Как успевать записывать лекции
Как правильно и быстро конспектировать лекции
Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось. Особенно такое умение может пригодиться студентам, школьникам, журналистам, секретарям и другим людям, которым приходиться вкратце записывать большие объемы информации. В этой статье рассмотрим вопросы о том, как правильно вести конспект лекции, какую пользу это может принести и о способах увеличения качества и скорости конспектирования.
Конспект для студента — хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент — это конспектирование.
Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.
Конспект — сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект — неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.
Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.
Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.
Конспект лекции
Основная информация для студентов подается в виде лекций. Но не все лекции конспектируются одинаково. Например:
Вот какие рекомендации могут вам пригодится:
Советы по созданию конспекта лекции
Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника. Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).
При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.
На изображении «а)» представлен хороший конспект, на изображении «б)» неудачный. Оба несут один и тот же смысл, но конспект «а)» мы можем понять и запомнить намного быстрее и эффективнее:
Как делать заметки на лекциях, чтобы хорошо её запомнить
В университетах до сих пор жива традиция писать лекции. Студенты часто этим недовольны, но оказалось, что делать заметки под речь преподавателя полезно для запоминания материала. Главное, делать это быстро, понятно и аккуратно, чтобы потом можно было восстановить в памяти весь материал.
Как увеличить темп записи
Если вы хорошо запоминаете материал, а ваша проблема — низкая скорость письма, можно её легко решить. К сожалению, искусственное увеличение скорости обычно ведёт к ухудшению почерка — настолько, что ничего разобрать будет нельзя. Значит, нужно идти другим путём.
Сокращения распространённых слов
Это могут быть термины из предмета или просто распространённые слова («будущий», «следовательно», «функция» и так далее). Сокращать можно несколькими способами:
Можно придумать собственные обозначения для самых распространённых в текстах слов. В таком случае не лишним будет выписать их на отдельный листок, чтобы поначалу поменьше путаться.
Сокращение количества символов
Такой способ делать заметки сначала потребует высокой концентрации, чтобы к нему привыкнуть. Потом вы без труда будете и писать, и читать собственные тексты. Правда, одногруппники вряд ли смогут их разобрать, если им понадобятся ваши лекции.
Можно постепенно внедрить все эти способы (и пропуск букв, и аббревиатуры с символами, и перевод) в письмо: тогда конспект будет для неподготовленного человека выглядеть достаточно пугающе, но скорость его написания существенно увеличится.
Основные мысли
Нет смысла писать сложное предложение полностью. Пропуск вводных слов, метафор, лишних перечислений сократит количество написанного и освободит время для письма. Особенно это касается гуманитарных наук: истории, психологии, педагогики — где информация подаётся не короткими формулами и терминами, а подробными предложениями.
Схемы и таблицы
Перечисление подразделов, классификация, части терминов — всё это можно записать не одним большим абзацем, а схемой с обозначенными связями. Это не только сократит время написания, но и улучшит восприятие информации.
Чтобы не быть голословными: с применением этих способов первый абзац статьи может выглядеть, например, так:
Фраза меньше оригинала в три раза, но легко понятна тому, кто один раз прочитал полный абзац.
Как изменить оформление
Успеть записать лекцию — полбеды. Самое сложное потом по ней восстановить и запомнить материал. Идеально, если вы запомнили текст прямо во время письма: для этого придётся немного повозиться с оформлением.
Разные цвета
Подойдут ручки с разными стержнями, карандаши, фломастеры и текстовыделители. Если сразу во время написания выделять другими оттенками термины, определения, заголовки, пункты списков, то вы убьёте сразу двух зайцев:
Шрифты и подчёркивания
Имеют ту же цель: выделить важные участки текста. Если ваше чувство прекрасного запрещает раскрашивать тетрадь с лекциями, можно воспользоваться сменой начертания, подчёркиванием и обводкой. Только придётся постараться делать это аккуратно, чтобы не развести грязь на странице, иначе все символы сольются в единое целое.
Рисунки и пометки на полях
А на полях можно знаками или короткими словами помечать важность пунктов: что нужно запомнить, что будут спрашивать на зачёте, что вам рассказали просто для иллюстрации.
Метод Корнелла
Существует множество разных способов ведения заметок, но метод Корнелла — самый знаменитый. Для него делим лист на три части (отделяется нижняя четверть листа, а верхние три четверти делятся на два столбца). В правой верхней части ведётся сжатый конспект, в левой верхней записываются основные тезисы или вопросы, а в нижней — краткий вывод из всей лекции. Это и ускорит написание материала, и поможет вспомнить лекцию при перечитывании тезисов и выводов.
Как делать заметки с помощью ноутбука
Ноутбук и смартфон могут быть полезны тем, кто не уверен в своих силах правильно записывать лекции, или, к примеру, обладателям очень плохого почерка. Здесь действуют те же правила: сокращаем слова, вводим аббревиатуры, сразу делаем правильное форматирование (заголовки, списки, выделение терминов).
Единственное и самое главное правило для электронного ведения заметок: не пишите весь текст под диктовку! Да, в таком случае у вас будет полный текст лекции, но это совершенно не способствует запоминанию. Отнеситесь к конспектированию вдумчиво: анализируйте материал, записывайте только самое важное. Так у вас будет идеальный вариант конспекта: сжатый, по делу и без помарок.
Если преподаватель не против, можно включить на лекциях диктофон. При желании запись можно будет прослушать дома и подкорректировать конспект (или и вовсе записать весь текст, чтобы материал был и в полном, и в сжатом виде), или просто повторить перед экзаменом.
Где лучше делать заметки — на телефоне или в тетради?
Многочисленные исследования сходятся во мнении, что ручная запись лекций намного полезней. Студенту приходится вдумываться в материал, чтобы записать только самое важное, сразу же верно оформлять текст и правильно сокращать фразы. Всё это способствует одновременному усвоению материала. Кроме того, само написание ручкой поможет запомнить текст (особенно если вы задумываетесь над орфографией или порядком слов).
Если вы уверены, что не сможете записать лекцию аккуратно, то можно набрать её на ноутбуке, а потом дома написать конспект от руки. Так вы и повторите материал, и сможете красиво оформить текст, благодаря чему лучше его запомните. Такой вариант, кстати, будет идеальным, если для сдачи предмета нужно показать преподавателю тетрадь: обещаем, он будет в восторге от аккуратных и красиво оформленных лекций! А если вам позволяют пользоваться на зачётах собственными записями, то хорошие оценки, считайте, у вас в кармане. Впрочем, и тексты из аббревиатур, рисунков и символов помогут в подготовке, если записывать их с пониманием предмета. Единого рецепта как делать заметки, увы, не существует: попробуйте все варианты и определите, какой будет для вас удобнее.
Как конспектировать правильно
Скорость речи значительно превосходит скорость письма. Это значит, что на важных переговорах, докладах, во время лекций весьма затруднительно записать за говорящим все от А до Я.
С этим, правда, отлично справляются стенографисты… Но, во-первых, они этому специально учились, а во-вторых, преимущество в скорости письма достигается в ущерб пониманию: дословная и быстрая запись речи часто происходит механически.
В большинстве сфер, где может понадобиться воспроизвести услышанное, будь то учеба в университете или планерка на работе, осмысление первостепенно. Поэтому и запись делается не ради записи, а ради запоминания и понимания.
В статье ЛаЛаЛань расскажет, как успевать записывать самое важное быстро и емко — так, чтобы оно сразу откладывалось в памяти и легко воспроизводилось.
Подходы к созданию конспектов
Справиться с большим объемом информации позволяет конспектирование. Что это такое? Это процесс создания текста на основе уже имеющегося. В отличие от стенографического письма, которое мы упомянули, конспектирование позволяет сокращать прочитанный или услышанный текст (но не в ущерб содержанию). Представьте себе процесс сепарации молока: как сливки оказываются отделены от остальной жидкости, так и конспект содержит суть речи, отжатую от остальной «воды».
Можно выделить две глобальных стратегии в сжатом изложении материала: ускорение письма и осмысление исходного текста, которые, конечно, могут сочетаться в одном конспекте.
Ускорение письма
Самое простое ускорение письма возможно благодаря тренировке: рука движется размашистее, быстрее, перо почти не отрывается от бумаги. Но чтобы писать быстрее, вовсе не обязательно быстрее водить ручкой по листу.
Добиться желаемого можно и с помощью распространенных приемов: аббревиатур, сокращений, внутритекстовых ссылок, индексов, пиктограмм, удаления гласных букв, использования математических символов и чисел вместо их буквенного обозначения, да и просто «выбрасывания» ненужной информации.
Например, предыдущий абзац в конспекте мог бы выглядеть так:
Как еще можно увеличить скорость письма? Помимо названных приемов можно воспользоваться стенографическими знаками, которые позволяют сокращать слова за счет повторяющихся элементов, например:
означает «-ание» или «-ение» (повед
повествование и т. д.);
Из минусов этого подхода стоит выделить ухудшение почерка (он может стать неразборчивым не только для ваших одногруппников или преподавателей, но и для вас самих), а также авторскую систему сокращений, аббревиатур и символов, в которой безошибочно разобраться может только сам создатель конспекта.
Писать и думать
Осмысление исходного текста — более сложный метод, который требует активного погружения в устную речь или письменный текст. В этом случае параллельно с фиксацией на бумаге необходимо выстраивать логические связи между фактами и суждениями лектора: сопоставлять их и противопоставлять, группировать, обобщать и детализировать написанное. В таком тексте полностью сохраняется исходное содержание, но порядок его изложения вовсе не обязательно соответствует изначально озвученному.
Например, конспект этого абзаца мог бы предстать в таком виде:
Если первый подход предполагает работу над формой, то второй — осмысление — над содержанием. Такой конспект не всегда позволяет зафиксировать дословную речь, однако он выполняет более важную функцию: конспектируя текст таким образом, вы его понимаете. Согласитесь, набирая вечером ванну, вы скорее воспользуетесь сутью закона Архимеда из курса школьной физики, чем его механически повторенным определением.
Нестандартные методы расположения текста в конспекте
1. Метод Корнелла.
Этот метод разработал в середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук.
Чтобы вести конспекты по этому методу, необходимо разделить лист на 4 зоны. Сначала проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа — для дат и заголовков, и одну снизу — для резюме по конспекту. Затем проведите вертикальную линию так, чтобы получилось две колонки: колонка слева поменьше, колонка справа в 2–3 раза больше.
У вас будет примерно такая разметка:
Каждый конспект или блок начинайте с заголовка (помещается в верхней части). Сами записи следует вести в правой большой колонке. После лекции в левой колонке отметьте наиболее важные даты, имена, места, термины
и т. п, а под нижней горизонтальной чертой — резюме всей лекции в 2–3 предложениях.
2. Метод боксов.
Метод боксов отдаленно напоминает метод Корнелла. Отличие в том, что каждый тематический блок помещается в отдельный «бокс».
Боксы лучше расчертить заранее и расположить на листе хаотично: так они не будут напоминать общую таблицу. Если вы приблизительно знакомы с темой лекции или выступления, то каждому боксу можно присвоить заголовок и обозначить ключевые пункты, которыми он будет наполняться
Идея ментальных карт заключается не только в разветвленной иерархии ключевых понятий, но и в графическом выделении: приветствуются изображения, цветовое подчеркивание, символы, разнообразные шрифты и пр. Все это сделает карту яркой и запоминающейся.
Как научиться писать быстро и успевать за преподавателем на лекциях?
Если вы не успеваете записывать лекцию, которую преподаватель диктует слишком быстро, многое упускаете и тратите массу времени после пар, чтобы переписать конспекты, самое время подумать, как научиться писать быстро.
ТОП-4 совета, как увеличить скорость письма ручкой
Вы раздумываете, как научиться быстро писать ручкой? Воспользуйтесь несколькими простыми советами, и вскоре заметите, как скорость конспектирования стремительно выросла:
Стоит ли печатать лекции на компьютере?
Даже если ваш преподаватель лояльно относится к современным технологиям и разрешает конспектировать на ноутбуке, не спешите менять тетрадь на любимый компьютер.
Удостоверьтесь, что ваша скорость набора текста достаточно высока и так вы действительно сможете фиксировать больше информации. Как правило, это удается, только если вы владеете десятипальцевым методом набора текста, то есть печатаете, задействуя все пальцы обеих рук.
Выработать навык слепой печати достаточно сложно, для этого понадобятся регулярные тренировки. Внимательно изучите, какие клавиши нажимаются каждым из пальцев и набирайте тренировочные тексты на специальных сервисах. Так вы сможете фиксировать свою скорость печати и постоянно увеличивать ее и при этом полноценно освоить десятипальцевый метод набора текста.
Учимся конспектировать правильно и быстро: ведущие методики
Писать конспекты сплошным текстом – не лучшее решение. Прежде всего, разобраться и быстро найти нужную информацию в «простыне» будет очень непросто, к тому же, информация, зафиксированная таким образом, плохо воспринимается и откладывается в памяти. И, наконец, если записывать каждое слово полностью, вскоре вы начнете отставать от преподавателя.
Не забывайте о ключевых правилах конспектирования! Их всего два:
Если вы уже освоили ключевые правила быстрых и эффективных конспектов, но хотите сделать записи еще более простыми для восприятия, используйте следующие методики:
Используйте эти методы, комбинируйте их, и лекции больше не будут проблемой!
Конспектируем как профи: как записывать лекции быстро и понятно
Неважно — учишься ты в школе, университете или уже закончила обучение — навыки быстрого конспектирования тебе пригодятся. Вот лишь часть методик и техник, которые помогут стать асом в этой области.
Выбираем носитель
Основные варианты — это физический (тетрадь) и цифровой (ноутбук/планшет). У каждого есть свои преимущества и недостатки:
Тетрадь
Преимущества:
Структура. Понятно мы пишем медленней, чем печатаем, а потому в конспекте останется лишь необходимая информация, никакой «воды». Также есть возможность уводить текст влево, вправо и вверх для лучшей наглядности и схем.
Внешний вид. Выпусти наружу внутреннего поклонника учебной эстетики и украшай заметки как душе угодно: маркерами, стикерами или даже блестками.
Мышечная память. Когда мы пишем рукой и рисуем примеры или графики, мы лучше запоминаем, так как у мозга возникает ассоциация движений кисти с полученной информацией.
Недостатки:
Вес. На каждый предмет по тетради — и рюкзак обычного учебного дня ощущается как гильотина. Можно, конечно, иметь одну тетрадь на все предметы сразу, но забыть ее дома будет неприятно.
Неразборчивость. Кто пытался готовиться к экзаменам по рукописным конспектам поймут: проще посмотреть информацию в интернете, чем разбирать свои каракули.
Много ненужного. Вряд ли ты когда-нибудь доводила до конца целую 48-листовую тетрадь. Бумага расходуется просто так, а ты еще и платишь за это.
Ноутбук / планшет
Преимущества:
Мобильность. Можно забыть дома одну тетрадь, но целый ноутбук забыть сложно — там же вся жизнь!
Чистота. Никаких зачеркиваний, помарок и орфографических ошибок: просто сотри текст и печатай по новой.
Доступность. Поставив автоматическую загрузку конспектов в «облако», ты будешь иметь доступ к информации где угодно, даже со смартфона. А еще можно делиться с другом, который не пришел на пару 🙂
Недостатки:
Вес. Даже крошечный нетбук тяжелее тетрадей для 6 предметов, а на планшете неудобно печатать.
Отвлекающие факторы. Слишком большой соблазн бросить ведение конспекта и зайти в интернет.
Зависимость от техники. Каждый вечер надо ставить гаджет на зарядку, ведь если в аудитории не окажется розетки, ты не сможешь печатать. К тому же, если прибор сломается, то учеба станет намного сложнее, а сохраненные в компьютере конспекты пропадут.
Наш совет: используй преимущества обеих систем. Бери ноутбук как основной носитель, но всегда носи с собой тетрадь для экстренных ситуаций или для лекций, где важнее рисунки и схемы (например, биология или геометрия).
Используй разные способы
Бездумно писать слово в слово за лектором не нужно и даже вредно. Лучше распределять информацию в удобной тебе системе:
Переводческая скоропись. Эту методику используют последовательные переводчики, то есть те, кто говорит вслед за выступающим. Освоить систему будет непросто, и подойдет она не для всех дисциплин: скоропись скорее передает взаимосвязи событий, чем точную формулировку, так что для точных наук использовать ее неудобно. Зато для истории и литературы подойдет прекрасно: конспект в такой методике состоит практически из одних рисунков и условных обозначений, а не из слов.
Метод Корнелла. На странице проводят две горизонтальные линии: одну вверху для заголовка, о другую— внизу для краткого пересказа лекции. Посередине рисуем две колонки: слева пошире, справа поуже. В широкую колонку записываем конспект так, как ты делаешь обычно, только оставляй пропуски между параграфами, чтобы дописать дополнительную информацию позже.
После лекции ты пишешь в левую колонку самые важные идеи, имена, даты и концепты. Спустя сутки надо вернуться к лекции и заполнить нижнее поле с кратким пересказом: так ты повторишь материал и выявишь свои слабые места.
Метод ментальных карт. Основное отличие от других способов — здесь мы начинаем с центра листа, как будто находясь посередине круга. В центре ты записываешь тему или главное понятие, а дальше развиваешь дополнительную информацию.
Записывай определения в ответвленные кружки, и получится как бы «дерево», или создавай круги все шире и дальше от центра, как на воде от брошенного камешка.
Метод предложений. Самый простой способ для тех, кто еще не готов рисовать какие-то схемы или делить листы на колонки. Просто записывай каждое предложение с новой строчки и давай ей порядковый номер — №1, №2 и так далее. Во-первых, так ты будешь записывать меньше ненужной информации; во-вторых, получится некое оглавление: номера главных предложений можно выписать в конце как итог, а перекрестные ссылки можно делать, просто добавив «см. предл. №13», и не уродовать лист стрелочками.
Смысловые блоки. Что-то среднее между Методом Корнелла и методом ментальных карт. Просто дели разворот тетради на квадраты, и в каждом начинай новую подтему.
Поток сознания. Метод для самых ленивых, но креативных. Веди конспект как обычно, но записывай попутно свои идеи и догадки под звездочкой*. Так получится некий дневник, который будет интересно перечитывать и после завершения учебы.
Как сокращать слова
Чаще всего преподаватель в течение лекции, а то и всего курса, повторяет одни и те же понятия, термины и глаголы. Смысла их прописывать каждый раз нет — лучше придумать сокращения:
Древнегреческий язык — др. гр. яз.
Функция — ф-я (или просто f)
А если речь идет о конкретном понятии или явлении, то еще проще. Запиши тему (например, «Влияние Пушкина на футуристов») и, записывая лекцию, заменяй длинные слова буквами:
Кстати, однокоренные слова образуются очень просто: к примеру, «футуристический» (прилагательное) — F с волнистым подчеркиванием.
Используй значки. Держи самые общеупотребительные, но ты можешь придумать и свои:
! (важно); !! (очень важно);
? (неизвестно);
NB (запомнить);
U (уточнить);
ZB (пример);
+ (плюс),
= (равно), ≠ (не равно), ≈ (приблизительно),
, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
⇒ (следовательно),
∨ (или),
∃ (существует),
∈ (принадлежит),
⊂ (включает в себя),
∑ (сумма)
Не пиши гласные. Ты все равно все поймешь, а писать в два раза меньше букв — это экономия времени и сил.
Используй слова другого языка. К примеру, в английском множество коротких слов, которые обозначают длинные понятия в русском. Но используй их, если ты уверена в своих знаниях иностранного и с ходу можешь перевести.
Перечитывай сразу
Предупреждаем: это очень сложный пункт, ведь после учебного дня хочется полежать на кровати, а не повторять конспекты. Однако лучше времени не найти: пока свежа память, лучше вернуться к записям, чтобы исправить ошибки, украсить параграфы, подчеркнуть цветами важное и, конечно, повторить материал.