Как улучшить понимание текста
Как улучшить понимание текста
Пожалуй, многие слышали фразу, что мы много знаем, но мало понимаем. Действительно, часто любое обучение состоит лишь в запоминании набора плохо связанных между собой фактов. Подобная система очень тяжело согласуется с практическим воплощением приобретенных знаний. Ведь именно способность применять теорию говорит о высоком интеллекте. Умение проникать в суть написанного куда важнее чем механическое запоминание. Сегодня мы разберем некоторые методы, позволяющие улучшить степень понимания текстов, да и вообще любой информации.
Научитесь выделять главное
Как известно, наш мозг в состоянии воспринимать 7 (±2) единицы информации одновременно. Это накладывает некие ограничения на способность обрабатывать данные. Мы не можем осознавать слишком сложные многофакторные системы в первую очередь из-за этого лимита нашей оперативной памяти.
Поэтому нам часто приходится делать упрощения. По сути, очень мало научных теорий описывают реальность с абсолютной точностью. Вспомним хотя бы понятие идеального газа в физике. Это весьма приблизительная модель, позволяющая примерно понимать процессы, происходящие в газообразных веществах. Мы выбираем самые существенные характеристики, те, которые в наибольшей степени влияют на конечный результат. Это дает возможность одновременно держать в кратковременной памяти простую систему, с которой мы успешно справляемся.
Итак, чтобы хорошо понимать что-либо, нужно из всего массива уметь извлекать лишь существенные данные. Как этому научится? Читая какой-либо текст, пробуйте обобщать каждый абзац одним предложением, несколько абзацев объединять в небольшой раздел. Отмечайте про себя, в какой степени эта информация раскрывает тему, отвечает на ваши вопросы и влияет на результат.
Очень хорошей практикой в этом смысле является конспектирование.
Задавайте правильные вопросы
В детстве мы учимся понимать мир, задавая бесчисленное множество вопросов. Со временем градус нашей любознательности падает, и очень зря. Исследования отмечают, что студенты, которые в процессе обучения задают вопросы себе или своим товарищам, показывают более высокий уровень понимания текста. Вопросы стимулируют наше мышление, направляют его, заставляют копнуть глубже и разобраться во всех деталях изучаемой проблемы.
Когнитивист Элисон Кинг предложила ряд общих вопросов, которые можно применять практически в любой области, слегка видоизменяя их при необходимости. Они стимулируют использование самых разнообразных навыков мышления, от анализа до поиска контраргументов или способов применения в реальной жизни.
Примеры таких вопросов:
Используйте графическое отображение
В большинстве своем люди воспринимают информацию визуально. Нам значительно проще разобраться в чем-либо, если оно показано на картинке. Использование схем, таблиц, графиков и диаграмм сильно помогает в понимании текста. Подобные средства наилучшим образом отображают структуру знания, показывают связи между отдельными фактами. Существует немало подобных методов, и некоторые из них мы перечислим ниже:
Резюме
Хотите научиться читать быстрее и лучше запоминать прочитанное? Пройдите программу «Быстрое чтение».
Вопрос-ответ. Как улучшить свою способность понимать прочитанный текст?
Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением
Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.
Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:
Перед чтением
— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.
— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.
— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.
— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.
Во время чтения
— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.
— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.
— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.
— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.
После чтения
— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.
— Придумайте свои вопросы к автору.
— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.
— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.
— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.
Поговорите о прочитанном
Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.
Практикуйтесь в чтении как можно чаще
Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.
Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.
Мотивация для чтения
Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.
Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.
Стратегии по улучшению понимания прочитанного
Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:
— Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.
— Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.
— Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.
— Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.
— Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.
— Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.
— Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.
— Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.
— Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.
— Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.
— Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.
— Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.
Модель постепенного внедрения
Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.
Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.
Доступность книг для чтения
Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.
Также следует обратить внимание на следующие книги:
— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.
— Книги с достаточно крупными буквами.
— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.
— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.
Связь между чтением и письмом
Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.
Заключительные мысли
Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.
Как улучшить запоминание и понимание текста при чтении
Повышение скорости чтения не самоцель. Если вы не понимаете смысла, то можете носиться взглядом по строкам со скоростью хоть миллион километров в час пользы это не принесет.
В этой главе я проясню одно понятие, три вопроса и один великолепный прием для подготовки вашего мозга к чтению, в котором скорость сочетается с пониманием. Вы также научитесь активно перерабатывать информацию, чтобы сохранять ее максимально долго.
Равновесие
Для начала развенчаем один миф о том, что более быстрое чтение вредит пониманию.
Многие наши студенты боятся, что, читая быстрее, они не поймут сути текста. Я знаю, почему возникает это заблуждение; иногда действительно нужен методичный подход. Помните «передачи» при чтении? Более медленный темп полезен в определенных случаях: если материал очень трудный, относится к области специальных знаний или к теме, о которой у вас мало предварительной информации.
Считать, будто увеличение скорости чтения всегда ухудшает восприятие текста, неправильно. На самом деле верно обратное: с повышением скорости растет понимание.
Парадоксально на первый взгляд, но если немного подумать, то все становится на свои места. В основном ваша скорость чтения на уровне шестого класса объясняется тремя привычками, которые мы рассмотрели здесь:
Доказано, что устранение этих трех привычек улучшает скорость чтения. Во многом это объясняется тем, что для борьбы с ними нужно резкое улучшение внимательности. Невозможно упорядочить работу глаз или применять специальные методы бездумно; нужно делать это осознанно.
Разве не логично, что повышение внимательности, которое привело к росту скорости, должно улучшить и понимание? Это подтверждается на наших семинарах, где зачастую у студентов понимание и скорость растут вместе до определенного момента. Правда, иногда понимание немного снижается вначале, так как на первых порах этот метод приносит неудобства, сбивает мозг с толку.
Но вспомните: скорость и понимание растут параллельно до определенного момента. Какого бы прогресса вы уже ни достигли, есть граница, после которой вы не читаете, а просто смотрите. И вам нужно найти, где она проходит в вашем случае, и постоянно отодвигать ее. Однако мы точно знаем, что рост скорости всегда предшествует улучшению понимания. Так что, улучшая общую эффективность чтения, полезно на время пожертвовать пониманием. Сначала уделяйте основное внимание скорости, пусть понимание догоняет ее, и дайте им сравняться на более высоком уровне; затем повторите этот цикл.
Чтобы подготовиться, задавайте себе три «разумных вопроса», прежде чем приступать к чтению любого материала.
Задаваться этими тремя вопросами перед чтением любого материала результативный прием. На ответах не стоит зацикливаться: мощный толчок вашей общей эффективности дадут сами вопросы. Вы даете мозгу установку на продуктивную работу проводите его разминку! Эти вопросы также помогают вам сосредоточиться и понять общий контекст. Тогда ваши результаты, несомненно, улучшаются. А главное, задействуется активирующая ретикулярная система. Помните, я рассказывал об этой части мозга: она, например, обращает ваше внимание на машины той марки, которую вы решили купить. Вы спрашиваете свой мозг: «Что я здесь ищу?» Как мы знаем из введения, вы видите то, что ищете, даже на таком микроуровне, как материал для чтения.
Если бы вы изменили при чтении только одно начали задавать себе эти вопросы, прежде чем нырять с головой в материал, это уже серьезно повлияло бы на эффективность чтения. Самая прелесть в том, что на эти вопросы уходит всего секунд десять, а отдача от них огромная!
Разумное чтение. Зачем и как «читать разумно»
Самый действенный метод, который переведет вашу скорость чтения и понимание на новый уровень, получить предварительные знания. Если вам уже многое известно о теме изучаемого материала, то ваш мозг сам предсказывает, что будет дальше. Это позволяет точно заполнять пробелы, даже когда вы движетесь с большой скоростью. Предварительные знания также позволяют инстинктивно понять, когда можно бегло просмотреть раздел, а когда вчитываться и даже делать конспект. Предварительные знания, как ракетные двигатели, выводят понимание и скорость на новую высоту. Ничто не сравнится с ними по мощности.
Как же приобрести предварительные знания о теме нового текста? Научитесь «разумному чтению»!
«Разумное чтение» (раньше оно называлось «хитрым») простой процесс: вы намеренно осуществляете обзор материала, прежде чем читать его. Его можно применять к любому материалу, за исключением художественных произведений. Это может быть, например, книга вроде этой, газета или журнал. Зачем нужно «разумное чтение»?
Создатель документального или научного произведения начинает с написания авторского плана. Это костяк работы. Автор сначала создает краткое изложение основных идей, а затем дополняет и расширяет, чтобы сделать его интереснее. Основные идеи любого документального или научного произведения содержатся в авторском плане. Если бы вы могли ознакомиться с ним, прежде чем читать всю главу, статью и т. п., то получили бы уйму предварительных знаний. Авторский план стал бы картой, помогающей быстро сориентироваться в материале.
Но могу вас обрадовать: с этим планом можно ознакомиться заранее, просто он прячется от вас! Для обзорного прочтения главы или статьи попробуйте применить подход из трех шагов.
Это и есть «разумное чтение» в кратком изложении. Вы будете потрясены тем, как эффективно оно может подготовить ваш ум к восприятию конкретного материала. Вот три лучших способа применения «разумного чтения»:
Итак, сочетая все изученное в этом разделе, вы получаете эффективный способ подготовить мозг к восприятию нужного материала и затем дать ему «карту» того, что собираетесь прочесть. Совмещая три вопроса «разумного чтения» с «разумным» обзором материала, вы и сами удивитесь тому, как быстро сможете усваивать информацию при высочайшем уровне понимания.
Я бы порекомендовал вам перед каждой следующей главой этой книги задавать себе эти три вопроса, а потом применять метод «разумного чтения». Так вы воспримете больше информации и быстрее усвоите ее.
Читать научился, а понимать — нет: 6 способов это исправить
Ребёнок читает, но не понимает текст — распространённая проблема. И ладно бы только ученики в началке, но и старшеклассникам, и даже студентам порой приходится по несколько раз перечитывать материал, чтобы понять, о чём там вообще речь. Наш блогер Даниэль Голштейн разбирается с причинами возникновения этой проблемы.
Результаты исследования OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) показателей понимания прочитанного текста по программе PISA (Международная оценка учащихся) привели ученых если не в ужас, то в замешательство: выяснилось, что 15-летние подростки испытывают большие трудности с осмысленным чтением.
Дети проходили тесты по трем основным направлениям:
Теперь возникает вполне логичный вопрос — в чем причина низких показателей? Как известно, чтение — многокомпонентный процесс, включающий в себя различные навыки всестороннего освоения и понимания текста. Речь не идет об умении читать. Проблема как раз заключается в неумении перерабатывать информацию. Причем это касается не только младших школьников, но и старшеклассников и студентов. Понимание прочитанного текста — сложный процесс, который включает в себя:
Кроме того, наблюдаются трудности чисто в «механической» вертикальной структуре понимания и осмысления текста:
Почему же взрослые уже люди читают, но не понимают тексты? Истоки кроются в раннем детстве. Умение осмысленно переваривать прочитанное непосредственно связано с формированием 6 необходимых навыков:
1. Декодировка
Декодирование — обратный процесс кодирования, восстановление начальной формы. Когда ребёнок начинает читать, он учится сопоставлять знакомые ему звуки и написанные буквы. То есть основной фундаментальный процесс освоения навыков чтения — фонематическое восприятие текста. Игра в слова, чтение детям сказок, стихотворений, рифмование — всё это укрепляет навык декодирования.
2. Беглое чтение
Важно не только быстро прочитать слово, но и понять его значение. Если ребенок научится бегло читать в начальной школе, в дальнейшем его чтение будет плавным и ритмичным. А самое главное — осмысленным, ребенок будет понимать контекст прочитанного.
15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее
Проблему распознавания слов (дислексия) решает в начальной школе логопед. Известно, что речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому важно логопедические проблемы вовремя обнаружить и решить. Иначе автоматизировать письмо и чтение в дальнейшем будет практически невозможно.
3. Словарный запас
Важно общаться с ребенком на грамотном «взрослом» языке с самого детства. Лепетание, просторечные слова, сюсюканье прочно закрепляются и не развивают ребенка, а приземляют. И опять-таки главные помощники — книги, сказки, детские энциклопедии, стихи, пословицы, загадки. Достаточный словарный запас — ключ к успеху в понимании текста.
4. Построение предложений
Чтобы самому составить текст, ребёнок для начала должен усвоить права построения простого, а затем и сложного предложений. Этот навык поможет ещё и ориентироваться в тексте, понимать смысл отрывков и целого текста.
5. Общая ориентация в окружающем мире
Расширение кругозора — ещё один важный фактор для понимания текстов. При поступлении в 1-й класс ребенок проходит тесты готовности к школе. Это не значит, что в 6 лет ребенок должен знать, например, правило буравчика. Но ориентироваться во временах года, днях недели, называть свой адрес, классифицировать животных, посуду, мебель ребенок должен. Это элементарные представления об окружающем мире для ребёнка его возраста.
Формирование кругозора помогает дискутировать, аргументировать свою точку зрения, размышлять, читать «между строк».
6. Развитие когнитивной сферы
Уровень произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти — исполнительные функции, тесно связанные между собой. Умение запомнить важно для удержания информации, для дальнейшего переосмысления прочитанного. Умение концентрировать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой — необходимая база для усвоения знаний.
Важно: ребенок в 6 лет по физиологическим показателям может концентрировать внимание на 20 минут. Если ребёнок не может заниматься одним делом 15–20 минут, его не увлекает ни рисование, ни лепка, ни моделирование (игра с конструктором) — обращайтесь к психологу. Это явные признаки дефицита внимания или гиперактивности. Ребенку нужна срочная коррекционная помощь.
7 причин, почему чтение вслух — лучшее, что вы можете сделать для ребёнка
Дорогие родители! Часто мы видим проблемы ребенка еще в дошкольном возрасте. Но, к сожалению, не хотим их осознавать. «Перерастет» — любимый аргумент. Такой горе-прогноз, уж извините, отдает Средневековьем. Обращайтесь к специалистам вовремя!
В моей практике был случай, когда мама пятилетнего ребенка грозила мне судом за то, что я предложил сходить на консультацию к детскому психоневрологу. Спустя 2 года она вернулась, мы встретились на медико-педагогической комиссии. А ребенку нужна была не отсроченная, а срочная помощь.
Есть трудности — надо решать на профессиональном уровне. И чем раньше, тем лучше. Тогда дальнейшее обучение будет для ребенка радостью. Он легко и просто будет понимать и, самое главное, осмысленно принимать новую информацию уже в начальной школе.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / gikkw20