Как управлять бизнес процессами

BPM – это просто

Основы управления бизнес-процессами

Концепция BPM, или Business Process Management, считается крайне сложной для внедрения, а ее терминология может запутать даже подготовленного специалиста. Однако управление бизнес-процессами позволяет значительно повысить эффективность компании и модернизировать систему менеджмента. Но для того чтобы внедрить BPM, подход нужно понять. Разбираемся в его основах.

Профессиональные консультанты, говоря о процессном подходе, часто увлекаются техническими подробностями. Конечно, обсуждение деталей, например, особенностей графического изображения схем или распределения ролей в бизнес-процессе — это, безусловно, очень важно. Но только тогда, когда концепция BPM уже принята людьми от бизнеса, а не только технарями.

Пока этого не произошло, есть риск, что подход может сразу отпугнуть своей сложностью. Хотя суть BPM как раз в том, чтобы делать прозрачным и понятным то, что раньше было запутанным. Подход помогает бизнесу не только увидеть возможности повышения эффективности, но и воспользоваться ими.

Но прежде нужно как можно проще рассказать сотрудникам компании о важных элементах процессного подхода. Начнем с определений BPM, BPMS и BPMN. А дальше разберемся с тем, каким образом они связаны с эффективностью бизнеса.

На заметку

У меня есть свой ютуб-канал, где я стараюсь максимально понятно рассказывать о процессном подходе. Тезисы этой статьи будут сопровождаться ссылкой на видео с более подробной информацией по теме. Enjoy it!

BPM, Business Process Management, управление бизнес-процессами, процессный подход – это концепция, соединяющая цели компании с ожиданиями клиентов путем соответствующей организации сквозных процессов.

Важно дополнить: BPM — это не только теория с правилами по организации процессов, но и действия, предпринимаемые для ее реализации на практике.

BPMN, Business Process Model and Notation – это универсальный и очень емкий способ записи бизнес-процессов. Он понятен и бизнесменам, и технарям, что позволяет им заговорить на одном языке.

Бизнес-процессы – особые правила предоставления сервисов компании

Бизнес-процесс – это многократно повторяющаяся упорядоченная во времени последовательность действий – задач, операций, направленная на создание ценности или достижение результата.

За этим формальным и, мягко говоря, не самым понятным определением скрываются различные сервисы компании. Бизнес-процесс определяет, как эти сервисы предоставляются.

Так что же это за последовательность действий, направленная на создание ценности для клиента? Это не только производство и продажа продукта, а любая регулярная деятельность:

выдача кредита в банке;

возврат товара в магазине электроники;

прием нового сотрудника на работу;

закупка сырья для производства;

сдача отчетности в федеральный орган контроля.

По этим примерам понятно, что, говоря о создании ценности для клиентов, мы имеем в виду не только внешние процессы, направленные на клиентов компании. Обслуживание собственных сотрудников, то есть ее внутренних клиентов, – это тоже бизнес-процесс.

Бизнес-процесс как сервис для внешних и внутренних клиентов

Рассмотрим для примера бизнес-процессы банка. Одни процессы банка направлены на внешних клиентов – банк выдает кредиты, выпускает пластиковые карты, занимается возвратом денег от должников. В тоже время другие процессы направлены на внутренних потребителей – сотрудников банка. Они ходят в отпуск, увольняются, ездят в командировки и проходят обучение.

Сотрудников у банка может быть не одна тысяча – каждый раз этот процесс будет выполняться в строгом соответствии принятыми нормами.

Справка

Американский центр производительности и качества APQC выпустил межотраслевой классификатор процессов. Знакомство с ним поможет понять, какие процессы бывают и насколько они охватывают деятельность компании.

Подробнее о разных видах бизнес-процессов в коротком ролике:

Бизнес-процесс как конвейер задач

Для демонстрации утверждения о многократном повторении процессов представим все задачи в виде конвейера.

Заниматься оптимизацией разовой задачи не так выгодно. Например, банку, скорее всего, не нужно автоматизировать процесс ремонта офисной мебели. Если, конечно, это на Сбербанк с десятью тысячами отделений, но тогда ремонт мебели – это и не разовая задача.

Благодаря тому, что процессов много, эффективность работы этого конвейера напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность всей компании.

Взять, к примеру, процесс выдачи кредита. Если конвейер задач работает плохо, на отдельных этапах банк будет тормозить. В какой-то момент клиент просто скажет: «Мне надоело ждать!», — и уйдет к конкурентам.

Что делать банку? Процессный подход утверждает, что путь должен быть таким:

описать все процессы;

сократить промежутки между этапами;

некоторые задачи решать параллельно;

оперативно перекидывать заявки между свободными менеджерами;

автоматизировать рутинные и повторяющие задачи.

Обобщая – всячески повышать четкость и эффективность работы.

Подробнее о процессах как о правилах предоставления сервиса и конвейере задач:

Разобравшись с основами бизнес-процессов, нужно ответить на следующий вопрос: что делает BPM управленческой концепцией, а не просто теорией, рассказывающей о том, какие бывают процессы?

BPM как управленческая концепция

Управление бизнес-процессами – совершенно другое мировоззрение, которое в корне отличается от пока что чаще встречающегося и более простого функционального управления. В чем же между ними разница?

Управление бизнес-процессами в среде профессионалов — это достаточно конкретный термин, под которым понимается определенный перечень мероприятий.

Для простоты будем считать, что под управлением бизнес-процессами в компании мы понимаем, что:

Процесс выделен и описан, следовательно понятно, кто, что и когда делает.

Деятельность измеряется — можно оценить эффективность действий.

Организация непрерывно работает над тем, чтобы процесс работал как можно лучше.

Теперь о том, как это противопоставляется традиционному подходу. В любой компании есть отделы, каждый из них выполняет некоторую функцию. Как конвейер. В отдел приходит задача, отдел ее выполняет и передает другому отделу. Тот в свою очередь берет результат этой работы, выполняет свои операции и передает дальше.

Работа может выполняться неплохо, а может и плохо. Руководители следят за тем, как трудятся сотрудники их отделов. Но никто не контролирует процесс в целом. Значит есть риск, что в процессе обнаружатся лишние действия, а интересы клиентов никак не будут учитываться.

Процессное управление перестраивает структуру управления организации. Во главе всего становятся бизнес-процессы. Деятельность компании представляется не как работа функциональных отделов, а как цепочки связанных бизнес-процессов.

Больше о разнице функционального и процессного подхода в видео:

Вначале материала подчеркнуто, что BPM не имеет отношения к ПО. О программах, которые помогают следовать процессному подходу, самое время рассказать сейчас.

BPMS как технология, поддерживающая BPM

BPMS — это система управления бизнес-процессами, то есть программное обеспечение для автоматизации BPM.

Может ли BPM существовать без ИТ? Более чем! Но только с применением правильных программ можно не только обеспечить соблюдение, но и приумножить выгоды процессного подхода.

BPMS — это не просто способ автоматизации. Это продукт с «предустановленной» методологией процессного управления, который подразумевает главенство бизнес-процессов. Программное обеспечение позволяет описывать, исполнять, контролировать и улучшать процессы организации. То есть делать все, что подразумевается под управлением.

Рассмотрим, как это работает на примере ELMA BPM.

Описание

Аналитик создает модель процесса в визуальной среде с использованием нотации BPMN. Это похоже на рисование блок-схем. В такой блок-схеме прописывается вся логика бизнес-процесса.

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессами

Затем определяются данные, с которыми будут работать пользователи – это, например:

Настраиваются экранные формы — то, что будут видеть пользователи при работе с задачами процессов.

Исполнение

Модель превращается в бизнес-приложение. Теперь десятки, сотни, тысячи пользователей, в зависимости от размеров организации, смогут зайти на веб-портал системы и запустить процесс или получить задачу.

Пользователи выполняют задачи по бизнес-процессу, работают с экранными формами. А система следит, чтобы все пользователи вовремя и с должным качеством выполняли работу.

Как только один пользователь выполняет задачу, система автоматически поставит задачу следующему – все в соответствии с заложенной логикой бизнес-процесса.

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессами

Логика может быть достаточно хитрой. Например, система может автоматически перераспределять задачи в зависимости от загрузки, действий исполнителей или важности.

Контроль

Система автоматически строит аналитику по исполнению процессов. Использование метрик процесса позволяет находить «узкие горлышки».

Улучшение

Бизнес-процессы в BPMS — это очень гибкие бизнес-приложения. В любой момент можно внести изменения в процесс, и система начнет работать по-новому. Гипотезы аналитиков очень быстро превращаются в реальные изменения правил, по которым начинает работать компания.

На видео показана жизнь одного из процессов. Все изменения производились с целью повышения удовлетворенности потребителя на протяжении 1 года. Каждая картинка в видео — это версия процесса, которая работала в промышленной эксплуатации от 1 до 4 недель

Подробнее об автоматизации в BPMS:

Таким образом, можно сказать, что BPM нацелен на то, чтобы сотрудники и руководители получили ясное представление о том, как на самом деле работает компания, какую она создает ценность и как на все это можно влиять, избегая бюрократических препятствий функционального управления.

Источник

Управление бизнес процессами

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессами

Управление бизнес процессами — это термин, обозначающий системный подход к руководству предприятием с целью улучшения его деятельности. По-другому эту концепцию называют BPM или Business Process Management. Возможно, вы встречали именно такое название.

Любую фирму можно сравнить с ребенком, она тоже проходит этап рождения, развития и обучения. На каждом из этапов руководителю нужно организовать эффективное взаимодействие между сотрудниками и подразделениями. Время не стоит на месте и в любой предпринимательской деятельности появляются более современные технологии, но как их безболезненно внедрить в свой проект?

А как быть, если появилась необходимость быстро изменить функционал целого филиала? Автоматизировать все так, чтобы это не помешало достичь цели управления персоналом? Снизить расходы производства? Как раз для решения этих проблем существует BPM.

Грамотная система управления бизнес процессами дает возможность все тщательно организовать и задать правильную последовательность действий, которую будет выполнять персонал предприятия.

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессами

Виды бизнес процессов

Бизнес-процессами принять называть логически взаимосвязанные мероприятия по преобразованию имеющихся ресурсов в конечный продукт, ценный для потребителя. Условно их делят на четыре категории:

Разработка бизнес процессов

С разработки бизнес-процессов должно начинаться любое новое дело. А как часто бывает в жизни: захотел человек открыть магазин, нашел место и просто начал заниматься торговлей. Но принесет ли новое дело прибыль? Правильнее было бы вначале все описать и рассчитать: что продавать, сколько и у кого лучше закупаться, как хранить, почем продавать. Все бизнес процессы, в том числе бизнес процесс управления производством и продажами нужно продумать заранее и периодически подвергать мониторингу. С чего же начать обычному предпринимателю? Чтобы было проще, разделите разработку на несколько этапов:

Этап разработки будет удачным, если вы хорошо разбираетесь в специфике своего бизнеса и понимаете, какие цепочки действий и для чего нужны.

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессами

Цикл управления бизнес процессами

Если рассматривать управление бизнес процессами, нельзя не сказать, что любой бизнес процесс управления компанией проходит определенный цикл от создания до внедрения. Затем какое-то время он работает в первозданном виде, но рано или поздно требует модернизации. Почему? Обнаруживаются слабые места, меняется законодательство, появляются новые конкуренты, требуются более современные инструменты или нужна автоматизация — вот уже несколько причин, чтобы руководящий менеджмент подумал об изменениях.

Цикл от создания до внедрения может повторяться несколько раз, ведь работать на современном рынке — значит уметь подстраиваться под постоянно изменяющиеся условия. Любой цикл состоит из пяти фаз:

Оптимизация управления (совершенствование) бизнес процессов

«Вовремя остановиться», — так звучит главное правило специалиста, который занимается оптимизацией. Здесь важно четко анализировать стоимость и трудоемкость нововведений и посмотреть, какова будет выгода. Если к оптимизации подойти разумно, то благодаря ей улучшится система управления бизнес процессами в целом, в том числе какой-либо отдельный бизнес процесс управления отделом или филиалом.

Оптимизация действительно нужна, если есть необходимость сократить штат без ущерба качества производства, при уменьшении производственных мощностей, когда не дают дышать конкуренты или для совершенствования существующей системы труда.

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессами

Схема бизнес процесса

Выше мы уже говорили о том, что бизнес-процесс представляет собой определенную последовательность. Чтобы эту последовательность было удобнее анализировать, ее схематично отражают на бумаге или цифровом носителе. При проектировании схемы следует опираться на эти правила:

Получившуюся схему обязательно нужно связать со смежными процессами.

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессами

Автоматизация бизнес процессов

В наше время автоматизация — это тренд. Внедрение компьютерных технологий позволяет автоматизировать важные задачи и сделать их более понятными и простыми. В реальности это обеспечивает беспрерывный процесс сбора данных, отчетность нажатием одной кнопки, скоординированные между собой отделы и уровни управления предприятием, оперативный обмен информацией. Автоматизированные бизнес процессы гарантируют создание продуктивного информационного пространства между работниками и в результате бизнес процесс управления компанией упрощается в разы. Так, за пару кликов можно спланировать совещание, скорректировать график или разослать письма по базе.

Внедрение бизнес процессов и пример внедрения

Внедрение бизнес-процессов — это все, что связано с переводом работы персонала на новый алгоритм. Данная задача включает в себя несколько этапов:

Если вас интересует пример внедрения или другая информация, оставьте заявку на сайте!

Источник

Разбираемся с понятием BPM. Что такое управление бизнес процессами

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессами

В современных условиях бизнес активно применяет процессный подход к организации работы. Но до сих пор существует проблема понимания – что такое управление бизнес-процессами и как правильно использовать BPM.

Определение по версии EABPM (Европейская ассоциация BPM) этого термина звучит следующим образом:

Управление бизнес-процессами (BPM) представляет собой системный подход для отражения, проектирования, выполнения, документирования, измерения, мониторинга и контроля как автоматизированных, так и неавтоматизированных процессов, для достижения целей и бизнес-стратегий компании. BPM охватывает осознанное, всеобъемлющее и все более технологичное определение, совершенствование, инновации и поддержание сквозных процессов. Благодаря этому системному и сознательному управлению процессами компании добиваются лучших результатов быстрее и гибче.

Я считаю, что это определение вносит больше путаницы, чем настоящего понимания BPM, особенно для людей, не изучавших глубоко эту тему.

Как управлять бизнес процессами. Смотреть фото Как управлять бизнес процессами. Смотреть картинку Как управлять бизнес процессами. Картинка про Как управлять бизнес процессами. Фото Как управлять бизнес процессамиВ своей работе я постоянно пользуюсь графическими нотациями управления бизнес-процессов и BPMN. Считаю этот инструмент очень удобным, он помогает мне не только в разработке решений для бизнеса, но и в их обосновании. Ведь, как я уже много раз повторял, одна картинка стоит тысячи слов. Человек мыслит образами, и представить какой-то вид деятельности при помощи картинки (схемы) ему намного проще.

Также напомню, что эту тему я поднимаю уже не первый раз. Я много говорил о бизнес-процессах в таких статьях, как «Что такое бизнес-процесс и описание бизнес процесса» или «Краткое описание BPMN с примером».

Но вопросы остаются, их часто задают мне и читатели статей, и мои клиенты. Кроме того, очень много путаницы в понимание сути вносят маркетинговые статьи и термины, связанные с этой сферой деятельности. Как разработчики программных систем, так и бизнес-консультанты, постоянно использующие в работе эти инструменты, успели внести в сферу управления бизнес-процессов очень много исключительно маркетинговых понятий. С одной стороны, этот процесс неизбежен в любой коммерческой сфере. С другой — BPM и без того не самая простая для неспециалиста методология. А маркетинг вносит дополнительную путаницу.

А потому я решил дать свое развернутое определение тому, что такое управление бизнес-процессами. И надеюсь, что сумею помочь разобраться в основных вопросах, связанных с применением BPM.

Как появилось BPM

Любой новый бизнес можно сравнить с ребенком. Каждая компания, создаваемая с нуля, проходит период становления и обучения. Необходимо организовать взаимодействие сотрудников и подразделений, создать механизмы передачи знаний и т.д. И не важно, насколько большой будет эта компания – в малом бизнесе все эти вопросы также важны, как и в крупной организации с большим числом филиалов.

При этом человечество не стоит на месте. И как в сфере обучения детей, так и в сфере организации бизнеса появляются новые инструменты, более гибкие, удобные, понятные интуитивно, что особенно важно для людей, делающих первые шаги в любой сфере.

Если мы обратимся к старым записям и попробуем изучить особенности организации труда что на советских предприятиях, что в западных компаниях, например, Форда, мы увидим преимущественно сухие, сложные для восприятия текстовые инструкции, относящиеся преимущественно к функциональному подходу:

А что делать, если появляется необходимость быстро изменить работу целой организации? А если еще при этом внедряется автоматизация? Ответом на эти запросы и стало появление BPM.

О том, что такое бизнес-процесс, я уже писал («Что такое бизнес-процесс и описание бизнес процесса»), а потому повторять основные положения и определение самого бизнес-процесса не буду. А на понятии управление бизнес процессами давайте остановимся подробнее.

Об управлении бизнес-процессами простыми словами

Управление бизнес-процессами заключается в том, что вы регламентируете, описываете и изменяете бизнес-процессы. Именно изменяете, а не улучшаете, ведь вы можете как улучшить так и ухудшить бизнес процесс. В отличие от станка или автомобиля, непосредственно управлять при помощи директив или нажатия кнопки коллективом невозможно. Но мы можем задать последовательность действий, которую будет выполнять коллектив при решении той или иной задачи. Именно это и называется BPM.

Определение от меня:

Управление бизнес-процессами (BPM) – это управление действиями (автоматизированными и неавтоматизирвоанными) в коллективе посредством бизнес-процессов.

Чтобы управлять любыми бизнес процессами необходимо:

При этом необходимо управлять крайне разнородной средой. Разные бизнес-процессы требуют различного подхода и действий сотрудников, различных инструментов автоматизации. И все это нужно уметь описывать по-отдельности, после чего объединять в общую систему.

Необходимо исходить из понимания: процессный подход — это управление целым через управление частями.

И чтобы исключить путаницу в терминологии, поясню:

Исполняемые и неисполняемые бизнес процессы

Я уже писал в прошлых статьях о том, что нотации бизнес-процессов могут быть исполняемые и неисполняемые. Первые предназначены для автоматизации, вторые – для изучения работы компании и повышения эффективности взаимодействия в коллективе.

Т.е. мы используем принципы и методы BPM для создания нотаций. При этом пользуемся правилами написания BPMS. Для того, чтобы создать нотацию неисполняемую, в принципе, можно воспользоваться даже листом ватмана и карандашом. Главное, четко соблюдать все правила.

Для исполняемой нотации требуется определенная IT-среда — BPMS. При этом даже неисполняемые я рекомендую выполнять в BPMN, так как здесь сама среда помогает выявлять возможные ошибки, противоречия, что повышает грамотность и точность описания бизнес-процесса.

Отличия процессного и функционального подходов

Еще один важный факт, который поможет понять, что же такое на самом деле «управление бизнес-процессом». Мы уже выяснили, что управление – это создание определенной последовательности действий сотрудников. Т.е. в результате каждая автоматизированная система работает определенным образом. А человек – обязан по инструкции также выполнять заданные по инструкции действия.

При этом также необходимо знать:

Для стратегического планирования и оценки работы компании “в целом” лучше использовать функциональное моделирование и нотации (например IDF0). Об этом я подробно писал в статье “Знакомство с нотацией IDEF0 и пример использования”. Здесь вы сможете исходить из желаемого результата и выстраивать последовательность функций “черных ящиков”, необходимых для его достижения.

Для управления последовательностью действий и оптимизации того. что происходит внутри каждого этапа работы, а также улучшению взаимодействия между разными “черными ящиками”, необходим процессный подход BPM. Здесь вы изучаете уже сами действия, отслеживаете скорость и трудоемкость достижения результатов, оптимизируете и стандартизируете их.

Если вы вносите какие-то изменения в бизнес-процесс, то вы всегда отталкиваетесь не от целого, а от части. Т.е. вы меняете алгоритм работы программы и/или корректируете должностную инструкцию сотруднику, выполняющую определенные функции. В результате меняется один из элементов бизнес-процесса, и, как следствие, бизнес-процесс в целом.

Создание описания бизнес процесса начинается «в целом», после чего каждый процесс делится на подпроцессы и детализируется до определенного предела.

Изменение бизнес-процесса наоборот, начинается с «нижних» уровней – максимальной детализации. И от частностей – к целому – вносятся все необходимые правки.

Если при функциональном подходе очень важны объекты на входе и выходе. В самой функции «черном ящике» происходит определенная обработка объектов для получения необходимого результата. И здесь основная ориентация идет на то, «что именно мы хотим получить», т.е. подход к управлению бизнесом, скорее стратегический.

При процессном подходе мы получаем ответ на вопрос «как это лучше выполнить», т.е. концентрируемся на тактическом, оперативном управлении. А потому здесь при изменении отдельных элементов между «входом и «выходом» меняется весь процесс.

Также важно при детализации определить оптимальный уровень: не слишком «в общем», но и не детализировать крупный процесс вплоть до действий каждого сотрудника. Я в свое время видел описание бизнес-процессов, размещенное на двухметровом ватмане. Но чем сложнее и детальнее будет прописан процесс, тем сложнее он будет восприниматься «в целом» и, как следствие, его будет сложнее понимать и совершенствовать.

По этим причинам при работе с бизнес-процессами используется многоуровневая декомпозиция, т.е. детализация каждого «черного ящика» выделяется в отдельный процесс. И по этой же причине процессный подход не используется для стратегического планирования, для этого, повторюсь, применяют функциональное моделирование.

Описание работы с BPM

Для лучшего понимания того, что такое BPM (управление бизнес-процессами), я приведу пример последовательности действий бизнес-аналитика в рамках этой методологии:

Опрос людей (сотрудников компании). Понимание того, каким образом производится работа в каждом конкретном случае.

Документирование бизнес-процесса на основе полученных данных. На этом этапе аналитик получает описание бизнес-процесса «как есть».

Изучение полученного бизнес-процесса с точки зрения слабых мест и возможности оптимизации:

На основе готовой оптимизированной (по мере необходимости) схемы создаются документы: должностные инструкции, руководства пользователя, а также при необходимости реализуются автоматизированные решения.

После внедрения на основе нотации осуществляется контроль бизнес-процесса, выявляются возможные несоответствия, изучаются их причины.

В случае необходимости в схему вносятся изменения на основании выявленных недочетов или изменений в работе компании, связанных с внешними факторами.

Далее – снова проработка изменений в инструкциях и программных системах. И новый этап внедрения в эксплуатацию.

Жизненный цикл процесса в BPM

Как видно из описанной выше последовательности, каждый бизнес-процесс проходит определенный цикл от создания до внедрения. Далее какой-то период времени он работает “как есть”. После чего практика показывает определенные недостатки и недочеты, аналитик изучает отчетность и со своей стороны находит какие-то “слабые места”. Процесс подвергается модернизации.

Этот цикл может повторяться бесконечное число раз. Любой бизнес, любая организация — не застывший монолит, а развивающийся организм в постоянно изменяющемся окружении. Меняются особенности законодательства, приходят и уходят с рынка конкуренты, появляются новые инструменты автоматизации и т.д.

Главное правило бизнес-аналитика: при оптимизации процесса нужно уметь вовремя остановиться. И здесь необходимо четко анализировать — трудоемкость (стоимость) изменений и повышение эффективности (выгоды) в результате.

Плюсы и минусы BPM

К числу преимуществ использования BPM относятся:

Минусы BPM, как это часто бывает, находятся там же, где и преимущества:

Каким компаниям подходит BPM

Процессный подход идеально подойдет государственным компаниям. Здесь важно повышать уровень сервиса и качество работы, при этом также важна стандартизация обслуживания. В государственной компании клиенты не ждут каких-то бонусов или особых инициатив. Но услуга должна быть выполнена от и до на соответствующем уровне.

В коммерческих компаниях процессный подход хорош для стандартизации работы, он позволит «подтянуть» уровень обслуживания до определенных стандартов. С одной стороны – это большой плюс. С другой – одновременно и минус, так как инициативные и талантливые сотрудники при всем желании никак не смогут себя проявить и принести больше пользы и прибыли. Процессный подход – это именно стабильность и определенная статичность. А потому при его использовании нужно четко понимать, где вас такой вариант работы устраивает, а где лучше предоставить людям больше свободы.

Для того чтобы бизнес процесс был на пользу а не во вред, рекомендуется собирать от участников бизнес процесса замечания и ошибки. Не нужно считать что BPM это истина в последней инстанции.

Подробнее о том, как именно управлять бизнесом при помощи бизнес-процессов я рассказывал уже в прошлых статьях, и буду говорить еще не один раз. Здесь я постарался максимально просто пояснить различия между терминами BPM, BPMS, BPMN и описать само понятие «управление бизнес-процессами». Без этих базовых знаний разобраться в процессном подходе невозможно.

Вопросы и ответы

В чем отличие функционального моделирования от процессного?

При функциональном подходе мы рассматриваем действия людей и автоматизированных систем как “черный ящик”. И подходим к моделированию с точки зрения — этапов достижения поставленной цели, а также необходимых для этого ресурсов. При процессном моделировании мы изучаем последовательность действий сотрудников и систем на каждом этапе для их оптимизации и повышении эффективности.

Какие понятия входят в BPMN?

В первую очередь, это непосредственно система BPMN, а также описание нотаций BPMS. О них я писал в этой статье, и подробно — в предыдущих статьях (см. рекомендуемые ссылки в конце публикации). Кроме того, не так давно появились новые понятия — DMN и CMMN. На них я сейчас подробно останавливаться не буду. Постараюсь описать новые понятия и их особенности в будущих публикациях.

Зачем нужно в построении нотаций столько сложностей и разные подходы?

Управление бизнес-процессами и сама методология BPM необходимы в том числе для директивного управления большими коллективами. Именно для этого необходимы нотации, описания бизнес-процессов и широкий перечень инструментов.

С чего начать работу с BPM?

Изучите язык нотаций BPMN и попробуйте использовать его в своей работе. Главное, не бойтесь начинать. Вы поймете, что простые нотации на практике строить намного проще, чем кажется. И шаг за шагом сможете изучить методологию, опираясь на простые и понятные графические инструменты BPM.

Можно ли использовать BPM для неавтоматизированных систем?

Можно. Это подход предназначен, в первую очередь, не для автоматизации (в IT сфере есть свои инструменты), а для организации работы компании или любого коллектива. Здесь могут учитываться участки работы с применением автоматизированных систем. А могут рассматриваться исключительно процессы в коллективе, причем, любом — от строительных бригад или производства до творческих коллективов в театре или филармонии. Главное, четко описать — как происходит интересующий вас процесс, а также, как вы его хотите изменить.

Для лучшего понимания тематики рекомендую статьи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *