Как улучшить социальное здоровье
20 способов быть здоровым
В этой статье вы найдете список полезных привычек, касающихся питания, сна и отдыха, физической активности, медицинских обследований. Не обязательно внедрять их все и сразу. Достаточно постепенно добавлять их в свой образ жизни, и уже через пару месяцев вы заметите, что чувствуете себя намного лучше.
Многие люди полагают, что здоровый образ жизни — это постоянные ограничения и дискомфорт. На самом деле существует множество способов быть здоровым без кардинальных изменений в жизни! Даже если следовать им лишь частично, самочувствие и настроение станут намного лучше.
Как влияет образ жизни на здоровье?
Многие проблемы со здоровьем требуют определённого образа жизни. Пациенты гастроэнтеролога понимают, почему им нельзя фастфуд, а люди с больными бронхами, скорее всего, бросят курить после постановки диагноза. К сожалению, многие наши привычки могут усугубить имеющиеся болезни. И если о вреде жирной пищи, алкоголя или табака знают все, то недостаток сна, постоянные стрессы или малоподвижный образ жизни часто кажутся незначительными проблемами.
Несбалансированная еда влияет не только на желудочно-кишечный тракт, но и на весь организм: недостаток даже одного из витаминов может привести к серьёзным болезням. Вред этилового спирта и никотина для человеческого тела уже давно доказан: они отрицательно влияют на пищеварительную, дыхательную, кровеносную и нервную систему. Недостаток отдыха снижает иммунитет, способствует ухудшению памяти и рассеянности внимания, усугубляет имеющиеся болезни.
Напротив, людям с подтверждёнными диагнозами часто стоит лишь сменить образ жизни, и их болезни станут проявляться намного меньше. Часто чтобы быть здоровым нужно лишь правильно сбалансированно питаться, включить в режим дня небольшую физическую нагрузку на свежем воздухе, потреблять больше жидкости, спать по 7-8 часов и избегать стрессов.
Статья по теме «Социальное здоровье»
Тема выступления «Социальное здоровье».
Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру.
Социальное здоровье школьника – это определяющееся процессом социализации устойчивое сочетание его качеств и характеристик, обусловленное социальным самочувствием и сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношениях с социальной средой.
Однако социальное нездоровье с каждым годом поражает все больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, а порой и преступлений против общественной морали и общечеловеческой нравственности. Современное состояние детства характеризуется такой тенденцией, как социальная деградация: появилась детская наркомания и проституция, растет число правонарушений, а также увеличивается количество безнадзорников, беспризорников при живых родителях. С другой стороны, происходящая коммерциализация инфраструктуры детского досуга резко дифференцирует детей, приводит к падению «качества» детства, оставляет значительную часть детей предоставленными самим себе.
Проблема формирования социального здоровья об учающихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.
Новые вызовы времени вынуждают отвечать на них преобразованием всей школьной жизни. Социальный заказ, зафиксированный в стандартах второго поколения, ставит задачу личностного, социального и общекультурного развития школьника. Ядром школьной системы при этом выступают основные социальные нормы жизни. Школа должна стать институтом социального оздоровления подрастающих поколений.
И поэтому педагогический коллектив школы должен определить для себя такие базовые приоритеты социального здоровья школьников как:
— создание условий для совершенствования качества образовательной деятельности,
— создание положительного эмоционального настроя школьников,
— формирование позитивной системы ценностей и установок обучающихся,
— развитие их социальной активности, гражданско-правовой нравственной и информационно-коммуникационной культуры,
— а также профессиональное самоопределение обучающихся.
Таким образом, возникает своего рода модель развития социального здоровья ребенка, качество реализации, которой можно оценить с помощью таких показателей, как:
позитивное взаимодействие с окружающими людьми,
работоспособность на уроке и дома, участие в жизни класса, школы, города,
активная жизненная позиция,
позиция гражданина, ученика, сына (дочери), друга, мальчика (девочки).
Задачу формирования социального здоровья школьника должен, прежде всего, решать современный урок. Урок в жизни ребенка – это урок жизни для него: он учится работать, он учится анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми, с коллективом, он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с разных сторон изучает этот прекрасный и сложный мир, прикасаясь к источникам духовности – науке, искусству, морали. Педагог средствами своего предмета вводит школьника в этот мир и как носитель культуры раскрывает ребенку современное видение жизни и человека в ней как строителя этой жизни. Однако путь к такому уроку непрост.
Необходимо перестроить социальный статус самого учителя, усилить его значимость при выполнении социальной функции. При этом роль учителя в социализации учащихся определится в таких позициях, как:
— содействие сохранению общей культуры,
— содействие прогрессу общества, передача лучших традиций и опыта,
— связь поколений и времен.
Особую роль в формировании социального здоровья детей в школе играет и воспитательная работа, в которой предусмотрены:
система формирования ведущих качеств личности (в учебной и досуговой деятельности);
просвещение в области этической и эстетической культуры,
практическая деятельность учащихся в системе традиций школы,
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания,
непрерывная педагогическая диагностика и постепенное обучение детей приемам самодиагностики.
Содержание внеклассной, внеурочной деятельности обучающихся имеет в школе особый смысл, оно призвано:
сделать досуговую деятельность второй половины дня управляемой и подчиненной целям воспитания;
удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности,
предоставить детям дополнительные возможности для социокультурной интеграции и адаптации в обществе,
обеспечить проведение оздоровительной работы.
Процесс формирования социального здоровья обучающихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на:
— улучшение собственного психического и физического состояния,
— отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих,
— нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью,
— сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта,
— адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление,
— практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования, труда и отдыха.
Отмечается, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной нетрудоспособности, заболеваний, несчастных случаев, приведших к инвалидности, до потери кормильца.
Методическая разработка «Социальное здоровье обучающихся в начальной школе»
«Социальное здоровье учеников в начальной школе»
Василий Александрович Сухомлинский
«Будьте здоровы!» – как часто мы произносим эти слова, желая, в первую очередь, здоровья физического или просто ради проформы. Но сегодня ясно, что для жизни в современном обществе одного физического здоровья недостаточно. Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней и дефектов, но еще и физическое, социальное и душевное благополучие. Современный человек должен быть социально здоров. Еще Гиппократ говорил: “Бессмысленно лечить глаза без головы, голову без тела, тело без души”.
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков выдвигается в число приоритетных задач социального развития страны. В связи с этим, на систему образования, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач, ложится и задача сохранения физического, психического, духовного и социального здоровья учащихся. При этом школа занимает одну из первых ступеней в структуре общественного воспитания личности.
Период, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей, приходится на время пребывания ребенка в школе, несмотря на то, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны медиков и педагогов. Таким образом, рассматриваемая нами проблема заключается в том, что в школьном возрасте происходит ухудшение состояния здоровья, но именно школа как социальный институт имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей. Однако современная образовательная модель школы делает акцент на медицинской стороне здоровья, обращает внимание в основном на физическое и психическое здоровье учащихся, другие аспекты феномена здоровья – духовный и социальный – затрагиваются в меньшей степени. Между тем, проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в учебном учреждении.
Необходим поиск эффективных и действенных способов в решении проблемы сохранения и укрепления социального здоровья. Поэтому школа как социальный институт, охватывающий всех граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей сохранения и укрепления здоровья.
Следовательно, школа является институтом, где происходит формирование социального здоровьесбережение как условие формирования образовательной среды младших школьников.
Критерии нормативности социального здоровья детей:
Следует отметить, что социальное здоровье школьника характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Таким образом, выделим основные критерии нормативности социального здоровья детей:
– сформированность социально-значимых личностных качеств;
– способность к самоконтролю;
– социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;
– ценностное отношение к собственному здоровью;
– активная жизненная позиция;
– отсутствие социальных девиаций в поведении;
– отсутствие поведенческих расстройств;
– отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;
– позитивные взаимоотношения с одноклассниками.
Основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья школьников в рамках образовательного учреждения:
– укрепление и развитие физического здоровья;
– формирование системы ценностей и установок у учащихся;
– формирование нравственной культуры;
– развитие социальной активности;
– повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
– формирование благоприятного психологического микроклимата в классе и школе;
– профилактика социально-значимых заболеваний и зависимостей (наркомании, алкоголизма, табачной зависимости и т.д.);
– создание волонтерского движения по профилактике зависимостей.
1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.
2. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.).
3. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
4. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
5. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
6. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
7. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
9. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
10. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Методические рекомендации по укреплению социального здоровья детей
Под социальным здоровьем детей понимается то, как они приспособлены к обществу, как они общаются, не оказывается ли обществом негативное влияние.
В свою очередь социальное здоровье детей разделяется на несколько составляющих:
— осознание себя как личности,
— осознание моральных ценностей, понимание культуры.
Социально здоровый ребенок всегда ищет средства для достижения цели, быстро приспосабливается в новом коллективе, контролирует свои эмоции и умеет применять полученные знания на практике.
Социальное здоровье детей напрямую зависит от обстановки в семье, а также в учебном заведении, где дети проводят большое количество времени.
Вся система работы школы направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся. В школе создаются все условия для комфортного обучения детей в соответствии с современными требованиями: классы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей учащихся и собственных желаний, учителя строят свои уроки в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей, тем самым уделяя внимание личностному аспекту социального здоровья.
Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Наряду с этим учителя организовывают выход на культурно-массовые мероприятия, проводимые в городе, – это, например, походы в кино, театр, музеи, которые формируют не только культурные ценности у учащихся, но и развивают у них другие аспекты социального здоровья.
Находясь в школе, дети получают определенный поток информации, который им предстоит уловить, осознать, запомнить, а затем применить на практике. Педагоги способствуют правильному восприятию информации, а также ее запоминанию.
Контроль эмоций регулируется определенными правилами, к которым приучают детей. Это выражается в том, что во время урока дети внимательно слушают учителя, не отвлекаясь на посторонние дела, а свои эмоции они выражают на перемене, когда у ребенка появляется время для отдыха. Их этого формируется дисциплина.
Свою личность дети проявляют в процессе общения друг с другом. Уже с момента знакомства, каждый ребенок применяет свою модель поведения, выбирает себе круг друзей, а также старается отгородиться от неприятного общения.
Важную роль в воспитании нравственно здоровой личности играют профилактические мероприятия (Устные журналы, тематические классные часы, оформление информационно-тематических стендов, конкурсы плакатов, агитбригад.)
Необходимо создавать ситуации, которые запоминались бы как яркие события. Это могут быть не только праздники и веселые затеи, а разнообразная внеклассная и внешкольная работа. Большую роль нужно отводить классным часам, подготовленным самими учащимися, творческой группой:
Диспуты;
Деловые игры, ролевые игры
Не остаются без внимания и обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
И все же первое общество, с которым сталкивается ребенок, это его семья. Именно в семье малыш впервые начинает осознавать себя как личность со своими желаниями и потребностями. В семье он изучает все особенности общения. Поэтому социальное здоровье детей напрямую зависит от того, какая атмосфера стоит в семье.
Маленький малыш, как губка, впитывает всю информацию, полученную дома. То, как ведут себя родители, неосознанно закладывается в его психику, и в подобной ситуации он будет поступать именно так, как поступали папа и мама.
Родители, прежде всего, должны воспринимать ребенка, как личность, прислушиваться к его потребностям, не ущемлять его права и не принижать способности. Но помимо того, что дети обеспечиваю потребности ребенка, родители также должны плавно прививать ему правила поведения, хорошие манеры, особенности общения как со сверстниками, так и со старшими людьми. Ребенок должен понимать, что помимо него и его желаний и потребностей, существуют и другие люди, которые так же имеют свои потребности. Усвоение этой информации поможет избежать проблемы детского эгоизма.
Родители не должны забывать о развитии культуры у малыша. С раннего детства стоит начать посещение выставок, музеев, театров, а также время от времени устраивать семейные праздники.
Тесная связь классного руководителя с родителями, их общие усилия, направленные на воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное здоровье.
Тесты по формированию и сохранению социального здоровья
Таблица родительских установок (негативные и позитивные установки)
Оформление информационных стенгазет и папок-передвижек
Разработка буклетов и памяток
Проведение совместных внеклассных мероприятий родителей и детей
Сочетание школьного и семейного воспитания является главной составляющей социального здоровья детей. Но родители всегда находятся в большей ответственности и помимо семейных отношений необходимо контролировать обстановку в школе. Если ребенок жалуется на школьные неприятности, то этот факт нельзя оставлять без внимания. Игнорирование межличностных проблем ребенка его родителями может привести к психологической травме ребенка, и в результате малыш может замкнуться в себе.
Продолжать работу по формированию (привычки и навыков) социального здоровья детей в школе.
Использовать в работе как традиционные (ролевые игры и т.д.), так и инновационные приемы на актуализацию знаний о социальном здоровье и резервов здоровья, в т.ч и социальных ресурсов, которые в будущем обеспечат состояние гармонии с окружающим миром.
Прививать навыки социально приемлемых и одобряемых способов взаимодействия между детьми, чему способствует разновозрастная наполняемость групп: где младшие учатся у старших детей, а старшие дети учатся помогать, опекать, поддерживать младших и являются помощниками для педагогов. Учить детей радоваться успехам других, адекватно оценивая собственные успехи и достижения..
Педагогам более ответственно подходить к такому мощному влиянию на психику ребенка, как коллективный просмотр мультфильмов в группах, с обязательным последующим обсуждением просмотренного мультфильма.
В школе создавать условия для формирования социального здоровья детей:
— психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
-комфортная предметно-развивающая среда;
-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;
-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;
-уважение прав и свобод личности ребенка;
-пространство для групповых игр и уединения;
Педагогам применять не только традиционные методы и приемы работы с детьми, но инновационные технологии, которые включают в себя, изменения не только в содержании образования, но и охватывают организацию всего процесса жизнедеятельности детей.
При работе с детьми учитывать социально-личностные особенности развития детей, а так же их семейное воспитание, что позволяет развивать и корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
На уроках и занятиях должен присутствовать партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей.
Проводить мероприятия по профилактике асоциального образа жизни путем активной работы с родителями.
Организовывать посещение выставок, концертов, поездок в другие города с обязательным обсуждением увиденного.
В своей работе педагоги должны использовать различные методики, как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения социального здоровья детей.
Проводить разнообразную внеклассную и внешкольную работу, большую роль отводить классным часам, подготовленным самими учащимися, творческой группой.
Учителям создавать для обучающихся ситуации успеха, проявлять доверие и толерантность, понимать значимость социального здоровья для воспитания полноценной личности.
Социальное здоровье школьника
Социальное здоровье ученика.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться.
Также можно выделить уровни социального здоровья, тесно связанные между собой и дополняющие друг друга:
Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии.
Умение жить в гармонии с самим собой: иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, позитивно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – любовь к ближнему.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
Социализация личности учащегося – это результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.
Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в общении, повседневном поведении и формирует постепенно социальную позицию.
И таким образом у нас вырисовывается следующая формула:
В работе социально – психологической службы существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе, школе. Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей и взрослых.
Что может сделать социально психологическая служба для укрепления социального здоровья школьника?!
СПС в первую очередь выявляют детей с девиантным поведением и составляют из них группу риска, на которую делается основной упор в работе социального педагога. Первоначально идёт сбор информации о ребенке, о семье ребенка, об источнике негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению, а также влияния микросреды.
СПС, а в частности, социальный педагог выделяет 2 основных направления в своей работе:
А также уделяет особое внимание следующим направлениям:
формированию социальных умений и навыков, необходимых для преодоления разных проблем, для социализации личности.
правовой направленности, она предусматривает как соблюдение, так и защиту прав ребенка.
СПС помогает создать условия для проведения свободного времени, досуга детей группы риска. Включенность детей в жизнь школы, района (участие в районных акция, выезды с детьми). Так как бессодержательный досуг является одним из факторов риска в развитии злоупотребления подростков психоактивными веществами, следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к спортивным занятиям. Поэтому необходимо в первую очередь мотивировать детей на занятия по физической культуре, поощрять занятия в спортивных секциях.