Как установить utm метки
Большой гайд по UTM-меткам: как узнать, откуда приходят пользователи
Способы разметки ссылок придуманы давно. Но как обычно, разные стандарты смешались и выбрать правильный формат не так просто. Оставим в стороне случаи, когда владелец площадки возражает против размеченных ссылок (а это не такой уж редкий случай). Разберемся в деталях — какие и когда UTM-метки ставить и что с ними делать дальше.
Системы аналитики (Яндекс.Метрика и Google Аналитика) без проблем определяют, откуда приходит трафик: из поиска, соцсетей, почтовой рассылки или по прямой ссылке. Но есть нюансы. Например, если трафик идет с внешнего сайта, вы узнаете об этом, но без детализации: с какой именно страницы или по какой именно ссылке — может остаться загадкой.
Хорошая новость в том, что есть универсальная система трекинга трафика — UTM-метки. Если рекламная ссылка размечена с помощью UTM, вы без проблем отследите источники переходов вплоть до конкретной ссылки на странице, объявления или ключевого слова.
Мы объяснили, что такое UTM метки, как их составлять для разных типов рекламы, как генерировать, как и где отслеживать, какие есть проблемы и как их избежать. Внутри — много примеров. Будет полезно и новичкам, и маркетологам с опытом.
UTM-метки: что это и для чего они нужны
UTM-метки — параметры, которые добавляются в URL-адреса для получения подробной информации о трафике.
В чем недостаток простого размещения ссылок?
В системе аналитики вы увидите суммарное количество посещений, но не будете знать, по какой именно ссылке перешли посетители. Соответственно, не сможете понять, какой подход к рекламе на этом ресурсе более выгодный.
А если бы вы добавили UTM-метки в URL, то точно бы отследили трафик по каждой ссылке и оценили эффективность размещения.
Далее мы подробно расскажем, как это делать.
Что такое UTM
UTM — это аббревиатура от Urchin Tracking Module. «Urchin» — название компании, которая создала и начала использовать эти метки. Кстати, компанию Urchin приобрел Google в 2005 году и создал на ее базе свою систему аналитики — Google Analytics.
UTM-метки оказались удобным и универсальным инструментом. Поэтому метки начали использовать в Яндекс.Метрике и других системах аналитики.
Как выглядят UTM-метки
Обычный URL-адрес выглядит так:
Такая ссылка понятна и привычна для всех. Но давайте добавим в нее UTM-метки, и посмотрим, как она будет выглядеть теперь:
URL стал громоздким и менее понятным, чем был изначально. Чтобы было проще воспринимать его, разобьем его на две части:
Наверняка со ссылками такого вида вы не раз сталкивались при клике по рекламным объявлениям:
Если вы еще не знакомы с UTM-метками, такой код может выглядеть шокирующе. Но все не так сложно, как кажется.
Из чего состоят UTM-метки
UTM-метки — это GET-параметры (передаются серверу с помощью ссылки).
GET-параметр очень просто определить: если вы видите в URL вопросительный знак, то все, что расположено после этого знака — GET-параметры.
В одном URL может быть несколько GET-параметров. Вот базовые правила синтаксиса:
Давайте еще раз посмотрим на пример ссылки с UTM-метками, которую мы приводили выше:
Все, что находится после знака «?» — это GET-параметры:
Параметр | Значение |
---|---|
utm_source | |
utm_medium | cpc |
utm_campaign | |
utm_term |
Сколько UTM-меток существует
Есть 5 универсальных UTM-меток, которые можно использовать для разметки любых ссылок. Эти метки распознают Google Аналитика и Яндекс.Метрика.
Три из пяти меток — обязательные, их нужно всегда размещать в URL:
Две метки можно использовать опционально:
Перечисленные метки используются наиболее часто. Их хватает для получения подробной статистики по трафику. Также есть дополнительные метки:
Рекомендация. Если вы запускаете рекламу для себя или работаете над проектом в одиночку, можете называть значения параметров UTM-меток как угодно. Главное, чтобы вы понимали, что обозначает каждое значение.
Для удобства создайте документ в Google Таблицах (или Google Документах) и пропишите там правила разметки ссылок UTM-метками. Расшарьте доступ к файлу коллегам, и всем всё будет понятно.
Синтаксис UTM-меток
Составим UTM-метки для рекламной кампании интернет-магазина мужской одежды и по ходу дела объясним, что и как делать.
Вот данные по кампании:
Пошагово составим UTM-разметку.
Первым делом нужно присвоить значение для каждой метки. Для этого пишем название самой метки, знак равенства («=»), а затем — значение параметра.
Здесь два важных момента:
Присваиваем значения меткам:
У нас готовы все элементы, из которых будет состоять размеченная ссылка. Теперь составим ее по шагам.
1. Указываем URL целевой страницы (на которую будем вести трафик):
2. В конце URL добавляем вопросительный знак:
3. Размещаем первую UTM-метку:
4. Помним, GET-параметры соединяются амперсандом. Ставим амперсанд:
5. Далее — размещаем вторую метку:
6. Снова ставим амперсанд, затем третью метку и так далее. После последней метки амперсанд не нужен.
Для первого объявления у нас получилась такая ссылка:
Ссылка для второго объявления будет выглядеть практически идентичной. Отличаются только значения последних двух параметров — utm_term и utm_content:
Обратите внимание! Если вы запускаете рекламу только в Google и пользуетесь только Google Аналитикой, можете располагать метки в любом порядке. Google распознает их независимо от того, какая метка у вас идет в начале, а какая — в конце.
Для работы с Яндекс.Директом и Яндекс.Метрикой рекомендуется размещать метки последовательно: первой указывать utm_source, затем — utm_medium и так далее (как в нашем примере). Чтобы не запутаться, придерживайтесь этого правила при разметке ссылок UTM-метками для любой рекламной системы.
Какие есть способы трекинга трафика помимо UTM
Для отслеживания переходов по ссылкам используют не только UTM-метки.
gclid
Автоматическая разметка ссылок в объявлениях Google Рекламы. Так разметка выглядит в ссылке:
yclid
Эта разметка аналогична gclid — только используется в Яндекс.Директе. Вот так выглядит ссылка с разметкой yclid:
Как и gclid, автоматическая разметка Яндекс.Директа имеет те же недостатки: метки совместимы с Яндекс.Директом и учитываются Яндекс.Метрикой. Другие системы аналитики (например, Google Аналитика) их не понимают.
Подобные метки есть и у других рекламных систем:
С ними все аналогично: их понимает только «родная» рекламная система.
Это метка, с помощью которой можно определить источник перехода по рекламной ссылке. Распознается Яндекс.Метрикой.
Так выглядит URL с меткой from:
Метка from передает только один параметр (источник перехода), в то время как UTM-разметка позволяет получить пять параметров.
Статические и динамические параметры UTM-меток
В UTM-разметке можно использовать статические или динамические параметры. Со статическими параметрами все просто: система аналитики зафиксирует те значения, которые вы укажете вручную.
Динамические параметры позволяют отслеживать расширенную статистику по кликам по рекламным объявлениям. Например, добавив к рекламной ссылке объявления Яндекс.Директа динамические параметры, вы сможете узнать:
Динамические параметры в Яндекс.Директе
Ссылка, в которой указаны все доступные динамические параметры Яндекс.Директа, выглядит так:
Полный список доступных параметров вы можете посмотреть здесь.
Мы же обратим внимание на несколько параметров:
Динамические параметры в Google Рекламе
В рекламной системе Google есть свои динамические параметры — ValueTrack.
Так выглядит ссылка с динамическими параметрами Google:
Разберем параметры, которые здесь указаны:
В справке Google вы найдете полный список параметров ValueTrack.
Как использовать UTM-метки в разных кампаниях: примеры
UTM-метки для SEO
Они здесь вообще не нужны. Для анализа поискового трафика достаточно установить на сайт коды систем аналитики, а также подключить панели для вебмастеров Яндекса и Google. Этих действий хватит, чтобы отслеживать переходы из поиска и понимать, по каким запросам вы получаете клики.
Контекстная реклама
Для кампаний контекстной рекламы важно отслеживать трафик и быть уверенным, что вы получаете точные и корректные данные. При этом необязательно использовать UTM-метки:
UTM мы рекомендуем использовать в том случае, если вы одновременно используете несколько рекламных систем. UTM-метки универсальные и помогут отслеживать трафик в единой системе координат.
Структура UTM-меток для кампании выглядит так (пример):
Для Яндекс.Директ
Параметр | Передаем данные | Значение параметра |
---|---|---|
utm_source | Рекламная система | yandex |
utm_medium | Канал трафика | |
utm_campaign | Идентификатор кампании | |
utm_content | Идентификатор объявления | |
utm_term | Ключевое слово |
*здесь используем динамические параметры, чтобы не прописывать статические параметры для каждого объявления вручную.
Пример URL с UTM-метками для Яндекс.Директа:
Для Google
Параметр | Передаем данные | Значение параметра |
---|---|---|
utm_source | Рекламная система | |
utm_medium | Канал трафика | |
utm_campaign | Идентификатор кампании | |
utm_content | Идентификатор объявления | |
utm_term | Ключевое слово |
*используем динамические параметры, которые «понимает» Google Аналитика.
Пример URL с UTM-метками для Google Рекламы:
Разметку рекламных ссылок UTM-метками можно автоматизировать. Равно как и подбор ключевиков, управление ставками и другие задачи, необходимые для запуска и ведения кампаний контекстной рекламы. Все это возможно в модуле контекстной рекламы PromoPult. Система сделает за вас всю рутинную работу и сэкономит деньги и время.
Таргетированная реклама
Если вы запускаете рекламу в соцсетях, вам также важно понимать, какие объявления лучше срабатывают, чтобы оптимизировать кампанию (отключить неэффективные и увеличивать бюджет для тех, которые приносят прибыль).
Рассмотрим несколько примеров UTM-разметки для объявлений в соцсетях.
Для рекламных кампаний во ВКонтакте:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Рекламная система | vkontakte |
utm_medium | Канал трафика | cpc |
utm_campaign | Идентификатор кампании | |
utm_content | Идентификатор объявления | |
utm_term | Платформа, с которой шли переходы |
*используем динамические параметры для автоматической подстановки нужных идентификаторов и значений.
Готовый URL с разметкой для объявления ВКонтакте будет выглядеть так:
Для рекламных кампаний в myTarget:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Рекламная система | mytarget |
utm_medium | Тип трафика | cpm |
utm_campaign | Идентификатор кампании | < |
utm_content | Идентификатор объявления | < |
utm_term | ID региона, пол и возраст пользователя | < |
*используем динамические параметры.
Так будет выглядеть полный URL с указанными UTM-метками для myTarget:
Гостевые публикации, упоминания и другие способы размещения естественных ссылок
UTM-разметка для ссылки в гостевой статье:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Тип трафика | external_paid |
utm_medium | Тип интеграции | guest_publication |
utm_campaign | Название площадки | blog_o_mode |
utm_content | Название контента | article1 |
utm_term | Необязательный параметр. Можно использовать для дополнительной информации: например, указать размер площадки | medium |
Так будет выглядеть полный URL с метками:
UTM-разметка для ссылки в публикации в соцсетях:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Тип трафика | external_paid |
utm_medium | Тип интеграции | social_post |
utm_campaign | Название площадки | public_modashop |
utm_content | Название контента | post_podborka |
utm_term | Необязательный параметр. Можно использовать для дополнительной информации: например, указать размер площадки | big |
Так будет выглядеть ссылка с разметкой:
UTM-разметка для интеграции вашей рекламной ссылки в существующую статью
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Тип трафика | external_paid |
utm_medium | Тип интеграции | url_article |
utm_campaign | Название площадки | blog_o_stile |
utm_content | Название контента | article2 |
utm_term | Необязательный параметр. Можно использовать для дополнительной информации: например, указать размер площадки | medium |
Полный адрес ссылки:
Разметка ссылок в email-рассылках
Email-рассылки — отдельный канал трафика, который нужно отслеживать. Если вы используете этот инструмент, обязательно делайте разметку ссылок, чтобы понимать, из каких писем на ваш сайт приходят пользователи.
Вот пример структуры UTM-разметки для ссылок в письме для рассылки по базе клиентов:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Канал трафика | |
utm_medium | Тип рассылки | news |
utm_campaign | Название кампании | winter_sale |
utm_content | Тип ccылки (к примеру, button — ссылка в кнопке, banner — на баннере, link — обычная ссылка в тексте) | button |
utm_term | Необязательный параметр | — |
Полный URL с разметкой будет выглядеть так:
Как отследить эффективность офлайн-рекламы с помощью UTM-меток
Здесь помогут QR-коды. Например, вы можете напечатать рекламные плакаты или флаера и разместить на них QR-код со ссылкой на ваш сайт. Используйте UTM-метки для разметки ссылки, а затем сгенерируйте QR-код для размеченного URL. Все переходы по QR-коду вы сможете отслеживать в системах аналитики.
Вот пример разметки для офлайн-рекламы:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Канал трафика | qr_code |
utm_medium | Рекламный носитель (плакат, флаер, ситилайт и т.д.) | flyer |
utm_campaign | Название кампании | winter_sale |
utm_content | Место размещения рекламы | supermarket |
utm_term | Город/район | butovo |
Полный URL с метками будет выглядеть так:
Сгенерируйте для него QR-код и отправляйте в печать.
Составляйте UTM-метки без ошибок: используйте генераторы
Теперь, когда мы подробно рассказали о UTM-метках, их назначении и синтаксисе, а также показали примеры использования, они уже не кажутся сложными. Но они все еще остаются достаточно громоздкими, а значит при ручном составлении меток возможны ошибки.
Чтобы свести вероятность ошибок к минимуму и ускорить процесс разметки ссылок, используйте генераторы UTM-меток.
Campaign URL Builder
Инструмент для генерации UTM-меток от Google. Работает просто:
Генератор UTM от Tilda
Простой генератор UTM-меток от одного из самых популярных конструкторов сайтов. С В генераторе UTM от Тильды можно создать метки для основных рекламных систем: Яндекс.Директ, Google Реклама, ВКонтакте, myTarget и Facebook.
Здесь также все просто:
Обратите внимание! Генератор автоматически подставляет динамические параметры, подходящие для выбранной рекламной системы. Например, если вы выбрали Google Ads, в поле параметра utm_content генератор подставит динамический параметр
Шаблоны в Google Таблицах для генерации UTM-меток
Такой шаблон легко создать самому с помощью формулы CONCATENATE. Но можно не создавать, а использовать готовый шаблон. Например, этот.
Откройте таблицу с шаблоном, создайте копию. В столбце «URL» укажите адрес целевой страницы, в столбцах параметров — необходимые значения. В столбце «Generated URL» появится готовая ссылка с корректной разметкой.
Нужно ли сокращать ссылки с UTM-метками?
URL-адрес страницы со всеми UTM-метками выглядит устрашающим для обычных пользователей. Но если вы размещаете их в объявлениях контекстной или таргетированной рекламы, это не имеет особого значения. Пользователи кликают по объявлениям, а саму ссылку видят разве что в адресной строке браузера.
То же самое относится и к ссылкам, которые имеют текстовый анкор.
Если же вы размещаете рекламную ссылку без анкора в статье или в комментарии, ее лучше сократить. Длинная ссылка с непонятными символами и словами будет выглядеть подозрительно, и вы получите меньше переходов.
Чтобы рекламная ссылка выглядела «нормально», используйте сервисы-сокращатели ссылок: to.click, cutt.ly, clck.ru или другие.
Есть еще один способ скрытия ссылки, но его не стоит использовать
Для реализации этого способа покупают отдельный домен, а затем настраивают с него 301-й редирект на ссылку с UTM. Таким образом пользователь кликает по обычной ссылке, а затем он перенаправляется на ссылку с разметкой.
Мы не рекомендуем пользоваться такими способами — можно попасть под санкции поисковиков.
Статистика по UTM-меткам: где смотреть
В Яндекс.Метрике
В Яндекс.Метрике доступен специальный отчет, с помощью которого вы можете просмотреть детальную статистику по UTM-меткам. В интерфейсе Метрики отчет находится в Стандартных отчетах — Источники → Метки UTM.
Выберите этот отчет, затем проставьте галочки на тех метках, по которым хотите посмотреть статистику.
В Google Аналитике
В Google Аналитике статистику по UTM-меткам можно посмотреть в отчете «Источник/канал» (находится в разделе Источники трафика → Весь трафик).
В столбце «Источник или канал» в каждой строке указаны два значения, разделенные слэшем:
Первое значение (источник) — это параметр utm_source. Второе значение (канал) — параметр utm_medium.
Также в этом отчете можно посмотреть статистику по кампаниям (метка utm_campaign). Для этого выберите соответствующий основной параметр: «Кампания».
Чтобы посмотреть статистику с разбивкой по объявлениям (метка utm_content), выберите параметр «Содержание объявления».
Также можно посмотреть данные по ключевым словам, по которым показывались ваши объявления и были получены клики. Для этого выберите параметр «Ключевое слово».
Что может пойти не так при работе с UTM-метками: проблемы и их решение
Неправильный синтаксис
Ссылки с UTM-метками достаточно длинные (особенно если вы используете все доступные параметры). Если прописывать параметры вручную, легко допустить ошибку.
UTM-метки чувствительны к синтаксису: достаточно пропустить один символ или поставить пробел вместо дефиса, и статистика не будет собираться.
Вместе с тем вы легко можете избежать ошибок: просто пользуйтесь генераторами UTM-меток.
Используются только статические параметры
Если вы используете только статические параметры, вы усложняете себе работу и в итоге получаете меньше данных.
Например, вы хотите протестировать 20 разных объявлений и понять, какое из них эффективнее. Если использовать только статические параметры, вам придется вручную прописать название или идентификатор каждого объявления в параметре utm_content.
Вместо этого вы могли бы использовать динамический параметр и прописать всего лишь одно значение:
Дубли страниц в индексе: поисковики индексируют URL с разметкой
«Чистый» URL или URL с UTM-метками — одно и то же с точки зрения пользователей. При переходе по ним загрузится одна и та же целевая страница.
Но поисковые системы могут проиндексировать оба URL — в результатах поиска появятся дубли, что не очень хорошо.
Чтобы ссылки с UTM-метками не индексировались поисковиками и не было проблемы с дублями, используйте атрибут rel=»canonical». Это универсальное решение.
Для робота Яндекса можно прописать в robots.txt следующий код:
С помощью этого кода мы даем указание Яндексу не индексировать URL-адреса, содержащие GET-параметры.
Больше о дублях страниц читайте в блоге PromoPult.
Полезные советы:
Автоматизируйте работу с UTM-метками (и не только)
Чтобы запустить кампанию контекстной или таргетированной рекламы, нужно проделать много работы: собрать ключевые слова, подготовить изображения и тексты, настроить таргетинги и многое другое. UTM-метки — одна из составляющих.
Автоматизируйте все эти задачи с помощью модулей контекстной и таргетированной рекламы PromoPult. Так вы сэкономите время и деньги, освободившись от рутинной работы.
Как создать UTM метки
Главной целью любого интернет-ресурса является привлечение аудитории и выполнение ей целевого действия (покупка товара, заказ услуги, переход по ссылке и т. д.).
Существует множество рекламных инструментов, с помощью которых можно получить желаемый результат.
Но как узнать, откуда именно приходит трафик и какова эффективность каждого источника?
Решить эту проблему можно с помощью использования UTM меток.
Что такое UTM метки?
UTM метки — это специальные теги, которые вписываются в ссылку (link), позволяя инструментам аналитики собрать информацию о источнике трафика. В переводе UTM означает «отслеживающий модуль компании Urchin».
Зачем нужны UTM метки?
UTM метки предназначены для:
Данные метки используются в том случае, если рекламодателю необходимо оптимизировать затраты на рекламу, улучшить контент и/или просто оценить эффективность каждого источника трафика — рекламной площадки. При это данные о трафике не передаются автоматически в систему аналитики.
Например используйте utm метки, чтобы передать информацию о трафике из Yandex Direct в Google Analytics.
Из чего состоит UTM метка?
UTM метки состоят из двух частей:
Соединяются параметры и значения знаком «=», разделяются такие конструкции (метки) знаком «&».
Например
К обязательным параметрам любой метки относятся:
Необязательными являются utm_term и utm_content. Рассмотрим их более детально.
Обязательные параметры UTM метки
Обязательными такие параметры называются потому, что упущение хотя бы одного из них приведет к сбою работы UTM метки.
Опциональные (необязательные) параметры UTM метки
Отсутствие опциональных параметров никак не повлияет на работу UTM метки, но их использование принесет важные данные о работе рекламных кампаний.
Как создать UTM метку при помощи конструктора?
Создать УТМ метку можно как вручную, так и с помощью специальных конструкторов:
Рассмотрим пример автоматического создания меток с помощью генератора ссылок от Google. Здесь для установки меток необходимо заполнить форму компоновщика URL:
Основным минусом этого способа является ограниченный список переменных.
Используя конструктор UTM меток, большое количество пользователей допускают ряд ошибок:
Как настроить UTM метки в Google Adwords?
Настроить метки в Google Adwords можно двумя способами: использовать «Автоматическую пометку объявлений» или вручную.
Первый вариант хоть и позволяет получить широкий объем данных о кампании, но шифрует некоторую информацию. Второй способ расшифровывается достаточно просто, но требует немного больше усилий и внимания.
Чтобы поставить UTM метку вручную, важно знать основные обозначения — символы (они актуальны как для Гугл, так и для Яндекс):
Важно помнить, что после введения меток, URL не должен содержать пробелов. Слова между собой лучше соединять нижним подчеркиванием или дефисом.
Пример готовой ссылки с метками (только обязательные):
Чтобы установить метки для всех объявлений в Google Adwords (на уровне групп, кампаний или даже аккаунта) можно использовать шаблоны отслеживания. Значение для параметра «utm_campaign» необходимо ввести в точном соответствии с названием в Adwords.
Посмотрим, как добавить метки на уровне кампании.
Более продвинутое использование меток подразумевает привлечение динамических параметров. Прописав необходимые параметры в шаблоне, система Adwords самостоятельно меняет содержимое фигурных скобок, вписав определенные значения.
Как настроить UTM метки в Яндекс Директе?
Есть небольшой совет: прописывайте UTM метки таким образом, чтобы Вы могли легко разобраться в отчете.
Добавить UTM метки в объявление Яндекс Директ можно в 3 этапа:
После данной настройки, Вы сможете отследить по указанным меткам, что переход по вашему объявлению был сделан из рекламной кампании Яндекс Директ, кампании «сео» по определенному ключевому слову.
Как отслеживать UTM метки?
Чтобы отслеживать UTM метки необходимо иметь установленную систему аналитики Google Analytics или Яндекс Метрику.
Для просмотра результатов работы параметров utm_source и utm_medium в Аналитике необходимо:
Чтобы отследить параметры utm_campaign, utm_term и utm_content необходимо:
В Яндекс Метрике информацию о метках можно найти по такой схеме: «Отчеты» — «Стандартные отчеты» — «Источники» — «Метки UTM».
С помощью данных меток можно выстроить отчеты по источникам трафика, каналам рекламы, ключевым фразам и другим параметрам. По каждому из таких параметров будет доступно большое количество данных.
Как использование меток, может навредить сайту?
Существуют 2 основные проблемы, с которыми сталкиваются рекламодатели, при создании UTM меток:
Решить проблему с дублями страницы можно следующими способами:
Для Яндекса закрывать UTM-метки используя при этом директивы Clean-Param. Но такой вариант не подходит если на сайте есть много других страниц с GET параметрами.
Чтобы решить проблему с длинной, не запоминающейся ссылкой, можно использовать один из многих серверов для сокращения URL, например http://bit.ly.
Вывод
Использование UTM меток необходимо для корректного сбора статистики и проведения качественного анализа, что в свою очередь, поможет точно узнать, какая рекламная кампания более эффективна, откуда идет поток клиентов, какой источник не приносит трафик и т. д.
Но создание и, в особенности, эксплуатация ссылок с метками требует соблюдения ряда правил:
И помните, созданные ссылки доступны для всеобщего обозрения — учитывайте это.