Как управлять трактором jcb
Как управлять экскаватором-погрузчиком JCB
Специальная техника может выполнить большой перечень разнообразных задач, основой которых являются операции выемки почв. Чтобы иметь возможность использования техники, нужен экскаваторщик. А он в свою очередь обязан изучить особенности и правила эксплуатации специальной техники, изучить материально-техническую базу и получить удостоверение тракториста-машиниста.
Проверка техники перед началом работ
Невзирая на свой стаж и опыт работы на других типах погрузчиков, оператор должен внимательно изучить инструкцию по эксплуатации новой модели. После этого следует ознакомиться с интерфейсом панели управления, расположением всех рычагов и прочих органов управления. Важно определиться, подходит ли функционал и возможности экскаватора для выполнения поставленной задачи.
Управлять экскаватором машинист может в двух положениях:
следует также обратить внимание на дополнительный функционал модели. Сюда относится система вентиляции, кондиционирования, управления полным приводом, длиной стрелы и другие возможности. После этого можно приступить к проверке безопасности оператора: страховочные ремни, функциональность защиты от опрокидывания. Сюда же относится аудит целостности гидравлических шлангов, соответствие давления в шинах нормативам, наличие огнетушителя и других средств зашиты.
Тестовая эксплуатация
Заняв сидение оператора, следует пристегнуться ремнями безопасности. После этого можно запустить двигатель и дать ему прогреться. Стела, ковш и стабилизаторы в это время должны быть не земле.
Сидя лицом вперед, нужно выбрать рычаг управления основным ковшом. Пользоваться им несложно. Если подать его на себя, то ковш поднимется. Чтобы опустить, нужно отодвинуть рычаг – ковш переместится вниз. Перемещение рычага управления вправо заставит ковш зачерпнуть землю, а в противоположную сторону – отодвинуть грунт или породу.
Пробное копание
Перед началом движения необходимо освободить ручник и включить первую передаче. После того, как трактор будет подогнан к месту выполнения работы, нужно проверить клиренс. С помощью дроссельной заслонки фиксируется оптимальное число оборотов двигателя: 850. Следующий шаг заключается в выставлении стабилизаторов. После выполнения перечисленных манипуляций можно открыть ковш.
Управление экскаватором-погрузчиком JCB при копании выполняется в такой последовательности. Основной рабочий орган подводится к тому месту, где предстоит выкопать яму. При помощи левого рычага ковши опускается на землю, а правый позволяет зачерпнуть грунт ковшом. В закрытом положении он подымается вверх. Далее ковш перемещается к месту отвала почвы и открывается при помощи правого рычага. Для продолжения работы стрела поворачивается в начальное положение.
Органы управления экскаватора-погрузчика
В моделях с упрощенной системой управления для манипулирования лопатой используется один рычаг (на рисунке обозначен буквой А). На рукоятке есть кнопка В, которая моментально отсоединяет трансмиссию от силовой установки после нажатия. Благодаря этому вся мощность двигателя будет перенаправлена на работу погрузчика.
Поднятие, опускание стрелы; откат вперед или назад инициируется одни рычагом по стандартной для этих случаев схеме управления «+». Можно выбрать комбинацию конкретных манипуляций. Для этого рычаг перемещается между четырьмя основными направлениями. К примеру, для того чтобы поднять лопату, рычаг нужно переместить назад. В это же время, если отодвинуть его влево, то обеспечивается откат лопаты назад.
То есть, в случаях, когда рычаг управления перемещается по направлению влево-назад, то лопата приподымается и откатывается. Скорость манипуляций напрямую зависит от амплитуды перемещения рычага: чем больше – тем быстрее. Сам рычаг укомплектован пружиной, позволяющей ему вернуться в исходное положение. Погрузчик будет зафиксирован в выбранном положении до тех пор, пока не рычагом управления не будет дана команда на выполнение каких-либо операций.
Рядом с органом управления находится бирка, которая дает полную информацию о зависимости перемещений рычага и ответной реакции рабочих органов. О них поговорим ниже.
Поднятие
Для того, чтобы поднять (А) лопату, нужно рычаг управления отвести назад. При вертикальном перемещении рабочей части угол наклона относительно поверхности земли остается неизменным. Обеспечивается это за счет параллельного соединения подвижных узлов.
Опускание
Точно так же: угол наклона остается неизменным. Инициируется перемещение тем же рычагом (В).
Откатывание
Для того, чтобы откатить лопату вперед, нужно рычаг надавить вправо (С). Обратный эффект обеспечивается за счет перемещения рычага в противоположную сторону (D).
Плавающий режим
При опускании погрузчика его нужно всегда ставить в плавающий режим. Для этого достаточно переместить рычаг управления вперед до отказа. Он должен оставить в этом положении.
Возврат в положение «копание»
Функция необходима для того, чтобы быстро перейти в режим копания из положения откатки вперед. Если выбирается данный режим, то выключатель перекроет давление масла автоматически в тот момент, когда лопата займет нужной для копания положение.
Для того, чтобы воспользоваться функционалом, следует переключатель «активации возврата к копанию» (обозначен на схеме А) перевести в положение «включен». После того, как включится индикация переключателя, потянуть рычаг управления до упора влево. При прохождении положения «откатывание назад» оператор почувствует небольшое сопротивление. Рычаг нужно отпустить. Он останется в таком положении до того момента, пока ковш не займет нужное положение. И только после этого он автоматически станет в нейтральную позицию.
Если использование функции больше не требуется, то достаточно выключить соответствующий переключатель. Его индикация погаснет.
Система Easy Controls
На моделях, оснащенных системой Easy Controls, рабочий орган погрузчика управляется одним рычагом (А). На его рукоятке предусмотрена кнопка быстрого сброса трансмиссии (В). Благодаря этому можно быстро освободить силовую установку от дополнительной нагрузки и всю мощность направить на выполнение работы.
Индивидуальные движения – опускание, поднятие, откатывания – активируются по стандартной схеме «+». Комбинация разных движений достигается за счет перемещения рычага управления с удержанием по соответствующему направлению. Например, чтобы откатить вперед и опустить лопату, нужно передвинуть управление вправо и вперед. И наоборот, если передвинуть рычаг по диагонали влево-назад, то лопата откатит назад с одновременным подъемом.
Система Easy Controls расширенная
На ряде машин устанавливается расширенная система Easy Controls. У них для управления работой используется правый рычаг в том случае, если режим работы выбирался посредством кулисного переключателя. Если сидение обращено вперед, активировать рычаг управления А можно при помощи кнопки С. Для этого ее нужно нажать и отпустить. А чтобы отключить, достаточно поставить тумблер в центральное положение. Повторное нажатие кнопки С приведет к быстрому отключению трансмиссии.
Когда сидение обращено назад, то следует перевести тумблер Е в положение погрузки. Для управления работой погрузчика следует нажать и удерживать переключатель С, расположенный на правом рычаге. В это время будет звучать предупреждающий сигнал. Если отпустить переключатель, то управление погрузчиком отключается, а сигнал предупреждения прекращается.
Рычагом управления можно давать как раздельные команды по схеме «+», так и комбинированные в том же порядке, как было описано выше.
Погрузчик JCB 3CX
Погрузчик JCB 3CX – одна из самых популярных моделей, известная работникам строительно-складских и коммунальных хозяйств с 1977 года. Секрет успеха обеспечен универсальностью машины. «Тройка», как называют эту модификацию в народе, отличается маневренностью и повышенной проходимостью за счет комплектации большими равноразмерными колесами.
Технические особенности
JCB 3CX – универсальная машина, востребованная при перевозке и погрузке сыпучих материалов, выполнении земляных работ, демонтаже стройконструкций, расчистке территории от мусора или снега. Конструктивным отличием этой модели от других экскаваторов-погрузчиков считаются увеличенные передние колеса. Сочетание их с полным приводом обеспечивает идеальную развесовку и повышает работоспособность техники в сложных дорожных условиях.
Модификация
Погрузчик выпускается в двух комплектациях:
Спросом пользуются две первые версии этого погрузчика. Отличие комплектации Super от базы состоит не только в глубине копания. Если машину планируют использовать больше в качестве погрузчика, то выбирают JCB 3CX Super с одинаковыми по размеру колесами, дающими повышенную проходимость и грузоподъемность. Базовая версия комплектуется стандартными колесами, что обеспечивает повышенную маневренность машины.
Разница между Super и базой состоит также в диаметре по краю ковша без торможения: 10.4 против 11.15 метров соответственно. Различается и диаметр поворота по внешним колесам с торможением: 6.9 против 8 метров.
Параметр | Классика | Super |
Длина, мм | 5620 | 5910 |
Ширина по раме опор, мм | 2350 | 2240 |
Клиренс, мм | 370 | 330 |
Угол въезда | 66° | 74° |
Угол съезда | 20° | 19° |
Угол при вершине препятствия между колесами | 120° | 118° |
Двигатель и трансмиссия
На российский рынок экскаваторы-погрузчики JCB 3CX поставляются с 4-цилиндровым мотором Dieselmax с заявленной рабочей мощностью 63 кВт (85 л.с.) в начальной сборке. Комплектация Супер получила двигатель с турбонаддувом, выдающий 92 л.с. и крутящий момент 400 Нм. Номинальный расход топлива экскаватора-погрузичка JCB 3CX – 6-10 литров в час в классике и 9-15 литров в Супер. Расход зависит от интенсивности эксплуатации техники.
Плюсом моторов Dieselmax считается не только сниженное потребление топлива при высоком крутящем моменте, но и способность работы на солярке низкого качества. Даже в базе можно снизить расход на 16%, что повышает рентабельность техники. Дополнительная экономия до 25% обеспечивается за счет внедрения системы фиксации крутящего момента.
Коробка передач у машин, производимых для России, бывает двух типов:
Двигатели погрузчиков дополнены полнотопочными фильтрами, устройством для отвода воды из дизельного топлива, двухступенчатым воздушным фильтром, фильтром предварительной очистки, насосом и функцией прогрева при холодном запуске.
Опционально этот экскаватор-погрузчик комплектуется системой компенсации ударов SRS. Она гарантирует плавность хода рычажного механизма и ковша по отношению к земле в условиях работы на пересеченной местности. Технически SRS представляет собой баллон с сухим азотом и гидроаккумулятор. Ставится на линии гидроцилиндров подъема стрелы.
Тормозная система
Для сбалансированной работы на любом дорожном покрытии машины оборудованы саморегулирующимися дисковыми тормозами, находящимися в масляной ванне картера моста, что предупреждает их перегрев. Тормозная система погрузчиков 3CX имеет свои особенности:
Гидравлика
Гидравлическая система погрузчика 3CX Super представлена моделью Open Centre. Она позволяет регулировать скорость и мощность гидропривода в зависимости от условий работы. Если необходимость в автоматической регулировке отпадает, функцию можно отключить при помощи переключателя, расположенного на приборной панели. Open Centre работает на шестеренчатых насосах, обеспечивающих высокий уровень КПД. У моделей с телескопической рукоятью гидроцилиндр имеет собственный насос. Это позволяет комбинировать движение рукояти и функции другого подвижного оборудования машины.
Навесное оборудование
Сзади у экскаватора-погрузчика JCB 3CX расположен ковш «6 в 1». Его используют для рытья котлованов и траншей. При проектировании этого оборудования внедрили систему компенсации угла наклона, что предупреждает просыпание грунта при работе на наклонных площадках. Угол поворота ковша – 101°, а это считается гарантией снижения времязатрат при работе с вертикальными траншеями.
Параметр | Классика | Super |
Масса при комплектации ковшом «6 в 1», кг | 8070 | 8425 |
Грузоподъемность max, кг | 2882 | 4638 |
Высота выгрузки, мм | 2720 | 2640 |
Толщина срезаемого слоя, мм | 100 | 230 |
Угол выгрузки | 43° | 44° |
Глубина копания, м | 4.24/5.46 | 4.37/5.58 |
Высота разгрузки max, м | 3.33/4.22 | 3.4/4.22 |
Угол поворота ковша | 201° | 201° |
Кабина
Благодаря высоко расположенному креслу оператора и большим изогнутым стеклам по всему периметру кабины машинисту открывается полный обзор рабочей площадки. Остекление выполнено из ударопрочного закаленного стекла, каркас кабины усилен согласно требованиям безопасности FOPS/ROPS.
Это техника, проверенная временем. Она используется в строительной, коммунальной сфере, работает на открытых складах, выполняет задачи на сельскохозяйственных предприятиях. Под каждый вид работ машины комплектуются различным навесным оборудованием, что повышает их функциональность.
Категория прав на экскаватор-погрузчик JCB
Категория прав на экскаватор-погрузчик JCB и обучение
Чтобы категория прав на экскаватор-погрузчик JCB, как и на другую спецтехнику, была отмечена в удостоверении тракториста-машиниста, необходимо пройти курс обучения в одной из специализированных учебных организаций, имеющих лицензию органов Минобрнауки (в Москве это Департамент образования) на право осуществления преподавательской деятельности.
Программа обучения | Количество часов | Дистанционно | Цена очно | Обучение |
---|---|---|---|---|
Тракторист | 449 | 4000 руб. | 10000 руб. |