Как управлять игрушкой марионеткой
Способы вождения марионеток
Чтобы привести в движение марионетку с горизонтальной вагой, нужно держать вагу за середину, покачивая ею из стороны в сторону.
Чтобы заставить «пойти» куклу с вертикальной вагой, следует приподнять один конец верхней подвижной перекладины, затем опустить его вниз. Игрушка сделает первый шаг. Если потянуть вверх нить, прикрепленную к руке марионетки, то задвигаются ее верхние конечности.
Одной рукой кукловод держит вагу, а другой поднимает ту или иную нить.
Этюды с куклами-марионетками
Управлять куклами-марионетками не очень сложно, однако это занятие требует от ребят собранности и внимания, так как любое неосторожное резкое движение разрушает иллюзию, будто действуют живые персонажи. Чтобы дети легче освоили технику кукловож-дения, предлагаем описанные ниже несложные этюды.
70_________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Идет петушок
(Русская народная потешка)
Покачивая вагой из стороны в сторону, ребенок приводит марионетку в движение. Потешка помогает детям научиться ритмично управлять куклой-марионеткой в соответствии с ритмом потешки. Ребенок: Идет петушок,
Красны песенки поет.
Ходит конь по бережку (Русская народная потешка)
Вначале марионетка разучивается медленно, затем темп потешки и движение лошадки ускоряются, с окончанием потешки лошадка останавливается.
Ребенок: Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то бряк, бряк, бряк!
Золотые они — звяк, звяк, звяк!
Пошел котик на торжок
(Русская народная прибаутка)
Используется марионетка на вертикальной ваге. Основная цель этюда —научить детей приводить в движение одну лапу котика, поднимая нить, прикрепленную к правой передней лапе, вверх и подносить ее ко рту куклы. Затем отводить лапу в сторону, указывая на «Бореньку». Ребенок: Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Или Бореньке снесть?
Да и Бореньке снесу.
Кукольный театр в детском саду
Ходит Ваня
(Русская народная песня)
Кукла прикреплена к вертикальной ваге. Дети обучаются управлять подвижной перекладиной.
Дети стоят в кругу поют: |
Ходит Ваня, ходит Ваня Посреди кружочка, посреди кружочка. (Ребенок ведет куклу-марионетку по кругу,) Ищет Ваня, ищет Ваня Для себя дружочка, для себя дружочка. (Ребенок ведет куклу-марионетку змейкой.) Нашел Ваня, нашел Ваня Для себя дружочка, для себя дружочка.
(Ребенок-кукловод подходит к одному из детей,,стоящих в кругу, и поднимает левой рукой нить, прикрепленную к лапке куклы. Таким образом, марионетка «указывает» на выбранного дружочка.)
|
P^pp |
Хо-дит Ва-ня, хо-дит Ва-ня по-сре-ди кру-жоч-ка, по-сре-ди кру-жоч-ка.
(Русская народная потешка)
Этюд предназначен для куклы-марионетки с вертикальной вагой. (Ребенок ведет куклу по полу и произносит.)
Он и по воду ходил,
(Ребенок левой рукой держит нить,
прикрепленную к лапке козла,
и выполняет вращательные движения.)
(Ребенок левой рукой отводит нить, прикрепленную к лапке козла, в сторону.)
Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Как пошли наши подружки
(Русская народная песня)
1 Этюд предназначен для кукол-марионеток с вертикальной вагой.
Как по-шли на-ши под-руж-ки в лес по я-г
из стороны в сторону), Наша милая подружка?! Не в лесу ли заблудилась,
с куклами), Не в траве ли заплелась?
Кукольный театр в детском саду__________________________ 73
Не в траве ли заплелась?
(Появляется кукла — Катерина, исполняет танцевальную импровизацию, остальные являются фоном.) Катерина: Не в лесу я заблудилась,
Не в траве я заплелась.
Не в траве я заплелась.
В быстрой речке искупалась
И на травке заспалась.
(Свободная пляска всех детей с куклами-марионетками.)
Куклы-марионетки
История создания
Самые первые куклы появились в древнем Египте и древней Греции. Именно там впервые появилась подвижная фигура, она использовалась в качестве главного участника религиозных обрядов. Обычно в виде кукол изображались боги и духи, в честь которых и совершались ритуальные действия. Изначально у таких кукол двигалась только голова, которая как бы осматривала всех присутствующих; черты лица были различными – улыбающиеся или, наоборот, разгневанные. Такие изобретения трудно было назвать куклами в том смысле, к которому привыкли мы с вами, это были огромные статуи. Но, тем не менее, именно они послужили прообразами марионеток. Уже тогда люди стали создавать уменьшенные копии, которые имитировали движения человека. Со временем способности и возможности кукол только расширялись. У них уже двигалась не только голова, но ещё руки и ноги, даже глаза и челюсть стали подвижными. Благодаря этому, марионетки умели стоять, ходить, сидеть, кушать, выполнять иные движения и жесты.
Таких кукол часто использовали на праздниках и застольях для увеселения гостей. Чуть позже куклы-марионетки поселились практически в каждом доме и становились любимой игрушкой для детей. Древнегреческие деятели Дедал, Архимед, Эвдоксий и другие придумывали и всё более усовершенствовали сложные механизмы, которые располагались внутри тела куклы и создавали иллюзию движений живого существа. В те времена кукол изготавливали из дерева, металла или слоновой кости. Некоторые куклы были настолько сложны и тяжелы, что могли управляться несколькими десятками человек. Маленькие куклы, которые изготавливали специально для игр детям, создавали из тех же материалов, соединяя части туловища проволокой с помощью крючков и колечек.
В Древнем Риме в каждом богатом доме был свой собственный кукольный театр – большая коллекция кукол-марионеток. Фигурки одевали в нарядные одежды, рассаживали в различных позах. Чаще всего свою коллекцию знатные римляне размещали в фойе своего дома, чтобы каждый входящий смог увидеть вкус и достаток хозяев дома. На улицах древнеримских городов бродячие артисты показывали представления с участием кукол-марионеток. Артисты играли на музыкальных инструментах, а марионетки подтанцовывали в такт музыке, кланялись и приближались к публике, чтобы получить вознаграждение за свои выступления. Из-за повсеместного распространения, артистам приходилось постоянно усложнять и совершенствовать своих кукол, нанимать дополнительных людей, так появились первые кукольные театры. Чаще всего зрители могли увидеть короткие сатирические сценки и пантомимы, где высмеивались социальные и политические проблемы.
Куколка-марионетка имеет одну очень важную особенность, которая отличает её от других игрушек. Марионетка – это именно театральная игрушка, которая несколько тысячелетий прожила на сцене. Самые искусные мастера по изготовлению марионеток были в Италии, поэтому именно Италия является родоначальником марионеток, здесь же и появилось само название «марионетка». В Венеции существовал обычай, когда одновременно нескольких девушек выдавали замуж. 12 девушек в один и тот же час выходили из своих домов в белых платьях и шли к церкви, там их уже ждали женихи. Такое мероприятие имело общегородское значение и было публичным. Так, семья каждой девушки пыталась похвастаться своим достатком, украшая свою невесту золотыми украшениями.
В один из таких праздников в 944 году, прелестных невест похитили высадившиеся на берег пираты и увезли их на своих кораблях. Кинувшиеся в погоню женихи, догнали врагов, отомстили за грабеж и поруганную честь девушек. После этого случая, в Венеции возник праздник Марии (вполне возможно, именно так звали одну из девушек). Со временем, проведение этого праздника стало убыточным для властей города, так было решено изготовить 12 больших кукол. И устоявшийся ритуал был соблюдён, и городская казна не страдала – праздничные наряды кукол не менялись из года в год. Куклы-невесты были немного больше роста человека, всех кукол стали называть одним именем – Большая Мария или Мариона. Расчётливые ремесленники для жителей города изготавливали мини-копии невест, поэтому и называться маленькие Марии стали Марионетками. Название это распространилось на весь мир.
Недетские игры
Как оживить марионетку
Кукла Маша, кукла Саша: какие бывают куклы
Разновидностей кукол очень много. Есть перчаточная (или петрушечная) кукла, которая надевается на руку, есть планшетная (или паркетная), которая умеет ходить по сцене, есть приехавшая к нам из Польши и Чехии кукла на «потычках» (это кукла на палке, руки и ноги которой находятся в свободном движении). Есть гапитные и тростевые куклы, мимирующие и тантамарески. Но кукла-марионетка в этом ряду стоит на особом месте.
Чуткое руководство: что управляет куклой
Марионетка управляется с помощью специального приспособления – ваги. В нашем театре используется вертикальная крестовая вага. Она состоит из вертикального стержня, к которому крепится спинная нить, подвижного коромысла, которое двигает ножки, и планки, с которой соединяются височные нити. Для каждого артиста вага изготавливается индивидуально, поскольку размер и диапазон работы кисти у всех разный.
Узелок завяжется: как проводить подвязку
В любой кукле, даже в самой сложной, трюковой, всего три основные нитки – две височные и спинная. Все остальные – добавочные. Подвязку нужно начинать с височных. После закрепляется спинная, затем на коромысло добавляются ножки, а на планку – ручки. Для подвязки куклы используются вощеные нити. Покупаем их в военторге. Впрочем, в последнее время отдаем предпочтение леске: она прочнее.
Полный вперед: как заставить марионетку двигаться
Перед тем, как делать первые движения, начинающему артисту нужно прочувствовать планшет сцены. Для этого достаточно «попрыгать» куклой по полу. Лучше делать это перед зеркалом. Вагу нужно ухватить поглубже: работать на кончиках пальцев гораздо сложнее.
Начнем с простейшего движения. Это шаг. Для того чтобы кукла пошла, нужно медленно поднять и опустить ножку и сразу же натянуть спинную нить, чтобы зафиксировать движение. Ритм ходьбы нужно постепенно увеличивать, чтобы вся механика была заложена в руку артиста, и во время спектакля он управлял автоматически.
Кукла может сесть, встать, наклониться, побежать, преодолеть препятствие или взять в руки предмет. В интернете на эту тему много материалов, но методика вождения все-таки одна. Несколько лет назад мы записали ее в виде серии мастер-классов и выложили в YouTube. Технические нюансы можно узнать там. Отмечу только, что следует избегать одновременного движения всех сочленений куклы. Здесь все как в драме – минимум средств при максимальной выразительности.
Первая помощь: как защититься от травм
В работе с куклой задействованы главным образом кисти, пальцы, локтевые и плечевые суставы. Они подвергаются наибольшей нагрузке, а потому находятся в зоне риска возникновения «профессиональных» заболеваний. Чтобы избежать неприятностей, начинать тренировки нужно с разминки. Чтобы спастись от мозолей, указательный и средний пальцы, которые больше всего работают на коромысле, я советую обматывать изолентой.
От жонглирования к скороговоркам: как организовать репетиции
Самое важное в нашей профессии – тренировка. Репетиции начинаются с самого утра. Сначала артисты разминаются, затем практикуются с куклой – ходят, бегают, преодолевают препятствия. Развитию координации и внимания здорово помогает жонглирование. В заключение – занятия по сценречи. Нужно разминать мышцы лица, распеваться, читать стихи и скороговорки.
Голоса в голове: как правильно озвучивать куклу
В институте нас учили, что голос артиста должен соответствовать маске персонажа. Но на самом деле я против такого подхода: из-за него пропадает ощущение реальности жизни, и возникает «кукольность». Поэтому ученикам всегда советую: говорите естественными голосами. Неслучайно учебные программы артистов-кукольников и артистом драмы совпадают почти полностью – с той лишь разницей, что наши студенты дополнительно изучают основы и технологии кукловождения. На мой взгляд, «кукольные» голоса – это дурной тон. Главное – понять своего персонажа, тогда нужный тембр родится сам собой.
Соблюдая дистанцию: как перемещаться с куклой
Если артист работает рядом с куклой, главное правило –
между ними должно быть пространство. Когда артист делает шаг, марионетка делает два-три.
Забирать на себя внимание аудитории артист может только в том случае, если между ним и куклой есть взаимосвязь. Но лучше к этому все же не прибегать, потому что человек в любом случае переиграет куклу. Гораздо интересней сделать так, чтобы она сама общалась со зрителем. Ведь в марионетке есть особая магия: она может просто стоять на сцене, ничего не делая, а эффект будет фантастический.
Отличная форма: во что одеться
Классический вариант для артиста-марионеточника – костюм черного или темно-синего цвета. Но на самом деле все зависит от режиссерского замысла. Например, когда мы делали «Чайку», артисты надевали белую одежду, чтобы куклы были хорошо видны на их фоне – как бы высвечены. Часы и украшения придется снять (во время спектакля ничто не должно отвлекать внимание от куклы). Барышням нужно позаботиться еще и о том, чтобы на руках не было маникюра. Ах, да, и не надевайте головного убора: мы, марионеточники, люди суеверные – перед куклой всегда снимаем шляпу.
Всё всерьез: как удержать внимание ребенка
Принято считать, что театр кукол предназначен в первую очередь для детей. Это не совсем верно, но, так или иначе, дети – наши постоянные зрители. Как заслужить их доверие? Секрет очень прост: нужно относиться к ним серьезно. Это, кстати, касается не только кукольного, но и драматического и музыкального театра. Другое дело, что от некоторых коллизий взрослой жизни мы стараемся до поры до времени их оградить. Но сюсюкаться с детьми точно не стоит. Мы стремимся быть четными по отношению к таким особенным зрителям. И они это всегда чувствуют.
«Мам, мне страшно»: что делать, если ребенок испугался
Некоторые дети боятся марионеток. Если ребенок заплакал, не нужно пытаться его перекричать, самое правильное – начать работать на полутонах, а еще лучше – остановиться. Как-то на одном нашем спектакле ребенок до слез испугался куклы Труффальдино. Все персонажи, которые в этот момент были на сцене, не сговариваясь повернулись в его сторону и долго на него смотрели. Как ни странно, ему это очень понравилось, и он успокоился. Очевидно, он почувствовал, что перед ним не куклы, а живые существа.
Главный секрет: как сделать марионетку живой
Желание и усердная работа. Другого рецепта, к сожалению, нет. Каждый новый персонаж требует новых усилий. Нужно быть настырным, все время тренироваться. Тогда приходит понимание, что от определенных движений можно отказаться, а другие наоборот неплохо бы добавить в свою «базу». Если руки будут натренированы, артист почувствует, как его энергия по нитям передается к персонажу. И тогда случится то, к чему все мы так стремимся – не артист-кукловод будет работать в пространстве сцены, а сама марионетка будет выбирать, как ей существовать и куда двигаться.
Законы Деммени
Еще в 30-е годы один из основателей первого профессионального театра кукол Евгений Деммени сформулировал основные законы вождения куклы-марионетки:
— Движения марионетки должны быть точны, определены и ритмически увязаны с произносимым за нее текстом.
— Движения должны быть схематичны, образны и не копировать движения живых существ, а лишь синтезировать их.
— Движения марионетки должны чередоваться со спокойным ее состоянием.
— Движения должны быть скупы, но предельно насыщенны.
— Актер должен развивать в себе чувство глубины сцены (кукла не должна парить в воздухе или ходить на согнутых ногах).
— Актер должен тщательно изучить куклу и понять ее возможности.
Кукольный словарь
— Вага – приспособление для управления куклой-марионеткой.
— Коромысло – верхняя перекладина, приводящая в движение ноги куклы.
— Планка – нижняя перекладина, которая держит голову куклы.
— Подвязка – процесс соединения куклы с вагой при помощи нитей или лески.
— Тропа – место над сценой, откуда артист управляет куклой во время спектакля.
Аркадий Мирохин
Образование: окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1980 году.
Карьера: в Театре марионеток им. Евгения Деммени служит с 1983 года. Сыграл более 100 ролей в 50 спектаклях. Среди спектаклей текущего репертуара: «Сказки Оле Лукойе», «Гулливер в стране лилипутов», «Куклы и клоуны», «Любовь к трем апельсинам» и другие. Автор методики «Кукловождение марионетки».
Награды и звания: Лауреат премии «Золотой софит» за роль Панталоне в спектакле «Добрая Сказка о Злой Судьбе». Заслуженный артист России.
Из истории Театра марионеток им. Деммени
Санкт-Петербургский театр марионеток имени Евгения Деммени – первый в России государственный профессиональный театр кукол. Основан в 1918 году группой петроградских художников во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой под названием Петроградский театр марионеток. Первое представление («Сказка о царе Салтане» Пушкина) дал 12 апреля 1919 года. В 1930 году объединился с Театром Петрушки Евгения Деммени под названием Ленинградский кукольный театр под руководством Деммени. Спустя несколько лет получил здание по адресу Невский проспект, 52. Здесь были поставлены первые в России кукольные спектакли по произведениям Сервантеса, Шекспира, Мольера, Свифта, Анатоля Франса, Пушкина, Гоголя, Чехова, Метерлинка.
В 1927 году на базе театра были созданы первые в стране курсы по подготовке профессиональных режиссеров, актеров и художников театра кукол. Во время войны театр продолжал работу, пока в январе 1942 года не были отключены свет и вода. Никто из артистов, ушедших на фронт, не вернулся; из оставшихся многие погибли во время блокады. После войны театр возродился. Деммени руководил им около полувека. В настоящее время в спектаклях используются практически все виды кукол. Театр хранит уникальную кукольную коллекцию, которая ведет свою историю с 1920-х годов.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Постоянные читатели
—Статистика
Как управлять марионеткой?
nds/kukla/kukla.htm
«Итак. Пока помещаю отрывок, посвященный прямоходящим марионеткам, изображающим людей.
МЕХАНИКА УПРАВЛЕНИЯ КУКЛОЙ МАРИОНЕТКОЙ
Марионетка управляется нитями или штоком из проволоки, прикрепленными к основной форме, либо только нитями, идущими от отдельных сочленений к ваге. Вага — это конструкция, на которую крепятся нити или жилки, идущие от сочленений куклы, посредством которых она приводится в движение.
Варианты конструкций ваг различны. По существу, для каждой марионетки надо разрабатывать свою конструкцию ваги, в особенности для эстрадной, движенческие возможности которой должны быть богаче.
Известны ваги вертикальные и горизонтальные. Вертикальные используются для вождения кукол, которые ходят на двух ногах, а горизонтальные — для четвероногих. Но это не является законом. Есть варианты горизонтальных ваг, которыми отлично управляются вертикально расположенные куклы. В дальнейшем мы рассмотрим их устройство.
Каждая вага, как правило, делается для определенной куклы только тогда, когда кукла уже готова или почти готова. Рассмотрим несколько вариантов конструкций ваг для управления марионеткой на нитях.
ПРОСТЕЙШАЯ ВАГА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МАРИОНЕТКОЙ
Вага состоит всего из четырех деталей: 1) основной шток, за который актер держит вагу; 2) подвижное коромысло — им управляются ноги куклы; 3) неподвижная планка, на которой крепятся нити: идущие к плечам куклы — плечевые, голове — височные, к рукам — ручные. Поясная (спинная) нить крепится к нижнему концу основного штока; 4) крючок, чтобы подвесить вагу с куклой в нерабочее время. Марионетка, если она не на хранении, должна быть в подвешенном положении, иначе нити перепутаются.
При изготовлении ваги лучше всего использовать твердые породы дерева — березу, бук и т.п. Детали — основной шток и неподвижное коромысло — можно выточить на токарном станке или сделать вручную. На работе куклы внешний вид ваги мало отражается; важно, чтобы она хорошо работала, но надо помнить и об актере, который берет в руки этот инструмент. Приятно работать удобным и красиво сделанным инструментом.
Размеры ваги и, соответственно, деталей ее зависят от размеров куклы. Поперечная планка у вертикальной ваги при любых условиях должна быть меньше подвижного коромысла, чтобы нити, которыми управляются ноги, не мешали поворотам головки куклы, подвешенной к концам поперечной неподвижной планки.
Изготовление деталей ваги производится в следующем порядке:
1) Вытачивается шток веретенообразной формы, размер которого должен быть не меньше половины роста куклы. В верхней толстой части делается пропил для подвижного коромысла глубиной 30–40 мм и шириной по толщине коромысла так, чтобы оно свободно вставлялось в этот пропил. Сверлом 2,5 мм просверливается отверстие, которое будет одновременно служить для крючка и для оси коромысла.
2) Вырезается коромысло, которым управляются ноги. Длина подвижного коромысла определяется практически: чем выше должна поднимать ногу кукла, тем длиннее плечо коромысла. Его можно сделать из прямой рейки, но лучше так, как показано на рис., то есть слегка выгнутым — это удобнее пальцам актера. Необходимо помнить, что актер держит коромысло на двух пальцах и вся тяжесть куклы давит на них, поэтому коромысло нельзя делать тонким и с острыми краями. В центре коромысла тем же сверлом 2–2,5 мм просверливается отверстие для оси, а на его концах — для крепления ниток. Вместо отверстия можно вколотить маленькие скобочки, которые легко изготовить из портновской булавки, откусив головку и согнув ее пополам.
3) Вырезается или вытачивается планочка для поперечины. Она должна быть не меньше размера головки куклы по ширине, но не больше подвижного коромысла. Если кукла в шляпе, то, соответственно, увеличиваются размеры планки и коромысла. Головка куклы или поля ее шляпы не должны касаться ниток, идущих от коленок к коромыслу.
4) Из проволоки диаметром 2–2,5 мм выгибается крючок, как на платяной вешалке. Нижний его конец 50–60 мм надо загнуть под прямым углом.
Измеряется расстояние от плечиков до пояса куклы и откладывается на штоке от нижнего конца. На этом расстоянии параллельно пропилу в верхней части штока следует закрепить неподвижно планку. Если она круглая, на штоке круглым напильником делается выемка. Планка сажается на клей и закрепляется гвоздиком или шурупом. Если она в виде реечки, на штоке по ширине её делаются небольшие пропилы, затем скалывается выпил и вставляется на клей заготовка, также закрепленная гвоздиком или шурупом. На концах планки нужно просверлить отверстия или вколотить скобочки для головных ниток. Подвижное коромысло вставляется в заготовленный пропил в штоке. Прямой конец крючка продевается через просверленные отверстия штока и коромысла вплотную до сгиба. Чтобы уменьшить трение между проволокой и коромыслом, можно поставить шайбочку. Конец проволоки выгибается вдоль штока и вколачивается в него. В нижний конец штока приделывается скобочка для спинной нити. Остальные скобочки вколачиваются в момент подвески куклы к ваге. Наиболее удобное место для них определяется пробным путем.
Процитировано 6 раз
Понравилось: 1 пользователю