Как управлялась арабский халифат

Арабский халифат

Особенности возникновения и государственного строя Арабского халифата

На возникновение государства на Аравийском полуострове большое влияние оказали два фактора: религиозный и военный.

В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, начался процесс разложения родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие земли оазисов. В их собственность переходило большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

Так, в обстановке глубокого социально-экономического кризиса, рождалось новое (классовое) общество. И идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.

Новая религия, опирающаяся на идеи социального равенства, нашла ревностных сторонников среди бедняков. Действия приверженцев ислама убедили и знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре многие представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. В 620-630-е гг. было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом.

Однако не все племена добровольно приняли новую религию. Некоторые не желали отказываться от языческой веры своих отцов, отказываясь поэтому присоединяться к общине Мухаммеда. Созданные Мухаммедом военные отряды начали борьбу за объединение страны под знамением ислама, преодоление родоплеменного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

Государственный строй

По форме правления Арабский халифат являлся теократической феодальной монархией.

принадлежала главе государства, носившему титул халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды, и власть их была не наследственной. Однако к Х в. складывается институт наследственной власти халифа. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

Визир стоял во главе двора халифа, являлся его ближайшим непосредственным советником и заместителем. От имени халифа визир контролировал доходы и расходы государства, возглавлял канцелярию халифа, назначал эмиров и губернаторов.

Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):

1) диван ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

2) диван ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

3) диван ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т.д.; будучи фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, данное ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения; это определяло его значимость; чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были перед ним ответственны. К числу важных чиновников при дворе относились: начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, а также чиновники, осуществляющие надзор за другими должностными лицами.

Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей.

Судебная система Арабского халифата

Во главе судебной системы стоял халиф, который рассматривал наиболее сложные, связанные с покушениями на государственную власть и церковь дела. Следующим элементом судебной системы была коллегия богословов, в которую входили представители высшего духовенства. В ее компетенцию входило назначение на должности:

2) инспекторов справедливости, которые обязаны были следить за тем, чтобы кади осуществляли судебную власть строго на основе шариата и не брали за это никакой платы.

Кади самостоятельно осуществлял судебный процесс. В то же время он мог по своему желанию привлечь к исполнению судебного разбирательства других священослужителей в качестве советников. Кади за свой счет мог содержать привратника, писца, помощника для исполнения приговоров. В качестве наказания назначал шраф, битье палками, тюремное заключение, членовредительские наказания (например, в виде отсечения руки ворам).

Источники мусульманского права

Мусульманское право заслуживает отдельного внимания в силу специфики его норм и правил применения. Мусульманское право имеет религиозное происхождение, поэтому юридические предписания в исламских странах неразрывно связаны с богословием, моральными предписаниями и правилами культа. В отличие от западного права, прежде всего оно направлено не на защиту прав и свобод личности, государства или общества, а на защиту религии. Следовательно, при интерпретации мусульманских правовых предписаний нельзя не принимать этот факт во внимание.

Норма мусульманского права понимается как правило поведения, установленное Аллахом-законодателем по какому-либо вопросу для верующих прямо (путем откровения) или косвенно (в форме вывода, сделанного крупнейшими знатоками шариата на основе толкования воли Аллаха).

По своей сути шариат представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих внешнюю форму отношений между Аллахом и людьми, а также отношений людей друг с другом. Соблюдение этих норм означает ведение мусульманином праведной жизни. Одной из самых важных черт шариата помимо его божественного происхождения является незыблемость. Это означает, что Аллахом эти нормы дарованы раз и навсегда.

Исследователи, посвятившие свои труды исламу и исламскому праву, выделяют две разновидности норм мусульманского права:

2) нормы, охраняющие права индивидов; они сформулированы мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников и прежде всего единогласного мнения (иджмы) наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов и факихов), а также заключений по аналогии (кийас);

3) нормы, охраняющие права, принадлежащие одновременно и Аллаху, и частным лицам (эта категория норм выделяется не всегда).

Главнейшими источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, но не все положения, закрепленные ими, относятся к нормам мусульманского права. В полном смысле этого понятия ими являются лишь те, которые поддерживаются государством и выражают государственную волю господствующего социального слоя, устанавливают правила поведения людей и выступают образцами типичного поведения. Под такое определение подпадают нормы, закрепленные в Коране и Сунне и толкуемые мусульманскими богословами и правоведами.

Особенностью норм, составляющих содержание Корана, является то, что они имеют общий характер и форму пространных религиозно-моральных предписаний, образца для подражания. Те немногие нормы, обладающие конкретикой, в большинстве своем явились результатом разрешения Пророком конкретных споров, оценки им определенных фактов и ответами Пророка на заданные ему вопросы.

Нормы Сунны разделялись на две группы:

1) полученные Пророком в форме божественного откровения;

2) введенные им по собственному усмотрению.

Мусульманская правовая доктрина, основываясь на предположении, что вторая группа норм отражает мнение Мухаммеда не как пророка, а как простого мусульманина, допускает возможность их замены мнением другого мусульманина (правоведа, кади, муфтия), более подходящим к существу дела.

Сборники хадисов со временем признаются в качестве руководства различными школами мусульманского права и уже не подвергаются сомнениям.

Правила поведения, основанные на единогласном мнении крупнейших правоведов, получили названия иджмы. Иджма как источник мусульманского права обязана своим появлением в VII в. мединским правоведам, опросившим многих сподвижников Мухаммеда, обсудивших и сравнивших полученные данные. Существовало несколько разновидностей иджмы, которые различались между собой:

3) деловая иджма, сформированная в том случае, когда в аналогичных ситуациях различные правоведы принимают, не сговариваясь, одинаковые решения.

Таким образом, в первое время после смерти Мухаммеда правовую основу ислама составляли Коран, Сунна и решения сподвижников Пророка. Однако по мере развития общества и государственности мусульман предписаний, содержащихся в этих источниках, стало недостаточно. Ситуация осложнялась тем, что указанные источники не носили системного характера, были разрозненными.

Исламские законоведы называют адат источником мусульманского права, но отметим, что это касается только обычно-правовых норм Мекки и Медины. В остальном исламском мире адат существует независимо от шариата и параллельно с ним, обычно там, где нет шариатских судов или они не пользуются большим авторитетом.

Поскольку ряд обычаев вошел в тексты Корана и Сунны либо является подтвержденным единогласным мнением правоведов, адат в исламском мире воспринимается как субсидиарный источник мусульманского права.

Кроме указанных источников большую роль в формировании мусульманского права как системы играла доктрина. Религиозный характер норм мусульманского права обуславливал их вечность и неизменность, недопустимость замены государственно-правовыми велениями. Поскольку Коран и Сунна могли урегулировать лишь небольшую часть общественных отношений, мусульманское право изобиловало пробелами и противоречиями.

Функции их восполнения государство как светский институт взять на себя не могло. Здесь на помощь пришли мусульманские правоведы, и постепенно мусульманская доктрина была признана в качестве важнейшего источника мусульманского права.

Общая характеристика права Арабского халифата

В процессе исторического развития сложилось несколько особенностей мусульманского права. О главной характерной черте мы уже говорили: ярко выраженный религиозный характер.

Эта особенность обусловила и вторую характерную черту: главными источниками права являются религиозные труды VII-X вв.

Третья характерная черта состоит в том, что, согласно мусульманской официальной доктрине, правотворческой деятельностью может заниматься только Аллах, а люди, соответственно, могут быть только правоприменителями. Эта догма предопределила четвертую особенность мусульманской системы права: она носит законсервированный, патриархальный характер и эволюционирует очень медленно по сравнению с системами западного права.

В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «таклиф», а обязанных их исполнять называют «мукаллаф».

Предписания и запреты, выраженные мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов состоит из восьми разделов:

Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни, и в жизни потусторонней (мучения в аду).

Гражданское право. Вопрос о собственности широко разработан мусульманскими юристами. Собственность имеет 3 признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным владельцем являлся собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользоваться вещью, но без ущерба другим лицам; 3) постоянство права собственности.

Не существует права давности на собственность, которая считается вечной, пока существует вещь.

Можно выделить различные способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной властью.

Конфискация имущества происходила только в случае отступничества от веры.

Несмотря на то что вся земля в мире принадлежит Аллаху и пророку Мухаммеду как его посланнику, постепенно сложилось 3 основных формы собственности:

Так как, согласно преданию, Мухаммед женился на Аише, когда ей исполнилось 9 лет, этот возраст он признал как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от шариата. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но при этом, в отличие от европейской правовой традиции, муж обязывался содержать каждую из жен не в соответствии со своим материальным положением, а в соответствии с материальным положением семьи жены. Поэтому он должен был предоставить каждой жене имущество, жилище, одежду и прислугу, которые соответствовали ее положению до замужества.

Мусульманская религия обосновывала приниженое и зависимое положение женщины в семье следующим указанием в Коране: мужья стоят выше жен, потому что Аллах дал первым преимущество над вторыми и потому что они из своих имуществ делают траты на них. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограничено. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные.

Женщина была обязана вести затворнический образ жизни: жила на особой половине, куда не дозволялся вход посторонним; обязана была скрывать свое лицо и носить паранжу; не имела права выходить на улицу без сопровождения мужчины или старшей по возрасту женщины.

В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось.

Шариат знал несколько видов разводов. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена», «уходи» или «соединись с родом» 3 раза подряд. В этом случае женщина имела право унести с собой только то, что было на ней. В случае других форм развода, муж должен был выделить жене необходимое имущество, согласно обычаю. Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка, он должен был остаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго оговоренные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средства на ее существование.

Уголовное право. Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на 3 группы. Первую из них составляли нормы, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления: бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжкими «религиозными грехами», относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц.

Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельные ранения влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого.

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата залога, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей. Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления первой и второй групп влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадди кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах и деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для Средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся за ряд преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовали также членовредительские и телесные наказания: отсечение пальцев, рук и ног, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть.

Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы им т.д.) и позорящие наказания: бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).

Наказания, предусмотренные законами шариата, основанные на тексте Корана:

Наказания, основанные на хадисах:

Судебный процесс. В соотвествии с мусульманской доктриной все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожным. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению.

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти).

Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали.

Шариатский суд вершился открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия.

Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей и ордалии в форме клятвы. Дело должно было решиться на одном заседании (до захода солнца) и не могло откладываться на следующий день (одно из редких проявлений формализма). По существу, процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой свободой, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу, судья мог пересмотреть свое собственное решение.

Каждый обвиняемый имел право на снисхождение при условии его раскаяния. Для того чтобы установить факт раскаяния, кади предлагал обвиняемому в случае совершения убийства или нанесения тяжкого вреда здоровью выплатить денежную компенсацию семье пострадавшего. Согласие уплатить штраф рассматривалось как проявление раскаяния. В противном случае судья рассматривал обвиняемого как «упорствующего» и назначал максимально строгое наказание.

Источник

История государства и права Арабского халифата

Создание и развитие Арабского халифата

Разложение родового строя с возникновением племенных союзов во главе с шейхами (сеидами) проходило у арабов в VI—VII вв. Появились народные собрания и советы старейшин (меджлис).

Формирование единой государственности, способной обеспечить внутренний порядок и безопасность караванных путей, объективно требовало новой идейной основы, что и было связано с преодолением языческого многобожия и созданием монотеистической религии — ислама, вначале возникшего как политическое движение, лидером которого стал Мухаммед Ахмед ибн Абдаллах.

В борьбе за власть и утверждение своего учения Мухаммеду пришлось выдержать нелегкую борьбу с мекканской знатью, увидевшей в его проповедях реальную угрозу своей власти. Он объявил себя очередным пророком наряду с Адамом, Ноем, Моисеем, Христом, через которых Всевышний, единый в своей сущности, ниспосылал людям свои откровения. Эти откровения, служившие утверждению культа Аллаха и нового общественного порядка, объявлялись незыблемыми, как непререкаемыми становились слова и поступки пророка, через которого божественная благодать снисходила на правоверных. Отсюда родилась формула мусульманской веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его».

Вынужденный покинуть Мекку Мухаммед со своими сторонниками переселился в 622 г. в город, впоследствии получивший название Медина («город»). Размежевавшись с иудеями и христианами («людьми Писания») и обложив их налогами, Мухаммед принялся за переустройство мусульманской общины Медины — так была заложена основа возникновения нового государства.

Утвердив свою власть в Медине, став ее духовным и военным предводителем, а также верховным судьей, Мухаммед накопил достаточно сил, чтобы овладеть Меккой. В 631 г. она была покорена, но Мухаммед не принял монархического сана. Более того, будучи на вершине своего могущества, Мухаммед во время хаджа (паломничества) в Медину, за три месяца до своей кончины, объявил о завершении миссии пророка, назначенной ему Аллахом.

После смерти Мухаммеда в 632 г. власть перешла к его сподвижникам — халифам. При первых четырех халифах произошло окончательное политическое объединение Аравии. В VII — первой половине VIII в. начинается насильственное присоединение территорий соседних государств и народов. Объектами военной экспансии стали Палестина, Сирия, Верхняя Месопотамия, Египет. Еще более интенсивной экспансионистская деятельность была при династии Омейядов. Жертвами их агрессивной политики стали бывшие византийские и персидские владения, обширные территории Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, Испании и др. Только поражение, нанесенное им в 732 г. рыцарями под командованием Карла Мартелла, остановило их дальнейшее проникновение в Европу.

Так сложилась громадная по размерам империя — Арабский халифат, историю которого принято делить на два периода:

Общественный строй Арабского халифата

Развитие Арабского халифата было типичным для средневековых обществ Востока. Земля находилась в руках государства. Одна часть этих земель становилась собственностью халифа и членов его рода, налоги с этой земли пополняли казну. Другая часть раздавалась воинам, отличившимся при защите ислама, в качестве мулька, владелец которого был собственником земли и мог осуществлять с ней любые действия. За службу государство и крупные землевладельцы могли наделять своих вассалов так называемой иктой (земельным наделом с крестьянами).

Крупным землевладельцем выступала церковь. Принадлежавшие ей земли и имущество не облагались налогом и были неотчуждаемы.

Основную массу общинников составляли свободные крестьяне, уплачивающие, как и другие состоятельные социальные слои населения, закият (налог в пользу обездоленных, включая рабов). Часть средств от налога шла военным.

Рабство было довольно широко распространено в халифате, но носило патриархальный характер. Рабами становились по большей части военнопленные, мусульмане обращались в рабов за долги редко. С дозволения хозяина раб мог иметь семью, свое дело, владеть имуществом, которое считалось собственностью хозяина. Коран не возбранял рабства, но приветствовал отпуск раба на свободу. Сунна относила акт освобождения раба к важному благодеянию мусульманина.

На ранних стадиях становления ислам отличала известная толерантность в отношении других религиозных культов. По мере усиления экспансии это положение меняется. Немусульмане (зиммии) попадали в неравное положение при использовании норм мусульманского права. Были запрещены браки мусульман с представителями других конфессий, зиммии обязаны были носить отличную от арабов одежду, уплачивать более тяжелый и произвольно устанавливаемый поземельный налог, платить подушную подать, снабжать арабское войско и т.д.

Арабская знать предпочитала селиться в городах, которые были не только административными центрами, но и центрами торговли, культурной жизни. Городские торговцы и ремесленники были объединены в нисфы, соответствующие европейским цехам. Они обладали правовой самостоятельностью, выбирали своего начальника, однако надзор за их жизнью и деятельностью осуществлял специальный правительственный чиновник (масхаб), который следил за способом и качеством изготовляемой продукции, ценами, системой мер и весов.

Государственный строй Арабского халифата

Государство Арабский халифат возникло как централизованная тео-кратическая монархия, поделенная на военные округа. Власть осуществлялась из центра, откуда на места посылались наместники халифа — эмиры, обладающие всей полнотой военной и административной власти. Контроль над деятельностью провинциальной администрации осуществляли специальные центральные ведомства, имевшие в своем распоряжении налоговые и финансовые службы. Вся власть, в том числе духовная (имамат) и светская (эмират), безраздельно принадлежала халифу.

Главным должностным лицом империи был визирь. Во время правления Омейядов образовались специальные ведомства для управления отдельными отраслями (диваны): военное; внутренних дел; почтовой связи; расходов; конфискаций; благотворительности; оформления документов и др.

Существенным поворотом во внутренней политике стало ограничение светской власти халифов и возвышение роли визиря как реальной исполнительной власти. С начала IX в. институт визирата начинает играть существенную роль. Визирь самостоятельно принимает решения по важнейшим хозяйственным, политическим и кадровым вопросам. В руках халифа полностью оставалась духовная власть, но и ее он вынужден был делить с главным кади, в ведении которого находились суд и образование. Профессиональная армия и привилегированные части к концу IX в. стали далеко не всегда управляемой силой, порой свергали неугодных правителей и возводили на трон своих ставленников (мамлюки, свергнув в Египте власть Айюбидов в 1250 г., установили свой султанат).

Все это обусловило распад Арабского халифата на отдельные эмираты и султанаты. Таковыми стали независимые государства на территории Испании, Марокко, Египта, Средней Азии, Закавказья. Багдадский халиф стал духовным главой суннитов, утратив контроль почти над всей территорией. С X в. в пределы халифата начали все чаще вторгаться кочевники с севера и востока. Окончательную точку в судьбе Арабского халифата поставили в XIII в. монголы, а резиденция халифа как религиозного главы суннитов была перенесена в западную часть халифата — Каир.

Общая характеристика источников мусульманского права

Мусульманское право, сложившееся в Арабском халифате в VII—X вв., основано на мусульманской религии — исламе. Это са-мая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Однако есть страны, где проповедуется ислам, но мусульманское право не воспринято.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий.

Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (посты, молитвы). Закона в западном понимании для мусульманского правопонимания не существует. Только Бог имеет законодательную власть.

Предписания верующим — шариат (путь следования) состоит из двух частей:

Фикх, или мусульманское право, указывает как правоверный должен вести себя по отношению к себе подобным и к Аллаху.

Основными источниками шариата являются Коран (священная книга, включающая высказывания Аллаха, обращенные к последнему из его пророков Магомеду), Сунна (сборник традиционных правил, основанных на поступках и высказываниях Мохаммеда), Иджма (высказывания крупнейших ученых-исламистов, конкретизирующие положения Корана), Кияс (толкования Корана и Сунны, имеющие законный общеобязательный характер).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *