начинаем искренне любить Бога и стараться делать различные дела ради Бога, подражать святым в отношении к людям и Господу. Это правильный путь для каждого православного христианина.
Но есть и необычные люди, которые всем сердцем любят Бога и не видят себе иного пути, кроме служения Ему, посвящения себя Господу. Это – истинные монахи. Такие люди могут быть даже успешны в миру, но вместе с тем им будет чего-то не хватать – так, как влюбленному не хватает своей любимой рядом. И только в молитве будущий монах обретает успокоение.
В нашей статье мы расскажем, как уйти в монастырь женщине и мужчине, чем отличаются девичьи и женские обители, как подготовиться к монастырской жизни и чего ждать в обители, предостережем от ошибочных решений и приведем примеры святых, верно избравших монашеский путь.
Почему уходят в монастырь сегодня
«Уйти в монастырь» – интересное устоявшееся выражение, фразеологизм. Если поразмыслить, можно прийти в монастырь, а можно уйти в монастырь от чего-то. Святые отцы, духовные наставники всех времен предостерегали: уходить в монастырь нужно только если чувствуешь, что не можешь жить без Бога.
Если у вас жизненные неурядицы, несчастная любовь, негде жить, не получается найти работу – уходить в монастырь от проблем нельзя! Увы, зачастую и сегодня идут в монастырь за легкой жизнью без проблем. Однако в монастыре таким людям рано или поздно приходится еще труднее, чем в миру (вне монастыря).
К счастью, в монастыре можно некоторе время просто пожить – вы не будете платить за проживание и еду, но будете выполнять любую порученную работу – это называется трудничество. Оно не накладывает никаких обязательств, вернуться из монастыря вы можете в любой момент, однако находясь в монастыре, вы будете жить по уставу обители и сможете ощутить на себе монашескую жизнь хотя бы отчасти.
Нужно понимать, что монастырь – это, в первую очередь, отречение от своей воли. Вы не будете постоянно и сколько захотите молиться – вы будете духовно совершенствоваться под руководством духовного отца, выполняя и физический труд, и духовную работу.
Монастырь и мир: плюсы и минусы
Однако многие остаются в монастыре из-за духовных «плюсов», из-за того, что такая жизнь под руководством духовно опытных людей – это жизнь для Бога и людей, вечное самосовершенствование, работа над собой, которую в полном соблазнов современном мире выполнить трудно или невозможно.
Монастырь – это ваше новое рождение, где вы заново обретаете себя.
Как подготовиться к уходу в монастырь?
Сначала нужно пожить приближенной к монастырской жизнью в миру.
Каждый пришедший в обитель и каждый уже принявший постриг монах – не ангел. Каждый боролся и со своими привычками, и с недостатками. Многие победили себя. Ничего страшного, если вам будет очень трудно: вы поймете, действительно ли готовы идти в монастырь. И даже в монастыре вам будет непросто – опять же, монашеский постриг совершается с согласия человека и далеко не сразу, бывает, через несколько лет после прихода в монастырь.
Разница – послушник, трудник и монах
Все эти ступени есть и в женских, и в мужских монастырях. Монашеские уставы для всех одни, однако в разных обителях есть разные традиции и обычаи, послабления и ужесточения устава.
Женщине можно уйти в девичий или женский монастырь – это единственное отличие. Разница в том, что девичьих монастырей сегодня почти не осталось, в отличие от дореволюционных времен. В девичий монастырь имеет право уйти только девушка (девственница). У врачей это, конечно, это не проверяют, но свидетельствуют словесно перед Богом.
Мы расскажем о пути нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Кирилла и преподобного Амвросия – одного из известнейший русских духовных старцев, наставников к пострижению в монахи. По их житиям вы сможете сравнить свою жизнь и свои причины уходить в монастырь с их причинами и жизненными итогами.
Также святому Амвросию можно молиться о правильном принятии решения, уходить ли в монастырь.
Патриарх Кирилл
Будущий Патриарх родился в 1946 году в Ленинграде, при рождении получив имя Владимир. Семья Его Святейшества была священнической. Его дед, священник, с 1920-х по 1940-е годы много раз пребывал в тюрьмах. Отец Патриарха Михаил был ленинградским священником, а брат его по сей день – настоятель Спасо-Преображенского собора в Ленинграде-Петербурге, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании средней школы будущий Патриарх работал в геологических экспедициях на Севере, чтобы заработан для семьи, совмещая эту занятость с обучением в школе. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по ее окончании – в Академию. После завершения обучения в семинарии в 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) – его духовным наставником. Очевидно, именно его советы и руководство сыграли свою роль в принятии решения о постриге в монахи будущего Предстоятеля. Патриарх Кирилл по сей день в каждый свой приезд в Северную столицу служит панихиду на могиле владыки Никодима.
Житие Амвросия Оптинского
Будущий преподобный родился в 1812 г. Отец будущего святого вскоре умер, и Александра вместе с семью другими братьями и сестрами воспитывал дед. С детства Александр имел склонность к монашеской жизни, молитве и подвигам, однако не сразу решился на монастырское послушание, решив поначалу стать обычным батюшкой. В 12 лет будущий святой поступил в Тамбовское духовное училище, затем в семинарию. Известно, что в последнем классе семинарии – как раз когда нужно было определяться с женитьбой и служением в качестве священника на приходе или постригом и служением в монастыре – Александр сильно заболел. В угрожающем жизни состоянии он много молился и дал обет Богу принять монашеский постриг.
Однако будущий святой не сразу исполнил обет. Закончив семинарию, он устроился учителем в семью местного помещика, затем преподавал в Липецком духовном училище. Он рассказывал, что долго откладывал послушание, несмотря на укоры совести – ведь любой святой такой же человек, как каждый из нас; он не Ангел и делает ошибки, грешит, кается. Главным отличием святого человека от грешника является то, что он всю жизнь соизмеряет с Божиим заповедями, делает целью ее Богоугождение, готов ради этого на подвиги, то есть ухудшение своих жизненных условий, отказ от комфорта. Известно, что во время учебы и работы у помещика Александр был «душой компании», хорошо пел и даже танцевал (что удивительно для семинариста), много вращался в светском обществе и знал настроения интеллигенции.
Так святой Амвросий не сразу просветился благодатью Божией, но возрастал в святости и не смог сразу отказаться от мирских удовольствий. Возможно, он даже надеялся жениться. Главным поворотным моментом в судьбе преподобного стало паломничество в Троице-Сергиеву лавру, где он почти случайно встретил духоносного старца-подвижника. Исповедуясь, он рассказал о себе, и подвижник благословил его отправиться в недавно открытую Свято-Введенскую Оптину пустынь. Теперь молодой человек решительно порвал связи с миром и уехал в обитель, даже не испросив разрешения начальства училища, где он работал, и поступив сразу на послушание в монастырь. Так начался трудный, скорбный, но светлый в утешении Божием путь преподобного Амвросия – старца-утешителя всей России.
Читать молитву Амвросию Оптинскому о верном решении при уходе в монастырь и перед монашеским постригом можно на русском языке онлайн:
О великий старец и угодник Божий, преподобный отец наш Амвросий, похвала Оптиной пустыни и всей Руси учитель благочестия! Прославляем твою смиренную жизнь во Христе и чудеса, которым Сам Бог превознес имя твое над другими людьми еще при земной жизни твоей. Особенно же увенчал Он тебя небесной честью после отшествия твоего с бренной земли в чертоги небесные славы вечной. Прими сейчас молитвы наши, недостойных детей твоих (имена) и рабов Божиих, почитающих тебя и зовущих имя твое святое, избавь нас твоим ходатайством перед престолом Божиим от всех скорбей и жизненных трудностей, душевных и физических болезней, нападений злых духов и неправедных людей, растлевающих и обманчивых искушений. Посылай Отечеству нашему и Родине от подающего благодать Бога мир, тишину и дни спокойные, будь неизменно покровителем святой обители твоей, где ты сам подвиги молитвенные совершал и угодил всеми в Троице прославляемому Богу нашему, Которому подобает слава, честь и торжество, Отцу, Сыну, Духу Святому вечно. Аминь.
Молитвами всех святых да хранит вас Господь!