Как управлять телеграмм ботом
TelegramBot. Базовый функционал. Мухи отдельно, котлеты отдельно. (Часть 2)
Продолжаем разрабатывать базовый функционал для бота в телеграм. В предыдущих частях обсуждался момент, что работу бота по получению сообщений, обработке и отправке нужно разделять. Давайте попробуем с помощью базовых инструментов Java Core сделать нашего бота многопоточным и асинхронным. Придумаем ему такое задание, которое занимает очень много времени на обработку. Рассмотрим как работают команды в телеграмме и как их нужно обрабатывать.
Это продолжение первой части статьи по программированию ботов для телеграмм на Java
TelegramBot инструкция по созданию базового функционала для бота. (Часть 1)
Кому интересно дальше, милости прошу под кат…
Сразу скажу, в этой части добавлено сразу много всего и по-тихоньку мы с вами разберем всю ту функциональность, что позволила боту суметь в многопоточность и зачем она ему вообще нужна.
Как обычно с главного:
Весь готовый код по этой статье вы можете найти в ветке Part2-Handlers в гит-репозитории.
Код полностью рабочий, достаточно склонироваться, изменить данные для авторизации бота(имя и токен) и запустить метод main в классе App.class.
Обратите внимание, данный класс при старте бота отправляет уведомление админу бота о том, что бот стартовал. ID админа бота также указывается в классе App.class и если вы его не измените — ваш бот будет пытаться слать сообщения мне 🙂
А дальше по пунктам разберем те изменения, которые появились после выхода первой части.
Обработка команд
Давайте для начала разберемся с таким понятием, что такое вообще команда в системе общения с телеграм ботом. В зависимости от настроек бота, он может либо видеть любые сообщения любого формата либо только специально оформленные команды. В чем отличие и
где можно встретить эти варианты сообщений.
Вызвав команду /myBots выберите вашего бота и дальше кнопка «Edit Bot»
Вы получите такое окно, где будут показаны все параметры бота и дальше можно настроить весь его интерфейс и указать с какими командами ваш бот умеет работать.
Задаются они вот в таком формате:
И после этого при начале ввода команды вашему боту — он будет показывать помощь со списком перечисленных команд:
И есть еще один нюанс. В группе может присутствовать несколько ботов и если у них есть общие команды(а общие команды обязательно будут, те же start и help реализованы у большей части ботов), то к самой команде обязательно будет добавлена часть, сообщающая к какому боту эта команда относится. И выглядеть команда полностью будет вот так:
/start@test_habr_bot
И вот зная все эти нюансы, давайте создадим с вами такой вариант обработки, который должен понимать команды, начинающиеся с наклонной черты и умеющий отличать адресована ли команда именно вашему боту или какому-то другому.
Создадим package, который у нас будет содержать классы, ответственные за обработку команд.
package com.example.telegrambot.command
В классе Command мы перечислим все команды, которые должен уметь понимать наш бот.
Как вы видели ранее, я у @BotFather указал, что бот у меня должен уметь понимать 4 команды. Это будут стандартные start и help. Одну добавим полезную — id. И еще одну, notify, про которую я расскажу чуть позже. И две команды NONE и NOTFORME, которые будут говорить нам, что текст сообщение либо вообще не является командой, либо это команда не для нашего бота.
Еще добавим один вспомогательный класс ParsedCommand
Основное его назначение — в объектах этого класса мы будет хранить результат парсинга текста. Содержаться в нем будет только сама команда и весь текст, который идет после команды.
И напишем отдельный класс, который будет нам парсить команды. Класс Parser
Вкратце. При инициализации парсера мы обязательно передаем в конструкторе имя нашего бота, чтобы парсер умел отличать свои команды от чужих.
Ну и дальше мы просто вызываем публичный метод
Которому в аргументах передаем текст сообщения, а он нам в ответ должен вернуть команду и текст сообщения идущий после команды.
Как работает парсер вы можете увидеть в тестовом классе.
Мухи отдельно, котлеты отдельно
Теперь нам нужно научить нашего бота раздельно получать сообщения, обрабатывать и отправлять ответы. После ряда проб и ошибок я пришел вот к такой логике работы приложения.
Основной класс Bot будет работать в основном потоке приложения и будет занят только тем, что все полученные сообщения будет складывать в специальную очередь и так же будет контейнером для сообщений, которые мы планируем отправить пользователю в ответ.
Изменения в этом классе очень незначительные. Мы добавили две очереди:
и немного переписали код функции public void onUpdateReceived(Update update)
Почему так? Опять таки я перепробовал разные варианты. И основная проблема многопоточности — это работа с общими данными. И мне больше всего понравилось как с этим справляется реализация многопоточных очередей ConcurrentLinkedQueue<>()
И как вы видите, в обоих очередях у нас будут хранится типы данных Object. Это еще одна закладка на будущее. Таким образом мы не привязываемся к типам полученных сообщений. Во входящую очередь сможем складывать не только объекты типа Update а и какие-то другие, нужные нам.
Тоже самое и с очередью на отправку. Так как мы можем отправлять самые разные типы сообщений и у них нет общего родителя — мы также используем общий тип данных — Object.
Если в таком виде запустить бота, то он будет работать, но не будет делать ничего. Все полученные сообщения он будет фиксировать в логе и складывать в очередь.
Следовательно нам нужен какой-то поток, который займется тем, что будет забирать из очереди принятые сообщения и совершать над ними какие-то действия и складывать в очередь sendQueue результаты своей работы.
Создадим отдельный package: service и в нем у нас будет всего 2 класса:
MessageReciever — обработчик полученных сообщений
MessageSender — обработчик очереди сообщений, которые нужно отправить пользователю.
Их работу мы рассмотрим чуть ниже, а пока пропишем их использование в нашем стартовом классе App
После того, как наш бот приконнектился — мы стартует наши обработчики в отдельных потоках:
Для обоих потоков мы указываем режим Daemon. Это нужно для того, чтобы потоки работали до тех пор, пока работает основной поток и сами завершались, как только он свою работу прекращает.
Как бы не хотелось разобраться в первую очередь с обработчиком входящих сообщений — давайте разберем работу класса MessageSender.
Разберем по пунктам, что он умеет и что делает:
Тут мы запускам бесконечный цикл, который занят только тем, что он проверяет очередь на отправку и вызывает команду send
Он, как и MessageSender, должен быть многопоточным, в конструкторе получать объект класса Bot, в котором он в бесконечном цикле будет брать принятые сообщения, обрабатывать их и складывать ему же в очередь для отправки результаты своей работы.
Тут мы используем созданный ранее парсер команд. И тут же мы добавим возможность использовать различные типы обработчиков для наших команд и некоторые из них сделаем многопоточными.
Цикл работы очень простой:
Проверяем очередь. Если что-то есть — запускаем анализатор:
Если ничего нет — ждем.
Анализатор проверяет тип объекта. Если он умеет с ним работать — запускает следующий анализатор. Если не умеет — ругается 🙂
Почему так? Опять таки это закладка на будущее и, надеюсь, я её раскрою в следующих частях этого цикла статей. Такая реализация позволит нам потом формировать свои какие-то задания для бота, делать списки рассылок, дневные задания. Для этого ресивер должен уметь обрабатывать не только объекты типа Update а и что-то наше. Но об этом потом 🙂
Рассмотрим подробнее анализатор для типа Update:
Он определяет ID чата. Получает текст сообщения. С помощью парсера определяет, является ли сообщение командой и определяет каким хендлером данную команду нужно обрабатывать. Запускает обработку команды и если обработка команды вернула какой-то непустой текст — формирует сообщение для отправки пользователю и складывает его в очередь.
И тут у вас должен возникнуть вопрос: «Что еще за хендлер?». Речи про него раньше не шло и в коде он не упоминался. Все верно. Сейчас мы этот функционал и разберем.
Для этого создадим отдельный package, который и будет хранить все наши хендлеры. Назовем его handler
Создадим абстрактный класс AbstractHandler
У него будет базовый конструктор, в котором мы передаем с каким именно объектом Bot ему нужно будет взаимодествовать. И объявлена абстрактная функция operate реализацию которой мы должны будем прописать в наследниках нашего класса.
И сразу же реализуем самый простой хендлер, который не будет делать ничего и использовать мы его будем тогда, когда не сможем понять что за тип команды нам передали и от бота никакой реакции не требуется.
Как мы его применим и где мы получим результаты его работы — разберем чуть позже.
Следующий на очереди — SystemHandler
Он у нас займется обработкой базовых команд, таких как start, help и мы поручим ему еще и выполнение команды id
Основа его выглядит так:
Как реализовано формирование ответа на команду start и help вы можете посмотреть в коде 🙂
Формируем текстовые сообщения и складываем их в очередь на отправку. На этом работа хендлера прекращается. Кто и как отправит эти сообщения — его совершенно не волнует.
И помните чуть выше я упоминал, что в результате работы хендлера он возвращает какие-то текстовые данные. И если эта строка не пустая — мы этот текст должны отправить пользователю. Вот именно этот функционал мы и использовали при отработке команды ID:
Хендлер вернет текст с ID пользователя тому, кто его вызвал и уже там сформируется сообщение на отправку, которое и уйдет потом в очередь.
И в начале статьи я упомянул, что мы реализуем такой вариант обработки сообщения пользователя, которому на работу нужно время. И чтобы он не мешал нашим обработчикам — мы его выделим в отдельный поток и пусть он занимается своим делами, не отвлекая остальных.
В качестве такого «тяжеловесного» потока я придумал команду notify. Принцип её работы такой.
Передав боту команду вида:
/notify 300
Бот должен вам сообщить, что команду понял и через 300 секунд он пришлет вам какое-то уведомление, что 300 секунд прошли. У этой команды может быть даже практическое применение 🙂
Например вы поставили пельмешки на огонь и вам их нужно снять через 5 минут. Бот с этим отлично справится и кинет вам в чат уведомление о том, что время вышло.
Или возьмем задачу более серьезную. Вы идете на важную встречу и вы знаете, что при общении с собеседником вам нужно будет прервать разговор. Для этого обычно просят друзей или позвонить или написать сообщение, что и будет являться мотивом не на долго отвлечься от беседы и сделать какие-то действия. Но зачем мучать друзей, когда у вас есть бот? Задав ему заранее задание и указав время — вы получите нужное уведомление в телеграм. Но это все лирика. Задание и эта команда придуманы лишь для того, чтобы показать вам как выделить в отдельный поток что-то, чья работа может занимать очень большой промежуток времени.
Проверяем, передали ли нам в тексте время задержки. Если нет — ругаемся. Если да — стартуем новый поток, куда мы передаем вводные по нашему заданию. Выполнением этого задания займется отдельный класс Notify.
Функционал предельно простой. Он спит указанное колличество секунд. Но в процессе его сна ваш бот умеет принимать любые другие сообщения, общаться с вами, запускать еще дополнительные уведомления. И все это работает отдельно друг от друга.
И чтобы логично завершить всю эту связку с вызовом хендлеров, вернемся в наш класс MessageReciever и посмотрим как мы понимаем какой хендлер нам нужен и как мы их запускаем.
Нужный хендлер нам возвращает команда
Теперь, если вы захотите добавить еще какие-то команды, нужно будет сделать следующее:
О чем мы поговорим в следующих частях?
Нам нужно понять как формировать разные типы сообщений. Как работать с клавиатурой и кнопками. Как редактировать свои старые сообщения. Как работать с колбеками. Как давать задания боту на выполнение каких-то действий. Как формировать интерактивное сообщение с ботом и многое другое. Все дальнейшие части зависят от вас и вашей активности.
Жду в комментариях ваши отзывы и направления, которые мы рассмотрим в приоритете.
Не стесняйтесь, задавайте вопросы. Если в статье что-то не указано или какой-то момент не ясен — напишите мне об этом. Я обязательно поправлю, отредактирую или уточню спорные моменты.
Программируйте в удовольствие и да прибудет с вами сила и красивый код 🙂
Бот, написанный в этой части статьи, работает. Помучать его можно тут: @test_habr_bot
Так же можно помучать моего планировщика: @EventCheckPlanner_Bot
И Дерзкого киномана: @FilmFanAmateurBot.
Всё, о чём должен знать разработчик Телеграм-ботов
Вы вряд ли найдете в интернете что-то про разработку ботов, кроме документаций к библиотекам, историй «как я создал такого-то бота» и туториалов вроде «как создать бота, который будет говорить hello world». При этом многие неочевидные моменты просто нигде не описаны.
Как вообще устроены боты? Как они взаимодействуют с пользователями? Что с их помощью можно реализовать, а что нельзя?
Подробный гайд о том, как работать с ботами — под катом.
Начало работы
Telegram API vs Telegram Bot API
Рассказываю по порядку.
Телеграм использует собственный протокол шифрования MTProto. MTProto API (он же Telegram API) — это API, через который ваше приложение Телеграм связывается с сервером. Telegram API полностью открыт, так что любой разработчик может написать свой клиент мессенджера.
Для написания ботов был создан Telegram Bot API — надстройка над Telegram API. Перевод с официального сайта:
Чтобы использовать Bot API, вам не нужно ничего знать о том, как работает протокол шифрования MTProto — наш вспомогательный сервер будет сам обрабатывать все шифрование и связь с Telegram API. Вы соединяетесь с сервером через простой HTTPS-интерфейс, который предоставляет простую версию Telegram API.
Среди упрощений Bot API: работа через вебхуки, упрощенная разметка сообщений и прочее.
Почему-то мало кто знает о том, что боты могут работать напрямую через Telegram API. Более того, таким образом можно даже обойти некоторые ограничения, которые даёт Bot API.
Вся информация ниже будет по умолчанию относиться и к Bot API, и к Telegram API. О различиях я буду упоминать. От некоторых ограничений Bot API можно избавиться с помощью локального сервера, об этом в конце статьи.
На чём пишут Телеграм-ботов
Бот должен уметь отправлять запросы Телеграм-серверу и получать от него апдейты (updates, обновления).
Как получать апдейты в Bot API
Получать апдейты можно одним из двух способов:
Поллинг — просто регулярно отправлять запрос к серверу Телеграма для получения обновлений,
Вебхук — сделать так, чтобы Телеграм сам отправлял запросы по нужному URL.
Конечно, удобнее использовать библиотеки, чем делать http-запросы «руками».
Если вы попробуете загуглить, как написать Телеграм-бота на Python, вам предложат воспользоваться библиотеками python-telegram-bot и telebot. Но не стоит.
Ну, если вы только хотите познакомиться с разработкой ботов и написать своего hello-world-бота, то можете, конечно использовать и их. Но эти библиотеки могут далеко не всё. Среди разработчиков ботов лучшей библиотекой для ботов на Python считается aiogram. Она асинхронная, использует декораторы и содержит удобные инструменты для разработки. Ещё был хороший Rocketgram, но он давно не обновлялся.
Также ботов часто пишут на JavaScript, для этого обычно используется Telegraf. Библиотеки есть и для многих других языков, но используют их реже.
Если же вы хотите использовать Telegram API, то можете воспользоваться Python’овскими Telethon и Pyrogram.
Если вы хотите получить какое-то представление о том, как вообще выглядит код бота, вот вам пример использования на aiogram с его странички на GitHub:
Этот бот будет отвечать на команды /start и и /restart.
Создание бота
Один пользователь может создать до 20 ботов.
Юзернеймы
При создании бота нужно выбрать юзернейм. После этого поменять его будет очень сложно.
Как поменять юзернейм бота
Если у вас есть бот, и вы хотите дать ему более короткий юзернейм (который может быть занят неработающим ботом), то вы, теоретически, можете это сделать через @BotSupport.
Для этого бот должен (внезапно) быть рабочим, а также поддерживать английский язык.
Принято использовать такой формат обращения в поддержку:
Если вы везунчик 9999 lvl — вам ответят.
Юзернейм бота выглядит как обычный юзернейм, но он должен заканчиваться на «bot».
Вы могли видеть ботов с именами @pic, @vid, @sticker, @gamee — это официальные боты Телеграма. Им можно нарушать все правила 🙂
Очень многие юзернеймы уже заняты. Свободных коротких юзернеймов осталось очень мало. И что самое грустное: почти все эти боты мертвы. Просто не отвечают на сообщения. Наверное, это просто разные любопытные люди хотят сделать бота, создают его, а потом забивают. У меня самого есть несколько лежащих ботов. Так что, думаю, лимит в 20 ботов на одного владельца вполне оправдан 🙂
Оформление бота
Открыв бота, пользователи могут увидеть его профиль.
Описание (Description) — это текст, который пользователи будут видеть в начале диалога с ботом под заголовком «Что может делать этот бот?»
Информация (About) — это текст, который будет виден в профиле бота.
Аватарка. Аватарки ботов, в отличие от аватарок пользователей и чатов, не могут быть анимированными. Только картинки.
Команды — тут имеются ввиду подсказки команд в боте. Подробнее о командах ниже.
Inline Placeholder — об инлайн-режиме см. ниже.
Стандартный совет: Потратьте свое время и заполните описание и информацию бота, чтобы пользователям было понятнее и проще его использовать. Можете оставить там свои контакты. И поставьте аватарку, чтобы бота было проще отличать от других чатов в списке.
Сообщения и чаты
Запуск бота пользователем
Таким образом, первое сообщение от пользователя — это всегда /start (либо /start с параметрами, об этом ниже в разделе «Диплинки»).
. если пользователь использует официальный клиент
На стороне сервера это не проверяется, поэтому теоретически пользователь может отправить боту любое сообщение через Telegram API.
Сообщения
Понятно, что главная функция бота — отправлять и получать сообщения.
И то, и другое можно делать со всеми видами сообщений (фото и видео, файлы, опросы, голосовые сообщения и т. д.).
В Телеграме можно делиться файлами до 2 ГБ, но в Bot API более жесткие лимиты: боты могут скачивать файлы до 20 МБ и отправлять файлы до 50 МБ.
Работа с файлами в Bot API
Если бот уже загрузил файл на сервер Телеграма, то он может использовать file_id, чтобы отправлять этот файл.
Загружать файл на сервер можно в том числе и по URL файла.
Куда может писать бот
Бот может писать в личку только тем пользователям, которые его запустили. Пользователь может заблокировать бота, и тогда бот снова не сможет ему писать.
Боты не могут писать другим ботам.
Бота можно добавить в группу (если в BotFather включена соответствующая настройка). По умолчанию он видит не все сообщения (об этом ниже, в разделе «Видимость сообщений в группах»).
В группе боту можно дать права администратора, чтобы он мог выполнять действия админов.
В одной группе может быть до 20 ботов. В публичные группы (группы с юзернеймом) ботов могут добавлять только админы.
Также бота можно добавить в канал, причем только как администратора. Самый частый способ использования ботов в каналах — добавление кнопок под постами («лайки», ссылки и прочее).
Как боты добавляют кнопки
У админа канала может быть специальное право: «Редактирование чужих публикаций». С помощью него боты редактируют посты, добавляя к ним кнопки.
Подробнее о кнопках тоже ниже.
Супергруппы
На самом деле многие группы в Телеграме являются супергруппами.
Почему так? Раньше было четкое разделение на группы и супергруппы. По задумке, супергруппы — это группы для сообществ. Супергруппы могут иметь больше участников, публичные ссылки и другие плюшки.
Со временем, видимо, решили, что это неудобная концепция. Теперь обычная группа становится супергруппой, когда у группы меняются какие-нибудь настройки (подробнее тут). Вот такой костыль.
В этой статье под группами я подразумеваю и супергруппы, и обычные группы.
Супергруппу нельзя обратно превратить в группу. С точки зрения API супергруппа устроена так же, как и канал. Важное отличие супергрупп от обычных групп состоит в нумерации сообщений: о нём чуть ниже.
id пользователей и чатов
У каждого пользователя, бота, группы, канала в Телеграме есть собственный id. Различать чаты в коде бота следует именно по id, потому что он никогда не меняется.
id сообщений
Каждое сообщение в Телеграме имеет свой id. Это относится и к системным сообщениям (пользователь зашел в группу, изменилось название группы и т. д.)
Через Telegram API боты могут получать по запросу сообщения в любом чате по их id.
id сообщений в супергруппах и каналах уникальны для чата: первое сообщение в чате имеет номер 1, второе имеет номер 2 и так далее.
id сообщений в личных сообщениях и обычных группах работают по другому. Там, можно сказать, нумерация сквозная: id сообщения уникально для каждого отправившего его пользователя. Так, первое сообщение от пользователя во всех личках и группах имеет номер 1, второе сообщение от того же пользователя имеет номер 2 и так далее.
Видимость сообщений в группах
Обычно бот должен реагировать именно на команды. Телеграм не уведомляет бота об остальных сообщениях, и это гарантирует приватность переписки.
Но если боту нужно видеть все сообщения в группе (например, если это чат-бот или антиспам-бот), для него можно отключить Privacy mode.
Privacy mode — настройка в BotFather, которая по умолчанию включена. В таком режиме бот в группах видит только такие сообщения:
Сообщения с упоминанием бота,
Ответы на сообщение бота, ответы на ответы и так далее,
Команды — о них в следующем пункте.
А если Privacy mode выключен, то бот видит все сообщения в группе.
Если бот — админ в группе, то он в любом случае видит все сообщения.
Бот, работающий через Bot API, в любом случае не будет видеть сообщения от других ботов.
Бот видит не все сообщения Я включил Privacy mode, а он не работает
Нужно удалить бота из группы и добавить заново.
Недавно был найден баг: боты не могли видеть некоторые сообщения от юзеров, если сообщения выглядят как команды с юзернеймом пользователя на конце.
Это могло нарушить работу антиспам- и других ботов.
Сейчас баг уже исправлен.
Команды
Часто используемый способ «общения» пользователей с ботом — команды. Команды начинаются на «/» и состоят из латинских букв (можно использовать цифры и нижние подчеркивания).
Команды подсвечиваются как ссылки: нажатие отправляет команду в чат.
В BotFather можно указать подсказки команд для бота. Он будут отображаться при вводе «/» и команд. Если есть подсказки, рядом с кнопкой «Отправить» появляется кнопка для открытия меню команд.
Разметка сообщений
Как вы, наверное, знаете, сообщения в Телеграме могут содержать не только обычный текст, но и жирный, курсив и др. В Bot API разметку сообщений можно делать в HTML и Markdown.
Разметка в Telegram API
В Telegram API для разметки надо вместе с сообщением передавать entities (MessageEntityBold, MessageEntityItalic и так далее). Хорошие библиотеки сами превращают HTML/Markdown в текст и entities.
Способы выделения текста:
Жирный текст
Моноширинный текст («в строке» и «блоком»)
Упоминание пользователя — текст, похожий на ссылку, клик по которому открывает профиль пользователя. Если упомянуть в группе её участника, он получит уведомление.
Чтобы вставить в сообщение упоминание пользователя, в Bot API нужно встроить ссылку на tg://user?id=123456789.
Кнопки
Инлайн-кнопки
Бот может оставлять кнопки под своими сообщениями.
Кнопки под сообщениями (они же inline keyboards / inline buttons) в основном бывают трёх видов:
URL button — кнопка с ссылкой.
Callback button. При нажатии на такую кнопку боту придёт апдейт. С созданием кнопки можно указать параметр, который будет указан в этом апдейте (до 64 байтов). Обычно после нажатий на такие кнопки боты изменяют исходное сообщение или показывают notification или alert.
Switch to inline button. Кнопка для переключения в инлайн-режим (об инлайн-режиме см. ниже). Кнопка может открывать инлайн в том же чате или открывать меню для выбора чата. Можно указать в кнопке запрос, который появится рядом с никнеймом бота при нажатии на кнопку.
Дополнительные виды кнопок
Login URL button — специальная кнопка для авторизации пользователей на сайте. Использовалась, например, в официальном боте @discussbot (до добавления нативных комментариев в Телеграм).
Callback game button — кнопка для открытия HTML-игры. См. пункт «HTML-игры».
Pay button — кнопка для платежей. См. пункт «Платежи через ботов».
Клавиатурные кнопки
Есть другой тип кнопок: keyboard buttons. Они отображаются вместо клавиатуры как подсказки. При нажатии на такую кнопку пользователь просто отправит этот текст.
При этом в личных чатах с помощью кнопки можно:
Запросить номер телефона пользователя,
Запросить геолокацию пользователя,
Открыть у пользователя меню создания опроса.
Есть опция resize_keyboard, которая отвечает за то, изменять ли высоту этой «клавиатуры из кнопок». По умолчанию она, почему-то, выключена, и тогда высота клавиатуры стандартная большая. Получаются кнопки как на этой картинке:
Чтобы показать клавиатурные кнопки, бот должен отправить сообщение. Можно отправить клавиатуру, которая свернётся (но не пропадёт) после нажатия на кнопку.
По умолчанию, если показать кнопки в группе, они будут видны всем пользователям. Вместо этого можно отобразить кнопки одновременно для этих пользователей:
Для пользователей, юзернеймы которых были в тексте сообщения,
Если это ответ на другое сообщение: для пользователя, который его отправил.
Ещё о кнопках
Оба типа кнопок могут составлять несколько рядов, в каждом из которых по несколько кнопок. Ограничения: в ряду может быть до 8 кнопок, а всего с сообщением до 100 кнопок.
При отправке сообщения можно выбрать одно (но не больше) из следующих действий:
Добавить к сообщению инлайн-кнопки,
Показать клавиатурные кнопки,
Убрать все клавиатурные кнопки,
Force reply: автоматически заставить пользователя ответить на сообщение. Так произойдёт то же самое, что и при нажатии пользователем кнопки «Ответить». Это нужно для того, чтобы бот мог общаться с пользователями в группах, не нарушая Privacy mode.
Таким образом, нельзя показать оба типа кнопок одновременно.
Взаимодействие с ботом
Ссылки на бота
Юзернеймы ботов работают так же, как и любые другие юзернеймы в Телеграме: бота @examplebot можно открыть по ссылке t.me/examplebot.
Также существует прямая ссылка: tg://resolve?domain=examplebot
Подробнее о ссылках tg://
Такие ссылки могут не только заменять ссылки t.me, но и задавать свои действия. Например, tg://settings открывает настройки.
Список известных таких ссылок есть канале @DeepLink.
Ссылка на добавление в группу
По ссылке t.me/examplebot?startgroup=true у пользователя откроется меню: выбор группы для добавления бота.
Прямая ссылка: tg://resolve?domain=examplebot&startgroup=true
Диплинки
По ссылке t.me/examplebot?start= пользователь может запустить бота с каким-то стартовым параметром ( ).
При переходе по ссылке бот открывается как обычно.
Отображается кнопка «Запустить», даже если пользователь уже запускал бота.
Пользователь нажимает на кнопку и видит сообщение /start (всё как обычно).
Боту вместо этого приходит сообщение /start
Так бот может отреагировать на запуск не как на обычный «/start», а другим способом.
Часто диплинки используются для реферальных программ (в качестве параметра можно передавать id пользователя, который поделился ссылкой). Есть и другие применения.
Прямая ссылка: tg://resolve?domain=examplebot&start=
Инлайн-режим
Инлайн-режим (inline mode) — это специальный режим работы бота, с помощью которого пользователь может использовать бота во всех чатах.
Выглядит это так: пользователь вводит юзернейм бота в поле для ввода сообщения. После юзернейма можно ещё записать запрос (текст до 256 символов).
Появляется менюшка с результатами. Выбирая результат, пользователь отправляет сообщение.
Инлайн-режим можно включить в BotFather, там же можно выбрать плейсхолдер вместо стандартного «Search. «
В группе можно запретить использовать инлайн всем или некоторым участникам. В официальных приложениях Телеграм это ограничение объединено с ограничением на отправку стикеров и GIF.
Результаты инлайн-режима
Результаты можно отображать двумя способами:
Сеткой. Удобно для выдачи картинок.
Вертикальным списком. Удобно для выдачи текста.
Можно совмещать два типа, но корректно отображается это только на Telegram Desktop.
Приватность и геопозиция в инлайне
Когда пользователь вызывает инлайн-режим, бот не может получить никакую информацию о контексте, кроме информации о пользователе. Таким образом, бот не может узнать ни чат, в котором вызвали инлайн, ни сообщение, на которое пользователь отвечает.
Но зато если включить в BotFather настройку «Inline Location Data», то бот сможет видеть геопозицию пользователей, когда они используют инлайн (на мобильных устройствах). Перед этим у пользователей показывается предупреждение.
Inline feedback
Inline feedback — это апдейты о выбранных инлайн-результатах. Включаются через BotFather.
Предполагается использование inline feedback для сбора статистики, но не всегда он используется так. Inline feedback позволяет «подгружать» не все результаты сразу, а только выбранный. Например, если бот используется для поиска музыки, то он может загружать не все песни сразу, а только одну.
Важный момент: если вы получили апдейт об отправке инлайн-сообщения, то вы можете его редактировать, только если к нему прикреплены инлайн-кнопки. (Если кнопок нет, то в апдейте не указывается id инлайн-сообщения, по которому происходит редактирование).
Создание наборов стикеров
Боты (и только боты!) могут создавать наборы стикеров. При этом каждый набор стикеров должен принадлежать какому-то пользователю. Посмотреть свои наборы стикеров пользователь может с помощью бота @Stickers.
Платежи через ботов
Телеграм предоставляет ботам возможность принимать платежи от пользователей. Это делается через провайдеров ЮMoney, Сбербанк, Stripe и ещё 7.
Эта возможность используются редко, потому что для использования провайдеров нужно юридическое лицо.
UPD 26.04.2021. В новом обновлении появилось больше возможностей платежей для разработчиков. Теперь боты могут отправлять платежи не только в лс, но и в группы и в каналы. Это позволяет сделать из канала «витрину», на которой можно сразу купить товар. Вы можете посмотреть, как это выглядит, в официальном демо-канале.
HTML-игры в ботах
Боты могут позволять пользователям играть в HTML5-игры в чатах. Бот может отправлять сообщения-игры или создавать их через инлайн-режим. Как это работает, можно посмотреть на примере официального @gamebot.
Telegram Login Widget
Вы можете добавить на свой сайт авторизацию через Телеграм. Процесс авторизации будет проходить так:
Пользователь должен будет ввести свой номер телефона.
Бот Telegram попросит подтвердить вход.
Пользователь авторизуется и нажимает на «Принять» на сайте.
Telegram Login Widget не связан с Login URL button (см. раздел про кнопки выше), а является его альтернативой.
Разработка ботов
Какие апдейты можно получать
Бот не может получить старые сообщения из чата. Бот не может получить список всех своих пользователей. Все, что может получать бот — это информацию об обновлениях. В этом заключается главная сложность разработки ботов.
Вы можете получать информацию о новых сообщениях в боте и других событиях, но только один раз. Вам придётся самим хранить список чатов, старых сообщений (если это зачем-то нужно) и так далее. Если вы случайно сотрёте/потеряете эту информацию, вы её больше никак не получите.
В Telegram API бот может чуточку больше: он может получать сообщения по id, получать список участников группы и прочее.
Получение апдейтов: Bot API vs Telegram API
Если вы получили апдейт в Bot API, то второй раз вы его уже не получите.
В Telegram API это не так: пользователь может пользоваться мессенджером через несколько клиентов, каждый из которых должен получать апдейты.
Если запустить для одного бота несколько программ на Telegram API, то каждая из них будет получать все апдейты.
Ограничения Bot API не позволяют сделать то же самое.
Лимиты
Конечно, на запросы к серверу существуют лимиты. В Bots FAQ на сайте Telegram названы следующие:
Не больше одного сообщения в секунду в один чат,
Не больше 30 сообщений в секунду вообще,
Не больше 20 сообщений в минуту в одну группу.
Эти лимиты не строгие, а примерные. Лимиты могут быть увеличены для больших ботов через поддержку.
Другие известные ограничения в Telegram собраны на limits.tginfo.me — см. раздел про ботов.
Рассылка по пользователям
Ниже в Bots FAQ сказано, что Bot API не позволяет рассылать сообщения всем юзерам одновременно и что в будущем, может быть, они что-то для этого сделают. И написано это уже несколько лет.
Они советуют растянуть рассылку на длительное время (8-12 часов) и замечают, что API не позволит отправлять сообщения более чем
30 пользователям в секунду.
Смена владельца бота
Осенью 2020 года появилась возможность передавать ботов другому человеку. Это можно сделать в настройках бота в BotFather. Для этого на вашем аккаунте должна быть включена двухфакторная авторизация — не менее, чем за 7 дней до передачи. Передать бота можно только пользователю, который что-либо ему писал.
Локальный сервер Bot API
Также осенью 2020 года исходники Bot API выложили на GitHub. Теперь вы можете поднять собственный сервер Bot API. На GitHub перечислены следующие преимущества:
Скачивание файлов с сервера без ограничения (ограничение на отправку файлов пользователями в Телеграме — 2 ГБ),
Загрузка файлов на сервер до 2000 МБ,
Загрузка файлов на сервер с помощью локального пути и URI файла,
Использование HTTP URL для вебхука,
Использование любого локального IP-адреса для вебхука,
Использование любого порта для вебхука,
Возможность увеличить максимальное число соединений до 100000,
Получение локального пути файла вместо загрузки файла с сервера.
Юзерботы
В начале статьи я рассказывал о том, что такое Telegram API и Telegram Bot API.
Telegram API используется не только для ботов — тогда в чём проблема управлять аккаунтами пользователей, как ботами? Люди это делают. Кто-то автоматически ставит текущее время себе на аватарку, кто-то скриптом реагирует на свои сообщения как на команды, кто-то сохраняет сообщения из публичных групп и каналов. Всё это называют юзерботами.
Юзерботов следует использовать аккуратно: за большую подозрительную активность аккаунт могут ограничить или забанить.
Заключение
Я постарался собрать в одном месте и структурировать информацию о всех возможностях Телеграм-ботов. Большое спасибо vanutp, NToneE и Grinrill за помощь с фактами. Если мы что-то забыли — пишите, исправлю.
Я специально не разделял большую статью на несколько постов, чтобы можно было быстро найти нужную информацию. К тому же, в начале статьи есть её содержание. Так что можете сохранить её к себе и использовать как справочник 🙂
Вообще интерфейс бота (то есть интерфейс чата) имеет много ограничений. Но плохо ли это? Действительно удобнее использовать инструмент, когда это часть привычной среды. Я часто прямо в переписке нахожу нужную картинку или информацию с помощью инлайн-ботов. Как заядлый пользователь Телеграма, я люблю использовать ботов. И создаю ботов. И вы создавайте.