Как улучшить навыки коммуникации
7 привычек, которые превратят любого интроверта в мастера коммуникации
Привет! Я Саша, Exness Global Learning & Development Manager.
Более 10 лет занимаюсь темой развития взрослых людей. В центре моего интереса вопросы роста начинающих руководителей.
В этой статье делюсь практическими наблюдениями о том, как интроверту быстро научиться управлять командой.
«Что бы вы предпочли – выпрыгнуть из самолета без парашюта или оказаться за столом на званом обеде рядом с незнакомым человеком? Если вы выбрали первый ответ, не отчаивайтесь. Вы такой далеко не один». Ларри Кинг
Каждый второй IT-интроверт, получив управленческую роль, признается в том, что ему трудно взаимодействовать с командой.
Лидерская позиция предполагает значительное количество общения, встреч и диалогов. Без этого крайне сложно вести людей за собой.
Руководитель, который не привык общаться с людьми, обычно испытывает следующие сложности:
Взрослому человеку трудно меняться. На первый план выходит иммунитет к изменениям ( «Неприятие перемен», Киган/Лейхи). Даже осознавая потребность в переменах, мы предпочитаем сохранить привычку вместо того, чтобы развить новый навык. Так как любое изменение требует приложения усилий, мы натыкаемся на страх перестать быть самими собой.
Поэтому необходимо двигаться маленькими шагами, формируя легкие ритуалы, которые впоследствии принесут заметные улучшения.
Есть семь проверенных полезных привычек, которые помогут настроить коммуникацию с командой:
1. Превратитесь в наблюдателя. Изучайте свою команду как исследователь NatGeo. Интересуйтесь своими ребятами как личностями: узнавайте о хобби, планах, настроении, выходных и планах на отпуск. Покажите свой интерес, получите в ответ возникший интерес и к вам. Чем лучше вы знаете особенности своих людей, тем вам легче управлять через взаимодействие.
2. Расширяйте привычные горизонты бесед. Проявляйте инициативу в разговоре. Составьте список безопасных вопросов для старта. Исключите «какдела»вопрос: он отрезает путь к настоящей коммуникации. Включайте конкретику: ‘Что думаешь о беспилотниках?»; узнайте: «Где был на выходных?»; обсудите последнюю новость. Позвольте коллеге действительно что-то рассказать, а не отмахнуться ответом «нормально».
3. Смотрите людям в глаза. Поднимайте глаза от экрана во время разговора, тренируйте прямой взгляд. Откажитесь на встречах от смартфонов и ноутбуков. Зрительный контакт обладает огромной силой. Именно он формирует впечатление о человеке, захватывает внимание. В мозгу включается ряд когнитивных процессов, поскольку принимается сигнал о взаимодействии с другим человеком.
4. Найдите свой эмоциональный аутлет. Наши реакции – это физика. При воспитании иного формата поведения важно скидывать накопленное, отвергнутое. Особенно это касается проявления ярких эмоций, экспрессии во взаимодействии. Учитесь самоконтролю, но оставьте место для отдыха наедине с собой: спорт, игры, песни или 10 минут тишины – каждому свое.
5. Рассказывайте сказки детям. Замените чтение пересказом. Маленькие дети молниеносно дают обратную связь о сюжете и стиле, держат вас в напряжении и внимании: «Про волка уже было, не надо повторять». Такая привычка позволяет в безопасной среде развить важный навык повествования, формирования ключевой мысли в разговоре и умение реагировать на обратную связь собеседника.
6. Узнавайте себя. Попытайтесь определить близкие и приятные вам темы, проанализируйте собственный образ мыслей. Начните формировать свой рабочий круг общения – с кем вам проще проводить время. Найдите пару коллег, взаимодействие с которыми приносит удовольствие. Не нужно насильно толкать себя из зоны коммуникативного комфорта. Позвольте для начала привычке сформироваться.
7. Развивайте эмпатию – умение распознавать чувства другого и правильно реагировать на его эмоции. Этот навык позволит вдохновлять команду и вести людей за собой. Для начала научите себя понимать собственные эмоции. Можно прислушаться к телу – сердцебиение, дыхание и напряжение мышц помогут вам осознать состояние. Озвучивайте эмоции, которые испытываете: »Горжусь твоим проектом», « Возмущен подрывом сроков доставки». Называя свои чувства, вы провоцируете другого делиться своими.
Материал основан на наблюдениях одного амбиверта (человека, который обладает чертами характера интроверта и экстраверта одновременно), подтвержденных на собственной практике и в исследованиях ученых-нейрофизиологов.
Решили углубится в тему?
— Посмотреть: «Сила интроверта», Cьюзан Кейн
— Послушать: Expert Networking for Introverts with Karen Wickre
— Почитать: «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно», Ларри Кинг.
Как развить коммуникативные навыки быстро и без стресса?
Навыки коммуникации — важный элемент самопрезентации. По тому, как человек говорит, оценивают его профессиональные знания и эффективность в целом. Специалист, умеющий грамотно выражать свои мысли, быстрее находит общий язык с собеседником. Мы подготовили 3 увлекательных упражнения, которые помогут легко овладеть ораторским искусством в форме игры.
Коммуникационное оригами
Групповое упражнение, которое следует выполнять в компании от 3-х человек. Практика покажет, как одна и та же мысль может интерпретироваться разными участниками.
В итоге у каждого участника будут в руках разные по форме обрывки бумаги, хотя все действовали по одной инструкции. Уточните, смогли бы участники лучше выполнить задание, если бы делали то же самое с открытыми глазами, задавая параллельно вопросы. Вы услышите положительный ответ.
Открывать глаза означает слышать собеседника, задавать вопросы означает уточнять непонятные моменты. Каждый человек по-своему интерпретирует инструкции, поэтому очень важно разбираться в информации и понимать собеседника.
Угадайте эмоцию
Игра, цель которой научить людей понимать эмоции друг друга: гнев, радость, раздражительность, страх, привязанность, смущение, беспокойство и др. Участников нужно разделить на две команды. Положите на стол карточки с эмоциями и попросите одного из членов команды взять любую из них. После чего ему нужно изобразить эту эмоцию с помощью мимики и жестов. Кто первый отгадает, получает 10 баллов. Выиграет та команда, у которой наберется больше всего очков. Упражнение поможет не только весело провести время, но и поспособствует развитию эмоционального интеллекта. способствует развитию эмоционального интеллекта.
Сценка
Название говорит само за себя: вам необходимо разыграть вместе с собеседником какую-либо ситуацию. Тема может быть абсолютно любая — конфликт с продавцом-консультантом, звонок в техподдержку, защита проекта у руководителя. Обговорите заранее, о чем будет разговор, в каком направлении вести беседу. Упражнение поможет посмотреть на себя со стороны, оценить, как быстро вы реагируете на вопросы и можете подобрать ответ. Если первый раз у вас плохо получилось вести разговор, то повторите сценку еще раз. Это упражнение отлично подходит для подготовки к важным встречам, презентации идей и серьезным разговорам.
Если вы хотите оценить свои коммуникативные навыки и стать более убедительными при передаче устных и письменных сообщений, то посмотрите бесплатный онлайн-курс «Устная и письменная коммуникация». Курс поможет проанализировать свой стиль общения, освоить способы донесения сообщений, наладить доверие в отношениях и овладеть языком деловой коммуникации.
10 способов улучшения навыков общения
Эффективная коммуникация — один из самых важных жизненных навыков, который можно развить. Каждый из нас достигает в нем разного уровня мастерства — один неспособен договориться с родными и решить, кто пойдет выносить мусор, а другой среди улицы может продать незнакомцу слона.
Всему можно обучиться, умение общаться с людьми — не исключение. С чего начать? Следите за собой во время общения с людьми и применяйте способы, о которых мы дальше расскажем. Их, безусловно, больше десяти, но и с этими результат будет очень хорошим. В этой статье мы не будем говорить о хитрых психологических трюках, а сосредоточимся на ключевых принципах.
Всегда обращайте внимание на язык тела
Да, мы считаем это важным, но когда доходит до дела, то больше концентрируемся на том, что скажем, чем на том, как выглядим, и что «говорит» тело. А оно зачастую может сказать намного больше, чем слова.
Вы говорите собеседнику, что открыты для диалога, но при этом даже не глядите в его сторону. Уверяете, что он вам интересен, но то и дело проверяете свой телефон и проявляете нетерпение. Невербальные сигналы показывают больше, чем вы думаете.
Помните о том, что вы общаетесь с человеком, даже если не говорите в этот момент ни слова. Сложно держать под контролем все тело, поэтому начните с рук. Когда говорите, следите за тем, чтобы руки и пальцы передавали и дополняли смысл сообщения, а не висели безвольно. Учитесь также читать язык тела своего собеседника — так будет намного проще поймать его настроение.
Избавьтесь от всего лишнего
Под лишним нужно понимать «эм» и «ам», а также слова и словосочетания, не несущие смысла. Сократите количество подобного мусора, чтобы казаться более уверенным и убедительным.
Сначала это покажется трудной задачей, но с практикой вы не только избавитесь от лишних слов, но и станете яснее мыслить.
Продумайте сценарий
Предположим, вас всегда ставил в тупик вопрос: «А кем вы работаете?». Это вводит в ступор, вы начинаете запинаться и произносить бессвязную речь, разбавленную нелепыми шутками. Время покончить с неловкостью. Выделите время и продумайте, после чего запишите ответы на все вопросы, которые вызывают особые сложности. Можно записать несколько вариантов сценария, в зависимости от того, с кем будете разговаривать.
Иногда приходится говорить ни о чем со случайно встреченным старым знакомым. Для этого также подумайте, о чем можно поговорить в таком случае и какую степень конкретности-абстрактности вводить в речь.
Расскажите историю
Истории обладают особой силой. Они активируют работу мозга собеседника, делают презентации увлекательными, позволяют нам быть убедительными и даже помогают на собеседованиях.
У каждого из нас есть по крайней мере одна замечательная история. И если наполнить ее метафорами, красочными выражениями, кульминацией — собеседник будет слушать нас с удвоенным интересом.
Задавайте вопросы
Многие отказываются задавать вопросы, боясь показаться навязчивыми или глупыми. На самом же деле это могущественный инструмент, который позволит заинтересовать собеседника и показать ему, что он вам интересен.
Повторяйте последние слова в вопросительной форме, что будет поощрять его рассказывать дальше. Те, кого называют общительными людьми, чаще всего умеют всего лишь задавать вопросы и внимательно слушать.
Не отвлекайтесь
Отвлекаться на телефон во время диалога — отличный способ испортить взаимоотношения с окружающими. Если в этом цель, тогда отлично, но если вы хотите прослыть хорошим собеседником, забудьте о том, что он у вас есть.
Мешает не только телефон: это может быть все, что угодно, что мешает разговору. Например, какая-нибудь вещь, стоящая между вами, шум, некомфортная обстановка.
Свяжите свою мысль с аудиторией
Ничто не может быть более скучным, чем бесконечный рассказ собеседника, никак не связанный с присутствующими. Так мы чувствуем себя жилеткой, в которую можно выплакаться.
Великие собеседники всегда связывают истории с теми, с кем общаются. Они дают понять, что это диалог, а не монолог. Если нужно, прерывают рассказ и слушают ваш.
Будьте конкретными и краткими (BRIEF)
Акроним BRIEF означает:
Этот принцип был создан для написания электронных писем, но подойдет и для повседневного общения.
Используйте эмпатию
Разговор — это улица с двусторонним движением. Подавляющему большинству людей все равно, что скажет собеседник, именно поэтому так мало тех, кто добивается успеха в общении. Если вам интересна точка зрения другого человека, вы уже во многом преуспели в коммуникации.
Развитие эмпатии поможет вам увидеть, когда собеседник устал и хочет отдохнуть, когда лучше промолчать, когда пошутить. Точного рецепта нет: вы просто проявляете эмпатию, слушаете и наблюдаете. Все это позволит более эффективно реагировать на слова, паузы, язык тела собеседника.
Слушайте, действительно слушайте
Несмотря на порядковый номер, это самый важный принцип, которым нужно руководствоваться. Если и есть единственный совет о том, как стать прекрасным собеседником, это именно он. Мы так поглощены самими собой, что совершенно не обращаем внимания на то, что говорит человек. Эго — наш главный враг практически в любом диалоге. Это тяжелая работа, требующая терпения, но именно умение слушать приводит к тому, что о человеке говорят: «Это лучший собеседник, которого я когда-либо видел!».
Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков
Некоторые люди очень легко заводят новые знакомства, имеют много друзей и быстро вливаются в непривычный коллектив при смене рабочего места. Другие же могут общаться лишь с узким кругом самых близких, а справиться со сменой работы и поговорить с кем-то малознакомым становится для них сложной задачей, сравнимой со страшным сном. Все зависит от того, насколько человек коммуникабелен. Именно поэтому в детсадах все дети много времени проводят вместе, развивая способность общаться. При нехватке общительности не стоит расстраиваться, ведь существуют специальные методы, как развить коммуникативные навыки у взрослого или ребенка.
Особенности коммуникации
Под коммуникабельностью понимают способность установки контакта с другими людьми, поддержание любого разговора и эмоционального взаимодействия. Ее наличие является необходимостью для реализации человека, создания полноценной семьи и достижения успеха. Во многом качество коммуникации зависит от темперамента, из-за чего для многих даже попытки развить в себе общительность приносят массу трудностей.
Зачатки коммуникативных навыков появляются еще в момент, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет они развиваются от мимики и жестов окружающих, при этом не меньшее влияние оказывает общение между родителями. Если взрослые мало разговаривают с ребенком и не пытаются его обучить коммуникабельности, то высока вероятность появления застенчивости, сочетающейся с отсутствием разговорных навыков.
Общение может быть вербальным или невербальным. В первом случае подразумевается полноценный речевой контакт между людьми. Во втором – общение с помощью жестов, мимики или языка тела. Коммуникацию также делят на несколько навыков, из которых состоит любое общение. Всего их 5:
Все они важны и высоко ценятся окружающими. При этом многие компании предпочитают нанимать на работу коммуникабельных людей, что связано с их личными качествами. Любой общительный человек умеет быстро налаживать контакт с деловыми партнерами, легко находит общий язык с клиентами, умеет убеждать и оказывать необходимое влияние. Чтобы определить, насколько кандидат на должность коммуникабелен, собеседованию уделяют особое внимание. Если он будет иметь все нужные навыки, то вероятность принятия на работу и продвижения по карьерной лестнице будет очень большой, а начальник будет характеризовать его исключительно с положительной стороны.
Общительные люди отличаются трудолюбием, эффективностью, ответственностью.
Простые правила
Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.
Нужно следовать следующим правилам:
Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).
Упражнения
Развить в себе коммуникативные навыки получится также с помощью специальных упражнений. Большинство из них требует присутствие одного или нескольких собеседников, что очень важно при улучшении умения общаться. Выполнять их рекомендуется каждый день. Поначалу может показаться трудно, т.к. вырабатывать навыки коммуникации крайне тяжело. Особенно это касается взрослых людей, которые давно приняли свою необщительность.
Какие упражнения стоит использовать:
Существуют и другие упражнения, которые помогают повышать навыки общения. Их очень часто применяют в группах, которые созданы для того, чтобы незнакомые люди могли встретиться и в приятной атмосфере потренироваться, улучшив свои способности. Иногда достаточно пары таких занятий, чтобы раскрыть себя и избавиться от скованности.
Известный оратор Демосфен проговаривал речи, набив рот камнями. Он считал это лучшим способом развития коммуникабельности, качества речи и уверенности в себе.
Хорошим способом добиться высоких коммуникативных навыков являются тренировки в игровой форме. Они помогают каждому участнику открыться для других людей, почувствовать себя свободно и полностью расслабиться. В таких условиях развивать коммуникабельность проще всего. Некоторые игры можно применять даже в домашних условиях для совместных тренировок родителей с детьми.
Такие простые игры отлично помогут в достижении цели. Однако не стоит рассчитывать, что только их применения будет достаточно. Использовать их лучше всего в качестве дополнительной меры или первой ступени развития навыков.
Командные игры – лучший способ завести новых друзей и открыться для окружающих.
Коммуникабельность у детей
Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.
Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:
Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.
Иногда дети, которые не имеют достаточных коммуникативных навыков, оказываются отсталыми или страдают от некоторых болезней.
Достижение цели
Знать, как улучшить коммуникативные навыки, недостаточно. Даже ежедневные тренировки не гарантируют их развития. Важнее всего в достижении этой цели становится качество занятий. Очень важно не давать себе поблажек и выполнять все правила, а также никогда не отказываться от общения. Только так удастся добиться результата.
Не умеешь – научим. Как развить коммуникационные навыки?
Делл Хаймс, который ввел термин коммуникативных компетенций, считал: самое главное — понимать, что и кому следует говорить, а когда, наоборот, промолчать. Действительно, очень важно уметь грамотно выстраивать диалог, ведь без общения наша жизнь просто невозможна. И даже в век высоких технологий, где основным инструментом общения является Интернет, этот навык все равно необходим. Руководитель Департамента корпоративной социальной ответственности компании «Луис+» Ольга Попова-Качелкина рассказала, почему коммуникацию включили в систему четырех важных компетенций и поделилась простыми способами по улучшению навыков делового общения.
Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
Каким станет человек будущего
В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил о начале Четвертой технологической революции. Ее результатом станет тотальная роботизация. Чтобы оставаться востребованным специалистом, человек будущего должен:
«Сейчас набирает популярность „Система 4К“. Ее концепция включает критическое мышление, креативность, коммуникацию и координацию. Последние два пункта тесно связаны между собой. Умение договариваться, определять общую цель и пути ее достижения, распределять роли и оценивать результат нужно уже сейчас. Если не удастся найти подход к собеседнику, то можно легко потерять ключевого партнера».
Где нужны коммуникативные компетенции
Рабочая среда
Профессиональные отношения часто граничат со стрессом. Ради всеобщего блага сотрудникам приходится учиться принимать правильные решения и спокойно общаться с коллегами даже в экстремальных условиях. Именно поэтому соискатели, которые добавили в резюме стрессоустойчивость и коммуникативность, с каждым годом ценятся все больше.
В своей практике я часто сталкиваюсь с фактом: робким людям не удается добиться серьезного успеха в профессии. То же касается и командной работы. Ее эффективность падает, когда человек боится лишний раз переспросить, уточнить информацию.
«Ответственность и соблюдение сроков — серьезная поддержка в сфере бизнеса. Не забывайте предупреждать о форс-мажорах своих коллег и руководство, открыто обсуждайте проблемы, старайтесь вместе найти выход. Вам станут больше доверять, люди охотно будут идти на контакт даже после завершения проекта. Это поможет сформировать свой социальный капитал».
Сфера образования
«Когда к вам подходит малыш и протягивает свой рисунок, как бы вы ни были заняты, отвлекитесь, посмотрите ему в глаза, вместе разглядите картинку и оцените старания. Такой подход поможет развить его уверенность в себе. Иначе ребенок закроется. Действительно, зачем показывать взрослым что-то свое, если они все равно не обращают на тебя внимания».
Повседневная жизнь
Каждый взрослый человек в повседневности сталкивался с конфликтами. Плохое настроение и проблемы порой толкают нас на ссору даже в бытовых ситуациях.
Например, медлительность продавца в магазине привела к возникновению толпы на кассе. Люди начинают раздражаться, резко высказываться в его сторону. Вместо того чтобы начать работать быстрее, сотрудник принимается защищаться и хамит в ответ. В итоге никто из участников спора не получил никакой выгоды — время потрачено впустую, щеки покупателей горят, давление скачет. А можно было взять себя в руки и попытаться спокойно решить вопрос, тогда и очередь бы двинулась быстрее, и нервные клетки оказались целы.
Онлайн-коммуникация
Цифровой этикет – серьезный блок современных коммуникаций. Считать, что вас узнают по аватару в мессенджере, — большое заблуждение. Всегда представляйтесь, когда начинаете диалог. Здоровайтесь и называйте человека, которому пишете, по имени. Уважайте личные границы собеседника, спрашивайте, не занят ли он, и только потом излагайте свою мысль.
Голосовые сообщения могут поставить человека в неловкое положение, особенно если он не дома. Поэтому старайтесь разговаривать с помощью текстовых, предварительно объединив их.
Как стать превосходным собеседником
Искренний и взаимный интерес — залог успешного общения. Человеку, желающему прокачать свои коммуникативные навыки, следует уметь:
1. Слушать.
Во время диалога нельзя перебивать. Сдерживайте себя, даже если вам скучно. Детям сложно сконцентрироваться на чем-либо одном, поэтому предложите им внимательно прослушать видеоролик на YouTube или рассказ одноклассника о его летних приключениях. А потом резюмировать услышанное.
«Задавайте человеку вопросы, но прежде поищите в соцсетях какие-нибудь факты о нем и его интересах. Диалог станет более доверительным, а собеседник проникнется к вам симпатией. Контролируйте тело (лучше избегать закрытых поз), фиксируйте взгляд на оппоненте, забудьте о смартфоне хотя бы на время разговора. Такое внимание не останется незамеченным. Помните, мы все хотим признания своих достоинств и профессионализма».
2. Давать позитивную обратную связь.
3. Вести дискуссию.
4. Поддержать другого.
«Уже доказано, что молодые специалисты стремятся работать в тех компаниях, которые активно занимаются социальной политикой и заботятся о своих сотрудниках, слышат их. Позиция силы с применением агрессии и давления, напротив, деструктивна».
5. Разрешать конфликты.
Если ситуация обострилась, оцените ее не только со своей стороны. Подумайте о чувствах оппонента, причинах конфликта и путях его разрешения.
Что касается детей, то они обычно легко выходят из подобных ситуаций и договариваются. Будьте для них примером, ведь они копируют ваше поведение.