Как ускорить лыжероллеры старт
Лыжероллеры для начинающих: экипировка, где кататься, с чего начать
Лыжникам и биатлонистам для поддержания хорошей формы надо тренироваться круглогодично. Лыжероллеры для спортсменов – прекрасная возможность не растерять физическую форму за летний период, улучшить технику и разнообразить тренировочный процесс.
В статье расскажем, как подготовиться к тренировке на лыжероллерах, где можно кататься и какие правила при этом соблюдать.
Что такое лыжероллеры
Лыжероллеры, они же роллеры, роликовые лыжи и лыжи на колёсах – средство для передвижения по твёрдой поверхности, имитирующее лыжи. На платформе с двух сторон закреплены колёса, которые за счёт подшипников обеспечивают движение.
Тренировки на лыжероллерах по функционалу очень близки к тренировкам на лыжах, здесь задействованы те же группы мышц – трицепсы, грудные, широчайшая мышца спины, дельтовидные. Также при катании на лыжероллерах в работу включены мышцы спины, пресса, ног.
Тренировки на роллерах развивают чувство баланса, улучшают устойчивость и стабилизацию.
Как подготовиться к тренировке
Комфорт и безопасность во время тренировки обеспечивается за счёт правильно подобранной экипировки и инвентаря. Благодаря высокому спросу и массовости, в магазинах достаточно широкий ассортимент товаров для лыжероллерного спорта.
Одежда
Старайтесь выбирать яркую одежду, лучше всего со светоотражающими элементами, так вас хорошо будет заметно. Не забудьте перчатки, отталкивание палками достаточно интенсивное, можно натереть мозоли на руках. Подойдут велоперчатки, они лёгкие и дышащие.
Если катаетесь неуверенно или вообще выходите в первый раз, наденьте закрытую одежду, это поможет в случае падений избежать лишних ссадин.
Шлем и защита
Шлем – обязательный элемент экипировки. Хорошо подойдёт велосипедный шлем. Плюс желательны очки – они защищают глаза от ветра, насекомых, пыли и солнечных лучей.
Помните, что вы катаетесь по жёсткой поверхности, скорость во время спусков может достигать 100 км/ч. Не пренебрегайте защитой. На первые тренировки надевайте наколенники и налокотники, так вы будете чувствовать себя увереннее и сможете предотвратить серьёзные травмы.
Инвентарь
Для тех, кто катался зимой на лыжах, необходимо приобрести лишь сами лыжероллеры и крепления к ним. На палках достаточно заменить штырёк, а ботинки можно использовать зимние.
Разберёмся в этом вопросе подробнее.
Виды лыжероллеров
Все лыжероллеры, как и беговые лыжи, делятся на классические, коньковые и комбинированные. Помимо этого, их можно разделить на тренировочные и скоростные.
Классические
У них длинная рама, больше 70 см, они небольшие по диаметру и широкие по профилю колеса – для лучшего сохранения бокового равновесия.
Источник: tracks-and-trails.com
У классических лыжероллеров есть специальный «храповой механизм», блокирующий вращение колёс назад, чтобы не было проскальзывания при толчке. Работа этого механизма постоянна и не зависит от техники катания.
«Коньковые»
Отличаются короткой рамой от 53 до 60 см и узкими колёсами большого диаметра. «Храповой механизм» отсутствует: роллеры едут назад так же хорошо, как и вперёд.
Есть модели с удлинённой рамой (62 см), считается, что такая рама более устойчива, но в то же время менее манёвренна на поворотах и спусках.
Комбинированные
У них промежуточная длина между двумя типами лыжероллеров и тот же механизм для предотвращения прокручивания колеса назад. Как и в случае с лыжами, «комби»-лыжероллеры универсальны, но при этом они не обладают всеми лучшими качествами каждого вида и не могут обеспечить хорошее катание двумя стилями сразу.
По назначению лыжероллеры бывают «для тренировок» и «для гонок».
Модели для тренировок
Максимально приближены к «зимнему» лыжному ходу. Ключевые особенности: оптимальное соотношение в колесе резины и полиуретана, снижающее вибрацию, хорошее сцепление с асфальтом в любую погоду. Такие колёса имеют цифровую нумерацию, проставляемую производителем, и делятся на три типа: стандартные, медленные и очень медленные.
Рама может быть композитная (карбоновая) и алюминиевая. Карбон лучше гасит вибрации и ближе по ощущениям к зимним лыжам, такая рама пружинит и создаёт эффект толчка. Алюминиевая рама подходит тяжёлым спортсменам, она более долговечна и проще в управлении.
Модели для гонок
Гоночные роллеры изготавливают с расчётом на максимальную скорость, их главное отличие – облегчённый вес. Для таких роллеров характерна жёсткая, короткая рама, обычно алюминиевая, которой легко толкаться, и колёса большого диаметра из полиуретана повышенной жёсткости, со скоростными подшипниками, иногда керамическими.
Чем жёстче колесо, тем выше скорость, но при этом сцепление с асфальтом может быть хуже. Поэтому у гоночных лыжероллеров есть классификация по жёсткости, соотносящаяся с цветом колёс.
Лайфхаки:
Подбор лыжероллеров происходит с учётом целей и задач спортсмена, его веса и роста. Выбирайте проверенного производителя и надёжного продавца.
Аксессуары для катания
Крепления
На лыжероллерах используются такие же крепления, что и на зимних беговых лыжах. Выбирайте систему NNN или SNS в зависимости от системы ваших ботинок.
Единственное отличие от лыж – установка креплений. Крепления на лыжи ставятся по точке баланса, а на роллеры их необходимо ставить немного ближе к пятке.
Палки
Для тренировок используются те же самые лыжные палки, что и зимой, только вместо зимних «лапок» с кольцом, которые не дают палке провалиться в снег, нужен твёрдый наконечник (штырёк).
Можно кататься и с зимними палками, но сцепление с асфальтом будет плохим, и наконечник быстро сотрётся. Летние штырьки делают из сплава повышенной прочности.
Источник: en-ze.hero.com
Учтите, что палки и наконечники бывают разного диаметра, выбирать нужно тот, что совпадает с диаметром вашей палки внизу. Можно приехать с палками в магазин, и вам подберут нужные по размеру наконечники.
Лайфхаки:
Ботинки
Они также представлены в трёх вариантах – для конькового хода, классического и комбинированного. Отличаются высотой голенища и гибкостью подошвы. Коньковые хорошо держат голеностоп, в классике эта фиксация лишняя.
В спортивных магазинах есть прекрасные лёгкие модели летних лыжных ботинок, в них ноге комфортно и не жарко. Несмотря на это, многие спортсмены продолжают тренироваться в зимних.
На лыжероллерах не такая хорошая устойчивость, как на лыжах, поэтому важно, чтобы ботинок не болтался. У некоторых коньковых моделей любительских ботинок гибкая подошва, новичкам это осложняет катание и повышает риск падения.
Лайфхак:
Где кататься
Каждый год в парках появляется всё больше и больше велолыжероллерных трасс, а также мест общего доступа, закрытых от проезда машин. Особенность катания в парках в том, что там гуляет много людей, не понимающих, какую опасность вы для них представляете, и зачастую мешающих тренировке.
В России не предусмотрена система наказания за прогулку в неположенном месте, ограничивающие знаки не останавливают бегунов, родителей с колясками и людей, выгуливающих животных. Поэтому необходимо быть крайне внимательными.
Для первых занятий подойдут равнинные участки трасс.
Источник: en-ze-hero.com
Основные требования к месту тренировки:
Правила катания
Начинать лучше с конькового стиля. Во-первых, коньковый ботинок хорошо держит голеностоп, а он в начале занятий ещё неокрепший. Во-вторых, коньковый ход тренирует мышцы-стабилизаторы, те, что отвечают за равновесие на лыжне.
Особенность катания на лыжероллерах в том, что на них очень сложно затормозить. Поэтому обучение стоит начать с основных способов торможения: плуг, переступание, поворот, съезд на обочину.
Отрабатывать способы торможения можно на равнине.
Как кататься безопасно
Мы собрали правила, по которым тренируются на лыжероллерах опытные спортсмены. Их необходимо соблюдать как любителям, так и атлетам со стажем:
Что делать в случае падения
Не расстраивайтесь и не выкидывайте инвентарь, каждый лыжник-профессионал за свою карьеру как минимум один раз жёстко падал на лыжероллерах. Это очень неприятно, асфальт твёрдый и шершавый, в лучшем случае вы повредите одежду и получите ссадины, в худшем возможны серьёзные травмы, если вы катились на большой скорости.
Промойте рану и поверхность вокруг раны, обработайте антисептиком, смажьте заживляющей мазью. Дома в аптечке у каждого должен быть лейкопластырь, ватные диски, мазь с антибиотиком. Если раны глубокие, лучше обратиться в травмпункт, там их перевяжут и сделают прививку от столбняка.
При правильном уходе ссадины заживают быстро, но на несколько дней лучше воздержаться от катания.
Памятка для начинающих
У новых роллеров подшипники могут притормаживать, а если они попали под дождь и потом плохо высохли, то заедать. На этот случай хорошо иметь баллистол или смазку. Носить с собой не обязательно, достаточно проверять дома.
Хорошее настроение и соблюдение этих несложных правил – всё, что вам нужно для приятной, эффективной работы. И пусть тренировки приносят только радость!
Способы старта в лыжероллерном спринте
В статье систематизированы и иллюстрированы способы старта в индивидуальном и длинном лыжероллерном спринте с учетом постановки ног, стойки тела и выбора толчковой ноги. Представлены факторы, влияющие на эффективность и результативность спринтерского старта. Показана динамика изменения стартовых позиций спринтеров на ЧР и ФКР 2006-2015 гг. С помощью дисперсионного анализа выявлены элементы позиционирования тела и ног на старте, которые дают преимущество в лыжероллерной спринтерской гонке.
Введение в Программу зимних Олимпийских игр спринтерских гонок (Солт-Лейк-Сити, 2002 г.) способствовало повышению зрелищности и эмоциональности соревнований [13, С.24, 15, C.17]. Соответственно в формате международных соревнований по лыжероллерам присутствуют индивидуальный, длинный и командный спринт [7, С.90].
Индивидуальным спринтом называют соревнования, которые начинаются с квалификации, проводимой в формате раздельного старта, после чего отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, проходящих формате забегов на выбывание [7, С.63].
Специфика лыжероллерного спринта имеет общие черты как с лыжным спринтом в области техники передвижения и правил соревнований, так и с беговым спринтом в аспекте анаэробных нагрузок и тактики прохождения дистанции. Особенность лыжероллерных спринтерских дисциплин заключается в проведении гонок в бесснежный период по жёсткому асфальтовому покрытию с более высокой скоростью, чем по снегу на лыжах, что обуславливает возрастание травмоопасности соревнований [13, С.413-414]. Поэтому особую актуальность приобретает научное обоснование эффективности методик выполнения элементов спринтерских движений в лыжероллерных гонках.
Специфика лыжероллерного спринтерского старта
В отличие от лыжного спринта стартовые действия в лыжероллерных соревнованиях приобретают особенную значимость для результата на дистанции 150-250 м. Этап старта в спринте состоит из фаз реакции и действия [26]. Время «стартового цикла» включает в себя время от стартового сигнала до первоначального отталкивания и выполнения нескольких первых шагов [20, P.37]. По мнению многих ученых именно от успешности действий на старте в значительной степени зависит конечный результат в спринте [1, С.22; 29, P.444; 18; 20, P.29; 22; 26; 36, P.83; 39, P.25;]. Для спринтера важна оптимальная интеграция и согласованность конкретных движений из стартовой позиции через отталкивание к стартовому ускорению, представляющих собой переход ациклического движения в циклическое [20, P.29; 21, P.105; 39, P.33].
Эффективность старта в спринте зависит от решения следующих задач:
Правила лыжероллерного спринтерского старта
Правилами заданы два отрезка «стартовой зоны» в финальных забегах лыжного спринта: 1) длиной 1 м между предстартовой и стартовой линиями [7, С.54]; 2) длиной 15 м после стартовой линии при использовании свободной техники передвижения [7, С.63].
В отличие от результатов других дистанций соревнований FIS, определяемых с точностью до 0,1 с, окончательный результат спринта фиксируется с точностью до 0,01 с, [7, С.56]. Столь высокая ценность каждой доли секунды, затраченной на преодоление дистанции, предопределяет важность проработки даже самых незначительных элементов техники лыжероллерного спринта.
Реакция спринтеров на стартовый сигнал
По данным британских ученых время слуховой реакции редко составляет менее 100 мс, но вследствие различий в индивидуальной чувствительности спортсменов их нервно-мышечная реакция на звуковой стартовый сигнал может составлять до 85 мс [27], а иногда и до 60 мс [38], что важно для обоснованной оценки оснований фальстарта. Традиционно в лыжероллерном спринте на этапе квалификации разрешается некоторое движение тела в стартовой позиции, так как результат рассчитывается по данным электронных ворот путем вычитания стартового времени из финишного. Однако, на этапе финальных забегов за движение любой части тела после команды «Внимание» судья может принять решение о дисквалификации спринтера в лыжероллерной гонке.
На Олимпийских играх и чемпионатах мира время стартовой реакции у спринтеров-бегунов на Олимпийских играх и чемпионатах мира статистически не различается независимо от длины трека [39, P.34], что свидетельствует о существующем высоком уровне подготовки стартовых движений спринтеров мирового класса. При этом в легкой атлетике время стартовой реакции систематически улучшается, как и результативность спринта [40], так время реакции на сигнал стартера входит в общий результат спринта.
Факторы, влияющие на эффективность спринтерского старта
Под эффективностью спринтерского старта понимают покидание исходной стартовой позиции с наименьшим временем [41, P.140], наибольшей скоростью и ускорением [31, 2015, С.140], приобретенным в начале дистанции, предопределяющими конечный результат гонки [21, P.103-104, 39, P.26].
Британскими учеными результативность спринтерского старта оценивается по результирующей горизонтальной силе, определяемой стартовой скоростью и временем, затраченным на достижение этой скорости [19].
Согласно результатам биомеханических исследований, для эффективного спринтерского старта важны следующие параметры: быстрое время реакции; оптимальное расположение стоп по отношению к стартовой линии; высота центра масс спринтера в стартовой позиции, стартовая скорость, импульс силы от отталкивания обеими ногами и палками [16, 20, 25, 32]. Можно присоединиться к мнению многочисленных исследователей спринтерского бега о том, что на эффективность старта существенно влияют техника движений, быстрота движений рук и ног, позиционирование стоп относительно друг друга, степень выпрямления ног, угловая ориентация рук, распределение веса, приближение центра масс к стартовой линии, время и сила отталкивания, взрывная сила, стартовая скорость и последующее ускорение [24; 34; 41, P.139].
Время от возникновения до завершения усилия стартового толчка у элитных беговых спринтеров составляет 5% от общего времени 100-метрового спринта [29, P.445], что сопоставимо с показателями лыжероллерного спринта. По данным Михайловского С.П. на эффективность действий лыжников-спринтеров влияют скорость, время и максимальная сила отталкивания руками, угол голень-стопа опорной ноги [11, С.21].
Все эти параметры взаимосвязаны и обусловлены регуляцией ЦНС, двигательными навыками, дыхательной способностью, энергетическими процессами, функциональными возможностями, генетическими особенностями, индивидуальным морфологическим строением и структурой мышц спортсмена [21, 30; 34; 39].
На реализацию усилий, технику и результативность спринта влияют такие внешние факторы, как особенности инвентаря [9], качество и влажность дорожного покрытия [8, С.169; 10, С.157], сопротивления воздуха [16, 34].
Достижение максимально возможного усилия для движения из статичной позы обусловлено выбором оптимального расположения тела спортсмена перед стартом. Даже в беговом спринте, несмотря на многолетние продолжающиеся поиски наиболее эффективного стартового положения тела спортсменов, до сих пор не сложился единый подход к решению этого вопроса [12, С.35].
Техника движений в лыжероллерном спринтерском старте
Техника лыжного спринта отличается относительно высокой частотой шагов (более 150 ш/мин) при сохранении или уменьшении их длины, которые позволяют повысить соревновательную скорость [13, С.174].
Если в 1988 г. специалисты относили к «стартовому варианту» передвижения на лыжах одновременный одношажный ход [6, C.32], то в настоящее время на старте в лыжном классическом спринте используют попеременный двухшажный классический ход с места, который переходит на одновременный бесшажный ход [2, С.259, 4, С.145] и затем для ускорения на одновременный бесшажный классический ход с подъемом на носки [4, С.145; 13, С.187;]. Более квалифицированные лыжники-спринтеры чаще используют одновременный бесшажный ход с подниманием на носки и при махе руками могут на мгновение оказаться в прыжкообразном полёте за счёт инерции разгибания туловища [13, С.203]. Однако, в настоящее время в лыжероллерном спринте не используется классический стиль.
По мнению А.С. Двоскина, при свободном стиле передвижения лыжниками-спринтерами на стартовом отрезке используется одновременный двухшажный коньковый ход, переходящий затем в одновременный одношажный коньковый ход [4, С.145]. Прирост скорости при стартовом ускорении достигается за счёт резкого увеличения частоты движений без заметного уменьшения силы отталкивания руками и ногами [13, С.193]. Увеличение наклона палки во второй половине отталкивания способствует возрастанию горизонтальной составляющей усилия толчка [13, С.189]. По сравнению с лыжниками-стайерами лыжники-спринтеры на 16% быстрее отталкиваются руками, в голеностопном суставе опорной ноги имеют на 18% более острый угол [11, С.21], продолжительность и протяженность цикла лыжного хода сокращается, а частота движений увеличивается в среднем на 23-40% [5, С.94].
Для достижения предельной скорости лыжники-спринтеры в фазе маха ставят лыжу в направлении движения, а затем за счет резкого распрямления ноги в момент максимального выпрямления тела слегка отрываются от земли и переставляют лыжу, направляя ее в новом направлении для совершения отталкивания внутренним ребром [15, C.78].
В результате проведенного анализа видеограмм лыжероллерных спринтерских стартов в 2009-2016 гг. установлено, что в качестве стартового варианта спринтерской лыжероллерной техники первоначально был принят одновременный двушажный (подъемный) ход, который переходил в одновременный одношажный ход и затем в одновременный двушажный (равнинный). Однако, учитывая негативное влияние на скорость каждого перехода хода в настоящее время лыжероллисты-спринтеры пришли к целесообразности исключения лишнего перехода хода и после старта одновременным одношажным ходом переходят на одновременный двушажный (равнинный) на основном отрезке дистанции.
Техника на стартовом этапе лыжероллерного спринта отличается определенной спецификой:
Общая характеристика спринтерской стартовой позиции
Эффективность многих видов спортивной деятельности в значительной степени определяется позой, предваряющей движение [3, С.63].
В лыжном спорте под «стартовым положением» понимают исходное, занимаемое до принятия основной стойки с ногами, слегка согнутыми в коленных суставах, наклоненным вперед туловищем и округленной спиной, опущенными плечами [14, C.86-87].
«Стартовую позицию» спринтера принято характеризовать высотой центра масс, расстоянием между передней и задней стопами, параметрами стойки, а «стартовые действия» – силой отталкивания, длиной первого шага, скоростью и высотой центра масс на первых трех метрах, стартовым ускорением в первые десять шагов, соотношением длины и частоты шагов [21, P.103-104].
Под «стартовой позицией» в лыжероллерном спринте понимаем особенности постановки лыжероллеров относительно друг друга и стартовой линии, расположение толчковой ноги и принятие определенной стойки тела в ожидании стартового сигнала.
Стартовое усилие при первоначальном отталкивании
Уровень горизонтальной составляющей стартовой силы предопределяет результат спринтерской гонки [18, 25, 34], так как влияет на развиваемые скорость и ускорение. Канадскими учеными утверждается, что в основе дифференцирования элитных спринтеров от остальных лежит продолжительность пикового усилия отталкивания на стартовом этапе [23, P.142.]. Результаты кинематического анализа спринтерского старта показывают, что от максимизации приложенной силы отталкивания, расположения центра масс спортсмена и оптимизации постановки ног зависит увеличение результирующей двигательной силы [41, P.140].
При решении сложной двигательной задачи стартовых действий возникает вопрос, что полезнее: сократить время отталкивания в момент старта для улучшения временного результата или увеличить силу толчка, нужного для ускорения, не взирая на его продолжительность. По мнению британских ученых, увеличение длительности стартового отталкивания неблагоприятно сказывается на временном результате спринта [18]. В то время как некоторые американские специалисты считают, что прикладываемые толчковые усилия спринтера на старте имеют большее влияние на результат, чем быстрота стартового отталкивания [36, P.84]. Сокращение длительности отталкивания ухудшает силовые показатели, однако, с позиции биомеханики, целесообразно в минимально короткий срок придать телу толчком максимально возможный импульс силы. Улучшение координации рук и ног для максимизации результирующей горизонтальной силы является основным резервами совершенствования стартовых действий [34].
Оптимальная стартовая позиция должна обеспечивать усилие, необходимое для обеспечения скорейшего продвижения по дистанции после первых шагов [26]. Следует отметить, что позиционирование лыжероллиста на старте определяет величину как толкающей, так и тормозящей силы, не менее важной для статической устойчивости спортсмена.
Особенности позиционирования ног на старте
Важность выбора расстояния между стопами в «стартовой позиции» для успешности гонки предопределена влиянием на длительность развития силы отталкивания [24, 41], стартовую скорость и ускорение [21, 25, 29, 41]. В результате изучения различных комбинаций расположения передних и задних стоп на старте установлена значимая взаимосвязь между их расположением относительно друг друга и стартовой линией, генерацией силы и временем спринта [22, 33], что обусловлено возможностью увеличения стартовой скорости.
По ширине лыжероллеры располагают по вертикальной проекции тазовых костей. При отдалении лыжероллеров от стартовой линии и друг от друга на старте создается больший толчковый импульс благодаря удлинению рычага силы отталкивания [41, P.146]. С другой стороны, близость к стартовой линии позволяет сократить общую дистанцию перемещения тела [41, P.140], чем улучшает временной результат гонки. Большинство исследователей считают зависимость перемещения, скорости и ускорения спринтеров от времени высоко индивидуализированной.
Повышению эффективности биомеханики стартовых шагов и в целом локомоций спринтера способствует увеличения угла выпрямления бедра и уменьшения угла сгибания голеностопного сустава в стартовой позиции [18, 26], так как увеличение скорости голени в момент отталкивания сокращает продолжительность стартового толчка, повышает горизонтальную силу и скорость [30, P.161]. В процессе старта задняя нога претерпевает большую амплитуду движения, в то время как толчковая нога обеспечивает проприоцептивное восприятие, координацию движений [29, P.449] и сохранение равновесия на нестабильной поверхности после старта. Таким образом, расположение лыжероллеров относительно друг друга и стартовой линии, а также позиционирование толчковой ноги играют важную роль на стартовом этапе.
По мнению французских ученых, улучшение синхронизации между верхними и нижними конечностями в момент старта увеличивает эффективность стартового отталкивания [42], а их дальнейшая согласованность – эффективность передвижения по дистанции [34]. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что достижение максимальной стартовой скорости напрямую зависит от оптимизации положения тела в стартовой позиции и особенно позиционирования лыжероллеров в фазе первоначального отталкивания.
Особенности позиционирования тела спортсмена на старте
По данным кинетических исследований различных наклонов туловища в стартовой позиции, рост результативности спринта происходит за счет приращения горизонтального перемещения центра масс спортсмена на старте, а расположение стоп позади центра масс создает дополнительный момент гравитационной силы [18, 41]. Перераспределение веса спринтера вперед помогает началу движения, так как приближает его центр масс к стартовой линии, чем ориентирует вперед вектор результирующей двигательной силы. Голландскими учеными рекомендуется для сохранения устойчивости в стартовой позиции при отталкивании располагать центр масс тела над передней частью впередистоящего лыжероллера [28].
Известно, что в беговом спринте общепризнана наиболее эффективной на старте низкая стойка. У высокой стартовой стойки не менее долгая история, так, южноафриканцем Паулем Нэшем мировые рекорды в беговом спринте на 100 м поставлены с использованием высокой стартовой стойки [36, P.86].
В стартовой позиции наклон туловища вперед, как правило, приводит к увеличению как вертикальной, так и горизонтальной силы, и соответственно стартовой скорости [22]. По мнению американских специалистов, с увеличением степени наклона туловища вперед происходит нежелательное возрастание вертикальной составляющей скорости на старте [41, P.145], а высокая стойка позволяет стартовать быстрее [36, P.83, 85]. В то же время австралийские исследователи считают, что большой наклон тела оказывает положительное влияние на скорость разгона, так как усиливают горизонтальный движущий импульс [25]. Итальянские ученые считают, что на временной результат спринтерской гонки влияет не столько стартовый наклон туловища, сколько надлежащее выполнение действий при переходе из стартовой в основную стойку [17]. Кинестетическое восприятие идеальности положения своего тела в стартовой позиции оказывает положительное психологическое влияние на результат выступлений в индивидуальном спринте [37].
По команде «Внимание» cпринтер слегка перемещает плечи вперед, что приводит к перераспределению веса и снижению устойчивости, поэтому в таком положении трудно находиться продолжительное время. Высокая стартовая стойка обеспечивает более высокое расположение центра масс и лучшую устойчивость на нестабильной платформе, в ней движения сразу приобретают циклический характер, что более эффективно для техники хода. Поэтому совершенствование техники старта из высокой стойки может повысить результативность спринта.
Важно отметить, что для самых выдающихся спортсменов может быть характерна индивидуальная оригинальная двигательная техника.
Методы и организация исследования
Использованы методы анализа и обобщения научных литературных данных в области спринтерских гонок в легкой атлетике, лыжном и лыжероллерном спорте. В ходе исследования применялись методы группировки, классификации и кодирования экспериментальных данных, научной абстракции и прогнозирования. В качестве субъектов исследования были выбраны участники национальных лыжероллерных соревнований по индивидуальному спринту в категории «мужчины». Проведен структурно-кинематический анализ стартов лыжероллерных гонок на дистанциях индивидуального спринта по видеограммам и фотоотчетам с чемпионатов и Финалов Кубка России (ЧР и ФКР соответственно) с 2006 по 2015 гг. Выделены и систематизированы основные характеристики стартовых позиций в лыжероллерном спринте, изучена частота их встречаемости на соревнованиях национального уровня за последние 10 лет.
Для анализа полученных экспериментальных данных применялись методы математической статистики и теории вероятностей, включая дисперсионный анализ. Для проверки выдвинутых гипотез использовали следующие критерии: классический критерий точного вычисления ошибки первого рода (с использованием комбинаторных формул), критерии для нормальных распределений, t-критерий Стьюдента. Для расчета уровня значимости статистических критериев использованы программы на языке Visual Basic для MS Excel и Statsoft.
Результаты и их обсуждение
В результате проведенного анализа двигательной активности на стартовом этапе в лыжероллерном спринте установлено, что в отличие от лыжного спорта в исходной статичной стартовой позиции спортсмену необходимо обеспечить не только устойчивость на нестабильной платформе, но и упор для первоначального толчкового усилия.
К 2006 г. наиболее популярной спринтерской стартовой позицией была «параллельная постановка ног» (рисунок 1.1), к недостаткам которой можно отнести большую амплитуду маха для первого шага и необходимость дополнительного поворота тела к направлению основного движения спринтерской гонки. Несколько реже встречалась «Т-образная постановка ног с толчковой ногой позади» (рисунок 1.3). К недостаткам данной позиции можно отнести увеличение общей дистанции из-за удаленного на шаг назад расположения тела. Кроме того, в этой стартовой позиции лыжероллист находится на полкорпуса сзади остальных, что негативно сказывается на предстартовом психологическом настрое.
1.2.
3.
Рисунок 1 – Способы постановки ног в стартовых позициях лыжероллерного спринта: 1) параллельная; 2) Т-образная с толчковой ногой впереди; 3) Т-образная с толчковой ногой позади
В 2009 г. для лыжероллерного индивидуального спринта Андреем Меликовым была разработана и апробирована «Т-образная постановка ног с толчковой ногой впереди» на старте (рисунок 1.2). Спецификой предложенной стартовой позиции является расположение переднего лыжероллера в упоре как можно ближе к стартовой линии/ воротам и под минимально возможным углом (практически параллельно), тем самым сокращая общую дистанцию, ориентируя мах сзади стоящей ноги в направлении гонки и соответственно обеспечивая цикличность движений с первого шага. В дальнейшем предложенная стартовая позиция стала использоваться в спринте широким кругом лыжероллистов.
Выявлено, что основными структурными элементами стартовой позиции в лыжероллерном спринте являются: постановка ног относительно друг друга и стартовой линии / ворот, угловая ориентация тела и характеристика толчковой ноги (рисунок 2). Для упрощения классификации исходного положения тела спортсмена на старте лыжероллерного спринта введем кодирование. Предложено использовать код, состоящий из трех цифр. Способ постановки ног обозначен первой цифрой в коде: Х. __. __. Угловая ориентация тела в пространстве обозначена второй цифрой в коде: __. Х. __. Характеристика толчковой ноги обозначена третьей цифрой в коде: __. __. Х. С помощью классификации приведённой на рисунке 2 легко обозначить исходное положение на старте с помощью трех или двух цифр. Зеленые стрелки отражают переход на следующий уровень классификации, синие стрелки отражают возможные сочетания для каждого уровня.
Рисунок 2 – Классификация и кодирование стартовых позиций в лыжероллерном спринте
Целью проводимого экспериментального исследования стало изучение влияния основных характеристик стартовой позиции в лыжероллерном спринте на успешность гонки (см. рисунок 2).
В качестве критерия успешности соревнований в индивидуальном спринте выбрано достижение спортсменом относительно более высокого места.
Для изучения эффективности первого анализируемого параметра «Постановка ног» ограничиваем выборку результатов соревнований периодом с 2009 по 2015 гг., в котором спортсмены применяли все исследуемые способы постановки ног на старте (рисунок 3).
Рисунок 3 – Распределение различных способов постановки ног в стартовой позиции индивидуального лыжероллерного спринта на ЧР и ФКР в 2006-2015 гг.
Число спортсменов, применяющих «второй» способ постановки ног на старте (рисунок 1.2), составило суммарно 20 участников за 7 лет (2009-2015 гг.). Для проведения статистического анализа рассчитана сумма мест, занятых этими участниками соревнований, значение которой равно 85. При этом общее количество результатов в рассматриваемых соревнованиях составило 112 (по 16 квалификационных мест за 7 лет).
1) У способов постановки ног на старте отсутствует корреляция с успешностью выступления.
2) Выбор спортсменами способа постановки ног на старте не зависит от их успешности.
3) Выбор способа постановки ног на старте спортсмены осуществляют независимо друг от друга.
Исходя из результатов анализа экспериментальных данных, можно предположить, что распределение различных способов постановки ног на старте является приближенно нормальным и независимым, поэтому для определения значимости влияния «второго» способа постановки ног на успешность гонки первоначально выбран «t-критерий для независимых (не связанных) выборок» (таблица 1).
Статистическая оценка значимости влияния «второго» способа стартовой постановки ног на успешность спринтерской гонки по t-критерию