Как управлять сельскохозяйственным предприятием
Бухгалтерия в сельском хозяйстве
Сельское хозяйство представляет собой отдельную отрасль, которая регулируется отдельными видами законодательных актов и требует ведения финансовой и бухгалтерской отёчности в соответствии с требованиями. С каждым годом в отчетные документы вносятся изменения, которые следует вовремя вносить в бланк.
Организованная бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия должна опираться на важные нормативные акты. С помощью ряда законодательных регламентов выстраивается система отчетности. Среди основных нормативных документов для ведения бухгалтерии в сельскохозяйственной отрасли выделяют:
1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия
Отраслевое решение для хозяйств, занимающихся растениеводством, животноводством, птицеводством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Нюансы формирования налоговой отчетности и ведения бухгалтерского учета в сельском хозяйстве
Система отчётности на предприятии и ведения бухгалтерских документов в определённом предприятии сельскохозяйственного назначения должна соотноситься со спецификой выполняет работ и услуг, производимых товаров. Сложность ведения бухгалтерской отчетности заключается в невозможности отделения производственных циклов от земельных ресурсов. Также усложняет ведение бухучета в сельскохозяйственной организации оценка состояния и площади земли, сезонность производства и климатические изменения.
Предприятие может прогнозировать получение прибыли в сезонный или урожайный период на определённых данных. Но из-за неблагоприятных климатических факторов объем выручки может быть снижена, а также и количество получаемого сырья.
Сложности ведения бухучета в сельскохозяйственном предприятии из-за климатических особенностей и изменений
Сельское хозяйство имеет большое количество отраслевых предназначений. Отдельное направление производства имеет собственную специфику. Сложность ведения бухучета на предприятии сельского хозяйства заключается в требованиях к персоналу, наличию навыков и знаний, которые характеризуются редкой специфичностью. Специалисты должны владеть уникальными и редкими данными о структуре счетов, нормативов, которые распространяются на производство отдельного вида продукта или сырья, товара.
Неравномерное распределение работ разные месяцы и нестандартное формирование затрат в соответствии со счетами усложняет формирование отчетных бланков. Расходы по содержанию животных или выращиванию растении распределяются с привязкой к отдельным категориями сырью, товаров. От одного сорта растений может производиться несколько готовых товаров или продуктов.
Сезонный характер деятельности сельскохозяйственных предприятий предполагает создание уникальной классификационной системы учета расходов, которые отображаются в форме активов, затрат в будущих периодах и текущих расходах. При вынужденном временном простое из неблагоприятного климата прямые затраты в реализации не формируются.
Амортизационные отчисления занимают особое место в сложности предоставления отчетности для сельскохозяйственных организаций. Налоговым кодексом не предусмотрена сезонность механизма начисления амортизации. В результате подготовки документов может образоваться временная аналоговая разница между налоговым учётом и бухгалтерской информацией. Амортизационные отчисления по активным счетам ориентируются на общую сумму после завершения сезона. Количество фазы простоя в году указывает на начисление амортизации в оставшемся периоде. при простое в 6 месяцев, амортизация начисляется на оставшийся период в полгода.
Автоматизация бухгалтерской учета в сельском хозяйстве
Автоматизированный бухгалтерский учет в сельском хозяйстве позволяет решить различные вопросы с обновлением отчетных документов и выстроить эффективную систему учета.
Автоматизированный учет в сельском хозяйстве базируется на использовании специальных программ, например 1С:Предприятие для бухгалтерии сельскохозяйственного предприятия.
Данная программа является многофункциональным решением, позволяющим вести не только бухучет, но и налоговую отчетность в соответствии с требованиями законодательства. Программа учитывает многолетний опыт автоматизации отчётности в сельском хозяйстве. Программа подходит для ведения отчётности в производственных сельскохозяйственных компаниях, организациях, работающих в сфере переработки продукции.
Программа 1С Предприятие для эффективного ведения учета налогов, затрат, прибыли в актуальных и обновленных сведениях
Расширенные функциональные возможности позволяют вести расширенный учет затрат по содержанию животных, скота, птицы с отображением половозратсных фактором. Благодаря программе реализуется учет на забалансовых счетах массы поголовья продуктивного скота. Для растениеводства с помощью программы формируются готовые печатные формы, а учет ведется с отображением выполненных технологических операций.
Существует ряд специализированных отчетов, которые можно делать при помощи программы, например, отчет о движении птицы, скота, о кормах в животноводстве, структуре посевных площадей в растениеводстве.
Расчет заработной платы реализован для всех категорий работников от группы специалистов. Для бухгалтеров по расчету заработной платы предусмотрена возможность распределения фонда средств между сотрудниками в соответствии с коэффициентами трудового участия.
Учет документов в программе 1С Предприятие реализуется на базе ввода бланков, которые соответствуют первичной документации в бухгалтерии. Возможно введение отдельных видов проводок, а работа обеспечивается практически со всеми видами отраслевых документов.
Программа 1С Предприятие позволяет вести налоговую и бухгалтерскую отчетность сразу в нескольких организациях. Учет по каждой компании ведется в отдельной базе. Также конфигурация направлена на использование единой информационной базы для реализации отчётности по нескольким юридическим лицам.
Основные технологические преимущества автоматизации бухгалтерии сельского с помощью программы 1С Предприятие это:
В программе 1С предприятие можно сформировать отчетные документы по бухгалтерскому балансу, отчету о прибыли и убытках, подготовить данные о движении капитала. Конфигурация поддерживает разные формы отчетности, например:•
Преимущества автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве
Также современный рынок предоставления отчётных документов предлагает и другие программные продукты, позволяющий автоматизировать учет в соответствии с требованиями законодательной базы. Благодаря программе автоматизированного учёта достигается максимальная эффективность и снижение затрат. Предприятию не требуется терять значительное количество времени на поиск необходимых форм отчетности, бланков. Программа автоматически предоставляет все обновления и самостоятельно заменяет устаревшие бланки. За счет автоматизированного учета снижается убыточность продукции, наглядно отображается прибыль на отдельных сферах деятельности предприятия, максимально правильно рассчитывается налогооблагаемая база и амортизационные отчисления.
Благодаря автоматизации бухучета в сельском хозяйстве в сфере растениеводства достигается формирование точных расчетов себестоимости продукции. Детальное отражение всех операций позволяет сформировать точные технологические карты, сведения с учётом плановой урожайности и недостач при неблагоприятных климатических условиях. Для закупки семян и получения определённого урожая легко будет опираться с учётом данных прошлых лет и полученной прибыли.
Для сферы животноводства учет затрат на содержание коров и отображение количество рабочего скота отображает точные данные о количестве потенциальной мясной продукции, чистой массы животных. Точная отчетность для сельского хозяйства в сфере животноводства позволяет определить возможность изменения веса и возможных потерь в массе чистого продукта.
1С:Предприятие 8. Управление сельскохозяйственным предприятием
Подробнее о поддержке и переходе на современные решения в информационном письме №24280.
Рекомендуем переходить на современные решения: 1С:ERP Агропромышленный комплекс 2
«1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» – универсальное решение для организации комплексного управления и учета на предприятиях аграрного сектора. Решение создано на основе опыта успешных проектов в отрасли и рекомендаций Министерства сельского хозяйства РФ в области построения учета и формирования специализированной отчетности. «1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» позволяет эффективно, с минимальными затратами управлять всеми подразделениями предприятия: финансовой, бухгалтерской и кадровой службой, растениеводческими, животноводческими, автотранспортными и вспомогательными подразделениями.
«1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» позволяет управлять информацией о работе и ресурсах всего предприятия, осуществлять стратегический и текущий контроль, оценивать эффективность использования ресурсов. Формировать данные для стратегического прогноза и оценки состояния системы управления предприятия, применять прогрессивные системы начисления заработной платы и материального стимулирования персонала.
Внедряя «1С:Управление сельскохозяйственным предприятием», компания получает комплексное решение для создания и автоматизации системы управления. Адаптация решения под специфику бизнес-процессов предприятия осуществляется на уровне пользовательских настроек, при этом не требуется вносить изменения в код конфигурации, что снижает стоимость внедрения и сопровождения.
Эффективная работа предприятия с использованием решения «1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» становится конкурентным преимуществом компании, базой для развития и роста бизнеса.
Решение «1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» позволяет автоматизировать основные процессы и функции:
Руководству:
Данные для контроля за изменением активов предприятия, отчетность о производственной деятельности, повышение качества управленческой информации ее достоверности и аналитичности.
Финансовой и бухгалтерской службе:
Планирование сельхоздеятельности, оперативный управленческий, бухгалтерский и налоговый учет, анализ деятельности, как в отдельности, так и в их взаимосвязи, систематизация и регламентация управленческого и бухгалтерского документооборота предприятия. План-фактный анализ для управления затратами, формирование себестоимости продукции в различных аналитических разрезах, автоматическое формирование остатков и оборотов по статьям затрат и формирование бюджетов на основе показателей планирования.
Агротехникам:
Планирование заданий на производство, контроль выполнения планов по снабжению материально-техническими ресурсами, масштабный оперативный учет полевых и ремонтных работ в различных аналитических разрезах (подразделение, поле, культура, вид работ, единица техники, механизатор и т.д.). Электронный съем веса при взвешивании ТМЦ и учете готовой продукции при работах на току.
Зоотехникам:
Планирование деятельности животноводческого комплекса, групповой и индивидуальный производственный учет в животноводстве (КРС и свиноводство), контроль структуры стада и динамики движения животных по местам содержания в разрезе ферм и групп животных. Контроль выполнения ветеринарных мероприятий
Инженерам – механизации:
Детальный учет работы грузового и легкового автотранспорта. Определение загрузки техники, исходя из перечня запланированных работ, оценка необходимости привлечения сторонней техники. Расчет плановой потребности в запасных частях и ГСМ, управление ремонтами и обслуживанием техники.
Информационное письмо «О выпуске «1С:Предприятие 8.Управление сельскохозяйственным предприятием», редакции 1.3, №13665 от 15.06.2011
Примеры реализованных проектов:
1С:Предприятие 8. Управление сельскохозяйственным предприятием
Подробнее о поддержке и переходе на современные решения в информационном письме №24280.
Рекомендуем переходить на современные решения: 1С:ERP Агропромышленный комплекс 2
«1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» предназначено для решения следующих задач:
Возможность настройки функциональности рабочих мест, ролей пользователей и прав доступа к информации системы обеспечивает создание структуры предприятия, оптимально соответствующей задачам управления.
При работе в режиме распределенной базы данных система обеспечивает возможность интеграции первичной информации, формируемой в удаленных производственных отделениях, и оперативного контроля за ходом сельхозработ.
Для предприятий холдинговой структуры ведется сквозной управленческий учет по всем организациям. Управленческий учет ведется по данным, зафиксированным в документах, но при этом не зависит от способов и самого факта ведения регламентированного учета. Факт совершения операций вводится один раз и получает в дальнейшем отражение в управленческом и регламентированном учете.
Программный продукт «1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» предоставляет:
При разработке конфигураций «1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» и «1С:Управление производственным предприятием» учитывались как современные международные методики управления предприятием (MRP II, CRM, SCM, ERP, ERP II и др.), так и опыт успешной автоматизации производственных предприятий, накопленный фирмой «1С» и партнерским сообществом в автоматизации ряда предприятий АПК.
При создании отраслевого решения использованы методические материалы, разработанные специалистами компании «Черноземье ИНТЕКО», в частности:
Состав автоматизируемых бизнес-процессов:
Планирование и бюджетирование в растениеводстве
Планирование позволяет сформировать структуру посевных площадей в разрезе полей, отделений, культур и технологические карты полей, планировать заработную плату сотрудников, определять потребность в материально-технических и финансовых ресурсах, формировать структуру затрат по культурам (в т.ч. с учетом незавершенного производства), определять потребность в услугах сторонних организаций.
В итоге формируются итоговые документы годового планирования: сводная потребность в ГСМ, баланс продукции растениеводства, прогноз финансовых результатов, бюджет доходов и расходов.
Планирование реализовано с возможностью разработки различных сценариев деятельности. С помощью механизма указания сценариев существует возможность анализа предполагаемых доходов и расходов для различных вариантов размещений сельхозкультур.
В результате формирования первичных документов планирования автоматически формируются остатки и обороты в разрезе статей оборотов по бюджетам и центрам затрат в регистрах накопления Доходы и расходы и Себестоимость центров затрат, на основании которых производится формирование бюджетных операций. Это позволяет затем стандартными средствами подсистемы Бюджетирование формировать различные отчеты по бюджетам.
Производственный учет в растениеводстве
Автоматизация оперативного производственного учета выполненных полевых и ремонтных работ и оказанных услуг обеспечит получение оперативной информации в различных аналитических разрезах:
Животноводство
Руководители и специалисты животноводства (КРС и свиноводство) получают возможность планировать поголовье животных и структуру стада, вести развернутый производственный учет (групповой и индивидуальный) лечения, забоя и падежа животных, учет расхода кормов, контроль динамики движения животных по местам содержания. По готовой продукции КРС решение обеспечит оперативную информацию о производстве молока и показателях работы за день каждого специалиста.
Такой анализ позволит руководству предприятия динамично отслеживать и контролировать ход работ в животноводстве по бизнес-единицам, оперативно вносить необходимые коррективы.
Бухгалтерский и налоговый учет, расчет зарплаты
Решение в полном объеме обеспечивает автоматизацию бухгалтерского и налогового учета, расчета зарплаты работников, учет расчетов с пайщиками земли от ведения информации по пайщикам, регистрации договоров, начисления пая до регистрации расчетов по паям и удержания подоходного налога.
Специалисты финансовой службы получают возможность учета кредитов и залогов, от ведения информации по залоговому обеспечению до регистрации и контроля процесса исполнения кредитных договоров.
Оптимизация размещения культур
Агрономы получают возможность обоснованного выбора культуры для каждого поля с учетом состояния почв и предшественников культур, оценки потенциальной урожайности с/х культур на конкретном поле, расчета органических и минеральных удобрений, работы с картами полей и ведения агроэкологического паспорта поля.
Интеграция с GPS-системами
В отраслевом решении реализован механизм интеграции с ГИС «Панорама-Агро» и GPS_системой «Автограф», обеспечивающий обмен данными в части справочников и основных первичных документов для учета выполненных работ (Учетный лист тракториста-машиниста и Путевой лист водителя автотранспорта).
Специализированная отчетность АПК
Все подсистемы оперативного (производственного) учета конфигурации переведены на работу в режиме «Управляемое приложение», что обеспечивает эффективную работу большого числа удаленных пользователей.
Отправка отчетности через Интернетp
В это приложение встроен функционал для работы с сервисом «1С-Отчетность», который позволяет отправлять регламентированную отчетность в контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Росалкогольрегулирование и Росприроднадзор через Интернет непосредственно из программ 1С:Предприятия без переключения на другие приложения и повторного заполнения форм.
Кроме сдачи электронной отчетности, сервис «1С-Отчетность» поддерживает:
Пользователям всех версий, кроме базовых, для использования 1С-Отчетности необходимо наличие действующего договора 1С:ИТС.
Без дополнительной оплаты подключить сервис для одного юридического лица или ИП могут пользователи, заключившие договор 1С:ИТС уровня ПРОФ.
Для подключения к сервису «1С-Отчетность» обращайтесь к своей обслуживающей организации (партнеру фирмы «1С»).
По накопленным данным о сотрудниках можно построить разнообразные отчеты: списки работников, анализ кадрового состава, отчеты по отпускам (графики отпусков, использование отпусков и исполнение графика отпусков) и т.д..
Подсистема регламентированного кадрового документооборота позволяет автоматизировать кадровые операции в соответствии с действующими нормативными документами:
Важным аспектом управления бизнесом является построение системы мотивации рабочих, ориентированной на увеличение объема выпускаемой с надлежащим уровнем качества продукции, предусматривающей заинтересованность персонала в повышении квалификации. Для реализации стратегий мотивации персонала часто используется тарифная и сдельная системы оплаты труда, для точного расчета начислений в соответствии с принятыми правилами предназначена подсистема расчета зарплаты.
Подсистема позволяет автоматизировать весь комплекс расчетов с персоналом, начиная от ввода документов о фактической выработке, оплаты больничных листов и отпусков, вплоть до формирования документов на выплату зарплаты и отчетности в государственные надзорные органы.
Результаты расчета заработной платы отражаются в управленческом, бухгалтерском, налоговом учете с необходимой степенью детализации:
отражение результатов расчета регламентированной зарплаты как затрат, принимаемых к учету для целей исчисления налогов и взносов
Формирование укрупненного плана производства
Посменное планирование производства
Функциональность управления заказами, реализованная в системе, позволяет оптимальным образом размещать заказы покупателей и отражать их в производственной программе в соответствии с принятой в компании стратегией исполнения заказов и схемами работы (работа со склада, под заказ).
Все этапы прохождения заказа и его корректировки фиксируются в системе соответствующими документами. Менеджер может в любой момент:
Механизмы ценообразования позволяют коммерческому директору и руководителю отдела продаж определять и реализовывать ценовую политику предприятия в соответствии с имеющимися аналитическими данными о спросе и предложении на рынке.
Основные функциональные возможности подсистемы:
Сегментирование покупателей с использованием интегрированного ABC(XYZ)-анализа позволяет автоматически разделить клиентов:
Фирмой «1С» получен сертификат соответствия № 2137 от 20.07.2010 г. (продлен до 20.07.2016г.) выданный ФСТЭК России, который удостоверяет, что защищенный программный комплекс «1С:Предприятие, версия 8.2z» (сертифицированные экземпляры платформы маркированы знаками соответствия с № Г 420000 до № Г 429999) является программным средством общего назначения со встроенными средствами защиты информации от несанкционированного доступа к информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, соответствуют требованиям руководящих документов «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» (Гостехкомиссия России, 1992) – по 5 классу защищенности и «Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей» (Гостехкомиссия России, 1992) – по 4 уровню контроля.
Все конфигурации, разработанные на платформе «1С:Предприятие 8.2» (напр. «Зарплата и управление персоналом», «Управление производственным предприятием», «Управление сельскохозяйственным предприятием» и др.) могут быть использованы при создании информационной системы персональных данных любого класса и дополнительная сертификация прикладных решений не требуется.
Масштабируемость и производительность
Как эффективно автоматизировать агропромышленное предприятие: кейс 1С:ERP
Компания ООО «Гранд-НН Менеджмент» основана в августе 2010 года. Основной вид деятельности: управление финансово-промышленными группами.
ООО «Гранд-НН Менеджмент» является управляющей компанией:
ОАО «Линдовская птицефабрика» — крупнейшая птицефабрика в Нижегородской области, основанная в 1973 году, сегодня занимает лидирующие позиции на нижегородском рынке охлажденного мяса цыплят бройлеров и продукции мясопереработки.
Ассортимент продукции «Линдовской птицефабрики» включает более 30 наименований. Его основу составляют полуфабрикаты из мяса птицы: тушка и нарезка, субпродукты, куриные копчености, полуфабрикаты глубокой переработки.
Высокое качество продукции гарантировано условиями выращивания птицы. «Линдовские» цыплята получают сбалансированное по всем показателям питание, в которое входят пшеница, кукуруза, необходимый комплекс витаминов и минеральных веществ. Используемые корма в течение всего технологического процесса подвергаются тщательному ветеринарному контролю.
ООО «Племзавод «Пушкинское» производит в год более 15 тысяч тонн зерна, около 30 тысяч тонн собственных кормов, что способствует созданию крепкой кормовой базы для содержания 2600 голов крупнорогатого скота, более 1000 голов свиней, производства более 8 тысяч тонн молока и почти 500 тонн мяса всех видов. Цех по переработке мяса производит 20-25 тонн колбасных изделий в месяц.
ООО «Племзавод им.Ленина» Ковернинского района является многоотраслевым сельскохозяйственным предприятием.
Основные виды деятельности племзавода:
В 1970 году в колхозе им. Ленина Ковернинского района под руководством в то время Героя социалистического труда Вагина Михаила Григорьевича были устроены небольшие «красильни», т.е. художественные мастерские, которые на сегодняшний день преобразованы в современный цех со всем необходимым оборудованием для выпуска изделий с хохломской росписью.
Хохломские художники ООО «Хохлома» (Племзавода им. Ленина) — это виртуозы своего дела. Руками мастеров с необыкновенной уверенностью и четкостью создаются узоры «травка», «кудрина», «под фон» и многие другие. У мастеров художественного цеха сложился свой особый стиль росписи, свое направление — это травное — ягодное письмо. Все элементы росписи берутся из природы и отражают красоту нашего края.
Ассортимент выпускаемой продукции с хохломской росписью насчитывает свыше 200 наименований и постоянно разрабатываются новые виды. Это матрешки, деревянная расписная посуда, резные ковши, многопредметные столовые наборы: для меда, блинов, для ухи и пельменей. Особую группу предметов составляют декоративные панно, напольные вазы.
Все изделия, выпущенные в художественном цехе, утверждены художественно-экспертным советом по народному искусству Министерства Культуры Нижегородской области и отнесены к изделиям народных художественных промыслов с 20 апреля 1994 года.
Изделия художников ООО «Хохлома (Племзавода им.Ленина) многократно демонстрировались на многих выставках и ярмарках.
Популярная в России хохломская роспись покорила весь мир. Работы современных хохломских художников экспонировались на крупных отечественных и международных выставках, утверждая славу русского народного искусства за рубежом.
На сегодняшний день ООО «Хохлома» в полной мере продолжает традиции ООО «Племзавод им.Ленина» в продвижении изделий хохломской росписи.
В 2017 году руководство управляющей компании рассматривало вопрос об автоматизации одного из предприятий холдинга — ОАО «Линдовская птицефабрика». Учитывая специфику деятельности, рассматривали различные системы с сельскохозяйственной направленностью.
Внедрение 1С:ERP Агропромышленный комплекс 2
1С:ERP Агропромышленный комплекс 2 — инновационное решение для построения комплексных информационных систем управления деятельностью средних и крупных агропромышленных предприятий, разработанное на базе типовой конфигурации 1С:ERP Управление предприятием 2 с сохранением всех возможностей и механизмов типового решения.
Продукт обеспечивает создание эффективной информационной системы управления при построении вертикально-интегрированных бизнес-структур, объединяющих в своем составе производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Решение 1С:ERP Агропромышленный комплекс 2 учитывает отраслевую специфику предприятий агропромышленного комплекса по направлениям деятельности Растениеводство и Животноводство (КРС и Свиноводство) и помимо мощного отраслевого функционала включает все возможности базовой конфигурации «1С:ERP Управление предприятием 2».
Решение 1С:ERP Агропромышленный комплекс 2 обеспечивает создание информационной системы агропредприятия для решения следующих актуальных задач:
Решение 1С:ERP Агропромышленный комплекс 2 обеспечивает автоматизацию бизнес-процессов.
Отраслевые подсистемы:
Подсистемы типовой конфигурации «1С:ERP Управление предприятием 2»:
В октябре 2018 года был заключен договор с фирмой-франчайзи 1C:Апрель Софт на поставку программного продукта и его сопровождение.
В ходе работ специалистами 1С:Апрель Софт было сделано:
Внедрение осуществляется силами своего штата ИТ-специалистов с поддержкой компании 1С:Апрель Софт.
Система введена в эксплуатацию 14 января 2019. Автоматизировано 50 рабочих мест.
В результате была получена система управления, основанную на использовании современных информационных технологий, позволяющих:
и обеспечить:
С компанией 1С:Апрель Софт оформлен договор на информационно-технологическое сопровождение, периодически закупаются программные продукты, дополнительные клиентские лицензии. Компания ООО «Гранд НН» надеется на дальнейшее плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество!