Как улучшить поведенческие факторы
Поведенческое продвижение сайта
Поведенческие факторы (ПФ) — комплекс метрик, характеризующих действия посетителей интернет-ресурсов как на самом сайте, так и в поисковой выдаче относительно него. Благодаря ПФ поисковики оценивают полезность и качество сайта, а его владелец сможет предпринять меры по его доработке. Разработано более 40 способов, как улучшить поведенческие факторы на сайте для его поднятия в поисковой выдаче. Умелое комбинирование определенных методов даст положительный результат. Каких именно методов? Рецепт придется поискать самостоятельно.
Продвижение поведенческими факторами — развивающееся направление, тесно связанное с психосоциологическими критериями, правильностью выбора ЦА, анализом деятельности конкурентов. Продвижение заключается в том, чтобы сделать сайт полезным посетителю, решить его проблему, дать искомый ответ, а не обмануть поисковую систему.
Способы продвижения
Способы улучшения поведенческих факторов на сайте разделяют на серые (искусственные) и белые — естественные, относящиеся к доработке ресурса. Первые заключаются преимущественно в использовании услуг сервисов за небольшую плату. Дают быстрый результат. Главный минус — риск. Способы второй группы — это действия, связанные с доработкой сайта, повышающие конверсию, а не только трафик. Давайте остановимся на их детальном рассмотрении.
Как улучшить поведенческие факторы на сайте
Поведенческое продвижение сайта — комплексная мера. Работа над одним или парой аспектов к успеху приводит редко. Сложность заключается в том, что для малостраничных (одна или несколько страниц) ресурсов, например визитки, такой поведенческий фактор, как глубина просмотра, будет едва ли больше ноля — и это, как ни странно, отменный показатель. Ведь на таких ресурсах всего одна и несколько страниц с вполне конкретной информацией о товаре или услуге, об организации (контактные данные).
Одни из самых значимых внутренних факторов поведения аудитории для поисковых систем — отказы и время сессии. Если посетители мгновенно закрывают окно или уходят с сайта через несколько минут, то это значит одно из двух: нерелевантность контента или плохое качество материала. Чтобы реанимировать ресурс, придется хорошо поработать.
Оптимизация сниппета
Работа со структурой
Скорость загрузки
Опыты показали, что около 40 % посетителей покидают страницу, которая не загрузилась за три секунды. Людям нравятся быстрые сайты, да и поисковикам тоже. Плотно поработайте с кодом и картинками, оптимизируйте их, сократите размер изображений. PageSpeed Insights от Google покажет, что задерживает загрузку сайта.
Адаптация под мобильные устройства
В последние годы наблюдается стремительный рост трафика с мобильных устройств. Адаптируйте шаблон под мобильные устройства, используйте AMP и турбостраницы. Поработайте над запросами с гаджетов. Результат не заставит себя долго ждать. Если посетитель сможет совершать покупку или делать заказ со смартфона без каких-либо проблем, то поисковые системы будут регистрировать высокие показатели глубины и времени сессии.
Соответствие контента запросам
Содержимое страниц должно соответствовать основным запросам, полностью освещать их. Изучайте конкурентов, используйте «Яндекс.Кью». Удаление нерелевантных запросов улучшит ПФ. Информация должна быть актуальна на сегодняшний день. Делайте все, чтобы посетитель, попав на сайт, не захотел с него уходить.
Юзабилити
Покупатель должен интуитивно понимать, как задавать вопросы, работать с корзиной и оформлять заказы. Не забывайте о современном дизайне, качестве изображений, обновлении текстового контента и его структуры, контактных данных.
Следите за тенденциями, регулярно обновляйте содержимое статей. Если это актуально, делайте пометки о добавлении новой информации, ее изменении, можно с датами правок. Ориентируйтесь на предпочтения пользователей. Если вам нравятся различные двигающиеся, мигающие элементы, не значит, что и им это понравится. Сделайте форму поиска заметной.
Добавление видео и фото, соответствующих тематике страницы
Старайтесь публиковать контент, которым делятся и который добавляют в закладки. Это могут быть инструкции, шаблоны, руководства, документы.
Интересная графика дополнит информацию, расскажет о продукте подробнее, удержит человека на странице. Например, в карточке товара уместно разместить видео о его использовании, инструкцию по сборке и т. д. Такой контент способен в несколько раз увеличить время просмотра.
Повышение активности на ресурсе
Мотивируйте посетителей делиться страницей в социальных сетях, ставить оценки. Если пользователи оставляют комментарии, стимулируйте дискуссии, задавая вопросы и уточняя детали. Делитесь ссылками на страницы с экспертами, попросите их распространить или прокомментировать материал.
Уникальные фишки
Онлайн-калькуляторы, конструкторы, фото товара со всех сторон, трехмерная визуализация, виртуальные примерочные, чат для быстрой обратной связи.
Картинки и URL
Кроме уменьшения размера давайте иллюстрациям информативные названия, заполняйте атрибут alt. Ссылки должны быть человекопонимаемыми и информативными, длиной не более 115 символов.
Хороший способ проанализировать поведение на странице — изучить карту кликов и вебвизор (движения мыши), которые «Яндекс» предоставляет бесплатно в рамках сервиса «Яндекс.Метрика». Проделав эту работу, возможно, вы увидите лишние или недостающие элементы.
Продвижение сайта естественным путем заключается в заботе о пользователях. Положительное восприятие ими сайта — вот главная цель. При использовании других способов повышается шанс скорого роста показателей метрик благодаря повышению активности на ресурсе, но присутствует риск. Направлять силы и бюджет на улучшение поведенческих факторов нужно после тщательного анализа, выбора подходящего способа.
Регистрация на Бирже eTXT займет всего пару минут. Работайте над улучшением поведенческих факторов, заказывайте уникальный контент у лучших авторов. Станьте успешнее вместе в нами!
Поведенческие факторы в поисковых системах
Полный список поведенческих факторов известен только разработчикам и создателям поисковых систем, но основные доступны всем, кто работает с интернет-ресурсами, занимается их созданием, оптимизацией. Давайте разберемся, что роботы считают самым важным, как улучшить показатели сайта.
Что такое ранжирование
Под этим термином понимается процесс упорядочивания найденных поисковиком результатов по их релевантности, то есть соответствию запросу пользователя. Причем выдача страниц осуществляется автоматически.
На один и тот же запрос результаты будут разными в зависимости от того, где и кто этот запрос создал. Так, выдача для Москвы и для Санкт-Петербурга будет значительно отличаться, хотя оба города находятся в одной стране.
Ранжирование всегда выполняется по заданным поисковиком алгоритмам. Поэтому выдачи «Гугла» и «Яндекса» обычно отличаются друг от друга. На ранжирование оказывают влияние многие факторы, но улучшение некоторых из них во власти владельца ресурса. Например, создание определенного контента и использование других инструментов привлечения внимания посетителей. От того, насколько скрупулезно владелец занимается оптимизацией, улучшением площадки, зависит успех всего мероприятия.
Основные поведенческие факторы
Повторные посещения, время на сайте, глубина просмотра также показывают роботам доверие пользователей.
Поведенческие факторы сайта в Yandex
Чтобы собрать все необходимые данные по своему ресурсу, обратитесь к «Яндекс.Вебмастеру» или воспользуйтесь «Яндекс.Метрикой». Это позволит видеть статистику, анализировать и сразу же вносить изменения. Вы можете проследить позиции по ключам, выявить ошибки, оценить ссылочный профиль, техническое состояние, настроить регион и прочее.
Поведенческие факторы сайта в Google
ПФ ранжирования в «Гугле» сходны с ПФ в «Яндексе», но различия все же есть. Если последний всегда предупреждал о штрафных санкциях за использование серых схем, то Google долгое время не сообщал о фильтрах через официальные источники. Тем не менее он понижает в поиске «плохие» ресурсы или вовсе не показывает их, не ранжирует.
Советы по улучшению позиций сайта
Обязательно пользуйтесь всеми возможными маркетинговыми инструментами. Таргетированная реклама, например, позволяет настроить показы ваших объявлений и привлечь только целевую аудиторию. Используйте и другие возможности, например рекламируйте сайт на личной и корпоративной странице в соцсетях, продвигайте через блогеров, СМИ.
Руководство по продвижению ресурса в Google и Yandex
Кроме того, не всегда уместны длинные тексты и долгие ролики. Чем емче будет материал, тем вероятнее, что человек его дочитает до конца. Конечно, во многих случаях длинные тексты оправданы, но если нет, то лучше разбейте материал на несколько частей. Информация должна заинтересовать посетителя с первых абзацев.
И еще один момент. Скорость загрузки страниц не должна быть низкой. В большинстве случаев пользователь не будет ждать и просто откроет другой ресурс. Не нужно усложнять жизнь посетителям обязательной регистрацией, если в этом нет крайней необходимости, или сложным дизайном.
Помните: продвижение и работа над улучшением поведенческих характеристик всегда комплексная, включает в себя множество действий. Улучшая один из факторов, вы автоматически благотворно влияете на все остальные. Например, улучшая качество текстов и картинок, вы сразу улучшаете среднюю продолжительность визита пользователя, дочитываемость, снижаете число отказов. Поэтому при продвижении нужно продумывать четкую стратегию работы по всем направлениям.
Как улучшить поведенческие факторы сайта
Фундаментальная проблема, над решением которой долго бились «колоссы» поискового рынка, заключалась в следующем: как заставить поисковую систему распознать, что сайт действительно хорош? Традиционные измеримые факторы ранжирования, увы, дискредитировали себя — вспомним покойный ныне ТИЦ. При высоком ТИЦ сайт мог быть настолько невзрачен, что отпугивал посетителей с первого экрана. Хотя именно симпатия посетителей является определяющим критерием качества сайта.
Но человеческую симпатию невозможно измерить, верно? Ребята из «Яндекс» не согласны. В 2014 году «Яндекс» объявил, что повышает степень влияния поведенческих факторов. То есть поисковая система определяет качество сайта, отталкиваясь не от характеристик самого ресурса, а от реакции пользователей на него. Поэтому улучшение поведенческих факторов — приоритетная задача SEO-шника, который хочет продвинуть сайт в «Яндекс» в 2021 году.
Содержание
Что относится к поведенческим факторам
В «Яндексе» придумали, как измерить реакцию пользователей на сайт. Всё довольно логично: если человек провёл мало времени на сайте — ему не понравилось. Если он, скажем, не доскроллил страницу до конца — значит, текст содержит избыточную информацию (воду).
Степень значимости разных поведенческих факторов, как и их полный состав — «тайна за семью печатями». SEO-специалисты считают самыми важными следующие:
CTR (клики на сниппет)
Сниппетом называют короткое описание сайта в выдаче. «Прокачанный» сниппет может занимать львиную долю первого экрана.
Едва SEO-шники распознали важность сниппета, начали «наряжать» его, почти как новогоднюю ёлку — и поисковик в этом плане даёт огромные возможности. В частности, незадолго до написания данной статьи «Яндекс» внедрил возможность делать YML-сниппеты для товаров интернет-магазинов. Цена и фото товара отображаются прямо в выдаче — необходимости «проваливаться» на сайт нет.
Сделав привлекательным сниппет, не забудьте про сам сайт. Если человек бежит с сайта, едва зайдя, CTR ничего не даст.
Время на сайте
Чем больше времени провёл на сайте человек, тем лучше для ресурса. Поисковая система получает сигнал, что контент оказался полезен и заносит сайту «плюсик в карму».
На самом деле в этой с виду безупречной логике есть две огромные пробоины.
Во-первых, как быть с сайтами, от которых пользователь ждёт быстрого отклика? Вряд ли человек, стоя на улице при −15°С, захочет изучать сайт такси. В этом случае ресурс тем лучше, чем быстрее пользователя отпускает. Понимает ли это поисковая система — пожимаем плечами.
Второй момент — кто знает, чем занимался пользователь, пока страница сайта была открыта на компьютере. Что бы ни говорили конспирологи, поисковики не научились подсматривать за пользователями через веб-камеры. Возможно, человек открыл страницу, отлучился на 10 минут заварить чаёк, а вернувшись к компу, страницу закрыл.
Решение последней проблемы в «Яндекс» нашли — начали замерять активность пользователя, обращая внимание, как он скроллил страницу, кликал по ней. Активность по визитам можно посмотреть в «Метрике», в разделе «Вебвизор».
Отказы
Отказом у «Яндекс» называется визит, в рамках которого человек провёл на сайте меньше 15 секунд и посетил одну страницу. Чем меньше отказов, тем лучше, однако стремиться к нулю — бессмысленная затея. Как ни горбаться над сайтом, всё равно найдётся кто-то, кто испортит статистику. Что может побудить человека уйти с сайта в течение 15 секунд? Осознание, что попал «не туда», плохой дизайн и запутанная навигация.
Парадокс, но большое количество отказов может возникнуть из-за того, что вы опубликовали слишком хорошую страницу.
Пример. Вы составили подборку сервисов, которые позволяют конвертировать документ PDF в Word, с подробными описаниями преимуществ и недостатков — то есть с большим количеством текста. Страница так понравилась поисковику, что он начал выдавать её в Топе по ВЧ-запросу «конвертировать PDF в Word». Поскольку желание пользователя, который вводит этот запрос — поскорее провести конвертацию, он не хочет читать объёмную подборку. Едва перейдя на ваш сайт из выдачи, пользователь покинет его.
Статья из примера забралась в чужой семантический сегмент. Вины оптимизатора нет, это «косяк» поисковых систем. Показатель отказов в этом случае может составлять 30-40%.
Глубина просмотра
Глубина просмотра — количество страниц, просмотренных за один визит. Чем выше этот показатель, тем лучше. Логика здесь очевидна: если человек ходит по страницам, значит, сайт ему интересен.
Большое значение глубины просмотра — следствие эффективной перелинковки. Правда, здесь нужно знать меру. Если «втыкать» блоки в духе «Еще по теме» или «Рекомендуем почитать» через каждый абзац, читать статью будет невозможно. Стремясь улучшить этот поведенческий фактор, вы в итоге ухудшите другой — «Отказы».
Возвращение на сайт
Если пользователь вернулся на сайт без использования поиска — скажем, вбив URL прямо в адресную строку — это тоже нравится поисковой системе. Значит, контент сайта настолько ценен и уникален, что пользователь не считает нужным пытаться искать на других сайтах нечто подобное.
Поисковик способен определить переход на сайт из закладок в браузере. Это тоже является возвращением на сайт и положительным поведенческим фактором.
Часть поведенческих факторов сайтовладелец может посмотреть в «Метрике», прямо в «Сводке».
Узнать количество возвращений на сайт можно, выстроив в «Метрике» отчёт по 2 группировкам: «Источник трафика» и «Является ли визит первым визитом посетителя».
CTR — как и клики / показы — проверяются в «Яндекс.Вебмастер».
Далее рассмотрим, какие способы улучшения поведенческих факторов эффективны и безопасны.
Оптимизация представления сайта в поисковой выдаче
CTR зависит от 2 факторов: качества сниппета и позиции сайта по запросу. Напомним, что показ фиксируется, когда сниппет сайта отображается в выдаче — даже если он по факту находится за пределами первого экрана и пользователь его не увидел. Поэтому у страниц, занимающих 9-10 позиции по запросу, низкие значения CTR из-за множества бестолковых показов.
Однако повышение позиции по запросу — другая тема. Мы расскажем, как улучшить поведенческие факторы в «Яндекс» за счёт сниппета. Нужно уделить внимание таким элементам:
Увы, Description в сниппете в выдаче «Яндекс» может не отображаться. Российский поисковик подтягивает в мини-описание сниппета тот кусок текста со страницы, который считает наиболее релевантным.
Быстрые ссылки строкой показываются у первых 3 сайтов в выдаче — если эти сайты отвечают требованиям поисковой системы.
Проверить, насколько проработаны сниппеты сайта на данный момент, можно в разделе «Представление в поиске» в системе «Яндекс.Вебмастер».
Увеличение среднего количества просмотренных страниц за сеанс
Улучшить поведенческие факторы сайта, связанные с глубиной просмотра, можно такими способами:
Это методы «на поверхности». Можно действовать и более хитро. Например, если у вас лонгрид, поделите его на 2 части и опубликуйте двумя разными страницами, поставив ссылку с первой части на вторую. Тогда пользователю придётся «накрутить» глубину просмотра, если он хочет дочитать. Правда, нужно не забыть на вторую страницу поставить тег rel=canonical — чтобы две страницы по одной теме не мешали друг другу в SEO-продвижении.
Как добиться уменьшения количества отказов до минимума
Задействуем в улучшении поведенческих факторов сервис «Метрика» от «Яндекс». Начинаем с того, что определяем самые «отказные» страницы. Идём в «Отчёты» — «Страницы входа» и делаем сортировку в сторону убывания по показателю «Отказы».
Ищем страницы с наибольшим процентом отказов и рассматриваем их в частном порядке. Пытаемся понять, почему они не нравятся пользователям.
На этом с «Метрикой» не заканчиваем. Предлагаем пройти по пути «Стандартные отчёты» — «Технологии» — «Устройства» и проверить, не генерируются ли на сайте отказы из-за того, что сайт не оптимизирован под мобильные телефоны.
На примере выше видим, что попали в точку. Отказы со смартфонов на 5,3 процентных пункта выше, чем с ПК — существенная разница.
Наконец, просто посмотрите на дизайн сайта — не выглядит ли он, как «пришелец из нулевых»? К слову, для проверки сайта на эстетическую составляющую лучше привлечь друга — как человека непредвзятого, с «не замыленными глазами».
Как повысить продолжительность сессии
Действенный способ увеличения поведенческих факторов в плане длительности сессии — добавить видео. Пусть оно будет не ваше собственное, а просто тематическое из YouTube — всё равно. Пока пользователь смотрит видеоролик, он фактически находится на странице сайта.
Ещё один метод увеличения поведенческих факторов на сайте — провокация пользователя на клик. Размещайте квизы, опросы, голосования, призывайте пользователей писать комментарии. Если речь о коммерческом сайте, обязательно добавьте пагинацию в каталоге.
Всё это важно, но главное — это «мясо», контент. Статью будут читать до конца, если она приятно оформлена и написана экспертом. Советуем перед началом статьи добавлять информационный блок с именем и должностью автора, с кратким описанием его регалий. Тогда у читателя не будет скепсиса и ощущения, будто он читает написанное на заборе.
Что еще можно сделать для повышения ПФ
Есть и другие способы, как улучшить поведенческие факторы:
Выводы
Задача сделать сайт привлекательным для пользователей сформулирована настолько расплывчато, что провоцирует на прокрастинацию. Однако, если разбить эту крупную задачу на множество маленьких, оптимизация поведенческих факторов перестаёт казаться «страшным неведомым зверем».
Почему многие SEO-шники дальше рассуждений о том, как поднять поведенческие факторы, не уходят? Всё просто: даже если задача окажется понятной, она не перестанет быть трудоёмкой. Наверняка придётся править контент — а чтобы его аккуратно поправить, надо в него вникнуть.
Увы, SEO-специалисты дико не любят работать с текстами, поэтому склонны искать «обходной путь». Именно здесь и сталкиваются с автоматическими сервисами по улучшению поведенческих факторов, которые обещают «за копейку» сделать накрутку. Предостерегаем вас: не ведитесь на подобные обещания — накрутка ПФ приводит к бану со стороны поисковых систем. Работайте над поведенческими честно — тогда усилия окупятся сторицей.
Улучшение поведенческих факторов без накрутки: 49 советов
Накрутка поведенческих метрик — это один из самых верных способов заработать санкции поисковых систем. Однако из-за борьбы поисковиков со ссылочным спамом значение поведенческих среди прочих факторов ранжирования сайтов растет. Из этой статьи вы узнаете, как правильно улучшать поведенческие факторы без накруток и манипуляций.
На какие поведенческие метрики необходимо воздействовать
Откройте поведенческие отчеты Google Analytics. Этот раздел сервиса аналитики станет вашей шпаргалкой при подготовке плана улучшения поведенческих метрик сайта. На вкладке «Обзор» находятся основные показатели, которые вы сможете улучшить:
На вкладке «Контент сайта» обратите внимание на следующие метрики:
Эта информация понадобится для анализа потребностей аудитории и повышения информационной ценности ресурса.
На вкладке «Скорость загрузки сайта» вы найдете информацию, которая поможет вам сделать сайт более удобным для пользователей. Раздел «Поиск по сайту» поможет точно определять нужды посетителей. Также источником важных данных о поведении пользователей послужит раздел «Статистика страницы». А раздел «Эксперименты» поможет оценивать влияние улучшений сайта на поведение аудитории.
Вы также можете влиять на следующие поведенческие факторы:
Обычно работа над повышением поведенческих метрик носит комплексный характер. Это значит, что улучшая один фактор, вы позитивно влияете на другие. Однако вам будет удобнее планировать и реализовывать улучшение поведенческих в разрезе отдельных показателей или их групп.
Как увеличить число просмотров и уникальных просмотров страниц
Чтобы увеличить количество просмотров, вам необходимо повышать охват аудитории и привлекать трафик на сайт. Вам помогут следующие действия:
Как уменьшить показатель отказов, увеличить среднюю продолжительность сеанса и число просмотренных за визит страниц
Перечисленные метрики связаны друг с другом, поэтому воздействовать на них необходимо комплексно. Во-первых, обратите внимание на особенность учета отказов системами аналитики. Они считают посещение отказом, если пользователь просмотрел на сайте только одну страницу. Это не всегда адекватно отражает ситуацию. Например, пользователь может попасть на сайт, изучать материал в течение 20 минут и уйти с ресурса, решив свои задачи. Это не отказ. Чтобы решить эту проблему, используйте точный показатель отказов в «Яндекс.Метрике» и уточненный показатель отказов в Google Analytics.
Чтобы удерживать посетителя на странице и стимулировать его совершать переходы, используйте следующие рекомендации:
Как повысить информационную ценность сайта с помощью данных раздела «Контент», «Поиск по сайту» и «Статистика страницы»
В разделе «Контент» вы найдете сведения о наиболее популярных страницах сайта, а также о наиболее популярных страницах входа и выхода.
Используйте раздел «Контент сайта» для совершенствования контент-стратегии.
Как повысить скорость загрузки сайта
Скорость загрузки относится к критически важным факторам юзабилити. Мобильные пользователи считаются наименее толерантной к медленной загрузке страниц категорией. Однако владельцы стационарных ПК тоже не любят ждать.
Перейдите на вкладку скорость загрузки сайта и выполните рекомендации:
Уделяя внимание техническим характеристикам ресурса, вы воздействуете на поведение пользователей.
Как увеличить число «лайков», «расшариваний» и комментариев на странице
Когда пользователи часто ставят на страницах вашего сайта отметки «Мне нравится», делятся материалами с друзьями и комментируют их, это говорит о высокой вовлеченности аудитории. Чтобы стимулировать активность пользователей, используйте следующие рекомендации:
Если люди видят, что страница и сайт «живые», они с удовольствием присоединяются к обсуждениям.
Как увеличить количество «лайков», «расшариваний» и комментариев в соцсетях
Для стимулирования активности используйте тактики, перечисленные в предыдущем разделе. Кроме того, вам понадобятся специальные приемы, работающие в социальных сетях.
Повышая вовлеченность аудитории в соцсетях, вы увеличиваете востребованность своего сайта.
Как увеличить количество внешних ссылок
Даже если все поисковики полностью прекратят учитывать внешние ссылки при ранжировании, вашему сайту все равно будут нужны хорошие бэклинки. Они приводят пользователей на ваш ресурс, рассказывают о вас аудитории других сайтов, формируют авторитет вашего сайта. Чтобы получать много входящих ссылок, воспользуйтесь такими рекомендациями:
Избегайте манипулятивных тактик линкбилдинга, чтобы не получить санкции.
Улучшать поведенческие метрики просто
Чтобы улучшать поведенческие метрики, вам необходимо принять религию Платона Щукина, Мэтта Каттса и их коллег. Все эти «думайте о пользователях, создавайте полезный контент, позаботьтесь о дизайне и юзабилити» — это не пустые слова. Это стратегические рекомендации, которые вы можете наполнять конкретными действиями по своему усмотрению. Делайте сайт таким, каким бы вы его хотели видеть, если бы стали клиентом своей компании. В этом случае пользователи будут вести себя хорошо, а метрики ресурса улучшатся.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров