Как усилить убедительность речи
Убедительность речи: как убедить человека?
Убеждение – не относится к запрещенным тактикам, таких как манипуляциям. Убеждение – это воздействие на других людей методом воздействия к их собственному здравому смыслу. Убеждение сводится к тому, чтобы предъявить обоснованные аргументы, основанные на фактах или логических аргументах. И уже на основе этих убеждений привести собеседеника к своей точке зрения или получить от него то, что ты хочешь. При этом создаются новые психологические установки или преобразуются старые убеждения в соответствии с твоей целью.
Самый эффективный способ научиться говорить убедительно — это постоянно практиковаться. При этом тренинги убедительного общения могут лишь немного помочь. Но наиболее действенным способом стать более убедительным — это постоянная практика. Пытайся отстаивать свою точку зрения, не соглашайся с тем, с чем не согласен, приводи аргументы. Ниже несколько советов о том, как сделать свою речь и самого себя более убедительным.
Как убедить человека
Уверенность в собственных идеяих
Главный принцип, убедительной речи заключается в том, что ты должен быть уверен на 100% в собственной правоте. Если ты сам не уверен в чем-то, то тебе будет сложно убедить в этом другого человека. Неважно, о каких именно обстоятельствах идет речь. Убеждай других в гармонии с собой. Если ты действительно уверен, что ты объективно прав, а кто-то другой не прав — то стоит предъявить аргументы, настаивать на своем и проявлять последовательное упорство.
Уверенность в своих идеях — играет основную роль в твоей способности убедить другого человека. И вообще, уверенность в себе — один из мощных факторов успеха.
Постановка грамотной речи
Четкая речь без слов-паразитов, лаконичная и структурированная — это мощный рычаг влияния на других людей. Как ты убедишь другого человека, если пока не умеешь излагать свои мысли? Тут стоит обратить внимание на приемы риторики, постановки голоса, а также на структуру самого выступления.
Часто встречается рекомендация структурировать свое выступление:
Предъявить доказательства чтобы быть убедительным
В основном люди ведут себя рационально (хотя не всегда так). Поэтому нужно им предъявлять конкретные доказательства вашей правоты или того, что вы хотите им предложить. Эти доводы должны склонить собеседника или аудиторию к вашей точке зрения. От наличия веских аргументов во многом зависит убедительность всей речи.
Ваши доводы должны быть весомыми — они должны быть легко проверяемы и основательными. Из какого источника вы взяли ту или информацию? Являются ли эти источники достоверными и свежими?
Подача информации с оглядкой на установки аудитории, чтобы ее убедить
Установки — это предубеждения людей или группы. Некоторые люди априори считают что-то плохим или наоборот испытывают позитив к событиям, предметам, людям или явлениям. Зная, что человек думает о той или иной сущности, можно его с большей вероятностью в чем-то убедить. Собирай информацию о своей аудитории. Например, некоторые люди могут враждебно относиться ко всем предпринимателям, другие люди могут иметь нейтральную позицию или быть позитивно настроенными к бизнесу. При этом принципиально несогласных людей вряд ли удастся полностью переубедить, но можно пошатнуть их установки и запустить мысли, которые потом пустят корни. Умеренно несогласных можно переубедить разумными объектиынми доводами. Нейтрально настроенных людей без своей точки зрения можно убедить в своей позиции, но нужно предоставить достаточно качественной информации, чтобы собеседникам нормально «зашла» ваша позиция. Им нужно помочь понять суть дела, а уже после призывать к действиям. Кроме того, нейтрально настроенных людей нужно заинтересовать.
Найди истинную мотивацию
Разные люди мотивированы по-разному. Соответственно, для кого-то значение имеет только материальная мотивация, другие люди могут ставить во главу угла что-то другое. Поняв то, чем руководствуется твой собеседние — ты поймешь как убедить человека в своей позиции. Поищите про пирамиду Маслоу. Для человека важно не только иметь не только еду, жилье, деньги, но и чувствовать себя защищенным, социально значимым, быть полезным другим людям и так далее. Однако последовательность и приоритетность этих потребностей у каждого человека выражена по-своему.
Что еще поможет быть убедительным
Я не очень сильно верю в приемы риторики. Однако, важно обратить внимание на интонацию, а также качество самой речи. Слова-паразиты и матерные слова никого не красят. Также нужно следить за обратной связью. Важным качеством человека является умение слушать собеседника. Смотрите подробнее про коммуникативное общение. Очень полезное упражнение — это записать свой голос на диктофон или видеокамеру (все это есть в любом более-менее приличном смартфоне), а потом попытаться все это прослушать. Вам сразу станут очевидны многие косяки речи, которые впоследствии можно будет исправить. Это могут быть проблемы с интонацией, дикцией или темпом речи. Порой крайне полезно послушать себя со стороны. Развивай словарный запас учись четко и ясно формуилировать мысли, избегай чрезмерной многословности и ты сможешь сделать свою речь убедительной.
Убедительная речь или как говорить красиво и убедительно
Психология убеждения – это, в первую очередь, убедительная речь. Не зря древнегреческие мудрецы уделяли львиную долю времени ораторскому мастерству. Умея четко излагать свои мысли, вы добьетесь желаемого результата в любой деятельности. Как сделать речь грамотной и красивой – расскажем в статье.
Убедительная речь
Искусство риторики зародилось в Древней Греции. Тогда искусство убеждать было фактором выживания: обвиняемый на суде вынужден был защищать себя сам. Греки нанимали дорогостоящих репетиторов, чтоб познать тонкости софистики. Сегодня в этом нет необходимости. Благодаря интернету, мы можем узнать сами, как сделать речь грамотной и красивой.
Зачем развивать речь
Речь – основной способ коммуникации между людьми. При помощи слов мы решаем насущные проблемы и конфликты. Человек с красивой речью может заболтать любого. Преимущества, которые дает нам убедительная речь:
Тонкости убедительной речи
Убедительная речь – это, в первую очередь, аргументированные доводы. Часто люди прибегают к ложным аргументам. Они приводят собеседника в замешательство, унижают его и подрывают его авторитет. Если человек действует не по своей воле, а под давлением или принуждением, это не приведет к хорошему результату в долгосрочной перспективе.
5 ошибочных доводов, которые оттолкнут оппонента
В деловых и межличностных отношениях нечестные уловки кажутся хорошей идеей. Но только на первый взгляд. О том, как врать убедительно расскажем немного позже. Сперва ознакомьтесь с основными логическими ошибками и способами их избежать.
Апеллирование к ложной авторитетности
«Авторитетный человек поступал так же. Значит, и мы должны так делать».
Логическая ошибка – приводить в пример человека, некомпетентного в области спора. Например, бабушки заставляют внуков есть на завтрак овсянку, при этом говорят:
«Овсянку каждое утро ест королева Великобритании на завтрак. И ты будешь есть».
Разве королева Великобритании – специалист диетологии? Было бы уместнее рассказать ребенку о полезных свойствах каши, помочь ему увидеть выгоду:
«Каша очень полезна и питательна, помогает организму стать лучше. Будешь кушать кашу – станешь самым сильным среди ребят» – пример правильного довода.
Ложная причина
Не всегда удается правильно установить причинно-следственную связь. Неправильно, когда ложная причина фигурирует в качестве довода.
«У тебя ничего не получается, потому что ты недостаточно стараешься! Работай усерднее!»
Вместо этого лучше сказать:
«Давай вместе поразмыслим, почему проект провалился. Так мы избежим провала в будущем».
А ты на себя посмотри!
Эта логическая ошибка часто выскакивает в неформальном общении. Вот пример:
– Ты не умеешь считать деньги и покупаешь всякую ерунду!
Вместо обоюдных обвинений лучше было ответить так:
«В этом месяце я купил необходимые вещи для семьи: (перечисление). Пойдем со мной за покупками, и ты увидишь, насколько выросли цены в магазине».
Обращение к большинству
«Так считают все наши коллеги. Вы что, держите нас за дураков?»
Когда-то люди верили, что плоскую землю держат киты. От всеобщей веры утверждение не становилось правдой. Толпа заблуждается и заблуждается часто. Вместо этого, скажите:
«Я уважаю ваше мнение. Давайте устроим совещание, чтоб вы могли аргументировать свою точку зрения, а я высказал свою. Примем решение путем голосования».
Переход на личности
«Твоя точка зрения не заслуживает внимания, потому что ты не учился в университете».
Подтекст: «Ты недостаточно умен и образован, чтоб выдвигать своё жалкое мнение». Инициативность показывает неравнодушие человека, это надо поощрять, а не губить. Любое мнение заслуживает внимания. Правильно говорить так:
«Да, тут я с тобой согласен. Но вот здесь ты не прав, потому что…».
Всегда подкрепляйте свои доводы фактами. Так ваша речь будет казаться более убедительной
Убедительная речь и стоп-слова
Сведение стоп-слов к минимуму добавит решительности, вызовет доверие. Как говорить уверенно и убедительно, избегая запрещенных слов:
Запомните: не отрицайте всё. Если хотите, чтоб было по-вашему, сначала похвалите человека за усердие, идею и т. п. После вносите свои коррективы.
Главное правило убеждения
Вся суть убеждения сводится к одному: вам нужно показать человеку, что ваше предложение ему выгодно. Если вы сможете в красках расписать выгоду для собеседника, считайте успех в ваших руках.
Дело усложняется, когда вы хотите убедить собеседника в убыточном или невыгодном предложении. Тогда в ход идет психология внушения и убеждения. Подробнее о воздействии на собеседника можно почитать в статье «Психологическое воздействие»
Убедительная речь: как соврать так, чтоб собеседник не заметил
Убедительность речи ложь не красит, если её много. Лучше сделать акцент на правде и опустить неприятные подробности. Но иногда это необходимо. Что эффективно соврать, вам нужно поверить в собственную ложь, стать ее частью.
Вам отказали? Вашу ложь посчитали слишком наигранной? Развернулись и ушли. Собеседник ждет того момента, пока вы начнете умолять его: тогда он займет доминирующую позицию. Если вы резко уйдете, не вступая в словесные стычки, ваши шансы на победу возрастут.
Важные мелочи, гарантирующие успех
Следите за невербальными сигналами собеседника, указывающими на готовность пойти навстречу:
Если ваш оппонент выражает большинство из этих сигналов – он готов с вами согласиться.
А вот эти сигналы свидетельствуют о неодобрении собеседника:
Когда человек находится в закрытой позе, дайте ему что-то в руки, отвлеките внимание на себя. Покажите ему документ, график, презентацию. Поделитесь шоколадкой – это расположит к себе. После этого приступаем к плану, как говорить убедительно и красиво.
Убеждай и воздействуй
Если собеседник не настроен положительно, вам нужно переманить его на свою сторону. Психология влияния и убедительная речь предлагают нам несколько уловок, чтоб быстрее расположить человека к себе.
Как быть убедительным на переговорах:
Как сделать речь четкой и внятной
Немаловажную роль играет дикция человека. Правильная дикция редко бывает врожденной, поэтому её нужно тренировать:
Убедительный человек – человек, владеющий языковыми навыками на 100%.
Полезная литература о психологии убеждения
Для закрепления материала, мы советуем вам почитать литературу по психологии влияния на досуге. Список хороших книг:
Помните, что убедительная речь – залог успеха в семье и на работе. Домохозяйке, бизнесмену, офисному клерку и даже фрилансеру навыки психологии внушения будут одинаково полезны.
Урок 3. Ораторские приемы
Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.
Содержание:
Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей зрительского восприятия. Чтобы лучше донести информацию до слушателей, сделать ее более понятной и хорошо организованной, используйте следующие приемы и правила риторики.
Пример, подобность и сравнение
Сравнение, наверное, является основным, самым базовым приемом ораторского искусства. Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.
Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти.
Кроме обычного сравнения существуют также его отдельные формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации.
Если же вы хотите украсить свою речь образами, но испытываете определенные трудности в продуцировании нужной образности, рекомендуем вам ознакомиться со специальным уроком на нашем сайте, направленным на развитие ассоциативного мышления, а также потренироваться разгадывать друдлы.
В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями.
Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование). Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет.
Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.
Повтор
В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение – это важнейший принцип запоминания информации. В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект.
Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Можно выделить следующие виды повторов:
✔ | Дословный повтор. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей. |
✔ | Варьируемый повтор. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной. |
✔ | Расширенный повтор (разъяснение или рекурсия) – повтор уже произнесенной мысли с включением в нее новых слов для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями. |
✔ | Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы. |
Однако весь арсенал этими приемами не исчерпывается.
Другие приемы
Здесь рассмотрим целый комплекс разных приемов.
Иносказание
Иносказание (аллегория) – это воплощение явления (идеи, мыслей) в наглядном образе. Например, в речи «I have a dream» Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию:
«Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».
Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия. Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи. Аллегория – это достаточно сложный прием в риторике и требует если не особого мастерства оратора, то уж наверняка хорошей подготовки.
Призыв
Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию. Использование призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации.
Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору. Мы, например, призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, изучая материалы на сайте 4brain.ru, и тогда уже через месяц вы сможете почувствовать прогресс.
Хиазм
Перекрещивание (хиазм) – это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны». Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»:
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов.
Цитирование
Если вы считаете, что ваши аргументы недостаточно убедительны, или вы еще не заполучили доверие публики, то уместным будет подкрепить свое выступление цитатами признанных лидеров. К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ленина, чей авторитет был беспрекословен.
Однако важно цитировать правильно, желательно дословно, чтобы не исказить мысль первоисточника. Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами (это называется парафраза). О том, как лучше запоминать цитаты, читайте в одном из следующих уроков.
Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.
Антитеза
Антитеза (противопоставление) – это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других – все».
Намек
Использование этого риторического приема оправдано, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые, несомненно, смогут понять, на что вы намекаете. Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль. Вот один из примеров намека: Барак Обама, обладатель одной очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств.
В данном случае намек заключается в том, что Нобелевская премия МИРА, которая, как известно, была присуждена американскому президенту, не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут. Чтобы избежать прямого обвинения Барака Обамы в невыполнении обещанных миротворческих мер напрямую, в данной фразе был использован намек на «одну очень крупную премию».
Гипербола
Проще говоря, это преувеличение. Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно.
Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.
Вставка
Вставкой называется специальное замечание, которое делается, на первый взгляд, мимоходом. Тем не менее, такие замечания могут придавать сильный оттенок сказанному и изменять восприятие слушателей в нужную сторону. Например, для того, чтобы приобщить публику к важной проблеме, о которой ведется речь, можно всего лишь вставить в вашу речь простую и понятную всем фразу: «но не мне вам это говорить…»
Так высказывание «сегодня в нашей стране мы часто сталкиваемся с коррупцией, но не мне вам об этом говорить…» не оставит в вашей аудитории людей, равнодушных к поднятой вами проблеме, привлечет к ней самое пристальное внимание слушателей.
Риторические вопросы
Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует аккуратно. Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется. Например, вопрос «неужели так трудно тратить 20 минут в день на саморазвитие?», не всегда будет однозначно иметь отрицательный ответ, однако это немаловероятно.
Предуведомление
Предуведомление помогает настроить аудиторию на внимательное прослушивание подготовленной вами речи. Важно заставить публику с нетерпением ожидать вашего выступления, с самого начала посеяв интерес к тому, о чем вы собираетесь говорить. Это как трейлер в кино с интересными моментами, после которого зритель остается в предвкушении просмотра фильма целиком.
В данном случае в начале вашей речи выигрышно будет звучать, к примеру, фраза «возможно, вы будете удивлены, тому, о чем я вам сейчас расскажу…». Такое начало заставит аудиторию с любопытством прислушиваться к каждому вашему слову.
Промедление
Промедление можно использовать для разогрева интереса слушателей после поступившего им предуведомления. Так мы еще больше усиливаем любопытство слушателей тем, что не сразу выкладываем все карты на стол. Промедлением оратор обрекает слушателя на томление и тем самым нагнетает напряжение внимания по ходу выступления, чтобы подать публике кульминацию своей речи в наиболее подходящий момент.
Повышение напряжения
Усиление внимания слушателей – это умелое оперирование целым набором сложных приемов, который свидетельствует о высоком уровне ораторского мастерства выступающего. Эффект повышения напряжения обычно достигается с помощью использования в комплексе предуведомления и промедления, а также при помощи аллегорий, намеков и других риторических техник. Повышению напряжения также способствуют повторения.
Неожиданность
Чтобы в нужный момент усилить внимание слушателей, оратор может использовать слова и действия, которых от него никто не ожидает. К примеру, знаменитый Бисмарк застал слушателей врасплох, высказавшись наполовину: «Я тоже за отмену смертной казни», и сделав заметную паузу, продолжил: «Но я за то, чтобы начало положил убийца!». Подобные приемы хороши, когда их используют дозировано и уместно, иначе эффект неожиданности может сгладиться.
И напоследок вкратце рассмотрим фрейминг и софизмы.
Фрейминг
Очень важным в ораторском искусстве является умение по-разному преподносить слушателям один и тот же материал в зависимости от собственных целей и объективных обстоятельств. Одна из наиболее эффективных методик обрамления содержания речи на сегодняшний день – это фрейминг, который, между прочим, известен как важный составляющий элемент нейролингвистического программирования.
Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.Одной из самых популярных концепций фрейминга, является концепция Роберта Дилтса – «фокусы языка». Автор считает, что любую фразу и мысль можно рассматривать по-разному. Дилтс нашел 14 различных способов изменить фокус восприятия. Подробнее об использовании фрейминга и фокусов языка читайте в одном из уроков по развитию творческого мышления на сайте 4brain.ru.
Софизмы
Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.
Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас. Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала.
Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями. А еще рекомендуем пройти кейс про Стива Джобса.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.