Как управлять детским коллективом
Руководство детским коллективом
7.1. Наилучшей средой для развития школьников является детский коллектив. Однако реальная группа, с которой работает воспитатель, может находиться на более низком уровне развития. Воспитатель заинтересован в превращении группы детей в полноценный воспитательный коллектив.
Педагоги должны четко отличать истинные детские коллективы от других групп детей.
Коллектив – то организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями. Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой развивается ребенок. Коллектив включает его в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребенка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправленно. Поэтому детский коллектив – педагогизированная среда (Гликман. И.З.)
Воспитатель, не опирающийся на детский коллектив, слаб. Влияние коллектива на личность нельзя переоценить. Особенно сильным это влияние оказывается тогда, когда личность принимает этот коллектив, его цели, традиции и ценности, дорожит им. Поэтому воспитатели заинтересованы в создании детского коллектива и в овладении методикой работы с ним.
Группа превращается в коллектив только в процессе положительного развития. Поэтому воспитатель старается создать условия для развития группы детей, с которой он работает, для перехода группы на более высокий уровень ее воспитательных возможностей.
А.С. Макаренко выделял три основных этапа развития группы с точки зрения ее воспитательного влияния на личность.
1-й этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят основные требования к деятельности и поведению членов группы. Нет четкого распределения обязанностей между членами группы. Нет общегрупповых дружеских связей и сплочения. Общественное мнение отсутствует или оно разрозненно и стихийно. Влияние группы на личность стихийно.
Педагог стремится увлечь школьников разнообразной привлекательной деятельностью, развить внутригрупповое общение, привлечь школьников к организации конкретных дел.
2-й этап. В классе появляется официальная структура, ответственные за отдельные участки работы. Образуется актив, который поддерживает педагога. Расширяется дружеское общение и общая сплоченность, появляется общественное мнение в классе. Общая деятельность группы становится более успешной, упорядоченной. Влияние группы на личность усиливается и приобретает воспитательный характер. На этом этапе педагог особый упор делает на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.
3-й этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство незаметно, так как управление группой и отдельными школьниками осуществляется органами самоуправления.
Группа самостоятельна и действует успешно в отсутствии педагога. Дружеские связи охватывают всю группу, она сплоченна. Каждая личность защищена, чувствует себя комфортно. Теперь группа превращается в коллектив и становится мощным воспитательным фактором.
На этом этапе педагог осуществляет свое руководство через актив класса.
7.2. Рассмотрим законы развития коллектива. Группа сплачивается и становится весомым фактором воспитания в процессе совместной деятельности, пронизанных сотрудничеством дел. Поэтому важнейшими средствами сплочения группы являются будущая деятельность (перспектива), текущая деятельность и традиции группы.
Интересная совместная будущая деятельность воспринимается детьми как предстоящая радость. Она привлекает их, поднимает настроение, объединяет и сплачивает.
А.С. Макаренко предлагал делить перспективы на три основные группы – близкие, средние и далекие. Близкая перспектива – это те события, которые произойдут в ближайшие часы, дни, недели. Это масса различных дел: праздники, занимательные уроки, игры, экскурсии, прогулки.
Средняя перспектива включает наиболее крупные события жизни в школе и классе, ожидаемые в ближайшие месяцы. Таких бывает несколько в год: туристические походы, балы, открытие школьного стадиона, экскурсия в другой город и др.
Далекая перспектива включает события, ожидаемые через годы. И в масштабах не только школы, но и города или страны.
Как только школьники увлекутся перспективой совместных дел и если это увлечение будет устойчивым, группа явно сплачивается.
Совместная текущая деятельность тоже сплачивает группу, только если она правильно организована. Рассмотрим общие требования к организации групповой деятельности.
Во-первых, постановка цели перед учащимися. Несомненно, что интерес нельзя рассматривать как единственное средство побуждение к деятельности. Большое значение имеет и осознание необходимости трудиться на общую пользу, а интерес можно стимулировать в процессе деятельности.
Во-вторых, целесообразное планирование и распределение поручений. Выполнение поручений должно сопровождаться сплачивающими отношениями между учащимися, крепнущими в совместном общении, взаимосвязях. Необходимо так планировать деятельность, чтобы она протекала в сотрудничестве детей.
В-третьих, в процессе деятельности учащимся необходим педагогический контроль как стимул, как помощь взрослого человека, более опытного и знающего. Своевременный контроль необходим и как необходимое условие доведения дела до конца.
В-четвертых, деятельность должна носить творческий характер, иметь идею вдохновления (в качестве такой идеи могут выступать социально-культурные ценности общечеловеческого характера: милосердие, истина, счастье, прекрасное и др.)
В-пятых, школьники должны выступать субъектами планирования, организации, проведения и оценки деятельности.
Почему мы уделяем такое пристальное внимание деятельности школьников? Деятельность – важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности. На формирование сознания и поведения личности серьезное внимание оказывают те отношения, в которые личность вступает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. В разнообразной деятельности проявляется оценочное отношение ко всему окружающему, наиболее успешно развивается сознание, накапливается опыт, обогащаются чувства. Поэтому правильно поступают те воспитатели, классные руководители, которые заранее тщательно планирую предстоящую деятельность, стараются увлечь ею школьников и создают необходимые условия для их самовыражения.
Традиции также скрепляют группу, способствуют превращению ее в коллектив. Традиции бывают разные. Добрые традиции обеспечивают уверенность и защищенность каждого ребенка, который начинается раскрываться для всех, становясь интересным для окружающих.
Традицию нельзя учредить, искусственно «ввести», но можно создать условия для ее возникновения. Необходимо, в первую очередь, культивировать в школе, в классе особую гордость своим коллективом и его делами. Закреплению традиции способствует яркая эмоциональная насыщенность и даже «необычность» дел и событий. Традиции полезно накапливать и беречь, записывать в школьных газетах, классных альбомах, часто напоминать о них школьникам.
7.3. Как управлять детским коллективом? Иногда это представляется весьма затруднительно, так как от педагога часто скрыты внутренние, неофициальные отношения в классе, либо педагог не умеет влиять на эти отношения
Для правильного, то есть эффективного руководства следует научиться пользоваться способами воздействия на внутригрупповые отношения, овладеть методикой параллельного действия и наладить индивидуальное влияние на каждого члена группы.
Существуют разные каналы и способы воздействия воспитателя на внутригрупповые отношения детей. Например, меняя условия и организацию деятельности группы, воспитатель влияет на внутренние взаимоотношения. Ведь известно, что изменение цели, характера деятельности, требований к каждому школьнику и группе в целом – все это влияет на состояние группы и на взаимоотношения школьников. Появление новых задач, изменение условий, трудности или дополнительные стимулы пробуждают совместные переживания и изменяют отношения в группе.
Меняя состав временных групп для выполнения поручений, официальное устройство группы, включая ее в отношения с другими группами, педагог оказывает влияние на внутриколлективные взаимоотношения в своей группе.
Часто дети сопротивляются воспитанию. В этом случае педагогу необходимо использовать методику параллельного действия. Особенности этой методики:
— педагогическая позиция воспитателя по возможности скрыта от воспитанников;
— основное влияние воспитателя идет через группу (результативнее всего это будет в коллективе). Поэтому воспитатель действует на воспитанника не столько непосредственно, сколько через актив и остальных детей.
— взаимодействие воспитателя с воспитанниками происходит формально не в педагогической области, а в области общественной деятельности. Именно через эту деятельность и идет в основном фактическое формирование личности.
— в индивидуальной же работе с детьми педагог стремится действовать на них преимущественно косвенно.
Правильно поступает тот воспитатель, который заботится о «выращивании» актива класса. Укажем основные способы решения этой педагогической задачи:
1. выбор школьников, наиболее заинтересованных в налаживании жизни и деятельности группы;
2. вовлечение их в выполнение отдельных конкретных поручений;
3. обучение их основа организаторской деятельности;
4. создание ситуаций успеха в деятельности;
5. эмоциональная поддержка и стимулирование их активности;
6. инициирование поддержки и доверия со стороны школьников;
7. контроль за работой активистов.
Такая работа воспитателя с активом положительно отражается на состоянии всей группы и способствует ее укреплению и развитию.
Много времени воспитатель должен уделять и индивидуальной работе с каждым школьником. Речь идет о пристальном внимании к личности ребенка, уважении ее, знании особенностей характера, интересов, помощи в решении конкретных проблем, заботе о том, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно в коллективе, мог проявить лучшие свои стороны, способности, имел поддержку друзей. Поэтому важной задачей для педагога является изучение каждой личности. Для этого можно использовать массу различных приемов: беседы со школьниками, анкетирование, вовлечение в различную деятельность, наблюдение, беседы с родителями и учителями, сочинения, разработанные в методической литературе методы психолого-педагогической диагностики.
Изучение особенностей школьников позволяет точнее представить себе перспективы их возможного и желательного развития. Когда говорят о проектировании личности педагогом, как раз и имеют в виду представления воспитателя о желательном пути развития воспитанника, о том, как помочь ему достичь намечаемого пути развития.
Воспитатель должен поддерживать личный контакт с ребенком, быть в курсе его достижений и неудач, интересоваться его делами, проявляя уважение и в то же время требовательность к воспитаннику, в случае необходимости оказывать своевременную помощь, стимулировать к самосовершенствованию, учить методике и приемам самовоспитания.
Мы рассмотрели основные направления работы воспитателя, классного руководителя с детской группой и коллективом. Усилия по созданию сплоченного, дружного коллектива не пропадут даром, так как воспитатель получит в его лице надежную опору и защиту в деле воспитания подрастающего поколения.
Особенности руководства коллективом
Содержание
Детский коллектив
Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят-участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива вожатый использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.
Распределение и стимулирование:
Участие в принятии решений:
Педагогический коллектив
В процессе общения полезно задуматься над тем, что движет людьми, когда они совершают те или иные поступки, какие факторы влияют на адекватность нашей оценки другого человека.
Итак, какие же факторы отражаются на нашем восприятии другого человека и на характере наших отношений с ним?
Рассмотрим следующие факторы:
Что необходимо для организации построения отношений с другим человеком?
На пути к взаимопониманию могут встретиться разные трудности:
Есть ряд приемов, способствующих увеличению вероятности успеха в построении общения:
Настроение
В процессе работы в детском лагере у вожатого возникают ситуации, когда необходимо повысить настроение, снять неблагоприятное эмоциональное или стрессовое состояние.
Есть ряд «детерминантов хорошего настроения». Обратимся к ним.
Компоненты хорошего настроения:
Способствует улучшению настроения процесс самоорганизации:
Работая в коллективе, стремитесь выстроить разумно, насколько это возможно, свои отношения как с коллегами, так и с руководством. Воспользуйтесь «Принципами мудрого отношения к жизни»:
В реальной жизни, вожатый, отправляясь работать на летнюю детскую программу, часто испытывает определенные страхи, которые не способствуют повышению качества работы. Попытаемся помочь понять их, и, тем самым, избежать в своей деятельности.
Есть взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе нее страхами работников. Вот эти разновидности симптоматики организационного дистресса (отрицательной эмоции).
Дистресс — перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения цели
Страх не справиться с работой. Стимулирован разного рода обстоятельствами: неспособностью быстро войти в проблему, неумением рационально организовать свои профессиональные дела, непродуктивным использованием времени, слабыми навыками коллективного труда, неудовлетворительным физическим и психическим состоянием и т. д.
Страх допустить ошибку. Очень часто присущ новичкам, особенно в адаптационный период, однако может иметь место и у опытных работников, находящихся под началом страдающего разного рода психическими комплексами («закомплексованного», как принято говорить в таких случаях), агрессивного, несправедливого директора.
Страх быть обойденным другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с поощрениями руководства (кого-то продвигают, а кого-то задвигают, причем не всегда понятно — почему). Эта реакция принимает у разных людей разные формы:«каждый. реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы. Кто начинает трудиться с большей отдачей, надеется поправить, таким образом, свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то особенно не стоит.
Страх получить неудовлетворительную оценку за педагогическую деятельность. Человек перестает себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернется вера в собственные силы и возможности. Поиски разрешения возникшей ситуации, хождение по кабинетам — все это не может не вызвать чувство страха.
Страх потерять собственное Я. Человек фактически становится неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностной самоценности и, напротив, возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности. Естественно, возникает вопрос как же предупредить подобного рода организационный дистресс?
Решающая роль в создании психологически комфортной, т. е. исключающей дистресс, ситуации принадлежит:
Рекомендации, касающиеся, заботы об индивидуальной мотивации:
Ориентиры для руководителя
(полезны, как директору, так и вожатому)
Для руководителя нет более важных стимулов для улучшения работы, чем личное знание персонала. Это дает возможность оценить качество индивидуального труда, как детей, так и взрослых; оказывать им помощь и содействие в нужный момент. Кроме этого, знающий руководитель будет иметь расширенные возможности для общения с людьми разного характера и шанс предупреждения проблем. Такое взаимодействие дает руководителю возможность делить как радости, так и сложности жизни в лагере.
Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми:
Критерии оценки успешности работы вожатого
В процессе работы в детском лагере вожатый должен проявить знания в области педагогики и психологии, методов работы с детьми разного возраста, умения применять теоретические знания на практике. Администрация лагеря оценивает следующие умения:
ТМОДРУК Лекция «Педагогическое руководство детским коллективом»
ТМОДРУК Лекция «Педагогическое руководство детским коллективом» для групп 2 ппН, 3опН специальности «Преподавание в начальных классах»
Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция «Педагогическое руководство детским коллективом»»
Тема: Педагогическое руководство детским коллективом.
Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).
Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жижи; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.
В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:
Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятые каждому члену коллектива.
Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность, и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.
Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективного воспитания, но также и в смене педагогической помощи развивающейся личности. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.
Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.
Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).
Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.
Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения), на этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.
Избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.
Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).
На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.
Особенности руководства детским любительским коллективом
Анастасия Морозова
Особенности руководства детским любительским коллективом
Детство – это особый период в развитии ребёнка, когда формируются общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Эти способности закладываются в ребенке в процессе коммуникации со сверстниками, с родителями и с педагогами, то есть участниками образовательного процесса. По мере взросления каждый ребёнок может выбирать себе деятельность, которая будет ему по душе и заниматься этим с увлечением, в последствии организовывая микрогруппы.
Если рассмотреть понятие коллектив с точки зрения А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Детский коллектив – это в первую очередь группа воспитанников со своим «Я» и со своим «Хочу», так как каждый индивидуален и непосредственен, поэтому стиль и методы руководства детскими группами и коллективами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управлении детскими группами и коллективами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Не мало важную роль играет знания детской психологии, так как руководство коллективом, возрастной ценз которого 12-14 лет будет отличаться от руководства коллективом 5-7 лет.
Каким же должен быть руководитель детского любительского коллектива? В первую очередь,согласно Федеральному государственному образовательному стандарту педагог должен:
• Знать специфику образования и особенности организации образовательной работы с детьми того или иного возраста.
• Знать общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей в том или игом возрасте.
•Уметь организовывать ведущие в том или ином возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, исследовательскую и так далее, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность воспитанников.
• Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.
• Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития.
• Владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер.К примеру: у детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективныевзаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах детского типа, – это роли руководителя и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей.
Ребенку прежде всего нужно показать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвоения функций по координации, контролю совместной деятельности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему, а затем – своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходил к
внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обязанностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой. Не менее важно своевременно научить детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной группы. Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться и в коллективе свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «Я» за счет свободы и подавления личностей в других людях, нарушая их интересы. Практическое решение данной проблемы иногда осложнено тем, что не каждый взрослый человек в состоянии вести себя так как положено, готов стать примером и образцом для подражания со стороны детей.
Другая ситуация состоит в том, что некоторые дети не могут переступить через свою замкнутость. В этом случае педагогу обязательно нужно разговаривать с ребенком и постараться ненавязчиво выяснить в чем причина. Также в снятии застенчивости и формированию чувства значимости в коллективе способствуют другие творческие проявления ребенка. Например, он может раскрашивать или рисовать афиши, участвовать в подборе костюмов, изготавливать несложные театральные атрибуты. Тем самым он непосредственно принимает участие в создании спектакля, а со временем, смотря на других своих сверстников, играющих в постановке, ребенок сам захочет быть героем любимых сказок.
Детский коллектив, как и любой другой непрерывно меняется, так как меняются его воспитанники, а процесс развития коллектива носит сугубо педагогический характер. Именно от педагога-организатора зависит существование того или иного детского коллектива, именно он выбирает средства педагогического воздействия. Детям нужно создать такие условия, при которых они чувствовали бы себя свободными и проявляли инициативу, но в то же время могли слушать и слышать своего педагога.
Формы работы с педагогическим коллективом Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении – важнейшая составляющая успешного функционирования и развития ДОО.
Групповые тренинги с педагогическим коллективом «Оценка качества внутришкольного менеджмента» Тема: «Оценка качества внутришкольного менеджмента» Цель: уяснить показатели качества работы школьной администрации; понять и научить применять.
Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию в подготовительной к школе группе Вид деятельности: этические.
Консультация «Новые формы работы с коллективом родителей и воспитателя» Актуальность проблемы: Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного.
План руководства деятельностью помощника воспитателя на неделю День недели Время Вид деятельности Понедельник 7.30-9.00 Влажная уборка групповой комнаты Смена индивидуальных средств гигиены детей (полотенец).
Планирование консультативной работы учителя-логопеда с педагогическим коллективом Сроки выполнения Неделя Форма проведения Содержание работы Сентябрь 1 Педагогическое совещание «Ознакомление с Годовым планом работы логопедического.
Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.
Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.