Как управлялось древнеегипетское общество

Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Источник

Социальная структура Древнего Египта: интересные факты

Дошедших до нас сведений о социальной структуре Египта древнейших эпох очень мало, поэтому ученые могут лишь делать предположения. Однако даже этих скудных материалов достаточно для того, чтобы понимать – она отличалась от рабовладельческого строя или крепостничества. Познакомимся с социальной структурой Древнего Египта и ее особенностями, некоторыми интересными фактами.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Общая характеристика

Древний Египет представлял собой государство с централизованной властью, во главе которого находился фараон, чье господство передавалось от отца к сыну. Рассмотрим кратко социальную структуру общества Древнего Египта. Ей были присущи следующие черты:

Какие же классы выделялись? Социальная структура Древнего Египта в иерархическом порядке выглядит так:

Принадлежность к тому или иному классу была наследственной, поэтому сын землепашца, к примеру, мог лишь мечтать о том, чтобы постичь профессию писца. Напротив, придворный чиновник, вызвавший гнев фараона, мог попасть в немилость и лишиться своего благосостояния. Рассмотрим социальную структуру Древнего Египта, характеристики всех ее слоев.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Верхушка

Во главе древнеегипетского государства находился фараон, чья власть передавалась по наследству и была ничем не ограничена. Подданные искренне верили, что властитель – это земной представитель всесильных богов, поэтому решения фараона критике не подвергались. Чаще всего на египетском троне находился мужчина, но известны случаи и воцарения женщин-цариц.

Также к числу элиты относились:

Не всегда отношения представителей «верхушки» были идеальными. Так, фараоны нередко конфликтовали со жреческой кастой.

О роли чати

Главных помощников фараонов именовали «чати», синонимом слова можно назвать более привычное нам «визирь». Это были важнейшие представители социальной структуры Древнего Египта. Кратко описать их роль можно так: советники царя, его правая рука, именно чати нередко занимались управлением государством, помимо военных отраслей. Их обязанности были многообразными:

В эпоху Позднего царства появилось два чати: один руководил Верхним Египтом, другой – Нижним. Правила гласили, что этот визирь должен был быть в курсе всего, что происходит и в государстве, и в царском дворе. Именно к чати направлялись все царские визитеры перед тем, как их допускали к фараону.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Среди визирей немало имен, которые дошли до наших дней, благодаря особым заслугам:

Итак, чати были очень важны в социально-политической структуре Древнего Египта, нередко в их руках была сосредоточена основная власть. Визири занимались и назначением чиновников.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Другие высшие чины

В обществе страны пирамид, помимо чати, выделялись и другие чиновники, приближенные к фараону, но обладающие уже меньшим влиянием. Это следующие должности:

Должности носили наследственный характер, но обязательно утверждались верховным владыкой. Нередко гробницы этих чиновников размещались у пирамид фараона, чем выше были заслуги, тем ближе их тела покоились к саркофагу владыки. На саркофагах самих сановников обычно описывалась его преданность фараону и основные ступени карьерной лестницы, которые ему довелось пройти. Именно по этим данным исследователям и удается восстановить специфику бюрократической и социальной структуры Древнего Египта.

Военные дела

Жрецы

Особенностью социальной структуры Древнего Египта было наличие касты жрецов, которая служила при храмах. В чем же были их особенности?

Высшим жрецом считался фараон.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Особенности распределения земель

Египет являлся государством земледельческим, поэтому земли составляли его главное богатство. Основная часть сельскохозяйственных угодий принадлежала фараону, при этом она подразделялась на два пласта:

Также отдельно выделялись храмовые хозяйства – земли, принадлежащие храмам. Они обслуживали многочисленную касту жрецов.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Положение земледельца в обществе

Обработкой царской земли занимались мелкие земледельцы, которые были вынуждены пополнять казну. Они оплачивали налоги, выполняли работу на земле в пользу фараонов, при этом класс составляли коренные египтяне, рабы к земледельцам отношения не имели. Отличительные черты этой прослойки таковы:

В социальной структуре Древнего Египта земледельцы, именуемые словом «мерет», играли важнейшую роль: они были основными производителями продовольствия. На дошедших до нас изображениях можно видеть, как проходил процесс эволюции сельскохозяйственного труда. Сначала землю обрабатывали вручную, используя лишь примитивные мотыги. Потом были одомашнены тягловые животные, а на фресках появились крестьяне, ведущие скот за собой.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Кто еще входил в вельможное хозяйство?

В Древнем Египте социальная структура общества была довольно сложной. В вельможное хозяйство, помимо самого приближенного фараона и уже указанных выше земледельцев, входило несколько должностей:

В ведении первых находилось управление всеми делами, то есть им подчинялись все остальные жители хозяйства.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Должность писца

Говоря о социальной структуре Древнего Египта, отдельно следует упомянуть писцов, которые представляли собой особый привилегированный класс общества. Это были высокообразованные люди своего времени, которые хорошо владели искусством иероглифического письма, понимали арифметику, нередко принимали участие в выполнении переводов. Сами писцы имели собственную иерархию:

Как правило, должность переходила по наследству. Сыновья писцов, получив предварительно специальное образование, продолжали их дело. Обучение проводилось при храмах, где были оборудованы библиотеки. Стать писцом считалось почетной обязанностью, удавалось это лишь представителям зажиточного класса, простой земледелец мог лишь мечтать об этой должности.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Узнать писца было просто: он всегда при себе имел свиток, чернила, палочку для письма, перья. В его обязанности входил учет. Эти образованные люди всегда знали, сколько человек занято в той или иной работе. Нам известны следующие обязанности писцов:

Эта интеллектуальная элита имела большое значение, они не только ведали учетом, но и оставляли записи, часть которых дошла до наших дней. Она является бесценным источником знаний о классовой структуре страны пирамид.

Нередко рабами становились пленные, особенно ливийцы и эфиопы, они были полностью лишены прав, владелец мог продавать своего раба. Использовались рабы в качестве слуги в богатых домах, на полях работали редко. В социальной структуре Древнего Египта изначально особой роли они не играли.

Пленные нубийцы и ливийцы, сильные и храбрые воины, в эпоху Нового царства стали использоваться как представители полиции, наемные воины. Они помогали собирать налоги, преследовали преступников и играли роль палачей.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Как ученые узнают информацию?

Многих интересует, откуда ученые могут судить о социальной структуре Древнего Египта, ведь нас от этой цивилизации отделяет несколько тысячелетий. До наших дней дошло несколько источников:

Эти источники помогли понять, на каких принципах было построено египетское общество. Так, сам фараон на фресках изображался фигурой большого роста, его супруга и вельможи были несколько ниже, простые люди казались крохотными рядом с могучим владыкой. Уже этот факт говорил о том, что в социальной структуре Древнего Египта царило неравноправие. Однако подобная несправедливость была присуща прошлым эпохам, нередко добиться положения можно было лишь имея благородное происхождение, а не собственными заслугами.

Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть фото Как управлялось древнеегипетское общество. Смотреть картинку Как управлялось древнеегипетское общество. Картинка про Как управлялось древнеегипетское общество. Фото Как управлялось древнеегипетское общество

Несколько интересных фактов

Рассмотрев особенности социальной структуры Древнего Египта, предлагаем узнать несколько интересных фактов об особенностях жизни в этой необычной и загадочной стране:

Много неразгаданных загадок оставил после себя Древний Египет. Социальная структура и ее особенности чем-то схожи с делением общества других цивилизаций и стран, а в чем-то являются абсолютно уникальным явлением.

Источник

Древний Египет

Образование древнеегипетского государства

В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности.

Египтяне не были туземным населением. Пришельцы Нильской долины дали новую расу, слившись с местными племенами.

Египтяне должны были невольно подчинить весь строй своей жизни характеру Нила. С древнейших времен люди научились хранить живительную влагу, так как летом не выпадает ни одной капли дождя.

Чтобы регулировать водоснабжение египтяне строили водоемы, дамбы, каналы. Сама природа способствовала инженерному искусству. Строительство и поддержание оросительной системы упрочивало положение племенных вождей, ускоряло образование сельской общины.

В IV тысячелетии до н. э. в долине Нила по обеим его берегам образовалось сорок областей (номов). Есть все основания думать, что эти административные формирования образовались на основе того или иного племени. Во главе каждого такого нома стоял царек, носивший среди прочих титулов титул «начальника канала».

Экономической, а впоследствии и политической ячейкой египетского общества становится сельская община. Она явилась результатом разложения рода, который распался на отдельные се

мьи: Последние: получали во владение земельный участок. Семью со старой родовой; организацией еще роднит коллективная собственность на землю и совместные работы по строительству и содержанию жизненно важных ирригационных сооружений. Продажа или покупка земли каждым общинником невозможна, эту функцию выполняет вся община. Община перераспределяет землю между своими членами, Община имеет общие угодья (резервный фонд), которые обрабатывают сообща, и собранный с этой земли урожай предназначался на случай голода.

По мере усиления имущественного неравенства положение сельской общины меняется. Часть общинных земель оказалась в руках номарха (главы нома), храмов, чиновников. Однако существование сельских общин неизбежно поскольку сооружение и эксплуатация водоносных систем требует коллективного труда. По мере того, как системы орошения становятся все более связанными друг с другом, а нужда во вновь отвоеванных у пустыни землях все,увеличивается, общины были заинтересованы в сильной центральной власти. Для массы сельских общин центральная власть со временем сделалась сэязующим единством. Община на востоке оказалась живучей. Ее существование было важнейшей причиной сравнительно медленного развития азиатских обществ.

В Египте создаются реальные предпосылки к объединению областей, поскольку выросшая и окрепшая рабовладельческая знать была заинтересована в реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общинников и все народные массы в повиновении й обеспечить постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за счет орошения новых земель.

В силу названных причин процесс объединения нашел свое завершение с возникновением и оформлением древнеегипетской рабовладельческой государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сначала возникло два независимых государства, которые принято называть Верхним и Нижним Египтом.

Общественный строй

История Древнего Египта подразделяется на Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И все эти царства состояли из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Основными кормильцами этого рабовладельческого общества были крестьяне-общинники и ремесленники. Рабовладельческая знать складывалась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выступавших вместе с тем и в роли крупных чиновников.

Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из людей. Они верили, что все на свете принадлежит богам. Почему такая набожность? Вечный страх перед голодом, врагами, природой. Так, если Нил не разливался и весенние воды не заливали долины, то народу грозил голод. Куда бы не обращал свои взоры египтянин, всюду он видел творения бога. И вся жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их загадочным движением, плодородная земля с плодами урожая, благословенный Нил казались египтянину творением могущественных божеств.

Мир мертвецов у него был населен бесконечным числом демонов и богов, то в человеческом образе, то в образе конкретного животного. Жрецы истолковывали волю богов. Обряды, совершаемые во всех храмах Египта, проходили в глубокой тайне от всех, во мраке «святая святых».

Жрецы были непременными советниками фараонов, ими готовились законопроекты и они толковали законы. Египтяне часто обращались в храмы за разрешением гражданских споров, где жрец выступал и в качестве судьи. Храмы становились крупными землевладельцами.

Жрецы постепенно превратились в особую замкнутую касту, располагавшую огромными богатствами и исключительным влиянием на государственный аппарат.

Жречество Нового царства ни чем не отличалось от высшей знати. При XVIII династии одежда жрецов долгое время была такой же как и у вельмож. Жрецы, как и прочие представители знати, увлекались охотой, а иной верховный жрец мог с удовольствием вспоминать, как ходил в поход вместе с фараоном.

Писцовая книга XX династии перечисляет множество земельных наделов, находившихся во владении отдельных жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного количества рабов.

Значение храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посредством серебра, которое обращалось в качестве денег.

Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной реформой. Она была направлена на ослабление жреческой потомственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона сопровождались крутыми мерами.

Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город на полпути между Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны.

Бог солнца Амон и храмы в Фивах впали при дворе в немилость. Главным божеством был объявлен бог солнечного диска Атон.

Представители власти носят титул «стоящий над людьми». Такие чиновники кроме того имели и придворные титулы: «царский знакомый», «друг», «единственный друг». Получить последний было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было связано получение гробницы.

В Египте содержалась огромная армия так как нужны новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтяне-общинники, сирийцы и ливийцы.

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные войны и разорение общинников создали в стране огромный рабовладельческий рынок. Люди среднего достатка владели десятками рабов, которые были предметами всевозможных сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.).

Огромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд применялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов, сооружении дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного человека. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве.

В отношении «свободного» крестьянина государство не ограничивалось сбором налогов и принуждением к работам. Во время периодически проводившихся смотров крестьяне могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и египетских рабочих. Этот класс был не вполне лишен образования и должен был уметь наносить иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки или каменной плиты и т.д. Дошедшие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения жалования, удерживаемого чиновниками.

Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были: а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства; б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

То же было и с жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, «увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца» и бывший в то же время жрецом.

Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество.

Основные черты права Древнего Египта

Египетские правовые сборники до нас, к сожалению, не дошли. Однако многочисленные источники дают возможность представить общие тенденции развития правовых институтов.

Земельный фонд Египта считался собственностью государства и верховное право распоряжаться им находилось у фараона. Существенным препятствием для развития частной собственности на землю долгое время являлась сельская община.

Со временем храмы приобрели почти неограниченное право собственности на свои земельные владения, а часть жрецов получила земли в частную собственность. Начиная с Древнего царства, общинные земли постепенно переходили в частные руки. Что касается орудий труда и движимого имущества, то эти вещи перешли в частную собственность с древнейших времен и стали предметами всевозможных сделок (купли-продажи, мены, дарения, залога, наследования и т. д.)

Важное место в системе договорных отношений занимали договоры найма рабов, скота, имущества. Была известна срочная (на год) сдача в аренду земельного участка.

Брачно-семейное право постоянно развивалось. Древнеегипетская семья была семьей патриархальной. Главой ее был муж. Однако жена имела некоторую имущественную самостоятельность. За ней сохранялось право на принесенное ей по брачному контракту имущество.

Развод был легко осуществим, как для мужа, так и для жены. Жена могла завещать свое имущество.

Религия и право требовали от детей безусловного подчинения воле отца как главы семьи.

В богатых домах распространено многоженство, но первая жена именовалась «хозяйкой дома» и имела преобладающее положение перед другими женами.

В уголовном праве самым тяжким преступлением считался мятеж или иные формы выступления против существующего строя. Некоторое представление о составах преступления дает нам «Книга мертвых». В ней содержится стандартная защитительная речь умершего перед богом: «Я не лгал перед судилищем, я не делал ничего запретного, я не морил голодом, не убивал и не подстрекал к убийству, я не совершал подлогов, не похищал из храмов жертвенных хлебов, не собирал мошеннических барышей, не изменял меры хлеба, не обманывал и не обвешивал, не мешал разливу воды. ». Таков, по-видимому, был круг основных преступлений. Кроме того, источники упоминают: подлог, ложный донос, убийство священного животного (кошки, козла и др.), нарушение принятых способов лечения, если больной умирал (наказывалось как умышленное убийство), кража раба, хищение имущества и т. д.

В уголовном праве господствовал принцип устрашения. Распространенными наказаниями были битье палками, отрезание ушей и носа, отдача в рабство, взыскание стоимости похищенной или поврежденной вещи в двойном размере, заключение в темницу и т. д.

Источник

Государство и право Древнего Египта

Зарождение государства в Древнем Египте. Причины и конкретный процесс

Как и большинство государств мира, государство Древнего Египта возникло в результате объективного исторического развития населения, проживавшего издавна в северо-восточной части Африки вдоль нижнего течения реки Нила. Географические и климатические условия способствовали развитию сельского хозяйства, основой которого было орошаемое земледелие. Ежегодные разливы Нила, последствием которых было эффективное удобрение почвы илом, с одной стороны, делало занятие земледелием выгодным, но, с другой стороны, почти полное отсутствие дождей делало его весьма ненадежным и уязвимым. Именно последнее обусловило очень раннее строительство сложной ирригационной системы по накоплению воды и ее экономному расходованию в течение года. Строительство ирригационных сооружений, а тем более поддержание в надлежащем порядке всей оро сительной системы требовало больших материальных и физических затрат, которые были непосильны небольшой группе людей, а тем более – одному человеку. Эта особенность развития экономики очень рано объективно обусловила процесс объединения населения в данном регионе.

Наука располагает сведениями, что уже в V тысячелетии до н.э. существовали номы (области) как результат объединения сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. В ходе освоения новых территорий не только по нижнему, но и верхнему течению Нила количество номов увеличивалось и на рубеже V–IV тысячелетий до н.э. их было уже 40.

Объединение номов в единое государство проходило на протяжении длительного времени и сопровождалось борьбой за первенство. Ученые полагают, что к середине IV тысячелетия до н.э. произошло объединение сначала номов по верхнему течению Нила, затем – по его нижнему течению, образовав соответственно два царства – Верхний Египет и Нижний Египет. Цари Верхнего (Южного) Египта, постоянно ведя войны, подчинили себе к концу IV тысячелетия Нижний Египет (Северный), создав единое государство. И если вопрос о том, при каком царе (фараоне) произошло окончательное объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство до настоящего времени является дискуссионным, то рубеж IV–III тысячелетий до н.э. можно назвать как время возникновения единого государства Древний Египет.

Акцентируя внимание на причинах возникновения государства Древний Египет, необходимо указать, что экономическая причина была наиболее значимой, первостепенной и определяющей. Что же касается социальных и политических причин образования государства, то, безусловно, и они имели место, но характеризовались определенным своеобразием. Во-первых, единое государство сложилось раньше, чем оформились классы и сословия египетского общества. В силу этого борьба классов не являлась индикатором состояния египетского общества, и объединение номов отвечало в той или иной степени интересам различных социальных групп общества. Во-вторых, политическая причина проявлялась не в борьбе за власть меньшинства над большинством, а в борьбе за объединение номов с целью создания более благоприятных условий существования для всего египетского общества. Своеобразие причин возникновения Древнего Египта наложило отпечаток не социальную структуру общества и форму самого государства.

Древний Египет как самостоятельное суверенное государство, возникнув на рубеже IV–III тысячелетий до н.э., просуществовал довольно длительное время – до VI в. до н.э., когда был завоеван войсками Персии, затем был присоединен к империи Александра Македонского, а в 30 г. до н.э. Древний Египет становится одной из провинций Римской империи.

В истории развития Древнего Египта выделяют несколько периодов, отличающихся не только царствованием определенных династий, но и уровнем развития производительных сил, размером территории, социальной структурой общества и структурой государственного аппарата. Но вопрос о периодизации государства и права Древнего Египта даже в учебной литературе не решается однозначно. Одни ученые (Жидков О. И., Крашенинникова Н. А.) выделяют четыре периода (Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство) и два переходных периода между Древним, Средним и Новым царствами, когда велись опустошительные войны на территории Древнего Египта, в результате которых единое государство на время распадалось на отдельные мелкие государства, т.е. указывается шесть периодов в истории развития Древнего Египта; другие ученые, например Черниловский З. М., указывают только четыре периода (Раннее, Древнее, Средне и Новое царство), называя их основными периодами развития Древнего Египта. Иную точку зрения высказывают такие ученые, как Графский В. Г. и Омельченко О. А, которые выделяют в истории развития Древнего Египта семь периодов (Раннее, Древнее, Среднее, Новое, Позднее царство и два переходных периода). Принимая во внимание время прекращения существования Древ него Египта как суверенного государства, более приемлемым является точка зрения ученых В. Г. Графского и О. А. Омельченко, которые указывают и Позднее царство, датируя его 1085–332 гг. до н.э. Именно в этот период происходят завоевание территории Древнего Египта и прекращение его существования как самостоятельного государства.

И если в первый (Раннее царство) период территория Древнего Египта составляла примерно 27 тысяч квадратных километров, то к концу своего существования Древний Египет в результате ведения постоянных захватнических войн превратился в им перию, куда входили Ливия, Нубия, Палестина и другие близлежащие территории. Древние египтяне в этом государстве уже составляли лишь небольшую часть среди разноплеменного населения страны, именно это обстоятельство не последнюю роль сыграло в ослаблении Древнего Египта и его гибели.

Общественный строй Древнего Египта

Говоря об общественном строе, необходимо прежде всего кратко охарактеризовать экономику Древнего Египта, от состояния и уровня развития которой зависела и социальная структура общества.

Основой экономики Древнего Египта было земледелие, в котором ведущее место занимало государственное царско-храмовое хозяйство, ибо земля и ирригационная система как основные средства производства принадлежали государству в лице царя (фараона) как верховного собственника данных основных средств производства. На втором месте по значимости в Раннем царстве стояло общинное хозяйство, включающее определенную территорию земли и часть ирригационной системы, расположенной на данной территории, переданных сельской общине во владение и пользование. Но по мере усиления централизации страны, расширения ее территории, усложнения социальной структуры общества и ирригационной системы общинное хозяйство как самостоятельная экономическая единица, основанная на коллективном землепользовании, прекращает свое существование, уступая крупному царско-храмовому хозяйству.

Помимо орошаемого земледелия, составляющего основу экономики Древнего Египта, население занималось ремеслом и торговлей. При этом государство активно участвовало в ремесленном производстве и торговле, имея в своей собственности большое количество рудников, каменоломен, рабов и т.д., осуществляя внутреннюю и внешнюю торговлю.

Своеобразие экономики Древнего Египта и изменения, происходящие в ней на протяжении длительного времени под воздействием развития производительных сил и, в первую очередь, совершенствования орудий труда, обусловили пестрый социальный состав египетского общества. Особенностью его, как отмечают профессора О. И. Жидков и Н. А. Крашенинникова, является «крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства».

К сожалению, до настоящего времени проблема социальной структуры общества Древнего Египта не решена. Даже терминология, с помощью которой можно было бы более определенно раскрыть социальную структуру египетского общества, не получила должной научной разработки. Более того, некоторые слова, касающиеся социальной структуры общества и упоминаемые в указах царей, надписях на стенах гробниц, поучениях, по-разному объясняются учеными, а значение некоторых и вовсе до сих пор неизвестно. При рассмотрении социальной структуры общества Древнего Египта используются различные термины: «слои трудового люда», «простолюдин», «полусвободный зависимый работник», «господствующий социальный слой», «масса крестьян-общинников», «свободные земледельцы», «категории зависимых подневольных лиц», «беднейшие слои свободных египтян», «господствующий класс», «родоплеменная аристократия», «жрецы», «чиновники», «рабы», «воины», «ремесленники», «мерет», «неджес» и многие другие. При этом не всегда поясняется, что означает тот или иной термин. Думается, что и уровень развития экономики и в целом цивилизации не дают оснований вести речь о классах общества, ибо это понятие и термин более позднего происхождения. Возможно, правомернее будет говорить о наличии больших социальных групп, которые в свою очередь подразделяются на различные социальные категории. При делении большой социальной группы на категории могут использоваться различные основания (наличие власти, знатность, размер богатства, род занятий и т.д.). И с этой точки зрения общество Древнего Египта можно рассматривать на основе самого значимого в то время критерия – наличия свободы и как совокупность двух больших социальных групп населения – группы свободных людей и группы зависимых, несвободных людей.

В свою очередь в группе свободных людей в зависимости от наличия власти можно выделить следующие две категории: правящая верхушка, куда входили царь, его родственники, богатые и знатные свободные египтяне, и все остальное свободное население страны. По роду занятий в группе свободных людей можно выделить жрецов, чиновников, воинов, земледельцев, ремесленников, торговцев, пастухов и др. При этом каждая из указанных категорий свободного населения в свою очередь не была однородной и состояла из слоев населения, различающихся по своему экономическому положению и в определенной мере по правовому статусу. Так, среди чиновников выделялись те, кто занимал высшие должности (визирь, начальник войска, начальник писцов и т.д.) и имел придворные титулы (друг единственный, друг, носитель сандалий, носитель опахала и др.) и те, кто по служебной лестнице был ниже (писцы, контролеры, их помощники и др.). В категории воинов выделялись старшие вуйска, рядовой вуйска, пеший воин, воин-колесничий и др. Даже в такой категории свободных людей, как жрецы, не было равенства, ибо были жрецы чистители (уэбы), принадлежащие к низшему жречеству, и жрецы «рабы бога» (хонты), которые относились к высшему жречеству.

Но хотя чиновники и воины были всегда «снабжены достоянием дворца» и получали «довольствие из житницы» и среди них «нельзя найти неимущего», их правовой статус был весьма уязвимым. Все они обязаны были беспрекословно повиноваться вышестоящим лицам и могли быть наказаны за малейшее нарушение. В группе свободных людей были и богатые, и бедные египтяне. Последние упоминаются под терминами «немху», «мерет», значение которых до конца еще не выяснено, и «простолюдин». Поскольку экономическое положение, получение должности и придворного титула, продвижение по службе зависели от благосклонности фараона, то даже простолюдин со временем мог занять значимую должность в государственном аппарате и получить придворный титул за свою преданную службу царю и, наоборот, за упущения по службе даже жрец мог быть переведен в земледельца. Каждый из свободных людей обязан был службой царю (фараону), и большинство из них уплачивало различные подати и по необходимости участвовало в общественных работах по строительству пирамид, каналов, дамб, поддержанию в надлежащем порядке оросительной системы. Но, как свидетельствуют письменные источники, на подобные работы не посылались никогда представители правящей верхушки и писцы, которые и подати не платили. Подати были натуральные и взимались продуктами сельского хозяйства и ремесла (скот, зерно, лен, птица, пряжа, ткань, вино и т.п.). Подати определялись, исходя из экономического положения и рода занятий. С этой целью систематически производились переписи населения, скота и другого имущества, которым владел свободный человек. Именно в ходе переписи и уточнялась социальная принадлежность свободного человека, его должность, род занятий и каково его имущественное положение (медник, плотник, резчик по камню, гончар, ткач, строитель стен, сандальщик, красильщик, огородник, земледелец, птицелов, рыболов и др.). С учетом потребностей царско-храмового хозяйства во время переписи простолюдина переводили из одной категорию в другую, выдавая при этом необходимые для работы сырье, инструменты, землю, здания и т.д.

В группу несвободных, зависимых людей входили различные категории лиц, утративших свою свободу частично или полностью (рабы; различного рода работники, выполнявшие работу в определенном объеме под контролем надсмотрщиков). Последняя категория лиц, как полагают многие ученые, именовалась термином «слуги царя». К сожалению, содержание данного термина в науке не до конца изучено. Представителей группы несвободных, зависимых людей называли и другим термином – «челядь». Это могли быть и домашняя прислуга, и работающие на пашне, и занимающиеся ремеслом и т.д., но общим признаком их правового статуса была утрата личной свободы. Высказывается мнение, что слово «челядь» – это общий термин для обозначения подневольных работников царских, храмовых и частных хозяйств.

Рабов в Древнем Египте всегда было значительно меньше, чем свободных людей. Источником рабства был в основном военный плен. Но эта категория населения пополнялась и за счет египтян, утративших свою свободу в силу различных обстоятельств и низведенных до рабского состояния (долговое рабство, уголовное рабство и др.). Рабы могли принадлежать дворцу, храму или частному лицу, т.е. были дворцовые, храмовые и частные рабы. Частное рабство было слабо развито, ибо в Древнем Египте всегда дворцовых рабов было неизмеримо больше, чем частных. Как правило, рабов имели только наиболее состоятельные свободные египтяне (правящая верхушка, часть горожан и т.п.). Менее состоятельные свободные египтяне могли использовать труд рабов, заключив договор об их найме с хозяином раба. Но поскольку частных рабов было мало, то и стоимость их была весьма высокой. Так, по договору найма на работу одной рабыни на 17 дней и другой рабыни на 4 дня пастухом было передано в счет уплаты горожанке (хозяйке рабынь) ткань джаи ценой 6 кедет, ткань ценой 4 кедет, бык ценой 6 кедет, 8 коз ценой 4 кедет и деньги в размере 15 кедет.

Но эта запись договора найма рабынь свидетельствует и о том, что даже пастухи как часть свободного населения могли уплатить такую большую сумму. Безусловно, не все, а наиболее состоятельные из их числа.

Государственные и храмовые рабы использовались на работах в поле, каменоломнях, рудниках, на строительстве дамб, каналов, плотин, храмов, пирамид и т.д. Но где бы ни работал раб, он всегда был под постоянным контролем надсмотрщиков, сторожей и других наблюдателей, которые били рабов, понуждая их непрерывно работать, чтобы задание было выполнено в нужном объеме быстро и в установленный срок. В несколько лучшем положении среди подневольной, зависимой части населения была такая ее категория, как слуги царя. Происхождение этой категории населения древнего Египта до сих пор однозначно не объясняется.

Но «слуги царя» имели личное имущество и получали за работу вознаграждение из царских складов и казны. «Слуги царя» выполняли различного рода работы и в определенном объеме, т.е. устанавливалась конкретная норма работы, за выполнением которой следили низшие чиновники царской администрации.

Но на протяжении всей истории Древнего Египта основное налоговое бремя несла большая часть его населения независимо даже от того, было ли лицо свободным или подневольным.

С учетом потребностей экономики определялось количество людей, занимающихся тем или иным ремеслом или другим видом деятельности. При этом перевод лица из одной категории в другую производился не по его желанию, а по решению высшей администрации царя. Это порождало в обществе определенную нестабильность и социальную напряженность, что в конечном итоге наряду с другими причинами привело к концу Среднего царства (около 2250–1700 гг. до н.э.) – к крупному восстанию, в котором приняло участие большинство категорий свободных египтян и рабов. Это восстание было самым значительным, ибо совпало с вторжением гиксосов в Египет.

Рассмотрев общественный строй древнего Египта, можно отметить, что он характеризовался преобладанием в экономике государственной собственности в лице царско-храмового хозяйства и довольно сложной, но подвижной социальной структурой общества.

При этом, как подчеркивают профессора Жидков О. И. и Крашенинникова Н. А., это было прямым следствием «полного поглощения государством египетского общества».

Государственный строй Древнего Египта

Характеризуя Древний Египет с точки зрения государственного устройства, необходимо отметить, что это было унитарное и централизованное государство, за исключением периодов распада, и с территорией в начале своего существования примерно в 27 тысяч квадратных километров.

По форме правления Древний Египет – это государство абсолютной монархии в наиболее жестокой ее форме – восточной деспотии, для которой присущи специфические черты. К ним относятся: обожествление личности монарха, соединение всех трех основных ветвей государственной власти в руках монарха (царя), соединение светской и церковной власти в руках царя, неограниченность власти монарха, верховное право монарха на основные средства производства (землю и ирригационную систему), наличие огромного чиновничье-бюрократического аппарата, административно-командные методы управления обществом и государством, жестокие формы и способы властвования и защиты существующего строя.

Главой государства в Древнем Египте был фараон (царь), который именовался «владыка», «величество», «государь-князь», «царь Верхнего и Нижнего Египта», «бог, дающий жизнь», «бог-владыка», «бог-властилин», но чаще всего использовались термины «царь», «фараон» и «величество». Чтобы подчеркнуть его исключительность, говоря о нем, употребляли, как правило, слова: «одаренный жизнью, долговечностью, счастьем подобно Ра вечно, вековечно»; его «всякое превосходное дело»; благодаря «его превосходным замыслам» и т.п.

Власть фараона в пределах одной династии, как правило, передавалась по наследству по принципу первородства по мужской линии.

При вступлении на престол царь издавал указ, в котором содержались сведения о внутренней и внешней политике, о распорядке во дворце, т.е. своего рода программу внутренней и внешней политики нового монарха.

Осуществляя власть, фараон опирался на наиболее состоятельную и влиятельную часть свободного населения (жреческую верхушку, светскую и военную знать, вельмож, высших сановников) и должен был соблюдать религиозно-этические нормы и открыто не нарушать законодательство страны.

Управление обществом и государством осуществлялось царем с помощью огромного чиновничье-бюрократического аппарата, состоящего из двух звеньев – центрального (высшего) аппарата и местного аппарата.

Главой всего государственного аппарата было первое лицо после фараона – визирь (джати), обладавший широкими полномочиями. Визирь был высшим сановником, служебные обязанности которого определялись непосредственно самим фараоном. Прежде всего, он был градоначальником царской столицы, осуществлял контроль за общественным порядком в столице и соблюдением придворного этикета. Он же заведовал и канцелярией царя, обеспечивая хранение многочисленных законов и других государственных и частных актов, в том числе о пожалованиях земли, движимого имущества, титулов, должностей и т.д.; выслушивал различного рода донесения, сведения и прошения, а затем сообщал о них ежедневно царю. Он же отсылал за своей печатью все исходящие из дворца приказы нижестоящим органам и должностным лицам.

Визирь осуществлял и судебные функции, возглавляя высшую судебную инстанцию страны – «шесть великих домов», где «взвешиваются тайные слова», и назначал лиц в «судебное присутствие». Он же считался и главой финансового ведомства, осуществляя контроль за поступлением в казну податей, наделением землей, отсрочкой платежей на три дня или два месяца в зависимости от обстоятельств. Визирь осуществлял и управление войском, давая его начальникам «воинское предписание». В ведении были и вопросы назначения «исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта», которые обязаны были каждые четыре месяца докладывать ему «обо всем случившимся у них».

Структура центрального государственного аппарата в период древнего времени определялась функциями государства, среди которых особо выделялись экономическая и военная функции. С учетом этих функций можно выделить его наиболее значимые звенья: военное ведомство, финансовое ведомство и ведомство общественных работ. Для всех этих ведомств было характерно наличие огромного бюрократического аппарата, функционирующего на основе определенных принципов. Среди этих принципов необходимо указать на единоначалие, назначение, строгую субординацию, доведенную до крайности централизацию, беспрекословное подчинение нижестоящего вышестоящему по должности, совмещение должностей, бессрочность, личную преданность.

Особенно влиятельным было военное ведомство, ибо благодаря ему в результате завоевательных походов пополнялась государственная казна (увеличивалось количество рабов, скота, драгоценностей и т.д.), а следовательно, улучшалось материальное положение населения Древнего Египта, в первую очередь, его правящей верхушки.

В финансовом ведомстве осуществлялся учет всего богатства страны: военной добычи, земли, судов, золота, рудников, каменоломен, мастерских, пирамид, статуй, храмов, украшений, рабов и т.д. В нем же со средоточивались сведения о поступающих налогах как с самих египтян, так и от подвластных народов; определялись размеры податей с учетом результатов переписи населения и имущества и потребностей страны; решались вопросы о сдаче в аренду земель, рудников и т.д.

Что касается ведомства общественных работ, то оно ведало строительством ирригационной системы (каналов, дамб, арыков, плотин, шлюзов), пирамид, храмов, святилищ, дворцов, стен, дорог и поддержанием их в надлежащем состоянии; озеленением улиц и площадей, вопросами санитарии. Этому ведомству подчинялась большая армия писцов и смотрителей, осуществлявших контроль не только за качеством и количеством выполняемых общественных работ, но и за их своевременным выполнением.

Для того, чтобы делопроизводство во всех ведомствах государственного аппарата осуществлялось на надлежащем уровне, учреждались специальные школы писцов, в которых готовили чиновников данного ранга, в одном из наставлений учеников школ писцов писалось: «Будь писцом! Освободит она тебя от податей, защитит от работ всяких».

Система местного управления в Древнем Египте строилась в соответствии с административно-территориальным делением и, как правило, копировала структуру центрального аппарата с учетом его главных ведомств. Несмотря на то, что Древний Египет был централизованным государством, Верхний и Нижний Египет всегда рассматривались как две особые административные территориальные единицы, куда визирем назначались особые чиновники, которые именовались «исполняющие должности сановников Верхнего и Нижнего Египта». Каждый из них лично отчитывался за положение дел на вверенной ему территории. Сановнику Верхнего Египта подчинялись непосредственно все нижестоящие местные органы Верхнего Египта.

Во главе нома стоял правитель (управляющий), осуществлявший текущее управление номом. В его ведении были военные, финансовые, полицейские, административные, судебные и другие вопросы. При нем находилось большое число подчиненных ему чиновников (начальник писцов места продовольствия, начальник вещей, начальник поручений нома, начальник гонцов нома, начальник мастерских нома, судьи-стражи нома, судьи-счетчики нома, врачи людей нома и др.).

Жители каждого нома с учетом произведенной переписи населения и оценки имущества обязаны были уплачивать подати и выполнять определенные виды работ, а местные чиновники были призваны обеспечивать их беспрекословное выполнение.

Таким образом, государственному строю Древнего Египта были характерны особая разновидность абсолютной монархии – «восточная деспотия», авторитарный режим и многочисленный чиновничье-бюрократический аппарат.

Право Древнего Египта

Право, являясь весьма действенным регулятором общественных отношений, развивается вместе с обществом и государством. Будучи правовым элементом надстройки, оно не только определяется уровнем развития экономического базиса, но и формируется под воздействием обычаев, традиций, религиозных догм, влияние которых на право неодинаково в различных странах, в разные периоды развития одного и того же общества и государства при длительном их существовании. Постоянно развиваясь, право нуждается в периодической систематизации, результатом которой в определенных случаях является принятие крупных нормативных актов (памятников права), регулирующих своими нормами значительный круг общественных отношений. В силу своей значимости памятники права всегда представляют большой интерес для юристов, т.к. позволяют на основе анализа их норм изучить правовой статус личности в обществе, проследить развитие основных институтов различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального, брачно-семейного и т.д.). К сожалению, до наших дней не сохранились памятники права Древнего Египта. Поэтому судить о праве можно лишь по отдельным несистематизированным нормативным актам (указам, декретам, грамотам фараонов), а также надписям на гробницах и стелах частных лиц, приближенных к фараону, различного рода поучениям и пророчествам, дошедшим до нас в небольшом количестве. Это вовсе не означает, что Древний Египет не имел систематизированного права, так как есть упоминания о 42 священных книгах, в которых книги 2–13-я содержали нормы, определяющие правомочия фараона и порядок правления, а также – об изданном фараоном Бокхорисом в VIII в. до н.э. кодексе, большинство норм которого было посвящено гражданскому праву.

Гражданское право. Основными институтами гражданского права являются лица, вещи, обязательства, договоры и др. Лицом гражданско-правовых отношений признавались как физические, так и юридические лица (храм, ном).

Физическим лицом признавался только свободный человек, независимо от занимаемой должности (визирь, номарх, начальник гребцов, судья, писарь и др.) и рода занятий (чиновник, жрец, воин, торговец, пахарь и т.д.). Но объем гражданско-правовых полномочий физического лица был разным в зависимости от того, принадлежал ли человек к правящей верхушке или к остальной части свободного населения, находился ли он на службе у фараона (птицелов, красильщик, рыболов и т.д.) или нет. Если человек находился на службе у фараона, получив от него для выполнения своей работы сырье, инструменты, землю и другое имущество, то он не имел права свободно распоряжаться не только подобным имуществом, но и результатами своей работы. Он только владел и пользовался ими с учетом их целевого назначения.

К сожалению, источники права Древнего Египта не позволяют определенно сказать о возрасте гражданской дееспособности, широко раскрыть объем правоспособности физического лица в зависимости от пола (мужчина или женщина) и от физического состояния лица (здоровый, сумасшедший, слепой, глухой и т.п.). Но можно утверждать, что женщина (горожанка, кушитка, жена, дочь) могла быть лицом гражданско-правовых отношений, о чем свидетельствуют документы из архива пастуха Дома Аменхотепа III (фараон XVIII династии, 1408–1372 гг. до н. э.).

Право Древнего Египта знало различные способы приобретения собственности (наследование, дарение, завещание, договор, военная добыча) и различные формы собственности (дворцовая, храмовая, общинная и частная). Так, в предписании фараона Тутмоса III (около 1483–1450 гг. до н.э.) о служебных обязанностях верховного сановника было указано, что верховному сановнику будут доставляться все завещания и он будет запечатывать их. Это свидетельствует, что завещание как один из способов приобретения собственности применялось на практике весьма широко, оформлялось письменно и хранилось у высшего должностного лица. О дарении и военной добыче как способах приобретения собственности речь идет в надписи, сделанной на стеле при фараоне XVIII династии Тутанхамоне (около 1354–1345 гг. до н. э.).

В ней записано, что Тутанхамон наполнил службы храмов рабами и рабынями в виде дара от добычи его величества.

Гражданско-правовые договоры, как правило, заключались в письменной форме, в присутствии многочисленного количества свидетелей, которыми могли быть свободные люди, независимо от должности, рода занятий и пола, и обязательно в присутствии писца, последний делал соответствующую запись и скреплял своей подписью. При этом стороны договора произносили клятву, передавая содержание договора и выражая свое согласие.

В праве Древнего Египта четко проведен принцип полного возмещения вреда, нанесенного имуществу, независимо от того, совершено уголовное или гражданское правонарушение. В силу этого имели место два вида обязательств: из причинения вреда и из договора.

Таким образом, несмотря на ограниченный круг источников, дошедших до наших дней, усматривается, что гражданско-правовые отношения в Древнем Египте имели довольно широкое применение и основные институты гражданского права в той или иной форме получили правовое закрепление.

Уголовное и процессуальное право. Поскольку кодифицированные нормативные акты Древнего Египта до наших дней не дошли, то и не представляется возможным обстоятельно, в динамике рассмотреть все институты этой отрасли права. Упоминания об отдельных положениях уголовного права и некоторые конкретные его нормы содержатся в разрозненных источниках египетского права, которые позволяют лишь кратко раскрыть отдельные институты уголовного права, на основе их анализа и особенностей исторической эпохи высказать предположения.

На основе имеющихся источников права Древнего Египта, используя современную терминологию уголовного права, можно выделить следующие виды преступлений: государственные преступления, должностные преступления, преступления против личности, преступления против имущества. К. И. Батыр в своем учебнике дает иной перечень видов преступления: посягательства на государственный строй, преступления религиозного характера, преступления против личности, имущественные преступления, преступления против чести и достоинства. О. А. Омельченко вообще уходит от рассмотрения данного вопроса, ограничиваясь одной фразой: «Основной категорией дел номовых судов были финансовые и налоговые». Таким образом, количественный состав видов преступлений ввиду отсутствия архивных источников и при наличии различных точек зрения является в настоящее время дискуссионным.

К государственным преступлениям относились: мятеж, восстание, бунт и предоставление убежища «врагам царя» независимо от того, кто в нем участвовал (военные, жрецы, свободные египтяне-простолюдины, подчиненные Египту народы или рабы). Этот вид преступления считался наиболее опасным и наказывался смертной казнью.

К должностным преступлениям относились действие или бездействие любого должностного лица (визиря, судьи, начальника конюшни, агента царского дворца и др.), нарушившего не только норму права, но и указание царя. Так, незаконный увод любого человека из храма должностным лицом в порядке реквизиции или из округа в округ; неправомерный отказ судьи в рассмотрении жалобы, волокита или нарушение закона при решении дела по существу и т.д.

Среди преступлений против личности наиболее распространенными были убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. К имущественным преступлениям относились разбой, грабеж, кража, повреждение чужого имущества.

Поскольку, как правило, все правонарушения рассматривались в судах, то, безусловно, учитывался состав преступления, а не только его вид. Однако в источниках в силу слабого развития права в целом той эпохи и его законодательной техники многие аспекты состава преступления вообще не отражены. Такие элементы состава преступления, как субъект, объект и объективная сторона законодатель хотя и в общей форме, но указывал, то о субъективной стороне он даже не упоминал. Можно лишь предположить, что при рассмотрении некоторых дел в суде выяснялось, умышленно или неумышленно совершено лицом преступление. Касаясь субъекта правонарушения, в праве иногда указывался его пол (мужчина или женщина), социальное положение (вельможа, раб, простолюдин, человек, сын человека, горожанин и т.д.), должностное положение (верховный сановник, судья, жрец, казначей царя, писец царских документов и др.) и, реже, имущественное его положение (бедняк, владелец драгоценностей, собственник богатств, сильный, т.е. имущий человек). Однако ни о возрасте субъекта, ни о его физическом состоянии (здоровый, сумасшедший, глухой, слепой) в источниках не упоминается.

Что касается отражения в источниках объективной стороны правонарушения, то законодатель чаще всего ограничивался указанием действия (убил, украл, увел, нарушил, отобрал) или бездействия субъекта (не рассмотрел дело в суде, не уплатил, не выполнил), но умалчивал о способах совершения действия, рецидиве (повторности) и даже порой о последствиях правонарушения.

Соответственно рассмотренным видам преступлений законодателем была разработана на основе традиций, обычаев, законов и указаний царя, судебной практики определенная система наказаний. При этом главной целью всей системы наказаний было устрашение, хотя и такая ее цель, как возмещение ущерба, четко прослеживается. Помимо указанных целей наказания, были и такие цели, как возмездие, пополнение казны, общее и частное предупреждение.

Как видно из источников, цари Древнего Египта стремились ограничить самосуд, который, видимо, еще довольно часто применялся на практике, и укрепить принцип законности при рассмотрении дел в судах. Так, если должностное лицо совершило имущественное преступление, то согласно декрету царя ХIХ династии Сети I (ок. 1312–1298 гг. до н. э.) виновный не должен быть «убит, будучи посажен на кол, но чтобы был он осужден любым судом любого города, куда они (потерпевшие) пожалуются». И если судья «заволокитил» подобное дело, то закон будет применен против него путем нанесения ему 100 ударов, причем он будет отрешен от своей должности и отдан в земледельцы. Но если судья в судебном присутствии «творит неправду против праведного, то это будет ему вменяться как преступление, достойное смерти».

На первом месте по тяжести в системе наказаний стояла смертная казнь, которая применялась, как правило, за особо опасные правонарушения и в двух формах (простой и квалифицированной), но законодатель очень редко указывает конкретную форму смертной казни, но такая ее квалифицированная форма, как посажение на кол, неоднократно упоминается им.

В праве Древнего Египта широко применялось телесное наказание, которое могло осуществляться различными способами: избиение (100 или 200 ударов) или нанесение рваных ран.

Помимо рассмотренных видов наказаний, широко применялось лишение должности, резкое изменение социального статуса (отдать в земледельцы, поместить в «какое-либо стадо или гранитные каменоломни» и значительно реже лишение свободы – заключение). Так, в указе царя Нефериркара (V династии, ХХV в. до н. э.) указывалось, что «всякий сановник, распорядитель царским имуществом, стражник, который сделает вопреки тому, что я приказал, или отдан в судебную палату, будет выведен дом, пашня, люди, всякое имущество под ним, причем он будет помещен в какое-либо стадо».

Как уже отмечалось, все правонарушения должны были рассматриваться в судебном присутствии, где заседали назначенные царем судьи из числа «немногоречивых, благонравных, умеющих судить, слушающих речи царя и законы судебной палаты» лиц высшего сословия. Следовательно, судьи осуществляли рассмотрение дел, руководствуясь не только предыдущими и текущими законами, но и указаниями царя.

Из-за недостатка дошедших до наших дней источников права Древнего Египта нет возможности полно рассмотреть процессуальное право, вычленив имевшие место в тот период стадии процесса. Но что касается его первой стадии – возбуждения дела, то она начиналась по жалобе, которая писцом заносилась в книгу (о неуплате налога, о нарушении должностным лицом закона, о краже или неуплате долга и др.). При этом, как уже ранее отмечалось, не делалось различий между уголовным и граждан ским правонарушениями, а, следовательно, судебный процесс не делился на уголовный процесс и гражданский процесс.

Из содержания Предписания о служебных обязанностей верховного сановника (визиря ХVI–ХV вв. до н. э.) усматривается, что процесс был коллегиальным, ибо кроме визиря «в палате верховного сановника» находились «вельможи, начальник приемного чертога, заведующий приемом, рядом с ним – писцы верховного сановника». При этом указывалось, что перед верховным сановником «будет разложено сорок кожаных свитков» (с законами), т.е. визирь обязан был при рассмотрении дела руководствоваться законами, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.

Слушание дел в суде начиналось в строгой очередности, которую не разрешалось нарушать. Вот как об этом говорилось в упомянутом Предписании: «Один будет говорить после другого, после каждого человека, стоящего против него. Будут выслушивать одного за другим, не допуская, чтобы пришедший последним был выслушан раньше пришедшего первым. Если пришедший первым скажет: «Рядом со мной нет никого, кого следовало бы выслушать», то он будет схвачен доверенными верховного сановника». Как видно, заслушивался сначала истец, затем ответчик и после этого – свидетели обеих сторон. Показания свидетелей были весьма значимым видом доказательств, так как отсутствие их у одной из сторон влекло задержание лица, которое, видимо, считалось виновным и подвергалось соответствующему наказанию. Видами доказательств по рассматриваемым в суде делам были не только свидетельские показания, но и письменные, вещественные доказательства и улики.

Такие стадии судебного процесса, как вынесение приговора (решения), его обжалование и исполнение, безусловно, имели место, но рассмотреть их содержание и порядок осуществления не представляется возможным из-за отсутствия необходимых источников права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *