Как управлять голосовыми связками
Восстановление севших голосовых связок
Наш голосовой аппарат выполняет важную коммуникативную функцию: благодаря голосу мы общаемся с окружающими, доносим до них важную информацию, а некоторые способность говорить или петь связали со своей профессиональной деятельностью.
Состояние, когда садится или пропадает голос, приятным или комфортным назвать нельзя. Особенно остро проблема пропавшего голоса встаёт перед теми, кто выбрал так называемую речевую профессию: учителя, певцы, дикторы и т.п: к ним вместе с пропавшим голосом приходит временная потеря нетрудоспособности. Поэтому желание человека срочно восстановить голосовые связки вполне логично.
В медицине состояние, когда пропал или сел голос, называют афонией.
Причин афонии достаточно много, и не всегда они связаны с простудой, как это принято считать. Соответственно, и подходы к лечению севшего голоса тоже различаются.
Почему же садится голос? Каковы причины охрипших голосовых связок? Что быстро восстанавливает севший голос? Как срочно вернуть способность полноценно разговаривать или петь? Быстрое восстановление голоса — тема нашей новой статьи.
Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25
или воспользуйтесь формой обратной связи
Как работает наш голосовой аппарат?
Прежде чем разбираться с причинами, из-за которых пропадает или садится голос, нужно понять, как работает наш голосовой аппарат. Воздух, выходя из лёгких на выдохе, встречает на своём пути определённые препятствия, сталкивается с ними, тем самым приводя к возникновению звуковых колебаний. Если бы воздуху ничего не мешало, звуки бы не образовывались, а значит и говорить мы бы не могли.
Таким естественным препятствием для воздушного потока служит гортань, а точнее расположенные на ней голосовые связки. Голосовые связки представляют собой складки на слизистой оболочке гортани. Между ними расположена щель. Когда человек молчит, щель широко раскрыта. Во время разговора или пения она сужается. Проходящий через связки воздух заставляет их быстро колебаться и вибрировать. Именно так возникает звуковая волна, и зарождается голос. Вполне логично, что, если пропадает или садится голос, значит проблема связана с голосовыми связками и сбоем в работе голосового аппарата.
Почему пропадает и садится голос?
Большинство людей связывает состояние, когда пропадает и садится голос, исключительно с простудой. Но с простудой связана лишь часть диагностируемых случаев. В действительности причин, почему пропадает способность нормально разговаривать, гораздо больше, и не всегда они связаны с инфекцией или ЛОР-заболеваниями.
Давайте разберёмся, почему садится или пропадает голос. Очень важно верно определить причину сбоя в работе голосовых связок. От этого напрямую зависит, какими способами нужно будет восстанавливаться.
Очень часто голос садится и пропадает вследствие повышенной нагрузки на связки. С такой проблемой часто сталкиваются представители речевых профессий, для которых голосовые связки — это полноценный рабочий инструмент. К таким профессиям относятся певцы, учителя, дикторы, экскурсоводы, операторы колл-центров, менеджеры по продажам. Способность говорить у них пропадает из-за перенапряжения связок, что неминуемо приводит к афонии. Для таких пациентов быстро восстановить работу голосового аппарата — задача приоритетная! Но не стоит думать, что голос садится и пропадает только у профессионалов. Достаточно хорошо провести время в караоке с друзьями или вдоволь накричаться на концерте любимого исполнителя, и на утро вы гарантировано почувствуете на себе, что такое севшие голосовые связки.
Иногда способность нормально говорить пропадает, казалось бы, без видимых причин: простуды нет, голосовой аппарат не перенапрягался, не садился от крика или длительного разговора. Чтобы в этом случае быстро восстановить голос, нужно срочно обратиться к врачу-оториноларингологу. Достаточно часто афония является следствием появления новообразований гортани. Способность звучно разговаривать, кстати, пропадает не только при опухолях гортани, но и при новообразованиях щитовидной железы или области лёгких. И от того, насколько быстро вы посетите ЛОР-врача, как срочно диагностируете проблему, зависит, как быстро вы восстановитесь!
Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!
Заболевания щитовидной железы могут спровоцировать появление хронического ларингита. Такое состояние необходимо срочно и быстро лечить. Причём восстанавливать голосовой аппарат необходимо начинать с лечения основного заболевания. Качественное и быстрое лечение болезней эндокринной системы восстановит звучность речи.
Гортань достаточно сильно подвержена воздействию раздражителей. При контакте с аллергенами возникает отёк гортани, что приводит к тому, что связки садятся, пропадает способность громко и звучно говорить. Для срочного восстановления прежнего здорового состояния гортани, необходимо устранить контакт с аллергеном и срочно проконсультироваться у аллерголога.
Курение — очень частая причина афонии. Все вредные вещества, которые входят в состав сигареты, губительно воздействуют на гортань. Как восстанавливаться в этом случае? Волшебной таблетки нет. Человек просто садится, хорошо обдумывает своё состояние и срочно принимает единственно верное решение — больше не курить! Очень много пациентов впоследствии оставляют свои отзывы: «Я восстановил голосовые связки, как только завязал с табакокурением». Всё в ваших руках!
Как мы видим, причин, почему садятся связки, не мало. Чтобы быстро восстановиться, необходимо срочно обратиться к врачу для определения причины афонии.
Быстрым восстановлением работы голосового аппарата занимается ЛОР-врач. Иногда к нему подключаются врачи смежных специальностей.
Как восстанавливаться при севшем голосе? Методы лечения
Грамотная тактика лечения во многом зависит от причины, вызвавшей афонию. Если афония возникла на фоне инфекционных заболеваний, ЛОР-врач пропишет антибактериальные или противовирусные препараты, противовоспалительные и антисептические средства; назначит полоскания горла, ингаляции, физиотерапевтические процедуры.
Если проблема возникла вследствие длительного разговора, крика или в силу издержек профессии, восстановиться поможет врач-фониатр. Он предложит эффективную схему лечения и покажет ряд упражнений, выполнение которых позволит избегать в будущем аналогичных проблем. Очень часто к услугам фониатра, чтобы восстановиться, прибегают профессиональные певцы. Но не лишней будет консультация для тех работников, которые вынуждены долго и помногу разговаривать в процессе своей деятельности.
В остальных случаях может понадобиться консультация смежных специалистов — эндокринолога, невропатолога, онколога и т.п.
Независимо от того, что послужило причиной афонии, есть ряд общих рекомендаций, который необходимо соблюдать, чтобы быстро восстановиться:
Афония требует обязательного лечения! Поэтому не затягивайте с визитом к оториноларингологу.
Профилактика
Как и в ситуации с любым другим заболеванием или патологическим состоянием, лучше его предупредить, нежели впоследствии лечить. Афония — не исключение. И чтобы не попадать в будущем на приём к ЛОР-врачу, нужно пытаться соблюдать ряд несложных рекомендаций: откажитесь от громких тонов в общении или криков; делайте перерывы, если ваша деятельность связана с постоянными разговорами; вовремя и правильно лечите инфекционные заболевания гортани и глотки; окажитесь от вредных привычек и вовремя посещайте врачей с целью профилактических осмотров.
Если же осиплость всё-таки появилась, записывайтесь на приём в «Лор Клинику Доктора Зайцева»: наши высококвалифицированные ЛОР-врачи и фониатры быстро вернут вам здоровье.
Телефоны для записи: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04.
Как управлять голосовыми связками
Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.
Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.
Упражнения для голоса следует выполнять на гласной «а», так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.
Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.
Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.
Чтение с губ в зеркале
Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).
Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.
Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука
Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.
В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.
При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.
Обучение произношению гласных при использовании слуха
При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.
В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.
Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.
Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»
Как управлять голосом и подготовить его к публичному выступлению, записи видео или аудио
Когда человек выходит на сцену или появляется на экране, аудитория оценивает его в течение нескольких секунд. Первое впечатление формируется с помощью невербальных сигналов. Иными словами, за несколько секунд слушатели решают, можно ли вам доверять и стоит ли вообще вас слушать. Они делают это еще до анализа смысла и актуальности того, что вы говорите. Вы посылаете невербальные сигналы с помощью внешности, позы, мимики, манеры держаться, одежды, аксессуаров, голоса. Из этой статьи вы узнаете, как управлять голосом и готовить его к публичному выступлению.
Как звучит голос сильного и уверенного в себе человека
Каким должен быть голос, чтобы его обладатель производил на аудиторию благоприятное впечатление? Ниже перечислены характеристики:
Обратите внимание на голос героя известного фильма на ролике ниже, он соответствует перечисленным характеристикам.
Какой голос может посылать аудитории негативные невербальные сигналы? Вот наиболее типичные черты:
Обратите внимание, как меняется голос известного политика Александра Лебедя в зависимости от обстановки. На первом ролике он дает интервью, общаясь с журналистом один на один.
На втором ролике он дает пресс-конференцию в большом зале, обращаясь к группе людей.
Как улучшить голос
Характеристики голоса человека частично определяются врожденными и приобретенными особенностями анатомии организма. Например, если у вас искривление носовой перегородки, полученное в результате упорных занятий боксом в детстве, вы будете гнусавить, пока не сделаете операцию. Если вы от природы обладаете сопрано, вы вряд ли будете говорить во время публичных выступлений низким голосом. Однако вы можете повлиять на характеристики голоса, которые определяются физиологическими особенностями речевого аппарата и организма в целом. Многие физиологические процессы и состояния формируются нашей психикой, поэтому они поддаются сознательному управлению.
Как влиять на голос с помощью позы
Лягте на пол, свернитесь калачиком и прижмите подбородок к груди. Расскажите свое любимое стихотворение. Смешно? Этот утрированный пример показывает, что поза влияет на характеристики голоса.
Чтобы ваша речь звучала уверенно и убедительно, старайтесь говорить стоя. Плечи должны быть развернуты и опущены. Спину необходимо выпрямить, а живот расслабить. Если вы носите ремень, перед выступлением не затягивайте его слишком туго. Если возможно, перед выходом на сцену сделайте несколько простых упражнений:
Во время выполнения упражнений не делайте резких движений. Дышите ровно. Эти упражнения помогут вам подготовить к выступлению легкие, нижнее дыхательные пути, межреберные мышцы, мышцы живота и диафрагму.
Как подготовить к выступлению речевой аппарат
Теперь вам необходимо подготовить к выступлению верхние дыхательные пути, голосовые связки, язык, мышцы лица и шеи. Для этого подходит следующий комплекс и даже его отдельные упражнения:
Во время выступления старайтесь сохранять на лице легкую улыбку. Это предотвратит неосознанное напряжение мимических мышц, которое негативно влияет на голос.
Как успокоиться перед выступлением
Не секрет, что волнение и испуг негативно влияют на голос. Чтобы говорить убедительно и красиво, вы должны чувствовать себя спокойно и уверенно. Чтобы успокоиться перед выходом на сцену, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Старайтесь относиться к происходящему с юмором и иронией. Это универсальный рецепт, помогающий бороться с переживаниями в разных ситуациях.
Голос истины звучит тихо
Если вы стали общепризнанным авторитетом в своей отрасли, люди будут шикать друг на друга и ловить ваши слова, даже если вы говорите шепотом. Чтобы достичь этого уровня, во время первых выступлений вы должны говорить уверенно и громко, а ваш голос должен нравиться аудитории. Используйте описанные выше упражнения и рекомендации, чтобы быстро подготовиться к выступлению. Обратите внимание, этот комплекс поможет вам улучшить характеристики голоса, если вы будете выполнять его планово.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Влюбить в себя голосом: 35 упражнений для постановки речи от радиоведущей
Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.
Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ».
Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.
Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины
Неправильное положение речевого аппарата. Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.
Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот
Использование только голосовых связок. Чтобы получить глубокий и приятный звук, и при этом не уставать, нужно научиться говорить, используя резонаторы, особенно грудной (трахея и бронхи).
Как рождается звук
Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.
Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.
Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.
Десять упражнений для улучшения техники речи
1. Полюбите себя
Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.
2. Открывайте рот
Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.
3. Зевайте и потягивайтесь
Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.
Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.
4. Держите спину ровно
В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.
У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.
Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.
5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее
Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.
6. «Будите» резонаторы
Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».
7. Всегда пейте мелкими глотками
Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.
8. Делайте вибрационный массаж
Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.
Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.
Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.
Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».
Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.
Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.
Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.
Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.
9. Всегда тренируйте грудной резонатор
Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.
10. Открывайте дыхательное горло (трахею)
Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.
Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.
Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.
Губы
«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.
«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.
«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.
«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.
Язык
«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.
«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».
«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.
«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» – не умеют делать лодочку.
Челюсти
«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.
«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.
Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.
Когда нет времени
Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.
1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».
А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.
Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.
2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.
Техника дыхания
Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.
Как дышать правильно
Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.
Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.
Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.
Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.
Проработка вдоха и выдоха
Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.
Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.
Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.
Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.
А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.
Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.
Общие рекомендации
1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.
2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.
3) Изучайте звучание своего голоса, записывая его на диктофон, например, во время работы над техникой произношения. Так вы можете услышать много «интересного» в своем звучании.
4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.
5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.
6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.