Как украсить цветочный отдел
Марина Казакова, ретейл-дизайнер: «Витрины — это не просто декорированное окно»
Пять шагов создания витрины, которая будет продавать
Основатель и преподаватель школы визуального мерчандайзинга Merchandising&Windows, сооснователь проектного бюро Woodi Bureau
Предприниматель открыл цветочный магазин и тут же сталкивается с проблемой — как оформить витрину? Начинает экспериментировать: то оформит, как в инстаграме у зарубежного цветочного магазина, то возьмет для примера картинку из Пинтереста. И на все это приходится тратить деньги, материалы недешевые. Но результата от витрины как будто нет: она не привлекает покупателей.
Чтобы витрина продавала, необходимо учесть две вещи. Первое — не нужно путать витрину с раскладкой товара в магазине, оформлением прикассовой зоны или холодильника. Витрина — это коммерческая инсталляция, которую мы обычно видим на фасаде здания или в галерее торгового центра. Второе — ее создают по определенному алгоритму.
Обо всем этом рассказывает эксперт в области дизайна магазинов с 17-летним опытом и визуальный мерчандайзер Марина Казакова.
Шаг 1. Выбираем тип витрины
Первое, что нужно понимать владельцу магазина:
От этого напрямую зависят технические возможности и дизайн витрины. Тут важны такие характеристики.
Есть три наиболее распространенных типа витрины:
Открытая витрина. При такой витрине просматривается весь зал: элементы коммерческой инсталляции могут смешиваться с интерьером и перебивать друг друга. Поэтому такую витрину нужно продумывать вдвойне тщательно.
Закрытая витрина. Помогает сделать коммерческую инсталляцию более целостной, лаконичной и независимой от интерьера магазина. Можно играть с фоном, экспериментировать со светом и объемом.
Витрина-окно. В этом случае лучше использовать световые инсталляции, надписи и большие объекты. Полки, стеллажи, мелкие предметы будут создавать визуальный шум и смотреться хаотично.
Открываете цветочный магазин?
Посифлора поможет организовать рабочий процесс с нуля. Ведите учет, контролируйте заказы и следите за работой флориста прямо со смартфона
Шаг 2. Формулируем идею бренда
После того как мы отработали технические характеристики, необходимо определить идею бренда. Она нужна, чтобы выстроить коммуникацию с покупателем.
Первым делом ответьте на вопрос: «Что мы продаем?». Речь идет не о фактическом товаре, а о смысле и ценностях, которые вы транслируете.
Например, «Икея» продает не просто мебель, а образ жизни. Человек заходит в одну из комнат в магазине и уже видит, как продуктивно он будет работать за этим столом и какой интересный семейный досуг у него будет в этой гостиной с полосатым пледом.
Цветочный магазин как бренд может продавать лайфстайл, настроение и атмосферу. Девушка проходит мимо витрины и представляет, как эти розовые бутоны пионов сделают ее спальню уютной и комфортной. Она может еще не до конца осознать этот образ, но уже почувствовать легкость и воздушность при одном взгляде на витрину.
Четко сформулированная идея бренда помогает понять, как мы представим продукт на витрине.
Будапештская студия цветов Plante называет себя магазином «медленных» растений. Идея бренда в том, чтобы с помощью цветов привнести в жизнь горожанина естественность и осознанность. Уход за растениями помогает замедлиться, отвлечься от суеты и стать ближе к природе. Ценности бренда отражаются в минималистичном интерьере, в использовании натуральных материалов, в лозунге plants are friends и в дизайне витрины.
Шаг 3. Определяем целевую аудиторию
Витрина должна работать на конкретную аудиторию. Целевой покупатель — это не абстрактные «все», а человек, который будет возвращаться в ваш магазин как раз за идеей бренда и ощущением. Определите, кто ваш покупатель, и составьте его портрет:
Иногда бывает, что цветочный магазин ориентируется на людей со средним достатком, но витрину делает слишком премиальной. Целевой покупатель проходит мимо и думает: «Здесь всё дорого и престижно. Это не для меня». Чтобы не отпугнуть своего покупателя, нужно продумать его реакции, возражения и сценарии поведения еще до создания витрины.
Или студия продает саженцы для бабушек, но на витрине создает абстрактную природную композицию. Тогда нужно либо обыграть товар в витринной инсталляции, либо дополнить витрину с помощью входной группы.
Как новая витрина влияет на продажи
Посифлора поможет узнать:
Шаг 4. Создаем календарь событий
Календарь событий — это инструмент, который помогает привязать оформление витрины к конкретным сезонам, праздникам и акциям. Это позволяет сделать витрину более динамичной и привлечь новых покупателей.
Чтобы создать календарь событий, нужно:
В таблицу с инфоповодом и датой монтажа также можно добавить столбец «Концепция витрины» и сразу прописать, каким будет дизайн и что для него понадобится.
Когда у вас есть календарь событий, вы можете заранее продумать, как будет меняться витрина в течение года. К календарю можно привязать не только дизайн, но и закупки.
У каждого бизнеса свой календарь со своими сезонами и событиями. Кто-то акцентирует внимание на скидках и новинках, кто-то — на распродажах. Поскольку цветы — это часто составляющая подарка, для цветочного бизнеса особенно важно учитывать праздники.
Например, на Новый год в витрине обычно создают инсталляцию с зимними букетами, хвойными ветками и гирляндой. На 8 Марта можно выделить один главный цветок, например хризантему, и акцентировать внимание на нем.
Шаг 5. Продумываем оформление
Перед тем как начать создавать дизайн витрины, необходимо учесть современные тренды оформления, техники выкладки товара на витрине и цвет.
Тренды. Грамотное использование ретейл-трендов помогает освежить дизайн витрины, сделать его стильным и привлечь внимание покупателя. Сейчас популярны:
Техники выкладки товара. Чтобы оформление витрины не выглядело хаотичным, полезно знать основные техники выкладки:
Цвет. В цвете тоже есть свои тренды. Каждый год Институт цвета Pantone анализирует знаковые события в сфере моды и лайфстайла, экономики, политики и социологии. На основе этого выбирают цвет года и ключевые палитры с ним.
Pantone предлагает несколько вариантов палитры с этими цветами.
Остальные палитры и их вариации можно посмотреть на сайте Pantone.
Когда определяетесь с дизайн-концепцией и бюджетом, важно понимать, что для создания продающей витрины совершенно не обязательно выставлять все цветы и демонстрировать богатый ассортимент. Цветы будут перебивать друг друга, и потенциальный покупатель не поймет, что перед ним, воспримет это как хаос.
Важнее отразить идею или инфоповод. А инфоповод легко создать одной световой надписью и поставить под нее букеты.
Разработать собственный проект витрины и подробнее узнать о приемах визуального мерчандайзинга можно на курсе «Дизайн витрин». Ближайший поток стартует 10 марта — скидка 5% по промокоду POSIFLORA.
Как расставить цветы на витрине, чтобы увеличить продажи
Флорист, декоратор, основательница сервиса @polianthes_flowers
Хорошо оформленная холодильная витрина увеличивает продажи на 30−40%, а пустые полки и хаос в холодильнике, наоборот, могут отпугнуть клиентов. Узнали у флориста и декоратора с 15-летним стажем Ирины Кныр, как выставить цветы, чтобы привлечь покупателей.
Работа над оформлением витрины похожа на процесс составления букета. В этом ремесле много творчества и фантазии, но есть и правила, без которых композиция не станет цельной и не будет привлекать внимание. Я выделила шесть основных правил оформления витрины, которая поможет увеличить продажи.
Какие задачи решает витрина
Когда вы продумываете витрину, в первую очередь стоит думать о покупателе, а не об удобстве флористов. Если букеты смотрятся гармонично, покупатели будут обращать на них внимание, а это влияет на продажи магазина. В целом витрина решает две большие задачи:
Дальше расскажу, как правильно оформлять витрину.
Правило 1. Выставляйте цветы по схеме
Витрина — лицо цветочного салона, на ней не должно быть хаоса. По тому, как она выглядит, судят о магазине, его владельце и качестве сервиса. Бардак, пустые вазы, нагромождение ассортимента может создать впечатление, что в таком магазине не умеют работать с цветами. В общем, такой магазин будет скорее отталкивать покупателей. Ну или туда будут заходить за очень экономичными вариантами. Причем люди не смогут описать, почему им не нравится, это на уровне ощущений.
Для того чтобы упорядочить весь ассортимент, используйте любую схему расстановки: с помощью рядов полок, тумб задайте направления.
Какие бывают направления:
Я рекомендую чередовать эти техники. Например, одну неделю выставить цветы в горизонтальном направлении, на следующую — в диагональном. Когда цветы стоят одинаково, витрина перестает удивлять и задерживать внимание покупателя: он уже все это видел. Постоянно меняющаяся витрина дает ощущение новизны, она удивляет и заинтересовывает.
Правило 2. Создавайте цветовые группы одного или нескольких видов растений и используйте контраст
Цвет — это сильный эмоциональный инструмент и первое, на что обращает внимание человек, когда входит в салон. С его помощью можно привлечь внимание, создать определенное настроение.
Группы одинаковых по цвету растений обращают на себя больше внимания, чем цветы, расставленные по одному. Цветы одного цвета создадут яркую эмоциональную картину и хорошо структурируют витрину. Поэтому рекомендую размещать цветы на витрине таким образом: белые с белыми, красные с красными
Подпишитесь на блог
В одной цветовой группе могут быть цветы одного и нескольких сортов. Допустим, вам пришла охапка из ста красных роз — эти цветы можно ни с чем не смешивать. Если бы пришло несколько видов красных цветов в небольшом объеме, тогда их лучше поставить вместе, чтобы создать единую красную группу. Не разбрасывайте, к примеру, красные розы и красные анемоны по разным концам витрины — поставьте их вместе. Так они привлекут больше внимания.
Создавайте фокусные точки. Сделайте один вид цветов более заметным с помощью других цветов. Например, поставьте в центре монотонной группы цветы яркого контрастного цвета. Другие растения при этом будут служить для них контрастным фоном. Например, цветы оранжевой стрелиции на фоне охапки голубой или фиолетовой гортензии смотрятся выигрышно.
Зрительное внимание человека в первую очередь привлекают видимые контрасты цвета. Расположите рядом с красной группой цветов белую или рядом с зелеными растениями розовые шапки гортензии.
Рекомендую планировать объем и ассортимент цветов с учетом схемы, которую будете использовать, чтобы делать закупку, основываясь на этом планировании. Например, сразу заказываем не только белые розы, но и белые хризантемы. Затем объединяем их в один блок и ставим рядом с красной цветовой группой: красными розами и анемонами.
Правило 3. Используйте принцип «воображаемой рамки», чтобы выделить любую группу цветов
Если хотите выделить определенные цветы, поставьте их впереди относительно других растений. Я называю это принцип «воображаемой рамки»: мысленно обведите ту зону, которую хотите выделить, в рамку из воздуха. У вас должен получиться некий оазис. Если цветы размещены на передвижных полках, можно одну из таких полок выдвинуть ближе к покупателю.
Обычно я использую это правило, когда хочу выделить какой-то особенный сорт или новинку. Представьте, вся композиция витрины линейная и только один куб выделяется — это всегда привлекает внимание.
Это правило можно применить и к букетам в вазах. Обычно их сложно гармонично интегрировать в общую картину витрины: они разноцветные, разного объема и фактуры. Тогда хорошее решение — «воображаемая рамка». Выдвигаем группу букетов вперед — получается островок. Эта зона как будто размещена отдельно, но все же относится ко всей витрине.
Правило 4. Предлагайте покупателям «total look»
Я называю термином «total look» готовые стилевые решения. Что я имею в виду: флорист создает красивую картинку на витрине для того, чтобы покупателю захотелось самостоятельно ее повторить и купить все части композиции, сколько бы она не стоила. Например, охапку цветов с зеленью и вазой. Покупатель представляет, как предлагаемое решение будет смотреться в интерьере своего дома, и покупает его целиком.
Готовые стилевые решения помогают, когда покупатели не могут представить, как будут выглядеть разные цветы в букете и увидеть, как они будут смотреться. Мы даем ему готовый вариант.
Под «total look» я понимаю уже подобранный по стилю, форме, цвету и размеру набор цветов и вазу к ним. Допустим, гармонично сочетаются в одной вазе бордовые каллы и коралловые тюльпаны за счет контрастных цветов и благодаря похожим стеблям. Увидев интересное стилевое решение, клиент, возможно, захочет купить всю композицию вместе.
В моей практике не раз были случаи, когда покупатели засматривались на сочетание нескольких видов цветов на витринах и покупали охапки этих цветов сразу с теми же вазами.
Правило 5. Демонстрируйте преимущества каждого цветка: ставьте его «рабочей» стороной к покупателю
Каждый цветок имеет свои особенности: у розы, например, красивый бутон, у амариллиса, каллы — изумительный стебель. Размещайте цветы на витрине так, чтобы покупатель сразу видел преимущества каждого. Если это розы, то ставьте их ниже уровня глаз или под наклоном, чтобы можно было разглядеть бутон с лучшего ракурса. Не нужно их ставить высоко. Амариллисы, каллы будут лучше просматриваться в прозрачной стеклянной вазе, размещенной на уровне глаз.
Казалось бы, очевидное правило, но флористы часто делают ошибки: размещают весь ассортимент в один ряд: и низкие, и высокие растения. Так покупателю сложно считать, в чем особенность каждого цветка, как они могут дополнять друг друга. Он видит только «головы», не видит выигрышные сочетания. Чтобы цветы покупались, они должны быть видны.
Показывайте преимущества каждого цветка на витрине. Люди обычно фотографируются с учетом своего лучшего ракурса или «рабочей» стороны. Такой же подход и должен быть к цветам при оформлении витрины. Поставьте их так, чтобы вся красота была видна.
При оформлении витрины обязательно учитывайте фактурность цветка, его листьев и то, как это лучше продемонстрировать. Поверьте, на это обращают внимание клиенты. Допустим, бархатистость тюльпанов хорошо сочетается с экзотическими листьями. Увидев такое сочетание, покупать не сможет остановиться только на одних тюльпанах, он наверняка захочет купить композицию целиком.
Правило 6. Выделяйте лучшие места витрины для самых продаваемых цветов
Все пространство на витрине можно условно поделить на три типа: приоритетные полки — те, что в центре, на уровне глаз покупателя — нижние и верхние полки. Каждая из них играет свою роль, их важно использовать по максимуму.
На приоритетные полки рекомендую ставить цветы, которые приносят наибольшую прибыль. Допустим, ваша ЦА больше других цветов покупает розы определенного сорта — поставьте их в центр.
Время от времени приоритетные полки можно использовать для привлечения внимания к конкретному цветку. Например, к растению с коротким сроком жизни — это могут быть латурусы — или тем, что плохо продаются. Выставляя такой ассортимент на самые видные места, вы можете уменьшить списания.
Хотите уменьшить количество списаний?
Посифлора помогает всегда быть в курсе остатков по каждому цветку и вовремя планировать закупку. Чтобы не выкидывать цветы — оставьте заявку, и мы подскажем, как это работает.
Нижние полки можно использовать для резервных или низких цветов, таких как гиацинты, мускари — для тех, которые сверху лучше просматриваются. Здесь же можно разместить готовые букеты. Они также хорошо просматриваются при взгляде сверху.
Верхние полки подходят для цветов с длинными стеблями, цветущих веток и растений, которые не представляют покупательской ценности.
Распространенная ошибка — не использовать верхний ярус, то есть витрина заканчивается посередине, а пространство с середины витрины до потолка остается незаполненным. Используйте это пространство по максимуму: так вы создадите высоту, витрина будет смотреться эффектнее и привлекать больше внимания.
Весной можно срезать растения с молодыми листьями или соцветиями и размещать в вазах на верхних полках: смотрится свежо и по-весеннему. Или, допустим, поставьте цветущую форзицию. Все эти растения не нужно рассматривать, но они играют на витрине свою роль.
Флористика для начинающих
Флористика, или флористический дизайн – это искусство составления букетов и других композиций из различных природных материалов – цветов, листьев, трав, фруктов и т. д. Некоторые ухитряются, создать букеты из сухофруктов, мягких игрушек, конфет и даже носков. Чтобы стать профессиональным флористом, необходимо пройти специальное обучение. Но изучив эту статью, вы уже сегодня сможете самостоятельно составить изумительно красивый букет.
Содержание
Материалы и инструменты
Для создания флористических композиций необходимо приготовить следующие материалы.
Что касается инструментов, то в первую очередь вам потребуются:
Эти инструменты желательно иметь по паре: один – для бытовых целей (нарезать ленты, бумагу и т.д.), другой – строго для срезки и обработки цветов. Держите инструменты всегда острозаточенными. Тупые лезвия портят растения, и это негативно сказывается на общем качестве композиции.
Инструменты для флористики должны быть хорошего качества, чтобы ими было удобно и легко работать. Дешевые модели, как правило, очень быстро выходят из строя.
Принципы составления флористических композиций
Во флористике, как и в любом другом искусстве, существуют свои правила и принципы, которым необходимо строго следовать, чтобы создать красивую композицию, радующую глаз. На авось не составляют букеты даже очень опытные флористы.
В идеале флористическая композиция должна отвечать следующим требованиям:
Разберем подробнее каждое качество, чтобы вы свободно ориентировались в теории флористики.
Стили флористики
Декоративный стиль применяют в основном для составления букетов. Остальные чаще всего встречаются в оформлении интерьера.
Динамичность и точки фокуса
Если правильно расположить элементы, то композиция получится динамичной. Рассматривая ее, человек будет перемещать взгляд от одного растения к другому, и это доставит не только эстетическое удовольствие, но и расслабит и снимет стресс.
Точка фокуса – самый главный элемент, который привлекает внимание в первую очередь, от него строится вся композиция. Допускается наличие нескольких точек фокуса. Это может быть крупный цветок, листья необычной формы, различная степень раскрытия бутонов, разное по высоте положение цветов.
Как сочетать фактуры в композиции?
Каждый цветок имеет свою поверхность листьев и лепестков. Это и называется растительной фактурой. Ее очень важно учитывать при составлении букета. Фактуры делят на несколько групп.
При составлении композиции принято соединять цветы либо максимально близкие по фактуре, либо строго противоположные. Например, блестящие цветы отлично смотрятся на фоне матовых бархатистых листьев.
Как сочетать растения в зависимости от структуры?
Если вы хотите, чтобы букет смотрелся гармонично, крайне важно учитывать структуру используемых цветов. В зависимости от величины и формы листьев, бутонов и соцветий, растения принято делить на три группы.
Большие – пионы, лилии, гладиолусы, дельфиниум, крупные хризантемы. Эти цветы всегда доминируют в букете, поэтому их лучше не смешивать друг с другом. Наиболее выигрышно они смотрятся с менее крупными цветами. В этом случае букет получится пышным и выразительным.
Средние – гвоздики, розы, хризантемы, герберы – подходят абсолютно для любых композиций. Их располагают либо ниже больших цветов, либо выше малых растений.
Малые – к этой группе относятся кустовые астры, кустовые мелкие розы, маргаритки, тюльпаны. Из них получаются замечательные небольшие букеты.
При составлении букета важно учитывать и особенности роста растений, ведь их стебли могут расти прямо вверх, ниспадать или причудливо извиваться.
Сочетая растения, разные по фактуре и структуре, старайтесь, чтобы каждый цветок сохранил индивидуальность и в то же время органично вписался в композицию.
Правило золотого сечения
Золотое сечение – это основа основ, которую обязан знать и строго соблюдать каждый флорист. Оно означает, что гармоничность композиции достигается путем соблюдения при ее сборке определенных пропорций. Благодаря этому композиция выглядит как единое целое.
Во флористике используются соотношения 2:3 и 3:5:8. Рассмотрим подробнее, как они применяются на практике.
Начинающим флористам полезно копировать композиции, составленные опытными мастерами, и внимательно следить за соблюдением соотношений. Так, профессиональное чувство пропорциональности придет само собой
Симметрия или асимметрия?
Мысленно проведите геометрическую ось ровно посередине композиции. Если материал находится на равном расстоянии от нее, то это говорит о симметрии. Если все части выглядят по-разному, то это асимметрия.
При симметрии в центр композиции помещают основные элементы. Остальные элементы менее значительны, они дополняют главные, подчеркивают их цвет и форму. Симметричные композиции обычно используются в торжественных случаях, а также при оформлении официальных мероприятий, офисных пространств.
При асимметрии главные элементы размещаются не строго по оси, а в отклонении от нее, но при этом важновыдерживатьсоотношение 3:5:8, о котором мы писали выше.
Асимметричные композиции обычно составляют для украшения праздничных мероприятий и пространств, предназначенных для отдыха и досуга.
Что еще важно знать?
Во-первых, не лишним будет изучить язык цветов. Несмотря на то, что эта традиция немного устарела, многие люди находят ее очень красивой и романтичной. Выучить основные «фразы» и «слова» помогут специальные справочники.
Во-вторых, обязательно учитывайте повод, по которому составляете букет. Одни цветы традиционно сопровождают похороны, другие – свадьбы, свидания, дни рождения, третьи – уместны только в деловых композициях. Палитры и оформление во всех случаях совершенно разные.
В-третьих, многие растения являются заклятыми врагами, а некоторые, наоборот, дружат между собой и даже лечат друг друга. Сочетаемость цветов обязательно уточняйте по справочнику цветовода.
Как видите, составление букета из живых растений – это кропотливый труд, требующий от флориста вдумчивости, знания основ геометрии и биологических особенностей каждого цветка.
Флористические техники
Давайте рассмотрим несколько основных техник для составления красивой гармоничной флористической композиции.
Как составить композицию, посмотрите в этом видео
Составить букет можно даже из одного цветка, главное – красиво и необычно его оформить, соблюдая правила флористики, как это показано, в этом видео
Что важно знать о букетах из искусственных цветов?
Основное преимущество искусственных цветов перед живыми – то, что они долговечны и могут находиться там, где настоящие растения не выживут. Если вы решили составить композицию из искусственных цветов, выбирайте качественные изделия. Они очень красивы и выглядят естественно, а также дольше радуют насыщенным цветом и идеальной формой.
Букеты из искусственных цветов собираются по тем же принципам, что и из живых. Но здесь важно учитывать место размещения композиции. Подскажем вам несколько интересных идей.
Также с искусственными растениями можно создать интересные настенные панно, коллажи и другие композиции, которые станут главным украшением интерьера.
Как сделать букет из конфет?
Знание флористики пригодится, если вы захотите оригинально поздравить близкого человека сладким подарком. Для этого вам понадобится:
Мастер-класс: делаем цветочную композицию в коробке
Палитру подберите по цветовому кругу. Схему расположения цветов нарисуйте заранее, чтобы случайно не повредить растения при выкладывании.
Полезные советы новичкам
Еще несколько полезных советов вы найдете в этом видео
Готовые работы и идеи для творчества
Если вы только начали осваивать искусство флористики, и не уверены в своих силах, то советуем сначала посмотреть готовые букеты от опытных мастеров и попробовать повторить их этюды.
Не бойтесь экспериментировать и вскоре вы обязательно всему научитесь!