Как успокаивать раковых больных

Как правильно общаться с онкологическим больным?

Как правильно выстроить взаимоотношения с болеющим близким? Чем можно помочь близкому человеку в ситуации онкологического заболевания? Советы и рекомендации онкопсихолога нашей клиники

Онкологическое заболевание является серьезным испытанием не только для самого больного, но и для всей его семьи. Зачастую близкие люди страдают не меньше самого больного, что толкает их на реакции, которые являются логичными и понятными, но вместе с тем не только не приносят пользы заболевшему, но и даже наносят ему вред. Ведь мнение дорогих людей и их собственное душевное равновесие имеют большое значение для онкологического больного, а потому настроение родственников передается и пациенту, что влияет на его эмоциональное состояние и, как следствие, на состояние его здоровья.

Как же вести себя, если у близкого человека обнаружили рак?

Мы всегда рядом и готовы помочь. Обратитесь к онкопсихологу, который знает, как поддержать вас в ситуации онкологического заболевания. Консультации онкопсихолога для родственников онкологических больных проводятся к очной форме и через Skype.

Запишитесь по телефонам клиники прямо сейчас: +7 (812) 952-83-73, +7 (812) 318-59-90.

Как же правильно вести себя с близким человеком, у которого обнаружили онкологическое заболевание?

В любом случае, при рассмотрении вопроса на тему того, как вести себя с онкологическим больным, важно учитывать, что эмоциональное состояние членов семьи непременно будет отражаться на состоянии самого пациента. Тяжелая болезнь занимает важное место в сознании человека, однако не менее важными для него останутся его близкие люди, его семья. Если он будет видеть, что люди, которые находятся рядом с ним, несчастны, то это будет расстраивать его и подрывать его психологические и физические ресурсы.

Источник

Как вам правильно поддержать человека, у которого обнаружили рак: cоветы петрозаводского онкопсихолога

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

Есть профессии, узнавая о которых, задаешься вопросом: почему человек решил работать в такой непростой сфере? Вот, к примеру, медицинский психолог онкодиспансера… Ежедневно приходится выслушивать десятки непростых историй. Мы решили пообщаться с таким человеком, узнать, как она пришла в профессию, а также получить ответы на многие важные вопросы.

Медицинский психолог Республиканского онкологического диспансера Елена Александровна Халтунен начинала свою деятельность в образовании. Уже 16 лет в профессии: работала со сложными подростками, сиротами, позже ушла в частную практику. А потом ее мама заболела онкологией.

— В тот момент я сама как родственник столкнулась с этим заболеванием. Прошло уже 13 лет, мама жива. Когда вылечилась она, тяжело заболела я (не онкологией), выпала из работы на три года, потеряла всё. Но после благодаря поддержке близких и с помощью собственных ресурсов, которых у меня было немало, постепенно восстановилась. Занималась чем угодно, только не психологией, и всё же внутренняя необходимость чего-то достичь в своей профессии победила.

Вернувшись в частную практику, услышала, что на базе онкологического диспансера собираются открывать психологическую службу. У нас в стране на онкопсихологов не учат, есть лишь дополнительная клиническая психология, и Елена сделала свой выбор, получив специализацию. С первых дней работы столкнулась с тяжелыми терминальными пациентами.

— Это была сильная встряска — умерли два человека, с которыми я работала. Когда приходишь и узнаешь, что человека уже нет, тяжело… После этого я попала на экзистенциальную групповую психотерапию, которая дает специалисту изучить собственный страх смерти. Уже не боялась столкнуться с разными ситуациями. Работаю иногда в стационаре, но в основном в диспансере, чаще всего врачи отправляют ко мне пациентов сами в кабинет. Они видят, кому это нужно обязательно: кто бурно реагирует со слезами, агрессирует либо впадает в шок и оцепенение. Но болезнь — это лишь часть жизни, люди ко мне приходят с проблемами, которые их беспокоили и до болезни, просто она обострила их. И я работаю по запросу.
Родственники переживают те же этапы принятия заболевания, что и пациент, но не могут прочувствовать его боль. Бывают ситуации, когда о диагнозе человека врач говорит сначала родным, и те не знают, как решиться и рассказать.
Во всех ситуация всегда нужно встать на сторону того человека и задать себе вопрос: а хотел бы я, чтобы от меня скрывали? Каждый имеет право на правду независимо от возраста. И потом, когда я знаю, что у меня это заболевание, пережив определенный спектр эмоций, я его принимаю и готов лечиться. Если у меня нет информации, буду находиться практически в воздухе, за свою жизнь ответственности не несу. Но если я не несу, то тогда кто-то берет ее за меня?
У человека уровень тревоги выше, чем меньше у него информации. Если метафорически, то наша голова — это пазлы: тут что-то заполнено, а тут нет, и мы все время стремимся эти пробелы восполнить. Если не получается, чувствуем себя тревожно, но когда рисунок виден, даже неприглядный, становится понятно, что делать. Елена подчеркивает, информацию нужно получать адекватную, у специалистов, не искать ее в Интернете.

— Если есть знакомые, которые пережили подобное заболевание или находятся на лечении, общаться между собой приветствуется, особенно женщинам. Но есть одно но — все по своей природе индивидуальны: даже при сходных условиях, такой же локализации заболевания всё равно каждый человек будет переносить болезнь по-разному. Влияют и родственники, не у всех есть близкие, готовые поддержать.

Как раз от близких очень многое зависит. Есть люди, которые эмоционально изолируются от своего близкого, но это не потому, что им всё равно, они просто боятся. Другие, наоборот, чрезмерно активно начинают помогать — и это тоже не очень хорошо, пациент начинает думать, что он уже недееспособный.

Родственник просто не знает, как себя вести, потому что у него также появляется страх смерти, он боится и за свою жизнь. А еще страшится навредить человеку вопросами, поэтому ведет себя так, как будто болезни вовсе нет. Но происходит всё с точностью до наоборот, тревога снова растет. Пациент на невербальном уровне все чувствует просто потому, что с ним раньше разговаривали, а теперь — нет, значит, что-то скрывают. Или улыбаются сквозь слезы, а их всё равно видно. Родственники запрещают проявлять эмоции себе и пациенту, ходят, изображая хорошую мину при плохой игре.

Чтобы сдерживать эмоции, необходимо столько сил, что лучше бы их потратить на что-то полезное. С этими вопросами и обращаются к Елене. Она объясняет, как можно разговаривать с заболевшим, как грамотно эмоционально поддерживать, не подавляя ни свои, ни чужие эмоции. Вместе иногда сесть и поплакать — это тоже нормально, но не уходить в бесконечные слезы. Выплеснуть через гнев эмоции тоже можно.

— У человека ведь сразу рушится вся картина мира, прежнее представление о жизни переворачивается. Если раньше я считал, что живу, не задумываюсь о смерти и она где-то там, то в момент постановки диагноза осознаю: «Я конечен, могу умереть». И это вызывает порой гнев, но в данном случае он является как раз неплохим ресурсом, такие люди — хорошие борцы, реакция позволяет им быстрее адаптироваться. Вот когда человек вообще никаких эмоций не испытывает, хотя для некоторых он кажется очень удобным, это как раз самый тяжелый пациент. Такие хуже справляются, хуже выскакивают из болезни.

Какие вопросы задать заболевшему Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

Близкие люди должны понять для себя, готовы ли встретиться с неприятными эмоциями. Это опять вопрос ответственности. Бывает, что пациенты рассказывают, как от них отвернулись друзья, «и сразу стало понятно, кто настоящий друг, а кто так». Но дело в том, что даже настоящий друг может являться обычным человеком и просто не знать, как реагировать, говорит Елена Халтунен.

— Друг изолируется и боится спросить, потому что от незнания боится навредить своими вопросами. Замкнутый круг. Но мое мнение однозначное — разговаривать нужно, человек, который сталкивается с болезнью, он ждет, когда его спросят, даже если выказывает чрезмерное веселье или старается убежать ото всех. Он размышляет: «Чего я буду грузить?» — это любимые слова пациентов. На самом деле, чем больше проговаривается болезнь, тем лучше для всех.

Когда к Елене приходят родственники, они вместе проговаривают, что можно и нужно спрашивать. В детали сильно углубляться не нужно, говорит она. Можно спросить, что человеку сегодня назначил врач, о результатах анализов, а потом переходить к отвлеченным темам. Исключение составляют случаи, когда пациент сам теряется и не знает, что ему делать, не ориентируется первое время в этом пространстве. Тогда нужна помощь близкого, чтобы собрать все назначения, сложить в нужном порядке, направлять, пока человек не осознает ситуацию.

Идти или не идти к психологуКак успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

Культура обращения к психологу в Карелии низкая. Долгое время у нас была Страна Советов (когда за тебя все решали другие), поэтому высока инфантильность общества, считает специалист, люди привыкли все получать, поэтому не способны брать на себя ответственность.

— В связи с этим самое трудное — это психологически принять решение, ведь за ним следует ответственность. Нелюбовь к ней толкает человека к психологу: «Пойду-ка, пусть скажет мне, разводиться или нет». Но психолог не может стать премьер-министром судьбы клиента, его задача — помочь осознать корни своих проблем и свои ресурсы, а ответ на вопрос «что делать?» должен родиться у самого человека.

Некоторые люди не ходят к врачам, потому что боятся — « а вдруг обнаружат что-то страшное», им легче жить в неведении. А между тем важно понимать, что если в семье есть онкозаболевания, нужно обследоваться периодически, это не гарантия, что болезнь не проявится, но возможность выявить ее на ранней стадии. Нужно уметь брать ответственность за свое здоровье на себя.

СОВЕТЫ ПАЦИЕНТАМ, КАК СНИЗИТЬ ТРЕВОГУ

Вот 10 моментов, которые стоит привнести в свою жизнь, чтобы снизить тревогу как пациентам, так и их близким людям (и в принципе вообще всем):

Елена уверена, что во время болезни не стоит отгораживаться от мира и лучше не уходить с работы, если есть возможность.

— Если это пенсионер неработающий, то нужно искать варианты общения. Группа 65+, например, это весьма социальные люди, любят общаться со сверстниками в реальной жизни, они отличаются от более молодых, которые замыкаются в себе и просто сидят в Интернете. Я рекомендую всем пациентам почитать книгу Ирвина Ялома, американского психиатра, доктора медицины, профессора психиатрии Стенфордского университета, называется она «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти». Он рассказывает, как жить без сожалений, чтобы, когда придет время, умирать было не так грустно и страшно. Ведь величина страха смерти имеет непосредственное отношение к величине жизни, которая остается непрожитой. Спросите себя, о чем вы в данный момент больше всего жалеете? И что вы можете сделать, чтобы это изменить?

Когда мы боимся панически страха смерти, в этот момент мы не живем. Можно жить долго, но постоянно оглядываться назад, сожалеть о прошлом, мечтать о будущем, которое может не случиться, быть в подвешенном состоянии, а значит, не жить настоящим. Это важно понять и начать жить здесь и сейчас.

Источник

Уход за человеком в конце жизни

Время чтения: 5 мин.

Очень тяжело знать, что твой близкий уходит. Мы сопереживаем вашей ситуации и желаем вам сил и терпения.

Важно помнить, что последние дни и часы жизни — это время тишины, искренности и самых важных слов. Есть несколько вещей, которые помогут вам сохранить атмосферу спокойствия и любви в доме.

Какие именно, можно узнать в нашей памятке «Уход за человеком в конце жизни». Скачать ее в формате pdf вы можете здесь.

Общие рекомендации

Обязательно общайтесь:

Не забывайте проветривать комнату несколько раз в день, но не допускайте сквозняков. Важно поддерживать оптимальную температуру воздуха, потому что в конце жизни люди могут мерзнуть или сильно потеть. При необходимости используйте увлажнитель воздуха и включайте любимую музыку вашего близкого, имитацию звуков природы: шум моря или пение птиц.

Избегайте резких и громких звуков, яркого света, искусственной тишины (она может давить), суеты в доме.

Ухаживайте за телом больного:

Не вставляйте человеку зубные протезы — они могут причинять дискомфорт.

Последние часы жизни

Изменения, происходящие в последние часы и дни жизни:

Усталость, слабость

В последние дни/часы жизни человек практически перестает самостоятельно двигаться. Поэтому:

Уменьшение потребности в пище и воде

Если ваш близкий перестал есть и пить, не пугайтесь, но знайте, что это может привести к отекам конечностей и сухости слизистых полости рта и глаз.

Большинство людей в конце жизни не испытывают голода и жажды. Это естественный процесс угасания. Тело засыпает.

Попробуйте понять, что из-за отсутствия питания переживаете и страдаете вы, а не больной. Желание накормить — проявление заботы и любви, но сейчас, возможно, вашему близкому этого не нужно. Человек имеет право на самостоятельные решения. Если он сжимает зубы, это говорит о его нежелании есть.

Нарушение глотания

Прекратите прием таблеток и кормление. В последние часы жизни не рекомендуется проводить отсасывание слизи и мокроты из полости рта и трахеи — это может привести к ненужному возбуждению больного. Лучше просто поверните его голову на бок.

Дыхательная недостаточность

Дыхание может стать поверхностным, частым, аритмичным или редким, с протяжным свистящим звуком на выдохе (последним у человека будет выдох, а не вдох). Если дыхание громкое, клокочущее, со свистом, поверьте: сейчас это тревожит вас, а не вашего близкого.

Незадолго до смерти человек дышит лишь верхней частью грудной клетки.

Будьте рядом с больным, держите его за руку, разговаривайте, баюкайте, как ребенка.

Недержание мочи и кала

Своевременно меняйте подгузники, пеленки и постельное белье, следите за интимной гигиеной.

Сразу после смерти наше тело расслабляется, и мы выпускаем остатки мочи и кала. Не пугайтесь. Это физиологический процесс.

Больной не моргает, глаза приоткрыты

Регулярно увлажняйте глаза офтальмологическим гелем или искусственной слезой.

Снижение уровня сознания

Человек может постоянно пребывать в полусне, забытьи, не реагировать на слова или прикосновения. Мы не знаем, что чувствует человек без сознания или в состоянии комы. Исходите из того, что он слышит вас. Поэтому:

Ухудшение речевой функции

Проявите терпение, придумайте систему знаков, с помощью которой вы будете понимать друг друга. Задавайте вопросы, требующие односложного ответа: да, нет.

Терминальный делирий (бред)

Некоторые люди в конце жизни находятся в видимом беспокойном состоянии. Но поверьте, это больше тревожит вас, чем вашего близкого. Больной может не ощущать одышку, удушье и другие симптомы; его стоны, кряхтение и гримасы не всегда являются признаками физической боли.

Находитесь рядом, держите его за руку, разговаривайте с ним.

Боль

Боль не всегда сопровождает умирание. Однако, если врач рекомендует прием сильнодействующих обезболивающих, не бойтесь применять их в конце жизни больного. Они не вызовут привыкания и не будут способствовать приближению смерти, но смогут облегчить состояние вашего близкого.

Редкие, неожиданные симптомы

Ухудшение состояние может произойти внезапно, но все же можно заранее обговорить с вашим близким и его лечащим врачом свои действия в случае, если случилась пневмония, начались судороги, отек легких или отек головного мозга.

При приближении смерти может меняться цвет ногтей, кисти и стопы становятся холоднее, обостряются черты лица. Также на лице может проявиться светлый, белый носогубный треугольник.

Иногда человек не умирает, словно бы ожидая разрешения от близких. Важно отпустить его и дать ему умереть в спокойной обстановке.

Скажите самое важное: Прости меня. Я прощаю тебя. Я люблю тебя. Благодарю тебя. Прощай.

Чтобы лучше понять своего близкого и его потребности в этот период, задайте себе вопросы:

Не забывайте заботиться и о себе в это непростой период. Если вам необходима психологическая помощь, обратитесь на Горячую линию помощи неизлечимо больным людям 8 (800) 700-84-36 (круглосуточно, бесплатно).

Вам может быть интересно:

«Оставьте меня в покое, но не оставляйте меня одного». Если ваш близкий уходит дома — как вы можете ему помочь.

Реанимация. Может ли она помочь? Что надо знать о реанимации и состоянии человека в терминальной стадии болезни, чтобы принять правильное решение в конце жизни близкого.

Духовное завещание: как передать близким свой опыт. О практике написания писем, в которых человек может подытожить свою жизнь, дать напутствие и поделиться уроками с теми, кто останется после его ухода.

Горе ожидания абсолютно естественно. Перевод норвежской статьи о том, что переживания грядущей разлуки с близким, когда он еще жив, но тяжело болен, — нормальное состояние психики.

Источник

«Идеальных слов нет, нужные — найдутся сами». Как помочь близкому, который проходит курс химиотерапии

Лечение онкологии бывает мучительно сложным не только для самого пациента, но и для его родных. Найти нужные слова, собраться с мыслями и не обидеть сможет не каждый. Онкопсихолог Инна Малаш поделилась несколькими советами, как помочь и поддержать близкого человека, проходящего курс химиотерапии.

Пообщаться именно с Инной Малаш мы решили не просто так. В самый обычный момент жизни у женщины был обнаружен рак молочной железы. За диагнозом последовало хирургическое лечение, четыре курса химиотерапии и гормонотерапия в течение пяти лет. Сейчас Инна работает в центре поддержки пациентов «Во имя жизни», ведет частную практику и преподает онкопсихологию в БГПУ им М. Танка.

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

«Если сгладить побочки, возрастает качество жизни пациента»

— Все люди отличаются генетически, психологически, своей уникальной социальной обстановкой, а также смыслами. Поэтому каждый человек физически во время химиотерапии чувствует себя по-разному. Основные побочные действия химиотерапии — слабость и тошнота, но могут быть и другие. Например, стоматиты или нейропатия (поражение периферических нервов) и многие другие. У одних побочные действия минимальны и могут быть несколько дней после химиотерапии, у других целый букет побочек — все время, вплоть до следующей химиотерапии. Особенность в том, что никто и никогда точно не знает, как он будет переносить лечение.

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

Основная опасность химиотерапии в снижении уровня лейкоцитов, из-за чего организм становится более восприимчивым к инфекциям и вирусам. Проще говоря, остается без иммунной защиты. А на ослабленного химиотерапией человека может свалиться целый каскад болезней.

Это одна из основных проблем онкопациентов — убрать или снизить побочные действия. Уверена, если сгладить побочки, существенно возрастет качество жизни онкопациента, ведь когда человек постоянно плохо себя чувствует, это влияет на психологическое состояние: появляется и отчаяние, и апатия, и тревога. Как я справлялась? Плакала, грустила, занималась рукоделием — в общем, делала все, что помогало чувствовать себя лучше.

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

«Идеальных слов нет»

Как отмечает Инна Малаш, зачастую близкие готовы к диагнозу или догадываются о нем, потому что до его постановки пациент не один раз посетил врача, сдавал анализы и проходил обследования. Есть пациенты, которые скрывают диагноз, не говоря о нем родным. Бывает и когда родственники узнают о диагнозе раньше пациента и тоже не хотят ему говорить об этом.

— Мои близкие меня поддерживали и заботились. Я не испытывала сильного волнения, когда говорила о своем диагнозе, а скорее была в большом недоумении, что это со мной действительно случилось.

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

Онкопсихолог подчеркивает, что часто пациентам не помогают все те слова утешения, которые мы пытаемся из себя выдавить: «Все будет хорошо, ты сильная, держись» — и так далее.

Большинству онкопациентов важно, чтобы близкие и знакомые люди:

— Идеальных слов нет. Если вы поняли, что сказали что-то некорректное, лучше просто извиниться. Каждый переживает в своем темпе, и нет единственного «как надо». Все чувства имеют свой объем, и они заканчиваются. Не торопите близких фразами вроде «ты должен уже успокоиться», не навязывайте советы и свое видение ситуации.

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

Никакими действиями и никакими словами не получится изменить ситуацию проживания заболевания, но своим присутствием близкие могут разделить эмоции человека, который дорог. Или наоборот — бестактными словами и неспособностью выдержать чужую боль можно усугубить психологическое состояние человека.

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

«Не выдерживаете — отойдите в сторону»

Инна Малаш рекомендует разговаривать с заболевшими родными и друзьями, а не домысливать за них. Прочитать мысли и желания других невозможно, говорить и слышать их — реально. Некоторые действительно не просят о помощи, а после обижаются на ее отсутствие. Как об этом узнать? Только разговаривать. Разговор не всегда получается, и все зависит от того, какие отношения у пациента с родными, а также что сам человек думает о своем онкологическом заболевании. Пробовать стоит всегда.

— При разговоре лучше смотреть на человека и внимательно слушать. Важные слова обязательно найдутся сами, — говорит онкопсихолог. — Бывает, близким сложно выдерживать чужую боль, ведь они переживают не меньше! Если вы решили, что можете это сделать, будьте честны с собой и близкими. Выдерживаете — идите вперед, не выдерживаете — лучше отойдите в сторону. Подойдете позже, когда сможете.

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

Инна Малаш за более 20 лет в своей практике не раз сталкивалась с людьми с онкологическим диагнозом, а последние 8 лет постоянно работает с онкопациентами, их близкими и медицинскими работниками..

— Если человеку плохо физически и в течение нескольких дней симптомы не улучшаются, то врач нужен обязательно. Когда у человека бессонница, сниженный фон настроения, не доставляют удовольствия те занятия, которые раньше нравились, присутствует чувство никчемности более двух недель, нужно обращаться к врачу-психотерапевту.

Источник

Как успокаивать раковых больных

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

takiedela.ru

Как психология может помочь больным раком и врачам-онкологам

Любой человек боится услышать, что у него рак — но и врачу нелегко сообщать такой диагноз. Врачу приходится не только лечить, но и успокаивать, и поддерживать пациента, выполняя роль друга, духовника и психолога. Многие медики до сих пор убеждены, что это неотъемлемая часть их профессии — но правильно ли брать на себя такую нагрузку?

Как хирург не будет сверлить зуб без крайней необходимости, так и онколог не должен брать на себя задачи психолога, в этом мнении сходятся эксперты международного онкологического форума «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. «Такие дела» разобрались в том, как психологическая поддержка способна избавить онкобольного от боли, а врача — от профессионального выгорания.

Как успокаивать раковых больных. Смотреть фото Как успокаивать раковых больных. Смотреть картинку Как успокаивать раковых больных. Картинка про Как успокаивать раковых больных. Фото Как успокаивать раковых больных

Почему пациентам нужна психологическая помощь при раке

Онкологическое заболевание является психотравмирующим, потому что угрожает жизни и подрывает привычные представления о ней, рассказывает медицинский психолог НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова Кристина Кондратьева.

В своем исследовании на примере молодых женщин, столкнувшихся с раком молочной железы (РМЖ), она объясняет, что от того, как пациент представляет себе столкновение с раком, зависит характер психологической травмы: «Наши пациенты с РМЖ вступают в процесс лечения с позицией: «Я сильная, я со всем справлюсь». Эта позиция не позволяет пациентке пластично реагировать на все, что с ней происходит: выходит, что на все я буду реагировать своеобразным геройством. Она затрачивает много психической и физической энергии, ведет к астенизации (слабости — прим. ТД), и в дальнейшем пациент выходит в ремиссию, а у него нет сил на жизнь».

студентка кафедры клинической психологии РГУПУ имени Герцена

Условно здоровые женщины воспринимают понятие «онкологическое заболевание» как дающее новые возможности, новые встречи, как дающее возможность для проявления материнства и женственности, как причину для расслабления — в то время, как женщины с РМЖ говорят об опасности, о лишениях. Травмирующим фактором становится вынужденная смена представлений о данном понятии, существующих до момента заболевания при столкновении с его реальными последствиями.

Как онкопсихологи помогают пациентам

Справиться с вынужденной сменой представлений о себе, жизни, будущем и лечении помогают онкопсихологи. В научно-исследовательском центре имени Бехтерева два года проводили психологическую реабилитацию среди больных, у которых впервые диагностировали рак. Раз в неделю онкобольные встречались с психотерапевтом на индивидуальной консультации, а еще раз в неделю — работали в группе.

Спустя 10 встреч с онкопсихологами у пациентов снизился эмоциональный дискомфорт и тревога о будущем, рассказывает младший научный сотрудник исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева Павел Чернов. Они стали чаще обращаться за помощью и поддержкой к окружающим, не стеснялись говорить о том, что их тревожит, с медиками и стали чаще обсуждать свои проблемы с близкими людьми. Онкобольные стали меньше уставать и жаловаться на отсутствие аппетита. С точки зрения онкологов же, главным достижением реабилитации стало то, что в группе не было ни одного отказа от сеанса лучевой и химиотерапии.

Такого продвижения удается добиться за счет работы мультидисциплинарной команды, где каждый врач оказывает помощь в рамках своих компетенций. «Врач общего профиля недостаточно хорошо подготовлен к специфике врача-психолога или клинического психотерапевта, поэтому и нужны в мультидисциплинарной команде такие специалисты. Тогда и нагрузки на лечащего врача будут намного ниже», — подчеркивает кандидат психологических наук, научный сотрудник центра онкологии имени Н.Н. Петрова Маргарита Вагайцева.

Как врачи могут поддержать пациента

Для больного не найти лучшего специалиста, с которым можно поговорить о том, что его действительно беспокоит, чем лечащий врач, признает кандидат психологических наук, старший научный сотрудник центра онкологии имени Н.Н. Петрова Валентина Чулкова. Но врач должен оказывать психологическую помощь только в рамках своей профессии, правильно ведя прием. По остальным вопросам необходимо переключать пациента на специалиста.

Общение с врачом на приеме влияет на моральное состояние больного и его настрой на выздоровление, считает создательница блога «Ульяна против рака» Ульяна Шкатова (у девушки четвертая стадия меланомы, сейчас она находится в ремиссии — прим. ТД). Она опросила 118 человек с онкологическими диагнозами, и с этим утверждением согласны 97% респондентов.

«Зачастую пытаясь сохранить положительное эмоциональное настроение у пациента, врач может дать недостаточно информации, — рассказывает Шкатова. — Часто слышала истории, когда врачи говорили: все хорошо, операцию сделали, приходите через три месяца на проверку. И если врач не донес всю серьезность ситуации, то пациент может просто не прийти через эти три месяца. Здесь важен баланс между положительным эмоциональным состоянием пациента и желанием донести всю серьезность ситуации».

Положительное эмоциональное состояние пациента складывается из того, насколько спокоен и уверен в себе врач, как он относится к пациенту — достаточно ли тактично и доброжелательно, есть ли индивидуальный подход. Пациенты чувствуют себя спокойнее, если врач в четких формулировках говорит им о течении болезни, способах терапии и побочных эффектах, ясно отвечает на вопросы, приводит в пример конкретные случаи и готов быть на связи.

Последний пункт особенно важен, подчеркивает Шкатова: «Просто визитка с телефоном врача в кармане уже положительно повышает эмоциональное состояние». Врачу при этом следует оговорить время, когда ему можно и нельзя звонить или писать, чтобы сохранить свои границы.

Каждый четвертый онкобольной в стационаре готов принять психологическую помощь от психолога — и еще столько же скорее обратятся за поддержкой к медсестре. Об этом свидетельствуют данные опроса, который провела выпускница петербургского фельдшерского колледжа Татьяна Вихрова. Пациенты говорят, что доверительные отношение с медсестрами помогают им справиться с тревогами и страхом перед процедурами.

Большинство медсестер онкологического отделения тоже чувствуют себя обязанными оказывать психологическую поддержку пациентам, но считают, что у них недостаточно знаний и навыков для этого. Они хорошо относятся к дополнительному обучению психологии, но из-за постоянной усталости и большой нагрузки на их готовность оказало бы большое влияние время, которое бы заняла подготовка.

«Надо расширять знания медсестер, разработать для них методические рекомендации по психологической работе с онкобольными и внедрить коммуникативные программы, которые бы тренировали коммуникативные навыки и умения медсестры», — заключает Вихрова.

Как онкоспециалистам защищать себя от выгорания

Когда врачи переносят на себя болезни пациентов и слишком эмоционально включаются в их трудности, они рискуют своим психологическим здоровьем. Ведущий психолог службы «Ясное утро» Ольга Плющева на примере консультантов службы горячей линии онкобольным изучила, что дает возможность специалистам восстанавливать свои резервы и развиваться, несмотря на тяжелую психологическую обстановку.

Консультанты оценивают каждый седьмой звонок на горячую линию как средней степени кризисности, а каждый сотый — как высокий. Сложнее всего им даются звонки, связанные с детской онкологией, суицидами, терминальными стадиями рака, страхом смерти и горем по умершему родственнику — и часто переживания совпадают с тем, что испытывает сам работник.

Главным фактором психологической защиты сотрудники «Ясного утра» считают атмосферу коллегиальности (30%), на втором месте — профессиональное совершенствование (27%), а на третьем — супервизия (19%) — процесс, во время которого специалист вместе с другим экспертом прогнозирует эффекты терапии и осознает свои ошибки. На четвертом месте — хобби и комфортные условия работы.

Консультанты отмечали, что больше всего в работе им помогали спокойствие, чувство юмора, стрессоустойчивость, сочувствие и уважение к звонящим, умение слушать и соблюдать границы, а также желание помогать.

Организация может сама выстроить работу таким образом, чтобы поддерживать психологическую защиту своих сотрудников: определить идейные ценности и транслировать их, подбирать персонал с учетом нагрузки и ролей в команде, организовать комфортные условия труда, обеспечить супервизию и повышение квалификации, а также развивать корпоративную культуру, совместный досуг, признавать заслуги и давать сотрудникам возможность влиять на произвольные решения и видеть результаты труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *