Как управлять тройкой лошадей
Запряжка русской тройки
Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи, являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.
Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.
Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.
С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.
Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.
Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи – не скупися, езди – веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».
Как это часто бывает в России, скоро выяснилось, что почтовая служба не готова обслуживать всех любителей езды со звоном, принявшей массовый характер. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, не могли определить, едет ли это почта или какое-то частное лицо.
В результате русское правительство в течение XIX века пыталось запретить частным лицам езду с колокольчиками, сделав ее привилегией государственных экипажей. Для обхода таких запретов на шеи лошадей в тройке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов – глухих полых шаров с дробиной внутри, издававших менее сильный звук, чем колокольчики.
Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта.
С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях.
Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.
В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.
Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.
Почему в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны?
«. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Перечитывая строки классика, невольно рисуешь образ мчащейся во весь опор упряжки, причем, в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны, а центральная – прямо. Чем это объясняется?
Нужно сказать что тройка – это исключительно русское изобретение. Изначально такой тип упряжи использовался в курьерской и почтовой доставке и перевозке пассажиров. Позднее смысловая нагрузка изменилась, и тройку стали использовать преимущественно для парадного выезда, чтобы продемонстрировать удаль и силу лошадей и богатство и роскошь владельца.
Центральная лошадь в такой упряжи – это коренник. Обычно эта роль отводилась представителю рысистой породы, чтобы всю дорогу конь двигался рысью, не переходя на галоп. Боковые лошади, которые носят название пристяжных, не выступают в виде основной тягловой силы. Их задача – поддерживать темп, заданный коренником, и дополнять общую концепцию. Поэтому в качестве пристяжных использовались более легкие породы.
Если коренной шел сильной размашистой рысью, то пристяжные двигались размеренным галопом: правая лошадь – с левой ноги, а левая – наоборот. Лошади инстинктивно выбирают именно галоп, и при этом движение уравновешивается изящно повернутой в одну сторону головой. Такой вариант упряжи позволяет животным двигаться легко, свободно и красиво, не мешая друг другу, и, собственно, дает ответ на вопрос, почему в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны.
У возницы есть поводья для управления каждой лошадью в упряжи. Центральную лошадь он держит прямо, а для правой и левой поводья натягиваются в соответствующую сторону. Так выполняются правила, и тройка выглядит действительно роскошно и изящно.
Кстати, до их появления в упряжь впрягали коренника и пристяжную. Затем добавили вторую пристяжную, сделав выезд быстрее и красивее. Долгое время тройка на Руси использовалась именно для скоростных доставок, поскольку этот вид упряжки (быстрый и сильный центральный конь и две легконогих пристяжных лошадки) позволял развивать и удерживать солидную по тем временам скорость.
Русская тройка лошадей. История?
История русской тройки лошадей
Тройка — это старинная русская запряжка лошадей. Русскую тройку придумали для того, чтобы езда была максимально быстрой на длинные расстояния. Эта тройка является единственной в мире разноаллюрной запряжкой. Давайте разберемся, в чем же особенности русской тройки, как она устроена и как появилась. В центре находится лошадь — коренник, которая должна идти четкой и быстрой рысью, сбоку — пристяжные лошади. Они обычно скачут галопом. В результате упряжка может развивать довольно большую скорость в 45-50 километров. Главный механизм тройки заключается в том, что центрального коренника словно «несут» за собой пристяжные лошади. Именно по этой причине лошади медленно устают и могут долгое время поддерживать развитую скорость.
Само слово «тройка» стало применяться по отношению к лошадиной упряжке еще 200 лет назад. В то время количество лошадей в запряжке зависело исключительно от того, сколько пассажиров перевозилось в кибитке. Если ехал один человек, то впрягали одну лошадь, если два — то две лошади, ну и, соответственно, если в кибитку садились трое человек, то запрягали тройку лошадей. В царские времена на тройке ездили не только богачи, но и те, кому по профессии было положено быстро передвигаться: почтальоны, пожарные и др. Очень часто тройку запрягали для свадьбы или других пышных праздников, на которых кучеру даже разрешалось немного «полихачить» и пустить коренника в галоп.
Самая лучшая русская тройка — это та, где все три лошади подобраны в масть. Коренник, кстати, должен быть гораздо крупнее пристяжных. Начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраивать конные соревнования, где в быстроте состязались тройки. В 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. В составе тройки были: коренник — орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза и верховые стрелецкие лошади в качестве пристяжных. Мастеров, которые владели необходимыми навыками было очень мало, впрочем, как и подходящих рысаков. Однако все же удалось спасти один из главных символов России. Если обратиться к сегодняшнему времени, то соревнования, где участвуют русские тройки, очень популярны. Как правило, они проходят в два этапа.
1 этап. Нарядные, украшенные лентами, бубенцами и колокольчиками лошади (кстати, наездники тоже должны одеться соответствующе) выезжают соревноваться в фигурной езде. Один наездник управляет сразу тремя лошадьми, которые должны выполнять разнообразные фигуры, например, «вольты», «восьмерки» и т. д.
2 этап. Это так называемое испытание скоростью. Лошадей запрягают в специальную упряжь, надевают защитные приспособления от травм. Наездник и его помощники облачаются в обычную спортивную форму с защитными шлемами. Именно в этой части соревнований наезднику, как никогда, нужна помощь ассистентов: он сам управляет коренником, а помощники контролируют пристяжных лошадей.
Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Русская тройка множество раз упоминается в стихах (Н. Некрасов «Тройка», А. Пушкин «Зимняя дорога», П. Вяземский «Еще тройка» и др. ), песнях (романс «В лунном сиянии», «Вот мчится тройка почтовая» и др. ), литературных произведениях (например, всем известный отрывок о русской тройке в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»).
И ещё кро не устал читать немного видео :
Как управлять тройкой лошадей
Тройка начинается с подбора лошадей. Коренника целесообразно отбирать (желательно русского рысака) в четырехлетнем возрасте после окончания летнего сезона испытаний. Требования к работоспособности не должны быть жесткими, можно ограничиться резвостью 2.10. Основное внимание следует обратить на правильный, устойчивый ход. Он должен быть средним по длине и высоте. Убедитесь в целостности сухожильно-связочного аппарата, хорошем состоянии мускулатуры, рта лошади. Оцените степень ее выездки.
Успех будущих выступлений тройки зависит от типа и состояния высшей нервной деятельности лошади. Не забывайте, что рысаку придется бежать в тесной компании, бок о бок со скачущими лошадьми. Поэтому выбор резвых рысаков, но сильного неуравновешенного или слабого типа ВНД, не оправдывает себя из-за сложной и даже опасной работы с ними. Даже звук колокола может вывести их из себя, и тогда неминуемы сбои и проскачки.
В пристяжные призовой тройки подойдут не только чистокровные, но и полукровные лошади, проскакать для которых 1600 м резвее двух минут не проблема. Главные требования к пристяжным лошадям—крепость конечностей, добронравие, легкость управления. В пристяжные лучше брать молодняк, не прошедший ипподромных испытаний. Если же брать с тренотделений, то двух- или, максимум, трехлеток с сильной уравновешенной нервной системой, не «тянущих». Желательно, по многим соображениям, чтобы лошади были из одной ставки и полубратья по отцу. Не забывайте—красота тройки зависит от подбора лошадей одинаковой масти, с учетом роста и отметин.
Тренировку коренника и пристяжных поначалу следует проводить раздельно. Так, если рысак—будущий коренник—раньше не был приучен к работе в хомуте, его «учат» этому. В процессе работы надо следить за состоянием кожного покрова лошади в области плеч, избегая «ожогов». Пристяжных—лошадей верховых пород—к работе в упряжи на пристяжке приучают, когда на месте коренника запряжена смирная рабочая лошадь. Причем лучше приучить сначала одну лошадь ходить на пристяжке, а потом уже другую. Только тогда, когда и пристяжные и коренник станут послушными, легко управляемыми, их можно запрягать совместно. На пристяжках лошади могут работать и в шорках (шлейках), но желательно их приучать к работе в хомуте и беговой качалке. Такие пристяжные с успехом могут быть использованы в качестве «поддужных» при испытаниях рысака в беге на побитие рекорда.
Длительность тренировки тройки зависит от многих факторов: характера лошадей, квалификации наездников и т. д. Важно не форсировать начальную подготовку, в этом фундамент успеха. К резвым работам можно приступать только тогда, когда тройкой на всех аллюрах легко управляет один человек, когда она спокойно делает остановки, пристяжные мгновенно переходят с шага на кентер и обратно. Объем работ и их интенсивность — сугубо индивидуальные. Общее здесь только то, что пристяжным в основной период выступлений не нужны тротовые нагрузки коренника, который должен выступать только в тройке.
Первые выступления планируются не ранее чем через полгода после начала подготовки тройки, причем основное внимание уделяйте не секундам—они при правильной работе «придут», а управлению и выездке.
Как правило, на крупные соревнования можно выставлять экипажи, прошедшие двухлетнюю подготовку, с коренниками старше шести лет.
Желаю любителям сложного, но увлекательного и красивого вида спорта больших успехов.
Л. В. Красноперов, б. директор Алма-Атинского ипподрома.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Русская тройка
Тройка как символ России
Знаете ли вы, что:
•Среди героев русских народных песен ямщик и тройка лошадей занимают если и не первое, то бесспорно, одно из призовых мест
•Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства
•Уникальному способу запряжки русской тройки соответствовала столь же уникальная упряжь со множеством украшений
•Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом
•Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта
Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства.
Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи, являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.
Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.
Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.
С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.
Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.
Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи – не скупися, езди – веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».
Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.
В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.
Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.