Как успевать в школе
10 золотых советов по тайм-менеджменту для школьников
№ 1. Планируйте свой день
Как правило, первая половина дня у школьников структурирована хорошо: уроки, перемены, дополнительные занятия. Но после школы начинается полная свобода: когда хочешь, тогда и делай задания. Казалось бы, все здорово. Но часто дело заканчивается тем, что вроде бы ты на секунду зашел во «Вконтакте» — а на дворе уже ночь, и домашняя работа даже не начата.
Чтобы этого избежать, надо структурировать свой день. Лучший способ — накануне вечером составить список того, что нужно будет сделать завтра, определить, сколько времени уйдет на каждое из дел, и распределить их по часам. Возможно, в процессе выяснится, что день достаточно свободный, и имеет смысл добавить в расписание задания из других дней или, наоборот, побыстрее сделать все дела и отдохнуть. Если же станет понятно, что на выполнение всех запланированных заданий вам придется потратить весь вечер после школы и еще половину ночи, это явный признак того, что от каких-то дел стоит отказаться.
В любом случае, когда вы запишете необходимые задания на бумаге, появится ясность и возможность управлять делами.
№ 2. Ставьте понятные цели
Кажется, нет ничего проще, чем поставить себе цель. Вы же знаете, что к следующему уроку по биологии нужно написать реферат, а по литературе проходят Гоголя. Однако часто в голове становится пусто, стоит сесть за работу: ведь на деле бывает непонятно, что именно надо делать и с чего начинать.
Для того чтобы эффективно справляться с задачами, и нужны цели.
Каждая цель должна быть конкретной и ясной: не «усерднее заниматься», а «выполнять все задания сразу после школы»; не «выучить все про Гоголя», а «прочитать в учебнике со стр. 100 по стр. 150». Чтобы четко понимать, достигли вы своей цели или нет, она должна быть измеримой: лучше «получить только четыре и пять в четверти», чем абстрактное «хорошо учиться».
Также важно, чтобы цель была достижимой. Вы можете мечтать пробежать стометровку лучше всех в классе, но вряд ли это получится, если до забега две недели, а вы месяцами прогуливали физкультуру. В таком случае лучше увеличить срок достижения цели (не в этой четверти, а в другой) или саму цель — не лучше всех, но лучше своего прошлого результата.
Чтобы отслеживать свои достижения, надо устанавливать конкретные временные границы. И, наконец, не стоит забывать о значимости цели лично для вас: чтобы была мотивация все выполнить, нужно понимать, зачем.
№ 3. Расставляйте приоритеты
Чтобы не потонуть в потоке дел, нужно учиться разделять их на группы в зависимости от степени срочности и важности. По такому принципу самые важные и срочные дела (например, подготовка к завтрашней итоговой контрольной) выполняются в первую очередь, а дальше уже можно браться за не важные, но срочные и важные, но не срочные. Такой подход позволит не только выполнять основные задания качественнее, пока есть силы, но и даст значительный продолжительный заряд: после того, как завершите самое важное и сложное дело за день, вы наверняка почувствуете подъем, ведь главные трудности останутся позади. Тогда и справляться с остальными делами будет проще.
Если вы не будете что-то успевать, это тоже не станет трагедией: в конце списка останутся не очень срочные и не очень важные дела, над которыми стоит подумать — а нужно ли их вообще выполнять?
№ 4. Найдите собственный ритм
Всем известно разделение на «сов» и «жаворонков», однако мало кто действительно знает и использует свои «лучшие» и «худшие» часы. При этом эффективность разных людей в разное время суток может сильно отличаться. Более того, если вы поэкспериментируете со своим графиком, то поймете, что в разное время суток хорошо получаются разные дела.
Понаблюдайте за собой. Возможно, вместо того, чтобы засиживаться допоздна над домашней работой, лучше встать на час раньше и сделать ее перед школой? Или наоборот, отоспаться хорошенько — все равно с утра голова не работает.
Тот же принцип применим к ритму работы. Кому-то легче сесть на несколько часов и завершить все дела в один подход, а у кого-то лучше получается, если делать понемногу каждый день. Вот почему нужно определить свой личный идеальный ритм и постараться построить работу в максимальном соответствии с ним.
№ 5. Работая — работайте
Необходимое правило эффективной работы — погружение в то дело, которым вы сейчас занимаетесь. Когда человек полностью концентрируется на одной задаче, он выполняет ее в разы быстрее и лучше, чем постоянно отвлекаясь на что-то другое. Если пишете сочинение по литературе или делаете домашнее задание по химии, лучше отключите на это время мобильный телефон, закройте браузер и приложения с социальными сетями.
Возможно, поначалу вам будет сложно концентрироваться на одном занятии, но даже если не получается надолго оторваться от гаджетов, продержитесь, сколько можете. Полчаса полноценной, концентрированной работы окажутся продуктивнее, чем два часа с постоянными ответами друзьям, просмотром картинок и т. п., а если вы будете тренировать концентрацию, со временем погружаться в работу будет становиться все проще.
Чтобы легче выдержать период интенсивной работы, можно попробовать ставить себе таймер по «Помидорному методу»: 25 минут работы и пять минут отдыха. Тогда и не будет ощущения усталости, и эффективность работы не снизится.
№ 6. Найдите мотивацию
Иногда бывает сложно приступить к выполнению задания, особенно когда оно трудное или предмет нелюбимый. Но, к сожалению, и такими делами приходится заниматься. Если вы понимаете, что этой работы не избежать, стоит попробовать «уговорить» себя, найти мотивацию для выполнения задания.
Пригодятся любые предметы, идеи, люди и персонажи, которые имеют ценность для вас. Повесьте постер с Шелдоном Купером, который не одобрит, если вы не выполните домашнюю работу по физике, или скажите себе, что за каждое решенное упражнение по математике вы будете получать по мармеладке. Договоритесь с родителями, что они что-то подарят за выполнение серьезной работы или, например, за пятерку в четверти по предмету, который вам не дается.
Мотивацию можно найти и на более высоком уровне. Подумайте о том, для чего вам необходима учеба: без окончания школы не поступишь в выбранный вуз, не выйдет впечатлить одноклассников и т. п.
№ 7. Чередуйте дела
Наш мозг постепенно устает от однообразной работы, поэтому лучше всего составлять свой план на день так, чтобы в нем чередовались занятия, требующие разных навыков. Например, перемежать решение задачек по математике с чтением учебника по истории, а уже потом приступать к похожим (с точки зрения работы мозга) задачам по физике.
По такому же принципу хорошо выбирать хобби и способы отдыха после учебы. И ваш мозг, и организм в целом отдохнут гораздо лучше, если вы пойдете гулять с друзьями, чем если после многих часов за партой вы переместитесь за компьютер, где так же будете сидеть и напрягать глаза.
Если совсем не получается выбрать разные дела, даже простая разминка в течение пяти минут пойдет на пользу — вы дадите себе хотя бы немного времени, чтобы переключиться.
№ 8. Объединяйтесь с другими
Кому-то лучше удаются сочинения, а кому-то — решение задач по геометрии, и этим стоит воспользоваться. Списывать у отличника не самая хорошая идея: это потом крайне негативно скажется на результатах экзаменов. Однако всегда можно попросить его объяснить непонятную тему взамен на помощь в изучении предмета, в котором он разбирается хуже.
Вы можете договориться с одноклассниками и готовиться к занятиям и контрольным вместе — такой формат принесет много пользы как в плане времени, так и в плане качества работы.
Объясняя кому-то тему, вы и сами укрепите свои знания, а слушая других наконец разберетесь в сложной для вас дисциплине. К тому же, определяя время подготовки домашней работы заранее и согласовывая его с одноклассниками, вы не дадите себе возможности увильнуть от трудного или нелюбимого занятия.
№ 9. Анализируйте сделанное
Может так получиться, что вы, вроде бы, все делаете правильно: составляете список дел, чередуете их, расписываете по часам, — но все равно чего-то не успеваете или к вечеру чувствуете себя измотанным. Это значит, что в план закралась ошибка, и для того, чтобы избежать ее в дальнейшем, необходимо регулярно (например, в конце дня или в конце недели) проверять соответствие плана и его реального выполнения.
Такой анализ может разочаровать. Например, вы выясните, что, несмотря на все графики, в какой-то момент «сорвались» и ушли смотреть сериал. Или что задание, на которое вы отводили два часа, на самом деле каждый раз требует четырех. И в первом, и во втором случае не стоит отчаиваться — просто в следующий раз надо составить план с учетом своих особенностей. Если вы после учебы постоянно ходите смотреть сериал, поставьте его в график, а на сложное дело выделите четыре часа, даже если считаете, что следовало бы выполнить его быстрее. Такой подход поможет вам и не корить себя за невыполненный план, и осознавать, сколько вы в действительности успеете.
№ 10. Не забывайте об отдыхе
В погоне за личной эффективностью многие склонны забивать свой график делами под завязку. Им кажется, что если не тратить по десять часов в день на подготовку к ЕГЭ, его точно не сдашь, химия так просто не дается и времени отдыхать нет.
Однако отдых необходим, причем не только для полноценной и счастливой жизни, но и для эффективной работы. Кажется, чем больше делаешь, тем больше успеешь, но это не так. В какой-то момент наш мозг устает, и его работоспособность сильно снижается. Тогда дальнейшие занятия оказываются малоэффективны. Из-за этого работа без перерывов является вредной: отдохнувший человек за меньшее количество часов сделает больше, чем уставший и потерявший сосредоточенность.
Как организовать время и всё успевать — советы тем, кто учится в школе
Руководитель PR-службы «ИнтернетУрока»
Ксения Славщик, руководитель PR-службы «ИнтернетУрока», рассказывает, как найти время для действительно важных и интересных дел и не ухудшить успеваемость.
Учеба в школе — время узнавать новое, пробовать себя в различных ролях и профессиях, искать занятие по душе. Именно в школьном возрасте наш интерес к познанию себя и окружающего мира практически неутолим — очень важно этот интерес сохранять и поддерживать.
Но как найти время на все занятия и кружки, если школа отнимает очень много времени и сил? Шесть-семь уроков в день, дорога туда-обратно, домашние задания, дополнительные мероприятия. Для многих детей это становится серьезной помехой на пути к любимым занятиям и хобби.
Почему я ничего не успеваю?
Стандартная ситуация: после школы приходишь домой, обедаешь, садишься за уроки, и время куда-то исчезает, задания на завтра сделаны не все, а уже пора ложиться спать. Никакого отдыха, прогулок, общения с семьей и друзьями; даже на уборку в собственной комнате времени нет — не то что на какие-то кружки и секции.
А ведь школьная программа предполагает не больше 3,5-4 часов в день на домашнюю работу. И почему же так получается? Причин много, и вот, пожалуй, самые распространенные:
Винить «злую и несправедливую» школьную систему можно сколько угодно. Это даже может быть немного приятно, ведь мы снимаем с себя ответственность за трату личного времени. Однако еще приятнее научиться это время не терять, и в этом нам помогут следующие инструменты.
Тайм-менеджмент
Грамотное распределение времени — целое искусство. Однако владение им помогает вырваться из связки «школа — дом» и добавить в свою жизнь больше интересных занятий.
Чтобы научиться правильно планировать день и распределять усилия, нужно знать главные инструменты тайм-менеджмента: матрицу Эйзенхауэра, закон Парето и сильную мотивацию. Несмотря на сложные и страшные названия, действуют эти инструменты очень просто.
Матрица Эйзенхауэра
Разделите дела на четыре группы:
Это поможет бороться с прокрастинацией и грамотно расставить приоритеты. Принцип, по которому распределены дела, поможет определить место задачи в распорядке дня и количество времени, которое надо на эту задачу потратить.
Например, если в списке дел стоит подготовка важного доклада на вторник и дополнительное необязательное задание на пятницу, а сегодня понедельник, то важным и срочным делом будет доклад, а необязательное задание — неважным и несрочным. И даже если доклад делать уж очень не хочется, можно наглядно увидеть, что начать делать домашнюю работу нужно именно с него, а дополнительное задание можно выполнить и в другой день.
Представить матрицу Эйзенхауэра можно в виде четырех квадратов:
Чтобы такое распределение дел всегда было перед глазами и вошло в привычку, нарисуйте матрицу на доске и повесьте над рабочим столом — так можно будет корректировать изображение, дополнять список дел и убирать уже выполненное.
Закон Парето
Закон Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата. И в большинстве случаев это так. Конечно, стремление сделать домашнее задание идеально — похвально, однако стопроцентная скрупулезность требуется редко. Не стоит забывать, что цель домашней работы — закрепить и повторить пройденный материал.
Никто не ждет от ученика произведения искусства или внезапного открытия новой теоремы. Результат домашней работы — это аккуратная тетрадь с выполненным заданием и понимание новой темы.
Мотивация
Вспомните, как долго тянется время, если вам приходится заниматься тем, что делать совсем не хочется. То же происходит и с домашней работой. Если нет мотивации учиться, то любой будет откладывать выполнение заданий и всячески тянуть время. Попробуйте дать развернутый и аргументированный ответ на вопрос: «Зачем нужно учиться».
Полезные привычки
Часто мы теряем время, сами того не замечая. Например, отвлекаемся на социальные сети или телевизор, внезапно решаем убраться и всячески прокрастинируем, вместо того чтобы разобраться с задачей. Можно развить полезную привычку, экономящую время, и даже подключить к этому и родителей — все-таки личный пример неплохо вдохновляет.
Сделал дело, гуляй смело
После уроков всегда хочется отдохнуть, погулять, посмотреть телевизор, полистать TikTok, а вот делать домашние задания совсем не хочется. Привычка сначала расправляться со всеми делами, а потом уже отдыхать и заниматься тем, чем хочется, не только сэкономит время, но и послужит отличной мотивацией не отвлекаться и закончиться дела поскорее.
Метод «90 на 30»
Принцип 9 дел
Суть в следующем: вы ставите себе цель за день выполнить 9 дел — 1 большое, 3 средних и 5 небольших. Распределение усилий зависит только от вас, главное, чтобы к концу дня все 9 дел были выполнены. Пользуясь этим методом, можно постепенно научиться правильно распределять время и увеличивать продуктивность.
Привить навык можно, устроив семейное соревнование. Каждый вечер вы вместе придумываете 9 дел для каждого члена семьи на завтра и обсуждаете результаты прошедшего дня, делитесь впечатлениями, рассказываете, как удалось справиться со своим списком. Постепенно можно добавлять новые условия. К примеру, кто быстрее и качественнее выполнит свои задания, тот получит приз.
Дистанционные занятия
Одна из распространенных причин нехватки времени — это дорога в школу или на курсы, к репетиторам, на кружки. В пути тратится драгоценное время. Сегодня существует масса возможностей учиться, не выходя из дома. Онлайн-образование не только для взрослых, но и для детей быстро развивается и предлагает различные варианты занятий, где каждый найдет формат по душе. И речь идет далеко не только об онлайн-репетиторах.
Рынок дистанционных занятий предлагает уроки по языкам, предметам школьной программы, подготовке к экзаменам и по различным хобби. Особенно велик сегодня выбор школ, обучающих творческим профессиям: дизайну, анимации, фотографии, пиару.
Если хочется стать, например, гидом или программистом, шаг навстречу мечте можно сделать, не дожидаясь окончания школы. Онлайн-занятия помогут получить основы профессии, а заодно и понять, хочется ли дальше развиваться в этой сфере или стоит попробовать что-то еще.
Как выбрать подходящие занятия?
При этом популярность бренда школы не всегда гарантирует качество: вполне возможно, что выбранному направлению могут обучить за меньшую стоимость на не столь известной платформе.
Важна в обучении и связь с педагогом: когда мы учимся новому, поддержка наставника просто необходима, а потому выбор стоит делать в пользу курсов, позволяющих оперативно связаться с преподавателем, задать все интересующие вопросы и получить развернутый и понятный ответ и обратную связь по домашним и учебным работам.
Еще один фактор, который стоит учитывать при выборе платформы для дополнительного обучения — особенности восприятия. Каждый усваивает новое по-своему. Если важно, чтобы уроки не были привязаны к конкретному времени и их можно было «посетить» более одного раза, обратите внимание на курсы с видеоуроками в записи. Если же информация лучше усваивается в процессе онлайн-общения, выбирайте занятия, которые проходят в прямом эфире. При этом и здесь есть вариативность: уроки могут быть как индивидуальные, так и в группах.
Для тех, кто всерьез увлечен спортом, музыкой, танцами или другим хобби, много путешествует и хочет уделять своему увлечению гораздо больше времени, существуют общеобразовательные онлайн-школы. Учеба в таком формате экономит время не только на дорогу, но и на выполнение домашних заданий и вообще учебу.
Как школьнику все успевать?
Ксения Крашенинникова
Вопрос актуальный для всех возрастных и профессиональных категорий. Но мы, разумеется, проецируем эту вечную проблему (стоящую наравне с «быть или не быть?») на школьников. В фокусе – как готовиться к экзаменам и не тратить попусту время. В этой статье мы дадим несколько очень полезных советов, как школьнику все успевать.
Хочешь круто подготовится к ЕГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл. Мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!
Вопрос актуальный для всех возрастных и профессиональных категорий. Но мы, разумеется, проецируем эту вечную проблему (стоящую наравне с «быть или не быть?») на школьников. В фокусе – как готовиться к экзаменам и не тратить попусту время. В этой статье мы дадим вам несколько очень полезных советов.
1. Высыпайся
Заветное правило о сне в 7-8 часов выведено не случайно: ровно столько требуется организму, чтобы восстановиться после энергозатратного дня и быть в форме, пробудившись утром. Как водится, упадок сил, наваливающиеся депрессии и потеря работоспособности часто являются следствием сбитого режима и недосыпа.
2. Правильно питайся
Выспался? А теперь достань из холодильника свежие фрукты и овощи, крупы, молоко, мясо и приучи свое тело есть здоровую пищу 4-5 раз в день. Кроме того, что это скажется на твоей производительности решенных заданий, к тому же урегулирует график, а налаженный физический режим имеет прямую пропорциональность с интеллектуальным, что прекрасно помогает распределить время. И не забудь про стакан воды до завтрака, чтобы запустить процесс обмена веществ.
3. Списки списков
Заведи блокнот, в который собираешься выписывать все грядущие дела и приобрети привычку обращаться к нему каждый день. В идеале – утром и вечером, чтобы можно было наметить «программу» на завтра. Какое же блаженное чувство вычеркивать из этого списка дел все выполненные!
Кстати, один из замечательных способов охватывать большие объемы работ — перед сном подробно продумать все завтрашние заботы, которыми бы ты хотел заняться.
В итоге с самого утра ты заряжен на покорение вершин, и эта мотивация становится лейтмотивом всего дня.
4. Избавься от триггеров рассеянности
Пока работаешь – не отвлекайся. Разумеется, хочется скривить улыбку на этот совет в духе: «Ага, если сдаешь экзамен – сдавай на сто». Однако эта непростая задача решается волевым отключением от Вай-Фая/ доставанием батареек из пульта / временным удалением из соцсетей / отключением смартфона. Делаются эти болезненные процедуры не навсегда: выдели себе временную порцию в два/три часа и устрой информационный вакуум. Хотя бы от безделья работать да начнешь: замечали, как легко читается в поездах, где плохо ловит связь?
5. Вознаграждай себя за успех
Сделал быстро и качественно одно дело – попей чаю с вкусным пирожным, другое – посмотри ленту новостей в Фейсбуке, третье – отправляйся на прогулку и т.д.
6. Не топчись на одном месте
Люди, страдающие от перфекционизма, могут доводить себя до истерики в поисках только им понятного совершенства. Не стоит зацикливаться, если не идет задание битый час, и это высасывает из тебя все соки. Перейди к следующему, но возьми с себя обещание, что обязательно вернешься к тому, которое не получилось. Или вообще смени на какое-то время сферу деятельности – и потом со свежей головой в старое-доброе!
7. Не накапливай невыполненные дела
Забудь о фразе: «Сделаю завтра!». А вот и не сделаешь. Считай, что ты отправил это дело в чердак и оставил его там пылиться, не повредив при этом себя чувством вины. Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром» повторяла в самые морально тяжелые минуты своей жизни похожую фразу, чтобы навсегда забыть о текущей проблеме и лишний раз не переживать; давай не станем подражать ей, она всё-таки ЕГЭ не сдавала. Чтобы школьнику все успевать, возьми за правило все запланированное успевать закончить до наступления полуночи. А не успеешь – запиши это упущение в блокнотик, который ты уже завел, прочитав пункт три!
Домашние задания, кружки и секции: как все успеть после школы
Контроль за ребенком во второй половине дня. 6 советов
Жизнь обыкновенного школьника в будни состоит из трех частей: уроков, домашних заданий и той восхитительной части дня, когда уроки уже закончились, но мама еще не пришла с работы. Неизвестно почему, но факт остается фактом — ребенок так устроен, что умудряется максимально неэффективно использовать те несколько часов своей жизни, которые называются «второй половиной дня». Он не умеет планировать, у него слабая воля и мотивация к учебе, и он пока не может «чувствовать» время.
В эти часы досуга среднестатистический ребенок предается восхитительному ничегонеделанию, прерываемому изредка робкими попытками заняться уроками. Он стремительно одерживает верх над желанием разогреть обед, прежде чем его съесть, и с головой уходит в компьютер, не выныривая оттуда до вечера. В лучшем случае его вытаскивают во двор друзья.
Посреди рабочего дня почти в любом офисе можно встретить женщину, грозно рычащую в телефон: «А ты точно поел?» или «Если я приду, а уроки не сделаны. ». Женщина волнуется, поперек лба у нее пролегла морщинка. Она чувствует, что ее влияние на происходящее сейчас дома ничтожно мало. А ребенок, в свою очередь, понимает: мама далеко, а вечер еще нескоро. В результате его вторая половина дня (читай: половина школьной жизни) пропадает — он и не отдыхает толком, и не работает эффективно.
Вторая половина дня: список приоритетов
Как организовать ребенка, чтобы он все успевал и при этом оставался здоровым? Ведь с каждым годом детям задают все больше уроков, кружки и секции ужесточают правила отбора, а детский организм как требовал полноценного отдыха, так и продолжает его требовать.
Прежде всего, при организации второй половины дня следует разобраться с приоритетами: что, по вашему мнению, для ребенка важнее всего. К примеру, схема ценностей может быть такой:
Иная последовательность пунктов или появление в списке других предпочтений вовсе не говорят о том, что вы — плохой родитель. Просто у вас другие приоритеты, например спорт. Решать вам. Однако, записывая ребенка в детский кружок или на дополнительные занятия, вы не только делаете его жизнь более насыщенной и разнообразной — вы вычеркиваете из его жизни час или два, которые можно было бы потратить на игры и прогулки. Это важно помнить.
При планировании второй половины дня ребенка следует соблюдать правильную дозировку всех видов его деятельности. Он должен отдохнуть, позаниматься и выполнить несложную домашнюю работу. Но как вместить все это в один вечер? Составляя расписание, можно руководствоваться следующими пропорциями (они, конечно, приблизительны и во многом зависят от тех приоритетов, о которых мы говорили ранее, но все же многолетние наблюдения за детьми позволяют утверждать, что пропорции примерно таковы):
Обратите внимание: отдых и свободное время школьника в списке разнесены, поскольку это разные вещи. Отдых должен быть разнообразным и по-хорошему организованным: вам предстоит вместе с ребенком решить, как именно он будет отдыхать в понедельник, во вторник, в среду и так далее.
Но, несмотря на все это, примерно десять процентов времени должно уходить на то, что никак не регламентировано, — время свободной деятельности необходимо ребенку, чтобы перейти от одного процесса к другому, «забыть» про одно дело и начать другое. Временной люфт не просто необходим — он неизбежен. Даже если вы не оставите на него времени, он все равно появится, только при этом вы будете нервничать из-за того, что сын или дочь все никак не усядутся за уроки.
Домашние задания: почему трудно и долго
Многие родители вполне могут запротестовать: «Как же так? Мы каждый день до глубокой ночи делаем с детьми эти уроки, а вы говорите о каких-то жалких 25% времени!».
То, что на выполнение уроков в начальной школе уходит больше одного-полутора часов, говорит лишь о том, что они делаются неэффективно. Причин этому может быть несколько:
Как проконтролировать ребенка после школы
Пожалуй, самая сложная задача — добиться выполнения ребенком запланированного на день. Именно на этом этапе, как правило, и возникают проблемы. Какого-то общего решения тут нет — каждой семье придется выстраивать свою цепь компромиссов, наказаний и поощрений. Однако можно предложить несколько простых советов, которые помогут вам с ребенком организовать его день.
Если и это не работает
В моей педагогической практике мне довелось столкнуться с такой ситуацией: родители переложили всю заботу по организации второй половины дня ребенка на неработающую бабушку. На первый взгляд — решение логичное, ведь бабушка уже своих детей воспитала, так что и с внуком справится. Беда была в том, что бабушка не справлялась. Внук не слушался ее, поступал по-своему, учился из рук вон плохо.
Родители же не были готовы это признать и отказывались оставлять ребенка в школе на полный день, хотя такая возможность была. Все дело в том, что они приложили определенные усилия, чтобы решить проблему, и не хотели верить, что решение оказалось неверным, а усилия пошли прахом.
Очень важно понимать: недостаточно просто приложить усилия к тому, чтобы ребенок делал уроки. Важно, чтобы он на самом деле их делал. Поэтому если вы видите, что метод, изобретенный вами, не работает, значит, надо его менять. Чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли, можно руководствоваться следующими принципами:
«А как же самостоятельность? спросит иной родитель. Надо же дать ребенку возможность самому регламентировать свою жизнь. Ведь как научить человека водить машину, если не пускать его за руль?». Все это, конечно же, верно, однако даже самый смелый инструктор вряд ли доверит руль первокласснику. Если вы сможете продемонстрировать ребенку пример хорошо организованного дня и приучить его к порядку, то, когда ребенок отвоюет себе немного самостоятельности (а он обязательно отвоюет), эту самостоятельность он употребит во благо. Как в стихотворении Агнии Барто:
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки.
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно, по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.