Как упаковать бизнес во франшизу
Как упаковать франшизу самостоятельно своего бизнеса [чек-лист]
Как проверить готовность к упаковке франшизы?
Не будем углубляться в сложный аудит, а зададим себе несколько простых вопросов:
Сюда можно добавить еще вопрос про количество уже открытых вами филиалов (2 и более), но это опционально. На первом шаге три «Да» на эти вопросы достаточно, чтобы продолжить.
✅ Кстати! У нас недавно вышел БЕСПЛАТНЫЙ видео-курс по упаковке франшизы своего бизнеса ➡️ https://packmy.biz/free/ В курсе 23 видео на 8 часов и 20+ файлов и шаблонов. Весь наш опыт в одном курсе!
За что платит покупатель франшизы?
На vc.ru уже столько рекламных статей написано по поводу упаковки франшизы, что кажется, разобрали вопрос полностью.
Все советую примерно одно и тоже: придумать условия, написать договор франчайзинга, сделать лендинг, запустить рекламу, продать и передать покупателю шаблоны должностных инструкций, про регистрацию ИП и пару файликов с логотипом.
Я категорически не согласен с такой схемой!
Убежден, что настоящая ценность франшизы в поддержке! В том, насколько франчайзер (продавец франшизы) готов поддерживать франчайзи, снимать с него часть задач в бизнесе и «вести его за ручку».
Алексей Сумин — Руководитель франчайзингового агентства Packmy.biz
Поэтому прежде, чем начать создавать франшизу, нужно решить, как вы сможете помочь своим франчайзи запустить бизнес и развивать его.
На этом шаге вам нужно понять, какую поддержку вы можете оказаться своим франчайзи на этапе открытия бизнеса и на этапе развития бизнеса.
Концепция франшизы
На основе понимания объема поддержки формируется ценообразование самой франшизы: разовый паушальный взнос (до открытия) и ежемесячное роялти (после открытия).
Это крайне важный момент! Нужно запомнить, что у хорошей франшизы, рассчитывающей работать долго, стоимость паушального взноса и роялти соответствуют объему поддержки, а не жадности франчайзера.
Конечно, тут цифры не берутся с потолка, а требуют расчета на основе многих факторов. Процесс это довольно сложный, поэтому я просто перечислю инструменты, которые мы используем, и сошлюсь на наш блог, в котором можно найти более подробную информацию по упаковке франшизы.
Когда становятся понятны условия франшизы и весь комплект поддержки для франчайзи, мы можем перейти к маркетингу франшизы.
Маркетинг франшизы
Здесь все довольно банально. Самое главное, подробно описать комплекс поддержки франшизы, основные цифры бизнеса, познакомить с владельцем франшизы.
Уже после этого этапа можно переходить к продажам франшизы, параллельно продолжая ее упаковывать. (Самое интересное еще впереди.)
Продажа франшизы
Обычно цикл сделки по продаже франшизы может длиться от 1 до 3 месяцев. Поэтому можно начать продавать франшизу еще до ее полной упаковки.
По нашему опыту во франчайзинге самый лучший способ продвижения новой франшизы — это продвижение по уже существующей клиентской базе.
То есть вначале нужно продавать франшизу своим же клиентам.
Объясню, почему так.
Дело в том, что когда вы только упаковали франшизу и у вас ноль франчайзи, то вам довольно сложно человека «с улицы» убедить, что ваш бизнес достоин повторения в другом городе.
Вас не знают, не знают ваш продукт, не знают бизнес, не знают репутацию. Вам просто не доверяют.
Поэтому любое продвижение на холодную аудиторию в интернет-рекламе или каталогах франшиз потратит весь ваш рекламный бюджет и может не дать никаких результатов. Это разочарует вас во франчайзинге.
Продать клиентам франшизу становится в разы проще!
Вспомните фильм «Основатель» про Макдоналдс. Там как раз Рей Крок заинтересовался франшизой, когда попробовал их бургеры. Если в ваш бизнес уже приходят запросы «А вы продаете франшизу? », то это очень хороший знак.
Поэтому в рамках упаковки франшизы мы готовим индивидуальные рекомендации по бесплатному продвижению франшизы. А для самостоятельной упаковки прочитайте отдельную статью в нашем блоге на тему продвижения.
База знаний франчайзи
Это самый последний шаг в упаковки франшизы. И он же самый важный на наш взгляд.
База знаний — это как правило облачный сервис типа Яндекс Диск или Облако Mail.ru. В котором хранятся все материалы для франчайзи: инструкции, шаблоны, руководства по бизнесу, макеты, видео, фото и прочее.
Не так важно, что вы используете. Главное, чтобы там была возможность разделять права доступа к разным материалам.
Это часть того самого информационного комплекса поддержки, о котором говорили вначале статьи.
Все эти материалы собираются под нашим руководством, чтобы точно ничего не забыть и не оставить белых пятен в понимании бизнеса у франчайзи.
Ну и само собой, это База должна переодически обновляться по мере развития вашего бизнеса.
И что еще важно, База знаний никак не отменяет консультации франчайзера по открытию и ведению бизнеса и постоянное общение с ним. Инструкции только помогают, но не заменяют.
Надеюсь, я смог помощь предпринимателям понять лучше, что такое франшиза, в чем ее ценность и как происходит упаковка франшизы. И мою статью не заминусут как все остальные статьи по упаковке франшизы 🙂
На нашем сайте можно посмотреть развернутое описание всех элементов упаковки франшизы и получить бесплатную консультацию с примерами наших работ на почту.
Как упаковать свой бизнес во франшизу
В 2017 году я захотела запустить франшизу собственного бизнеса, однако все оказалось гораздо сложнее, чем кажется — документы были готовы, но до продаж дело не дошло. Поэтому я детально изучила вопрос о том, как правильно упаковать собственный бренд и какому бизнесу это нужно. Хочу поделиться с читателями своим исследованием.
Основные понятия франшизных отношений
Сначала познакомимся с основными понятиями франшизы, которыми будем оперировать. Франшиза — это вид отношений, когда организация продает модель бизнеса, которая позволяет приобретателю открывать бизнес, не создавая ничего нового, а использовать купленные разработки, методики и действовать под известным брендом.
Франшизный пакет — это полноценный пакет документов и материалов для франчайзи. В него входит:
Некоторые фирмы дают полный пакет документации: от рекомендаций, как регистрировать ИП и ООО, до готовых трудовых договоров с сотрудниками, поставщиками.
Другие предлагают приобретателю франшизы следующее:
У разных компаний пакет франшизы может различаться и в некоторых случаях иметь больше составляющих, но вышеуказанная структура является стандартным набором.
Франчайзер — это компания, которая создала франшизный пакет и продает права на использование делового имени или торговой марки на определенных условиях. Франчайзи — это бизнесмен, который покупает франшизу.
Он получает: возможность работать под брендом, право использовать деловую репутацию и фирменный стиль франчайзера, а также отработанную концепцию идеи, в которую входят знания, методики, технологии, бизнес-процессы, модель поведения; консультационную и маркетинговую поддержку.
Роялти — это ежемесячный установленный платеж, который выплачивает приобретатель франшизы правообладателю. Паушальный взнос — единоразовый платеж, который бизнесмен производит при первичной покупке франшизы.
Плюсы открытия франшизы собственного бизнеса: вы имеете действующий бизнес и планируете масштабировать его. Один из путей развития проекта — это создание франшизной сети.
Какие преимущества получает предприниматель-франчайзер:
Риски создания франшизы
Запуск франшизной сети имеет не только плюсы — предприниматель несет определенные риски.Например, существует вероятность утечки коммерческой информации; потеря репутации, потому что франчайзи не добросовестно работал под брендом. Необходимо постоянно контролировать работу всех франшизных предприятий. Требуется регулярная поддержка и помощь франчайзи — нужно создать специальный отдел или должность для этого.
Также нужны вложения ресурсов (финансовых, временных) на программу обучения персонала для франчайзи:
Когда создавать франшизу собственного бизнеса
Итак, вы оценили все плюсы и минусы создания франшизы и приняли решение о запуске проекта. Однако, нужно понимать, что далеко не каждое предприятие может запустить франшизу и не в любой момент деятельности предприятия.
Для начала — оцените свое предприятие по нескольким критериям. Успешен ли ваш бизнес: чтобы передать свою систему ведения бизнеса франчайзи, вы должны подтвердить работоспособность предприятия. И лучше, если вы удачно запустили не одну точку — только в таком случае бизнес готов тиражироваться.
Сколько существует бизнес: успешность вашего проекта должна быть подтверждена временем. За первые годы работы фирмы нельзя делать выводы о прибыльности предприятия: могут быть колебания, а оценка ситуации — неадекватна. Изучите цикличен или стабилен доход, через какой период времени окупились расходы. Для запуска франшизы ваше предприятие должно отработать хотя бы 2 года и иметь стабильную ежемесячную прибыль минимум 1 год.
Налажены ли процессы бизнеса: у вас должна быть хорошо отрегулированная и регламентированная система, проверенная временем в разных ситуациях. Это так, если: ваше предприятие действует больше года без постоянного вмешательства и не требует усовершенствований; не происходит ошибок и никакие бизнес-процессы ни разу не выходили из строя хотя бы 1 год; все сотрудники знают свои обязанности и выполняют свой функционал эффективно; вы находитесь «над» бизнесом, а не внутри; вашего регулярно участия в проект не требуется, предприятие может функционировать самостоятельно.
Есть ли у вас достаточный бюджет на запуск франшизы: существует ли ваше предприятие стабильно и не требует вложений, а вы владеете определенным объемом суммы для открытия сети.
Рассмотрим, от чего зависит бюджет для запуска франшизы.
Бюджет на запуск франшизы необходимо считать каждому бизнесу индивидуально, исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности действующего предприятия, а также учитывая оценку рынка. Для этого лучше обратиться за помощью к экономисту.
Имеются ли у вас соответствующие специалисты: юрист, маркетолог, дизайнер для создания франшизного пакета и дальнейшего сопровождения ваших взаимоотношений с франчайзи. Если таких специалистов в штате вашего предприятия нет, то вам нужно иметь возможность найти профессионалов на аутсорс. Подбор хороших специалистов — важный пункт, от их работы зависит привлекательность вашей франшизы.
Готовы ли вы полностью вовлекаться в процесс: есть ли у вас в настоящий момент достаточно времени и желания, чтобы посвятить себя новому направлению — от 3 месяцев плодотворной работы. Известен ли ваш бренд: насколько узнаваема компания, какая объективная оценка ее популярности.
Зарегистрирован ли официально ваш бренд. Согласно ст. 1027 ГК РФ, наличие у правообладателя (франчайзера) права на зарегистрированный знак в установленном порядке на товарный знак является обязательным условием. Без зарегистрированного знака нельзя заключить договор коммерческой концессии, то есть продать франшизу.
Является ли предлагаемый продукт уникальным. Уникальность продукта заключается не только в самом эксклюзивном товаре, который производит компания, но и в самом подходе к организации бизнеса: авторские разработки, методики продаж или технологии производства. Например, две пекарни готовят схожие продукты, но по-разной технологии или рецептуре. Обе их них имеют уникальный продукт и могут продавать собственные разработки франчайзи.
Есть ли наработанная клиентская база и проработанная документация для работы с персоналом. Насколько технически настроены все процессы работы бизнес-проекта, удобно ли это для будущих франчайзи, насколько быстро они смогут вникнуть в информацию. Для начала вспомните как вы открывали предприятие; какие были сложности и исправлены ли сейчас; через какой промежуток времени вы создали успешный бизнес, как вы сократили это время для франчайзи; готово ли у вас понятное и простое руководство для будущего предпринимателя.
Поставьте себя на место начинающего бизнесмена и оцените свой проект с его стороны, а затем проведите эксперимент со сторонними участниками: предложите им ознакомиться с франшизным проектом или его частью для получения обратной связи. Узнайте, какие вопросы у них остались и что вызывает затруднения. Привлеките несколько людей, отличающихся друг от друга (пол, возраст, образование, профессия, положение и статус), чтобы получить наиболее полную картину.
Конкурентоспособность предприятия. Будущий партнер имеет право требовать сформированную стратегию конкурентоспособности организации и ожидать от вас готовых решений по работе с конкурентами. Если вы сами не можете противостоять конкурентам, то предложить франчайзи вам нечего. В первую очередь у вас должна быть разработана маркетинговая стратегия на несколько лет вперед, включающая разные ситуации на рынке: от положительной динамики роста предприятия до форс-мажоров. И вы можете создать аналогичную для франчайзи с учетом специфики нового предприятия.
Во-вторых, проведена оценка конкурентоспособности предприятия в сравнении с существующими конкурентами: SWOT-анализ, матричные, динамические и операционные методы. Если нет соответствующих знаний, то правильно оценить конкурентоспособность будет невозможно. Вы можете обратиться к стороннему специалисту, поручить данную функцию соответствующему отделу организации или изучить научную литературу (учебные пособия для экономистов и финансистов) и провести исследование самостоятельно.
Насколько вы мобильны и адаптивны: не каждая бизнес-модель может тиражироваться и быть реализована на любой территории. Бизнес в автомобильной сфере (автосалоны, автомастерские, мойки) можно успешно развивать по всей территории страны. Но существует бизнес, который можно масштабировать только в пределах региона. Например, открытые аквапарки. Данный бизнес привязан к климатическим условиям, поэтому реализовать его можно только в определенном регионе. Предварительно придется просчитать несколько вариантов запуск франшизы в разных городах, учитывая их особенности.
Доступность. Действительно ли ваш бизнес будет выгодным для франчайзи; готовы ли вы давать каникулы или оказывать помощь в случаях форс-мажоров. Обращались к вам уже с запросам об открытии франшизы или филиала, интересен ли ваш проект будущим франчайзи. Достаточно ли у вас самого опыта ведения бизнеса: сколько проектов запустили, какие кейсы создавали, как справлялись с трудностями и какой процент неудач в вашей бизнес-деятельности в целом.
Проанализировав предприятие по вышеуказанным критериям, вы поймете слабые стороны своего предприятия, а также его готовность к запуску франшизы. Существует понятие «Франчайзинговая зрелость» — это совокупность факторов, которые удостоверяют, что бизнес готов к запуску франшизы. Сюда относятся: узнаваемость, репутация и имидж, проверка на прочность, налаженные технологии сервиса, и самое главное есть у вас уникальный товарный продукт.
Скот А. Шейн — профессор экономики и предпринимательства в школе Менеджмента, доктор философии изучил вопросы франшизных отношений со всех сторон, и в своей книге «От мороженого к интернету» дает 9 признаков, которые свидетельствуют о целесообразности использования франчайзинга в той или иной отрасли:
Инициативность действий местных менеджеров. Целесообразно открывать франшизу тогда, когда успех предприятия зависит от умения вести переговоры с клиентами — предприниматель мотивирован больше наемного сотрудника, так как его доход зависит от количества продаж:
Высокая производительность труда
Не слишком высокий уровень расходов и рисков, связанных с организацией торговых точек. Трудовые затраты франчайзи сложнее измерить, чем их эффективность.
Таким образом, ваше предприятие готово к запуску франшизы, если:
Для вас целесообразно запускать франшизу, если:
4 этапа запуска франшизы
Рассмотрим, как запустить франшизу собственного бренда по этапам.
Первый этап. Нужно провести предварительную подготовку: аудит действующего бизнеса и анализ планируемого рынка с помощью компаний, специализирующихся на этом. Важна оценка конкурентов, которую может сделать штатный экономист или маркетолог либо сторонняя экспертная фирма. Также сюда входит разработка идеи и концепции проекта.
Второй этап. Упаковка франшизного пакета: у вас есть представление о франшизе и реальном положений вещей — значит, вы можете приступать к упаковке франшизного пакета.
Можно сделать это 3 способами:
1. Обратиться к профессионалам: к компаниям, которые подготовят весь пакет документов, разработают дизайн-проект, а иногда и возьмут на себя функции продвижения и продажи франшизы.
Плюсы: экономия вашего времени; если вы не владеет навыками создания франшизы — за вас это сделают специалисты с опытом.
Минусы: высокая цена услуг; риск получить неудовлетворительный продукт, потому что ошиблись с выбором компании.
2. Подготовить пакет франшизы самому. Особенно актуально для тех компаний, которые имеют штатных юристов, дизайнеров, работников ИТ, маркетологов. Вы можете составить подробный бриф и задание каждому из отделов, а затем собрать информацию воедино и получить готовую франшизу.
Плюсы: экономия средств; полное руководство создание франшизы.
Минусы: риск, что сотрудники компании не смогут выполнить задание в нужном качестве; если у вас нет опыта создания франшизы, то вы можете совершать ошибки при создании франшизного пакета.
Важно: если у вас небольшое предприятие без штатного юриста, маркетолога, дизайнера, экономиста, программиста — не стоит планировать создание франшизы самостоятельно с нуля. Вы не сможете охватить все сферы — ни один человек не может обладать полноценными знаниями сразу во многих сферах. Привлекайте фрилансеров или сотрудников на аутсорсинг в тех сферах, где вы не уверены.
3. Обратиться за бесплатной помощью в Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент Фонд оказывает консультационную поддержку для предпринимателей по упаковке франшизы.
Третий этап. Нужно зарегистрировать товарный знак в Роспатенте. Перед регистрацией знака лучше проверить его на сходство с другими (графически, фонетически, семантически). Регистрация товарного знака занимает до 18 месяцев, поэтому отправляйте пакет документов сразу же, как приняли решение о запуске франшизы.
Четвертый этап. Продвижение и продажа: как только вы подготовили все, что требуется — создайте сайт и презентацию для франчайзи, запустите рекламу (маркетинг должен просчитать либо ваш отдел, либо сторонний специалист).
Таким образом, создание франшизы и запуск собственной сети — трудоемкий процесс, требующий достаточно много времени, усилий и затрат. Если вы пришли к выводу, что франшиза подходит вашему предприятию, то будьте готовы к долгому запуску. Но развитие франшизных предприятий позволит вам масштабировать свой проект в сжатые сроки и с минимальными рисками.
В настоящий момент в России существует более 2000 франшиз, но лишь часть из них являются успешными. Это обусловлено тем, что предприятия не осознают насколько важна подготовка франшизного пакета. Кажется, что развитие франшизной сети — легкий и быстрый способ заработать средства. На самом деле, франшиза — серьезная и детально продуманная работа над проектом, а также эффективная работа с будущим партнером на долгий срок. После заключения паушального договора сотрудничество только начинается.
Выводы
Итак, как сделать, чтобы запуск франшизы был успешным:
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Создание франшизы с нуля: как упаковать и запустить свою франшизу
Эта статья будет полезна в первую очередь тем, кто планирует запускать свою франшизу, чтобы распространять идею бренда и зарабатывать на этом. С подбором материала нам помог Денис Евстигнеев — специалист по разработке франшиз.
Работа франчайзера, того кто распространяет франшизу, — это не просто нахваливание своих заведений или магазинов и продажа бизнес-плана. Вам нужно создать работающие финансовые условия франшизы, описать стандартные правила и процессы бизнеса, правильно составить договор франчайзинга и разработать правила и условия, по которым будет работать ваша франшиза.
Это непростой комплекс задач, но решив их один раз, потом вы просто адаптируете правила и рекомендации под условия рынка: изменение цен, тренды дизайна и т. п. Например, бизнес-план закусочной займет не меньше времени, чем аналогичный план для кафе или ресторана.
Создание франшизы своего бизнеса
Франшиза небольшого бизнеса, будь то пиццерия, цветочный магазин или кинотеатр на 20 мест, — это один из путей его развития и увеличения прибыли. Рано или поздно к ней приходят все успешные предприниматели и рестораторы.
Чек-лист по запуску кофейни
Открываете кофейню? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Как запустить франшизу: пошаговая инструкция
Подготовительный этап. Проверка существующей бизнес-модели, возможно, ее доработка.
«Упаковка» бизнеса во франшизу. Составление бизнесбука, презентации.
Формирование отдела продаж, создание лендинга. Займитесь обучением менеджеров: они должны идеально знать продукт, который продают. При стабильном росте продаж можно будет задуматься о покупке/аренде офиса для размещения данного отдела.
Формирование отдела поддержки, который будет сопровождать франчайзи на всех этапах открытия бизнеса и консультировать его по любым вопросам.
Сколько стоит открыть франшизу для бизнеса?
Самостоятельная подготовка бизнеса под открытие франшизы обойдется дешевле, чем «упаковка» франшизы под ключ специалистами. Перед тем, как зарегистрировать франшизу и оформить документацию своими силами лучше проконсультируйтесь, чтобы не допустить ошибки, которые могут дорого обойтись вам в будущем. Не обязательно полностью сотрудничать с агенствами, достаточно просто заказать аудит или консультацию, а дальше самому продвигать и рекламировать франшизу. В любом случае, открытие франшизы собственного бизнеса — затратное мероприятие.
Какие расходы стоит учитывать при расчете стоимости создания франшизы:
Разработка франчайзинговой стратегии
Автоматизация работы всех заведений франшизы
Продвижение и реклама франшизы
Оформление необходимых документов
Создание новых отделов компании и зарплата новым сотрудникам
Бизнес-модель франшизы
Это то, из-за чего именно покупают франшизу. Известный бренд и уникальный продукт, конечно, важны, но после первого знакомства с франшизой, потенциального покупателя волнуют реальные цифры: сроки окупаемости, вложения, планы продаж и т. п. Если для покупателя все понятно и доступно, а именно: что ему нужно делать в самом начале, перспективы развития точки и какие его ждут вложения, то он быстрее определиться с выбором в сторону вашей франшизы.
А когда, ваше предложение выглядит очень пафосно и рекламно, с множеством хвалебных отзывов, номинаций на премии и т. д., но при этом в бизнес-плане франшизы нет конкретной информации, что и как делать новому франчайзи — это скорее оттолкнет покупателя.
Франчайзи должен быть уверен в стабильности франшизы, у него должен быть четкий и проверенный пошаговый план действий для запуска бизнеса.
Сколько стоит упаковка франшизы
Все хотят вкладывать меньше, а зарабатывать больше. В случае с продажей франшизы ситуация точно такая же — чем дешевле франшиза, тем она популярнее и спрос на нее больше. Для потенциальных покупателей франшизы цена играет самую важную роль. Но это не значит, что дорогие франшизы не продаются. Главное понимать, что тех, кто необоснованно завышать паушальный взнос, чтобы создать впечатления дорогого бренда — это не касается, такие франшизы продаются плохо.
Хорошо этот процесс виден в каталогах франшиз. Заявок на франшизы с более низким паушальным взносом до 100 000 грн или 300 000 рублей в разы больше, чем на более дорогие, где цена начинается от 400 000 грн или 1 000 000 рублей. Продаются все франшизы, просто дорогие — реже.
Недостаточно просто придумать предложение для франчайзи. Нужно заранее правильно оценить собственный бизнес, что именно должно заинтересовать в вашем бизнес-предложении покупателя и почему ему стоит выбрать именно вас.
Как упаковать бизнес во франшизу?
«Упаковать» бизнес во франшизу можно двумя способами: самостоятельно или пригласить специалиста. Если вы решили заниматься этим сами, то вот небольшой план действий:
Провести аудит бизнеса. Определитесь, зачем вам нужна разработка франшизы, какие цели вы преследуете. Если вы владелец успешной сети заведений, постарайтесь на этапе аудита понять, что именно стало причиной успеха.
Какую идею вы будете продавать потенциальному франчайзи, чем ваша сеть отличается от других?
Бизнес готов к разработке франшизы, если он существует более полугода и открыто более двух точек, которые регулярно приносят высокий доход.
Построить финансовую модель. Основные расчеты: стартовый капитал, доход, сроки окупаемости и т. п. Вы показываете финансовую модель франчайзи, чтобы подтвердить стабильность и рентабельность бизнеса.
Разработать концепцию. Определитесь, как вы хотите зарабатывать на франшизе. Существует большое количество видов франшиз: стандартная, свободная, корпоративная франшиза, бизнес под ключ, бизнес в аренду, мастер-франшиза.
Оформить документацию: брендбук, партнерский мануал, презентацию, заверенную финансовую модель. Перед тем, как зарегистрировать франшизу, а потом потом оформить документы на франшизу, стоит обратиться за консультацией к юристу со специализацией во франчайзинге. Все договоры, соглашения и другие документы в данной сфере достаточно объемны и запутанны, поэтому специалист без опыта во франчайзинге может не справиться.
Приступить к продажам франшизы. Вы выстраиваете систему привлечения и сотрудничества с франчайзи. Заранее продумайте систему обработки входящих заявок.
Этапы сопровождения франшизы
Опыт работы успешных франчайзеров показывает, что важнее разработки правил и условий, — грамотное сопровождение новых франчайзи, тех кто покупает франшизу. При разработке франшизы об этой важной составляющей часто забывают или отодвигают на второй план. Причины примерно следующие:
Мы разобрались, почему так важно сопровождать партнеров и объяснили как лучше помогать франчайзи.
Все начинается с обучения
Прежде чем начать контролировать партнера, его нужно обучить основам вашего дела. Вы передаете проверенную систему ведения бизнеса и должны быть уверены, что ваш партнер все правильно усвоил и будет оказывать услуги надлежащего качества.
Банальное утверждение, но обучение — это непрерывный процесс, поэтому вы должны постоянно поднимать уровень стандартов обслуживания, инициировать обучение и повышение квалификации сотрудников всех уровней, начиная от официантов и заканчивая администраторами.
Например, до того как открыть свою пекарню, вы, наверно, ознакомились с основными технологическими процессами и прошли путь от тестомеса до кассира. Так нужно работать и с партнерами, обучать их.
Прозрачность правил
Правила, на основании которых существует франшиза, должны быть донесены до всех участников процесса. Они вносятся в договор и проговариваются менеджером по продажам, под ними ставят подписи все участники: франчайзер и франчайзи. Составьте правила один раз и закрепите их. Конечно, возможны какие-то минимальные изменения в частных случаях, но ваш новый партнер должен иметь четкое представление, как будет происходить контроль с вашей стороны и какая у него будет ответственность за те или иные действия.
Общая система учета франшизы
Вся отчетность по доходам и другой операционной деятельности заведения партнера должна быть доступна головной компании, основателю франшизы. Для этого нужна единая система автоматизации, которая будет установлена на всех кассах ваших партнеров. Так вы сможете отслеживать реальные доходы партнеров и собирать ежемесячные роялти, основываясь на фактической прибыли. Лучше всего изначально прописывать это в договоре.
Желательно, чтобы ваша система учета и автоматизации была облачная, так вы будете держать руку на пульсе в любом месте и в любое время. Все данные с аккаунтов партнера попадают в облако и вы просто просматриваете их у себя на ноутбуке, как например это реализовано в системе автоматизации франшиз Poster. Не нужно приезжать к партнеру в заведение или просить выслать отчеты и т. п. Вы просто открываете отчет по любому дню и смотрите: сколько было совершено продаж, какие позиции были проданы, в какое время и в какой день недели.
Poster — система автоматизации кафе и ресторанов
Одна POS-система решает все вопросы: онлайн-касса, склад, финансы, аналитика, CRM.