Как управлять моноколесом научиться
Как управлять моноколесом?
Управлять моноколесом – легче, чем может показаться на первый взгляд. Все действия происходят на уровне интуиции и основаны на чувстве баланса, присущем практически каждому человеку.
Принцип управления моноколесом.
Все управление сводится всего к 4-м элементарным движениям:
Главное правило, о котором стоит помнить, чтобы избежать падения – не нужно наклоняться слишком сильно, необходимо немного перенести вес вперед или назад.
Как начать ездить на моноколесе?
Несмотря на то, что этот процесс не является сложным, не всем удается с первого раза встать и поехать. Предварительно нужно подготовиться. В первую очередь, стоит подумать о защите, чтобы избежать травм при возможном падении. Из экипировки понадобится стандартный набор – шлем, налокотники и наколенники. Также желательно надеть высокую обувь, которая защитит ноги от возможных ударов о подножку.
Для первого раза также желательно найти точку опоры. В качестве нее можно выбрать перила, стену, забор, либо становиться в компании друга, на руку или плечо которого можно будет опереться.
Далее, процесс освоения моноколеса можно разделить на несколько этапов, пройдя которые управление этим транспортом станет привычным делом.
Этапы обучения управлению моноколесом.
Пройдя эти этапы без пропуска, можно научиться управлять моноколесом за короткое время. После освоения обычного управления желающие могут научиться ездить на одной ноге или даже выполнять трюки на моноколесе.
Видео как управлять моноколесом
Как научиться ездить на моноколесе
Всем привет! Я научился ездить на этом очень компактном, юрком, удобном и мобильном электротранспорте в 63 года.
Пишу не для хвастовства, просто хочу помочь желающим освоить это «шайтан-колесо», сохранить ваше время и здоровье во время обучения и подробно рассказать как преодолеть основные трудности в начале обучения, а именно:
Чтобы чувствовать себя уверенно — нужно знать и уметь
Что нужно знать, я сейчас расскажу, а второе вы получите во время тренировок.
Возможно, написанное ниже, для кого-то будет известными «прописными истинами», но кому-то может и пригодиться. Не всегда имеющиеся знания сразу получается соединить с практикой без синяков и ссадин, поэтому не будет лишним их напомнить.
Равновесие
Начнем с равновесия. Как на колесо становиться – будет понятно потом.
Езда вперед и назад
В инструкции, прилагаемой к колесу (если читали), вы наверно видели подобные картинки:
Управление скоростью моноколеса
Скажу сразу – учиться лучше на ровной просторной площадке с гладкой поверхностью (асфальт, бетон и т.п.). Всякие заборы и стенки, за которые можно держаться, будут только мешать вам быстрее почувствовать и овладеть состоянием равновесия.
Со стороны это должно выглядеть, подобно полету лыжника с трамплина, только наклон вперед совсем маленький. Подчеркиваю – ноги должны быть выпрямлены и образовывать с туловищем практически прямую линию, как у летящего с трамплина лыжника (на картинке это изображено, обратите внимание). Так легче «поймать» чувство равновесия, т.к. тело не будет напряжено и не будет быстро наступать усталость во время учебы. На «полусогнутых» ездят по неровной дороге, преодолевают препятствия и в некоторых других случаях. Но это уже на следующих этапах освоения колеса.
Честно — назад я ездить не пробовал, не было необходимости включать «задний ход». Но это положение (смещение центра тяжести назад) автоматически получается при съезде с крутых горок. При этом колесо едет вперед и просто притормаживает на спуске, не разгоняясь.
Кстати, в этом случае происходит приятная вещь – аккумулятор колеса подзаряжается! Из этого следует еще один нюанс – не стоит на полностью заряженном колесе спускаться с больших горок – перезарядите аккумулятор и сократите его срок службы.
Это я рассказал о стабилизации колеса в продольном направлении, практически повторив (с небольшими дополнениями) то, что пишут в инструкциях к колесу. Эту стабилизацию выполняет электронный модуль колеса, чувствуя куда вы его наклоняете. Само-собой разумеется при этом колесо должно быть включено.
Повороты
Теперь поговорим о главном— о том, о чем умалчивает инструкция – о стабилизации в поперечном направлении. Инструкция молчит на эту тему потому, что эту стабилизацию, проще говоря – равновесие, должны поддерживать вы.. Электроника колеса здесь не при делах. Есть, правда, одно исключение, но о нем позже.
Вернемся к средней картинке и посмотрим на неё с другой стороны (в лицо ездока).
Управление поворотами на моноколесе
Здесь ситуации похожи на предыдущие (физика, она и в Африке – физика), только результаты могут сильно отличаться. (Особенно у начинающих).
Вы ведь знаете, что на двухколесном велосипеде равновесие можно удержать только в движении. Не будем учитывать такой вид велоспорта, как гонка с преследованием. Где гонщики, как акробаты, балансируют неподвижно на велосипедах после старта, ожидая, кто первый не выдержит и поедет.
С моноколесом ситуация аналогична – равновесие легче поддерживать в движении.
Итак, если колесо движется и вес тела распределен поровну на обе подножки – колесо едет прямо.
Если во время движения вы будете неспешно и плавно «переминаться» с ноги на ногу – траектория движения получится «змейкой». «Переминаться» — это слишком сильно сказано. На самом деле это тонкий и чувствительный процесс. Нажимом на подножки нужно балансировать совсем чуть-чуть. Никаких резких движений, все должно быть плавно.
Кстати, небольшой наклон тела в сторону также вызывает смещение центра тяжести, и как следствие наклон и поворот колеса. Это труднее дозировать. Поэтому, на первых порах повороты лучше выполнять не наклоном тела в сторону, а легкими «переминаниями» (оставляя тело в вертикальном положении) — так легче контролировать поворот и удерживать равновесие. Главное – прочувствовать равновесие и постоянно его удерживать, со временем это дойдет до автоматизма.
На первых занятиях ограничьте максимальную скорость колеса (если это возможно) 5-6 км/час, потом увеличьте до 10 – 15 км/час. Далее, по мере приобретения опыта и необходимости острых ощущений.
Вообще-то этот вид транспорта довольно травмоопасен и не только для ездока, но и для окружающих. Езда на моноколесе требует постоянного внимания за дорогой и окружающей обстановкой, впрочем, как и любой другой вид транспорта. Но здесь «бдеть» за дорогой надо особенно – колесо может «взбрыкнуть» на любой кочке. На неровной дороге приходится немного сгибать ноги в коленях для амортизации и зажимать колесо между ног, чтобы оно не виляло.
«Переминаниями» выполняются плавные повороты. На больших скоростях дополнительно еще и небольшим наклоном тела поддерживается равновесие.
При езде не нужно делать резких движений, поворотов, ускорений и торможений даже на средних скоростях, чтобы не оказаться в ситуации: «Он повернул коня налево, а сам направо поскакал». «Поскакал» – это даже слишком мягко сказано…
Более резкие повороты на совсем маленькой скорости (почти остановившись) можно делать, зажав колесо ногами и принудительно поворачивать его, двигая одну ногу вперед, а другую назад с поворотом (не отрывая и не смещая ноги на подножках). Но это потом, когда вы с равновесием уже будете на «ты».
Почему я, начав о равновесии, говорю о поворотах? Вспомните езду на велосипеде: куда он наклоняется, туда и руль поворачивают чтобы удержать равновесие, а уж потом возвращаются на прежний курс. Такой же принцип езды и на моноколесе. Куда оно наклоняется, туда и езжайте, выравнивая его при этом в вертикальное положение, а затем поворачивайте в нужном направлении. То-есть первые метры вашей езды будут получаться змейкой, пока не освоитесь.
Возможно на первых занятиях вы будете ехать вообще не туда, куда хотите, а туда, куда хочет колесо. Не расстраивайтесь, главное поймать, прочувствовать и запомнить состояние равновесия. А с приобретением вами уверенности, колесо начнет подчиняться вашим желаниям.
Выше я говорил об одном исключении. — Электроника не участвует в поперечной стабилизации колеса. Но, если вы очень сильно наклонили колесо в сторону (например при повороте), процессор подумает что вы падаете и выключит колесо. То-есть крутые виражи, как в мотогонках, здесь не проходят. Они переходят в крутое падение.
Как вставать на моноколесо
Вы будете спокойно и уверенно чувствовать себя верхом на колесе, если перед этим научитесь свободно и уверенно становиться на него двумя ногами и сходить с него обратно. Пора уже поговорить о этой проблеме начинающих.
Возвращаемся к предыдущей средней картинке, к ситуации «фантастика» — когда колесо неподвижно. Фантастику надо сделать былью! Хотя бы на секунду, другую. Этого вполне достаточно, чтобы красиво и эффектно взобраться на колесо обеими ногами и начать движение. Вы ведь не участник гонки с преследованием, где спортсмены могут долго балансировать неподвижно на велосипеде, пока у кого-то нервы не выдержат.
Конечно, не спорю, становиться на колесо можно, одновременно приводя его в движение. Это легче. Но вы будете более скованы и напряжены, вам труднее будет осваивать чувство равновесия, если вы не почувствовали его на неподвижном колесе и не получили при этом небольшой опыт.
Смотрим на картинки ниже. Физика прежняя, классическая. Никакой фантастики.
Чтобы не повторять судьбу бедолаги (не наступать на те же грабли), посмотрим как обмануть непослушное колесо на следующих картинках.
Это вам пригодиться.
Но вернемся ко второй ноге. Чтобы поставить вторую ногу на колесо не нужно долго балансировать, оттопыривая ногу, как на правой картинке. Там показано как держать равновесие, когда стоишь только одной ногой на колесе. Смысл вы поняли. Начинайте «восхождение» на колесо как на средней картинке и потом быстро ставьте вторую ногу на подножку, распределяя вес тела поровну между подножками и, наклоняясь чуть вперед, начинайте движение.
При остановке – те же принципы. Слезая с колеса, смещайте тело (центр тяжести) в сторону ноги, которая будет первой сниматься с подножки (чтобы колесо вместе с вами не опрокинулось в противоположную сторону).
ВОТ И ВСЕ «СЕКРЕТЫ» РАВНОВЕСИЯ
Еще несколько практических советов
В Youtube полно роликов, где колесо, после неудачной езды, мчится, кувыркаясь, не один десяток метров. А с поводком и колесо будет целее и прохожие не пострадают.
С чего начать?
Можете усложнить упражнение. Повторите, взобравшись на колесо и держась за неподвижную опору над головой (например турник). Упражнение типа маятник – ноги с колесом уехали вперед, потом назад. Руки остаются на неподвижной опоре.
Отрабатывайте каждое упражнение до получения положительных результатов.
Потренируйтесь становиться на колесо и начинать движение, сходить или соскакивать с колеса поочередно разными ногами, а не только той, которой удобней. На дороге могут встретиться различные ситуации.
Полезной для здоровья будет и отработка навыка экстренной остановки (см. упражнение 9). Необходимо оценить и прочувствовать длину тормозного пути для безопасных остановок.
Думаю после этих опытов, спокойный плавный стиль вождения в итоге Вам больше понравиться. 20 км/час и выше – это для любителей остренького.
Если Вы не испугались повторяющихся в тексте слов «падение» и дочитали мое произведение до конца, признаюсь – научиться ездить на моноколесе можно и нужно совсем без этого ужасного слова «падение». Главное предупредить и предвидеть это событие.
Предупрежден – значит вооружен!
УДАЧИ! ДО ВСТРЕЧИ НА ДОРОГАХ!
P.S. Езда на моноколесе дарит прекрасное чувство полета над землей!
(Это не в смысле – полет при падении с колеса. При падении возникают совсем другие чувства).
Проверено на себе: сколько времени нужно, чтобы научиться ездить на моноколесе
Крутись, колесо
Накануне обучения посмотрела парочку видеоуроков, на них опытные пользователи электротранспорта обучали таких же, как и я, новичков. У ребят так ловко получалось выполнять задания инструктора, что закралась мысль: либо они только выдают себя за начинающих, либо это на самом деле просто. Проверим.
– Держи, на время тренировки оно твое, – протянул мне ручку от моноколеса инструктор.
– Спасибо, но что мне с ним делать? – немного оторопев от такого «подарка», интересуюсь я.
Первые трудности появились уже в начале урока: как спустить моноколесо с бордюра на дорогу? Наверное, некоторые предложили бы поднять его за вытянутую ручку и поставить на проезжую часть, но это грубая ошибка, обращает внимание Игорь:
– Этот моноцикл весит 13 килограммов, ручка может не выдержать и оторваться. Есть два варианта: сложить ручку и уже в таком виде поднять колесо либо за вытянутую ручку прижать электротранспорт к земле и, не отрывая от тротуара, спустить его на асфальт.
– С каждым годом количество учеников растет, – делится наблюдениями инструктор. – Только за июнь на тренировках побывало около сотни человек. Иногда приходят целыми семьями. Многих настолько затягивает, что они продают автомобили и ездят по городу исключительно на моноколесе, даже зимой с ним не расстаются.
На память о тренировке
Первым делом следует научиться правильно ставить ступню и фиксировать моноколесо в устойчивом положении одной ногой.
– Нужно выбрать основную ногу, ту, которой тебе будет удобнее держать колесо. Какой рукой пишешь? – спрашивает Игорь.
Игорь откидывает подножку, ставит на нее стопу, параллельно объясняет:
– Ногу размещаем как можно ближе к колесу, ты должна чувствовать, как подошва кроссовки упирается в корпус. Колено держим в согнутом положении. Почувствуешь небольшое напряжение, и это нормально, мышцам нужно время, чтобы окрепнуть и привыкнуть к нагрузке.
– Две минуты делаем, столько же отдыхаем, повторяем упражнение в три подхода, – командует инструктор.
Уже после первого круга мысль о том, что научиться ездить на моноколесе просто, улетучилась. Почувствовала, как заработали мышцы, о существовании которых даже не подозревала.
Меняем локацию и переходим к лестнице у подъезда. Игорь показывает следующее задание:
Спустя несколько неудачных попыток у меня начинает что-то получаться: отрывать ногу от земли уже не так страшно, увереннее держу баланс. Но рано радовалась, инструктор усложняет задачу:
– А теперь делаем все то же самое, только без перил.
– Я же упаду! – протестую против неожиданного поворота.
– У меня еще никто не падал: ни маленькие дети, ни 70-летние дедушки, – подбадривает меня Игорь.
Устали все: и ученик, и учитель
Движемся в сторону школьного стадиона. Подходим к ступеням, которые ведут к полю и беговым дорожкам. Мне нужно поднять моноколесо по пандусу, используя для этого только ручку.
– Ты должна почувствовать, что колесо само ведет тебя, – поясняет суть задания Игорь.
Раз попытка, два попытка… И только на третий раз поняла, что имел в виду инструктор. Окрыленная своими успехами, рвусь выполнять следующее упражнение. Выходим с Игорем на беговую дорожку. Замечаю на его лице загадочную улыбку и понимаю, что ничего хорошего ждать не приходится.
Сказать, что я в шоке, – ничего не сказать, но сдавать назад поздно. Ухватившись за руку инструктора, запрыгиваю на моноколесо и, о чудо, еду… Первый круг позади, останавливаемся на передышку. Устали все: я, Игорь, который следовал рядом, и наша фотограф, ведь ради хороших снимков ей пришлось побегать.
Час тренировки позади, и я решаюсь проехать в одиночку, без помощи Игоря. Собрала в кучу остатки бесстрашия и проехала около метра.
– О, отлично! Еще одно занятие – и сможешь целый круг самостоятельно преодолеть, – радуется моим успехам учитель.
Да, я обязательно вернусь, только чуть позже, пусть синяки пройдут.
Начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности главного УГАИ МВД Александр Шевченко:
– В новую редакцию Правил дорожного движения, которая сейчас согласовывается с госорганами, предлагаем ввести термин «средства персональной мобильности». Это устройства, которые имеют двигатель, при этом их максимально допустимая скорость – 25 км/ч. Те, кто использует такие средства для передвижения, будут приравниваться к пешеходам. Перемещаться на таких устройствах нужно будет по велосипедным дорожкам. При их отсутствии – по тротуарам, обочинам, не создавая препятствий для движения другим пешеходам. К лицам, передвигающимся на таких устройствах, будут предъявляться дополнительные требования по обеспечению дорожной безопасности. Это и запрет перевозки других лиц, если это не предусмотрено конструкцией средства персональной мобильности, и возрастные ограничения, и требования к физическому состоянию, и некоторые другие.
Как научиться кататься на моноколесе?
Подумав хорошенько, я решил, что справлюсь с этим делом. Тогда я пошел и купил бутыль свинцовой примочки и велосипед. Домой меня провожал инструктор, чтобы преподать мне начальные сведения. Мы уединились на заднем дворе и принялись за дело.
В прошлом году я опубликовал статью про выбор моноколеса для поездок на работу, в этот раз хочу поделиться соображениями по поводу обучения катанию на этом виде транспорта.
Чем эта статья отличается от других подобных материалов?
Далее, эта статья основана на видео, в котором показан реальный процесс постановки на колесо за один день с хронометражем — это есть далеко не везде.
Следующий момент — я не выставляю метод как «единственно правильный». Более того, есть два подохода к обучению, которые я считаю более предпочтительными… но они не всегда приемлемы, и вот тогда можно рассмотреть описываемый здесь способ.
Ну и, наконец — я не говорю, что будет легко. Даже если Вы «поедете», затратив — как показано в видео — суммарно час тренировочного времени, этот час, скорее всего, будет одним из самых трудных в жизни 🙂 Нужно быть готовым к тому, что первые упражнения с колесом, при их кажущейся внешней легкости, потребуют немалых усилий, в том числе и волевых.
Метод «Длинного шага»?
Несколько лет назад крайне популярным был метод под названием «Длинный шаг». По этому методу учился я, Никита (наш «старшенький», тогда он был в шестом классе), и, к примеру — lozga. Нас троих объединяет удивительный результат — метод не сработал.
lozga описывает дело таким образом:
День 7. Я, наверное, мутант…
День 8. Наверное, в методике обучения есть какой-то изъян, или она мне не подходит. Мобилизую на помощь жену и тренирую другой способ — вставать на колесо двумя ногами и ехать, опираясь на ее плечо. Для того, чтобы попросить помощи на форуме, записываю видео — вдруг они заметят мои ошибки?
Но уже после записи этого видео хождения по кругу с опорой на плечо жены дают свои результаты — я начинаю делать змейку, и, отрываясь, могу проехать метров пять. Вин!
У меня возникли схожие ощущения по поводу своего «мутантства», тем не менее, примерно за неделю упорных и довольно трудных попыток я смог поехать. А вот Никита не прошел даже упражнение «Циркуль» — кружится голова, и все.
Какое-то время я довольно много читал electrotransport.ru и пришел к выводу, что метод «Длинный шаг» — не для всех. Могу даже обосновать, почему он не для меня — нарушается принцип «от простого к сложному». Я так и не научился прилично ездить на одной ноге; для меня это трудно, гораздо труднее, чем на двух. Допускаю, что тут все индивидуально, может быть, играют роль какие-то различия на генетическом уровне или еще что — но факт в том, что таких людей, судя по моим наблюдениям, довольно много.
Одному ездить мне было скучновато, и я периодически «подбивал» Никиту тоже научиться. Однажды я наткнулся на внешне весьма простой альтернативный метод и Никита «загорелся». У меня к тому времени появились некоторые свои соображения про то, как надо начинать, применив все это на практике удалось поставить Никиту на колесо один день, суммарно потратив чуть более часа на обучение. На радостях я заснял почти весь процесс и сделал ролик с упражнениями, вот он:
Спустя пару лет хочется кое-что добавить к видеоряду. Некоторые важные моменты хоть и присутствуют на видео, но не получили должного акцента — тогда казалось, что это очевидно. Итак, исправляюсь.
Другие способы обучения
Самым лучшим я считаю вариант обучения с грамотным инструктором. Это может выглядеть, например, так:
Главная проблема этого метода — поиск того самого «грамотного инструктора». По идее, должен быть некий выбор, рекомендации, отзывы.
Второе место я отдаю обучению с «движущейся опорой». Для lozga эту роль сыграла супруга, идеальной же опорой мне представляется тяжелая тележка из супермаркета. Держась за нее можно спокойно и постепенно прочувствовать главное — баланс. Наверное. Я не проверял.
Если по каким-то причинам вышеперечисленное не подходит, идем дальше. В этот раз начнем, в определенном смысле, с конца.
Про защиту: колесо
«Говорил тебе — Ваня! не катайся без защиты!»(По мотивам картины И.Е.Репина.)
По аналогии с резервным копированием можно сказать, что моноколесники делятся на три группы: тех, кто еще не использует защиту, тех, кто уже использует, и тех, кто использует мотоциклетную защиту.
Первым средством защиты, с которым надо определиться, является само колесо. Как известно, самая надежная деталь это та, которой нет, так что советую еще раз максимально рационально оценить свои потребности в этом виде транспорта.
Если все-таки эта деталь необходима, она должна быть дорогой и надежной. В прошлой статье тему выбора колеса я раскрыл достаточно подробно и с примерами, здесь же еще раз резюмирую — емкость аккумулятора должна быть не ниже 4 Вт * ч на килограмм веса (колесо + человек).
Кроме того, не стоит забывать, что электрическое моноколесо — это целая куча single point of failure и в этой куче много как «твердых», так и «мягких» частей. Качественная разработка этого программно-аппаратного комплекса весьма нетривиальна, засим еще раз рекомендую брать стоящие вещи от проверенных брендов, из которых я, в силу личного опыта, могу посоветовать Inmotion и KingSong.
Про защиту: плавность и постепенность
Не нужно делать резких движений, особенно — необдуманных резких движений. Обучение должно протекать по возможности плавно, небольшими итерациями.
Про защиту: щиток на голень
При обучении с высокой вероятностью будет в той или иной степени травмирована внутренняя часть голени.
Исходя из этого считаю защиту по типу футбольного щитка совершенно необходимой на период обучения.
Про защиту: очки
Чтобы два раза не вставать сразу расскажу про защиту вообще, а не только на период обучения. Очки я также считаю совершенно обязательным элементом защиты периода эксплуатации — попадание насекомого или соринки в глаз весьма неприятно и чревато последствиями.
Про защиту: защита запястья для роллеров
Эту защиту при быстрой езде я не использовал всего один раз. Жена попросила сгонять с утра в аптеку — я «по быстрому» сгонял. Результат — брюки в крови и полгода боли в руках. С тех пор мысли быстро ездить без этой защиты у меня не возникает.
Кстати, по поводу КДПВ:
Мотоциклетные перчатки (и вообще любые перчатки) носить для защиты не стоит, ибо при падении на скорости они — в отличие от защиты запястья — не спасают от переломов. Кроме того, они не скользят, а, наоборот, «прилипают» к поверхности. Автор КДПВ вспоминает:
К слову, чисто умозрительно я разделяю концепцию, что при падении на скорости нужно рыбкой скользить вдоль асфальта, а не перекатываться. При скольжении энергия будет рассеяна на «поверхности», при перекатывании же энергия будет рассеиваться в костях и мышцах. «Поверхность» существенно проще и защищать, и восстанавливать.
Про защиту: шлем, мотокуртка, наколенники
Некоторое время я любил ездить на «пределе», для Inmotion V8 это около 30 км/ч. С тех времен у меня остались мотоциклетная куртка, шлем и наколенники. Шлем, конечно, лучше иметь «фуллфейс», ибо:
не фуллфейс, не важно какой, по сути защищает от падения на бок и навзничь. От падения ничком, что чаще всего бывает с моноколесниками, он не защищает совсем.
Мотокуртка очень быстро надевается/снимается и защищает от ударов локти, плечи и спину. Кроме того, она весьма способствует упомянутому выше скольжению, скользить в ней — особенно при наличии «фуллфейс» шлема — легко и приятно (собственно, это так by design).
Заканчивая тему защиты — «сила» защиты должна быть пропорциональна квадрату скорости. Некоторые ездят в «черепахах», это вполне разумно.
Поехали
Принцип цепочки упражнений, которые будем проделывать: весь процесс вставания на колесо и трогания с места разбит на мелкие шаги, каковые постепенно отрабатываем, двигаясь от простого к сложному. В других известных мне методах (без помощника/опоры) «шаги» обучения крупнее.
Чтобы начать обучение нужно как минимум запастись колесом, защитой голени и еще я бы рекомендовал веревку или ремень для поддержки колеса. Веревка нужна не для того, чтобы за нее держаться, а чтобы колесо не брякалось на землю или на ногу.
На многих колесах снизу на ручке есть кнопка отключения, этот нюанс нужно учесть, чтобы веревкой не задевать ее. Я учился на KingSong 14D, там кнопки нет.
Можно сформулировать первое НЕ-правило:
НЕ держитесь за веревку/ремень
Упражнение «Качели»
В этом упражнении ключевым моментом, который неочевиден из видео, является расположение колеса под углом.
НЕ держите колесо под прямым углом к земле
Игнорирование этого НЕ-правила ведет к потере равновесия и повышенному травматизму голени, начинать нужно всегда из наклонного положения.
НЕ подгибайте ногу, которая стоит на земле
«Здравый смысл» тут будет подсказывать, что ногу надо просто подогнуть и тогда она оторвется от земли. Не слушайте его — ногу надо имено что «подтянуть» вверх в ее прямом состоянии путем наклона тела, колесо при этом движется к вертикальному положению. Можно немного отталкиваться носком ноги. Еще раз напомню — все движения должны быть плавными.
Поиск продольного баланса
Держимся за некую штуку и тихонечько ездим туда-сюда (а вот веревка зря, конечно, тут натягивается, держаться за нее не стоит):
Можно даже дома отрабатывать, вот что пишет lgorSL в комментариях:
А он очень помогает и для «троганья», и в «поворотах». Для тренировки я встал у косяка двери, держался за него рукой (в основном, чтобы не заваливаться на бок), а колесом учился проезжать 20-50 см вперёд-назад с разной динамикой и амплитудой, останавливая колесо в задуманных местах спереди и сзади. Упражнение простое, после него появился нормальный контроль скорости — я смог ускоряться и останаливаться.
Упражнение «Сдвиг»
Мы уже научились подтягивать ногу вверх, теперь надо научиться одновременно с этим немного сдвигать колесо вперед. Для этого упражнения также отмечу, что колесо начинает движение, находясь под углом к земле. Сдвиги должны быть короткими.
Кроме того, экстремально важно — сдвиг осуществляется осторожным переносом веса тела вперед через небольшой наклон прямого тела, а не посредством сгибания его в пояснице.
НЕ отталкивайтесь ногой от земли
Сдвиг должен осуществляться только за счет небольшого наклона прямого тела.
НЕ сгибайтесь в пояснице при «сдвиге»
Встречал рекомендации (с которыми согласен), что на скорости ездить на прямых ногах не стоит, ибо можно получить сильную травму при внезапном ударе. При обучении, наверное, прямые ноги — норм.
Упражнение «Зашагивание»
Теперь к подъему ноги и сдвигу добавляем постановку ноги на педаль. Здесь также важно начинать «под углом», другой исключительно важный момент, который отмечен и в видео — в момент приставления второй ноги колесо должно хоть чуть-чуть, но двигаться вперед. Типичные ошибки здесь — отталкивание ногой от земли (что лишено смысла, на мой взгляд) и попытка поставить ногу на неподвижное колесо.
НЕ отталкивайтесь ногой от земли
НЕ вставайте на неподвижное колесо
И еще раз — колесо должно занять «вертикаль» не ранее, чем будет приставлена вторая нога. Тут могут быть индивидуальные различия, лично я приставляю вторую ногу, когда колесо еще находится под некоторым углом, и только потом привожу его к вертикали.
Поиск поперечного баланса
Это — самый большой шаг в методе. Поиск поперечного баланса до сих пор для меня лежит несколько вне сознательной области. После того, как нога приставлена, а колесо едет, нужно понять, как ехать по прямой. Тут бы и пригодилась та самая тележка из супермаркета! Я «поставил» на колесо нескольких людей, и «баланс» у всех как-то находился «сам собой». Каким образом «нейронные сети» нащупывали правильные весовые коэффициенты — не совсем ясно.
В помощь нейронным сетям можно указать такие движения:
Когда я учился ездить задним ходом, эти движения я специально делал «вхолостую» и «вперемешку», после этого дело пошло лучше, видать, что-то там внутри «обучилось».
Тормози
Следующий момент, который на видео не акцентирован — нужно сразу учиться тормозить.
Надо сказать, что сделать это не так легко (психологически), потому что после того, как баланс «пойман», возникает чудесное ощущение полета и хочется «втопить». Кстати, все эти НЕ-советы при желании просматриваются на видео, в частности, вот отработка указания «НЕ разгоняться».
Тормозить, понятно дело, надо небольшим переносом веса назад. Тут, как раз, можно не вытягивать тело в струнку и наклонять его назад, а немного «отклячить» известную часть тела, ноги с колесом при этом как бы немного выезжают вперед:
Пожалуй, это все, что я хотел рассказать о войне во Вьетнаме про обучение катанию на моноколесе.
Примечания
Narical по следам нашего обсуждения опубликовал собственную версию процесса. В своем лучшем изводе — когда помощник опытный а обучаемый терпеливый и весит меньше помощника — его метода сочетает достоинства тех двух способов, которые у меня указаны в качестве оптимальных. Имею ввиду «обучение с грамотным инструктором» и «обучение с движущейся опорой».
Если же какие-то из этих условий не соблюдаются, могут быть нюансы. Я пару раз пробовал что-то в таком стиле. Сам вешу под 100 кг, но когда на меня наваливается «всем весом» обучаемый, который тоже «под 100» или «за 100», и при этом плохо координирует свои движения с колесом — ощущения не из самых приятных. Педалью колеса к тому же можно запросто по ноге получить. Так что — осторожность, плавность и вдумчивость.
Опираться на неопытную хрупкую подругу я бы вообще не рекомендовал — такая пирамида из двух энтузиастов и колеса может «сложиться» в любой момент. Но девушку, наверное, прикольно обучать так. Или ее подругу 🙂