Как управлять моделью самолета

Заметки Трикстера

Техника пилотирования радиоуправляемых моделей самолетов

Оценить эту запись

Проверьте правильность направления движения рулей, уделив особое внимание элеронам. (Отклонение правого элерон вниз дает левый крен). Повторяйте эту операцию перед каждым взлетом, т.к. бывает, что после смены модели переключатели реверса на передатчике остаются в неправильном положении.
Если Ваш передатчик имеет переключатели расходов рулей, проверьте правильность их положения, поскольку тумблеры очень легко задеть, беря передатчик дрожащей рукой.
Оцените направление ветра по лавсановой ленточке, котору стоит привязать на антенну. Сориенируйте модель против ветра; если Вы взлетаете с грунта, в этом направлении у Вас должна быть ровная грунтовая дорога или низкий травяной покров.
Зажав хвостовую часть фюзеляжа модели лодыжками ног, проверьте приемистость двигателя.
Посмотрите, нет ли в направлении взлета людей. Имейте в виду, что при разбеге возможны неконтролируемые развороты.
Теперь Вы готовы взлетать. Но есть ли у Вас план полета? Не обольщайтесь на тот счет, что Вам удастся ему следовать, но составить его необходимо. Это может быть или полет по кругу, либо полет по базе с разворотами на 180° и для начала ничего больше! Большинство аварий у начинающих происходит из-за того, что впав в эйфорию после первого удачного разворота пилот вдруг решает выполнить бочку или обратную петлю не имея ни малейшего представления о динамике модели.

Пилотаж в горизонтальной плоскости

Разгоните модель на полном газу и дайте ручку на себя. Сделайте восходящую часть петли по возможности большего радиуса. В верхней точке сбросьте газ до малого и завершите петлю с тем же радиусом. На выходе не забудьте вернуть ручку газа в нужное положение.

На учебном самолете тяжело сделать красивую бочку. Набрав высоты на максимальной скорости слегка задерите модели нос и почти одновременно полностью дайте элероны в нужную сторону. Когда самолет перевернется «на спину» «подрулите», дав руль высоты от себя, придавая фюзеляжу горизонтальное положение. Закончите бочку. При выполнении бочки модель стремиться изогнуть траекторию движения вниз, поэтому необходим запас высоты и готовность выйти из пикирования.

Лучше не делайте ее на модели с несущим профилем. Сделав нисходящую полупетлю, учебная модель не всегда может выкарабкаться наверх. В результате Вы оказываетесь в перевернутом полете, потеряв много высоты. Резко верните модель элеронами в нормальный полет. Для моделей с симметричным профилем обратная петля почти не отличается от прямой.

Набрав скорость, сделайте полупетлю и переверните модель элеронами в нормальный полет. Это удобный способ сменить направление полета на обратное.

Источник

Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы.

YouTube канал

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета
Подбор двигателя

Меню сайта

Магазин

TOP статьи

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Оборудование

Плосколеты

Создание авиамоделей

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолетаКак управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолетаКак управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолетаКак управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолетаКак управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолетаКак управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолетаКак управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолетаКак управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

В авиамоделизм приходят по разному, в разно возрасте и с разными способностями.

Кто по старше может вспомнить авиакружок в детстве, кордовые авиамодели и свободнолетающие планеры, кто по моложе или решив ощутить небо на кончиках пальцев после виртуальных битв в ИЛ-2 или после небольших летающих авиамоделей-игрушек от Silverlit.

Каков бы не был путь к радиоуправляемым авиамоделям, все начинают с вопроса — а как научиться летать?

Вот куплена первая авиамодель, лежит и дожидается выезда в поля, но выезд откладывается из-за мандража — а не разобью ли я ее? Полет ли у меня модель самолета?

Сегодня я хочу рассказать о подходе к обучению первым полетам.

На дворе 21 век, компьютеры есть практически в каждом доме и этим необходимо пользоваться!

Первая авиамодель должна быть виртуальной. Необходимо научиться взлетать, разворачиваться и садиться. Без этого умения любая реальная

авиамодель не проживет и 2-х минут в небе!

Какой авиасимулятор ставить на свой компьютер — каждый решает сам. Это может быть и бесплатный симулятор FMS, мощный AFPD или RealFlight — любой из этих симуляторов позволит получить первоначальные навыки полета на авиамодели.

Такой он был при покупке

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Итак, навыки есть — пора в поле?

Не стоит спешить! Давайте внимательно осмотрим купленную авиамодель. Сейчас я опишу — что стоит брать в поле на первый вылет.

Желательна авиамодель размахом от метра — до 1.3 метра с верхним расположением крыла.

Верхнее расположение крыла (верхнеплан), да еще с V крыла — позволяют авиамодели самостабилизироваться в воздухе.

Всяческие советы насчет того, что стоит взять SuperZoom из EPP и учиться летать на нем — стоит игнорировать.

Зум — это в первую очередь 3D пилотажная авиамодель, симметричный профиль, большие управляющие плоскости — это авиамодель, которая большей частью висит на винте — ее полет возможен только когда крыло (вместе со всей авиамоделью) расположено под углом к поверхности земли.

На зуме можно научиться болтаться в воздухе — когда наибольшее умение — это не дать модели шмякнуться об планету, но научиться красиво и плавно летать, имея первой авиамоделью зум — практически не реально.

А зачем осложнять себе жизнь постоянными крашами в поле, ремонтами и прочими неприятностями, которые можно избежать?

Мотор желательно электрический, мелкие ДВС моторы весьма капризны и могут заглохнуть во время полета, а приземлять авиамодель с заглохшим двигателем — нужно дополнительное умение.

Аппаратура — не менее 4-х каналов (управление оборотами двигателя, элеронами, рулем высоты и рулем направления).

С меньшим количеством каналов — летать сложнее.

Авиамодель желательно выбрать с пластиковым фюзеляжем или из EPP.

Например, WingDragon или Super Decathlon из EPP

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

В первом случае авиамодель выдерживает весьма сильные удары носом в землю (морковки) — сломать фюзеляж просто нереально, а во втором — легко склеивается циакрино м в поле.

Бальсовые авиамодели как первый тренер — это дрова, в которые обычно превращается авиамодель после первых 5 полетов, редкая бальсовая авиамодель доживает до 10 вылета 🙂

Все эти советы для тех — кто начинает полеты в одиночестве.

Если у вас есть знакомые авиамоделисты — попросите их помочь вам «встать на крыло».

Схемы шнурка

Лучше всего использовать тренерский шнур. Его лучше купить в модельном магазине, но можно сделать и самостоятельно.

Можно летать и на одном пульте — более опытный пристраивается сзади (гусары — молчать!) и управляет стиком вашего передатчика.

Можно сделать такую приспособу на передатчик из проволоки, зажимается штатным стиком и позволяет управлять не мешаясь друг другу.

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Устанавливать такую проволочную рукоять можно только на правый стик (руль направления и элероны)

Впрочем, можно начинать и в одиночку, главное — это умение вернуть авиамодель к месту старта наработанное в симуляторе.

Источник

Аппаратура радиоуправления. Часть 1. Передатчики

Введение

Дистанционное управление подвижными моделями основано на взаимодействии человека и модели. Пилот видит положение модели в пространстве и ее скорость. При помощи аппаратуры дистанционного управления он отдает команды на исполнительные устройства модели, которые поворачивают рули или управляют двигателями, тем самым пилот изменяет положение и направление движения модели в соответствии со своим желанием. Передача команд от пилота к модели происходит в большинстве своем по радиоканалу. Исключение можно встретить лишь для комнатных моделей, где наряду с радио используется инфракрасное излучение, а также очень редко для управления подводными аппаратами используется ультразвук.

Аппаратура радиоуправления состоит из передатчика, который находится у пилота, и размещенных на модели приемника и исполнительных механизмов. Данная статья поможет получить представление о том, как работает передатчик и какой передатчик нужен вам.

Конструктивные разновидности передатчиков

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

В последние годы появились передатчики с одним двухкоординатным джойстиком. Они относятся к категории дешевых аппаратов и могут использоваться для управления как упрощенной летающей, так и наземной техники. Продуктивно их можно использовать только на самом начальном уровне. Аналогичное назначение и у передатчиков с двумя однокоординатными джойстиками:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Чтобы закончить с конструктивными разновидностями добавим еще разделение джойстиковых передатчиков на моноблочные и модульные. Если первые полностью укомплектованы всеми компонентами и сразу готовы к применению, то модульные представляют из себя основу, в которую пилот по своему усмотрению добавляет нужные ему дополнительные органы управления:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Количество каналов и раскладка ручек управления

Для управления движущимися моделями требуется воздействие одновременно на несколько функций. Поэтому передатчики радиоуправления делают многоканальными. Рассмотрим количество и предназначение каналов.

Для авто и судомоделей нужно два канала: управление направлением движения и оборотами двигателя. Навороченные пистолетные передатчики имеют еще и третий канал, который может использоваться для управления смесеобразованием ДВС (радиоигла).

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Выше рассматривалось минимально необходимое число каналов для управления движением моделей. Но функций управления моделями может быть очень много. Особенно на моделях копиях. На самолетах это может быть управление уборкой шасси, закрылками и другой механизацией крыла, бортовыми огнями, тормозами колес шасси. Еще больше функций у моделей-копий кораблей, имитирующих различные механизмы реальных судов. На планерах используют управление флаперонами и воздушными тормозами (интерцепторами), убираемыми шасси и другие функции. На вертолетах используют еще управление чувствительностью гироскопа, убираемым шасси и другими дополнительными функциями. Для управления всеми этими функциями выпускаются передатчики с числом каналов 6, 7, 8 и до 12. Кроме того, в модульных передатчиках имеется возможность наращивания числа каналов.

Обработка управляющих сигналов и микширование

По прочтении предыдущих глав надеемся, вы смогли разобраться в двух главных моментах:

Теперь, когда есть предварительное понимание, рассмотрим еще несколько практических моментов, которые реализуют передатчики:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Если мы теперь мысленно перенесемся на модель, то мы обнаружим, что в зависимости от того, как установлены рулевые машинки и как подсоединены тяги, нам может потребоваться изменить их направление работы. Для этого все передатчики позволяют независимо реверсировать каналы управления.

Сама механика модели может иметь ограничения, поэтому иногда требуется ограничивать ход рулевых машинок. Для этого многие передатчики имеют отдельную функцию ограничения хода, хотя при ее отсутствии можно попытаться обойтись регулировкой чувствительности ручек.

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Теперь пора коснуться более сложных моментов и рассказать вам, что такое микширование.

Иногда может потребоваться, чтобы рулевая машинка на модели управлялась одновременно от нескольких ручек передатчика. Хорошим примером может служить летающее крыло, где оба элерона управляют высотой и креном модели, т.е. движение каждого зависит от перемещения на передатчике ручки высоты и ручки крена. Такие элероны называют элевонами:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Сигналы элевонов считаются как полусумма и полуразность сигналов высоты и крена:

Т.е. сигналы от двух каналов управления смешиваются и передаются после этого на два канала исполнения. Такие вычисления, где задействуются данные с нескольких ручек управления, называются микшированием.

Микширование может быть реализовано как в передатчике, так и на модели. А сама реализация может быть как электронной, так и механической.

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Специально для новичков (за исключением вертолетчиков) хочется отметить, что модели, с которых вы будете начинать, скорее всего не потребуют для своей работы микшеров. Более того, возможно, что наличие микшеров не потребуется вам очень долго (а может они вам и вообще никогда не понадобятся). Так что если вы решите приобрести себе простенькую 4-канальную джойстиковую аппаратуру, или 2-канальную пистолетную, то расстраиваться из-за отсутствующих микшеров не стоит.

Аналоговые и компьютерные передатчики

Компьютерная аппаратура характеризуется тем, что все настройки в них можно запрограммировать при помощи кнопок и дисплея так же, как на программируемых телефонах. Сервисов здесь может быть море. Из основных стоит отметить следующие:

По количеству функций и цене компьютерная аппаратура варьируется в довольно широких пределах. Конкретные возможности лучше всегда смотреть на сайте производителя или в инструкции.

Самые дешевые аппараты могут идти с минимумом функций, и ориентированы в первую очередь на удобство эксплуатации. Это в первую очередь память моделей, цифровые триммеры и пара микшеров.

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Боле сложные передатчики, как правило, отличаются количеством функций, расширенным дисплеем и дополнительными режимами кодирования данных (для защиты от помех и повышения скорости передачи информации).

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Топовые модели компьютерных передатчиков имеют графические дисплеи большой площади, в некоторых случаях даже с сенсорным управлением:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Такие модели имеет смысл покупать ради удобства пользования или ради каких-то особенно хитрых функций (которые могут понадобится, только если вы захотите серьезно заниматься спортом). Навороченность приводит к тому, что топовые модели уже конкурируют между собой не по числу функций, а по удобству программирования.

Многие компьютерные передатчики имеют сменные модули памяти настроек моделей, которые позволяют расширить встроенную память, а также легко переносить настройки модели с одного передатчика на другой. Ряд моделей предусматривают смену программы управления, путем замены специальной платы внутри передатчика. При этом можно изменить не только язык подсказок меню (русского языка, кстати, авторы не встречали), но и установить в передатчик более свежее программное обеспечение с новыми возможностями.

Надо отметить, что гибкость в использовании компьютерной аппаратуры имеет и отрицательные черты. Один из авторов подарил недавно теще программируемый телефон, так она с его программированием повозилась с недельку и вернула с просьбой купить ей простой, как она говорит «нормальный телефон».

Принципы формирования радиосигнала

Сейчас мы отойдем от проблем моделизма и рассмотрим вопросы радиотехники, а именно, как информация от передатчика попадает на приемник. Тем, кто не очень понимает, что такое радиосигнал, эту главу можно пропустить, обратив внимание лишь на приведенные в конце важные рекомендации.

Итак, основы модельной радиотехники. Для того, чтобы излучаемый передатчиком радиосигнал мог переносить полезную информацию, он подвергается модуляции. То есть управляющий сигнал изменяет параметры несущей радиочастоты. На практике нашли применение управление амплитудой и частотой несущей, обозначаемые буквами АМ (Amplitude Modulation) и FM (Frequency Modulation). В радиоуправлении используется только дискретная двухуровневая модуляция. В варианте АМ несущая имеет либо максимальный, либо нулевой уровень. В варианте FM излучается сигнал постоянной амплитуды, либо с частотой F, либо с чуть смещенной частотой F +df. Сигнал FM передатчика напоминает сумму двух сигналов двух АМ передатчиков, работающих в противофазе на частотах F и F +df соответственно. Из этого можно понять даже не углубляясь в тонкости обработки радиосигнала в приемнике, что в одинаковых помеховых условиях FМ сигнал имеет принципиально большую помехозащищенность, чем АМ сигнал. АМ аппаратура, как правило, дешевле, однако разница не очень велика. В настоящее время использование АМ аппаратуры оправдано только для тех случаев, когда расстояние до модели относительно невелико. Как правило, это справедливо для автомоделей, судомоделей и комнатных авиамоделей. Вообще, летать с использованием AM-аппаратуры можно лишь с большой опаской и вдали от промышленных центров. Аварии обходятся слишком дорого.

Модуляция, как мы установили, позволяет наложить на излучаемую несущую полезную информацию. Однако в радиоуправлении используется только многоканальная передача информации. Для этого все каналы уплотняются в один посредством кодирования. Сейчас для этого используется только широтно-импульсная модуляция, обозначаемая буквами РРМ (Pulse Phase Modulation) и импульсно-кодовая модуляция, обозначаемая буквами РСМ (Pulse Code Modulation). Из-за того, что для обозначения кодирования в многоканальном радиоуправлении и для наложения информации на несущую используется слово «модуляция», часто путают эти понятия. Теперь то вам должно стать понятно, что это «две большие разницы», как любят говорить в Одессе.

Рассмотрим типовой РРМ сигнал пятиканальной аппаратуры:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как альтернатива РРМ-кодированию лет 15 назад было разработано РСМ-кодирование. К сожалению, различные производители RC-аппаратуры не смогли договориться о едином формате РСМ-сигнала, и каждый производитель придумал свой. Подробнее о конкретных форматах РСМ-сигналов аппаратуры разных фирм рассказано в статье «PPM или PCM?». Там же приведены преимущества и недостатки РСМ кодирования. Здесь мы только упомянем лишь следствие различных форматов: в режиме РСМ можно использовать совместно только приемники и передатчики одного производителя.

Итак, вы теперь знаете, что:

Модульное расширение

Модульные передатчики выпускают преимущественно в пультовом исполнении. В этом случае на панели пульта много места, где можно разместить дополнительные ручки, тумблеры и другие органы управления. Из других случаев упомянем о модуле для управления двухмоторным катером, либо танком. Он устанавливается вместо двухкоординатного джойстика и очень похож на рычаги фрикционов гусеничного трактора. С его помощью можно разворачивать такие модели на пятачке:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Устройство передатчика

Передатчик аппаратуры радиоуправления состоит из корпуса, органов управления (джойстики, ручки, тумблеры и т.п.) платы кодера, ВЧ-модуля, антенны и батареи аккумуляторов. Кроме того, в компьютерном передатчике есть дисплей и кнопки программирования. Пояснения по корпусу и органам управления давались выше.

На плате кодера собрана вся низкочастотная схема передатчика. Кодер последовательно опрашивает положение органов управления (джойстиков, ручек, тумблеров и т.п.) и в соответствии с ним формирует канальные импульсы РРМ (или РСМ) сигнала. Здесь же вычисляются все микширования и другие сервисы (экспонента, ограничение хода и т.п.). С кодера сигнал попадает на ВЧ-модуль и тренерский разъем (если он есть).

ВЧ-модуль содержит высокочастотную часть передатчика. Здесь собран задающий кварцевый генератор, определяющий частоту канала, частотный либо амплитудный модулятор, усилитель-выходной каскад передатчика, цепи согласования с антенной и фильтрации внеполосных излучений. В простых передатчиках ВЧ-модуль собран на отдельной печатной плате и размещен внутри корпуса передатчика. В более продвинутых моделях ВЧ-модуль размещен в отдельном корпусе и вставляется в нишу на передатчике:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

ВЧ-модуль отвечает за диапазон передатчика. Путем замены сменного ВЧ-модуля легко перейти с одного диапазона на другой. В его корпусе имеется ниша с разъемом под сменный кварц для выбора канала в пределах рабочего диапазона. ВЧ-модули рассчитаны на работу только с одним видом модуляции: амплитудной либо частотной. Для самых продвинутых пользователей, регулярно участвующих в соревнованиях, придуманы ВЧ-модули с синтезатором:

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

В этом случае сменный кварц отсутствует, а несущая радиосигнала формируется специальным синтезатором частоты. Частота (канал), на которой будет работать передатчик, задается при помощи переключателей на ВЧ-блоке. Некоторые топовые модели предатчиков умеют устанавливать частоту синтезатора прямо из меню программирования. Такие возможности позволяют без проблем разносить пилотов на разные каналы в любых комбинациях заездов и туров соревнований.

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Она намного удобнее в пользовании и более живуча в условиях суеты соревнований. Однако, в силу законов радиофизики, ее эффективность всегда ниже, чем у штатной телескопической, и ее не рекомендуется использовать для летающих моделей в сложной помеховой обстановке крупных городов.

Питание передатчиков стандартизовано, и осуществляется от батареи никель-кадмиевых (или NiMH) аккумуляторов с номинальным напряжением 9,6 вольт, т.е. от восьми банок. Отсек под аккумулятор в разных передатчиках имеет разный размер, а значит, готовая батарея от одного передатчика может не подойти к другому по габаритам.

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

Как управлять моделью самолета. Смотреть фото Как управлять моделью самолета. Смотреть картинку Как управлять моделью самолета. Картинка про Как управлять моделью самолета. Фото Как управлять моделью самолета

В простейших передатчиках могут использоваться обычные одноразовые батарейки. Для регулярного использования это разорительно.

Топовые модели передатчиков могут иметь дополнительные узлы, полезные моделисту. Multiplex например, в свою 4000 модель встраивает панорамный сканирующий приемник, позволяющий перед полетами посмотреть наличие излучений в диапазоне частот. Некоторые передатчики имеют встроенный (с выносным датчиком) тахометр. Есть варианты тренерского кабеля, выполненного на основе оптоволокна, что гальванически развязывает передатчики и не создает помех. Есть даже средства беспроводного связывания тренера с учеником. На многих компьютерных передатчиках имеются сменные модули памяти, где хранится информация о настройках моделей. Они позволяют расширить набор запрограммированных моделей и переносить их с передатчика на передатчик.

Итак, теперь вы знаете, что:

Заключение

Прочитав краткое введение в тему передатчиков аппаратуры радиоуправления вы примерно представили, какой передатчик нужен именно вам. Однако, разнообразие предложений рынка проблему выбора не облегчает, особенно в начале занятий радиомоделизмом. Позволим себе высказать несколько советов по этому поводу.

Передатчик радиоуправления является самой живучей частью всего, что связано с моделизмом. Он находится в руках у пилота, а не носится со страшной скоростью, норовя покалечить окружающих и саму модель со всей ее начинкой. Если не перепутывать полярность аккумулятора передатчика, не наступать на него ногами и не ронять на пол, то он верой и правдой может служить годами и десятилетиями. Если вы занимаетесь моделизмом не в одиночку, а вместе с близким другом, можно вообще приобретать один передатчик на двоих. Поскольку передатчик является компонентой длительного пользования, то лучше приобретать сразу хороший аппарат. Он будет стоить недешево, но покроет ваши возросшие со временем потребности, и вам не придется продавать его через год за пол-цены, потому что в нем не хватает каких-либо микшеров или других функций. Но не стоит впадать в крайность, и сразу брать аппарат верхнего ценового диапазона. В передатчиках для спортсменов-чемпионов заложены такие возможности, на понимание и использование которых потребуются годы. Подумайте, надо ли вам платить за престижность лишние деньги.

Для дорогих передатчиков выпускаются специальные алюминиевые чемоданчики, используемые для хранения и транспортировки на летное поле. Для аппаратов подешевле можно приобрести специальный пластиковый бокс, либо сделать его самому. Такой специальной тарой не стоит пренебрегать тем, кто регулярно (еженедельно) выезжает на полеты или заезды. Он не раз спасет от ударов и разрушений ваш любимый передатчик, который прослужив вам немало лет, может быть, перейдет по наследству вашему сыну.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *