Как управлять вертолетом робинсон

Управление вертолетом.

Здравствуйте!

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Взлет МИ-8 в зоне воздушной подушки.

Мы с Вами уже выяснили как, в принципе, управляется вертолет, и как работает автомат перекоса. А сегодня внесем некоторую ясность в вопрос о том, какую роль во всем этом играет пилот. Какие даны ему органы управления для решения вобщем-то непростой задачи, каковой является управление вертолетом

С самолетом все более-менее понятно. У него есть две самостоятельные системы: система управления самолетом (собственно управление рулями и элеронами) и система управления двигателем. И органы в кабине экипажа в количестве трех штук 🙂 : ручка управления самолетом (РУС), ручка управления двигателем (РУД), и педали для управления рулем направления. Как в этом плане обстоят дела у вертолета?…

Начнем с того, что определим более конкретно типы управления вертолетом.

Что такое « шаг-газ ». Дело в том, что угол установки лопастей несущего винта (общий шаг) и обороты двигателя связаны. Ведь если увеличить угол, то возрастет величина аэродинамических сил, действующих на лопасти. Увеличивается и подъемная сила, и сила сопротивления. Винт, как говорят, нагружается. Двигатель, находясь на определенном уровне мощности не может «обслужить» возросшую нагрузку и может начать терять обороты. Тяга винта, соответственно, может уменьшиться.

Чтобы этого не происходило, была придумана система шаг-газ, которая одновременно с увеличением угла установки лопастей подает команду в топливную автоматику на увеличение оборотов (то есть «увеличиваешь шаг – даешь газ» и наоборот), тем самым исключая падение мощности двигателя.

Теперь о том, что у нас в кабине. У пилота есть собственно две ручки управления вертолетом.

Первая – ручка управления циклическим шагом винта (или просто ручка управления вертолетом). Она самолетного типа, расположена перед креслом пилота, и с ее помощью осуществляется продольное и поперечное управление вертолетом. От нее через специальную систему тяг и качалок воздействие передается на тарелку автомата перекоса, которая, в свою очередь, определяет циклический угол установки лопастей.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Системы управления циклическим и общим шагом винта.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Кабина вертолета. Хорошо видны спаренные ручки управления и ручки шаг-газ.

Вторая – ручка управления общим шагом винта или, как ее еще называют « ручка шаг-газ ». Эта ручка обычно расположена слева от кресла пилота и перемещается вертикально вверх-вниз. С ее помощью осуществляется вертикальное управление путем одновременного воздействия на автомат перекоса и систему изменения оборотов двигателя. Обычно обороты двигателя меняются на первой трети перемещения ручки, далее уже меняется только общий шаг винта.

Отдельно от шага винта мощность двигателя может меняться только в небольших пределах для необходимой корректировки. Для этого на ручке шаг-газ существует специальный корректор ( обычно что-то типа поворотного кольца).

На схеме под номерами: 1 — ручка управления циклическим шагом; 2 — ручка шаг-газ; 3 — автомат перекоса; 4 — агрегат системы управления двигателем.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Система управления шагом рулевого винта.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Кабина вертолета. Хорошо видны ручка управления и правая педаль.

При использовании всех описанных органов управления вертолетом, этот аппарат превращается в маневренную машину с довольно широкими возможностями.

Чуть-чуть подробнее о режиме взлета. Существует два способа взлета. Первый – « по вертолетному ». В этом случае вертолет взлетает вертикально с кратковременным зависанием на высоте 1,5-2 метров (контрольное висение), после чего производится разгон с набором высоты. Второй – «по самолетному». При этом вертолет разгоняется на земле, набирает скорость отрыва и взлетает с последующим набором высоты и скорости.

Способ взлета выбирается в зависимости от состояния самого аппарата и от внешних условий. Определяющим в этом плане является запас мощности двигателя, что вполне понятно :-). Этот запас, в свою очередь, зависит от массы вертолета (точнее взлетной массы) и от таких параметров состояния атмосферы, влияющих на параметры работы двигателя и несущего винта, как местное давление воздуха, температура и влажность (влияющие на плотность воздуха).

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Взлет по вертолетному.

Кроме того на выбор способа взлета влияет размер и состояние поверхности площадки, на которой находится вертолет, наличие каких-либо препятствий по курсу взлета и обязательно направление и сила ветра у земли.

Чем выше барометрическая высота места взлета (ниже давление), чем выше температура и влажность воздуха, а также чем ниже скорость встречного ветра, тем ниже запас мощности двигателя, и тем ниже должна быть взлетная масса вертолета.

Воздух, отбрасываемый несущим винтом вниз тормозится у земли и образует как бы поддерживающую аппарат подушку. Такое может происходить обычно на совсем малом расстоянии от земной поверхности. Считается, что для вертолета это явление можно принимать во внимание, если расстояние от земли до плоскости вращения винта равно радиусу винта (или меньше). В этом случае прирост подъемной силы составляет 10-15%.

Первый случай выбирается тогда, когда взлетная площадка имеет ограниченные размеры и окружена высокими препятствиями, а также если она имеет сильное запыление или покрыта свежевыпавшим снегом. Режим работы двигателя при таком взлете – максимальный то есть запаса по мощности нет.

Это самый напряженный режим взлета, а при отказе двигателя (одного из двигателей) безопасная посадка не гарантирована. Вертикальный подъем должен осуществляться до высоты обеспечения прохода над препятствиями с превышением не менее 5 метров.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Взлет вне зоны воздушной подушки с площадки, ограниченной препятствиями.

Разгон по наклонной траектории может быть использован на такой же площадке, но с высотой препятствий до 5 метров. Запас мощности при таком взлете должен обеспечивать одновременный разгон с набором высоты. Должна быть гарантирована безопасная посадка в случае отказа двигателя (одного из двигателей).

Взлет с разгоном в зоне воздушной подушки – самый распространенный способ взлета. Он обычно производится с аэродромов (вертодромов), имеющих открытые подходы. При этом двигатель работает обычно на номинальном режиме, то есть имеется запас мощности для необходимого, в случае чего :-), маневрирования. Вертолет после контрольного висения разгоняется вдоль земли с углом тангажа на пикирование в 10-15 º (иной раз и больше, и это очень эффектно :-)) и далее переходит в набор высоты. Этот взлет, кстати, – самое распространенное из того, что мы видим в кино.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Взлет по самолетному.

Вот так вкратце о возможностях взлета. О других рабочих (а также аварийных и специальных) режимах полета поговорим в следующих статьях и по пожеланиям трудящихся :-).

В конце статьи помещаю ролик, который уже есть в моей статье о турбовальном двигателе. Для сегодняшней статьи он подходит как нельзя лучше :-). Взлет с разгоном в зоне воздушной подушки. Правда не совсем типичный, а с применением еще одного элемента под названием шик, граничащий с воздушным хулиганством. Однако ведь до чего ж эффектно выглядит! :-). Летчик… Снимаю шляпу…

В довершении еще ролик « О том как летает вертолет». Последний, к сожалению, на английском языке. Но кое-какие полезные моменты с точки зрения управления в нем можно понять и так и они неплохо показаны. К сожалению более приемлемого материала в этот раз не нашел 🙁 …

Источник

Как управлять вертолетом робинсон

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Направление взгляда на висении

Для того чтобы заметить отклонения вертолета относительно земной поверхности, необходимо научиться управлять своим взглядом в зависимости оттого, что происходит с вертолетом, или от того, какое действие с вертолетом вы хотите выполнить.
Высоту висения можно определить, только глядя на землю, по объемному восприятию предметов, расположенных на ней. Изменение высоты можно определить как по изменению объемной величины предметов на земле, так и по скорости кажущегося перемещения земной поверхности. Это кажущееся движение земли происходит потому, что при удалении вертолета от земли часть земной поверхности, находящаяся до этого в поле зрения, закрывается фюзеляжем (как бы движется под вертолет), а при снижении земля как бы «растекается» из-под вертолета во все стороны.
Для выдерживания определенной высоты висения необходимо пользоваться как объемным восприятием, так и эффектом видимого смещения земли, причем последний служит сигналом для того, чтобы сосредоточить свое внимание на объемном восприятии расстояния до земной поверхности. Кроме того, по скорости смещения земной поверхности можно судить и о вертикальной скорости, с которой изменяется высота висения.
Перемещение вертолета относительно места висения можно заметить, если смотреть на 10-15 м впереди вертолета. Но заметить возникновение кренов, которые являются причиной всех перемещений вертолета, при таком направлении взгляда в начале обучения почти невозможно.
Учиться замечать образование кренов, вслед за которыми образуются смещения, легче и лучше глядя на естественный горизонт и сопоставляя с ним и с плоскостью земли, расположенной ближе к горизонту, перемещение видимых частей остекления кабины.
Естественно, чем быстрее летчик заметит кренение в самом начале его, тем быстрее он устранит его ручкой управления и не допустит смещения.
Приступая к освоению режима висения над землей, Вы встречаетесь с необходимостью непрерывно воспринимать своим зрением через остекление кабины вертолета целый ряд изменяющихся ситуаций: изменение высоты, направления и места висения. Это заставляет в начале вывозной программы менять фокусировку и направление своего взгляда, чтобы успеть заметить возникновение отклонений в самом начале их появления и успеть устранить их точными и сложными по координации движениями.
Поэтому, осваивая висение, необходимо приближать взгляд ближе к вертолету, когда надо лучше видеть землю (для выдерживания высоты), и переносить его дальше от вертолета, когда надо лучше видеть большую площадь земли и горизонт для выдерживания направления и устранения изменения положения вертолета по крену и тангажу.
При таком переключении внимания легче заметить как изменение высоты и направления, так и изменение положения вертолета по крену и тангажу.
С приобретением твердых навыков по распределению и переключению внимания появляется способность замечать все отклонения вертолета по малому участку местности, находящемуся в непосредственной близости от вертолета 10-15м, имея в поле зрения более удаленные ориентиры.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Выдерживание места висения

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Выдерживание направления висения

Сохраняя заданное место, вы должны сохранять направление на выбранный ориентир. Основной причиной разворотов вертолета относительно вертикальной оси является наличие реактивного момента несущего винта, величина которого меняется при движении рычага «шаг-газ». Хотя движение рычага «шаг-газ» на висении и происходит в очень малом диапазоне, но и оно приводит к значительным разворотам вертолета, которые вы должны парировать своевременным отклонением педалей.
Несмотря на то что причиной разворотов является движение рычага «шаг-газ», нельзя пытаться удержать или исправить направление висения движением этого рычага, так как это приведет к изменению высоты полета (особенно быстро вертолет теряет высоту).
Определить наличие разворотов можно по угловому перемещению носовой части вертолета относительно земли и остекления кабины относительно ориентира. При этом, чем дальше расположен ориентир, тем больше его линейное перемещение (ориентир как бы уходит влево или вправо относительно остекления кабины).
Из-за реактивного момента несущего винта вертолет энергично разворачивается вправо и неохотно влево. Чтобы выполнить правый разворот, нужно лишь ослабить нажим на левую педаль, а для левого разворота приходится значительно отклонять левую педаль вперед.
Линейная величина перемещения педалей для прекращения разворота зависит от угловой скорости разворота вертолета.
Работа педалями влияет на сохранение высоты висения: отклонение левой педали приводит к потере высоты, отклонение правой к набору.
Любое изменение высоты вызывает необходимость действовать рычагом «шаг-газ», что в свою очередь приводит к разворотам, которые нужно устранять педалями, а это опять приводит к изменению высоты.
Избавиться от такой зависимости нельзя, т. е. действия пилота по сохранению направления меняют высоту висения, и наоборот, действия пилота по сохранению высоты висения меняют направление. Но чем короче и своевременнее движения педалей, тем на меньшую величину развернется вертолет и меньше изменится высота висения. Несмотря на взаимовлияния педалей и рычага «шаг-газ», направление надо сохранять или менять только педалями, высоту висения только рычагом «шаг-газ», место висения только ручкой управления.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Выдерживание постоянной высоты висения

Выдерживание постоянной высоты висения целесообразно отрабатывать после того, как вы уже научились сохранять ручкой управления пространственное положение вертолета, а педалями направление висения.
Как и все остальные элементы, высота висения все время меняется. Причинами изменения высоты, кроме действия рычагом «шаг-газ» и педалями, являются действия ручкой управления, изменение скорости и направления ветра.
Для выдерживания заданной высоты вы должны своевременно заметить ее изменение, определить величину и скорость изменения высоты.
Противодействовать изменению высоты нужно движением рычага «шаг-газ», причем величина и темп движения рычагом «шаг-газ» зависят от своевременности действий летчика и вертикальной скорости.
Нередко из-за неправильного распределения внимания можно принять опускание носа вертолета или поднятие его за изменение высоты висения. Это приводит к ошибочным действиям рычагом «шаг-газ», что в свою очередь ведет к разбалансировке вертолёта.
При изменении высоты висения положение остекления кабины относительно земной поверхности не меняется.
После того, как вы научитесь висеть без кренов и разворотов, и выдерживать постоянную высоту висения 3-4м, можно приступать к отработке снижения и набора высоты в диапазоне 2-3м.
Во время изменения высоты вы должны устранять развороты, крены и перемещения, добиваясь строго вертикального снижения и набора высоты с постоянной вертикальной скоростью. Вертикальную скорость снижения или набора нужно создавать почти неощутимыми движениями рычага «шаг-газ», обращая внимание на запаздывание реакции вертолета при изменении мощности двигателей.
Изменение высоты можно отрабатывать с промежуточными зависаниями и без них, но нужно помнить, что любое изменение вертикальной скорости тут же нарушает равновесие вертолета и требует дополнительных действий рычагами управления.
При затруднениях в сохранении вертикальности снижения и набора высоты изменение высоты можно начать отрабатывать со смещением вперед.
В процессе отработки элементов висения вы постепенно научитесь определять высоту визуально. Для определения высоты висения нельзя смотреть в кабину на приборы. Взгляд не должен быть сосредоточен на какой-то точке, расположенной на земле, а должен скользить по земле, охватывая определенный овал, место которого меняется в зависимости от места и высоты висения вертолета.
Несколько сложнее определять изменение высоты, когда вертолет одновременно смещается вперед или назад, т.е. эффект движения земли от изменения высоты скрадывается реальным перемещением вертолета относительно земли. В этом случае расстояние до земли определяется объемным восприятием ее.
В процессе полетов на висении у вас вырабатывается зрительная намять на объемное восприятие определенных предметов на земле (величина и вид травяного покрова, флажков и т. д.), по размерам которых вы можете судить о расстоянии до земли.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Отделение вертолета от земли

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Выполняя устойчивое зависание вертолета над местом приземления, необходимо смотреть на землю на 20-30 м впереди вертолета. Затем начать снижение незначительным, плавным движением рычага «шаг-газ» вниз, плавным нажимом ручки управления предупредить создание крена и изменение угла тангажа, а нажимом на соответствующую педаль предупредить разворот вертолета.
Далее выдерживать постоянную вертикальную скорости снижения. При снижении с постоянной вертикальной скоростью, по мере приближения вертолета к земле, вертикальная скорость снижения постепенно уменьшается, вследствие усиливающегося влияния воздушной подушки. Для сохранения постоянной вертикальной скорости пилот должен рычагом «шаг-газ» как бы «продавливать» эту подушку, в противном случае вертолет самопроизвольно может прекратить снижение.
Перед приземлением вертолет стремится опустить нос и сместиться вперед. Для предупреждения этого ручку управления придерживать на себя. Если перед приземлением возникают перемещения или колебания вертолета, снижение прекратить, набрать высоту 2-3 м, устранить крены и перемещения и плавно повторить снижение.
После касания шасси земли взгляд от земли не отрывать. Если при плавном движении рычага «шаг-газ» вниз возникают крены, уменьшение шага прекратить, набрать высоту 2-3 м и повторить посадку в другом месте.
Вам необязательно знать, сколько метров или сантиметров осталось до земли. Вы можете смотреть значительно дальше от вертолета, разделив видимое расстояние от вертолета до горизонта примерно пополам. Тогда вы будете отчетливо видеть горизонт и своевременно сможет заметить начало кренения и своевременно устранить его, не упустив при этом направление. Вам целесообразно вообразить, что вы выполняете приземление не с высоты 2-3м, а с высоты 10-20 метров, т.е. вам придется снижаться очень долго, и успех его приземления будет зависеть от постоянства вертикальной скорости снижения. Приземление в этом случае получится неожиданным для вас.
Если вы встречаете затруднение в выполнении вертикального приземления, то целесообразно начать обучение приземлению с незначительной поступательной скоростью вперед (вертолет при этом более устойчив).

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Самым сложным можно считать перемещение назад. Перед смещением назад осмотреться и убедиться в отсутствии препятствий сзади вертолета, а затем плавно отклонить ручку управления на себя. С началом движения назад вертолет стремится к снижению и опусканию хвостовой балки, поэтому для сохранения высоты необходимо плавно увеличить шаг несущего винта и движением ручки управления от себя не допустить большого опускания хвостовой балки. Направление при смещении назад удерживать по ориентиру, намеченному впереди вертолета.
Для прекращения смещения назад необходимо плавно отклонить ручку управления от себя и, как только вертолет начнет останавливаться, возвратить ее в нейтральное положение, не допуская излишнего опускания носа вертолета; увеличением шага несущего винта выдержать заданную высоту.
При перемещении назад высоту, направление, скорость и расстояние определять, глядя вперед и периодически в сторону. Больше всего ошибок при смещении назад возникает в момент, когда вы поворачиваете голову в сторону, определяя расстояние, оставшееся до прекращения перемещения. Приступая к отработке смещения назад, целесообразно не поворачивать голову в сторону, а высоту, скорость и направление определять прежним способом. В дальнейшем после освоения перемещения назад определять расстояние, чтобы не выйти за границу квадрата, периодически поворачивая голову в сторону.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Перемещения в стороны.

Начиная перемещение в сторону, нецелесообразно создавать большой крен, так как это вызовет слишком большую скорость перемещения, которую придется гасить созданием противоположного крена. Кроме того, создание большого крена приводит к снижению вертолета, что требует значительного увеличения мощности двигателей для сохранения высоты перемещения.
При большой скорости перемещения хвостовая балка, как флюгер, стремится развернуть вертолет носом по движению, и вам приходится дачей противоположной педали парировать этот разворачивающий момент. Перед любым перемещением в сторону и в процессе его вы должны периодически смотреть и направлении перемещения, чтобы видеть, на какое расстояние вам еще надо переместиться, туда ли вы перемещаетесь. В остальном распределение внимания такое же, как и на висении, т. е. вы постоянно контролируете расстояние до земли, направление на ориентир, и положение вертолета относительно земли.
При боковых перемещениях для парирования флюгерного момента хвостовой балки приходится давать педаль, противоположную перемещению. Чем больше скорость перемещения, тем большее усилие необходимо прилагать на противоположную педаль для выдерживания направления. Поэтому боковые перемещения лучше и легче выполнять с небольшой скоростью относительно земли не более скорости быстро идущего человека.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Развороты на 90, 180 и 360°

Для выполнения разворота необходимо:
— осмотреться и наметить ориентир для вывода из разворота;
— плавным отклонением педали в сторону желаемого разворота ввести вертолет в разворот, удерживая его от смещения отклонением ручки управления против ветра; величина отклонения ручки управления должна быть такой, чтобы вертолет не имел смешений от места висения.
Для прекращения разворота за 10-15° до ориентира плавно отклонить педаль в сторону, противоположную развороту, уменьшая скорость углового вращения с таким расчетом, чтобы вывод из разворота был закончен в направлении на ориентир. Угловую скорость вращения контролировать в процессе разворота по земле.
Распределение внимания при выполнении разворотов на висении:
— положение остекления кабины вертолета относительно земли;
— угловая скорость вращения;
— сохранение высоты и места разворота;
— плавность движения рычагами управления (особенно педалями);
— определение момента вывода вертолета из разворота.
Работу винтомоторной группы контролировать на слух.

Особенности выполнения разворотов на висении:
— при левом развороте приходится прилагать значительное усилие па левую педаль, чтобы преодолеть реактивный момент несущего винта;
— при правом развороте приходится просто ослаблять усилие на левую педаль;
— при левом развороте вертолет стремится потерять высоту и опустить нос;
— при правом развороте вертолет стремится набрать высоту и поднять нос.

Выполнение разворотов на 180° отличается от разворота на 90° только продолжительностью цикла и направлением вывода из разворота. Сложность в том, что наметить ориентир вывода сзади нельзя, поэтому вы определяете направление вывода или по пространственному вращению вертолета, или как при развороте два раза под 90°. При развороте в исходное положение ориентиры не намечаются, так как вы запоминаете первоначальное направление.
Выполнение разворотов на 360° отличается от разворота на 180° лишь продолжительностью выполнения и тем, что курсанту более длительное время приходится сохранять угловую скорость разворота, место и высоту висения постоянными и не намечается ориентир для вывода, так как вертолет за полный оборот возвращается в исходное положение.
Наличие ветра значительно усложняет технику выполнения разворотов на висении, так как ветер сносит вертолет относительно места висения и вы вынуждены для сохранения места висения удерживать ручку управления против ветра (в процессе разворота на 360° ручка как бы совершает круговое движение в сторону, противоположную развороту).
Кроме того, при развороте на 60° и более до 180° вертолет стремится опустить нос и уменьшить угловую скорость вращения, а от 210-240° и далее при неизменном положении ручки поднять нос и увеличить угловую скорость вращения.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Ошибки и методы исправления.

При отделении вертолета от земли.

1. Вертолет разворачивается влево или вправо.
Причины:
— неправильное распределение внимания (неправильно направлен взгляд, не замечаются отклонения вертолета);
— не координированные движения рычагом «шаг-газ» и педалями;
— энергичные движения рычагом «шаг-газ», несвоевременные действия ручкой управления и педалями при отклонениях вертолета.
Ваши действия при появлении данного отклонения:
— замедлить или прекратить дальнейшее взятие рычага «шаг-газ»;
— плавным отклонением педали в сторону, противоположную развороту, прекратить дальнейший разворот вертолета;
— проконтролировать правильность направления взгляда на землю;
— плавными отклонениями педалей установить вертолет в первоначальное положение по направлению.

2. Вертолет отделяется со смещением назад, вперед или в стороны.
Причины:
— слишком энергичное взятие рычага «шаг-газ»;
— не координированные или несвоевременные действия органами управления при отклонениях вертолета.
Ваши действия при появлении данных отклонений:
При смешении вертолета назад или вперед в момент отделения, прекратить дальнейшее взятие рычага «шаг-газ», а отклонением ручки управления в противоположную сторону устранить смещение вертолета и более плавно продолжить взятие рычага «шаг-газ»;
При появлении смещения назад или вперед на висении необходимо отклонением ручки управления в противоположную сторону прекратить смещение;
При появлении тенденции вертолета к накренению влево (вправо) в момент отделения необходимо прекратить взятие рычага «шаг-газ», а ручку управления отклонить в сторону, противоположную накренению, и устранить появившееся отклонение вертолета, после чего продолжить увеличение шага несущего винта;
При появлении смещения влево (вправо) после отделения вертолета от земли отклонением ручки управления в сторону, противоположную направлению смещения, устранить его.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Ошибки и методы исправления.

1. Не выдерживание направления.
Причины:
— не намечается ориентир для выдерживания направления;
— не координируемые действия рычагом «шаг-газ» и педалями.
При возникновении данного отклонения рекомендуется плавной дачей педали в противоположную сторону возвратить вертолет в первоначальное положение по направлению (на выбранный ориентир).

2. Не выдерживание заданной высоты.
Причины:
— неправильно направлен взгляд на землю;
— допускаются слишком энергичные или длинные движения рычагом «шаг-газ»;
— не замечается плавное изменение высоты;
— излишняя напряженность в полете.
При появлении данного отклонения рекомендуется уменьшением или увеличением шага несущего винта восстановить заданную высоту, при этом направление выдерживать педалями.

3. Не выдерживается место висения.
Причины:
— не намечается характерный ориентир на земле
— не замечается плавное смещение вертолета.
При появлении смещения отклонением ручки управления в сторону, противоположную смещению, прекратить дальнейшее перемещение вертолета. После прекращения смещения вертолета ручкой управления возвратить вертолет в первоначальное место и продолжить висение.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Ошибки и методы исправления.

1. Не выдерживание высоты.
Причины:
— неправильное распределение внимания (не правильно направлен взгляд на землю, не замечаются плавные изменения высоты);
— несвоевременные или длинные движения рычагом «шаг-газ»;
— не учитывается изменение расстояния до земли при изменении положения остекления кабины относительно горизонта.
При появлении данного отклонения необходимо уменьшением или увеличением шага несущего винта изменить высоту до заданной, удерживая при этом направление педалями. Учитывать, что при смещении назад с подъемом носа вертолета кажется, что вертолет набирает высоту, а при опускании носа, что вертолет снижается.

2. Большая скорость перемещения.
Причины:
— неумение определять скорость перемещения по земле;
— излишнее отклонение ручки управления в сторону перемещения;
— не учитывается скорость и направление ветра.
Если замечено, что скорость движения велика, уменьшением крена или наклона «носа» уменьшить ее, выдерживая при этом заданную высоту рычагом «шаг-газ», а направление педалями.

3. Невыдерживание направления движения.
Причины:
— не намечается ориентир или не контролируется направление движения вертолета на него;
— не точно отклоняется ручка управления в сторону движения (не точно создается крен в сторону движения);
— не учитывается снос вертолета при ветре.
Невыдерживание направления движения во время перемещений исправляется плавным отклонением ручки управления в соответствующую сторону.

4. Невыдерживание курса вертолета.
Причины:
— не намечается ориентир или не контролируется направление вертолета на него;
— не координированные или очень длинные движения рычагом «шаг-газ», педалями и ручкой управления;
— не учитывается стремление вертолета развернуться в сторону движения при боковых перемещениях.
Невыдерживание курса вертолета во время перемещений исправляется плавным отклонением соответствующей педали.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Ошибки и методы исправления.

1. Невыдерживание заданной высоты.
Причины:
— неправильное распределение внимания;
— не учитывается перераспределение мощности на несущий и рулевой винты при выполнении разворотов;
— длинные движения рычагом «шаг-газ».
При появлении данного отклонения необходимо уменьшением или увеличением шага несущего винта изменить высоту до заданной.

2. Большая или неравномерная угловая скорость вращения.
Причины:
— допускаются энергичные и длинные движения педалями;
— не учитывается влияние ветра на угловую скорость вращения вертолета в процессе разворота.
При увеличении угловой скорости вращения более заданной необходимо плавным отклонением педали в сторону, противоположную вращению, уменьшить ее до заданной.

3. Невыдерживание места разворота.
Причины:
— неправильно распределяется внимание;
— не учитывается снос вертолета;
— несоразмерные движения ручкой управления.
Заметив смещение вертолета относительно места разворота, прекратить его соответствующим отклонением ручки управления в сторону, обратную смещению.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Ошибки и методы исправления.

1. Невыдерживание направления.
Причины:
— не намечается ориентир для выдерживания направления;
— не координированные действия рычагом «шаг-газ» и педалями.
При возникновении данного отклонения рекомендуется плавной дачей педали в противоположную сторону вернуть вертолет в первоначальное положение по направлению (на выбранный ориентир), при отклонении более 20°, взятием рычага «шаг-газ» вверх прекратить дальнейшее снижение. После прекращения разворота и смещения продолжить снижение вертолета.

3. Грубое приземление.
Причины:
— велика скорость снижения:
— приземление вертолета с креном или смещением;
Чтобы избежать данного отклонения, не допускать большой скорости вертикального снижения, и снижения вертолета с перемещениями и кренами.

4. После приземления вертолет разворачивается.
Причины:
— чрезмерно энергичный сброс рычага «шаг-газ» вниз;
— вертолет не удерживается от разворота отклонением педали при опускании рычага «шаг-газ».
При возникновении данного отклонения парировать разворот вертолета дачей соответствующей педали.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Меры безопасности при полетах на висении:

1. Перед отделением вертолета от земли проверить:
— работу силовой установки и систем по приборам;
— нет ли посторонних предметов вблизи вертолета и в полосе взлета;
— находится ли коррекция рычага «шаг-газ» в крайнем максимальном положении.

2. При выполнении отделения вертолета от земли, зависания и приземления:
— не допускать резкой работы рычагом «шаг-газ» и органами управления;
— отделение вертолета от земли и приземление выполнять против ветра;
— не допускать отделения вертолета от земли и приземления со смещением назад и в сторону;
— не допускать большую вертикальную скорость снижения при приземлении.

3. При выполнении висения:
— не ставить рычаг «шаг-газ» на стопор;
— перемещения у земли выполнять на скорости не более скорости быстро идущего человека;
— развороты на висении выполнять с постоянной угловой скоростью;
При выполнении полетов в квадрате не выходить за его пределы.

Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть фото Как управлять вертолетом робинсон. Смотреть картинку Как управлять вертолетом робинсон. Картинка про Как управлять вертолетом робинсон. Фото Как управлять вертолетом робинсон

Установить вертолет против ветра, еще раз убедиться в том, что обороты 101-102%, проверить показания приборов; наметить ориентир для взлета.
Далее обратить внимание на ведение осмотрительности, для чего:
— осмотреть воздушное пространство и убедиться, что нет вертолетов и других препятствий в полосе взлета;
— проверить, нет ли вертолетов, уходящих на второй круг и подходящих к первому развороту.
— запросить у руководителя полетов разрешение на взлет.
Отделение вертолета от земли аналогично отделению в квадрате. Зависнув на высоте 2-3 м, удерживая вертолет от разворотов и кренов, плавным увеличением шага несущего винта с одновременным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет в поступательное движение, удерживая его от разворота отклонением педали и не допуская большого опускания носа и снижения вертолета.
Ваш взгляд в начале разгона скорости должен быть направлен на 15-20 м вперед, чтобы непрерывно можно было контролировать расстояние до земли. О направлении движения в первой половине разгона скорости вы должны судить только по набеганию земли. Убедившись, что вертолет в процессе разгона плавно уходит от земли, вы можете перемести взгляд дальше вперед, чтобы в поле зрения одновременно с восприятием движения земли были выбранный ориентир и естественный горизонт.
По достижении скорости 30-40 км/ч и более вам приходится больше уделять внимания выдерживанию направления и созданного угла наклона, так как вертолет стремится накрениться и поднять нос (по причине завала конуса).
Во второй половине разгона вы должны кратковременным переносом взгляда в кабину проконтролировать давление на всасывании и величину поступательной скорости.
Разгон производить до скорости 60 узлов.
Необходимо иметь в виду, что направление взгляда на разгоне, зависит в основном от того, каким темпом вы создаете угол наклона вертолета, и от величины этого угла. Чем больше этот угол, т. е. чем ниже опущен нос вертолета, тем ближе должен быть направлен взгляд, иначе вы можете не заметить снижения вертолета.
При отработке перевода вертолета в разгон необходимо обратить внимание на то, чтобы своевременно была установлена рычагом «шаз-газ» необходимая мощность, не допуская снижения вертолета.

Распределение внимания при разгоне:
— отсутствие снижения вертолета в момент перехода на разгон;
— выдерживание направления (по ориентиру);
— координация и плавность действий органами управления;
— отсутствие кренов и смещений;
— своевременность установки заданного режима работы двигателей;
— создание и сохранение заданного угла наклона (по положению остекления кабины относительно горизонта);
— контроль работы двигателей на слух.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *