Как уповать на аллаха
О важных тонкостях упования на Всевышнего
«Аллах любит тех, кто уповает на Него». (Али Имран, 3/159)
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
فَتَوَكَّلُواْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Уповайте же на Аллаха, если вы веруете». (Аль-Маида, 5/23)
إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُتَوَكِّلِينَ
«Аллах любит тех, кто уповает на Него». (Али Имран, 3/159)
وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللهِ فَهُوَ حَسْبُهُ
«Уповающему на Аллаха Его достаточно (как покровителя)». (Ат-Таляк, 65/3)
أَلَيْسَ اللهُ بِكَافٍ عَبْدَهُ
«Разве Аллах не покровитель Своему рабу?!» (Аз-Зумар, 39/36)
قُل لَّن يُصِيبَنَا إِلاَّ مَا كَتَبَ اللّهُ لَنَا هُوَ مَوْلاَنَا وَعَلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
«Скажи: Нас постигнет лишь то, что предначертано Аллахом. Он наш покровитель! Пусть только на Аллаха уповают верующие». (Ат-Тавба, 9/51)
الَّذِينَ صَبَرُواْ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ
«…те, кто терпеливы и уповают только на своего Господа». (Ан-Нахль, 16/42)
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ
«И уповай на Аллаха, Великого и Милостивого». (Аш-Шуара, 26/217)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Мне показали часть моих последователей. Они заполнили горы и пустыню. Я удивился и обрадовался их большому количеству.
Меня спросили:
– Из этих людей только 70 войдут в Рай без отчета.
– Это те, кто в своих деяниях не использовал магию, колдовство и гадание и не уповал ни на кого, кроме как на Аллаха Всевышнего».
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Если бы вы уповали на Аллаха, то Он давал бы вам средства к существованию (ризык) подобно тому, как Он дает его птицам. Птицы утром улетают из гнезд голодными, с пустыми желудками, а вечером возвращаются сытыми. Если кто-то обращается за помощью к Аллаху, то Он оказывает ее во всех его делах и дает ему средства к существованию, откуда он и не ожидал. А если кто-то полагается на этот мир, то Аллах оставит его наедине с ним».
Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) в своей книге «Кимия Саадат» писал:
«Некоторые люди думают, что упование означает оставить все на самотек и не делать того, что необходимо. Ничего не делать для заработка денег, не экономить, не беречься от змей, скорпионов и хищников, не пить лекарство при болезни, не изучать Шариат, не защищаться от врагов религии. Считать, что упование есть все вышеперечисленное – это заблуждение, это не соответствует Шариату. А то, что ему не соответствует, разве может являться упованием?»
Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:
Однажды к Пророку пришел один бедуин. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его:
– Где твой верблюд? Что ты с ним сделал?
– Уповая на Аллаха, я предоставил его самому себе.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
– Сначала привяжи, а затем уповай.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый вечер использовал сурьму для глаз. Раз в месяц ему делали кровопускание, а при необходимости он использовал лекарства. Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) получал откровения, и у него болела голова, он красил голову хной. Если у него была рана, он накладывал на нее хну. А когда не было ни хны, ни чего-либо другого, он посыпал рану чистым песком.
Каким должно быть упование на Аллаха
Ислам учит мусульман, чтобы в их каждом действии проявлялось милосердие и справедливость. Мы живём этим милосердием, который указал нам Пророк (мир ему и благословение), и о котором сам Всевышний сказал в первом аяте Корана: « باسم الله الرحمن الرحيم » «Именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!». Результатом милосердия, с которым мусульмане жили веками и живут сейчас, явилось одно из достойных качеств – это упование на Аллаха.
Всевышний Аллах призвал нас уповать только на Него. Он сказал в священном Коране:
وَلِلَّهِ غَيْبُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَإِلَيْهِ يُرْجَعُ الْأَمْرُ كُلُّهُ فَاعْبُدْهُ وَتَوَكَّلْ عَلَيْهِ ۚ وَمَا رَبُّكَ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ
Смысл: « И Аллаху принадлежит скрытое знание о сокровенном на небесах и на земле; и к Нему возвращается всё дело, все люди также вернутся к Нему в День Суда, чтобы Он произвёл им полный расчёт. Поклоняйся же Ему и полагайся на Него. И Господь твой не является не ведающим, знает о том, что вы творите» (сура «Худ» аят 123).
Всевышний, обучая нас как просить Его, говорит:
قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
Смысл: « Скажи о, Пророк: «Не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах. Он — наш покровитель!» И пусть только на Аллаха полагаются верующие во всех своих делах, твёрдо надеются на Его помощь и поддержку!» (сура «Ат-Тауба» аят 51).
Упование на Аллаха во всех делах – это ценность, которая исходит только от милосердного сердца человека, который покорился воле Аллаха и спокоен во всех делах.
В хадисе, переданном от Анаса Ибн Малика (да будет доволен им Аллах) говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если человек при выходе (из дома) скажет: « С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха». Ему ответят (ангелы): «Ты ведом прямым путём, избавлен и защищён», и шайтан удаляется от него».
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ الله عَنْهُ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «إِذَا خَرَجَ الرَّجُلُ مِنْ بَيْتِهِ فَقَالَ بِسْمِ اللَّهِ تَوَكَّلْتُ عَلَى اللَّهِ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ قَالَ يُقَالُ حِينَئِذٍ هُدِيتَ وَكُفِيتَ وَوُقِيتَ فَتَتَنَحَّى لَهُ الشَّيَاطِينُ
Следовательно, если мы скажем утром и вечером « С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха», как говорится в хадисе, то шайтан удаляется от нас в этот день. Тот, кто начинает день с «именем Аллаха» будет защищён от искушающего, отступающего (при упоминании Аллаха) ـ дьявола целый день.
عن عمر ابن خطاب رضي الله عنه قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: لو أنكم تتوكلون على الله حقَّ توكُّله
لرزقكم كما يرزق الطير، تغدوا خِماصًا وتروحُ بطانًا.
В хадисе, переданном от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), говорится, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: « Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными» (Имам Ахмад, имам ат-Тирмизи, ан-Нисаи).
Учёные говорят, что истинное упование на Аллаха должно иметь связь с трудом, птице необходимо, чтобы она вышла из своего гнёздышка искать себе пропитание, и Аллах даёт ей пропитание, она возвращается с полным животом, и нам необходимо движение: уходим утром с пустым животом, а возвращаемся с полным.
عن عبد الله بن عباس رضي الله عنهما قال : كنت خلف النبي صلى الله عليه وسلم فقال لي : يا غلام إني أعلمك كلمات : احفظ الله يحفظك ، احفظ الله تجده تجاهك ، إذا سألت فاسأل الله ، وإذا استعنت فاستعن بالله ، واعلم أن الأمة لو اجتمعت على أن ينفعوك بشيء ، لم ينفعوك إلا بشيء قد كتبه الله لك ، وإن اجتمعوا على أن يضروك بشيء ، لم يضروك إلا بشيء قد كتبه الله عليك ، رفعت الأقلام وجفت الصحف
Также в хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), говорится: « Однажды я сидел возле Пророка (мир ему и благословение), и он сказал: «Молодой человек! Я научу тебя некоторым словам: (т.е., заповедям.) Помни об Аллахе, и Аллах защитит тебя; помни об Аллахе, и ты заметишь поддержку от Него в трудные моменты. Если ты спрашиваешь, спрашивай у Аллаха; если ты ищешь помощи, ищи помощи у Аллаха. Знай, что если народ объединится, чтобы облагодетельствовать тебя, он облагодетельствует тебя только тем, что Аллах уже предписал тебе; знай, что если народ объединится, чтобы повредить тебе чем-то, он повредит тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Перо уже оторвано от бумаги, и страницы уже высохли«».
Стенограмма лекции бывшего муфтия Египта Али Джумы
Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования
Знайте, что упование (таваккуль) – это беспокойство без покоя и покой без беспокойства. Это означает, чтобы ты одинаково относился как к изобилию, так и к недостатку.
Всецело полагайся на Аллаха, вверяя ему свою судьбу полностью, без остатка и сомнения, и тогда в твоем сердце будет царить покой, который не может быть нарушен. А если Аллах внушил твоему сердцу беспокойство относительно совершенства твоего имана и качества выполнения религиозных предписаний, то твое сердце не найдет успокоения, пока на то не будет воли Аллаха.
Понятию упование ученые дали множество определений:
1. Упование – покорное принятие предопределений Аллаха, постоянная связь сердца с Аллахом и довольство достаточным пропитанием.
2. Упование – это отказ от планирования дел своего нафса.
3. Упование – это надежда на Всевышнего Аллаха и отречение от того, что у людей.
4. Упование – это довольство во всем Всемогущим Аллахом и опора на Него.
5. Ангел Джабраиль сказал: «Упование – это отчаяние в людях и осознание того, что любое творение Аллаха не может ни навредить, ни принести пользу, ни дать что-либо, ни препятствовать его получению. Условие упования – чтобы сердце отвернулось от всего, кроме Аллаха».
Упование – это качество пророков, мир им. Покорное следование (таслим) – это качество пророка Ибрахима (мир ему). Упование во всем на Аллаха (тавфиз) – это качество нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Уповающий человек подобен грудному ребёнку, который не прибегает ни к чему, кроме груди матери. Ведь и уповающий прибегает лишь к одному Всевышнему Господу своему.
Признаки уповающего на Аллаха
Уповающего на Аллаха можно узнать по отличительным признакам. Прежде всего, он не должен ни у кого ничего просить. Не отвергать и не удерживать у себя то, что получил от людей, не прося их об этом. Наилучшее состояние уповающего – быть перед Всевышним Аллахом, как
мертвец перед омывающим. Ведь усопший не делает никаких движений и не предпринимает никаких мер.
Прекращай планировать и всецело доверься выбору Аллаха. Ведь ты знаешь, что Всевышний Аллах был для тебя раньше, чем ты сам для своего нафса. Подобно тому как Аллах был до твоего сотворения, Он будет и после твоей смерти. Тебе надлежит избавлять людей от хлопот
– это мерило мюридов и совершенных людей. Как взвешивают материальные тела, также взвешивают и оценивают состояния и качества людей. Не переживай о средствах к существованию!
Всевышний Аллах был для тебя ещё до твоего рождения, как же Он забудет тебя после появления на свет. Не утруждай себя тем, что за тебя делают другие.
Бишр аль-Хафий сказал: «Некоторые лгут, говоря, что уповают на Аллаха. Если бы они уповали на Аллаха, то были бы довольны всем, что Он делает с ними».
Упование – дорожка к счастью
«На Аллаха надейся, а верблюда привязанным держи»
Человек стремится как можно больше успеть в этой жизни. Успеет он или не успеет насладиться всей красотой – неизвестно. Мы настолько доверяем себе и своим возможностям, что забываем о Всевышнем Аллахе, о Его воле, о Его желании или нежелании. Мы забываем, что только Он может всё, и, как бы мы ни старались, любое наше действие в Его власти. Если будет на то воля Всевышнего, значит, мы сможем в этой жизни что-то, а если не будет – значит, как бы мы ни старались, все наши усилия будут напрасными.
Неоднократно алимами говорится, что мусульманину положено благодарить своего Создателя и в радости, и в горести. Для нас привычно благодарить Господа, если нам хорошо, чаще всего мы забывает воздавать хвалу Аллаху в печали. Мы можем обратиться с дуа, но вот предположить, что уже завтра горе может обернуться неимоверным благом и счастьем, почему-то нам сложно. Всё в этой жизни очень переменчиво, преходяще, вечен лишь Всевышний Аллах, о котором мы не должны забывать никогда.
В связи с происходящими в жизни событиями человек должен полностью уповать на своего Творца, ведь только Ему известно, что для нас лучше в данный момент. Среди нас есть люди, которым завидуешь белой завистью. Они могут выйти в путь абсолютно без лишних денег и при этом говорят: «Я уповаю на Аллаха». Сложно себе представить, как можно выходить из дома, не имея в кошельке про запас лишнюю тысячу рублей. Наверное, наш иман ещё не дорос до того состояния, когда мы можем полностью положиться на Всевышнего. Мы полагаемся на себя, на ту же самую лишнюю тысячу, но забываем уповать на Аллаха. А ведь только Он может забрать у нас загашник или одарить нас средствами, которые могут появиться самым неожиданным образом. И вот так в любом деле. Мы не устаём повторять: «я смогу, я сделаю, завтра запланировал то-то и то-то», но странно, что не помним, что Господь все наши планы может разрушить в одно мгновение. Упование и только упование может помочь мусульманину правильным образом выстроить свою жизнь.
Чтобы не быть совсем голословной, хотелось бы привести одну очень поучительную притчу. Тому упованию, о котором пойдёт речь, можно позавидовать. И вместе с тем мы должны стремиться к подобному поведению. Сразу скажу, что если кому-то это может показаться собственным бессилием, он будет неправ, поскольку каждый из нас способен на многое. При этом, когда мусульманин полагается на волю Всевышнего Аллаха, он добивается в жизни больших высот и большей милости и благодати.
Когда-то у одного короля был очень мудрый визирь. Он считался одним из самых приближённых королю людей, так как сопровождал его повсюду. Если же с королём случалось что-то неприятное, то он всегда говорил: «Возможно, это к добру», – утешая тем самым короля. Однажды король, сильно повредив себе палец, лишился его. На это визирь сказал ему свои обычные слова: «Возможно, это к добру». Но король на этот раз очень разгневался и спросил: «Что же в этом хорошего?» – и приказал посадить его в темницу. Но и на это визирь сказал: «Возможно, так оно и лучше». После этого визирю пришлось долгое время просидеть в темнице.
Некоторое время спустя король вышел на охоту, и, преследуя дичь, отдалился от своей стражи. Так он забрёл во владения язычников, которые поклонялись идолам. Увидев его, они решили принести короля в жертву своему богу, но, обнаружив, что у него не хватает одного пальца, оставили его в живых.
Когда Аллах спас его от участи быть зарезанным у ног каменного изваяния, которое не приносит ни вреда, ни пользы, король с радостью бросился к себе во дворец, и первое, что приказал по прибытии, – это освободить своего визиря. Встретившись с ним, он стал просить у него прощения за то, что сделал с ним, сказав, что только сейчас понял мудрость Всевышнего в потере своего пальца, и стал горячо восхвалять Аллаха за это.
Однако затем он спросил своего визиря: «Когда я приказал посадить тебя в темницу, ты сказал, что, возможно, так оно и лучше. Какая же мудрость заключается в этих словах?» Тогда визирь ответил ему, что если бы он не заключил его под стражу, то ему наверняка пришлось бы сопровождать его на охоте, и тогда его принесли бы в жертву вместо короля. Поэтому всё, что ни делает Аллах, к лучшему.
В этой истории заключено очень тонкое послание каждому человеку, на чью долю вышло тяжкое испытание, для того, чтобы он успокоился, стал благодарным Аллаху за свою судьбу и точно знал, что все несчастья принесут ему в конечном счёте добро в этом и загробном мирах.
Сложно понять, как зло может обернуться добром, но это так, и даже если не в этой жизни, то обязательно в следующей вечной жизни. Главное для нас – верить и полностью положиться на Всевышнего. Он Сам разберётся, что и как лучше, кого и как наказать и вознаградить.
Всевышний Аллах говорит в священном Коране (смысл): «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (сура «ат-Талак», аят 3).
В истории Ислама есть много ярких примеров искреннего упования сподвижниками на Всевышнего Аллаха. Взять, к примеру, Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который всё своё имущество отдал Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Он не думал, на какие средства он будет жить дальше, он всё отдал ради Аллаха, ради Ислама.
Существует и такая история, рассказанная Абу Язидом Бастами. «Однажды я собрал свои мысли и представил себе, что стою перед Всевышним Аллахом, и Он спрашивает меня: «О Абу Язид, с чем ты пришёл ко Мне и встал передо Мной?» «С тем, что я оставил любовь к мирскому и стал аскетом ради Тебя», – ответил я. На что Всевышний сказал: «Весь мир вместе с тем, что находится в нём, не приравнивается возле Меня даже к крылу комара, и в чём же ты проявил свой аскетизм к мирскому?» Я сказал: «Астагфируллах, прошу прощения за это состояние!»
«Я пришёл к Тебе с упованием (таваккал) на Тебя». Всевышний Аллах говорит мне: «О Абу Язид, разве Я не выполняю тех обещаний, которые Я давал для того, чтобы ты уповал на Меня?» Смысл аята 6 суры «Худ»: «Пусть они также знают, что могущество, милость и знание Аллаха безграничны и охватывают всё сущее, что нет ни одной твари на земле, которую Аллах по Своей милости не наделил бы тем, сколько хватит ей на пропитание. ». Я сказал: «О мой Аллах! Я прошу прощения за эти оба состояния и пришёл к Тебе, и стою перед Тобой, нуждаясь в Тебе». «Теперь Я принимаю тебя», – сказал Всевышний.
Нам, наверное, сложно поступать и действовать подобным образом, но это не значит, что невозможно совсем. Всё мы можем тоже, если будем стараться, если будем следовать всем повелениям своего Творца. Чтобы добиться такого состояния, необходимы знания о нашем Господе, нужно стараться познать Его мудрость, Его Самого. Это сложный и тернистый путь, но преодолим он, есть праведные мусульмане, которые прошли этот путь до конца и дали нам ценные советы, как достичь того же. Мусульманам просто нужно полностью предаться воле Всевышнего Аллаха и в каждом своём деянии, удаче или неудаче уповать на Него.
При всём при этом сидеть сложа руки и поплёвывать в потолок – неправильно, такой образ жизни не подходит мусульманину. Есть такая арабская пословица: «На Аллаха надейся, а верблюда привязанным держи», а также русская версия: «На Бога надейся, а сам не плошай». Верующий должен делать всё, что от него зависит, а не жать, когда небесная манна спустится. Всевышний любит работящих, а не бездельников.
Трудиться самому и при этом уповать на волю Творца – верный путь к удаче. Говорят, везёт только дуракам, но надеюсь, мы в это число не входим, поэтому максимум стараний и помощь Творца помогут нам занять свою нишу в этой жизни, занять своё место в обществе.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными» (имам ат-Тирмизи).
Ещё одним ярким примером упования на Всевышнего Аллаха является история из жизни нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его верного друга и спутника сподвижника Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), когда они прятались в пещере Савр. Абу Бакр вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) были вынуждены покинуть Мекку и спрятаться в пещере. Через какое-то время после долгого преследования язычники добрались до того места. Увидев ноги преследователей, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!» В ответ Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, если третьим является Аллах?» Этот пример является подтверждением того, как наш Пророк (мир ему и благословение) уповал на волю своего Творца. Они уверовали в своего Создателя, подчинились полностью Его воле, терпеливо исполняли всё то, что Он ниспосылал им. Благодаря своей покорной Аллаху жизни человек может заслужить Его довольство и милость.
Всё в нашей жизни происходит согласно нашим деяниям и намерениям. Это доказывает и аят из священного Корана, смысл которого заключается в следующем: «Всё хорошее, что постигает тебя, – от Аллаха. А всё плохое, что постигает тебя, – от тебя самого» (сура «ан-Ниса», аят 79).
Насколько полноценно мы сможем это осознать, насколько согласно этому аяту сможем приобрести соответствующие необходимые знания, настолько проще нам будет жить и творить. Многое в наших руках. Аллах нам помогает, а совершаем поступки мы сами, выбор стоит перед нами. Насколько мы правильно будем его делать, настолько мы будем расти и духовно, настолько наше намерение будет становиться чище и искреннее. Насколько мы сможем подниматься по духовной лестнице, настолько Всевышний Аллах будет смотреть на нас с милостью и настолько Он будет доволен нами. А это самое важное!
Да поможет нам Всевышний быть покорными Ему, полагаться на Его волю, уповать на Него во всех своих делах, в каждом вдохе и выдохе, и да не лишит Он нас Своей милости! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Каким должно быть упование на Аллаха? 4 примера из жизни
Как верующий должен проявлять таваккуль? (Источник фото: freepik.com)
Полагаться и уповать на Аллаха – верить, что Аллах ниспошлет наилучшее – является актом поклонения, которым верующий должен наполнять свое сердце в совершенно разные моменты своей жизни. Таваккуль является олицетворением искренней веры, осознания своего настоящего положения и возвеличивания Всевышнего Аллаха. Верующий, полагаясь на Аллаха, стремится получить руководство и исход, который станет наилучшим для него.
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Верующий не обладает лучшим благословением, чем полагание на Аллаха. Ни один человек не ждет блага, кроме того, что было дано Аллахом, и которое он ожидал от Него, все блага принадлежат Ему».
Как прекрасен итог упования на Всевышнего, верующий может быть уверен, что его боль прекратится, его испытание закончится, душа обретет упокоение, его трудность станет облегчением, его слезы сменятся улыбкой, а после окончания мирской жизни ему будет предоставлена райская обитель за праведность и веру.
Однажды один поэт сказал:
Скажи тому, чье сердце наполнено печалью
Тому, чей мир стал тесным,
Счастье кроется в том, чтобы уповать на Того,
Кто создал жизнь и разделил пропитание между своими творениями.
В одном из хадисов-кудси говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой».
Когда верующий, осознавая всю мощь, милосердие и величие Творца, ждет от Него наилучшего, Аллах одаривает его своими благословениями, бесконечными наградами. Когда он твердо верит, что Аллах желает для него наилучшего, Аллах одаривает его такими наградами, какими он даже представить себе не мог. Господь относится к своим творениям в соответствии с их ожиданиями и дарует им то, что они от Него ожидают.
Аль-Мамун сказал Мухаммаду ибн Аббаду: «Мне сообщили, что ты проявляешь гостеприимство всем посетителям Басры». На что он ответил: «Удержание щедрости подобно плохим ожиданиям от Всевышнего. Никогда не обеднеет тот, чей Господь богат».
Уповать на Всевышнего для верующего важно всегда, это является олицетворением его веры. Но есть ситуации, не всегда приятные, которые становятся испытанием для верующего. В такие моменты упование и возлагать лучшие надежды на Аллаха имеет первоочередное значение, так как это является отождествлением искреннего убеждения, что Аллах сделает все наилучшим образом:
1. Во времена испытаний, сложностей, печалей и бед, искушений, неудач, бедности и т.д.
В хадисе сказано: «Аллах дарует пропитание тому, кого постигнет бедность и кто обратится к Аллаху» (Абу Дауд).
В Коране есть упоминания о положении пророков, когда трудности постигали их, они уповали на Аллаха с твердым убеждением и искренней верой. Они действовали в соответствии с этим убеждением. Как пример, пророк Муса (мир ему).
В Коране сказано: «Когда два сборища увидели друг друга, сподвижники Мусы (Моисея) сказали: «Нас непременно настигнут». Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь» (сура «аш-Шуара», аяты 61-63).
Другой пример: пророк Мухаммад (мир ему) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) когда их враги ожидали их у входа в пещеру: «Не скорби, ибо Аллах – с нами» (сура «Ат-Тауба», аят 40)
Сообщается, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: «О, посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!» В ответ мне пророк (мир ему) сказал: «А что думаешь ты, о Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?» (Бухари).
3 секрета принятия дуа от пророка Закарии
Момент совершения дуа – время сакрального единения со Всевышним, взывания и направления всех своих ожиданий, желаний и просьб Аллаху. Какие бы испытания не постигли человека, во время дуа все они кажутся незначительными перед силой и мощью Всевышнего. Именно осознание того, что Аллах может даровать тебе любую вещь, о которой ты просишь Его в данный момент, является очень важной составляющей молитвы.
Искренность и упование на Аллаха в дуа в конечном итоге приведут верующего к облегчению его ситуации и решению его проблем. В хадисе сказано: « Обращайтесь с мольбами к Аллаху, будучи уверенными в (получении) ответа, и знайте, что Аллах Всевышний не отвечает на мольбу небрежного и невнимательного сердца» (Тирмизи).
Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я нисколько не переживаю за ответ на мольбу, но меня заботит сама мольба. Если мне внушено совершить мольбу, то я знаю, что с ней будет и ответ».
3. Во время покаяния.
Верующий должен не иметь никаких сомнений в безграничном милосердии Аллаха, в Его принятии покаяний Его рабов и прощении их грехов.
Аль-Фудайл в день Арафа спроси Суфьяна Ас-Саури: «Кто обладает наихудшим положением в это день?» На что Суфьян ответил: «Тот, кто сомневается в прощении Аллаха». Потому что сомневаться в прощении Аллаха, значит, не ждать от Него лучшего.
Пророк (мир ему) говорил: «Умирая, возлагайте лучшие надежды на Аллаха» (Муслим).
Ибрахим Ан-Нахаи говорил: «Они любили напоминать умирающему о его благодеяниях, чтобы он возлагал лучшие надежды на своего Господа».
Некто спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Кто будет судить людей в день Воскрешения?» Он ответил: «Аллах». Тот воскликнул: «Клянусь Господом Каабы, тогда мы спасены! В наказании Он проявляет милосердие, и прощает».
Господь наш, благослови нас упованием на Тебя, ожидание наилучшего исхода от Тебя и даруй нам осознание необходимости Твоей помощи и руководства.
4 совета, как избежать крайностей в уповании на Аллаха