Как уменьшить кредиторскую задолженность
Управление кредиторской задолженностью в условиях низкой ликвидности
Управление кредиторской задолженностью в условиях низкой ликвидности
Финансовый директор группы компаний «Радиус». Имеет большой опыт работы в финансовом консалтинге, а также в управлении финансовой службой инвестиционной компании, специализирующейся на вложениях в высокотехнологичные проекты.
Структура кредиторской задолженности
Существует мнение, что увеличение кредиторской задолженности – это негативный показатель. Действительно, увеличение абсолютных и относительных показателей кредиторской задолженности может свидетельствовать о негативном тренде развития бизнеса. Но с другой стороны, кредиторская задолженность – это относительно дешевый источник финансирования деятельности компании. В современных реалиях уменьшение доли дешевых источников финансирования – это откровенная благотворительность. Деньги стоят дорого для большинства участников рынка, поэтому не стоит спешить расставаться с активами на расчетных счетах.
Основополагающим фактором управления кредиторской задолженностью является наличие эффективно структурированной и своевременной информации. Абстрактно алгоритм принятия решения об оплате представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Стандартная схема принятия решения об исполнении обязательств перед кредиторами
В перечень заявок, не требующих отдельного согласования, входят, как правило, платежи по незначительным в совокупности суммам. Здесь же в отдельных случаях «проходят» заявки, инициированные генеральным директором или бенефициарами компании.
Нестандартный процесс согласования имеет отношение к обязательствам, которые находятся на особом контроле. Контролером при этом могут выступать как внешние, так и внутренние финансовые контролеры, генеральный директор, совет директоров или учредителей, бенефициары компании. В отдельных случаях, в качестве краткосрочной чрезвычайной меры, может создаваться рабочая команда для инициирования и контроля исполнения ограниченной группы обязательств.
В условиях большого количества платежей и хронической нехватки денежных средств эффективным инструментом становится группировка платежей по степени срочности и важности. Подход к сортировке платежей индивидуален для каждой компании, но можно выделить общий алгоритм (см. таблицу 1).
Таблица 1. Структура кредиторской задолженности и подходы к ее оплате
Группа А. Оплаты срочные и важные
Группа B. Оплаты важные
Группа D. Прочие обязательства
Обязательства возникают раньше необходимости их оплаты. Но в условиях низкой ликвидности ключевым документом принятия решения об оплатах становится платежный календарь, сформированный из заявок на оплаты. Корректно расставленные приоритеты помогут компании пережить сложный период времени.
Пример
Приведу пример некорректных приоритетов из собственной практики. Компания «Альфа» (название условное) в борьбе с постоянными кассовыми разрывами, начинает задерживать выполнение своих обязательств по оплатам везде, где считает это приемлемым. При этом в отложенные платежи попадает огромное количество заявок на оплату по незначительным суммам. В результате возникает курьезная ситуация, когда оплаченное дорогостоящее сырье не может быть переработано в производственном процессе, потому что не закуплены вспомогательные материалы на 15 тыс. руб. Контракт на полмиллиарда рублей сорвался из-за задержки оплаты на незначительную сумму.
Вторым примером некорректно выставленных приоритетов является чрезмерная дисциплина по исполнению обязательств по налогам и сборам. В стремлении избежать осложнений с налоговой службой, компания «Альфа» с особым рвением рассчитывалась по налоговым обязательствам. Нет проверок, нет претензий, нет расчетов пени и вызовов в налоговую для урегулирования задолженности. Но при первом же внутреннем аудите выяснилось, что компания сильно перестаралась, кредитуя государство на десятки миллионов рублей на протяжении нескольких лет. На фоне хронических задержек выплат по заработной плате, такая оплата хороших отношений с налоговой выглядит курьезно.
Особый режим управления кредиторской задолженностью
В сложный период в компании отказывают системы среднесрочного и долгосрочного планирования, выключается из работы бюджетный контроль и большая часть инструментария управленческого учета. Компания начинает жить каждым днем, и каждый день приносит что-то незапланированное ранее. Помимо стандартных методов антикризисного управления, акцентирую внимание на нестандартном решении, которое было принято в компании «Бетта» из моего следующего примера. О том, кто принимает антикризисные решенияпо оплате кредиторки, смотрите на рисунке 2.
Пример
Холдинговая компания «Бетта» переживала управленческий кризис. Материнская компания, в стремлении избежать банкротства и сохранить компанию, приняла решение консолидировать финансовую, инвестиционную и операционную деятельности в управляющей компании. В результате реорганизации руководство дочерних компаний было обеспокоено своими дальнейшими перспективами в холдинге. Предсказуемым результатом реорганизации стал скрытый конфликт между руководством материнской и дочерних компаний. Доходные контракты перестали исполняться в срок, усугубился кризис неплатежей, эффективность коммуникаций существенно снизилась и началась борьба за лояльность руководящего состава холдинга. Система платежей стала практически неконтролируемой. Руководители дочерних компаний имели собственный взгляд на приоритеты в исполнении обязательств перед кредиторами.
Наивно полагать, что команда, которая привела компанию к кризису, способна самостоятельно из него выйти. Временным и краткосрочным решением сложной ситуации стало создание проектной команды, взявшей под собственный контроль исполнение обязательств по крупнейшим доходным контрактам. Компании «Бетта» удалось восстановить дисциплину по платежам, необходимым для исполнения обязательств по крупнейшим доходным контрактам. После завершения острой фазы конфликта, работа финансового департамента холдинга была восстановлена в привычной структуре.
Рисунок 2. Антикризисное принятие решений по оплате кредиторской задолженности
Долги поставщикам и подрядчикам
Мысль о том, что оборотный капитал необходимо финансировать за счет поставщиков и подрядчиков, заманчива. Однако на практике реализовать этот подход к управлению оборотным капиталом не всегда возможно или выгодно. Существует несколько ограничений для того, чтобы приобретать продукцию по постоплате на срок, позволяющий дождаться поступлений от продаж:
Если подрядчик не входит в перечисленные группы, то компания обязана выстраивать максимально жесткие отношения, которые позволяет рыночная ситуация. У большинства участников рынка нет свободных денежных средств. Любая уступка в разрез сложившимся на рынке условиям должна трактоваться как благотворительность.
Невыполненные в срок обязательства – это потеря деловой репутации, неустойки, затраты на судебные издержки и дополнительная нагрузка на персонал. Но, с другой стороны, это позволяет выиграть время, которое в определенных случаях критичнее для сохранения компании, чем все перечисленное. В долгосрочной перспективе побеждает не благородство, а умение считать. Тем не менее, у сумм, положенных к взысканию по решению суда, есть еще один недооцененный недостаток. Дата и сумма, которую придется заплатить, не поддаются точному прогнозу. Это обстоятельство может привести к блокировке сумм на счетах в самый неподходящий момент.
Для того чтобы снизить риск неожиданных и неприятных сообщений от банка, необходимо в тесном сотрудничестве с юридическим департаментом вести реестр судебных обязательств. Реестр может вестись в любой форме, но должен отражать следующую информацию (см. таблицу 2).
Таблица 2. Реестр судебных обязательств
Дата вступления в силу решения суда
Дата выдачи исполнительного листа
Сумма ко взысканию, руб.
Сумма долга на текущую дату, руб.
Пени, неустойки, проценты
Всего с учетом рассчитанных переменных сумм
Оплаченные судебные обязательства
Методы урегулирования кредиторской задолженности
Как правило, поставщики не заинтересованы в долгом урегулировании вопроса. Поэтому до решения суда можно успешно применять стандартные методы урегулирования кредиторской задолженности:
На практике, путем переговоров и затягиванием судебного процесса можно отсрочить выполнение обязательств до года а, в отдельных случаях, и на более длительный срок. Безусловно, такой подход в отношениях с кредиторами не должен становится самоцелью. Цель здесь иная: путем приложения всех возможных усилий вывести компанию из-под угрозы банкротства и в конечном итоге честно расплатиться по всем долгам.
Задолженность персоналу и налоговой
Задолженность перед персоналом и по налогам и сборам являются существенно менее гибкими статьями кредиторской задолженности. Исполнение этих видов обязательств ощутимо серьезнее контролируется государством. Последствия многократных нарушений по выплате заработной платы или неуплате налогов могут легко трансформироваться в уголовное дело. Бенефициары компаний не любят сидеть без денег, даже если их компания находится в кризисе, поэтому при анализе денежных потоков, могут найтись серьезные основания для претензий к собственникам компании.
Задержки по заработной плате, кроме всего прочего, наносят вред, который сложно оценить. Настроения в компании и лояльность сотрудников стремительно падают, а риск недобросовестного поведения стремительно растет. Несмотря на то, что сейчас есть возможность использовать тяжелое положение на рынке труда, и можно обоснованно договориться с контрольными органами, задержки по заработной плате остаются худшим из возможных источников финансирования оборотного капитала компании.
А вот с налоговой службой, вопреки общему мнению, можно договориться о рассрочке об уплате налогов. Компании, находящиеся в сложной финансовой ситуации, могут претендовать на рассрочку или отсрочку на вполне законных основаниях (п. 2, 13 ст. 64 НК РФ). Растянуть выплаты по федеральным налогам можно на срок до 3 лет, по региональным и местным – до 1 года. Безусловно, диалоги с налоговой – это трудоемкий процесс с непредсказуемым результатом. Однако если на одной чаше весов – будущее компании (и не только должника, но и нередко – его кредиторов) и рабочие места, а с другой – дискомфорт, потеря времени и неизбежная оплата штрафов и пени, то выбирать приходится последнее.
Основные правила управления кредиторской задолженностью
Управление кредиторской задолженностью — одна из основных задач современного бизнеса. От эффективности такого управления зависит не только успех предприятия, но и его существование в принципе. В данной статье мы рассмотрим основные правила управления задолженностью и обратим внимание на налоговые аспекты учета кредиторской задолженности.
Понятие кредиторской задолженности и ее структура
Кредиторами предприятия являются поставщики товаров, работ, услуг, арендодатели, работники, бюджет и внебюджетные фонды. Покупатели также могут быть кредиторами в случае уплаты аванса в счет предстоящих поставок.
Величина кредиторской задолженности отражается в пассиве баланса предприятия по строке 1520 раздела V. Если договором предусмотрена отсрочка погашения долга более чем на год, кредиторская задолженность будет отражена в разделе IV бухгалтерского баланса в составе долгосрочных обязательств. Расшифровка кредиторской задолженности в разрезе ее отдельных видов приводится в пояснениях к балансу (п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность», утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).
Отдельные виды (структура) кредиторской задолженности определяются перечнем кредиторов. Более подробно о подготовке бухгалтерской отчетности см. статьи:
Соотношение между отдельными видами кредиторской задолженности определяется каждым предприятием индивидуально в зависимости от различных факторов, влияющих на его деятельность. Тем не менее основным показателем надежности и рациональности структуры обязательств перед кредиторами выступает наименьший риск прерывания деятельности компании.
Важно! Если у предприятия есть несколько счетов в разных банках, то приостановка будет проведена по всем счетам. Даже после уплаты задолженности с 1 из счетов придется ждать несколько дней, пока налоговая снимет приостановку с других расчетных счетов.
Не менее рискованна и задолженность по заработной плате перед работниками предприятия. Во-первых, такой источник оборотных средств может привести к текучести кадров, во-вторых, работники могут обратиться в трудовую инспекцию или прокуратуру с жалобой на несвоевременную выплату заработной платы. Такие случаи наносят серьезный урон репутации организации и влекут за собой материальные потери.
Так какую же структуру обязательств перед кредиторами можно оценить как рациональную?
Управляемой и рациональной принято считать структуру кредиторской задолженности с преобладанием обязательств перед поставщиками товароматериальных ценностей, работ, услуг и покупателями по авансам, полученным в счет предстоящих поставок.
Если значительную долю кредиторской задолженности составляют авансы, полученные в счет предстоящих отгрузок, можно сказать, что предприятие имеет хорошую репутацию и его продукция пользуется спросом.
Однако в современных рыночных условиях покупатели чаще всего рассчитывают на отсрочку платежа. Наряду с ценой товара или услуги, на выбор поставщика могут повлиять и выгодные параметры отсрочки. В этом случае конкурентоспособность компании может сильно зависеть от эффективности управления кредиторской задолженностью.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
Управление кредиторской задолженностью неразрывно связано с анализом соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. В идеале отсрочка платежа по договорам с кредиторами в днях должна быть больше, чем отсрочка платежа, предоставленная дебиторам. Такие коммерческие условия дают возможность своевременно, без дополнительных расходов на неустойки и штрафы выполнять свои обязательства и обеспечивать достаточный для деятельности запас товаров и материалов.
На практике организация заключает большое количество договоров как с поставщиками, так и с покупателями. В этих договорах могут содержаться различные коммерческие условия, о которых удалось договориться с контрагентами.
Как же рассчитать предельный размер отсрочки платежа, который можно предоставить дебиторам? Для этих целей применяются показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
Подробнее о расчете показателей оборачиваемости см. статьи:
Рассчитав показатель оборачиваемости кредиторской задолженности в днях, можно определить предельную величину отсрочки платежа для покупателей.
В данной ситуации важно помнить о конкуренции и не уменьшать количество дней отсрочки до минимума.
Важно! Для управления дебиторской и кредиторской задолженностью недостаточно пользоваться обобщенными показателями оборачиваемости. Необходимо также оценивать общую сумму дебиторской и кредиторской задолженности и не допускать бесконтрольного роста этих показателей.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ все организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. Обязательной инвентаризации по состоянию на 31 декабря каждого года подлежит дебиторская и кредиторская задолженность. В процессе инвентаризации должна быть выявлена просроченная задолженность и задолженность, невозможная к взысканию. Претензионная работа с просроченной дебиторской задолженностью является 1 из инструментов управления дебиторкой.
Просроченная кредиторская задолженность несет не только репутационные риски, но и риск потери бизнеса. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ любой кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании организации банкротом при наличии признаков ее несостоятельности. Вот почему важно проводить регулярный анализ финансово-хозяйственной деятельности и не допускать просроченной кредиторской задолженности.
Тем не менее возникают случаи, когда кредиторская задолженность должна быть списана как прочий доход.
Списание кредиторской задолженности (налоговые аспекты)
Перечислим случаи, когда нужно списать кредиторскую задолженность и признать ее внереализационным доходом для налога на прибыль (п. 18 ст. 250 НК РФ):
Законодательством (ст. 196 ГК РФ) определено, что срок исковой давности составляет 3 года со дня возникновения обязательства.
Срок исковой давности может прерываться признанием долга должником путем (ст. 203 ГК РФ):
Осуществление вышеуказанных действий может быть одним из элементов управления кредиторской задолженностью, преследующим целью отсрочку момента списания кредиторки в доход. Тем не менее нужно помнить, что взыскание задолженности в судебном порядке повлечет для организации дополнительные расходы.
Важно! Срок исковой давности не может превышать 10 лет с момента возникновения.
Следует отметить важный нюанс, связанный с исключением кредитора из ЕГРЮЛ.
Кредитор может быть исключен из ЕГРЮЛ вследствие реорганизации. При этом все активы и обязательства в процессе реорганизации переходят к правопреемнику. В таком случае у компании-должника не возникает обязанности включать задолженность перед реорганизованной организацией во внереализационные доходы.
Обобщенные правила управления кредиторской задолженностью предприятия
Мы рассмотрели основные правила управления кредиторской задолженностью. Кратко их можно обобщить следующим образом. Необходимо:
Приведенные правила управления кредиторской задолженностью справедливы при любой специфике деятельности. Но у каждой организации есть дополнительные способы, делающие управление кредиторской задолженностью эффективным.
Если компания рассчитывается с поставщиками в валюте, то 1 из элементов управления кредиторской задолженностью может быть хеджирование (страхование) валютных рисков. В условиях нестабильного курса валют хеджирование может значительно снизить сумму кредиторской задолженности в рублевом эквиваленте.
Итоги
Как работать с кредиторской задолженностью
29 июля 2020 Пригодится для: Предприниматели
Кредиторская задолженность — это ваши долги перед контрагентами, сотрудниками, банками, налоговой.
Когда возникает задолженность
Кредиторская задолженность обычно возникает перед:
Сотрудниками, когда накапливаете долг по зарплате.
Государством — если не вовремя платите налоги и сборы, не погашаете штрафы и пени.
Поставщиками и подрядчиками — за поставленные товары/работы/услуги. Часто бизнесы работают только на условиях отсрочки платежа: когда вы товар от поставщика получили, но заплатите за него, только когда продадите. Пока вы должны поставщику, он ваш кредитор, а ваше обязательство заплатить — это кредиторка.
Клиентами и заказчиками, если аванс или предоплату вы получили, а товар ещё не поставили / услуги не предоставили. Деньги, полученные как аванс, для вас как беспроцентный кредит. А задолженность по поставке — кредиторская.
Банками, инвесторами и прочими займодателям, у которых взяли кредит или заём, чтобы пополнить оборотные средства. Возвращать деньги надо с процентами.
Собственником — если вовремя не выплатили дивиденды.
Накапливать кредиторку опасно: найти деньги на погашение задолженности сразу нескольким контрагентам сложнее, а если не сможете договориться с кредитором, может дойти и до суда.
В то же время кредиторка может быть выгодна: некоторые бизнесы вообще держатся на плаву за счёт заёмных денег — привлекают и вкладывают в бизнес чужие средства. Но тут важно вовремя погашать задолженность, без штрафных санкций, неустоек и процентов за просрочку.
Проверка контрагента: что нужно узнать заранее
Как работать с кредиторкой: учёт задолженностей
Вести учёт долгов важно, чтобы не запутаться в суммах и контролировать сроки выплат. Если эту работу выполняет бухгалтер или менеджер, у вас, как собственника, должен быть доступ к актуальной информации. Чтобы не случались ситуации, когда ответственный увольняется и связь с контрагентом, которому должны, теряется.
Для учёта долгов подойдёт ваша учётная система (к примеру, 1С) или детализированная таблица в Excel с учётом специфики бизнеса.
Что должно быть в отчёте: информация о кредиторах, суммы задолженности по каждому, предельные сроки погашения, текущие просрочки. На основании этих данных можно рассчитать удельный вес каждого долга в общей сумме, ранжировать кредиторов по суммам, приоритетности выплат и составить график погашения долгов.
На основании информации в отчёте принимайте решение, с кем договориться о переносе сроков, дроблении суммы долга и выплате частями, а кому перечислить деньги немедленно, чтобы избежать штрафов.
Зачем ранжировать долги
У долгов тоже есть своя классификация, когда сведёте информацию по задолженностям в один отчёт, ранжируйте их по разным признакам.
По факту оплаты есть просроченная (сроки оплаты по договору прошли) и непросроченная дебиторка.
Как работать с дебиторской задолженностью
Когда разобьёте долги по срокам, станет ясно, какие суммы вносить в платёжный календарь, чтобы каждый платёж был сделан в срок. Просрочку лучше выплачивать в первую очередь.
По сроку выплаты задолженность бывает:
Краткосрочные и долгосрочные долги платят по графику, их закладывают в календарь при долгосрочном планировании на год. Почти всегда можно договориться об отсрочке, но должно быть обоснование, а пересмотр условий договора оформляется документально.
По кредиторам: государство, сотрудники, поставщики, покупатели, прочие кредиторы (банки, инвесторы, партнёры).
Очерёдность выплат должна зависеть от последствий неуплаты.
К примеру, зарплата и налоги выплачиваются в первую очередь, эти платежи контролируются законом, и за нарушение вас точно оштрафуют и придут с проверкой, возможно, без предупреждения.
Расчёты с банками и кредиторами. За просрочку начисляют проценты, а это значит, каждый день долг будет расти.
А вот с поставщиками и клиентами договориться проще: отношения регулируются договором, условия можно пересмотреть с согласия второй стороны. Можно просить продлить отсрочку или разбить сумму на несколько небольших платежей.
В крайнем случае можно уменьшить долг и вернуть товар поставщику, если он хранится на вашем складе и ещё не реализован. Или перейдите на закупки небольших партий ходовых товаров, не накапливайте излишки на складе.
Чем грозит накопившийся долг
Долги копятся незаметно, если не вели учёт, регулярно пропускали сроки оплат, придётся разбирать последствия.
Даже если долг образовался из-за вашей халатности, всегда есть шанс договориться о новых сроках погашения и закрепить их документально.
Кредитор может не пойти на уступки и взыскать свои деньги через суд, да ещё с процентами за период просрочки, может дойти до ареста имущества и счетов (ст. 150 ГПКУ).
Кредитор может потребовать вернуть долг с учётом инфляции, выплатить проценты за пользование его средствами (3% годовых от суммы долга, если иная сумма не предусмотрена договором) (ст. 625 ГКУ). Суд может пойти ему навстречу. Этого можно избежать, если поддерживать коммуникацию, вести переговоры, даже если вы закоренелый должник.
Кредитор вправе требовать, помимо уплаты основного долга, заплатить также штраф и пеню (ст. 549 ГКУ). А также компенсировать судебный сбор и услуги адвоката.
Если кредитор понёс убытки, потому что вы несвоевременно заплатили деньги, и доказал это в суде (например, он рассчитывал погасить свои долги из вашей оплаты и этого не произошло), он вправе потребовать компенсацию убытков и взыскать неустойку (ст.ст. 623–624 ГКУ).
На стадии исполнения судебного решения исполнитель может наложить арест на ваше имущество и счета (ст. 56 ЗУ «Об исполнительном производстве»), а для гарантии исполнения судебного решения вам могут запретить выезжать из страны (ст. 441 ГПКУ).
Чтобы доказать каждое такое требование, кредитору нужно серьёзно постараться. Да и вы можете обжаловать их в суде. Но доводить до подобных разборов всё же не стоит.
Возможность урегулировать с минимальными потерями — подписать мировое соглашение. Это можно сделать на любом этапе судебного процесса (ст. 207 ГПКУ).
Банкрот не можете платить по обязательствам
Инициировать процедуру банкротства теперь могут не только юрлица, а и физлица. Почему это важно для ФЛП — потому что предприниматели отвечают по обязательствам всем своим имуществом (а это личный автомобиль, недвижимость и пр.).
Суд должен посчитать возможным открыть в отношении вас производство о банкротстве, а для этого нужно предоставить большой объём данных и документов — подтвердить свой статус ФЛП, предоставить списки кредиторов, опись имущества и подтвердить право собственности на имущество, прочую информацию.
Чтобы инициировать процедуру банкротства, нужно лично подать заявление в Хозяйственный суд по месту регистрации. И соответствовать ряду требований (ст. 115 Кодекса о банкротстве):
Если суд признает вас банкротом, долги спишут, а кредиторы ничего не получат.
Процедура. Суд открывает производство, с этого момента кредитные обязательства приостанавливаются на 120 дней. Когда суд удовлетворит иск, запускается процедура реструктуризации: суммы и сроки выплат могут изменяться, также возможно полное списание долгов.
Измеряйте кредиторку
Контролировать текущее положение дел с кредиторкой можно разными расчётами и коэффициентами, вот основные:
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Показывает, сколько раз в периоде вы рассчитались перед кредитором. Чем он выше, тем быстрее бизнес выплатит долги.
Низкий коэффициент говорит о финансовых трудностях и, как следствие, долгих расчётах.
Коб — коэффициент оборачиваемости
В — это выручка (иногда вместо выручки учитывают себестоимость), КЗн — кредиторка на начало года, КЗк — кредиторка на конец года.
Период оборачиваемости показывает, за сколько дней закрываете долги. Рассчитывают по формуле:
Эти коэффициенты лучше отслеживать в динамике и сравнивать с коэффициентом и периодом оборачиваемости дебиторской задолженности.
Если период оборачиваемости дебиторской задолженности меньше периода кредиторской, это показатель того, что в компании есть чем рассчитаться с кредиторами.
Коэффициент зависимости компании от кредиторской задолженности определяет, насколько активы компании сформированы за счёт внешнего финансирования.
Кз = (ДО+КО) / А
ДО — сумма долгосрочных обязательств на конец периода,
КО — сумма краткосрочных обязательств на конец периода,
А — сумма активов компании на конец периода.
Коэффициент независимости (самофинансирования). Нужен, чтобы увидеть, какую часть долгов компания может закрыть собственными средствами. Данные можно взять из управленческого баланса, если ведёте.
Кн = СК/ПК
СК — сумма собственного капитал на конец периода,
ПК — сумма привлеченного капитала на конец периода.
Оптимальное значение коэффициента — 1 и выше, говорит о том, что компания способна оплачивать свои обязательства без привлечения займов.
Чем ниже показатель, тем менее устойчивое положение компании и больше заёмных денег придётся привлекать.
Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности рассчитывают для оценки эффективности использования заёмных денег.
ЧП — сумма чистой прибыли за отчётный период,
КЗк — сумма кредиторской задолженности на конец периода.
Пример. Оценим кредиторскую задолженность компании «СмартХауз», которая продаёт смарт-товары для дома, за 2019 год.
Годовая выручка компании за 2019 год — 170 тыс. грн,
Рассчитаем коэффициент оборачиваемости кредиторки:
Коб = (170 000 : ((26 000 + 25 000) : 2) = 6,67
Это означает, что за счёт выручки компания погасила задолженность 6,67 раза за год.
Считаем период оборачиваемости:
Пп = 365 / 6,67 = 54,7 дня нужно компании, чтобы рассчитаться с долгами. Это почти два месяца.
Много это или мало, зависит от специфики бизнеса, главное не нарушать условия контрактов. Если сравнить с периодом оборачиваемости Дт, станет ясно, что компания имеет возможность сначала получить оплату от клиентов и уже из неё гасить свои долги.
Расчёт коэффициента зависимости компании от Кт задолженности:
Предположим, долгосрочные обязательства = 0, а краткосрочные = 33 000 грн, активы = 46 000 грн.
Кз = 33 000 / 46 000 = 0,71
Что говорит о высокой доле зависимости от заёмных средств (более 0,5 считается высокой зависимостью).
Посчитаем коэффициент независимости:
Предположим, собственный капитал на конец периода — 12 000 грн, тогда:
Кн = 12 000 / 33 000 = 0,36
Это говорит о том, что компания готова заплатить лишь 36 коп. собственных средств за 1 грн долга.
Кр = 10 000 / 25 000 = 0,4 или 40%.
Это высокий показатель, говорит о том, что заёмные деньги бизнес использует эффективно.
В целом компания значительно зависит от кредиторской задолженности, но привлечённые средства используются достаточно эффективно.
Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик