Как уменьшить штраф ростехнадзора
Как применяется новая норма о замене штрафа предупреждением
С июля 2016 года специально для малого и среднего бизнеса в КоАП включено правило о замене штрафа предупреждением. Оно действует, если нарушение совершено впервые, отсутствует имущественный ущерб и нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности государства. С момента введения этой нормы прошло полгода и теперь можно понять, как она применяется на практике. Как нередко бывает, первая практика обнаружила «подводные камни», зная теперь о которых, остальным компания будет проще добиться назначения только предупреждения вместо выплаты штрафа. Подробности — в Актуальной теме.
В чем состоит правило о замене штрафа предупреждением
Оно гласит, что наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение, если:
Примечание редакции:
данное правило введено в КоАП по поручению Президента РФ для того, чтобы предотвратить применение к малому и среднему бизнесу чрезмерных штрафов и сделать акцент на профилактике административных правонарушений.
Как определить, что нарушение совершено впервые
Одно из них – совершение правонарушения впервые.
Чтобы понять, совершено ли нарушение впервые, нужно:
1) выяснить, какое нарушение является повторным. О нем сказано в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ;
2) теперь следует выяснить:
Если да, то истек ли год после исполнения постановления.
Следует учитывать, что если по результатам проверки выявлено несколько однородных правонарушений, но имеются критерии, указанные в ст. 4.1.1 КоАП РФ, то лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из этих правонарушений.
Подавать ходатайство о применении предупреждения не нужно
Вместе с тем, компания (ИП) может взять на себя документальное подтверждение того, что правонарушение совершено впервые. Ведь согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется административное дело, вправе, в частности, знакомиться со всеми его материалами, давать объяснения, представлять доказательства.
Суды при определении первичности совершения административного правонарушения указывают, что одним из оснований для замены штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого или среднего бизнеса к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
ПИСЬМО ФНС РФ от 22.12.2016 № СА-4-7/24729
Замена штрафа предупреждением не распространяется на нарушения при госрегистрации
Служба объясняет это следующим образом.
Часть 1 ст. 4.1.1 гласит, что если компания или ИП, относящиеся к категории малого или среднего бизнеса, впервые совершат правонарушение, выявленное в ходе осуществления госконтроля (надзора), ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, то вместо штрафа им должно быть выдано лишь предупреждение.
Частями 3-5 ст. 14.25 предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о компании или ИП и представление недостоверных сведений при госрегистрации.
Вместе с тем отношения в связи с госрегистрацией юрлиц при их создании, реорганизации, ликвидации и при внесении изменений в устав, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Данный закон, как и какие-либо иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП.
Примечание редакции:
эта оригинальная интерпретация закона, к сожалению, не выдерживает критики.
Правонарушения, к которым не применима ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, перечислены в ч. 2 этой же статьи. Частей 3-5 ст. 14.25 кодекса среди них нет. Поэтому на данные части правило о замене штрафа предупреждением распространяется.
Что касается отсутствия у ФНС контрольных полномочий в сфере госрегистрации, то:
При выявлении налоговым органом по месту учета юрлица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юрлица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений – по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
В случае, когда функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, мероприятия, указанные в настоящем письме, осуществляются данным налоговым органом.
Возникает вопрос: на основании каких норм законодательства написано это письмо, если, как утверждает ФНС, ни Закон 129-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП?
Заменить штраф предупреждением могут только суды первой и апелляционной инстанций
Общество, полагая, что штраф назначен без учета фактических обстоятельств, обратилось в суд.
Она просила снизить штраф до 10 000 с учетом следующего:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 11.01.2017 № Ф05-19676/2016
Примечание редакции:
изложенную позицию подтвердил Верховный Суд РФ: «в общем случае вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций» (Постановлении от 10.11.2016 № 302-АД16-14642).
В каких случаях штраф не меняется на предупреждение
Что и говорить, статистика удручающая.
В таблице приведены все эти дела с указанием сути нарушений, статей КоАП, сумм штрафов и главное –аргументации судов, почему они отказались заменить штраф предупреждением. После таблицы – выводы.
ТАБЛИЦА: «Чертова дюжина дел ВС РФ о замене штрафа предупреждением»
№ п/п | Суть нарушения | Статья КоАП РФ | Размер штрафа | Почему штраф заменен или не заменен | Реквизиты решения |
---|
Штраф заменен предупреждением | |||||
1 | Искажена информация в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции | 15.13 | 50 000 | Исходя из обстоятельств совершения правонарушения, суд пришел к выводу о наличии совокупности необходимых условий для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ | Постановление ВС РФ от 28.11.2016 № 305-АД16-16035 |
В замене штрафа предупреждением отказано | |||||
2 | Привлечение к трудовой деятельности по производству строительных работ 23 граждан Узбекистана при отсутствии у них патентов | 18.15 – 1 | 125 000 23 раза | Штрафы снижены ниже низшего предела санкции: с 260 000 рублей до 125 000 рублей по каждому из оспоренных постановлений. Вместе с тем, из данного случая не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Привлечение к трудовой деятельности по производству строительных работ иностранных лиц без патента на право осуществления трудовой деятельности могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено. | Постановление ВС РФ от 01.12.2016 № 308-АД16-16047 |
3–6 | Наружная реклама размещена над проезжей частью автомобильной дороги без согласования с ГИБДД | 14.37 | 500 000 | В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, указанная в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается | Постановления/ Определения ВС РФ от 28.11.2016 № 305-АД16-15745, от 28.11.2016 № 305-АД16-15500, от 16.01.2017 № 305-АД16-18358, от 14.12.2016 № 305-АД16-16729 |
7 | Реализация полиэтиленовых пактов с обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками иностранной компании | 14.10 – 2 | 100 000 | В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, указанная в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается | Постановление ВС РФ от 14.11.2016 № 304-АД16-14868 |
8 | Содержание участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения в ненадлежащем состоянии | 14.43 – 2 | 100 000 | Предупреждение назначается при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей или угрозы его причинения. В рассматриваемом случае, учитывая установленные судами фактические обстоятельства, указанный вид наказания не может быть применен к обществу | Постановление ВС РФ от 10.11.2016 № 302-АД16-14642 |
9 | Распространение недостоверной рекламы: фирма, оказывала лишь диспетчерско-информационные услуги, а не услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, каковыми их воспринимали из рекламы потребители | 14.3 – 1 | 100 000 | В связи с отсутствием существенной информации о том, что общество не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа, потребители рекламы не получают информации, что указанная услуга может быть оказана не только юрлицом или ИП, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а любым лицо, в связи с чем жизнь и здоровье потребителей могут подвергаться опасности, поскольку физлица, незаконно осуществляющие перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не проходят предрейсовый медосмотр, не обеспечивают контроль техсостояния автомобиля, могут не иметь необходимого водительского стажа. Доказательств обратного не представлено | Постановление ВС РФ от 03.11.2016 № 309-АД16-12149 |
10 | При продаже алкогольных напитков продавец не ознакомила покупателя по его требованию с товарно-сопроводительным документом на товар | 14.16 – 3 | 50 000 | Нарушение обществом требований пункта 33 Правил № 55 (не проведена проверка товаров на наличие необходимых документов на алкогольные напитки (пиво) до их подачи в торговый зал) могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено | Постановление ВС РФ от 21.10.2016 № 302-АД16-3851 |
11 | Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота | 14.16 – 2 | 200 000 | Оснований для изменения назначенного обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено | Определение ВС РФ от 28.12.2016 № 310-АД16-17589 |
12 | Грубое нарушение требований лицензии на осуществление медицинской деятельности | 14.1 – 4 | 100 000 | Допущенные обществом нарушения могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено | Определение ВС РФ от 27.12.2016 № 304-АД16-17441 |
13 | В рамках производственного контроля не проводятся лабораторные исследования на микробиологические показатели изготавливаемых полуфабрикатов | 14.43 – 1 | 100 000 | В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, предусмотренная ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается | Определение ВС РФ от 20.12.2016 № 306-АД16-17076 |
В итоге получается, что либо законодатели, прописывая правило о замене штрафа предупреждением, переусердствовали с различными «если» и зря ввели условие об отсутствии угрозы причинения вреда здоровью, тем самым, сделав это правило априори нежизнеспособным. Либо суды охватила излишняя обеспокоенность здоровьем сограждан, угрозу которому они зря усматривают практически в каждом деле. Либо судебная система оказалось попросту не готова к воплощению новой нормы в жизнь, и вместо нее у людей в мантиях в приоритете задачи наказать бизнес и наполнить бюджет за счет взыскания с компаний немалых штрафов.
Так или иначе, из сложившейся судебной практики бизнес все-таки может сделать для себя полезный вывод: теперь хотя бы известно, в чем заключается проблема применения нового правила. Не в выяснении того, является ли нарушение впервые совершенным или того, относится ли компания к категории малого или среднего бизнеса. Для замены штрафа юристам компаний нужно сосредоточиться на другом – постараться убедить судей в том, что именно вследствие совершенного правонарушения угроза здоровью граждан не возникла.
СТАТЬЯ Проказина Е.А., редактора-эксперта журнала «Время Бухгалтера» «Мнение Верховного Суда о замене штрафа предупреждением»
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Как уменьшить штраф ростехнадзора
КоАП РФ Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ)
1. Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 18.03.2019 N 27-ФЗ, от 08.12.2020 N 410-ФЗ, от 11.06.2021 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
Ст. 4.1.1 КоАП РФ. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
Административная ответственность. Снижение штрафа.
Вероятность того, что рано или поздно в своей жизни вы будете привлечены к административной ответственности, достаточно высока. И часто дело не в том, что вы сознательно что-то нарушите, многие административные проступки совершаются по неосторожности, невнимательности, да и просто вследствие того, что вы не знаете о каком-либо запрете или обязанности. Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, являетесь участником дорожного движения, то шансы назначения вам административного наказания кратно возрастают. По этой причине знать, что можно сделать в целях смягчения административной ответственности, полезно практически каждому.
Хотя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП) предусматривает различные виды ответственности, самым распространенным является назначение административного штрафа. По этой причине в статье речь пойдет именно о том, как попытаться уменьшить размер штрафа или вовсе избежать его назначения. Кроме того, будет рассматриваться ситуация, когда Вы в принципе согласны с тем фактом, что правонарушение совершили (признаете вину) и административный орган не допускал нарушений при оформлении протокола (постановления) и при иных процедурах. Иными словами, речь о такой ситуации, когда Вы понимаете неизбежность наказания и согласны с ним, а ваша задача — сделать его минимальным. Отрицание факта проступка, своей вины, наличие нарушений порядка привлечения к ответственности со стороны административного органа — это совершенно иная правовая ситуация, требующая иных решений.
1. Итак, первый из вариантов уменьшения ответственности возможен в том случае, если за совершение правонарушения предусмотрено назначение не только штрафа, но и более мягкого наказания — предупреждения. К слову, в нашей правовой культуре предупреждение, вообще, как наказание и не воспринимается и, вероятнее всего, именно по этой причине количество правонарушений, за совершение которых возможно такое наказание, не так уж велико.
Между тем предупреждение, если вам его назначили, все же мера ответственности и его применение, равно как и другого административного наказания, влечет соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое наказание.
Итак, если статьей КоАП предусмотрена альтернатива штрафу в виде предупреждения, то судья или иной орган, уполномоченный на рассмотрение дела, придя к выводу о том, что правонарушение вы совершили, решает — какой же вид наказания назначить. Соответственно, ваша задача состоит в следующем: убедить его в том, что предупреждения вполне достаточно.
Обращаю ваше внимание, что если факт совершения нарушения и вашу вину должен доказывать административный орган, то подтверждать обстоятельства, исходя из которых можно назначить более мягкое наказание — исключительно ваша забота и устраняться от этого не стоит.
Судья и иной орган при решении вопроса о наказании обязан в силу п. 2 ст. 4.1 КоАП учесть следующие факты:
характер совершенного административного правонарушения,
личность виновного (только для физических лиц),
его имущественное положение,
обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Кроме того, рассматривающее дело лицо учитывает, что административное наказание должно достичь своих целей — являть собой меру ответственности за содеянное и предупреждать совершение новых нарушений. Нельзя назначать такое наказание, которое будет носить неоправданно карательный характер.
Что такое характер правонарушения, который учитывается прежде всего? Это фактические обстоятельства его совершения: что и каким именно образом вы нарушили, умышленно или по неосторожности, повлекло нарушение какие — либо последствия, их степень, и в итоге — насколько оно опасно для общественного порядка. В этой связи надо иметь в виду, что законом (п. 2 ст. 3.4 КоАП) прямо запрещено применение предупреждения в тех случаях, когда причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникла угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также если причинен имущественный ущерб.
Кроме того, назначение предупреждения возможно лишь в том случае, если правонарушение совершено впервые (речь идет именно о таком же или однородном правонарушении, а не правонарушении вообще).
Если указанных препятствий для назначения предупреждения нет, возможно обратить внимание лица, решающего вопрос о вашей ответственности, на такие факты (конечно, если они имеются): формальный характер нарушенного запрета, неумышленная форма вины, отсутствие негативных последствий нарушения или их минимальный характер.
Применительно к личности виновного — необходимо убеждать рассматривающее дело лицо в своей законопослушности, положительных характеристиках, по возможности представить соответствующие документы.
Применительно к имущественному положению — необходимо представление доказательств (именно доказательств, а не просто ваших объяснений), призванных убедить, что вы, образно говоря, и так еле еле сводите концы с концами, например, имеете иждивенцев, кредиты (для юридических лиц — отсутствие прибыли или минимальный размер таковой) и что оплата штрафа (даже в рассрочку!) существенно ухудшит ваше материальное положение (у вас не будет средств на покупку необходимых лекарств или лечение, организация испытает затруднения при выплате заработной платы и налогов и т.п.) Еще раз подчеркну — все, что связано с имущественным положением должно быть чем-то объективно подтверждено, вплоть до расчета ваших доходов и расходов, просто «крокодиловы слезы» на тему «мне нечем будет кормить детей» не помогут.
При наличии отягчающих вину обстоятельств (они перечислены в ст. 4.3 КоАП) на применение предупреждения рассчитывать не стоит. Если их нет — обратите внимание судьи (иного органа) на это обстоятельство, свидетельствующее о возможности назначения вам более мягкого наказания.
Применительно к обстоятельствам, смягчающим вину (указаны в ст. 4.2 КоАП РФ), если они есть, постарайтесь представить максимум подтверждающих доказательств. Если вы возместили ущерб — подтвердите, если устранили нарушение — представьте документы об этом, если у вас малолетний ребенок — приобщите копию свидетельства о рождении и т.п.
Наконец, применительно к соразмерности и пресечению дальнейших нарушений стоит указать, что штраф будет слишком серьезным и непосильным наказанием (особенно если его сумма немаленькая), а получив предупреждение вы никогда больше не совершите аналогичный проступок (особенно правильный довод, если нарушение совершено в связи с незнанием закона или добросовестным заблуждением относительно порядка его исполнения).
Вот пример для иллюстрации того, как это работает — выдержка из постановления седьмого арбитражного апелляционного арбитражного суда по делу № А82-23902/2017 о правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных лицензией)
«Из материалов дела не усматривается, что Предприниматель систематически нарушает лицензионные требования и ранее привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ. Управлением таких доказательств в материалы дела не представлено, какие-либо отягчающие вину Предпринимателя обстоятельства в материалах дела отсутствуют.
Ссылка Управления на то обстоятельство, что совершенное правонарушение представляет большую общественную опасность и влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ правонарушение относится к правонарушениям с формальным составом, то есть размер наказания от последствий совершенного правонарушения не зависит и указанное должно рассматриваться в совокупности исходя из требований статей 4.1 — 4.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения части 1 статьи 3.4, статей 4.1 — 4.3 КоАП РФ, правовую позицию, изложенную в пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 919-О-О, учитывая альтернативный характер санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также учитывая характер правонарушения и обстоятельства его совершения, обоснованно пришел к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.»
В тех случаях, когда за совершение правонарушения предусмотрен только штраф (или еще более строгие меры ответственности) ваша задача состоит в том, чтобы размер назначенного штрафа был минимальным, и чтобы не назначили более строгое наказание. Так, всеми статьями особенной части КоАП штрафы предусмотрены в виде «вилки» — от минимального и до максимального размера. Решая вопрос о размере штрафа, суд или иной рассматривающий дело орган будет исходить все из тех же обстоятельств, которые указаны выше.
Соответственно, и ваша задача аналогична — убедить в наличии фактов, которые позволяют ограничиться минимальным штрафом.
Справедливости ради могу отметить, что на практике, если вы не являетесь злостным нарушителем и не совершили что-то совершенно вопиющее, вам скорее всего и так назначат минимальный штраф. Однако оставлять этот момент исключительно на усмотрение лица, рассматривающего дело, в любом случае не стоит, и надо постараться обосновать достаточность наиболее мягкого наказания.
2. Второй вариант, позволяющий избежать назначения административного штрафа, состоит в признании правонарушения малозначительным. В чем его суть? Если правонарушение будет признано малозначительным, то на основании ст. 2.9. КоАП РФ вы освобождаетесь от ответственности и вам объявляется замечание.
Определение малозначительности в законе отсутствует и разъяснение этого понятия дает лишь Верховный суд РФ в постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) следующим образом: малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Это единственное имеющееся определение, как вы понимаете, не задает никаких четких рамок, и было ли нарушение «существенным» или нет решает лицо, рассматривающее дело, исходя из своих субъективных выводов о его характере.
Апеллировать к малозначительности, особенно когда дело рассматривает судья и правонарушение не повлекло никаких негативных последствий, многие юристы очень любят. Я же считаю использование данной возможности малоперспективным и вот почему.
Вы должны понимать, что любой административный орган, который возбудил в отношении вас дело об административном правонарушении (составил протокол, или вынес постановление в случае возбуждения дела прокурором) имеет отчетность. Если возбужденное им дело прекращено вследствие малозначительности деяния — это некий «брак» в его работе, который отражается в отчете и оценивается негативно. Ведь если нарушение было малозначительным, дело не следовало возбуждать вообще, либо разобравшись при проведении проверки, следовало прекращать его до передачи на рассмотрение в суд или иной уполномоченный орган. Соответственно, при рассмотрении дела представитель административного органа никогда не согласится с тем, что нарушение малозначительно, а в том случае, если суд (иной орган) и вынесет подобное решение — будет безусловно его обжаловать и скорее всего успешно. И тем более, когда дело рассматривает орган административной юрисдикции (например, руководитель Федерального антимонопольного органа региона, Госжилинспекции и т.п.) по протоколу, составленному каким-нибудь инспектором этого же органа, он не будет портить себе отчетность.
На практике есть единственный случай, когда решение о малозначительности правонарушения устойчиво, то есть никем не обжалуется — так называемая ситуация спускания дела «на тормозах». Это когда нарушение и есть, но доказательства у административного органа не вполне убедительны, когда допущены нарушения порядка привлечения к ответственности, но они не столь существенны, чтобы суд из-за них мог уверенно отказать административному органу. В этой ситуации орган, возбудивший дело, понимая слабость своей позиции, соглашается на малозначительность и не будет решение оспаривать (так как прекращение дела по малозначительности для отчета все же лучше, чем прекращение дела из-за недоказанности или нарушений). А судья, не уверенный что его «отказное» решение устоит из-за неоднозначности ситуации по делу, принимает этакое «соломоново решение» — и нарушителя от ответственности освободил и административному органу не совсем отказал. Сразу отмечу, что определить наличие такой ситуации вы сами не сможете, более того, не каждый юрист и адвокат сможет, надо иметь немалый опыт по административным делам и соответствующее ему «чутье».
Надеюсь, вы понимаете, что если нарушение малозначительно, то адекватный представитель административного органа и дело возбуждать не будет. Однако исключить такую возможность тоже полностью нельзя. Когда же стоит заявлять о малозначительности? Вот пара примеров, чтобы было понятно, в каких ситуациях нарушение может быть признано несущественным.
* На вашего престарелого дедушку «что-то нашло» и он стащил в супермаркете на кассе пакетик растворимого кофе, был задержан охраной. Формально он совершил мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП), но вследствие очень маленькой суммы ущерба и с учетом его личности и состояния здоровья, например, возрастной деменции, можно говорить о малозначительности проступка.
* Предприниматель не исполнил в срок запрос налогового органа о представлении документов, но задержал исполнение всего на одни сутки, поскольку попал в аварию, везя в последний день срока нужные документы. Нарушение также имеется (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в срок запроса налогового органа), так как к указанной в запросе дате документы все же не поступили. Но поскольку просрочка минимальна, и намерение выполнить свою обязанность вовремя у предпринимателя было — нарушение малозначительно.
При этом есть ситуации, когда заявлять о малозначительности нарушения заведомо бесперспективно. Так, Верховный суд РФ разъясняет, что признание правонарушения малозначительным может иметь место только в исключительных случаях. Отсутствие негативных последствий, устранение нарушения, возмещение вреда и прочие обстоятельства не могут свидетельствовать о малозначительности.
Кроме того, если по делу есть обстоятельства, которые препятствуют назначению наказания в виде предупреждения (причинен вред жизни и здоровью и прочее — о них вы читали выше) малозначительным нарушение однозначно не признают.
Итак, очевидно, что малозначительность — довольно сложная правовая категория, основанная на множестве оценочных понятий, поэтому без помощи адвоката заявлять о ней неэффективно (кроме самых очевидных ситуаций, которые очень редки).
3. Третий способ уменьшения административного штрафа состоит в возможности назначения этого наказания ниже низшего предела — то есть в размере меньше минимального. Правила использования этой возможности установлены п. 2.2. ст. 4.1. КоАП для физических лиц и п. 3.2. этой же статьи для юридических лиц.
Необходимо следующее:
* наличие исключительных обстоятельств, связанных
— с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями
— с личностью и имущественным положением гражданина или финансовым и имущественным положением юридического лица
Наличие таких исключительных обстоятельств надо доказывать и подтверждать, так как судья или иной рассматривающий ваше дело орган должен будет обосновать в своем решении вывод о возможности снижения штрафа. Об этом, в частности, о подтверждении финансового положения, вы уже прочли выше.
* статья, по которой вы привлекаетесь к ответственности, должна предусматривать минимальный штраф в размере: для граждан не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — не менее ста тысяч рублей.
Размер штрафа может быть уменьшен не более чем на 50 %, иными словами, минимум который может быть назначен гражданину при применении норм п. 2.2. ст. 4.1 КоАП — пять тысяч рублей.
Следует отметить, что указанные правила являются вполне работающими и реально применяются судьями, конечно, при условии приложения хоть каких-либо усилий с вашей стороны по представлению подтверждающих документов. Вот, например, выдержка из решения арбитражного суда Архангельской области от 10.05.2017 по делу № А05-2828/2017:
Общество заявляло о тяжелом финансовом положении как об основании для снижения штрафа ниже низшего предела, представив в материалы дела соответствующие доказательства (налоговая декларация по налогу на прибыль, штатное расписание и др.). Учитывая характер административного правонарушения, тяжесть содеянного, отсутствие неблагоприятных последствий, с учетом обстоятельств дела суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 50 000 руб.
Итак, если необходимые условия для применения норм права о назначении штрафа ниже низшего предела имеются, стоит приложить усилия, представив нужные доказательства, так как штраф 5 или 50 тысяч все же лучше, чем 10 или 100.
4. Еще одна возможность избежать назначения штрафа появилась сравнительно недавно, в 2016 году, однако применима она не ко всем.
Речь идет о норме ст. 4.1.1. КоАП РФ, предусматривающей замену административного штрафа предупреждением.
Эта норма используется в следующих случаях:
— правонарушение совершено субъектом малого и среднего предпринимательства (как предпринимателем, так и юридическим лицом) или их работниками. Являетесь ли вы или ваш работодатель субъектом малого или среднего предпринимательства легко проверить с помощью открытого реестра на сайте rmsp.nalog.ru, введя ИНН.
— правонарушение совершено впервые (имеется ввиду, что ранее за аналогичное нарушение вы к ответственности не привлекались)
— правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Хотя в законе об этом прямо не написано, согласно сложившейся судебной практике, к нарушениям, выявленным прокурором, рассматриваемая норма также применяется
— предупреждение не предусмотрено как вид наказания той статьей КоАП, по которой вы привлекаетесь к ответственности.
— соблюдены условия, при которых в принципе возможно назначение такого наказания, как предупреждение, о которых вы уже прочли выше (п. 2 ст. 3.4. КоАП РФ)
Кроме того, при совершении некоторых административных правонарушений, прямо указанных в законе, замена штрафа на предупреждение не допускается. Это статьи 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, часть 2 и 3 статьи 19.27, статьи 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП.
Итак, минус правила замены штрафа на предупреждение в том, что оно применимо не ко всем нарушениям и лицам. Однако его несомненный плюс в том, что если под необходимые условия вы подпадаете — ничего доказывать, как в предыдущих случаях, вам не надо, суд или иной рассматривающий дело орган, должен применить норму ст. 4.1.1. КоАП.
Все вышеизложенные способы уменьшения административного наказания могут быть использованы не только при первоначальном рассмотрении дела, но и при пересмотре дела по вашей жалобе. В соответствии с действующим законодательством все вышестоящие инстанции наделены правом изменять вынесенное постановление по делу об административном правонарушении (или решение, если дело рассматривал арбитражный суд) в части назначенного наказания в сторону его смягчения. Если вы не участвовали в деле, но не согласны с наказанием, то также вправе приводить в жалобе свои доводы и доказательства, обосновывающие достаточность более мягкого наказания.
5. Еще одна возможность уменьшения размера штрафа наполовину существует на стадии исполнения, вынесенного в отношении вас постановления и предусмотрена она п. 1.3. ст. 32.2. КоАП РФ
Ее применение возможно если:
-вы совершили нарушение в области безопасности дорожного движения, которое предусмотрено главой 12 КоАП
-статья, по которой вам назначили наказание не входит в перечень исключений (это часть 1.1 статьи 12.1, статья 12.8, часть 6 и 7 статьи 12.9, часть 3 статьи 12.12, часть 5 статьи 12.15, часть 3.1 статьи 12.16, статья 12.24, 12.26, часть 3 статьи 12.27 — по этим нарушениям уменьшить штраф нельзя)
-вы не обращались за предоставлением отсрочки или рассрочки исполнения
-штраф оплачивается в срок, не превышающий двадцать дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа
Если указанные условия соблюдены, при оплате штрафа можете уменьшить его сумму в два раза.
В тех случаях, когда вы сомневаетесь в применимости какого-либо способа уменьшения своей ответственности именно в вашем случае и не знаете, как лучше обосновать важные при назначении наказания обстоятельства, то лучше обратиться к адвокату хотя бы за устной консультацией. Грамотный специалист поможет вам выбрать нужную линию защиты, подскажет какие документы можно и нужно представить в качестве доказательств. Согласитесь, если есть законная возможность уменьшить меру своей ответственности — ее надо использовать.
О том как правильно себя вести при составлении протокола об административном правонарушении — читайте здесь.