Как уложить аутиста спать

Как уложить аутиста спать

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Как уложить аутиста спать. Смотреть фото Как уложить аутиста спать. Смотреть картинку Как уложить аутиста спать. Картинка про Как уложить аутиста спать. Фото Как уложить аутиста спать

Общие рекомендации по поведению помогут вам справиться со многими нарушениями сна вашего ребёнка.

Бесплатные занятия с логопедом

Аутизм и сон

У детей с РАС, как и у любого ребёнка, могут возникнуть проблемы с засыпанием и сном. Но у детей с аутизмом бывают такие нарушения сна, которые нечасто наблюдаются у других детей.

Эти трудности включают:

Иногда нарушения сна у детей с РАС сохраняются на протяжении долгого времени. В других случаях они проходят по мере взросления ребёнка.

Иногда он просыпается очень рано и не может снова заснуть. Ему обязательно нужно убедиться в том, что домочадцы рядом.
(Родитель ребёнка с РАС)

Причины нарушения сна у детей с РАС

Сложности с общением
У многих детей с РАС есть трудности с выражением своих желаний и потребностей. Возможно, ваш ребёнок не засыпает из-за того, что ему что-то нужно, и он не может найти способ сообщить об этом. Также по причине сложностей с общением дети с РАС могут не уловить намёк, что скоро придёт время идти спать.

Сильная привязанность к распорядку и привычкам отхода ко сну
Дети с аутизмом бывают очень зависимы от собственных привычек и распорядка. Ваш ребёнок может засыпать вполне спокойно, если выполняется привычная процедура отхода ко сну, но в случае её нарушения — нет. Также дети с РАС могут приучиться засыпать только в определённом месте, и если оно становится недоступным, то это вызывает проблемы. Подобные привычки детей с аутизмом с трудом поддаются изменениям.

Любимые вещи и ассоциации
У детей с РАС бывают любимые вещи, которые они берут с собой в кровать, или одежда (например, пижама), в которой они ходят перед сном, чтобы успокоиться. Без таких вещей и ассоциаций они не могут заснуть.

Иные причины: тревога, гиперактивность, общее самочувствие, следствие приёма медицинских препаратов
Дети с РАС очень тревожны. Это вызывает сложности с засыпанием, сонливость после пробуждения.

У детей с аутизмом бывает гиперактивность, из-за чего они до вечера остаются очень возбуждёнными и активными.

Как и любой ребёнок, дети с РАС болеют (например, простуда или ушная инфекция), что мешает им заснуть или спать спокойно. Хронические заболевания (например, астма, эпилепсия) также влияют на сон ребёнка.

Некоторые дети с РАС принимают лекарства, у которых есть побочные эффекты, включающие проблемы засыпания и сна.

Если вам не очевидны причины нарушения сна у ребёнка с РАС, попробуйте вести дневник наблюдений за сном. Регулярно записывая всё, связанное со сном вашего ребёнка, вы, возможно, заметите некие закономерности его поведения или факторы окружающей обстановки, влияющие на сон. Эти записи также могут пригодиться самым разным специалистам, работающим с вашим ребёнком.

Решение проблем со сном у детей с РАС

Нарушения сна у детей с аутизмом не всегда связаны с РАС. Некоторая часть сложностей со сном — поведенческие проблемы, с которыми можно справиться способами, подходящими для любых детей.

У ребёнка с РАС могут возникнуть трудности с пониманием того, что вы от него хотите, и с принятием любых изменений. С вашей стороны потребуется много времени и терпения, чтобы наладить сон ребёнку с аутизмом.

Вот несколько рекомендаций для решения проблем с засыпанием и ночным бодрствованием.

Порядок отхода ко сну и привычки

Окружающая обстановка и сон

Иные факторы
Во время болезни ребёнку требуется больше внимания, чем обычно. Но когда он выздоровеет, вернитесь к использованию указанных выше рекомендаций. Проконсультируйтесь с врачом ребёнка, если считаете, что нарушения сна связаны с медицинской проблемой, например с астмой или эпилепсией.

И если ребёнок просыпается ночью, зовёт вас или вскакивает с постели, попробуйте указанные выше советы.

Другие причины нарушения сна у детей с РАС

Мочеиспускание в постель и туалет
Дети с РАС поздно обучаются хождению в туалет и испытывают при этом затруднения. Если ребёнок мочится в постель, то может проснуться от ощущения влажности. Также он может пойти в туалет, но не лечь после этого обратно в постель.

Если у ребёнка есть проблемы с приучением к туалету и ночным недержанием, то вам может потребоваться помощь. Например, можно обсудить это со специалистами программы раннего вмешательства. Если проблема носит постоянный характер, то нужно проконсультироваться с терапевтом, наблюдающим вашего ребёнка.

Храп
Как и все дети, некоторые дети с РАС храпят. Если храп ребёнка постоянный и не связан с простудой или аналогичной болезнью, то обратитесь к врачу. Иногда храп бывает признаком апноэ.

Беспокойный сон
В сравнении с другими детьми у детей с аутизмом чаще бывает беспокойный сон. В частности, они чаще ворочаются и раскачиваются, ударяются головой. Стоит иметь в виду, что довольно распространённый беспокойный сон может оказаться признаком более серьёзных нарушений сна. Если вы беспокоитесь или ваш ребёнок оказался невосприимчив к вышеизложенным рекомендациям, то проконсультируйтесь с врачом.

Если у детей с РАС сложности со сном, это в худшую сторону сказывается на их поведении в течение дня. Как и у любого ребёнка, постоянные проблемы со сном у детей с РАС негативно отражаются на способности к обучению. А у их родителей нарушается сон, возникают стресс и депрессия. Изменение привычек, сопутствующих сну, поможет решить часть этих вопросов.

Помощь при нарушениях сна у детей с РАС

Проблемы со сном часто уходят после применения в течение 2–3 ночей указанных выше рекомендаций. Если же улучшение не наблюдается, то у ребёнка возможно наличие проблем со здоровьем.

Не исключено, что вам понадобится поддержка профессионала для использования некоторых из вышеперечисленных советов, например основанных на постепенном изменении времени сна и времени пробуждения.

Следует проконсультироваться с врачом, если ваши действия не помогают после первых нескольких дней. Можно обратиться к педиатру, психологу или другому специалисту, который занимается лечением нарушений сна у детей.

Медикаментозная помощь
Перед применением лекарственных препаратов необходимо попытаться решить проблемы со сном через поведенческий подход.

Было обнаружено, что некоторым детям с РАС помогают лекарства.

Например, мелатонин помогает детям с аутизмом быстрее засыпать, дольше спать, реже просыпаться в течение ночи. Мелатонин также улучшает поведение в дневное время у части детей с аутизмом, но изменение дневного поведения в лучшую сторону может быть связано с тем, что они стали лучше высыпаться.

Только врач может прописать мелатонин. Нельзя давать препарат ребёнку без назначения и наблюдения специалиста.

Источник

Проблемы сна при аутизме

ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ АУТИСТОВ ТРУДНОСТИ СО СНОМ

Трудности со сном возникают даже у вполне здоровых детей. Спровоцировать нарушение могут банальные причины: духота в спальне, аллергия, острый ринит, энурез и т.д. А дети с диагнозом аутизм чаще других подвержены нарушениям ночного отдыха. По статистике, то или иное расстройство сна имеет каждый второй такой ребёнок. Врачи нашли этому научное объяснение. У детей аутистов нарушена функциональность части головного мозга, отвечающего за фазы сна. Согласно некоторым исследованиям, стадия быстрого сна у аутистов гораздо короче либо вообще отсутствует. В результате, такие дети ежедневно испытывают трудности с засыпанием и просыпанием.

Тревожный сон у ребёнка аутиста – большая проблема для семьи. Близкие люди вынуждены приспосабливаться к особому ритму жизни. И это может негативно сказываться на общей атмосфере в доме. Из-за постоянных проблем со сном у детей аутистов часто развиваются более серьёзные расстройства: ночное апноэ, сомнамбулизм (лунатизм) и др.

КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ

Причины, вызывающие расстройство сна у детей, зачастую имеют психологический или неврологический характер. К примеру, тревожный сон у ребёнка при гиперактивности – довольно распространённое явление. Малыш выматывается физически, при этом получает слишком много информации. В результате усложняется процесс засыпания, в течение ночи ребёнок спит тревожным сном, может наблюдаться подёргивание конечностей.

Ребёнок аутист может элементарно не понимать, почему ему нужно ложиться спать, если он не испытывает такой потребности в данный момент времени. При этом он не может долго уснуть, а утром ему сложно проснуться.

Ночной энурез также является причиной для расстройства сна. Сильные позывы в туалет или непроизвольное мочеиспускание могут разбудить ребёнка. А по возвращении в кровать часто оказывается, что малышу трудно повторно заснуть. Он будет нервничать, расстраиваться, пребывать в стрессовом состоянии.

Ночное апноэ у детей – более серьёзное нарушение. Во время сна у ребёнка происходит остановка дыхания. Это может длиться несколько секунд и повторяться много раз за ночь. Внимательным родителям несложно обнаружить проблему. Ребёнок перестаёт дышать, затем через 5-10 секунд следует глубокий вдох с характерным звуком, как при храпе, после чего дыхание восстанавливается. Ночное апноэ может иметь тяжёлые последствия. Развивается кислородное голодание мозга, что приводит к неврологическим расстройствам, может замедлиться умственное и речевое развитие, повышаться давление, возникать перебои сердечного ритма. У младенцев до года апноэ может вызвать синдром внезапной смерти.

Сомнамбулизм (или лунатизм) у ребёнка в возрасте от 5 до 10 лет некоторые специалисты считают вполне нормальным. Но за диагнозом сомнамбулизм всегда кроется психологическое или физиологическое отклонение. Например, ребёнок может начать ходить во сне после стресса, испытав сильную потерю. Диагноз сомнамбулизм у детей подросткового возраста может вызывать опасение врачей. Особенно, если появились такие признаки, как потирание ладоней, передёргивание тела, резкий подъем с кровати, частое сглатывание слюны. При сомнамбулизме у ребёнка это могут оказаться симптомы эпилепсии, судорог и др. патологий. Такое состояние требует тщательного неврологического обследования.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК СПИТ ТРЕВОЖНЫМ СНОМ

Задача родителей обеспечить малышу спокойный сон. Необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо, не испытывает боли, дискомфорта. Нельзя перегружать ребёнка перед сном, исключите просмотр телевизора, мультфильмов на ночь. Если малыш жалуется на ночные страхи – нужно установить ночник в детской спальне.

В вечернее время следует вместе с детским гастроэнтерологом исключить из рациона ребёнка жирные блюда, высокоаллергенные, кофеинсодержащие продукты и продукты, вызывающие повышенное газообразование.

К детям аутистам требуется особый подход. Необходимо установить и всегда строго придерживаться распорядка дня. Готовить ко сну ребёнка аутиста нужно в одно и то же время, соблюдая традиционный ритуал (например, попить воды – почистить зубы – сходить в туалет – лечь в кровать). Безопасность и контроль – важные критерии для особых детей и привычный ежедневный моцион будет вызывать у них спокойствие.

КАК ЛЕЧИТЬ РАССТРОЙСТВО СНА У ДЕТЕЙ

Тревожный сон, храп, апноэ, сомнамбулизм у ребёнка – состояния, требующие обязательного обследования у невролога и должно корректироваться как можно раньше. Для того, чтобы устранить расстройство сна у ребёнка – необходимо найти и устранить причину. Современные методы исследования, применяемые в НИИ Дети Индиго, позволяют быстро и точно установить правильный диагноз и назначить адекватное лечение.

Не стоит полагаться на лекарственные препараты, подавляющие нервную систему. Длительный приём таких медикаментов с раннего возраста может пагубно отразиться на психическом и физическом здоровье ребёнка в будущем.

В НИИ Дети Индиго для лечения различных нарушений сна применяют прогрессивные, абсолютно безболезненные и безопасные методики, позволяющие постепенно нормализовать фазы сна и улучшить ночной отдых у ребёнка.

Источник

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом регулировать сон?

Описание поведенческих методик для коррекции нарушений сна при аутизме

Как уложить аутиста спать. Смотреть фото Как уложить аутиста спать. Смотреть картинку Как уложить аутиста спать. Картинка про Как уложить аутиста спать. Фото Как уложить аутиста спать

Я координатор домашней программы и работаю с шестилетним ребенком, у которого диагностирован аутизм. Родители обеспокоены тем, что у него есть проблемы с укладыванием спать, и он часто просыпается посреди ночи и приходит к ним. Родители хотели бы, чтобы ребенок продолжал спать в кровати всю ночь, и они уже все перепробовали. Что я могу предложить им для лечения поведения сна у ребенка?

Отвечает Лорен Шнелл, сертифицированный поведенческий аналитик, специализированная детская больница.

Нарушения сна у детей с аутизмом беспокоят многих родителей. По существующим оценкам, примерно 25% обычных детей в возрасте от года до четырех часто просыпаются по ночам (Lozoff, Wolf, & Davis, 1985). Среди детей с особыми потребностями до 80% имеют какой-то тип проблем со сном (Lamberg, 1994). Большинство детей, которые часто просыпаются ночью, в итоге спят в постели родителей, а проблемы со сном сохраняются длительное время.

Хорошие новости в том, что существует несколько поведенческих подходов, которые показали свою эффективность при нарушениях сна у детей с аутизмом. В основе этих подходов лежит допущение о том, что нарушенный режим сна является выученным, и, следовательно, ему можно переучиться.

Прежде чем внедрять поведенческую программу для регуляции сна необходимо исключить возможные медицинские причины нарушений сна, например, физический дискомфорт, вызванный болезнью. Необходимо обсудить с педиатром, могут ли трудности со сном быть связаны с медицинской проблемой, а также провести соответствующее медицинское обследование.

Если можно предположить, что проблемы со сном являются поведенческими, то первый шаг состоит в ведении дневника сна, чтобы определить масштаб проблемы и возможные факторы окружающей среды, которые могут оказывать нежелательное воздействие на сон ребенка. В дневнике сна записывается, в какое время ребенка укладывают спать, в какое время он засыпает, как часто он просыпается ночью и как долго бодрствует в этих случаях.

Можно также собирать дополнительную информацию по поведению, которое можно наблюдать при укладывании спать, например, по протестам во время приготовления ко сну или нежелательному поведению в течение ночи. Сбор базовых данных должен продолжаться, пока не будут выявлены закономерности (или их отсутствие) сна и нежелательного поведения.

Вот несколько вопросов, которые могут помочь родителям вести дневник сна:

— В какое время ребенок ложится спать?

— Что ребенок делает перед укладыванием в кровать?

— Что из происходящего дома может повлиять на сон ребенка после того, как его уложили спать?

— Что делает ребенок перед тем, как заснуть?

— В какое время ребенок просыпается ночью и утром?

— Спит ли ребенок в течение дня?

На основе базовых данных, собранных в дневнике сна, можно выбрать один из нескольких подходов. Ниже приводятся примеры таких подходов, которые могут улучшить поведение сна у ребенка с аутизмом.

Рутина перед сном

Рутина перед сном может помочь ребенку, поскольку она создает предсказуемость и последовательность действий, которые приводят к укладыванию в постель. Лучше всего сделать письменное или визуальное расписание для такой рутины, чтобы гарантировать, что ребенок будет четко ей следовать. В расписании должны быть перечислены все действия, которые предшествуют укладыванию в постель, например, почистить зубы, надеть пижаму, сказать «спокойной ночи» близким, послушать сказку на ночь.

Рутина перед сном должна начинаться как минимум за 30-60 минут до укладывания в постель. Также рекомендуется, чтобы родители исключили любые продукты и напитки, содержащие кофеин, как минимум за шесть часов до сна, а также старались избегать слишком активных занятий вечером.

Поначалу ребенку может понадобиться очень высокий уровень позитивного подкрепления за то, что он следует рутине перед сном. Впоследствии родители могут предоставлять позитивное подкрепление ребенку на следующее утро за то, что он выполнил всю рутину перед сном и оставался всю ночь в постели. Подобное подкрепление может включать любимые хлопья на завтрак, игрушку или наклейку, которая крепится на специальную доску после пробуждения (Mindell & Durand, 1993).

Процедура вымирания для избегания сна

Изменений в рутине перед сном не всегда достаточно для успешного лечения нарушений сна, и могут потребоваться другие виды вмешательства. Выбор процедуры в большой степени зависит от того, когда случаются нарушения сна. В ситуации, когда ребенку трудно уснуть, или он много раз просыпается в течение ночи, можно использовать процедуру вымирания для избегания сна. Вымирание для избегания — это распространенная процедура, когда поощрение, которое поддерживало поведение, предотвращается или исключается. Во время такой процедуры родители проводят рутину для отхода ко сну, в конце которой ребенка укладывают в кровать и выходят из комнаты. Каждый раз, когда ребенок просыпается и пытается выйти из комнаты, родители направляют его обратно в постель без каких-либо разговоров и взаимодействия с ребенком. Эта процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не начнет оставаться в кровати, пока не заснет (Rickert & Johnson, 1988; France, Blampied, & Wilkinson, 1991).

При применении протоколов вымирания избегания сна важно убедиться, что ребенок находится в полной безопасности. Например, если у ребенка есть тяжелые поведенческие проблемы, например, он причиняет себе вред или забирается на мебель, можно внедрить модифицированную программу по вымиранию. В рамках такой программы кто-то из родителей остается в комнате и следит за безопасностью ребенка с минимальным взаимодействием с ним. Кроме того, родители могут установить систему видеонаблюдения, чтобы следить за безопасностью ребенка из другой комнаты.

Постепенная процедура вымирания для избегания сна

Если невозможно использовать процедуру вымирания для избегания сна, то родители могут воспользоваться методом постепенного вымирания. Эта терапевтическая процедура может использоваться, когда у ребенка есть трудности с засыпанием, он часто просыпается в течение ночи и демонстрирует протестное поведение в ночное время. При постепенном вымирании процедура тоже начинается с того, что ребенка укладывают в постель и выходят из комнаты (Durand, 1998).

Если ребенок начинает плакать или протестовать, то родители ждут заранее определенный промежуток времени и только после этого идут к ребенку. Подобная пауза перед реакцией будет систематически увеличиваться до тех пор, пока ребенок не будет засыпать до прихода родителей (Durand & Mindell, 1990).

Уменьшение времени отхода ко сну с платой за реакцию

Другой вариант — процедура уменьшения времени отхода ко сну с платой за реакцию (Piazza & Fisher, 1991). Вначале необходимо определить, через какое время после укладывания в кровать ребенок действительно засыпает (в соответствии с дневником сна). К этому времени добавляется 30 минут, это и будет новым временем для укладывания ребенка спать. Например, если ребенка укладывают в постель в восемь вечера, а он засыпает в половине девятого, то его нужно будет укладывать спать в девять вечера. Как только установлено новое время, очень важно, чтобы ребенок бодрствовал до девяти вечера, чтобы повысить вероятность, что он будет достаточно усталым к этому времени. Если ребенок засыпает в течение 15 минут после того, как его уложили, то время постепенно уменьшается до прежнего по 30 минут за день (то есть, на следующий день ребенка надо укладывать не в девять вечера, а в полдевятого). Если ребенок не заснул в течение 15 минут после укладывания в постель, то его нужно поднять из кровати примерно на 15 минут. В течение этого времени ребенка не поощряют заснуть, но и не предлагают никаких увлекательных занятий. Цель состоит в том, чтобы повысить мотивацию ребенка заснуть. К концу 15-минутного интервала ребенка снова кладут в постель. Эта процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не засыпает. В этом случае на следующей день время отхода ко сну сдвигается на 30 минут позже (ребенка укладывают не в девять вечера, а в полдесятого). Подобный цикл повторяется до тех пор, пока ребенок не будет засыпать в то время, которое было изначально определено его родителями.

Запланированные пробуждения

Если ребенку трудно оставаться спящим, и он просыпается в течение ночи, то может помочь процедура, которая называется запланированные пробуждения. Используя данные дневника сна, родители определяют, когда чаще всего ребенок просыпается ночью, и будят ребенка примерно за 30 минут до этого времени, осторожно прикасаясь к ребенку и разговаривая с ним. Как только ребенок проснется, родители позволяют ему снова заснуть. План продолжается до тех пор, пока ребенок не будет спать всю ночь без самостоятельных пробуждений в течение 5-7 дней подряд. Как только будет достигнут этот критерий, то можно пропускать запланированные пробуждения по одному за неделю до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно спать всю ночь (Rickert & Johnson, 1988).

Пропуск из кровати

Очень часто ребенок сопротивляется попыткам уложить его спать, зовет родителей или встает с кровати, чтобы найти их. Одно из возможных вмешательств для коррекции такого поведения — это пропуск из кровати. Родители выдают ребенку «пропуск», который можно обменять на возможность встать с кровати на короткий промежуток времени. Таким пропуском может быть маленькая визитка с именем ребенка. Подобный подъем должен быть непродолжительным и связанным с конкретной целью, например, попить, сходить в туалет, обнять маму. Как только пропуск использован, ребенок отдает его родителю до следующего вечера. В зависимости от того, как часто ребенок встает или зовет родителей (как показано в дневнике сна), ребенку можно предоставить дополнительные пропуска. Если ребенок проявляет проблемное поведение, связанное со сном, уже после использования пропусков, то родители должны использовать процедуру вымирания избегания сна, которую обсуждали выше.

Нарушения сна — это очень распространенная проблема, с которой сталкиваются семьи детей с инвалидностью. Поскольку коррекция проблем со сном часто связана с прерыванием сна для тех, кто работает над этим планом, то очень важно обсудить план с родителями и понять, смогут ли они ему следовать. Как правило, подобные планы нужно модифицировать, чтобы они лучше соответствовали образу жизни конкретной семьи. Как и с любым другим видом лечения, очень важно, чтобы все члены семьи вели себя последовательно в соответствии с планом. Даже игра братьев и сестер может сыграть важную роль в коррекции проблем со сном, так как они могут демонстрировать ребенку, как правильно вести себя при отходе ко сну и оставаться в кровати всю ночь. Применение подходов, основанных на научных исследованиях, а также огромный запас терпения и настойчивости может избавить многие семьи детей с аутизмом от постоянного недосыпания.

Ссылки

Durand, V. M. (1998). Sleep better! A guide to improving sleep for children with special needs.Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing.

Durand, V. M. & Mindell, J. A. (1990). Behavioral treatment of multiple childhood sleep disorders.Behavior Modification, 14, 37-49.

France, K. G., Blampied, N. M., & Wilkinson, P. (1991).Treatment of infant sleep disturbance by trimeprazine in combination with extinction. Journal of Developmental Behavior and Pediatrics, 12, 308-314.

Friman, P., Hoff, K. E., Schnoes, C., Freeman, K. A., Woods, D. W., Blum, N. (1999). The bedtime pass: An approach to bedtime crying and leaving the room. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine, 153, 1027-1029.

Lamberg, L. (1994). Bodyrhythms: Chronobiology and peak performance. New York: William Morrow & Company.

Lozoff, B., Wolf, A. W., & Davis, N. C. (1985). Sleep problems seen in pediatric practice. Pediatrics, 75, 477-483.

Mindell, J. A., & Durand, V. M. (1993). Treatment of childhood sleep disorders: Generalization across disorders and effects on family members. Journal of Pediatric Psychology, 18, 731-750.

Piazza, C. C., & Fisher, W. (1991). A faded bedtime with response cost protocol for treatment of multiple sleep problems in children. Journal of Applied Behavior Analysis, 24, 129-140.

Rickert, V., & Johnson, M. (1998). Reducing nocturnal awakening and crying episodes in infants and young children: A comparison between scheduled awakenings and systematic ignoring. Pediatrics, 81, 203-212.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *